саввинская фабрика в железнодорожном история

Саввино (Железнодорожный)

Саввино — один из семи микрорайонов города Железнодорожный Московской области. Ранее здесь располагались деревни Саввино и Темниково.

Содержание

Местоположение микрорайона

На севере район граничит с микрорайоном Центр, на юге и юго-востоке — с деревнями Пуршево, Соболиха городского округа Балашиха, на востоке — с колхозом имени Кирова (Агрогородком). Также микрорайон Саввино на западе граничит с микрорайоном Павлино, но микрорайоны не являются непосредственно смежными (в 2008 году была построена асфальтовая дорога Темниково — Павлино, получившая название Павлинское шоссе, соединившая микрорайон Саввино с микрорайоном Павлино [1] ).

История

Инфраструктура микрорайона

На территории микрорайо располагаются:

Фактически, также, к микрорайону относятся котельная, АЗС ТНК и Саввинский парк.

На юго-востоке микрорайона располагаются обустроенные песчаные пляжи (на берегу Саввинского пруда). На юго-западе — промышленная свалка и заброшенные огороды садовых товариществ.

Также, от путей ОАО РЖД отходят подъездные пути на Саввинскую фабрику и Rockwool-Минеральная вата. В настоящее время функционирующими путями являются только пути, ведущие к Rockwool-Минеральная вата. Пути до Саввинской фабрики частично разобраны и движение по ним не производится.

Территория микрорайона

саввинская фабрика в железнодорожном история. Смотреть фото саввинская фабрика в железнодорожном история. Смотреть картинку саввинская фабрика в железнодорожном история. Картинка про саввинская фабрика в железнодорожном история. Фото саввинская фабрика в железнодорожном история

Весь микрорайон можно условно поделить на несколько частей:

Досуг, культура и спорт

Транспорт

Список улиц

саввинская фабрика в железнодорожном история. Смотреть фото саввинская фабрика в железнодорожном история. Смотреть картинку саввинская фабрика в железнодорожном история. Картинка про саввинская фабрика в железнодорожном история. Фото саввинская фабрика в железнодорожном история

1-го Мая, 2-я Южная, Аллейная, Автозаводская, Гастелло, Детская, Загородная, Западная, Клубная, Комсомольская, Красный Текстильщик, Крупской, Ленина, Матросова, Новый переулок, Островского, Пригородная, Промышленная, Рабочая, Разина, Саввинская, Транспортная, Фабричная, Чехова.

Источник

НАШ город Железнодорожный

Бывший директор и владелец контрольного пакета акций ЗАО «Саввинский Электомеханический Завод» Папонов Борис Александрович был убит неустановленными лицами, дело было закрыто, а убийцы не найдены.

Уникальность этого предприятия заключалась в том, что в России всего два завода выпускали эту продукцию — стержневые обмотки для турбо и гидрогенераторов, очень востребованную энергогенерирующими объектами. Предприятие владело на правах аренды на 49 лет земельным участком в пять гектаров, на котором располагаются производственные цеха. Земля — очень лакомый кусок.

саввинская фабрика в железнодорожном история. Смотреть фото саввинская фабрика в железнодорожном история. Смотреть картинку саввинская фабрика в железнодорожном история. Картинка про саввинская фабрика в железнодорожном история. Фото саввинская фабрика в железнодорожном историяПосле смерти Папонова предприятие развалилось, инициирована процедура банкротства ЗАО, исполнительным производством по процедуре банкротства почему-то занималась служба судебных приставов из Балашихи. На бесхозное имущество налетели рейдеры из Питера и Нижнего Новгорода.

Процедура банкротства не завершена, сотрудники, в том чсле и акционеры четыре года не получают заработную плату. Их многочисленные обращения в прокуратуру города Железнодорожный по поводу выплат положенных им денежных средств от продажи оставшегося имущества, остаются без ответов.

На сегодняшний день во владении, пока еще де-юре существующего ЗАО, осталось 2.4 гектара земли и несколько зданий. Уменьшение земельного участка произошло за счет растаскивания. Полгектара урвало ООО «Вента», учредитель Скороход В.В. — жена бывшего заместителя Жиркова.

На обоснованные претензии «крутых» собственников из Узбекистана — текстильщиков, администрация города пообещала компенсировать им участок за счет земли ЗАО «СЭМЗ».

После смерти жены депутата, её долю в уставном капитале Ясный и Жирков прибрали себе, «кинув» и самого депутата, а его место в Совете депутатов занял специалист по банкротству (ОАО «Управляющая Компания») — Ю.В. Лагутин.

Вот такая невесёлая история, случившаяся при непосредственном участии нашего местного «хорошего хозяйственника». Документы прилагаем.

Источник

Саввинская фабрика в железнодорожном история

саввинская фабрика в железнодорожном история. Смотреть фото саввинская фабрика в железнодорожном история. Смотреть картинку саввинская фабрика в железнодорожном история. Картинка про саввинская фабрика в железнодорожном история. Фото саввинская фабрика в железнодорожном историясаввинская фабрика в железнодорожном история. Смотреть фото саввинская фабрика в железнодорожном история. Смотреть картинку саввинская фабрика в железнодорожном история. Картинка про саввинская фабрика в железнодорожном история. Фото саввинская фабрика в железнодорожном история

саввинская фабрика в железнодорожном история. Смотреть фото саввинская фабрика в железнодорожном история. Смотреть картинку саввинская фабрика в железнодорожном история. Картинка про саввинская фабрика в железнодорожном история. Фото саввинская фабрика в железнодорожном историясаввинская фабрика в железнодорожном история. Смотреть фото саввинская фабрика в железнодорожном история. Смотреть картинку саввинская фабрика в железнодорожном история. Картинка про саввинская фабрика в железнодорожном история. Фото саввинская фабрика в железнодорожном история

Жители города Железнодорожного хорошо знают этот микрорайон. Уютный, зеленый, чистый район города, где летом в прохладе тенистого сквера отдыхают горожане, играют дети. Вот уже два года этот микрорайон интенсивно застраивается новыми многоэтажными домами, сносятся обветшавшие двухэтажки. Со сносом последнего деревянного дома канет в Лету еще одна страница истории нашего города.

Об истории поселка Ольгино известно немного. Вот что пишет о появлении этого дачного поселка А.И. Шушеров, уроженец этих мест, в книге «История города Железнодорожного».

Также как и другие владельцы земель, Миронов разбил половину купленной земли на участки размером от четверти до десятины, проложил главную и поперечные улицы, прорыл по улицам осушительные канавы. Срубленный с улиц лес продал, покрыв этим все затраты по покупке земельного участка. Землю Миронов подарил своей жене Ольге Гавриловне в день ее рождения. Отсюда и пошло название «Ольгино имение», которое сохранилось до настоящего времени. Ольгинские участки усиленно рекламировались, как дачное место с хорошими природными условиями. В 1909 году было построено два первых жилых дома.

Миронов, владелец Ольгино, хотел построить в середине поселка церковь. На поляну на углу Главной и 3-й улицы было завезено большое количество кирпича, но осуществиться этому намерению помешала Первая Мировая война, а потом и революция».

В городском архиве сохранились протоколы заседаний Железнодорожного поссовета. На одном из таких заседаний 28 июля 1944 года заслушивали представителя ГУАС инженера Корнеева по вопросу «о перспективах и плане строительства». Депутаты отметили, что «строительством игнорируются интересы поссовета: занимаются площади, не отведенные под строительство, загромождаются и засыпаются водостоки, что вызывает заболачивание отдельных частей поселка, загроможден и закрыт проезд в поселке Ольгино». За все неудобства, доставленные поселку Железнодорожный, поссовет решил компенсировать следующим. Читаем в протоколе: «так как рабочие ГУАСа пользуются помощью амбулатории поселка, обязать их выделить жилую площадь врачу Тухомицкой Н.В., живущей в помещении амбулатории, что позволит увеличить пропускную способность амбулатории; ввести в штат еще одного врача, с выделением для этого средств. Обеспечить жилплощадью учителей, так как дети, проживающие на строительстве, будут обучаться в школе № 11 поселка Железнодорожный».

В 1946 году на заводе была организована художественно-декоративная школа, в которой обучались 45 человек. Дети были преимущественно из детских домов. Обучение было рассчитано на 3 года. В 1947 году художественная школа была ликвидирована, а ученики школы переведены в организованное на базе завода ремесленное училище. К концу года в нем уже обучалось столярному делу 150 учеников.

В журнале «Архитектура и строительство» в 1946 году была помещена небольшая заметка, в которой было сказано: «Под Москвой, недалеко от станции Железнодорожная, вырос маленький городок. Он еще не отстроен. Насчитывает пока 61 жилой дом и 14 построек коммунального назначения, но о нем уже можно рассказать много интересного и поучительного. Этот городок представляет собой пример настоящей, душевной заботы о советских людях.

Построенные дома поселка оформлялись в народном стиле, украшались ажурным деревянным орнаментом, цветами, животными, сказочными фигурами, раскрашенными яркими красками. Террасы, балконы и входы не повторялись отделкой ни в одном из этих домов. Каждый дом был похож на сказочный терем. В 1947 году на экраны нашей страны вышел фильм «Сказание о земле Сибирской». Финальная сцена фильма снималась в нашем Жилгородке: кинематографисты посчитали, что он очень напоминает сибирскую деревню, тем более что для съемок не нужно было ехать в Сибирь. Так наша улица Главная вошла в историю советского кинематографа.

Долгие годы поселок ГУАС был общественным и культурным центром, с красивыми ухоженными газонами, уютным, зеленым островком, с малой активностью автотранспорта. Вся культурная жизнь поселка проходила в клубе «Чайка», где на танцах судьба часто сводила будущие супружеские пары жителей поселка. Каждый житель старался благоустраивать палисадники возле домов. Праздники часто отмечали всем домом, здесь же во дворе. Тогда песни под гармошку раздавались на всю округу. Здесь, в Жилгородке, была открыта первая станция юных техников, из которой потом вырастет городской Дом пионеров. Позднее в здании станции, по адресу Жилгородок 28а, разместится общественный краеведческий музей, а сейчас в этом здании располагается городской архив.

Решение о сносе Жилгородка и строительстве нового, благоустроенного микрорайона, который получил название «Ольгино», было принято в 2002 году. Наверное, все кто проживает в этих домах, мечтают о современных квартирах. Но как бы хотелось, чтобы хотя бы один дом остался сохраненным, ведь это история нашего города.

Н.А. Сотникова, директор краеведческого музея.

Автор выражает благодарность зав. городским архивом

Т.А. Кукушкиной за помощь в работе с архивными документами.

КУЧИНО В ИСТОРИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИИ

Из истории кирпича

Для его строительства белый камень вырубали в местечке Мячково, за 50 верст от Москвы, потом перевозили на подводах в столицу. Затем нужно было обтесать камни, выровнять, подогнать друг к другу, чтобы плотно улеглись.

С кирпичом все было проще: каждый каменщик мог поднять кирпич одной рукой, если какой-нибудь из них не умещался на нужном месте, его можно было расколоть одним ударом молотка. По прочности кирпичная кладка не уступала белокаменной.

Петр I, под угрозой разорения и ссылки, запретил строительство каменных зданий во всех других города государства. Сделано это было специально, чтобы каменщики и прочий мастеровой люд, оставшиеся без работы, сами потянулись бы на строительство Санкт-Петербурга. Каждый въезжающий в Петербург был обязан в качестве платы за проезд отдать кирпич, привезенный с собой.

Первое требование к любому кирпичному заводу было: наличие глин недалеко от производства, чтобы не тратить деньги на ее перевозку.

Выпускались два вида кирпичей: необожженный (высушенный под солнцем) и обожженный в обжиговой печи. После обжига кирпичи должны были медленно охлаждаться, чтобы не появились трещины.

Сейчас в мире выпускается 15 тысяч различных по форме, размерам, цвету и фактуре видов кирпича.

Кучинские кирпичники

Сегодня мы восхищаемся и удивляемся тому, насколько крепки и прочны были храмы, дворцы и дома в России в прошлые века. Велико было мастерство русских архитекторов и строителей, но и мастера-кирпичники заслуживают должного уважения. К качеству кирпича предъявлялись огромные требования. Он должен был быть крепок, плотен, мелкослоен и при изломе стекловиден, что означало хорошую промесь глины и удачный обжиг. Положенный в воду, он не должен был размокать и увеличиваться в весе.

Мастера-«обжигалы» укладывали сырец в печь. В продолжение четырех, пяти и даже десяти суток поддерживался слабый огонь. Этот период обжига назывался «на парах», то есть в это время выгонялся пар из сырца. После чего на двое-трое суток разводился сильный ровный огонь, который поднимался до самого верха печи. Кирпич при этом раскалялся докрасна, как железо в кузнице. Эта операция называлась «взваром». Потом печи давали остывать в течение пяти суток и начинали выгрузку кирпича. После обжига кирпич выходил нескольких сортов: железняк, полужелезняк, красный, алый, полуалый, и печной. Особо ценился красный и алый кирпич.

Готовый кирпич доставлялся к месту поставки, откуда возчики на лошадях вывозили его потребителю. Было принято на заводах накладывать 1000 кирпичей на шесть лошадиных повозок.

Одним из крупнейших поставщиков кирпича в Москву был завод в Кучино на реке Пехорке (ныне в черте города Железнодорожного).

Правобережье реки издавна славилось богатыми залежами глины, которая использовалась местными жителями на хозяйственные нужды. Они выбирали подходящее место, снимали верхний слой почвы и брали необходимое количество глины. На поверхности постепенно увеличивалось количество земляных кучек, отчего местность и стала называться Кучино. В писцовых книгах 1573-1574 гг. она упомянута как Кучинская пустошь.

Но период строительства в Троицком прошел, добыча глины сократилась. Положение изменилось после войны с французами. В это время начинается интенсивная разработка залежей кучинской глины и строительство кирпичных заводов.

Одними из первых организовали изготовление красного кирпича братья Даниловы. В это же время (1829 год) приезжий крестьянин Клим Данилович Клеоников основывает в Кучино небольшой кирпичный завод. Работали на нем поначалу десять опытных мастеров-кирпичников. В их распоряжении была одна напольная печь, рассчитанная на изготовление 23 тысяч штук кирпича, три сарая и шатер. За год они изготовляли 500 тысяч штук кирпича. Позже в Кучино основывает кирпичное производство купец Терентий Афанасьев, уже имевший здесь ткацкую фабрику. Есть также сведения о заводе, который принадлежал Лябатовичу и Теряеву.

К середине 19 века первый завод перешел во владения Николая Гавриловича Рюмина, москвича, действительного статского советника, хозяина великолепной усадьбы близ Кучино в сосновом лесу, с широкими дорогами, цветниками, оранжереями, построенными по проекту французского архитектора Жюльена Тибо. В Москве сохранился дом, в котором жили Рюмины (ныне улица Волхонка, дом 9). Управляющим на рюминском заводе был Яков Алексеевич Калашников, который несколько лет трудился над изучением кирпичного производства и впервые ввел в употребление для обжига кирпича торф вместо дров, что оказалось более выгодно.

Во второй половине 19 века кучинские предприятия переходят к более крупным промышленникам. Московский купец Дмитрий Осипович Милованов приобретает здесь кустарное кирпичное производство и начинает строительство современного завода. В 1875 году, оснащенный новым оборудованием, завод дал первую продукцию. Понимая выгодность связи с железной дорогой, Милованов заключает с железнодорожниками договор о поставке им кирпича, дорога же предоставляла платформы для перевозки кирпича в Москву. Но доставка продукции к станции продолжалась на лошадях, телеги вязли по ступицы в грязи. Только в 1884 году была проложена подъездная железная дорога в три версты от завода до станции Обираловка (ныне станция Железнодорожная Горьковской железной дороги). Гужевая перевозка кирпича прекратилась.

После смерти в 1890 году Д.О. Милованова завод стал принадлежать его жене Пелагее Ивановне Миловановой.

Я окончила курсы стенографисток повышенной скорости, работала в разных учреждениях Москвы. В 1934 вышла замуж за Ивана Сергеевича Якушева.

В 1900 году Сергей Григорьевич разорился, и только небольшие средства давал кирпичный завод в Кучино.

В 1918 году после революции пришлось покинуть собственный дом в Богородске и разъехаться по разным местам Москвы и Подмосковья. Дедушка с бабушкой переехали в Салтыковку, где летом жили на дачах, купленных сыновьями еще до революции, в 1922 году перебрались в Москву.

Все те потрясения, свалившиеся в начале века на страну, коснулись и семьи Куприяновых. Еще при жизни Сергея Григорьевича его трое сыновей умерли. Первым в 1910 году в возрасте 27 лет умер Александр Сергеевич (погиб во время пожара). При жизни был хорошим организатором, работал в Вязниках, на фабрике Демидовых. Затем в 1919 году умирает от сыпного тифа самый младший, Авксентий Сергеевич. Был врачом, заразился, спасая больных от смертельной болезни. От этой страшной болезни в 1922 году умер и Владимир Сергеевич, он работал на строительстве Шатурской ГРЭС.

Сергей Сергеевич (1882-1949) был директором текстильной фабрики в Орехово-Зуево. У него был свой дом. Жена Наталья Макарьевна Шелудякова окончила гимназию.

Многие из Куприяновых, о ком говорилось выше, похоронены на кладбище у Троицкой церкви, что рядом с микрорайоном Павлино.

Что же касается точных дат, кто и когда именно занимался производством кирпича в Кучино, Надежда Ивановна ограничилась небольшой информацией, указанной в статье, да и время ее молодости было настолько суровым, что вести дневники и записи, это были 30-е годы XX столетия, было небезопасно.

Надежда Ивановна Якушева проделала огромную работу по поиску и сохранению информации о роде Куприяновых. Прожила большую жизнь. 12 марта 2002 года ее не стало.

После Великой Отечественной войны возросла потребность в кирпиче, и производство его на Кучинском заводе достигло 100 миллионов штук в год. Высотное здание в Москве на Смоленской площади почти полностью построено из Кучинского кирпича. Поставляли кучинцы свой кирпич и на строительство нового здания МГУ. В 1945-1950 годах проводилась реставрация кремлевской стены и башен Кремля. Специальный заказ для реставрационных работ выполнили кучинские кирпичники. Изготовляли они кирпич для реставрации храма Василия Блаженного, Высоко-Петровского монастыря, Троице-Сергиевской лавры.

В 1946 году создается научно-исследовательский институт строительной керамики с опытным заводом. Через два года начинается строительство завода керамических блоков на территории бывшего стадиона. В 1950 году уже начали выпускать фасадную керамику, которая пошла на строительство сельскохозяйственного комплекса ВДНХ. Светлая керамика применялась для облицовки зданий и сооружений стадиона в Лужниках, Дворца съездов, универмага «Детский мир», гостиницы «Украина», кинотеатра «Россия», Дворца пионеров на Миусской площади, высотного здания на Лермонтовской площади и других.

член Географического общества.

саввинская фабрика в железнодорожном история. Смотреть фото саввинская фабрика в железнодорожном история. Смотреть картинку саввинская фабрика в железнодорожном история. Картинка про саввинская фабрика в железнодорожном история. Фото саввинская фабрика в железнодорожном история

Куприянов Сергей Григорьевич

саввинская фабрика в железнодорожном история. Смотреть фото саввинская фабрика в железнодорожном история. Смотреть картинку саввинская фабрика в железнодорожном история. Картинка про саввинская фабрика в железнодорожном история. Фото саввинская фабрика в железнодорожном история

И.П. Никитин и Н.С. Куприянова

РОССИЙСКИЕ КУПЕЧЕСКИЕ ДИНАСТИИ

Морозовы

Умер Савка Васильевич 15 декабря 1860 года. Его верная, любящая жена, все 63 года их совместной жизни поддерживавшая начинания мужа, ушла из жизни вслед за ним 18 января 1861 года. Были Савва Васильевич и Ульяна Афанасьевна старообрядцами поповского согласия, дела и помыслы которых основаны на заветах Евангелия, на христианской любви и милосердии. Такими же они воспитали своих сыновей. Похоронен Савва Васильевич на Рогожском старообрядческом кладбище, под крестом из белого камня. Надпись на нем гласит: «Под сим крестом полагается род купца первой гильдии Саввы Васильевича Морозова». Этот крест он заказал еще при жизни.

Елисей Савич первым начал самостоятельное дело. Женившись в 1837 году, он получил от отца красильную фабрику в местечке Никольском, недалеко от отцовской. Сначала дело вел скромно, так как больше занимался изучением религиозных вопросов. Им был написан трактат о пророках Илии и Ионе. Фабричными делами занималась супруга Евдокия Демидовна. Тем и объясняется, что лишь в 50-х годах по настоянию сына своего Викулы он выстроил первую самоткацкую фабрику, а сам вскоре устранился от дел, передав все правление в руки тому же Викуле Елисеевичу. Именно его активная деятельность и послужила основой создания «Товарищества Викулы Морозова». П. Бурышкин в своей знаменитой книге «Москва купеческая» так писал об этой Морозовской ветви: «Викулычи» были старообрядцы. Все были с большими черными бородами, не курили и ели непременно своей собственной ложкой».

Все Морозовские мануфактуры, в том числе и наша Саввинская, производили товар высокого качества. П. Рябушинский так писал об этом: «Морозовский товар можно брать с закрытыми глазами: самые подозрительные и недоверчивые восточные люди к этому привыкли». Для нас сегодняшних покупателей дешевой и не всегда качественной восточной продукции это звучит фантастично, но Морозовы в свое время открыли магазины розничной и оптовой торговли в Иране, Монголии и Китае. Торговали бархатом, вельветом, ситцами. Еще при Викуле Морозове были открыты и постоянно торговали лавки на Харьковской и Полтавской ярмарках, а также на Нижегородской, самой крупной в России, работали склады в Ирбите. Иван Кондратьевич Поляков, вместе с Львом Герасимовичем (Людвигом Иоганном) Кнопом, провели огромную работу по внедрению и расширению посевов хлопка в Средней Азии, постоянно обеспечивая Морозовское производство дешевым сырьем.

Поляковы

— Вот Вы, говорят, крепко знаете Русь, так вот церковку нам и выстройте, чтобы она была наша, своя, родная!

Приехал я в правление Товарищества Викулы Морозова, разговор пошел о месте, времени постройки, стоимости.

— Стройте поскорее. Что нужно, скажите, все будет.

Предложил я составить смету.

— Никакой сметы не нужно, сколько нужно, столько и будет стоить, только чтобы было хорошо!

Проект мой понравился, началась работа».

У Ивана Кондратьевича и Неонилы Карповны Поляковых было пять детей. Сыновья Елисей и Григорий были пайщиками Саввинской мануфактуры, работали вместе с отцом. Елисей заведовал бумагопрядильной, ткацкой и хлопкокрасильной фабрикой. Он был среди первых выпускников Александровского коммерческого училища. Оба брата учились затем в университете в Сорбонне. В 1898 году в Саввино было открыто одноклассное училище при фабрике, которое содержалось на средства Товарищества, а попечителем был Елисей Поляков. Долгое время Елисей жил в родительском доме в Лялином переулке Москвы.

В 1923 году Г.И. Поляков передал в Зоологический музей Московского университета всю свою коллекцию птиц, а это около 10 тысяч экземпляров! Вместе с коллекцией были пожертвованы музею 37 сундуков специальной конструкции, в которых она хранилась. Все типы из этой коллекции до сих пор хранятся в музее и находятся в прекрасном состоянии.

саввинская фабрика в железнодорожном история. Смотреть фото саввинская фабрика в железнодорожном история. Смотреть картинку саввинская фабрика в железнодорожном история. Картинка про саввинская фабрика в железнодорожном история. Фото саввинская фабрика в железнодорожном история

Иван Кондратьевич Поляков

саввинская фабрика в железнодорожном история. Смотреть фото саввинская фабрика в железнодорожном история. Смотреть картинку саввинская фабрика в железнодорожном история. Картинка про саввинская фабрика в железнодорожном история. Фото саввинская фабрика в железнодорожном история

Елисей Иванович Поляков

саввинская фабрика в железнодорожном история. Смотреть фото саввинская фабрика в железнодорожном история. Смотреть картинку саввинская фабрика в железнодорожном история. Картинка про саввинская фабрика в железнодорожном история. Фото саввинская фабрика в железнодорожном история

Александра Михайловна, жена Г.И. Полякова

саввинская фабрика в железнодорожном история. Смотреть фото саввинская фабрика в железнодорожном история. Смотреть картинку саввинская фабрика в железнодорожном история. Картинка про саввинская фабрика в железнодорожном история. Фото саввинская фабрика в железнодорожном история

Григорий Иванович Поляков

Имение Поляковых в Саввино

То, что Поляков пригласил для строительства храма в Москве Илью Евграфовича Бондаренко, не было случайностью. До этого архитектор работал на отделке дома Елисея Полякова в Саввино.

Приведем еще один отрывок из воспоминаний зодчего: «Как-то Ануфриев привел ко мне румяного лысого молодого человека, откормленного и кругленького. Это был Елисей Поляков, сын известного И.К. Полякова. Наше знакомство укрепилось. Елисей начал бывать у меня, увлекательно рассказывал о своей поездке вокруг света, многим интересовался и проявлял любительское тяготение к искусству. Я выполнил отделку его дома, интерьеры были решены просто, и лишь кабинет я сделал в типе русскою теремка, с искусственным подшивным коробовым сводом, с окнами в оправе из слюды, изразчатой печью из абрамцевской майолики и большим резным панно с раскраской на тему: корабли Садко в синем море. Все это я рисовал с увлечением, наблюдал за выполнением всякой мельчайшей детали и часто посещал этот дом, где стал находить для себя удобный отдых в субботние вечера и по воскресеньям. Кругом был лес, пруд, все виды спорта, тогда входил в моду теннис и увлекались игрой в русские городки».

К сожалению, дом Елисея Ивановича Полякова не сохранился, сгорел во время Великой Отечественной войны, и судить об оригинальности отделки И. Бондаренко мы можем теперь только по его воспоминаниям.

Дом И.К. Полякова в Саввино сохранился (ныне в нем расположена фирма ритуальных услуг).

Рябушинские в Кучино

Сегодня наш рассказ о других представителях этой уникальной купеческой династии.

В мае 1892 года Александра Степановна Рябушинская приобретает у московского городского головы Н.А. Алексеева сельцо Кучино. А взял продавец с покупщицы 350 тысяч рублей серебром. Во владение Рябушинских перешли фабрика с водяным двигателем и здание Кучинского двухклассного земского училища. Супруг Александры Степановны, Павел Михайлович, был главой Торгового дома «Рябушинский и сыновья», купцом 1-ой гильдии и потомственным почетным гражданином.

Интересна история женитьбы Павла Михайловича на Александре Степановне. Первый брак у Павла Михайловича был неудачным. Прожив более 15 лет с Анной Семеновной (урожденной Фоминой) и воспитав шестерых дочерей, Павел Михайлович добился официального расторжения семейных уз, хотя сделать это было очень сложно, так как Рябушинские были старообрядцами, а среди представителей этого православного направления разводы не одобрялись. Дочери были оставлены за родителем. Десять лет холостяцкой жизни окончились в 1870 году при весьма интересных обстоятельствах.

Собрался жениться в ту пору его младший брат Василий, а Павел поехал в Петербург посмотреть невесту, да так ею увлекся, что сделал ей предложение от своего имени. Избранницей оказалась Александра Степановна Овсянникова, дочь «мукомольного короля». Невесте было 18 лет, Павлу Михайловичу исполнилось 50. Но, несмотря на разницу в возрасте, союз оказался очень прочным: 16 детей родились в доме Рябушинских, из них 13 достигли совершеннолетия, трое умерли в младенчестве. Павел Михайлович скончался в 1899 году. Ненамного пережила мужа и Александра Степановна. После ее смерти в 1901 году, детям досталось в наследство и имение Кучино.

Известный краевед и исследователь кучинского имения В.Г. Фролов в своей работе так писал о последних владельцах имения: «При разделе имения между братьями и сестрами оно было поделено на 16 участков. Кто не хотел иметь собственности в Кучино, продавали свои участки братьям. В 1910 году по решению суда имение было разделено между семью владельцами. Большой дом с парком и прилегающим лесом и территорию Аэродинамического института получил Дмитрий Павлович. Кроме того, на имя жены Веры Сергеевны он купил еще два участка напротив деревни Сергеевки. Все владельцы имели выход к реке, у всех проходили дороги, но по площади участки были неодинаковыми.

Из сестер Рябушинских наиболее яркой фигурой была Евфимия Павловна, в замужестве Носова (1881-1970). С именем этой представительницы семьи Рябушинских связано немало событий в художественной жизни Москвы. Собирательница русской живописи, устраивавшая в своем особняке литературно-драматические вечера с участием лучших художественных сил Москвы и Петербурга. Племянник ее мужа Юрий Бахрушин, сын известного всей Москве создателя театрального музея, в своих воспоминаниях рассказывает о Евфимии Павловне: «Окруженная поэтами-символистами и художниками «мирискусниками» она «рассудку вопреки, наперекор стихиям» превращала памятный мне по детству старый носовский дом на Введенской площади во дворец Козимо Медичи». Ее портреты писали А. Головин, К. Сомов, лепила Л. Голубкина. М. Добужинский в письме к своей супруге так отозвался о Евфимии Павловне: «Для дамы она знает довольно много».

И вновь обратимся к воспоминаниям Юрия Бахрушина: «В свое время вся родня матери была против брака дяди с Евфимией Павловной Рябушинской, считая ее семью мало подходящей для солидной жизненной установки Носовых. Но дядя, как единственный, балованный и горячо любимый сын и брат, без особого труда настоял на своем. После совершившегося факта приходилось лишь мириться или закрывать глаза и не обращать внимания на экстравагантность новой невестки.

В Кучино мы обыкновенно отправлялись втроем: дед, отец и я. Ужинали и ночевали на даче у дяди, а с утра шли на рыбную ловлю под плотину, сдерживающую напор большого проточного пруда. За прудом, на горе, возвышался приобретенный стариком Рябушинским огромный, некрасивый и мрачный старый барский дом Рюминых, окруженный вековым парком.

Как-то мы попросили разрешения осмотреть внутренность старого дома. Помню бесконечную анфиладу комнат. Под плотиной, ловя рыбу, мы чувствовали себя свободно и непринужденно, ни на кого не обращая внимания и забывая все окружающее. Порой Евфимия Павловна как спортсменка также являлась ловить рыбу. Ее сопровождал служитель, несший удобное кресло и большой зонтик. После того как кресло было установлено и зонтик раскрыт, он разматывал удочки, насаживал червяка на крючок и передавал снасть моей тетке, которая закидывала ее в воду, сидя в кресле. Служитель становился за ее креслом. Если ей удавалось поймать рыбу или надо было сменить насадку, она молча протягивала ее назад, и служитель снимал с крючка рыбу или менял червяка. Мы, взирая на это священнодействие, молча переглядывались и посмеивались исподтишка». Иногда в своем имении Евфимия Павловна устраивала парфорсные охоты и пейпер-чейсы, где мужчины были одеты чуть ли не в красные фраки. Ее дочери воспитывались по английской методе, и в доме поддерживались английские порядки».

Наряду со своими братьями и сестрами Николай Павлович Рябушинский также был совладельцем имения в Кучино. По Москве о нем ходило немало сплетен и слухов. В семействе Рябушинских и в среде московского купечества к богемным увлечениям Николаши, как его называли, относились снисходительно. Даже стишок сочинили в ту пору про него:

При чем же тут порода?

В семье не без урода.

Николай Павлович вышел из семейного дела братьев в 1900 году. Начал самостоятельную жизнь. В подражание С.П. Дягилеву в 1906-1909 гг. издавал литературно-художественный журнал «Золотое Руно». Наряду с издававшимся В.Я. Брюсовым журналом «Весы», журнал «Золотое Руно» стал в Москве вторым органом символистского направления в искусстве. Правда, просуществовал он недолго, так как был совершенно убыточным. Так же как и Дягилев, Николай Рябушинский решил заняться устройством художественных выставок. В историю русского искусства серебряного века вошла знаменитая выставка «Голубая роза», которая была организована на средства Рябушинского. Николай Павлович пробовал свои силы в живописи, в литературе, опубликовав несколько сборников повестей и рассказов под псевдонимом Н. Шинский, и на знаменитой выставке он представил несколько собственных живописных панно. Одну из работ Николая Павловича купил известный коллекционер Алексей Викулович Морозов. Финансового успеха выставка не имела, но зато прославила ее 16 участников, среди которых были ставшие позднее всемирно известными Павел Кузнецов, Мартирос Сарьян, Николай Сапунов, Николай Крымов, скульптор Матвеев,

саввинская фабрика в железнодорожном история. Смотреть фото саввинская фабрика в железнодорожном история. Смотреть картинку саввинская фабрика в железнодорожном история. Картинка про саввинская фабрика в железнодорожном история. Фото саввинская фабрика в железнодорожном история

Наталия Сотникова,
директор краеведческого музея.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *