село красный остров история
Красный Остров (Нижегородская область)
Кра́сный О́стров (тат. Krasnay, Краснай ) — село в Сеченовском районе Нижегородской области, административный центр Красноостровского сельсовета.
Это единственное татарское село в районе.
История
В 1790 г. в Красном Острове насчитывалось 139 дворов, проживал 931 человек (477 мужчин, 454 женщины). Жители обрабатывали земли площадью в 3451,5 десятины. Действовало шесть ветряных мельниц.
В следующем, XIX веке, в Красном Острове насчитывалось около 1000 хозяйств и до 5000 жителей. Можно отметить наличие зажиточного (торгового) слоя. Так, к 1917 г. в селе проживало 18 купцов, двое из которых имели капитал до 100 тысяч рублей. По их инициативе было создано и функционировало «Ссудно-сберегательное товарищество» во главе с купцом и муллой. 60 дворов имели купчую землю, приобретенную через крестьянский поземельный банк, от 10 десятин на хозяйство и больше. До 1918 г. при мечети действовало медресе.
До конца 20-х гг. двадцатого столетия в селе существовало шесть мечетей. Количество верующих (на ноябрь 1923 г.) распределялось по приходам следующим образом: первое магометанское общество (так в источнике — авт.) — 105 человек, второе — 148, третье — 144, четвертое — 126, пятое — 123 и шестое — 102 человека.
В 1927 г. приходами руководили: Ахмет и Шамин Няжметдиновы (первая мечеть), Тотжетдин Бедретдинов и Харетдин Сабиров (вторая мечеть), Халим Фетяхетдинов и Хутат Арифуллов (третья мечеть), Шамер-дян Нуруллов — имам и Жамалетдин Хабибуллов — азанчей (четвертая мечеть), Мухамет Фяхретдинов (пятая мечеть) и Абдулкан Ахтянов (шестая мечеть).
В конце 20-х гг. была закрыта одна из мечетей. Далее события развивались стремительно. К 1930 г. относится закрытие сразу трех мечетей. Причем эти три храма попали в волну «ликвидации», охватившую ряд деревень Кзыл-Октябрьского района. Тогда, в 1930-м было уничтожено сразу 16 мечетей. По этому поводу во ВЦИК поступило 5 заявлений с просьбами обжаловать решение президиума местного крайисполкома. Предлогом к закрытию послужило то обстоятельство, что у половины детей в тех деревнях, в которых ликвидировали мечети, не было возможности учиться из-за отсутствия школьных зданий. Среди пяти протестов три исходили от жителей Красного Острова. Исполком просил ВЦИК не рассматривать жалобы мусульман, ссылаясь на то, что в селе осталось две действующих мечети.
В 1936 г. из двух оставшихся была закрыта еще одна (шестая соборная) мечеть. 17 января 1936 г. 176 жителей села собрались на митинг, чтобы решить, какой будет судьба шестой соборной. Процитировав слова «Нашего великого Вождя тов. Сталина» о том, что «мы должны жить культурно и зажиточно» и отметив, что «наша темная отсталая деревня Красный Остров, забитая царскими приспешниками, земскими начальниками, муллами и капиталистами, на сей день стала неузнаваемой», председатель сельсовета Жамалетдинов предложил закрыть мечеть, что и было сделано. В дальнейшем здание мечети приспособили под клуб.
В 1935 г. мулла Абдулла Хайретдинов (родился в 1885 г.) был осужден на пять лет ИТЛ. Тогда же азанчей мечети Исмаил Самерханов (1876 г. р.) был арестован и тоже осужден на пять лет ИТЛ. Священнослужитель Ахмет Няжметдинов (1870—1937) был расстрелян в роковом 1937 г. Очень тяжело сложилась судьба имама Мухисина Фахретдинова (1885—1937). Впервые он был арестован на два месяца в 1930 г., затем в 1935 г., в последний раз в 1937 г. и в конце ноября того же года расстрелян.
В 1938 г. перестала существовать последняя мечеть села. Первого февраля решение о ее закрытии, принятое президиумом облисполкома, вступило в законную силу. По просьбе жителей деревни здание первой соборной мечети было переоборудовано под родильный дом.
Последняя действующая мечеть прекратила существование в марте 1939 г. Тогда, опираясь на решение жителей села (на собрании присутствовало 76 человек), власти передали здание храма под дом престарелых. Мечеть сочли «оплотом контрреволюции», так как в ней, якобы, действовали «враги народа», в том числе Ахмет — мулла.
После Великой Отечественной войны молебствия осуществлялись в частных домах. С. Феткуллин (1879 г. р.) являлся главой незарегистрированного мусульманского общества.
В марте 1989 г. в исполком Сеченовского райсовета народных депутатов Горьковской области от верующих села Красный Остров было подано заявление следующего содержания: «Для совместного удовлетворения религиозных потребностей, мы, граждане, в количестве 25 человек, принадлежащие к мусульманской религии «Ислам», в честь юбилея — 1100-летия принятия Ислама нашими предками — булгарами, официальное празднование которого будет проходить в августе 1989 г. всеми мусульманами, составляющими около 1/5 часть населения земли, желаем образовать религиозное общество «Встреча» («Курешу»). ». В ноябре того же года общество было зарегистрировано, а председателем его избрали Хайруллу Багаутдиновича Алиходжина. В распоряжение верующих было передано здание бывшей мечети.
В настоящее время имамом мечети является Саяр Абдуллович Халилулин (1928 г. р.).
(взято из книги: История исламских общин Нижегородской области Сенюткин С.Б., Идрисов У.Ю., Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н. Нижний Новгород, 1998 г.)
Выдающиеся уроженцы
Здесь родились классик татарской литературы Кави Наджми, депутат Второй государственной Думы Габдулла Нежметдинов, депутат Верховного Совета РСФСР первого созыва Халил Сулейманов, многие известные ученые, врачи, педагоги и журналисты.
Свои корни из Красного Острова имеет шахматный патриарх Советского Союза Рашид Нежметдинов, а также известный футболист, полузащитник английского клуба «Эвертон» и сборной России Динияр Билялетдинов.
Среди уроженцев Красного Острова немало и служителей религии, многие из которых принадлежали двум видным династиям имамов: Нежметдиновых и Ахтямовых-Фаттахуддиновых. Родом отсюда мусульманский ученый и просветитель Хусаин Фаизханов, третий всероссийский муфтий Габдульвахид Сулейманов и Абдулвадуд Фаттахуддинов – третий имам МосковскойСоборной мечети.
Сабантуй
Традиция устраивать Сабантуй в селе Красный Остров возродилась в 2006 году после 10-летнего перерыва, с тех пор этот праздник устраивается в селе ежегодно; для многих выходцев из Красного Острова это становится поводом для того, чтобы посетить родное село.
Село Красный Остров
Село в Сеченовском районе Нижегородской области, административный центр Красноостровского сельсовета.
Это единственное татарское село в районе.
История
В 1790 г. в Красном Острове насчитывалось 139 дворов, проживал 931 человек (477 мужчин, 454 женщины). Жители обрабатывали земли площадью в 3451,5 десятины. Действовало шесть ветряных мельниц.
В следующем, XIX веке, в Красном Острове насчитывалось около 1000 хозяйств и до 5000 жителей. Можно отметить наличие зажиточного (торгового) слоя.
Так, к 1917 г. в селе проживало 18 купцов, двое из которых имели капитал до 100 тысяч рублей. По их инициативе было создано и функционировало «Ссудно-сберегательное товарищество» во главе с купцом и муллой. 60 дворов имели купчую землю, приобретенную через крестьянский поземельный банк, от 10 десятин на хозяйство и больше. До 1918 г. при мечети действовало медресе.
До конца 20-х гг. двадцатого столетия в селе существовало шесть мечетей. Количество верующих (на ноябрь 1923 г.) распределялось по приходам следующим образом: первое магометанское общество (так в источнике — авт.) — 105 человек, второе — 148, третье — 144, четвертое — 126, пятое — 123 и шестое — 102 человека.
В 1927 г. приходами руководили: Ахмет и Шамин Няжметдиновы (первая мечеть), Тотжетдин Бедретдинов и Харетдин Сабиров (вторая мечеть), Халим Фетяхетдинов и Хутат Арифуллов (третья мечеть), Шамер-дян Нуруллов — имам и Жамалетдин Хабибуллов — азанчей (четвертая мечеть), Мухамет Фяхретдинов (пятая мечеть) и Абдулкан Ахтянов (шестая мечеть).
В конце 20-х гг. была закрыта одна из мечетей. Далее события развивались стремительно. К 1930 г. относится закрытие сразу трех мечетей. Причем эти три храма попали в волну «ликвидации», охватившую ряд деревень Кзыл-Октябрьского района. Тогда, в 1930-м было уничтожено сразу 16 мечетей. По этому поводу во ВЦИК поступило 5 заявлений с просьбами обжаловать решение президиума местного крайисполкома. Предлогом к закрытию послужило то обстоятельство, что у половины детей в тех деревнях, в которых ликвидировали мечети, не было возможности учиться из-за отсутствия школьных зданий. Среди пяти протестов три исходили от жителей Красного Острова. Исполком просил ВЦИК не рассматривать жалобы мусульман, ссылаясь на то, что в селе осталось две действующих мечети.
В 1936 г. из двух оставшихся была закрыта еще одна (шестая соборная) мечеть. 17 января 1936 г. 176 жителей села собрались на митинг, чтобы решить, какой будет судьба шестой соборной. Процитировав слова «Нашего великого Вождя тов. Сталина» о том, что «мы должны жить культурно и зажиточно» и отметив, что «наша темная отсталая деревня Красный Остров, забитая царскими приспешниками, земскими начальниками, муллами и капиталистами, на сей день стала неузнаваемой», председатель сельсовета Жамалетдинов предложил закрыть мечеть, что и было сделано. В дальнейшем здание мечети приспособили под клуб.
В 1935 г. мулла Абдулла Хайретдинов (родился в 1885 г.) был осужден на пять лет ИТЛ. Тогда же азанчей мечети Исмаил Самерханов (1876 г. р.) был арестован и тоже осужден на пять лет ИТЛ. Священнослужитель Ахмет Няжметдинов (1870—1937) был расстрелян в роковом 1937 г. Очень тяжело сложилась судьба имама Мухисина Фахретдинова (1885—1937). Впервые он был арестован на два месяца в 1930 г., затем в 1935 г., в последний раз в 1937 г. и в конце ноября того же года расстрелян.
В 1938 г. перестала существовать последняя мечеть села. Первого февраля решение о ее закрытии, принятое президиумом облисполкома, вступило в законную силу. По просьбе жителей деревни здание первой соборной мечети было переоборудовано под родильный дом.
Последняя действующая мечеть прекратила существование в марте 1939 г. Тогда, опираясь на решение жителей села (на собрании присутствовало 76 человек), власти передали здание храма под дом престарелых. Мечеть сочли «оплотом контрреволюции», так как в ней, якобы, действовали «враги народа», в том числе Ахмет — мулла.
После Великой Отечественной войны молебствия осуществлялись в частных домах. С. Феткуллин (1879 г. р.) являлся главой незарегистрированного мусульманского общества.
В марте 1989 г. в исполком Сеченовского райсовета народных депутатов Горьковской области от верующих села Красный Остров было подано заявление следующего содержания: «Для совместного удовлетворения религиозных потребностей, мы, граждане, в количестве 25 человек, принадлежащие к мусульманской религии «Ислам», в честь юбилея — 1100-летия принятия Ислама нашими предками — булгарами, официальное празднование которого будет проходить в августе 1989 г. всеми мусульманами, составляющими около 1/5 часть населения земли, желаем образовать религиозное общество «Встреча» («Курешу»). ». В ноябре того же года общество было зарегистрировано, а председателем его избрали Хайруллу Багаутдиновича Алиходжина. В распоряжение верующих было передано здание бывшей мечети.
В настоящее время имамом мечети является Саяр Абдуллович Халилулин (1928 г. р.). (взято из книги: История исламских общин Нижегородской области Сенюткин С.Б., Идрисов У.Ю., Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н. Нижний Новгород, 1998 г.)
Выдающиеся уроженцы
Здесь родились классик татарской литературы Кави Наджми, депутат Второй государственной Думы Габдулла Нежметдинов, депутат Верховного Совета РСФСР первого созыва Халил Сулейманов, многие известные ученые, врачи, педагоги и журналисты.
Свои корни из Красного Острова имеет шахматный патриарх Советского Союза Рашид Нежметдинов, а также известный футболист, полузащитник английского клуба «Эвертон» и сборной России Динияр Билялетдинов.
Среди уроженцев Красного Острова немало и служителей религии, многие из которых принадлежали двум видным династиям имамов: Нежметдиновых и Ахтямовых-Фаттахуддиновых. Родом отсюда мусульманский ученый и просветитель Хусаин Фаизханов, третий всероссийский муфтий Габдульвахид Сулейманов и Абдулвадуд Фаттахуддинов – третий имам МосковскойСоборной мечети.
Сабантуй
Традиция устраивать Сабантуй в селе Красный Остров возродилась в 2006 году после 10 летнего перерыва. Теперь праздник устраивается каждый год. Для многих выходцев из Красного Острова это становится поводом для того чтобы посетить родное село.
Село Красный Остров
Село в Сеченовском районе Нижегородской области, административный центр Красноостровского сельсовета.
Это единственное татарское село в районе.
История
В 1790 г. в Красном Острове насчитывалось 139 дворов, проживал 931 человек (477 мужчин, 454 женщины). Жители обрабатывали земли площадью в 3451,5 десятины. Действовало шесть ветряных мельниц.
В следующем, XIX веке, в Красном Острове насчитывалось около 1000 хозяйств и до 5000 жителей. Можно отметить наличие зажиточного (торгового) слоя.
Так, к 1917 г. в селе проживало 18 купцов, двое из которых имели капитал до 100 тысяч рублей. По их инициативе было создано и функционировало «Ссудно-сберегательное товарищество» во главе с купцом и муллой. 60 дворов имели купчую землю, приобретенную через крестьянский поземельный банк, от 10 десятин на хозяйство и больше. До 1918 г. при мечети действовало медресе.
До конца 20-х гг. двадцатого столетия в селе существовало шесть мечетей. Количество верующих (на ноябрь 1923 г.) распределялось по приходам следующим образом: первое магометанское общество (так в источнике — авт.) — 105 человек, второе — 148, третье — 144, четвертое — 126, пятое — 123 и шестое — 102 человека.
В 1927 г. приходами руководили: Ахмет и Шамин Няжметдиновы (первая мечеть), Тотжетдин Бедретдинов и Харетдин Сабиров (вторая мечеть), Халим Фетяхетдинов и Хутат Арифуллов (третья мечеть), Шамер-дян Нуруллов — имам и Жамалетдин Хабибуллов — азанчей (четвертая мечеть), Мухамет Фяхретдинов (пятая мечеть) и Абдулкан Ахтянов (шестая мечеть).
В конце 20-х гг. была закрыта одна из мечетей. Далее события развивались стремительно. К 1930 г. относится закрытие сразу трех мечетей. Причем эти три храма попали в волну «ликвидации», охватившую ряд деревень Кзыл-Октябрьского района. Тогда, в 1930-м было уничтожено сразу 16 мечетей. По этому поводу во ВЦИК поступило 5 заявлений с просьбами обжаловать решение президиума местного крайисполкома. Предлогом к закрытию послужило то обстоятельство, что у половины детей в тех деревнях, в которых ликвидировали мечети, не было возможности учиться из-за отсутствия школьных зданий. Среди пяти протестов три исходили от жителей Красного Острова. Исполком просил ВЦИК не рассматривать жалобы мусульман, ссылаясь на то, что в селе осталось две действующих мечети.
В 1936 г. из двух оставшихся была закрыта еще одна (шестая соборная) мечеть. 17 января 1936 г. 176 жителей села собрались на митинг, чтобы решить, какой будет судьба шестой соборной. Процитировав слова «Нашего великого Вождя тов. Сталина» о том, что «мы должны жить культурно и зажиточно» и отметив, что «наша темная отсталая деревня Красный Остров, забитая царскими приспешниками, земскими начальниками, муллами и капиталистами, на сей день стала неузнаваемой», председатель сельсовета Жамалетдинов предложил закрыть мечеть, что и было сделано. В дальнейшем здание мечети приспособили под клуб.
В 1935 г. мулла Абдулла Хайретдинов (родился в 1885 г.) был осужден на пять лет ИТЛ. Тогда же азанчей мечети Исмаил Самерханов (1876 г. р.) был арестован и тоже осужден на пять лет ИТЛ. Священнослужитель Ахмет Няжметдинов (1870—1937) был расстрелян в роковом 1937 г. Очень тяжело сложилась судьба имама Мухисина Фахретдинова (1885—1937). Впервые он был арестован на два месяца в 1930 г., затем в 1935 г., в последний раз в 1937 г. и в конце ноября того же года расстрелян.
В 1938 г. перестала существовать последняя мечеть села. Первого февраля решение о ее закрытии, принятое президиумом облисполкома, вступило в законную силу. По просьбе жителей деревни здание первой соборной мечети было переоборудовано под родильный дом.
Последняя действующая мечеть прекратила существование в марте 1939 г. Тогда, опираясь на решение жителей села (на собрании присутствовало 76 человек), власти передали здание храма под дом престарелых. Мечеть сочли «оплотом контрреволюции», так как в ней, якобы, действовали «враги народа», в том числе Ахмет — мулла.
После Великой Отечественной войны молебствия осуществлялись в частных домах. С. Феткуллин (1879 г. р.) являлся главой незарегистрированного мусульманского общества.
В марте 1989 г. в исполком Сеченовского райсовета народных депутатов Горьковской области от верующих села Красный Остров было подано заявление следующего содержания: «Для совместного удовлетворения религиозных потребностей, мы, граждане, в количестве 25 человек, принадлежащие к мусульманской религии «Ислам», в честь юбилея — 1100-летия принятия Ислама нашими предками — булгарами, официальное празднование которого будет проходить в августе 1989 г. всеми мусульманами, составляющими около 1/5 часть населения земли, желаем образовать религиозное общество «Встреча» («Курешу»). ». В ноябре того же года общество было зарегистрировано, а председателем его избрали Хайруллу Багаутдиновича Алиходжина. В распоряжение верующих было передано здание бывшей мечети.
В настоящее время имамом мечети является Саяр Абдуллович Халилулин (1928 г. р.). (взято из книги: История исламских общин Нижегородской области Сенюткин С.Б., Идрисов У.Ю., Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н. Нижний Новгород, 1998 г.)
Выдающиеся уроженцы
Здесь родились классик татарской литературы Кави Наджми, депутат Второй государственной Думы Габдулла Нежметдинов, депутат Верховного Совета РСФСР первого созыва Халил Сулейманов, многие известные ученые, врачи, педагоги и журналисты.
Свои корни из Красного Острова имеет шахматный патриарх Советского Союза Рашид Нежметдинов, а также известный футболист, полузащитник английского клуба «Эвертон» и сборной России Динияр Билялетдинов.
Среди уроженцев Красного Острова немало и служителей религии, многие из которых принадлежали двум видным династиям имамов: Нежметдиновых и Ахтямовых-Фаттахуддиновых. Родом отсюда мусульманский ученый и просветитель Хусаин Фаизханов, третий всероссийский муфтий Габдульвахид Сулейманов и Абдулвадуд Фаттахуддинов – третий имам МосковскойСоборной мечети.
Сабантуй
Традиция устраивать Сабантуй в селе Красный Остров возродилась в 2006 году после 10 летнего перерыва. Теперь праздник устраивается каждый год. Для многих выходцев из Красного Острова это становится поводом для того чтобы посетить родное село.
Красный Остров (Нижегородская область) Посмотреть на карте
Страна | Россия |
Субъект федерации | Нижегородская область |
Муниципальный район | Сеченовский |
Сельское поселение | Красноостровский сельсовет |
Часовой пояс | UTC+4 |
Конфессиональный состав | мусульмане[источник не указан 915 дней] |
Координаты | Координаты: 55°19′46″ с. ш. 46°02′28″ в. д. / 55.329444° с. ш. 46.041111° в. д. (G) (O) (Я)55°19′46″ с. ш. 46°02′28″ в. д. / 55.329444° с. ш. 46.041111° в. д. (G) (O) (Я) |
Телефонный код | +7 8319334 |
Официальный сайт | [yabalak.ucoz.ru yabalak.ucoz.ru] |
Код ОКАТО | 22 249 828 001 |
Национальный состав | татары[источник не указан 915 дней] |
Почтовый индекс | 607567 |
Автомобильный код | 52, 152 |
Красный Остров
Красный Остров (тат. Krasnay, Краснай) — село в Сеченовском районе Нижегородской области, административный центр Красноостровского сельсовета.
Это единственное татарское село в районе.
Сабантуй
Сабантуй 2006
Традиция устраивать Сабантуй в селе Красный Остров возродилась в 2006 году после 10 летнего перерыва. Теперь праздник устраивается каждый год. Для многих выходцев из Красного Острова это становится поводом для того чтобы посетить родное село.
История
В 1790 г. в Красном Острове насчитывалось 139 дворов, проживал 931 человек (477 мужчин, 454 женщины). Жители обрабатывали земли площадью в 3451,5 десятины. Действовало шесть ветряных мельниц.
В следующем, XIX веке, в Красном Острове насчитывалось около 1000 хозяйств и до 5000 жителей. Можно отметить наличие зажиточного (торгового) слоя. Так, к 1917 г. в селе проживало 18 купцов, двое из которых имели капитал до 100 тысяч рублей. По их инициативе было создано и функционировало «Ссудно-сберегательное товарищество» во главе с купцом и муллой. 60 дворов имели купчую землю, приобретенную через крестьянский поземельный банк, от 10 десятин на хозяйство и больше. До 1918 г. при мечети действовало медресе.
До конца 20-х гг. двадцатого столетия в селе существовало шесть мечетей. Количество верующих (на ноябрь 1923 г.) распределялось по приходам следующим образом: первое магометанское общество (так в источнике — авт.) — 105 человек, второе — 148, третье — 144, четвертое — 126, пятое — 123 и шестое — 102 человека.
В 1927 г. приходами руководили: Ахмет и Шамин Няжметдиновы (первая мечеть), Тотжетдин Бедретдинов и Харетдин Сабиров (вторая мечеть), Халим Фетяхетдинов и Хутат Арифуллов (третья мечеть), Шамер-дян Нуруллов — имам и Жамалетдин Хабибуллов — азанчей (четвертая мечеть), Мухамет Фяхретдинов (пятая мечеть) и Абдулкан Ахтянов (шестая мечеть).
В конце 20-х гг. была закрыта одна из мечетей. Далее события развивались стремительно. К 1930 г. относится закрытие сразу трех мечетей. Причем эти три храма попали в волну «ликвидации», охватившую ряд деревень Кзыл-Октябрьского района. Тогда, в 1930-м было уничтожено сразу 16 мечетей. По этому поводу во ВЦИК поступило 5 заявлений с просьбами обжаловать решение президиума местного крайисполкома. Предлогом к закрытию послужило то обстоятельство, что у половины детей в тех деревнях, в которых ликвидировали мечети, не было возможности учиться из-за отсутствия школьных зданий. Среди пяти протестов три исходили от жителей Красного Острова. Исполком просил ВЦИК не рассматривать жалобы мусульман, ссылаясь на то, что в селе осталось две действующих мечети.
В 1936 г. из двух оставшихся была закрыта еще одна (шестая соборная) мечеть. 17 января 1936 г. 176 жителей села собрались на митинг, чтобы решить, какой будет судьба шестой соборной. Процитировав слова «Нашего великого Вождя тов. Сталина» о том, что «мы должны жить культурно и зажиточно» и отметив, что «наша темная отсталая деревня Красный Остров, забитая царскими приспешниками, земскими начальниками, муллами и капиталистами, на сей день стала неузнаваемой», председатель сельсовета Жамалетдинов предложил закрыть мечеть, что и было сделано. В дальнейшем здание мечети приспособили под клуб.
В 1935 г. мулла Абдулла Хайретдинов (родился в 1885 г.) был осужден на пять лет ИТЛ. Тогда же азанчей мечети Исмаил Самерханов (1876 г. р.) был арестован и тоже осужден на пять лет ИТЛ. Священнослужитель Ахмет Няжметдинов (1870—1937) был расстрелян в роковом 1937 г. Очень тяжело сложилась судьба имама Мухисина Фахретдинова (1885—1937). Впервые он был арестован на два месяца в 1930 г., затем в 1935 г., в последний раз в 1937 г. и в конце ноября того же года расстрелян.
Село красный остров история
Татарское крестьянство как объект репрессивной политики советской власти (на материалах истории селения Красный Остров Нижегородской области в 1930-е годы)
Архивные источники дают исследователям возможность на конкретном материале повседневности представить эпизоды из жизни нижегородских татарских селений в разные периоды их истории, осознать те трудности и проблемы, которые преодолевались татарами-мусульманами. Серьезные перемены в жизни «татарского юга Нижегородчины» связаны, и это вполне понятно, с изменением политической ситуации в России, с приходом к власти партии большевиков и с теми новациями, которые определились в ее политике в связи со строительством социализма.
Цель статьи — разобраться в причинах, сути и последствиях обозначенной ситуации, опираясь на имеющиеся в архивах источники.
Появившийся в советской деревне к концу 20‑х годов в результате предыдущих действий властей слой зажиточных крестьян стал объектом репрессивной политики. К тому времени деревня была уже расколота во всех смыслах: имущественном (социально-экономически), классовом (идеологически), по возможностям взаимодействовать с властью (политически). Это означало, с точки зрения проведения репрессивных действий, что у власти в самой деревне была поддержка со стороны значительной части бедняков и середняков, что облегчало уничтожение зажиточных крестьян.
В колхозе на момент подачи жалобы насчитывалось 90 хозяйств. 25 апреля 1930 года на общем собрании жители татарской деревни Красный Остров решили, как было заявлено, «землю делить сообща — совместно с 14 раскулаченными хозяйствами».
30 апреля 1930 года прошло еще одно общее собрание с критикой сельсовета. Было решено отвести землю раскулаченным наряду с другими красноостровцами. Написано и отправлено ходатайство во ВЦИК, для чего в центр были делегированы за счет общества специальные представители.
21 мая на общем собрании красноостровцы решили не соглашаться с налоговой политикой властей. Ситуация усугублялась тем, что группа женщин избила члена правления колхоза Абдрахманова.
Собрания шли чередой. 18 июня 1930 года вновь проходило общее собрание граждан деревни Красный Остров Арзамасского округа Нижегородского края. В нем участвовало 310 человек. Они вынесли постановление — «признать раскулачивание неправильным».
Подводя итог такому пониманию политики партии, один из сторонников ее линии в решении крестьянского вопроса, Айбятов, заявил: «В таком настроении масса далеко не уйдет и не может уйти». Особенно ему претило то, что жители впустили раскулаченных в свои дома. Произошло, по его мнению, то, что было полной противоположностью политике партии: вместо ликвидации кулачества как класса случилось сращивание массы с кулачеством. «Нужна решительная борьба», — подчеркнул тов. Айбятов.
Среди бедняков были те, кто решительно поддерживал сильные красноостровские хозяйства. Например, Хайрулла Махмутов, выступая на собрании, говорил, обращаясь к малоимущим: «Я вижу, вы боитесь, как кролики, но бояться нечего. У нас раскулачили 14 хозяйств. Но кто их раскулачил? Я буду биться до последней капли крови. Пусть меня убьют, но я знаю, что пострадаю за общество… Мне Г. П. У. обещали горячие блины, но ничего не сделали (так в источнике. — О. С. )… Колхозу отрезали землю, не спросясь общества… В колхоз вошли все кулаки и мулла: Нуруллов Ш., Абдрахманов Гильман. У них денег по 7 тысяч рублей». Обратим внимание на то, что в сознании Махмутова есть «общество», то есть мусульмане деревни, община и есть колхоз — и это не одно и то же. И, вместе с тем, в колхоз вступили и богатые, и бедные…
18 июня шло собрание — и Махмутов держал на нем речь, а уже 30 июня он, будучи арестованным, отвечал на вопросы следователя как обвиняемый. Тридцатидвухлетний Хайрулла, недавно женившийся, отец 7‑месячного ребенка, беспартийный малограмотный татарин, отслуживший в Красной Армии четыре с половиной года, утверждал на допросе, что «не считал те 14 хозяйств, которые были раскулачены, кулацкими». Он объяснял, что «хозяйства были раскулачены неправильно». Именно его делегировали с жалобой во ВЦИК красноостровцы.
26 июля 1930 года собравшиеся на поле красноостровцы не стали заниматься сельскохозяйственными работами, а, по предложению Хадичи Шакеровой и Тажетдина Айнетдинова, увели около 300 человек по домам.
Шло время — и становилось очевидным, что откладывать сроки посевной кампании уже недопустимо. Сельсовет создал комиссию для раздела земли, но члены комиссии отказались проводить раздел земли, как требовала власть. После соответствующей разъяснительной работы со стороны РИКа члены комиссии были вынуждены заявить обществу, что землю делить они будут, иначе их «отдадут под суд».
Информация о содержании этого документа за подписью председателя РИКа Садекова была доведена до всех красноостровцев.
Все арестованные, во избежание возможности уйти из-под следствия, содержались под стражей в специально предусмотренном для арестованных помещении в городе Сергаче.
В заключение отметим, что проведение коллективизации в татарском селении Нижегородчины Красный Остров оказалось типичным и характеризовалось в целом теми же чертами, которые были присущи рассматриваемому процессу по всей стране. Создание коллективных хозяйств — сельскохозяйственных артелей не обошлось без конфликтов, ярких противоречий в среде селян, человеческих трагедий.
Рассматриваемое село Красный Остров включало в себя значительный процент зажиточных крестьян, которых поддерживали многие середняки и даже бедняки. Причины подобных отношений, как мы убедились из предпринятого анализа архивных материалов, следует искать в религиозно-социальных традициях жизни селения. Ценность махалли как социальной структуры, общинный, мусульманский по традиции уклад, необходимый для соблюдения в повседневной жизни, стали основой поведения сельского сообщества в трудный момент — момент важнейший для деревенского хозяйственного ритма жизни (собственность на землю и проведение посевной кампании).
Репрессии, которые провела власть по отношению к тем, кто был обвинен в срыве весенних обязательных работ, также довольно типичны для сельской жизни того времени. Специфичным является то обстоятельство, что красноостровцы мыслили свою дальнейшую жизнь в том же формате общины, которая существовала и в досоветские времена. Если уж власть дала установку создать колхоз, то пусть название будет колхоз, а жизнь продолжится в том же составе населения деревни. Уж если власть предложила отнять земли у богатых, то пусть богатые вместе со всеми другими на равных получат наделы для работы. И не нужны репрессии по отношению к ним. Рассмотренный эпизод убеждает нас в том, что красноостровцы держались сообща и не демонстрировали жесткого классового противостояния.
[1] Центральный архив Нижегородской области (далее ЦАНО). Ф. 2209. Оп. 3. Д. 17993. 261 л.
[2] Нижегородский край был образован решением ЦК ВКП (б) и правительства в 1929 году.
[3] См. материалы декабрьского пленума крайкома. — Государственный общественно-политический архив Нижегородской области (далее — ГОПАНО). Ф. 244. Оп. 1. Д. 174. Л. 45.
[4] Там же. Процент крестьянских хозяйств края, объединенных в колхозы, выглядел следующим образом: декабрь 1929 г. — 6 %, 20 января 1930 г. — 7,3 %, 1 февраля 1930 г. — 12 %, 20 февраля — 44,8 %, 1 марта 1930 г. — более 48 %.
[5] Протоколы заседаний см.: Забвению не подлежит: Неизвестные страницы нижегородской истории (1918–1984 годы). Кн. 2 / Сост. Л. П. Гордеева, В. А. Казаков, В. В. Смирнов. — Н. Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1994. —
С. 175–176.
[8] Гордеева Л. П. Ликвидация кулачества: как это было // Забвению не подлежит… Кн. 2. С. 168.
[9] Протокол № 15 заседания бюро Нижкрайкома ВКП (б) от 2 марта 1930 г. Секретный // Забвению не подлежит… С. 181.
[10] ГОПАНО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 192. Л. 15 об.
[11] Забвению не подлежит… Кн. 2. С. 180.
[12] Забвению не подлежит… Кн. 2. С. 177.
[13] ГОПАНО. Ф. 244. Оп. 1. Д. 173. Л. 93.
[15] ГОПАНО. Ф. 244. Оп. 1. Д. 173. Л. 190.
[16] ГОПАНО. Ф. 244. Оп. 1. Д. 173. Л. 181.
[17] Директива Нижкрайкома ВКП (б) районным комитетам партии от 14 марта 1931 года // Забвению не подлежит… Кн. 2. С. 181–182.
[22] Инструкция по проведению выселения… Не позднее 20 марта // Забвению не подлежит… Кн. 2. С. 183–191.
[23] Директива Нижкрайкома ВКП (б) по кулацким вопросам от 13 февраля 1930 года. Пункт 8 // Забвению не подлежит… Кн. 2. С. 177.
[24] ЦАНО. Ф. 2209. Оп. 3. Д. 17993. Л. 7.