савромат история об истории
Савроматы — какими были потомки амазонок?
Среди самых разных древних племён кочевников выделяются савроматы, которых нередко путают с сарматами. Но предположение о том, что эти народности представляли единое целое, верно лишь отчасти. Секрет в том, что изначально савроматы являлись самостоятельным племенем, однако позднее слились с сарматскими общинами. Это — только один из фактов об ираноязычном этносе, что некогда населял бескрайние степные просторы Азиатской Сарматии.
Как и многие другие исчезнувшие народы, савроматы вызывают интерес исследователей и любителей истории. Конечно, мы можем лишь строить предположения, представляя, как жили кочевники, во что верили и без чего считали невозможным своё существование. Но в создании этой картины нам могут помочь древние авторы, оставившие упоминания о савроматах в своих работах. Итак, кто же они — савроматы?
Амазонки — предки савроматов
Первые письменные упоминания о савроматах можно найти в трудах “отца истории”, древнегреческого учёного Геродота. Он пишет:
“За рекою Танаисом уже не скифские края, но первые земельные владения там принадлежат савроматам. Савроматы занимают полосу земли к северу, начиная от впадины Меотийского озера, на пятнадцать дней пути, где нет ни диких, ни саженых деревьев…”
Именно благодаря этому талантливому греку мы узнаём несколько интересных легенд об амазонках. Что примечательно, некоторые предания связаны с землями савроматов и указывают на необыкновенное происхождение племён.
Художник Лазарев Юрий
В битве с греками амазонки потерпели поражение. Большая часть воительниц оказалась в плену. На греческих кораблях их везли в Элладу, однако на одном из судов амазонки перебили весь экипаж. Не обладая навыками навигации в море, они доверились воле судьбы, что забросила корабль к берегам Скифии.
На новых территориях амазонки захватили скифских лошадей, после чего разгорелась война между прибывшими воительницами и местными кочевниками. Когда же скифы узнали, что против них сражаются женщины, они прекратили битву и предложили вполне мирные условия сосуществования племён. В дальнейшем от браков кочевых народов и амазонок появились различные новые племена, в том числе и савроматы.
Савроматы на этнической карте Кавкаа V-IV вв до н.э. / © Abu Zarr / ru.wikipedia.org
Воинственные женщины савроматов
Геродот отмечает сходство савроматских женщин и их прародительниц-амазонок:
“Отсюда савроматские женщины исстари ведут свой образ жизни: они ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду… Относительно браков соблюдается у них следующее правило: ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага…»”.
О важной роли женщин в савроматском обществе писали самые разные древние авторы. От себя хочу заметить, что даже образ жизни племён требовал наличия воинских навыков не только у мужчин, но и у женщин.
С. В. Деркач «Амазонка»
Влияние скифов
Открывая места захоронений савроматских воинов, археологи приходят к выводу, что на культуру этого народа значительно повлияли скифские традиции. Кроме того, есть предположение, что скифское влияние савроматы испытывали и в политическом отношении. Само становление их племён было связано с возвращением скифов в Северное Причерноморье из Передней Азии.
Нельзя исключать, что савроматы входили в число местных племён, которых скифам пришлось заново покорять, оттесняя к границам их территорий. Потерпев поражение в Передней Азии, скифские воители вынуждены были вернуться в Причерноморье, где кочевники уже вышли из-под их власти. Тем не менее, скифская культура (в частности, изображения диковинных животных на украшениях и оружии) отразилась и на жизни и мировосприятии савроматов.
Евгений Край «Скифская воительница»
Обряды погребения савроматов
Когда речь заходит об исчезнувших народах, мы стараемся представить, какой была жизнь этих людей, сильно ли они отличались от нас. В случае с савроматами найти ответы на эти и многие другие вопросы не так просто. Наиболее известны современным исследователям обряды погребения.
Судя по найденным захоронениям, тела умерших савроматы складывали в ямы, выложенные и перекрытые брёвнами. Нередко такие сооружения имели крышу. Она служила основой для костра, что разводили поверх погребения. На мой взгляд, связан такой ритуал был с силами очищения и почитанием пламени как некой божественной стихии.
Практически все могилы одиночные, однако исключением стало древнее захоронение, обнаруженное в селе Калиновка Волгоградской области. Это — парная могила, в которой мужчина держал за руку женщину. И столь необычное открытие демонстрирует нам, что савроматы, несмотря на свой воинственный нрав, могли проявлять некоторую сентиментальность и даже романтизм.
Савроматы и их история во многом так и остаются загадкой для нас. Знакомясь с такими народами, невольно хочется приобрести заветную машину времени и отправиться в прошлое, чтобы увидеть их жизнь, понять и прочувствовать её, познакомиться с этими людьми.
Кем были савроматы, в чьих могилах найдено множество золотых украшений? Царями, жрецами или похитителями ценностей? Как погибла та пара, савроматские “Ромео и Джульетта”, что даже после смерти продолжали держаться за руки? К сожалению, ответы на эти вопросы сейчас может дать только наше воображение. Но, быть может, скоро и сама история найдёт отгадки ко многим савроматским загадкам.
Савроматы – потомки амазонок
Савроматы – потомки амазонок
«За рекою Танаисом, – пишет Геродот, – уже не скифские края, но первые земельные владения там принадлежат савроматам. Савроматы занимают полосу земли к северу, начиная от впадины Меотийского озера, на пятнадцать дней пути, где нет ни диких, ни саженых деревьев…».
Именно с племенами савроматов связан знаменитый цикл легенд об амазонках – женщинах-воительницах, вступивших в брак со скифскими юношами и создавших на этой основе новый многочисленный и воинственный народ – савроматов. Савроматы были родственны скифам Северного Причерноморья по языку (один из диалектов древнеиранского языка), культуре и образу жизни (они были кочевниками-скотоводами). Многие античные авторы говорят об особой роли женщин в савроматском обществе. В частности,
Геродот указывает на их «амазонские» корни и на особую воинственность. «Отсюда савроматские женщины исстари ведут свой образ жизни: они ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду Относительно браков соблюдается у них следующее правило: ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага…». Это вооруженное женское войско не было чем-то экстраординарным, необычным в среде кочевников евразийских степей в VII–III вв. до н. э. Подобного рода «дружины» имелись у европейских скифов, у саков и массагетов. Савроматы-мужчины уходили в дальние походы, совершали сезонные перекочевки со стадами скота, оставляя дома своих жен и детей со всем хозяйством и имуществом. В этих условиях тем, кто оставался требовалась защита, которую обеспечивали, наряду с оставшимися дома немногочисленными мужчинами, вооруженные женщины-всадницы.
Термин «савроматы» объединил многоплеменное и многочисленное кочевое население. Будучи родственными по происхождению, савроматские племена несколько различались по погребальному обряду. Такие различия особенно четко проявляются в Поволжье и на Южном Урале.
Илл. 125. Женский кинжал с золотой рукоятью. Курган Аржан-2
Для того чтобы читатель более живо представил себе все богатство савроматской культуры, я сошлюсь на одно из самых блестящих археологических открытий последних лет – раскопки погребения вождя в кургане у с. Филипповка в Приуралье.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Наследники и потомки
Наследники и потомки Вместо эпилогаКогда-то при каждом европейском дворе был свой астролог, а то и сразу несколько. Особенно это было распространено в XV–XVII веках (хотя предсказательная астрология уходит корнями в глубь истории). Ясновидцы предсказывали своему королю
Что скажут потомки?
Что скажут потомки? Человеку нечасто предоставляется возможность узнать, что скажут о нём после смерти.Вот представьте: открываете вы утреннюю газету, а там – вы. В чёрной рамке. И некролог. Под заголовком «Смерть торговца смертью». Причём сами вы себя до сего дня торговцем
Глава пятая «НАДМЕННЫЕ ПОТОМКИ». КТО ОНИ?
Глава пятая «НАДМЕННЫЕ ПОТОМКИ». КТО ОНИ? Итак, попытаемся прикоснуться еще к одной вроде бы неожиданной загадке. Отчего вот уже почти полтора века не затихают литературоведческие споры вокруг хрестоматийного стихотворения «Смерть поэта»? О каких «вопиющих
Савроматы
Савроматы (sauromatai) – первый сарматский народ, отмеченный в письменной истории. В V в. до н.э. Геродот писал, что савроматы живут в востоку от Дона на безлесной равнине, которая простирается на 15 дней пути к северу от Меотийского озера (Азовского озера). Савроматы Геродота, по-видимому, соответствуют культуре, обнаруженной между Доном и Волгой археологами и относящейся к VII-IV вв. до н.э. На востоке эта культура достигает территории современного Казахстана, простираясь от северного побережья Каспийского моря до южного Урала.
Большая часть известных нам фактов, относящихся к савроматам, носит полумифический характер. Геродот утверждает, что савроматы были детьми скифов и амазонок, обитавших к северу от Кавказа. Их язык представляет собой искаженный скифский, так как матери-амазонки никогда не знали его в совершенстве.
Отраженная в письменных источниках история савроматов начинается следующим событием. В 507 г. до н.э. савроматы выступили союзниками скифов, подвергшихся нападению со стороны персидского царя Дария I. Отряд савроматов продвинулся далеко на запад, дойдя до Дуная, старясь помешать действиям персидской армии.
В наши дни под савроматским периодом понимается ранний период истории сарматов (VII-IV вв. до н.э.). Савроматы формировали ядро сарматской группы племен, которая постепенно двигалась в западном направлении.
Наши реконструкции сарматских воинов ограничены периодом с I в. до н.э. по II в. н.э. Дело в том, что от более раннего периода сохранились в основном лишь съеденные коррозией мечи и наконечники копий, а позднее сарматы рассеялись по всей Европе, перемешав свою культуру с европейской. Мы постарались избежать соблазна использовать в качестве источника материала гробницы знатных сарматов. Это могло привести к созданию неверного впечатления о среднем уровне сарматской культуры. Сарматы и аланы без сомнения были достаточно цивилизованным народом, обладавшими сложными традициями и развитыми ремеслами. К сожалению, украинские почвы крайне агрессивны к ткани, дереву и коже, поэтому без изрядной доли реконструкции невозможно создать цельную картину. Мы руководствовались двумя эмпирическими правилами. Во-первых, существовавшие тысячелетия назад культуры неизменно оказываются более развитыми, нежели это принято считать. Во-вторых, любовь к цветной и нарядной одежде – общая черта всех человеческих культур.
Сарматы
1. Скифский легкий воин, IV в. до н.э.
Скифский костюм хорошо известен благодаря многочисленным произведениям искусства того времени. Большинство этих изображений сделаны в греческих черноморских колониях. Прототипом этой фигуры послужило изображение на золотой тарелке из скифского кургана IV в. до н.э. из Куль-Оба в Крыму. Рисунок на ткани позаимствован с фрагментов, обнаруженных в кургане №4 «Семь Братьев». Красноватые пятна на ткани нанесены краской. «Лампасы» на шароварах вышиты. Воин был вооружен копьем. Его лук и запас стрел помещены в характерный кожаный комбинированный колчан-саадак, называющийся горитос. Среди скифов был распространен короткий меч-акинак.
2. Сарматский воин, IV в. до н.э.
3. Сарматская девушка-воин, Дон, V в. до н.э.
Савроматы – об этом древнем исчезнувшем народе.
В начале I тыс. до н. э. из-за изменившегося климата и ряда других причин большинство скотоводческо-земледельческих племен, обитавших в Великом поясе евразийских степей, полупустынь и пустынь, протянувшемся от Дуная до Северного Китая, перешли к кочевым и полукочевым формам скотоводства, при которых подвижность населения резко возросла, а удельный вес земледелия даже в качестве подсобного занятия стал значительно ниже, чем прежде.
Этот, по-видимому, достаточно быстрый и резкий сдвиг повлек за собой целый ряд далеко идущих последствий. Освоение кочевниками доселе малонаселенных степных пространств, их борьба с соседями и друг с другом за скот и пастбища вызвали целый ряд миг раций, этнических перегруппировок, появление новых социально-политических образований.
Именно в первые века I тыс. до н. э. на исторической сцене появляются многие объединения евразийских кочевников — киммерийцы, скифы, саки, массагеты и многие другие. И среди них савроматы — один из предков собственно сарматов. Наиболее древняя гипотеза о происхождении савроматов донесена до нас отцом истории Геродотом.
Он сообщил, что савроматы — потомки амазонок, волею судеб заброшенных на берега Дона, древнего Танаиса, и скифских юношей, вступивших с ними в брак. После этого события амазонки со своими мужьями переселились в междуречье Дона и Волги и там положили начало новому этносу. Несмотря на всю свою легендарность, сведения Геродота, по-видимому, содержат рациональное зерно.
Савроматы действительно были ближайшими родственниками скифов, так как оба народа говорили на языках североиранской группы или даже на диалектах одного языка. Во всяком случае они могли понимать друг друга без переводчиков — Геродот писал, что «савроматы говорят языком скифским, но с давнего времени искаженным».
Начальная история савроматов также, по-видимому, была тесно связана со скифской. Можно даже предположить, что первоначально они входили в сферу скифского политического влияния. Неизвестно, принимали ли савроматы, точнее их предки, участие в скифских походах в Переднюю Азию. Предположение об этом было высказано, но окончательно его пока нельзя считать доказанным.
Однако формирование савроматского (или савроматских) племенного объединения, может быть, даже первое вычленение и обособление его из сравнительно недифференцированного массива североиранских племен, едва ли произошло ранее VI в. до н. э. и как-то было связано с возвращением скифов в Северное Причерноморье.
Как известно, двадцативосьмилетняя гегемония скифов в Передней Азии закончилась для них весьма печально. Царь мидийцев Киаксар пригласил их вождей на пир и, предварительно напоив, вероломно перебил. Скифы вынуждены были вернуться в Предкавказье и оттуда вновь завоевывать Северное Причерноморье, потому что обитавшие там племена за время пребывания скифов в Передней Азии успели от них отложиться.
Возможно, что именно в это время скифы потеснили савроматов к востоку, что нашло отражение в переданной Геродотом легенде. Более поздний автор — Диодор Сицилийский — назвал савроматов в числе покоренных скифами племен. Едва ли это верно, но савроматы могли действительно испытывать некоторое политическое воздействие своих западных соседей.
Во время похода персидского царя Дария I на скифов (около 514 г. до н. э.) савроматы были верными союзниками скифов, а еще позднее, в середине V в. до н. э. скифские купцы беспрепятственно проходили через территорию савроматов. Западный (волго-донской) вариант савроматской археологической культуры или какая-то его часть прямо связан с теми савроматами, о которых писал Геродот. Сложнее обстоит дело с носителями восточного варианта.
Безусловно, они — не геродотовы савроматы в конкретно этническом смысле этого слова, потому что Геродот локализует последних гораздо западнее. В восточном варианте имеются черты, сближающие его с культурами древних кочевников Средней Азии и Казахстана, которых довольно условно называют саками и массагетами.
Некоторые исследователи полагают, что восточный вариант принадлежал исседонам — народу, который упоминается у Геродота и некоторых других античных авторов, или даже непосредственно племенам сако-массагетского круга.
Отождествление с исседонами, вполне допустимое, все же мало что говорит об этнической принадлежности носителей восточного варианта, поскольку не исключено, что слово «исседоны» в первую очередь имело политическое значение — для наименования племенного объединения или господствующего в нем племени. Едва ли оно было самоназванием: восточные источники его не знают, да и в античных — в послегеродотово время — оно встречается в основном по традиции.
«Евразию вполне могла объединить не Москва, а Сарай»
Историк Дмитрий Чернышевский («Савромат») о поворотном моменте российской истории
«Были ли альтернативы у Золотой Орды, помимо гибели? Целая масса!»
— Вопрос большой, и у него несколько пластов. Давайте по этим пластам и будем отвечать.
Второй пласт: что это за альтернативы? Только не надо рассказывать про эти скопища альтернативных историков, которые, сидя на диване, начинают задаваться вопросом «а вот если бы»… и [предполагают] что угодно. Даже не хочу приводить примеры. Если вы хотите оставаться на позициях научности, возьмите источники и факты и покажите эту альтернативу, которая существовала, влияла на умы, сознание и действия людей.
Источник: turkishnews.com
Так вот, были ли альтернативы у Золотой Орды в XIV и XV веках, помимо гибели? Господи, ну конечно были. Целая масса! Достаточно посмотреть, сколько выдающихся полководцев и ханов воевали и боролись за то, чтобы ее сохранить.
И Тохтамыш, и Идегей, и Мамай – да, последний был интриган и пакостник, но, извините, он был сторонник сильной ханской власти, сторонник объединения Золотой Орды под своим командованием.
То есть альтернатива была, и вопрос надо ставить по-другому: почему Золотая Орда распалась? И вот тут вступает в действие целый ворох причин, о которых сказано в вашем вопросе. Но они очень неоднозначны, и нельзя сделать вывод, что совокупность именно этих причин автоматически предопределила распад и крушение Золотой Орды.
«Кочевники – народ-войско. Это не государство в полном смысле этого слова»
Во-первых, чума — это очень двусмысленная причина. Она ведь прокатилась по всей Евразии, но ни в одной стране, кроме Золотой Орды, не стала катализатором распада и гибели культуры и цивилизации. Русь тоже пережила чуму, и ничего, нормально. Через 30 лет потомки тех, кто выжил, вышли на Куликово поле, и потом подъем продолжался весь XIV век.
В Западной Европе после чумы резко выросли в цене рабочие руки, у массы людей появился платежеспособный спрос, появился рынок, для которого выгодно производить что-то полезное с помощью технических новинок и продавать это. И с этого толчка началось первоначальное накопление капитала. Азия тоже прекрасно пережила чуму. Китай восстановил династию, началось столетие очередного могущества Китайской империи.
Источник: russian7.ru
Так что не чума сама по себе повлияла на Орду, а то, как общество пережило эту напасть, почему она не привела к улучшению ситуации для простых людей. Все покатилось дальше, и здесь мы переходим ко всем остальным причинам: и к внутренней гражданской войне, и к Замятне, и к изменению ситуации на мировых торговых путях, и в конце концов к нашествию Тимура.
В нашей историографии многие годы велась бурная дискуссия: считать или Монгольскую империю государством? Потому что по всем классическим канонам это не государство, а какая-то его половинка. Тут очень многого нет, а есть только войско и ханская власть. Нет налогов, нет судов, нет законов как таковых. Ну Яса Чингисхана появилась, но это была скорее кодификация обычного права. А отдельного аппарата власти, который стоит над народом и угнетает его, — нет. А это самое главное. Не было этого, потому что народ и был войском, народ и был государством.
Но это означает только одно – что недостающая часть находилась в другом месте. Есть такая хорошая пословица: «Нет тюрка без тата», существующая еще со времен Тюркского каганата. То есть не существует кочевого хозяйства без земледельцев.
На месте Куликовской битвы, на поле XIV века, было шесть крупных деревень (к моменту битвы не осталось ни одной, потому что во время Великой замятни все разбежались или погибли). Возьмите минусинскую котловину — зону, где возникал Тюркский каганат, — там были города, там сеяли просо, жили деревни. Тот же феномен поволжских городов: речные долины, оседлое население, крупные городские центры возникают как средоточие прежде всего власти и торговли. Все это вместе есть комплекс кочевого общества. Нельзя отрывать кочевников от земледельцев.
Источник: World History Archive/Alamy Stock Photo/Vostock Photo
«Ордынский выход с Руси составлял 8 тысяч серебряных рублей, а таможенный доход Орды с Тебриза — 9 миллионов золотых динаров»
То есть доходы были колоссальные, на них реально можно было содержать государство. И когда все это начало разваливаться в связи с изгнанием монголов из Китая и постепенным крушением трансевразийской торговли, созданной Чингисханом, конечно, это очень сильно отразилась на бюджете монгольских государств. А без бюджета, извините, не о чем говорить.
Источник: zen.yandex.ru/ratnik
«Так получилось, что столицей объединенной Руси стал мелкий городишко Москва»
Земледелец более свободный человек, он может положить мешок зерна на телегу и ехать куда угодно. А у кочевника стадо, которое нужно поить и кормить каждый день, то есть его надо вести по известным путям, где есть корм и вода. Кочевник не свободен в выборе своего пути.
Источник: islam.ru