сажать на салазки зачем на руси стариков отвозили в лес

«Сажать на салазки»: что на самом деле значит это выражение

сажать на салазки зачем на руси стариков отвозили в лес. Смотреть фото сажать на салазки зачем на руси стариков отвозили в лес. Смотреть картинку сажать на салазки зачем на руси стариков отвозили в лес. Картинка про сажать на салазки зачем на руси стариков отвозили в лес. Фото сажать на салазки зачем на руси стариков отвозили в лес

В наше время людей преклонного возраста принято отдавать в дома престарелых. Но в древние времена не существовало ни таких заведений, ни пенсии для содержания стариков. Последние становились настоящей обузой для своих родственников, поэтому многие народы имели традиции оставлять стариков и даже умерщвлять.

В некоторых случаях, чтобы избавить старика от предсмертных мучений, его убивали ударом по голове. Зачастую эту задачу выполняли кузнецы, которые выковывали тяжелый молот для этой цели.

В русском языке существуют такие выражения, как «пора на лубок» или «сажать на салазки». Они имеют непосредственное отношению к умерщвлению стариков, которых вывозили в лес в зимнюю пору. По словам этнографа Литвиновой, пожилых людей опускали в овраг, сажая при этом на луб. Спустя некоторое время на смену этой традиции пришла не менее негуманная — держать старика взаперти в пустой холодной хате до наступления смертного часа.

Необычайно жестокий обычай существовал у скифов, которые не только убивали пожилых людей, а и употребляли их мясо в пищу. Они рубили тела на куски и укладывали их в котел вместе с мясом животных, а затем отваривали. Исследователи полагают, что такая традиция существовала не только в связи с недостатком пищи, а и различными религиозными культами. В таких действиях усматривают элементы жертвоприношения.

Согласно иной теории, скифы могли перенять обряд людоедства у другого народа — андрофагов, который заселял Восточную Европу. Согласно записям Геродота, андрофаги были людоедами. Им приписывались крайняя отсталость в развитии и кочевнический образ жизни. Несмотря на это, скифам часто приходилось обращаться к ним за помощью в противостояниях с персами.

Источник

Почему древние славяне избавлялись от пожилых соплеменников

В далёком прошлом не было ни домов престарелых, ни пенсий, и люди преклонного возраста часто становились обузой для своих близких. Поэтому у многих народов существовал обычай оставлять стариков.

Национальные способы умерщвления

В Древней Греции старых людей умерщвляли по достижении определённого возраста – обычно сбрасывали со скалы.

Прокопий Кесарийский в VI веке сообщал о некоем германском племени, где стариков предавали смерти. В Исландии в XI веке их специально морили голодом, чтобы те умерли.

Ингуши сбрасывали стариков с горы, либо сажали в корзину и относили в специальное место, которое называлось долиной смерти. Колхи (древние жители Кавказа) также усаживали своих старцев в корзины и бросали в море.

Скифы же не только убивали стариков: они разрубали их на куски и варили в котлах вместе с мясом быков и овец, а потом съедали.

Монголы имели обыкновение закапывать стариков в землю. У них бытовали пословицы: «внук задушит», «зловещий старик тот, который увидит своих правнучат». Обычай сохранился вплоть до XVIII века.

Буряты проводили церемонию Хэрмэн зэгэтэ-аба. По достижении 70-летнего возраста для стариков устраивали пиршество. Внук старика клал в рот деду кусок бараньего жира и заталкивал внутрь с помощью длинной кости. Как правило, от этой процедуры человек умирал.

Салазки и лубок

Подобные обычаи практиковались и на Руси в дохристианский период. Если верить источникам, древние славяне заводили стариков-родителей, которые уже не могли заботиться о себе сами, в глухой лес и там оставляли.

Дальше ситуация могла развиваться по-разному. Кто-то становился добычей диких зверей, а кто-то умирал своей смертью от голода и холода. Иногда перед тем как оставить в лесу, стариков забивали насмерть ударом по голове. Нередко такую «работу» поручали кузнецам, владевшим тяжёлым молотом.

В русском языке существует такое архаичное выражение, как «посадить на санки» или «посадить на салазки». В украинском есть аналог – «сажать на лубок» или – «пора на лубок». Все это имеет отношение к смерти.

Этнограф Литвинова, пишет: «Людей старых, не подававших надежду на жизнь, вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг, а чтобы при опускании они не разбились или не задерживались на свете, их сажали на луб, на котором они, как на санях, доходили до дна оврага… Когда этот обычай был запрещён, то стали прибегать к изолированию стариков в пустой хате, где они с голоду и холоду помирали».

Последний случай исследовательнице пришлось наблюдать уже в 80-х годах XIX века в деревне Землянка Полтавской губернии.

А вот свидетельство уездного землемера Пржиборовского: «Обычай этот существует не только в Малороссии, но и в других местах (например, в Новгородской губернии и лесных уездах Минской губернии)… Дети привязывают старика к салазкам и вывозят его, помимо его воли в степь, на мороз…».

Конец культа

Этнографы и фольклористы полагают, что традиция умерщвления стариков была связана не только с тяжёлыми условиями жизни, но и с религиозными культами, и усматривают в этом элементы жертвоприношения.

Так, по словам исследователя Богораза, те же чукчи верили, что если человек умирает от болезни, то его пожирает злой дух – кэле, и после кончины умерший сам превращается в кэле и вредит живым. Поэтому старику «помогали» умереть, и тогда дух его с того света оказывал родным всяческую помощь и поддержку.

Между тем у славянских народов встречается такое предание (в разных вариациях). Отец с сыном отвозят старого дедушку на санях в лес и оставляют там. Мальчик беспокоится об оставленных в лесу санках, а на вопрос отца, зачем они ему, отвечает: «А чтобы отвезти вас с матерью в лес, когда те состарятся».

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Источник

«Погребальные» сани: зачем славяне оставляли своих стариков в зимнем лесу

сажать на салазки зачем на руси стариков отвозили в лес. Смотреть фото сажать на салазки зачем на руси стариков отвозили в лес. Смотреть картинку сажать на салазки зачем на руси стариков отвозили в лес. Картинка про сажать на салазки зачем на руси стариков отвозили в лес. Фото сажать на салазки зачем на руси стариков отвозили в лес

Убить нахлебника

В дохристианский период стариков лишали возможности тихо умереть в собственной постели. Считалось, что от старого человека – никакого проку: работать он не может, зато отсутствием аппетита не страдает. Поэтому повсеместно был распространен обычай «сажать стариков на салазки» – насильно умерщвлять пожилых, и отголоски этой традиции этнографы наблюдали вплоть до 80-х годов XIX века. Так в д. Зеплянка Полтавской губернии и в отдельных селах Новгородской губернии людей преклонных лет сажали на «погребальные сани», иногда привязывали к ним насильно, и вывозили в лес или степь. Старый родитель погибал от голода и холода или становился добычей диких зверей.

Чтобы облегчить страдания, деда или бабку нередко «забивали насмерть» – одного удара по темечку им обычно хватало. А чтобы «забить» наверняка, приглашали опытного кузнеца с тяжелым молотом.

Другие способы избавиться от обузы

Как пишет вологодский этнограф В. Квашнин со ссылкой на монографию Н. Белецкой о ритуале «отправления на тот свет», до начала XX века бытовало несколько вариантов негуманного ритуала. Стариков не только вывозили в лес, но и спускали на салазках в овраг, из которого шансов выбраться у немощного человека не было. Пожилых членов семьи также опускали в амбарную яму, оставляли в пустой избе на нетопленой печи без еды, убивали за огородами довбней (орудием для молотьбы) или топили.

Этнограф А. Литвинов писал, что не подававших надежду к выздоровлению больных и немощных стариков в зимнюю пору спускали в глубокий овраг, а чтобы человек не разбился, его заботливо сажали на салазки. На них-то он и «доходил» до дна оврага. Когда этот обычай стал общественной моралью осуждаться, стариков начали оставлять в пустых хатах, где они тихо помирали голодной смертью.

Сакральная жертва

Известный этнограф-северовед В. Богораз неоднократно подмечал, что северные народы верили – если человек долго страдает от болезни в старости, то в него вселяются злые духи. После смерти они вредят живым, поэтому так важно было «помочь» старику умереть до момента, пока его не одолеет болезнь и «не сожрет» злой дух.

Еще Геродот писал, что скифское племя массагетов «приносило в жертву», а затем съедало старых соплеменников. Стариков закалывали, а затем их плоть варили с мясом жертвенных животных и поедали во время пира. Умереть такой смертью считалось «величайшим блаженством». Скончавшегося от недуга соплеменники есть брезговали, а просто хоронили в земле. Считалось, что невозможность принести в жертву старика накличет на род проклятие.

У славян-язычников новорожденные и старики не считались полноценными членами коллектива. И те, и другие должны были пройти специальный обряд: первые – для вхождения в общество, вторые – для выхода из него. Поэтому стариков возвращали в мир, где им было место – в мир мертвых. Неслучаен выбор саней в качестве сакрального средства передвижения, а также леса – приграничной области между двух миров. Зачастую дату проводов стариков назначали на 22 декабря – день зимнего солнцестояния.

Этнограф С. Максимов упоминал о сопутствующем обряде «согревания предков», когда во дворах разжигали костры и устраивали праздник, чтобы умилостивить души насильно умерщвленных родителей и дать им возможность «согреться» у жаркого огня. Обряд «согревания» также позволял оставленным в лесу старикам «погреться», что в понимании древних смягчало муки перехода в другой мир.

Источник

Зачем старики уходили в лес

сажать на салазки зачем на руси стариков отвозили в лес. Смотреть фото сажать на салазки зачем на руси стариков отвозили в лес. Смотреть картинку сажать на салазки зачем на руси стариков отвозили в лес. Картинка про сажать на салазки зачем на руси стариков отвозили в лес. Фото сажать на салазки зачем на руси стариков отвозили в лес

В далёком прошлом не было ни домов престарелых, ни пенсий, и люди преклонного возраста часто становились обузой для своих близких. Поэтому у многих народов существовал обычай оставлять стариков.

Национальные способы умерщвления

В Древней Греции старых людей умерщвляли по достижении определённого возраста – обычно сбрасывали со скалы.

Прокопий Кесарийский в VI веке сообщал о некоем германском племени, где стариков предавали смерти. В Исландии в XI веке их специально морили голодом, чтобы те умерли.

Ингуши сбрасывали стариков с горы, либо сажали в корзину и относили в специальное место, которое называлось долиной смерти. Колхи (древние жители Кавказа) также усаживали своих старцев в корзины и бросали в море.

Скифы же не только убивали стариков: они разрубали их на куски и варили в котлах вместе с мясом быков и овец, а потом съедали.

Монголы имели обыкновение закапывать стариков в землю. У них бытовали пословицы: «внук задушит», «зловещий старик тот, который увидит своих правнучат». Обычай сохранился вплоть до XVIII века.

Буряты проводили церемонию Хэрмэн зэгэтэ-аба. По достижении 70-летнего возраста для стариков устраивали пиршество. Внук старика клал в рот деду кусок бараньего жира и заталкивал внутрь с помощью длинной кости. Как правило, от этой процедуры человек умирал.

Салазки и лубок

Подобные обычаи практиковались и на Руси в дохристианский период. Если верить источникам, древние славяне заводили стариков-родителей, которые уже не могли заботиться о себе сами, в глухой лес и там оставляли.

Дальше ситуация могла развиваться по-разному. Кто-то становился добычей диких зверей, а кто-то умирал своей смертью от голода и холода. Иногда перед тем как оставить в лесу, стариков забивали насмерть ударом по голове. Нередко такую «работу» поручали кузнецам, владевшим тяжёлым молотом.

В русском языке существует такое архаичное выражение, как «посадить на санки» или «посадить на салазки». В украинском есть аналог – «сажать на лубок» или – «пора на лубок». Все это имеет отношение к смерти.

Этнограф Литвинова, пишет: «Людей старых, не подававших надежду на жизнь, вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг, а чтобы при опускании они не разбились или не задерживались на свете, их сажали на луб, на котором они, как на санях, доходили до дна оврага… Когда этот обычай был запрещён, то стали прибегать к изолированию стариков в пустой хате, где они с голоду и холоду помирали».

Последний случай исследовательнице пришлось наблюдать уже в 80-х годах XIX века в деревне Землянка Полтавской губернии.

А вот свидетельство уездного землемера Пржиборовского: «Обычай этот существует не только в Малороссии, но и в других местах (например, в Новгородской губернии и лесных уездах Минской губернии)… Дети привязывают старика к салазкам и вывозят его, помимо его воли в степь, на мороз…».

Конец культа

Этнографы и фольклористы полагают, что традиция умерщвления стариков была связана не только с тяжёлыми условиями жизни, но и с религиозными культами, и усматривают в этом элементы жертвоприношения.

Так, по словам исследователя Богораза, те же чукчи верили, что если человек умирает от болезни, то его пожирает злой дух – кэле, и после кончины умерший сам превращается в кэле и вредит живым. Поэтому старику «помогали» умереть, и тогда дух его с того света оказывал родным всяческую помощь и поддержку.

Между тем у славянских народов встречается такое предание (в разных вариациях). Отец с сыном отвозят старого дедушку на санях в лес и оставляют там. Мальчик беспокоится об оставленных в лесу санках, а на вопрос отца, зачем они ему, отвечает: «А чтобы отвезти вас с матерью в лес, когда те состарятся».

Источник

Почему в древности многие народы избавлялись от стариков

сажать на салазки зачем на руси стариков отвозили в лес. Смотреть фото сажать на салазки зачем на руси стариков отвозили в лес. Смотреть картинку сажать на салазки зачем на руси стариков отвозили в лес. Картинка про сажать на салазки зачем на руси стариков отвозили в лес. Фото сажать на салазки зачем на руси стариков отвозили в лес

В далёком прошлом не было ни домов престарелых, ни пенсий, и люди преклонного возраста часто становились обузой для своих близких. Поэтому у многих народов существовал обычай оставлять стариков.

Национальные способы умерщвления

В Древней Греции старых людей умерщвляли по достижении определённого возраста – обычно сбрасывали со скалы.

Прокопий Кесарийский в VI веке сообщал о некоем германском племени, где стариков предавали смерти. В Исландии в XI веке их специально морили голодом, чтобы те умерли.

Ингуши сбрасывали стариков с горы, либо сажали в корзину и относили в специальное место, которое называлось Долиной Смерти. Колхи (древние жители Кавказа) также усаживали своих старцев в корзины и бросали в море.

Скифы же не только убивали стариков: они разрубали их на куски и варили в котлах вместе с мясом быков и овец, а потом съедали.

Монголы имели обыкновение закапывать стариков в землю. У них бытовали пословицы: «внук задушит», «зловещий старик тот, который увидит своих правнучат». Обычай сохранился вплоть до XVIII века.

Буряты проводили церемонию Хэрмэн зэгэтэ-аба. По достижении 70-летнего возраста для стариков устраивали пиршество. Внук старика клал в рот деду кусок бараньего жира и заталкивал внутрь с помощью длинной кости. Как правило, от этой процедуры человек умирал.

Салазки и лубок

Подобные обычаи практиковались и на Руси в дохристианский период. Если верить источникам, древние славяне заводили стариков-родителей, которые уже не могли заботиться о себе сами, в глухой лес и там оставляли.

Дальше ситуация могла развиваться по-разному. Кто-то становился добычей диких зверей, а кто-то умирал своей смертью от голода и холода. Иногда перед тем как оставить в лесу, стариков забивали насмерть ударом по голове. Нередко такую «работу» поручали кузнецам, владевшим тяжёлым молотом.

В русском языке существует такое архаичное выражение, как «посадить на санки» или «посадить на салазки». В украинском есть аналог – «сажать на лубок» или – «пора на лубок». Все это имеет отношение к смерти.

Этнограф Литвинова, пишет: «Людей старых, не подававших надежду на жизнь, вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг, а чтобы при опускании они не разбились или не задерживались на свете, их сажали на луб, на котором они, как на санях, доходили до дна оврага… Когда этот обычай был запрещён, то стали прибегать к изолированию стариков в пустой хате, где они с голоду и холоду помирали».

Последний случай исследовательнице пришлось наблюдать уже в 80-х годах XIX века в деревне Землянка Полтавской губернии.

А вот свидетельство уездного землемера Пржиборовского: «Обычай этот существует не только в Малороссии, но и в других местах (например, в Новгородской губернии и лесных уездах Минской губернии)… Дети привязывают старика к салазкам и вывозят его, помимо его воли в степь, на мороз…».

Конец культа

Этнографы и фольклористы полагают, что традиция умерщвления стариков была связана не только с тяжёлыми условиями жизни, но и с религиозными культами, и усматривают в этом элементы жертвоприношения.

Так, по словам исследователя Богораза, те же чукчи верили, что если человек умирает от болезни, то его пожирает злой дух – кэле, и после кончины умерший сам превращается в кэле и вредит живым. Поэтому старику «помогали» умереть, и тогда дух его с того света оказывал родным всяческую помощь и поддержку.

Между тем у славянских народов встречается такое предание (в разных вариациях). Отец с сыном отвозят старого дедушку на санях в лес и оставляют там. Мальчик беспокоится об оставленных в лесу санках, а на вопрос отца, зачем они ему, отвечает: «А чтобы отвезти вас с матерью в лес, когда те состарятся».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *