сарацин это кто в истории

Кто такие сарацины

сарацин это кто в истории. Смотреть фото сарацин это кто в истории. Смотреть картинку сарацин это кто в истории. Картинка про сарацин это кто в истории. Фото сарацин это кто в истории

Сегодня слово «Сарацин» преимущественно ассоциируется с легендарными крестовыми походами, борьбой за Святую Землю и свободу от арабских племен, захвативших Иерусалим. Но откуда пришло это название?

Откуда пришло это слово

Точное значение слова сейчас трудно отметить – лингвисты и историки не могут определить точно, откуда пришло это слово. Одни считают, что основой стал старый французский термин Sarrazin, от латинского Saracenus, самого производного от греческого Sarakenos. Происхождение греческого термина неясно, но лингвисты считают, что он может происходить от арабского sharq, означающего “Восток” или “восход солнца”, возможно, в форме прилагательного sharqiy или “восточный”.”

Позднегреческие писатели, такие как Птолемей, называют некоторых жителей Сирии и Ирака Саракеноями. Хотя мы не знаем точно, кто были эти люди, греки и римляне отличали их от обычных арабов. В некоторых текстах этот термин, по-видимому, относится к бойцам тяжелой кавалерии из Финикии.

В раннем Средневековье европейцы уже не настолько интересовались Ближним Востоком, но и не теряли легкого интереса к ним. Тем более, что почти рядом – в Испании и Португалии – правили арабские племена мавров. Однако даже в X веке слово ” сарацин “не было тем же самым, что и араб или Мавр – последнее конкретно обозначало североафриканских мусульман – берберов и арабские народы, завоевавшие большую часть Иберийского полуострова. Во времена крестовых походов термином сарацин европейцы называли всех арабов без исключения, для них не имело значения, что и арабские племена различаются между собой. Но и сарацины не отставали – для них европейцы были франками, даже если приехали из Германии или Англии.

сарацин это кто в истории. Смотреть фото сарацин это кто в истории. Смотреть картинку сарацин это кто в истории. Картинка про сарацин это кто в истории. Фото сарацин это кто в истории

История знает немало примеров яростной борьбы европейцев с сарацинами. Но наиболее ярким является борьба Салах-ад-Дина (или Саладина) с королем Англии Ричардом Львиное Сердце. В 1187 году мусульманский лидер Саладин вновь завоевал город Иерусалим, а также большинство крепостей крестоносцев по всей Святой Земле. В ответ короли Европы, в том числе Фридрих Барбаросса из Германии (который умер по дороге), Филипп французский и Ричард I из Англии (Львиное Сердце) организовали кампанию по спасению города. Шел третий крестовый поход.

Ключ к успеху

Ключом к успеху кампании стал захват портового города Акра. Король Ричард прибыл на место в июне 1191 года, чтобы найти город в осаде христианской армии. Саладин угрожал – его армия слишком слаба, чтобы сокрушить осаждающих, но слишком сильна, чтобы ее выбить.

Усилив бомбардировку города, Ричард и французский король Филипп медленно разрушили стены города, ослабив его оборону и одновременно заставив оккупантов сдаться. Наконец, 12 июля мусульманские защитники и крестоносцы согласились сдаться. В обмен на спасение жизней защитников Саладин заплатил выкуп в 200 000 золотых, освободил около 1500 христианских пленных и вернул священную реликвию христиан – Святой Крест. Эти действия должны были быть выполнены в течение месяца после падения города. Ричард будет держать в заложниках 2700 мусульман, пока они не будут выполнены.

Саладин сразу же столкнулся с проблемами, выполняя свою часть сделки, и крайний срок пришел без оплаты условий. В качестве компромисса Саладин предложил Ричарду освободить пленников в обмен на часть выкупа, а оставшуюся часть выплатить позднее. Саладин предоставил Ричарду заложников, чтобы обеспечить оплату. В качестве альтернативы он предложил дать королю те деньги, которые у него были, и позволить Ричарду держать пленников в обмен на христианских заложников до тех пор, пока не будут собраны остальные деньги и мусульманские пленники не будут освобождены.

Ричард возразил, что он примет частичную оплату, но Саладин должен принять Его Королевское обещание освободить пленников, когда он получит остаток выкупа. В этот момент, что называется, нашла коса на камень. Ни один из правителей не принял условий своего противника. Ричард объявил жизни мусульманских защитников Акры конфискованными и назначил 20 августа датой их казни. Вот как описывает казнь Беха-ед –Дин, один из министров и судей Саладина, который был свидетелем ужасной резни.

« В назначенный день, около четырех часов пополудни король выехал верхом со всей армией, рыцарями, лакеями, и направился к ямам у подножия холма Аль-Айядия, куда он уже послал свои шатры. Франки, дойдя до середины равнины, протянувшейся между этим холмом и холмом Кейсана, вблизи которого отступила передовая гвардия султана, приказали всем мусульманам идти вперед.

Узники должны предстать перед ним. Их было больше трех тысяч, и все они были связаны веревками. Тогда Франки набросились на них и хладнокровно убили мечом и копьем. Наша Авангардная гвардия уже сообщила султану о передвижениях врага, и он послал ей некоторое подкрепление, но опоздали. Мусульмане, видя, что делается с пленными, бросились на франков, и в бою, длившемся до ночи, несколько сотен человек было убито и ранено с обеих сторон.

На следующее утро наш народ собрался на этом месте и нашел мусульман распростертыми на земле, как мучеников за веру. Они даже узнали некоторых из мертвых, и это зрелище было для них большим несчастьем. Враг пощадил только тех пленных, которые были достаточно сильны, чтобы работать».

Источник

Ответы на любые вопросы

Представление о давно минувших днях несколько искажается, ведь даже непосредственные свидетели эти события воспринимали по-разному, в зависимости от собственного отношения к каждой из сторон. Что уже говорить об искажениях и откровенных фальсификациях, которые легли в основу многих свидетельств.

сарацин это кто в истории. Смотреть фото сарацин это кто в истории. Смотреть картинку сарацин это кто в истории. Картинка про сарацин это кто в истории. Фото сарацин это кто в истории

Конфликт интересов в Европе

Европа не всегда была христианской. Это и так понятно тем, кто знает о существовании язычников, которые на протяжении тысячелетий развивали свою культуру на континенте, строили города и приносили людей в жертву богам. Учитывая, что основным и единственным свидетелем подобной жестокости «варваров» являются сами христиане, и большинство источников написано ими – верить можно далеко не каждому слову.

Но после победы над язычниками появилась новая проблема – сарацины. Пришедшие из Северной Африки мусульмане вовсе не хотели убираться восвояси и даже разбили пару-тройку христианских армий. Как после этого не воспылать праведным гневом, не собрать многочисленное воинство и не отправить захватчиков туда, где им и место?

Звучит неплохо, но между первым набегом сарацин и окончательной победой испанских правителей прошло что-то в районе восьми столетий, на протяжении этого времени две культуры существовали бок о бок, контактируя друг с другом.

сарацин это кто в истории. Смотреть фото сарацин это кто в истории. Смотреть картинку сарацин это кто в истории. Картинка про сарацин это кто в истории. Фото сарацин это кто в истории

Кто такие сарацины?

Само понятие «сарацин» возникло ещё в дохристианскую эпоху, о них упоминал ещё Птолемей. И речь шла о кочевниках, проживающих на территории современной Сирии и мигрирующих вдоль побережья. Со временем определение стало нарицательным, так называли каждого мусульманина, решившего попытать удачи на Пиренейском полуострове. Но оно уступило место слову «мавр», которое вытеснило его из исторических источников и художественной литературы.

Ненависть к захватчикам среди знатных европейцев была настолько высока, что даже тренажёр для отработки ударов получил точно такое же название. Столетиями самые благородные и наиболее обеспеченные люди тренировали конную атаку, представляя на месте поверженного противника тех самых сарацин.

Правда, даже у деревянного чучела было своё приспособление для защиты – с противоположной от щита стороны закреплялся мешок песка, способный сбить с лошади зазевавшегося всадника, не успевшего уклониться после нанесения удара.

сарацин это кто в истории. Смотреть фото сарацин это кто в истории. Смотреть картинку сарацин это кто в истории. Картинка про сарацин это кто в истории. Фото сарацин это кто в истории

Почему христиане ненавидели сарацин?

Христианами на протяжении всего периода оккупации критиковались мусульмане:

На протяжении столетий ведущие богословы отказывались признавать сходство между христианством и мусульманством, относя его к язычеству. Авраамическое происхождение было доказано лишь несколько позже.

Средневековая Европа совершенно не походила на себя современную, особенно это касалось женщин и любых проявлений сексуальности. Достаточно лишь сказать, что даже 2-3 столетия назад европейцы всё ещё на полном серьёзе обсуждали, есть ли у женщины душа и подобные вопросы, кажущиеся дикостью современному человеку.

сарацин это кто в истории. Смотреть фото сарацин это кто в истории. Смотреть картинку сарацин это кто в истории. Картинка про сарацин это кто в истории. Фото сарацин это кто в истории

Как жили мавры в Европе

Несмотря на все выдвигаемые в своё время против сарацин обвинения, они:

Судьба христианина, попавшего в плен к сарацинам, выглядела несколько более радужной, чем оказавшегося в плену и европейцев мусульманина. Конечно же, в истории имели место быть и массовые гонения и даже расправы, но всё это – единичные случаи или проявления крайнего фанатизма, наблюдавшегося с обеих сторон.

Стоит отметить, что вся судьба Пиренейского полуострова могла сложиться совершенно иначе, если бы поход 711 года оказался бы менее удачным для сарацин. Отправляться в далёкие и неизведанные земли горели желанием далеко не все мусульмане, и в первом рейде принимало участие в районе 400 человек, их лёгкая победа и впечатляющие трофеи сделали своё дело.

На новые завоевания устремились десятки тысяч соотечественников. Спустя некоторое время грабежи превратились в захват земли и основание собственных городов или покорение и оккупацию уже существующих христианских. Для мавров это была лишь очередная возможность расширения границ своего Халифата, дальнейшее продвижение и приобретение новых владений, вместе с подданными, готовыми выплачивать налог и участвовать в военных походах.

сарацин это кто в истории. Смотреть фото сарацин это кто в истории. Смотреть картинку сарацин это кто в истории. Картинка про сарацин это кто в истории. Фото сарацин это кто в истории

Как сарацины повлияли на формирование общества

Мирное сосуществование на тот период между мусульманами и христианами было невозможно – слишком высок был градус накала ненависти, да и каждой стороне был необходим свой вечный внешний враг, с которым можно воевать столетиями и списывать все проблемы на это масштабное противостояние.

Если бы история пошла немного иначе, возможно, современная цивилизация выглядела совсем иначе. Европейцы закалились в многочисленных сражениях и совсем не приобрели терпимости, что повлияло и на период освоения Нового Света.

Мусульмане, вечно вовлечённые в противостояние, несколько сдали свои позиции в качестве философов, учёных и вольнодумцев, что негативно сказалось на скорости научного прогресса и гонке с европейскими державами.

Приписываемые сарацинам деяния не всегда соответствуют действительности – своего врага необходимо очернить и представить в виде дикого зверя, только тогда можно и самому проявлять должный уровень жестокости.

сарацин это кто в истории. Смотреть фото сарацин это кто в истории. Смотреть картинку сарацин это кто в истории. Картинка про сарацин это кто в истории. Фото сарацин это кто в истории

Видео: сарацин и дьявольская телега

Далее посмотрите фрагмент комедийного фильма, в котором невольные путешественники во времени встретили сарацина на желтой повозке:

Источник

Сарацины

Содержание

Другие значения

Сарацином в Средние века называли тренажёр для рыцарей. Тренажёр в классическом варианте представлял собой деревянный торс человека (собственно сарацина), в одной руке держащего небольшой щит, а в другой цепь или верёвку с утяжелителем (например, мешок с песком) на конце. Торс устанавливался так, чтобы свободно вращаться на столбе. Задача рыцаря — на полном скаку поразить копьём щит сарацина и успеть при этом увернуться от удара мешком. Сарацины часто применялись на рыцарских турнирах, как отдельное состязание.

Примечания

См. также

Ссылки

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Сарацины» в других словарях:

САРАЦИНЫ — Название европейцами первоначально арабов, потом вообще магометан, нехристиан, против которых проповедовались крестовые походы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. САРАЦИНЫ в средние века название… … Словарь иностранных слов русского языка

САРАЦИНЫ — (сарачины старин.), сарацин, сарацина, муж. (ист.). 1. У античных историков кочевое дикое племя в Аравии. 2. В языке средневекового рыцарства и крестоносцев мусульмане вообще. «Выезжают погулять…, руку правую потешить, сарачина в поле спешить.»… … Толковый словарь Ушакова

Сарацины — (Saracens), кочевники из племен, живших в Сирийской или Аравийской пустыне; во временакрестовых походов христиане наз. С. всех мусульман. На волне исламских завоеваний они вторглись в Святую землю (Западную Палестину), проникли на С. на терр. М.… … Всемирная история

Сарацины — (Saraceni, Σαρακηνοί) народ, упоминаемый Аммианом Марцеллином (см.) и Птоломеем, живший на С Счастливой Аравии. Название это, означавшее первоначально кочующее разбойническое племя, уже в начале средних веков распространено было христианскими… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Сарацины — мн. 1. Название арабского населения северо западной Аравии (у античных историков). 2. Название арабов, мусульман и некоторых других народов Ближнего Востока (в странах Западной Европы в эпоху Средневековья). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

САРАЦИНЫ — • Saracēni, Σαρακηνοί, народ, упоминаемый Птолемеем и Аммианом, живший на севере счастливой Аравии. Это имя, означавшее первоначально скитающееся разбойническое и воюющее племя, впоследствии употреблялось и в более обширном смысле … Реальный словарь классических древностей

Сарацины — кочевое племя в Аравии, упоминаемое ант. авторами. Название «с.» с эпохи Раннего Средневековья было распространено визант. и западнохристиан. писателями на всех арабов, позднее на всех мусульман … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

сарацины — сарац ины, ин, ед. ч. ц ин, а … Русский орфографический словарь

Сарацины — в древности араб., бедуинское племя, обитавшее в пустыне Сев. Зап. Аравии и Синайского п ова (ныне между Суэцким каналом и Газой живет маленькое бедуинское племя саварке). С. имели контакты с рим. намест никами пров. Аравия. Византийцы и … Древний мир. Энциклопедический словарь

Сарацины — (греч. sarakenoi), в древности араб, бедуинское племя, обитавшее в пустыне сев. зап. Аравии и Синайского полуострова (ныне между Суэцким каналом и Газой живет маленькое бедуинское племя саварке). С. имели контакты с рим. наместниками пров … Словарь античности

Источник

Сарацины

Смотреть что такое «Сарацины» в других словарях:

САРАЦИНЫ — Название европейцами первоначально арабов, потом вообще магометан, нехристиан, против которых проповедовались крестовые походы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. САРАЦИНЫ в средние века название… … Словарь иностранных слов русского языка

САРАЦИНЫ — (сарачины старин.), сарацин, сарацина, муж. (ист.). 1. У античных историков кочевое дикое племя в Аравии. 2. В языке средневекового рыцарства и крестоносцев мусульмане вообще. «Выезжают погулять…, руку правую потешить, сарачина в поле спешить.»… … Толковый словарь Ушакова

Сарацины — (греч. Σαρακηνός «восточные люди») народ, упоминаемый древнеримским историком IV века Аммианом Марцеллином и греческим ученым I II вв. н. э. Птоломеем. Кочующее разбойническое племя, бедуины, жившие вдоль границ Сирии. Со… … Википедия

Сарацины — (Saraceni, Σαρακηνοί) народ, упоминаемый Аммианом Марцеллином (см.) и Птоломеем, живший на С Счастливой Аравии. Название это, означавшее первоначально кочующее разбойническое племя, уже в начале средних веков распространено было христианскими… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Сарацины — мн. 1. Название арабского населения северо западной Аравии (у античных историков). 2. Название арабов, мусульман и некоторых других народов Ближнего Востока (в странах Западной Европы в эпоху Средневековья). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

САРАЦИНЫ — • Saracēni, Σαρακηνοί, народ, упоминаемый Птолемеем и Аммианом, живший на севере счастливой Аравии. Это имя, означавшее первоначально скитающееся разбойническое и воюющее племя, впоследствии употреблялось и в более обширном смысле … Реальный словарь классических древностей

Сарацины — кочевое племя в Аравии, упоминаемое ант. авторами. Название «с.» с эпохи Раннего Средневековья было распространено визант. и западнохристиан. писателями на всех арабов, позднее на всех мусульман … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

сарацины — сарац ины, ин, ед. ч. ц ин, а … Русский орфографический словарь

Сарацины — в древности араб., бедуинское племя, обитавшее в пустыне Сев. Зап. Аравии и Синайского п ова (ныне между Суэцким каналом и Газой живет маленькое бедуинское племя саварке). С. имели контакты с рим. намест никами пров. Аравия. Византийцы и … Древний мир. Энциклопедический словарь

Сарацины — (греч. sarakenoi), в древности араб, бедуинское племя, обитавшее в пустыне сев. зап. Аравии и Синайского полуострова (ныне между Суэцким каналом и Газой живет маленькое бедуинское племя саварке). С. имели контакты с рим. наместниками пров … Словарь античности

Источник

Глава третья. Кто же такие эти сарацины?

Глава третья. Кто же такие эти сарацины?

сарацин это кто в истории. Смотреть фото сарацин это кто в истории. Смотреть картинку сарацин это кто в истории. Картинка про сарацин это кто в истории. Фото сарацин это кто в истории

В первом пункте латинского устава тамплиеров цель ордена определялась как «защита бедных и церквей» Святой земли. И хотя устав не указывал, от кого же следует все это защищать, все понимали, что наибольшая опасность для «бедных и церквей» исходила от сарацин.

Но кем же были эти сарацины? Происхождение слова остается неясным, но еще римляне называли так жителей Аравийского полуострова, а затем оно стало означать всех мусульман. Крестоносцам было удобно употреблять общее название, поскольку они имели смутное представление о различиях в верованиях и происхождении различных народов Ближнего Востока.

Население этой территории было (и остается) очень пестрым, ибо по ней проходили самые различные народы. На Ближнем Востоке пересекаются пути, соединяющие Европу, Африку и Азию, — армии, идущие для завоевания совсем иных мест, не могли, двигаясь к желанной цели, миновать эту землю. Первые люди, решившиеся покинуть Африку, прошли, прежде чем расселились по всему миру, именно здесь. Этой территорией правили хетты, финикийцы, греки, персы, евреи, римляне, арабы. К концу одиннадцатого столетия на полоске земли от Суэца до Константинополя сосуществовали армяне-христиане, якобиты[136], православные греки, ортодоксальные иудеи, караимы, самаритяне, арабские мусульмане, персидские сунниты, друзы, египетские шииты, а также недавно пришедшие сюда турки — ультраортодоксальные сунниты. И это только то, что касается религии. Появление здесь европейцев всего лишь добавило новый ингредиент в богатейшую смесь.

Западные пришельцы столкнулись с серьезной проблемой: они совершенно не разбирались во взаимоотношениях многочисленных религиозных течений. Европейцы не понимали, что гонителями якобитов были не столько мусульмане, сколько византийцы; или что шиитский город Дамаск предпочитал иметь дело с христианами, чтобы не оказаться во власти суннитских халифов Багдада.

В известном смысле храмовники скорее и лучше сориентировались в этих хитросплетениях, чем новоявленные правители королевств и графств, основанных крестоносцами. Усама ибн Мункыз, эмир Шайзара, оставил запись о своих посещениях церкви, выстроенной рядом с Храмом Соломона в Иерусалиме, где находилась резиденция тамплиеров, а до и после крестоносцев — мечеть Аль-Акса. «Когда бы я ни приходил в мечеть, которая была в руках тамплиеров, моих друзей, они предоставляли в мое распоряжение небольшую молельню, чтобы я мог вознести там свои молитвы»[137]. Усама не был в восторге от европейцев, но среди них, в том числе и среди тамплиеров, были его друзья.

Некоторые группы мусульман были данниками тамплиеров и госпитальеров. Например, ассасины ежегодно платили каждому из этих орденов по две тысячи византинов. В 1230 году эти ордена объединили свои усилия, чтобы взыскать долг с города Хамы, жители которого уклонялись от платежа.

Однако чаще всего тамплиеры и сарацины встречались на поле битвы. Среди главных противников храмовников были три мусульманских предводителя — Зенги, Нур ад-Дин и Саладин.

Зенги (атабек Имад аль-Дин)

Первым из мусульманских врагов крестоносцев был атабек из Мосула, известный им под именем Зенги (Занги, Занки). На раннем этапе своей карьеры Зенги состоял на службе у суннитских халифов Багдада и воевал с шиитскими правителями Египта и Дамаска. Его первая встреча с тамплиерами состоялась в 1137 году близ Монферрана в графстве Триполи.

Перед этим у стен мусульманской крепости Хомс Зенги нанес поражение войску Понса Триполийского. После этого на север двинулась армия короля Фулка, в составе которой были и тамплиеры. Норманнский историк Ордерик Виталий так описывает дальнейшие события:

«Многие тысячи язычников пали, но по воле Господа, чья кара всегда справедлива и неотвратима, христиане потерпели поражение, и почти все воины, за исключением тридцати рыцарей, были убиты. Лишь королю удалось бежать с десятью своими рыцарями и еще восемнадцатью рыцарями Храма и достигнуть замка… Монферран, где они упорно оборонялись от осадившего замок неприятеля… Зенги же, хотя и потерял великое множество своих воинов, павших под мечами христиан, ликовал, празднуя долгожданную победу»[138].

Вообще говоря, в это время Зенги был настроен скорее на захват шиитских городов, чем на схватку с христианами. Но, поскольку те оказались рядом, было бы глупо не воспользоваться удобным случаем. Победа над Фулком принесла Зенги особенное удовлетворение. Он осадил Монферран, где укрылись остатки армии христиан, и тем пришлось есть лошадей и собак, пока наконец осада не была снята.

Арабский летописец полагает, что Зенги, хотя и снял осаду, все же остался победителем: «При сложившемся положении ему пришлось даровать осажденным свободу, и он заключил с ними соглашение, по которому они признали его власть как сюзерена и обязались выплатить пятьдесят тысяч динаров»[139].

Ордерик не упоминает ни об этой дани, ни о том, что король Фулк признал в Зенги своего сюзерена. По его версии, Фулк и Зенги договорились обменяться пленными, а Фулк, не зная, что помощь уже на подходе, сдал замок в обмен на свободу.

Мне показалось интересным, что Зенги и Фулк воюют по одинаковым правилам: пеших воинов убивают, предводителей и знатных рыцарей берут в плен, чтобы получить выкуп. Как бы далеки ни казались миры этих людей, культура ведения войны у них одна и та же. Все они — часть общей традиции, созданной римлянами, греками и персами, которые вторгались на территории друг друга на протяжении многих веков. И хотя Фулк был по крови германцем, а Зенги — тюрком, они выросли в обществах, которые придерживались сходных законов ведения войны.

После победы над Фулком Зенги вновь сосредоточился на своей главной цели — покорении шиитских городов. В 1139 году он начал подготовку к осаде Дамаска. После нескольких кровопролитных сражений у стен города правители Дамаска отправили гонцов к Фулку с просьбой о помощи. Фулк согласился и заключил договор с Дамаском. Узнав об этом, Зенги отступил от города и стал утешать себя нападениями на небольшие города и селения, как мусульманские, так и христианские, грабя жителей и присваивая «лошадей без числа, овец, коз, коров и прочее добро»[140]. После расправы Зенги с шестью монахами, жившими в церкви на берегу Иордана, тамплиеры построили там замок.

Зенги так и не удалось захватить Дамаск, а потому самой его крупной победой стало взятие Эдессы в канун Рождества 1144 года. Именно это событие привело к тому, что состоялся Второй крестовый поход.

Сын Зенги — Нур ад-Дин (Нур аль-Дин, Нуретдин) стал достойным преемником отца. Так же, как и Зенги, он наводил страх на латинские королевства. «Высокий, смуглый, при бороде, но без усов, с приятными чертами лица и мягким взглядом красивых глаз» — так описывает его внешность хронист[141].

В отличие от Зенги, который стремился к подчинению шиитов и христиан, Нур ад-Дин видел свое призвание в том, чтобы вообще ликвидировать латинские королевства и вернуть Иерусалим под власть мусульман. Эта мысль прослеживается в ряде надписей на общественных сооружениях, оставленных Нур ад-Дином. То, что эти надписи выполнены по-арабски, а не на персидском или одном из тюркских языков, как то было при его отце, — один из признаков его решимости вернуться к чистой форме ислама. Нур ад-Дину приписывают возвращение в исламский мир идеи джихада — религиозной войны.

Самым выдающимся достижением Нур ад-Дина считается овладение Дамаском в 1154 году посредством правильной пропаганды, а не с помощью силы. Правители Дамаска заключили союз с европейцами, но их подданные предпочли слушать рассказы об «истинном моджахеде» Нур ад-Дине, который единственный может обеспечить победу исламу. Они предпочли низложить своих предводителей и пригласить в город Нур ад-Дина.

Умер Нур ад-Дин в Дамаске 15 мая 1174 года. Вильгельм Тирский писал с уважением, что «это был человек знаменитый, справедливый государь, гонитель христиан, коварный, осторожный и верующий сообразно традициям своего народа»[142].

Преемником Нур ад-Дина стал не его сын, а другой правитель, сделавшийся для Запада символом сарацин, — курд по имени Саладин.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *