сапсан история создания поезда
Поезд «Сапсан»
«Сапсан» – это сверхскоростной поезд производства фирмы «Сименс», приводимый в движение с помощью электричества. Он был закуплен акционерным обществом «РЖД» для осуществления скоростных перевозок пассажиров по территории РФ. Свое название поезд получил по имени сокола-сапсана.
Однако этим планам не суждено было сбыться. После смены руководства ОАО «РЖД» и прихода к власти в компании Владимира Якунина в договор были внесены существенные корректировки. Так, количество приобретаемых поездов снизилось до 8 единиц, а сумма контракта – до 600 миллионов евро. Согласно новым условиям производством поездов должна заниматься исключительно немецкая фирма, а его выполнение и поставка заказчику должна была произойти до конца 2010 года. Кроме того, предусматривалось сервисное обслуживание поездов сроком до 30 лет или пробегом до 14 миллионов километров.
Данные поезда планировались для замены на железнодорожных магистралях устаревших скоростных локомотивов ЭР-200, находившихся в эксплуатации с 80-х годов прошлого века.
Согласно условиям контракта, подписанного российским и немецким предприятиями, планировалась поставка поездов 2-х типов:
Для создания этих железнодорожных веток японские металлурги (фирма «Nippon Steel») поставили России рельсы общим весом более 20 тысяч тонн.
«Сапсан» очень быстр. Он способен перевозить пассажиров со скоростью 350 км/ч, но в России его скорость искусственно ограничивается до 250 км/ч. В будущем на отдельных участках РЖД планируется разрешить составу двигаться со скоростью 330 км/ч. В составе 10 вагонов, которые вмещают 554 пассажира и их багаж. Вагоны сделаны из алюминия.
Свой первый рейс между Санкт-Петербургом и Москвой «Сапсан» осуществил в июле 2009 года, а уже с декабря этого года он начал производить регулярные перевозки.
История «Сапсана» насчитывает всего одно десятилетие, однако за это время эти поезда уже успели себя зарекомендовать. По достоинству оценив их качество, ОАО «РЖД» в декабре 2011 года заключило с компанией «Siemens» новый договор на поставку еще 8 поездов «Сапсан» (проекта «Velaro RUS»). Стоимость контракта, включающая в себя поезда и их техническое обслуживание, составила 600 млн. евро.
Первый поезд по новому контракту был поставлен российской железной дороге 3 декабря 2013 года. К августу 2014 года 12 составов «Сапсан» осуществляли пассажироперевозки по территории России.
История создания Сапсана
Высокоскоростной электропоезд Сапсан стал разработкой инженеров немецкой электротехнической компании Сименс. Своё наименование поезд получил в честь известного своей стремительной скоростью сокола сапсана. В начале 2005 года ОАО «РЖД» и концерн «Сименс АГ» подписали соглашение о совместном производстве скоростных электропоездов. Поставка первых поездов для испытаний и наладки состоялась в 2007 году. Официальный старт эксплуатации Сапсана состоялся в декабре 2009 года на участке между Москвой и Санкт-Петербургом, а спустя полгода Сапсан стал курсировать между Москвой и Нижним Новгородом.
В течение первых двух лет услугами высокоскоростного поезда Сапсан на маршруте Москва – Санкт-Петербург – Москва воспользовались более пяти миллионов человек, что составило около четверти всего пассажиропотока в данных направлениях. При этом средняя загруженность поездов составляла не менее 90% занятых посадочных мест.
По мере роста спроса на услуги скоростных электропоездов Сапсан в 2011 году были закуплены дополнительные поезда. Одновременно с этим было принято решение о вводе классового обслуживания пассажиров и расширении перечня предоставляемых услуг: в вагонах первого класса были установлены кресла повышенной комфортности, выделены помещения для переговоров и т.д.
С целью увеличения пропускной способности на участке Москва – Санкт-Петербург было принято решение о вводе в эксплуатацию электропоездов Сапсан со сдвоенными вагонами. В декабре 2012 года в Германии стартовало производство обновлённого электропоезда Сапсан-2, спустя год 20-вагонный поезд успешно прошёл испытания на участке Угловка – Мстинский Мост и был включён в график железнодорожного сообщения между двумя столицами.
Одновременно с вводом в эксплуатацию обновлённого Сапсан-2 были модернизированы предыдущие партии электропоездов, что позволило увеличить поток пассажирских перевозок на 3-4 тысячи человек ежесуточно.
Забавные и интересные факты о скоростном поезде «Сапсан».
1. Летит как сокол
Поезд своим названием обязан птице, то есть Соколу Сапсану. Этот пернатый хищник при игре на мечах набирает скорость до 322 километров в час и считается самой быстрой птицей в мире. Конечно, поезд все равно не способен разогнать своего «тезку». Максимально допустимая скорость движения-250 километров в час, однако после модернизации линий станет возможным разгон до 330 километров в час!
2. Посадка, как подготовка к полету
«Поезд-самолет» буквально не отстает от своего небесного собрата, когда речь заходит о посадке пассажиров. Каждый пассажир проходит тщательный досмотр, а также проверяется весь багаж. Эта мера предосторожности вполне оправдана с точки зрения безопасности и абсолютно легка с точки зрения комфорта пассажиров. Осмотр каждого человека в среднем занимает не более минуты.
3. Самый медийный поезд
Поезд имеет свой собственный мини-сериал. Он состоит из пяти анимационных фильмов и называется «Сапсанчик и его друзья». Более того, поезд появляется как персонаж в других мультфильмах. Поезд также имеет свой блог и даже аккаунт в Твиттере. Все желающие могут посмотреть новости из его жизни онлайн.
4. Поезд со своим собственным праздником
17 декабря отмечается не только день рождения «Сапсана», но и День высоких скоростей. Каждый год в этот день на вокзалах отправляются и организуются праздничные мероприятия, так что многие пассажиры отправляются прямиком в красочную сказку!
5. Поезд, который извиняется за задержку
6. Первый в гибком ценообразовании
Компенсации за задержки — не единственное новшество, которое «поступило» от «Сапсана» в перечень услуг РЖД. Этот поезд стал первым, для которого было создано гибкое ценообразование. Например, при покупке за 45 дней до вылета билеты обойдутся почти вдвое дешевле, чем при заказе за пару дней до поездки.
7. И снова первый в отказе от курения!
«Сапсан» стал первым в стране составом, где курение было запрещено. Позже этот запрет был подхвачен «Ласточкой» и «Аллегро», а после и поезда дальнего следования стали придерживаться данного правила.
8. Русский поезд с немецкими маршрутами
Разработкой локомотивов и вагонов «Сапсана» по специальному заказу России занималась компания Siemens AG. Даже была сделана специальная маркировка, присвоенная Velaro RUS. Поезд из 10 вагонов имеет длину 250 метров и рассчитан на 538 пассажиров, однако сдвоенный состав из 20 вагонов между Москвой и Санкт-Петербургом способен принять более 1000 пассажиров.
9. Борьба за электрички
Поначалу не все были рады запуску «Сапсана», из-за отмены электричек из Москвы в Санкт-Петербург. Недовольные горожане забрасывали поезд камнями и даже стреляли в него (к счастью, все случаи вандализма обошлись без жертв). После того как некоторые из хулиганов были пойманы и наказаны, РЖД все-таки назначили дополнительные электропоезда, в том числе курсирующие ночью, и инцидент был исчерпан. Сегодня дачники и жители пригорода могут спокойно добираться домой и на работу в нужное им время, а «Сапсан» отправляется в дальние путешествия без проблем.
10. Сила, с которой стоит считаться
Поезд движется с очень большой скоростью и создает вокруг себя мощный воздушный поток с завихрениями. Из-за этого, когда поезд подходит к станции, людям на платформе сообщают, что им нужно отойти на безопасное расстояние, хотя бы на три метра. Если не соблюдать меры безопасности, то он может сбить человека с ног воздушной волной, а может затянуть мелкие предметы под поезд. Однако подобные прецеденты случаются с поездом крайне редко и только по неосторожности людей на перроне.
11. Бесшумный поезд
Если вы хотите быстро и безопасно добраться из Москвы в Санкт-Петербург и обратно, наслаждаясь при этом комфортной атмосферой, тишиной и спокойствием, то Сапсан-это то, что вам нужно!
Транссибирская магистраль: от Москвы до Владивостока.
История поезда Сапсан
Скоростными поездами в РФ называются составы, которые идут со скоростью выше средней железнодорожной. В нашей стране это больше 140 км/час. Составы, которые идут со скоростью выше 200 км/час называются высокоскоростными.
Впервые регулярное движение высокоскоростных поездов появилось в Японии с 1964 года. В СССР с 1963 года на маршрут Москва — Ленинград вышел скоростной поезд «Аврора». Его скорость доходила до 160 км/час. Планы по внедрению именно высокоскоростного движения были и тщательно прорабатывались. Было выбрано именно направление Ленинград-Москва. Но в результате известных политических событий планы не были воплощены в жизнь. В 1993 году президент отменил указ о создании такой магистрали между столицей и Санкт-Петербургом.
К старым планам вернулись позже. В 2009 году в рейс впервые вышел такой сверхбыстрый поезд под названием «Сапсан».
История «Сапсана»
Первоначально предполагалось, что собирать составы «Сапсан» будут в России. Планировалось собрать порядка 60 составов, для этого создать специальное совместное производство. Но потом от этой идеи отказались. Закупили только 8 поездов этого типа. Эти поезда будут развивать скорость до 250 км/час, в будущем планируется увеличение максимальной скорости до 330 км/час.
Специальные рельсы для высокоскоростной железной дороги закупили у японской фирмы. Их использовали на Октябрьской дороге при разработке пути с высокой скоростью.
В конце июля 2009 года «Сапсан» сделал пробный рейс. А постоянно курсировать по направлению Петербург-Москва он начал с декабря того же года.
«Сапсан» и СМИ
Перспективы развития
Недавно возобновили маршрут «Сапсана» от Санкт-Петербурга до Нижнего Новгорода. Планируются и другие маршруты.
Десять технологических секретов «Сапсана». Факты, которые неизвестны рядовым железнодорожникам
Даже спустя 12 лет после появления высокоскоростных поездов на сети «Российских железных дорог» «Сапсаны» еще могут удивлять
В начале сентября в депо Металлострой прибыл первый из тринадцати новых «Сапсанов», составляющих третью партию высокоскоростных поездов. Договор на её поставку был заключён ОАО «РЖД» и Siemens в 2019 году. После дооборудования и окончательной настройки в депо новый поезд отправится на сертификационные испытания и выйдет на маршрут уже летом 2022 года. Сегодня мы расскажем вам об уникальных особенностях этих поездов.
Фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»
1. Родом из Германии
2. Инновации для России
При создании «Сапсана», получившего европейское название Velaro RUS, исходная платформа претерпела множество изменений и доработок. Начиная с того, что габариты поезда увеличились с учётом большей ширины колеи (1520 мм вместо 1435 мм), благодаря чему салон стал шире стандартного почти на 30 см, и заканчивая разработкой новых систем вентиляции и охлаждения. Также при усовершенствовании удалось сократить нагрузку на каждую колёсную пару, повысить коэффициент сцепления при ускорении и улучшить ходовые качества.
В конструкции поезда используются многочисленные специальные материалы, лучше подходящие для суровых российских условий эксплуатации. В частности, они применяются в оптимизированной и более эффективной электросистеме, которая отличается сниженными потерями энергии за счёт меньшего числа этапов её преобразования.
В каждом головном вагоне «Сапсана» устанавливается отечественная автоматическая сцепка са-3. В случае неисправности контактной линии поезд можно будет вытянуть любым тепловозом.
В целом по результатам разработки «Сапсана» оформлено более 60 патентов, зарегистрированных в Европе, Казахстане, России и Украине. Например, запатентован даже специальный профиль поверхности железнодорожного колеса, снижающий контактное давление при взаимодействии с рельсом. Патентообладателями являются ОАО «Российские железные дороги» и Siemens AG.
Фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»
3. Надёжность и морозостойкость
Умеренно-континентальный климат европейской части России предъявляет повышенные требования к характеристикам поезда. В числе прочего «Сапсан» должен без ограничений работать при температуре воздуха от –40 до +40 °C. Для выполнения этого условия при изготовлении элементов крепления, уплотнителей и пластиковых деталей используются особые материалы. А зимой воздух, охлаждающий компоненты тягового электропривода, забирается с помощью воздушных каналов крыши с защитным поддоном, сконструированных специально для Velaro RUS.
Повышенная надёжность «Сапсана» также обеспечивается распределением тяговой системы по всем вагонам и размещением двух моторных установок в разных половинах поезда. Трёхфазные асинхронные электродвигатели мощностью 8 тыс. кВт требуют минимум техобслуживания. Для движения поезду достаточно работы трёх из четырёх блоков двигателей, чтобы в случае выхода из строя одного из них достичь пункта назначения с 75%-ной тягой.
Электросистема переменного тока допускает разъединение цепи, при котором поезд сможет продолжить движение за счёт одной из двух частей системы, а при отказе одного токоприёмника постоянного тока можно использовать второй на том же вагоне. Материалы компонентов электросистемы позволяют ей работать при температуре воздуха –50 °C.
Фото: Максим Каширин / Пресс-служба ОАО «РЖД»
4. Продвинутая электроника
Система электронного управления поезда оценивает и контролирует состояние «Сапсана». В её работе задействована коммуникационная сеть, объединяющая в себе две отдельные подсистемы: общую для состава и многофункциональную вагонную. С их помощью реализован бесперебойный обмен данными между оборудованием. Также используются усовершенствованные отечественные разработки: обеспечивающее безопасность движения устройство КЛУБ-У и система технологической радиосвязи.
При этом все технические модули распределены по составу равномерно и смонтированы в подвагонном пространстве.
Третий по счету вагон от головного является трансформатором переменного тока для всего поезда, а четвертый – преобразователем напряжения. В пятом вагоне установлена мощная аккумуляторная батарея.
Фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»
5. Экономичные тормоза
«Сапсан» оборудован системой рекуперативного торможения, снижающей энергозатраты и механический износ. Такое торможение позволяет возвращать в электросеть ток, вырабатываемый двигателями, работающими в режиме генераторов.
Переключение тормоза с электродинамического на пневматический режим автоматизировано. Также все вагоны оснащены механическими стояночными тормозами с пружинными накопителями энергии.
Каждый вагон оборудован емкостью с морским песком. Он высыпается прямо под колеса если сцепление с рельсами ослабевает, например в условиях гололеда на путях.
6. Работа в полный рост
Российский регламент требовал обеспечить машинисту возможность работать стоя, если время в пути превышает три часа, чего не предусматривали поезда Siemens до создания Velaro RUS. Поэтому кабину изменили, увеличив пространство так, чтобы составом мог управлять машинист ростом 190 см. Благодаря этому нововведению в ней также могут одновременно находиться два человека.
Фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»
7. Первенство и новаторство
«Сапсан» стал передовым российским поездом не только в технической части, но также и во многих других областях, а его опыт затем распространялся на другие поезда. Именно в нём впервые стал действовать полный запрет курения. Он стал первым поездом, за опоздание которого можно получить компенсацию. В нём стоимость проезда начала регулироваться специальной Системой динамического управления тарифами и стимулирования спроса (ДУТИСС), отвечающей за ценообразование. Перед поездкой в нём впервые для российских поездов стало необходимым пройти предварительный бесконтактный досмотр, как перед посадкой на самолёт. На его борту появилась беспроводная локальная сеть Wi-Fi. Кроме того, «Сапсан» стал первым отечественным поездом, у которого есть собственные аккаунты в социальных сетях.
В 2014 году полукилометровый «Сапсан» попал в книгу рекордов Гиннеса как самый протяжённый высокоскоростной поезд в мире. Длина сдвоенного состава из 20 вагонов, курсирующего между Санкт-Петербургом и Москвой, составила 500 м 78 см. Рекорд был зафиксирован и нотариально заверен в присутствии членов независимой комиссии после замеров с помощью эталонной измерительной рулетки. Пассажировместимость 20-вагонного поезда достигает 1050 человек.
Фото: Сергей Гусев / Пресс-служба ОАО «РЖД»
9. Обновления для пассажиров
В 2020 году «Сапсан» стал лауреатом XI ежегодной премии «Права потребителей и качество обслуживания» в номинации «Железнодорожные перевозки». Он получил признание за развитие предоставляемого сервиса и совершенствование услуг на борту.
Премия по итогам голосования экспертного совета и выбора потребителей присуждена обновлённому поезду, вышедшему в рейс в конце 2019 года, модернизация которого опиралась на пожелания пассажиров. Главные нововведения коснулись интерьера и удобства для путешественников: в каждом кресле установили розетки для зарядки мобильных устройств и USB-разъёмы, яркость освещения стала регулироваться в зависимости от времени суток, в вагонах установили кулеры с питьевой водой, а также заменили обивку, чехлы кресел и оконные шторы.
10. Скоростной потенциал
Максимальная конструкционная скорость «Сапсана» зафиксирована на уровне 300 км/ч. При этом для самой платформы Velaro она достигает 350 км/ч (в частности, у испанской модификации Velaro E).
На отечественных железных дорогах скорость «Сапсана» ограничена 250 км/ч из-за особенностей инфраструктуры. Однако во время предэксплуатационных испытаний в мае 2009 года на линии Москва – Санкт-Петербург он разогнался до рекордных 290 км/ч. Поэтому поезд обладает потенциалом для ускорения движения, хотя и сейчас он позволяет преодолеть 645-километровый маршрут с несколькими остановками между двумя крупнейшими городами страны всего за 3 часа 45 минут. При этом на большей части пути его скорость не превышает 200 км/ч.
Кстати, сокол-сапсан, являющийся быстрейшей птицей, во время пикирования способен разогнаться до 322 км/ч. И, возможно, его железнодорожный тёзка однажды перегонит своего побратима.
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».