самый известный иконописец на руси
Самый известный иконописец на руси
Считается, что рукой иконописца движет Бог. Мы расскажем вам о семи мастерах, творчество которых перевело русское иконописание в разряд величайших достижений как национальной, так и мировой культуры.
На миниатюре: Донская икона Божией Матери кисти Феофана Грека. Один из величайших иконописцев своего времени, Феофан Грек родился в Византии в 1340 году и в течении долгих лет оттачивал свой уникальный экспрессивный стиль, расписывая храмы Константинополя, Халкидона, генуэзской Галаты и Кафы. Однако ни одна из фресок того периода не сохранилась до наших дней, и всемирную славу мастера составили росписи, сделанные на Руси.
Спустя двенадцать лет Феофан Грек переезжает в Москву, где руководит работой мастеров по росписи храмов Московского Кремля. Не все знают: оригинальные фрески Феофана Грека и его учеников не сохранились, но отдельные фрагменты их композиции вновь и вновь воспроизводились на стенах Кремлевских соборов. Особого упоминания заслуживает тот факт, что Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком расписывали также старец Прохор с Городца и Андрей Рублев.
Интересный факт: Феофану Греку приписывается авторство икон из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Это первый в России иконостас с фигурами святых, изображенными в полный рост. Также именно кисти Грека принадлежат хранящиеся в Третьяковской Галлерее Донская икона Божией Матери и икона Преображения Иисуса Христа на гор е Фавор.
Интересный факт: повествуя о росписи Благовещенского собора Московского кремля, Троицкая летопись упоминает имя «чернеца Рублева» последним в ряду Феофан Грек-Прохор с Городца-Рублев, что, согласно летописной традиции, означает, что именно он был младшим в артели. Вместе с этим сам факт совместной работы с Феофаном Греком дает понять, что к тому моменту Рублев был уже состоявшимся мастером.
На миниатюре: Фреска «Лоно Авраамово» кисти Даниила Черного. Множество книг и статей о русском иконописании также зачастую вспоминают о монахе Данииле только в контексте его совместной работы с автором великой «Троицы», однако, на деле его заслуги перед русской культурой этим отнюдь не исчерпываются.
Даниил Черный был не только старшим товарищем и наставником Рублева (cогласно знаменитой «Духовной грамоте» Иосифа Волоцкого), но и абсолютно самодостаточным и опытным художником, отличавшимся от многих своих современников не только поистине уникальным даром живописца, но и умением работать с композицией, цветом и характером рисунка.
Среди авторских работ Даниила Черного встречаются как фрески, так и иконы, наиболее известными из которых являются «Лоно Авраамово» и «Иоанн Предтеча» (Успенский собор Владимира), а также «Богоматерь» и «Апостол Павел» (Троице-Сергиева Лавра)
На миниатюре: Икона «Сошествие во ад» кисти Дионисия. Имя Дионисия олицетворяет, пожалуй, лучшие и крупнейшие достижения московской иконописи XV-XVI веков. Историки и искусствоведы считают его своего рода продолжателем традиций Андрея Рублева, занимающим свое почетное место в ряду величайших русских иконописцев.
Самой ранней из известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от Калуги (XV век). Спустя более сотни лет, в 1586 году, старый собор был разобран ради постройки нового. Каменные блоки с фресками Дионисия и Митрофана оказались использованы в его фундаменте, где и были успешно обнаружены много лет спустя. Сегодня эти фрески хранятся в московском музее древнерусской культуры и искусства и Боровском филиале Калужского краеведческого музея.
На миниатюре: Икона Богородицы «Умиление» кисти Симона Ушакова. Фаворит царя Алексея Михайловича, любимый и единственный иконописец первых лиц государства, непревзойденный мастер рисунка и цвета, Симон Ушаков в определенном смысле обозначил своим творчеством начало процесса “обмирщения” церковного искусства. Выполняя заказы царя и патриарха, царских детей, бояр и других важных персон, Ушаков написал более 50 икон, ознаменовав начало нового, «ушаковского» периода русской иконописи.
Интересный факт: Симон Ушаков активно занимался преподаванием иконописи. Среди прочих учился у него и Гурий Никитин.
На миниатюре: Икона «Илья Пророк в пустыне» кисти Федора Зубова. Исследователи русской иконописи сходятся на том, что главнейшей заслугой Федора Зубова стало стремление вернуть изображаемым ликам святых духовную значительность и непорочность. Иначе говоря, Зубов старался объединить лучшие достижения иконописи XVII века с достижениями более древних традиций.
Как и Симон Ушаков, Зубов работал при царском дворе и был одним из пяти «жалованных иконописцев». Проработав в столице больше 40 лет, Федор Зубов написал огромное количество икон, среди которых были изображения Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, пророка Илии, святителя Николая и многих других святых.
Русская Икона: 7 Величайших Русских Иконописцев Всех Времен
Считается, что религиозные иконы вдохновлены самим Богом. Кроме того, согласно легенде, первые иконы были созданы не человеком, а скорее возникли чудесным образом. Это, в частности, относится к иконе Христа, известной как Спас Нерукотворный. Что касается старинных русских икон, интересным фактом является то, что большинство из них было написано анонимными мастерами, которые предпочли не подписывать свои работы. Несмотря на это, все же можно назвать несколько имен, которые известны во всем мире. Так кто же все-таки величайшие русские иконописцы всех времен?
1. Андрей Рублев (1360-е – 1430)
Андрей Рублев – самый известный и почитаемый русский иконописец XV века, который был канонизирован Русской Православной Церковью в 1988 году.
Самая известная русская икона: «Троица» (см. фото выше).
2. Феофан Грек (1340 – 1410)
Феофан Грек был византийским художником, который переехал в Новгород в 1370 году. Он известен своими многочисленными церковными работами, а также серией старинных русских икон.
Самая известная русская икона: Донская икона Божией Матери.
3. Дионисий (ок.1440 – 1502)
Дионисий – самый известный иконописец Московской школы конца XV – начала XVI века. Он известен своим необычным стилем написания икон, называемым «московским маньеризмом».
Самая известная русская икона: «Сошествие во Ад».
4. Даниил Черный (ок.1350 – 1428)
Даниил Черный был великим иконописцем, известным не только своим талантом к написанию икон, но и способностью работать с композицией, цветами и персонажами.
Самая известная русская икона: Фреска «Лоно Авраамово».
5. Симон Ушаков (1626 – 1686)
Симон Ушаков был ведущим русским иконописцем конца XVII века, известным своими многочисленными работами с образами так называемых «очеловеченных» святых, чьи лица отличались более мягкими и ласковыми чертами.
Самая известная русская икона: Спас Нерукотворный.
6. Гурий Никитин (1620 – 1691)
Гурий Никитин – еще один известный иконописец середины XVII века, известный своими церковными работами и иконами, отличающимися совершенным сочетанием монументальности и декоративного искусства.
Самая известная русская икона: Икона святых мучеников Кирика и Иулитты.
7. Федор Зубов (ок.1647 – 1689)
Федор Зубов был уважаемым мастером при царском дворе, чья работа включала создание религиозных икон, настенных росписей, эскизов для гравюр и иллюминированных рукописей.
Самая известная русская икона: Икона святителя Николая.
Это были величайшие русские иконописцы, о которых вы должны знать. Некоторые из их оригинальных работ в настоящее время хранятся в художественных музеях, так что у вас есть шанс увидеть их своими собственными глазами.
Мы покупаем иконы и антиквариат
Сайт Русской Иконы всегда стремится приобрести подлинные старинные русские иконы и религиозные артефакты, созданные в XIX веке и ранее. Мы заинтересованы во всех видах реликвий и иконах качественной ручной работы. Наша команда профессиональных экспертов имеет широкий спектр знаний в различных областях, связанных с восточно-православными иконами, и в состоянии справиться с покупкой даже самой ценной коллекции. Кроме того, мы предлагаем точные, честные оценки как для целых коллекций религиозных икон, так и для отдельных экземпляров. Другими словами, независимо от того, хотите ли вы продать одну старинную икону или полную коллекцию, вы находитесь в правильном месте! Просто дайте нам знать, и мы с готовностью рассмотрим покупку вашей православной иконы или религиозного артефакта. Мы будем рады сотрудничать с вами, предоставляя при этом непревзойденное индивидуальное обслуживание. Мы верим в то, что не существует слишком больших коллекций старинных икон!
Лучшие русские иконописцы 16-18 вв. – великое наследие во благо поколений
Русская иконопись — отдельное, исконное направление искусства, где духовное начало органично переплетается с высокой художественной ценностью. Многие творения — шедевры, где самый легкий мазок пронизан внутренним светом и глубочайшим смыслом. Благодарить за это следует «когорту» талантливейших русских иконописцев, каждый из которых, начиная с Андрея Рублева и заканчивая Симоном Ушаковым, внес лепту в развитие этого направления. Немало авторов-иконописцев осталось анонимными, однако их наследие бережно хранится и передается из поколения в поколение.
Если брать период 16-18 вв., то его можно назвать весьма плодотворным. Это расцвет иконописи, давший миру немало знаменитых иконописцев, чьими творениями мы любуемся и сегодня. Именно в это время стираются границы между работой иконописцев и живописцев — первые начали воспринимать и использовать в иконах приемы и технику, заимствованную у художников-иноземцев. Иконы во многих случаях приближены к жизни, привычные некогда каноны уже перестают быть такими обязательными. Изменения эти постепенны, духовенство еще сильно противится новым веяниям, однако они упорно наступают. Главенствующую роль в этом сыграла фигура Симона Ушакова.
Симон Ушаков (17 в.)
После Андрея Рублева это один из самых известных иконописцев в истории древнерусского искусства. Настоящее имя Ушакова — Пимент, что подтверждают собственноручные подписи под некоторыми творениями (к примеру, на иконе Спаса Нерукотворного в Троицком соборе). Кстати, подпись художника можно назвать неким нововведением в иконописи — до этого считали, что рукой мастера водит Господь, так что личность иконописца вторична. О его таланте и признании говорит как минимум тот факт, что Симон уже в 22 года стал государевым иконописцем (чего удостаивались лишь исключительные мастера). Одно из ранних произведений — образ Владимирской Божьей Матери (в церкви Архангела Михаила в Москве). Икона «Благовещение», которая украшает церковь Грузинской Божией Матери (вместе с окружающими ее иконками-клеймами) считается шедевром иконописи фактически наравне с Рублевской Троицей.
Дионисий с сыновьями Владимиром и Феодосием
Дионисий творил на стыке столетий (15-го и 16-го), став продолжателем традиций классической иконописи. Самое раннее творение — роспись церкви Рождества Богоматери (рядом с Калугой). Когда старый собор разбирали сто лет спустя, блоки с росписью пошли на фундамент нового, где их и обнаружили уже в 19 веке. Фрески бережно хранятся в Музее древнерусской культуры в Москве. Одними из сохранившихся фресок Дионисия стали написанные перед смертью изображения для Ферапонтова монастыря на Белоозере — их не переделывали и не реставрировали, так что они дошли до наших дней почти в неизменном виде. Наиболее известное произведение — это, вероятно, Икона Апокалипсиса из Успенского Собора Кремля.
Гурий Никитин (1620-1691 гг.)
Гурий учился у Симона Ушакова, что наложило отпечаток на творчество как иконописца и стенописца. Для работ характерна выразительность и декоративность, фрески часто многолюдны, отражают повседневные заботы и труд (как, например, «Воскрешение сына сонамитянки», расположенная в ярославской Церкви Ильи Пророка).
Федор Зубов (17 в.)
Всю жизнь Федор посвятил иконописи, став при царском дворе жалованным живописцем. Он работал продуктивно, объединив в работах новые художественные веяния со свойственной традиционной иконописи духовной значительностью. Спас Нерукотворный, Пророк Илия, Иоанн Предтеча и т. д. — Зубов за не такую долгую жизнь написал огромное количество икон и образов.
Символ русского искусства: что известно о величайших иконописцах Руси
Считается, что рукой иконописца движет Бог. Мы расскажем вам о семи мастерах, творчество которых перевело русское иконописание в разряд величайших достижений как национальной, так и мировой культуры.
На миниатюре: Донская икона Божией Матери кисти Феофана Грека. Один из величайших иконописцев своего времени, Феофан Грек родился в Византии в 1340 году и в течении долгих лет оттачивал свой уникальный экспрессивный стиль, расписывая храмы Константинополя, Халкидона, генуэзской Галаты и Кафы. Однако ни одна из фресок того периода не сохранилась до наших дней, и всемирную славу мастера составили росписи, сделанные на Руси.
Спустя двенадцать лет Феофан Грек переезжает в Москву, где руководит работой мастеров по росписи храмов Московского Кремля. Не все знают: оригинальные фрески Феофана Грека и его учеников не сохранились, но отдельные фрагменты их композиции вновь и вновь воспроизводились на стенах Кремлевских соборов. Особого упоминания заслуживает тот факт, что Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком расписывали также старец Прохор с Городца и Андрей Рублев.
Интересный факт: Феофану Греку приписывается авторство икон из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Это первый в России иконостас с фигурами святых, изображенными в полный рост. Также именно кисти Грека принадлежат хранящиеся в Третьяковской Галерее Донская икона Божией Матери и икона Преображения Иисуса Христа на гор е Фавор.
Интересный факт: повествуя о росписи Благовещенского собора Московского кремля, Троицкая летопись упоминает имя «чернеца Рублева» последним в ряду Феофан Грек-Прохор с Городца-Рублев, что, согласно летописной традиции, означает, что именно он был младшим в артели. Вместе с этим сам факт совместной работы с Феофаном Греком дает понять, что к тому моменту Рублев был уже состоявшимся мастером.
На миниатюре: Фреска «Лоно Авраамово» кисти Даниила Черного. Множество книг и статей о русском иконописании также зачастую вспоминают о монахе Данииле только в контексте его совместной работы с автором великой «Троицы», однако, на деле его заслуги перед русской культурой этим отнюдь не исчерпываются.
Даниил Черный был не только старшим товарищем и наставником Рублева (cогласно знаменитой «Духовной грамоте» Иосифа Волоцкого), но и абсолютно самодостаточным и опытным художником, отличавшимся от многих своих современников не только поистине уникальным даром живописца, но и умением работать с композицией, цветом и характером рисунка.
Среди авторских работ Даниила Черного встречаются как фрески, так и иконы, наиболее известными из которых являются «Лоно Авраамово» и «Иоанн Предтеча» (Успенский собор Владимира), а также «Богоматерь» и «Апостол Павел» (Троице-Сергиева Лавра)
На миниатюре: Икона «Сошествие во ад» кисти Дионисия. Имя Дионисия олицетворяет, пожалуй, лучшие и крупнейшие достижения московской иконописи XV-XVI веков. Историки и искусствоведы считают его своего рода продолжателем традиций Андрея Рублева, занимающим свое почетное место в ряду величайших русских иконописцев.
Самой ранней из известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от Калуги (XV век). Спустя более сотни лет, в 1586 году, старый собор был разобран ради постройки нового. Каменные блоки с фресками Дионисия и Митрофана оказались использованы в его фундаменте, где и были успешно обнаружены много лет спустя. Сегодня эти фрески хранятся в московском музее древнерусской культуры и искусства и Боровском филиале Калужского краеведческого музея.
На миниатюре: Икона Богородицы «Умиление» кисти Симона Ушакова. Фаворит царя Алексея Михайловича, любимый и единственный иконописец первых лиц государства, непревзойденный мастер рисунка и цвета, Симон Ушаков в определенном смысле обозначил своим творчеством начало процесса “обмирщения” церковного искусства. Выполняя заказы царя и патриарха, царских детей, бояр и других важных персон, Ушаков написал более 50 икон, ознаменовав начало нового, «ушаковского» периода русской иконописи.
Интересный факт: Симон Ушаков активно занимался преподаванием иконописи. Среди прочих учился у него и Гурий Никитин.
На миниатюре: Икона «Илья Пророк в пустыне» кисти Федора Зубова. Исследователи русской иконописи сходятся на том, что главнейшей заслугой Федора Зубова стало стремление вернуть изображаемым ликам святых духовную значительность и непорочность. Иначе говоря, Зубов старался объединить лучшие достижения иконописи XVII века с достижениями более древних традиций.
Как и Симон Ушаков, Зубов работал при царском дворе и был одним из пяти «жалованных иконописцев». Проработав в столице больше 40 лет, Федор Зубов написал огромное количество икон, среди которых были изображения Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, пророка Илии, святителя Николая и многих других святых.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Статистика
Великие русские иконописцы
Великие русские иконописцы
Над русскими иконами трудилось множество мастеров.
Кто-то, послужив Богу и людям, так и не увековечил свое имя. А кто-то прославился на века. О последних сегодня и будет идти речь. В хронологическом порядке.
Преподобный Макарий Великий, фреска из храма Спаса Преображения на Ильине улице, город Великий Новгород.
Оставил после себя богатое наследие фресок, мозаик, икон, наиболее известными из которых являются «Лоно Авраамово» и «Иоанн Предтеча» (Успенский собор Владимира), а также «Богоматерь» и «Апостол Павел» (Троице-Сергиева Лавра).
Погребён Даниил в Спасо-Андрониковом монастыре, где недавно были обнаружены, вероятно, его останки. То что Даниил работал всегда в соавторстве с Андреем Рублевым, создает проблему разделения творчества двух художников. Иконописцы XV века не оставляли автографов. Выход исследователи ищут в попытках выделить особые стилистические приемы, характерные для каждого мастера. Считая Даниила Черного художником старшего поколения, И.Грабарь предложил приписать ему авторство тех произведений, в которых просматриваются черты предшествующей школы письма XIV века, заимствованные у византийских мастеров. Примером такой «старой традиции» может служить фреска «Лоно Авраамово», являющаяся частью росписи Владимирского Успенского собора, композиции южного нефа, южного склона центрального нефа, ряд фрагментов на северной стене главного алтаря, а также часть икон из иконостаса.
Фреска «Лоно Авраамово». Успенский собор, город Владимир
Фреска «Спас нерукотворный», Спасский собор Андроникова монастыря, Государственная Третьяковская галерея, город Москва
Интересный факт: о манере письма Дионисия можно судить по великолепно сохранившимся фресками того самого Ферапонтова монастыря на Белоозере. Эти фрески никогда не переписывались и не подвергались серьезной реставрации, оставаясь таким образом максимально близкими к своему оригинальному виду и цветовой гамме.
Икона Преподобного Димитрия Прилуцкого, Ферапонтов монастырь, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Архангельская область.
«Песнь песней» Царя Соломона. Фреска Троицкого собора Ипатьевского монастыря в городе Кострома.
Икона «Тайная вечеря» Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, Московская область.
Как и Симон Ушаков, Зубов работал при царском дворе и был одним из пяти «жалованных иконописцев». Проработав в столице больше 40 лет, Федор Зубов написал огромное количество икон, среди которых были изображения Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, пророка Илии, святителя Николая и многих других святых.
Икона «Богоматерь всех скорбящих радость». Иконописная мастерская Оружейной палаты, город Москва.
Кант говорил, что вера может быть только в двух случаях — если она подтверждается опытом и если она предсказывает результат.