сатирические образы кому на руси жить хорошо

Сатирическое изображение помещиков в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Вершиной творчества Н. А. Некрасова является поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Всю жизнь вынашивал Некрасов замысел произведения, которое стало бы народной книгой, то есть книгой “полезной, понятной народу и правдивой”, отражающей самые важные стороны его жизни. Поэме Некрасов отдал долгие годы жизни, вложив в нее все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт, “по словечку” в течение двадцати лет.

При всем многообразии типов, выведенных в поэме, ее главным героем является народ. “Народ освобожден. Но счастлив ли народ?” – этот главный вопрос, волновавший поэта всю жизнь, стоял перед ним и при создании поэмы. Правдиво изображая тягостное положение народа в пореформенной России, Некрасов ставил и разрешал важнейшие вопросы своего времени: кто виноват в народном горе, что делать, чтобы народ стал свободным и счастливым? Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:

Да не про нас ты писана…

Трудовому народу в поэме противостоят “дольщики”, как их назвал Яким Нагой. Это “бог, царь и господин”. Перед читателем поэмы проходит целая галерея образов помещиков.

Сатирически-гневно рассказывает Некрасов о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда “дышала грудь помещичья свободно и легко”. Некрасов смотрит на помещиков глазами крестьян. Так изображен, например, Оболт-Оболдуев:

Какой-то барин кругленький;

С сигарочкой во рту…

Традиционные в народной поэзии уменьшительно-ласкательные суффиксы здесь усиливают ироническое звучание рассказа, подчеркивают ничтожество “кругленького” человечка. С гордостью говорит он о древности своего рода. Помещик вспоминает старые благословенные времена, когда “не только люди русские, сама природа русская покорствовала нам”. Вспоминая свое житье при крепостном праве – “как у Христа за пазухой”, он с гордостью говорит:

Бывало, ты в окружности

Один, как солнце на небе,

Твои деревни скромные,

Твои леса дремучие,

Жители “скромных деревень” кормили и поили барина, обеспечивали своим трудом его разгульную жизнь, “праздники, не день, не два – по месяцу”, а он, неограниченно властвуя, устанавливал свои законы:

Кого хочу – помилую,

Помещик Оболт-Оболдувв вспоминает свою райскую жизнь: роскошные пиры, жирные индейки, сочные наливки, актеров собственных и “прислуги целый полк”. По словам помещика, крестьяне отовсюду несли им “подарки добровольные”. Теперь все пришло в упадок – “сословье благородное как будто все попряталось, повымерло!” Помещичьи дома разбираются на кирпичи, сады вырубают, воруют лес:

Откровенной насмешкой встречают крестьяне хвастливый рассказ Оболт-Оболдуева о древности его рода. Сам-то он ни на что не пригоден. С особенной силой звучит ирония Некрасова, когда он заставляет Оболт-Оболдуева признаться в совершенной неспособности к труду:

Коптил я небо божие,

Носил ливрею царскую.

Сорил казну народную

И думал век так жить…

Крестьяне сочувствуют помещику и думают про себя:

Порвалась цепь великая,

Одним концом по барину,

Презрение вызывает слабоумный “последыш” князь Утятин. Глубокий смысл имеет само название главы “Последыш”. Речь идет не только о князе Утятине, но и последнем помещике-крепостнике. Перед нами выживший из ума рабовладелец, и мало человеческого осталось даже в его внешнем облике:

Нос клювом, как у ястреба,

Один здоровый – светится,

А левый – мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

О помещике Утятине рассказывает бурмистр Влас. Он говорит, что помещик у них “особенный” – “весь век чудил, дурил, да вдруг гроза и грянула”. Когда он узнал об отмене крепостного права, то вначале не поверил, а потом от огорчения слег – у него отнялась левая половина тела.

Наследники, опасаясь, чтобы он не лишил их наследства, начинают во всем потакать ему. Когда старику стало получше, ему сказали, что мужиков приказано вернуть помещику. Старик обрадовался, велел отслужить молебен, звонить в колокола.

С тех пор крестьяне начинают ломать комедию: делать вид, будто крепостное право не отменено. В имении пошли старые порядки: князь отдает глупые приказы, распоряжается, отдает приказ женить вдову семидесяти лет на соседе Гавриле, которому только исполнилось шесть лет. Крестьяне смеются над князем за его спиной. Только один мужик Агап Петров не хотел подчиняться старым порядкам, и когда его помещик застал за воровством леса, высказал Утятину все прямо, назвав его шутом гороховым.

После обильной трапезы Утятин умирает. Последыш не только страшен, но и смешон. Ведь он уже лишен былой власти над крестьянскими душами.

Крестьяне согласились лишь “поиграть в крепостных”, пока не умрет “последыш”. Прав был непокладистый мужик Агап Петров, открывший князю Утятину истину:

…Последыш ты! По милости

Мужицкой нашей глупости

Сегодня ты начальствуешь,

А завтра мы последышу

Пинка – и кончен бал!

Крутым самодуром-угнетателем показан и помещик Шалашников, “воинскою силою” покорявший собственных крестьян. Еще более жесток управляющий немец Фогель. Презрение к труду и трудящимся, чванство своим паразитическим существованием, неумение и нежелание трудиться, высокомерие, спесь и жестокость – таковы типичные черты характера помещиков, изображенных в поэме “Кому на Руси жить хорошо”.

Related posts:

Источник

Сатирические образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

В презентации представлены средства и формы изображения сатирических портретов помещиков в поэме

Просмотр содержимого документа
«Сатирические образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»»

сатирические образы кому на руси жить хорошо. Смотреть фото сатирические образы кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку сатирические образы кому на руси жить хорошо. Картинка про сатирические образы кому на руси жить хорошо. Фото сатирические образы кому на руси жить хорошо сатирические образы кому на руси жить хорошо. Смотреть фото сатирические образы кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку сатирические образы кому на руси жить хорошо. Картинка про сатирические образы кому на руси жить хорошо. Фото сатирические образы кому на руси жить хорошо

В поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасов словно от имени миллионов крестьян выступил гневным обличителем общественно-политического строя России и вынес ему строгий приговор. Поэт мучительно переживал покорность народа, его забитость, темноту. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы.

сатирические образы кому на руси жить хорошо. Смотреть фото сатирические образы кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку сатирические образы кому на руси жить хорошо. Картинка про сатирические образы кому на руси жить хорошо. Фото сатирические образы кому на руси жить хорошо

Ни в ком противоречия,

вспоминает о былом помещик Оболт-Оболдуев.

«Последыш». «Пришли на Волгу странники». Художник Н. Воробьев

сатирические образы кому на руси жить хорошо. Смотреть фото сатирические образы кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку сатирические образы кому на руси жить хорошо. Картинка про сатирические образы кому на руси жить хорошо. Фото сатирические образы кому на руси жить хорошо

В условиях полной безнаказанности и бесконтрольного произвола складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды:

Кулак – моя полиция!

«Помещик». Художник В. Нагаев

сатирические образы кому на руси жить хорошо. Смотреть фото сатирические образы кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку сатирические образы кому на руси жить хорошо. Картинка про сатирические образы кому на руси жить хорошо. Фото сатирические образы кому на руси жить хорошо

«Последыш». Утятин-князь с невестками.

сатирические образы кому на руси жить хорошо. Смотреть фото сатирические образы кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку сатирические образы кому на руси жить хорошо. Картинка про сатирические образы кому на руси жить хорошо. Фото сатирические образы кому на руси жить хорошо

Нелепы не только приказы Последыша, еще более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права.

Карикатурен и его внешний облик:

Нос клювом, как у ястреба,

Один здоровый светится,

Как оловянный грош!

«Последыш». Художник Н. Воробьев

сатирические образы кому на руси жить хорошо. Смотреть фото сатирические образы кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку сатирические образы кому на руси жить хорошо. Картинка про сатирические образы кому на руси жить хорошо. Фото сатирические образы кому на руси жить хорошо

Жестоким самодуром-угнетателем показан и помещик Шалашников, воинскою силою покорявший собственных крестьян.

Еще более жесток управляющий немец Фогель.

При нем настала каторга Корежскому крестьянину –

Савелий, богатырь святорусский.

Художник А. Лебедев

Источник

Сатирические образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

В презентации представлены средства и формы изображения сатирических портретов помещиков в поэме

Просмотр содержимого документа
«Сатирические образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»»

сатирические образы кому на руси жить хорошо. Смотреть фото сатирические образы кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку сатирические образы кому на руси жить хорошо. Картинка про сатирические образы кому на руси жить хорошо. Фото сатирические образы кому на руси жить хорошо сатирические образы кому на руси жить хорошо. Смотреть фото сатирические образы кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку сатирические образы кому на руси жить хорошо. Картинка про сатирические образы кому на руси жить хорошо. Фото сатирические образы кому на руси жить хорошо

В поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасов словно от имени миллионов крестьян выступил гневным обличителем общественно-политического строя России и вынес ему строгий приговор. Поэт мучительно переживал покорность народа, его забитость, темноту. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы.

сатирические образы кому на руси жить хорошо. Смотреть фото сатирические образы кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку сатирические образы кому на руси жить хорошо. Картинка про сатирические образы кому на руси жить хорошо. Фото сатирические образы кому на руси жить хорошо

Ни в ком противоречия,

вспоминает о былом помещик Оболт-Оболдуев.

«Последыш». «Пришли на Волгу странники». Художник Н. Воробьев

сатирические образы кому на руси жить хорошо. Смотреть фото сатирические образы кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку сатирические образы кому на руси жить хорошо. Картинка про сатирические образы кому на руси жить хорошо. Фото сатирические образы кому на руси жить хорошо

В условиях полной безнаказанности и бесконтрольного произвола складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды:

Кулак – моя полиция!

«Помещик». Художник В. Нагаев

сатирические образы кому на руси жить хорошо. Смотреть фото сатирические образы кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку сатирические образы кому на руси жить хорошо. Картинка про сатирические образы кому на руси жить хорошо. Фото сатирические образы кому на руси жить хорошо

«Последыш». Утятин-князь с невестками.

сатирические образы кому на руси жить хорошо. Смотреть фото сатирические образы кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку сатирические образы кому на руси жить хорошо. Картинка про сатирические образы кому на руси жить хорошо. Фото сатирические образы кому на руси жить хорошо

Нелепы не только приказы Последыша, еще более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права.

Карикатурен и его внешний облик:

Нос клювом, как у ястреба,

Один здоровый светится,

Как оловянный грош!

«Последыш». Художник Н. Воробьев

сатирические образы кому на руси жить хорошо. Смотреть фото сатирические образы кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку сатирические образы кому на руси жить хорошо. Картинка про сатирические образы кому на руси жить хорошо. Фото сатирические образы кому на руси жить хорошо

Жестоким самодуром-угнетателем показан и помещик Шалашников, воинскою силою покорявший собственных крестьян.

Еще более жесток управляющий немец Фогель.

При нем настала каторга Корежскому крестьянину –

Савелий, богатырь святорусский.

Художник А. Лебедев

Источник

Сатирическое изображение помещиков в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо

При всем многообразии типов, выведенных в поэме, ее главным героем является народ. «Народ освобожден. Но счастлив ли народ?» — этот главный вопрос, волновавший поэта всю жизнь, стоял перед ним и при создании поэмы. Правдиво изображая тягостное положение народа в пореформенной России, Некрасов ставил и разрешал важнейшие вопросы своего времени: кто виноват в народном горе, что делать, чтобы народ стал свободным и счастливым? Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:

Добра ты,царска грамота,

Да не про нас ты писана…

Трудовому народу в поэме противостоят «дольщики», как их назвал Яким Нагой. Это «бог, царь и господин». Перед читателем поэмы проходит целая галерея образов помещиков. Сатирически-гневно рассказывает Некрасов о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда «дышала грудь помещичья свободно и легко». Некрасов смотрит на помещиков глазами крестьян. Так изображен, например, Оболт-Оболдуев:

Какой-то барин кругленький;

С сигарочкой во рту…

Традиционные в народной поэзии уменьшительно-ласкательные суффиксы здесь усиливают ироническое звучание рассказа, подчеркивают ничтожество «кругленького» человечка. С гордостью говорит он о древности своего рода. Помещик вспоминает старые благословенные времена, когда «не только люди русские, сама природа русская покорствовала нам». Вспоминая свое житье при крепостном праве — «как у Христа за пазухой», он с гордостью говорит:

Бывало, ты в окружности

Один, как солнце на небе,

Твои деревни скромные,

Твои леса дремучие,

Жители «скромных деревень» кормили и поили барина, обеспечивали своим трудом его разгульную жизнь, «праздники, не день, не два — по месяцу», а он, неограниченно властвуя, устанавливал свои законы:

Кого хочу — помилую,

Помещик Оболт-Оболдувв вспоминает свою райскую жизнь: роскошные пиры, жирные индейки, сочные наливки, актеров собственных и «прислуги целый полк». По словам помещика, крестьяне отовсюду несли им «подарки добровольные». Теперь все пришло в упадок — «сословье благородное как будто все попряталось, повымерло!» Помещичьи дома разбираются на кирпичи, сады вырубают, воруют лес:

Откровенной насмешкой встречают крестьяне хвастливый рассказ Оболт-Оболдуева о древности его рода. Сам-то он ни на что не пригоден. С особенной силой звучит ирония Некрасова, когда он заставляет Оболт-Оболдуева признаться в совершенной неспособности к труду:

Коптил я небо божие,

Носил ливрею царскую.

Сорил казну народную

И думал век так жить…

Крестьяне сочувствуют помещику и думают про себя:

Порвалась цепь великая,

Одним концом по барину,

Презрение вызывает слабоумный «последыш» князь Утятин. Глубокий смысл имеет само название главы «Последыш». Речь идет не только о князе Утятине, но и последнем помещике-крепостнике. Перед нами выживший из ума рабовладелец, и мало человеческого осталось даже в его внешнем облике:

Нос клювом, как у ястреба,

Один здоровый — светится,

А левый — мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

…Последыш ты! По милости

Мужицкой нашей глупости

Сегодня ты начальствуешь,

А завтра мы последышу

Пинка — и кончен бал!

Крутым самодуром-угнетателем показан и помещик Шалашников, «воинскою силою» покорявший собственных крестьян. Еще более жесток управляющий немец Фогель. Презрение к труду и трудящимся, чванство своим паразитическим существованием, неумение и нежелание трудиться, высокомерие, спесь и жестокость — таковы типичные черты характера помещиков, изображенных в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Источник

Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” занимает центральное место в творчестве Н. А. Некрасова. Она стала как бы художественным итогом всей литературной работы автора. Н. А. Некрасов создал новый жанр – социально-философскую поэму. Он поставил перед собой цель показать прошлое, настоящее и будущее России.
Некрасов начал писать свою эпическую поэму об освобождающемся, возрождающемся народе «по горячим следам», сразу после реформы 1861 года. Именно поэтому его основное внимание обращено к крестьянам и их «счастью» и «несчастью».

Поэма построена из отдельных незавершенных глав и объединена образом-символом – дорогой. Поэтому произведение распадается на судьбы десятков людей. Каждый эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом песни или повести, легенды или романа. Все вместе, в единстве своем, они составляют судьбу русского народа, высвечивая его исторический путь от рабства к свободе.

Поэму о народной жизни Некрасов целиком строит на фольклорной основе. Это позволяет автору, рисуя персонажей в гротесковом плане, подчеркнуть недостатки и достоинства своих героев, заострить на них внимание читателя. Но в отличие, например, от басни, подчёркивается не одно качество художественного образа, а несколько. Это делает образ более объёмным.
В «Кому на Руси жить хорошо?» перед читателем открывается целая галерея образов помещиков, которых автор показывает глазами крестьян. Поэт создает этих персонажей без всякой идеализации и, вместе с тем, с некоторой долей сочувствия. Здесь проступает мастерство Некрасова-реалиста.

Сатирически-гневно рассказывает поэт о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда «дышала грудь помещичья свободно и легко». Они распоряжались своими крепостными, как вещами. Барин, владевший «крещеной собственностью», был полновластным царьком в своей вотчине, где все ему «покорствовало»: «Кого хочу – помилую, // Кого хочу – казню…»

С острой иронией Некрасов создает образ князя Утятина. В крестьянской речи часто звучит издевка над своим барином: «Мы барщинные, выросли под рылом у помещика». Слово «рыло» выступает здесь не только как доказательство невежественности крестьян, но и как недвусмысленный намёк на отношение к своему господину. Мужики также язвительно и пророчески называли его последышем. Скоро придёт конец крепостникам:

…Последыш ты! По милости
Мужицкой нашей глупости
Сегодня ты начальствуешь,
А завтра мы последышу
Пинка – и кончен бал!

Князь – выживший из ума «душевладелец», и мало человеческого осталось даже в его внешнем облике:

Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные,
И – разные глаза:
Один здоровый – светится,
А левый – мутный, пасмурный
Как оловянный грош!

Используя поистине народные сравнения в создании образа, Некрасов добивается правдивости изображения и звучания острой сатиры. К тому же интересно сравнение глаза князя с оловянным грошом. Как известно, глаза – зеркало души, а это значит, что автор метко обличает в Утятине постоянную жажду наживы.

Вслед за этим персонажем идет образ Оболт-Оболдуева, продолжающего ряд помещиков-паразитов. И вот каков он:

Какой-то барин кругленький,
Усатенький, пузатенький,
С сигарочкой во рту…

Традиционные в народной поэзии уменьшительные и ласкательные формы слов усиливают ироническое звучание, подчеркивая ничтожество «кругленького» человечка.

Помещики, которые должны были заботиться о своей стране, о своем народе, живут в свое удовольствие, унижая и обкрадывая крепостных. Конечно же, большая часть угнетаемых не желает мириться с подобным положением вещей.
Поэма рисует трудный, полный заблуждений и внутренних конфликтов, но все же неизбежный путь крестьянства к освобождению от рабского сознания. Не верят крестьяне своим помещикам, пошатнулось их доверие и к религии, к ее служителям – проповедникам покорности и смирения. Да и могло ли быть иначе, когда человек должен всю жизнь тащить ярмо беспросветной покорности? И всё это делать нужно ради помещиков, которые и себя и других губят своей глупостью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *