самый дорогой объект в истории человечества
Миллиарды долларов у всех на виду: 15 самых дорогостоящих мегапроектов в мире (16 фото)
Они находятся у всех на виду и поражают своими размахами и габаритами.
Все в этом мире стоит денег, а стоимость огромных проектов исчисляется миллиардами долларов. Они находятся у всех на виду и поражают своими размахами и габаритами. Мы хотим рассказать о 15 самых крупных и дорогих проектах в мире.
Великий мост Сэто, Япония
$75 000 000 000
Это система из 11 мостов длиной в 13 км, которая соединяет два японских острова, Хонсю и Сикоку, и пересекает внутреннее море. Мост был построен в 1998 году, он состоит из двух этажей, по одному из которых ходят поезда, а по другому ездят машины. Мост также рассчитан на велосипедные дорожки, пешеходные маршруты и даже имеет возможность модифицироваться под высокоскоростные поезда в будущем.
Калифорнийская высокоскоростная железная дорога, США
$77 000 000 000
Международный аэропорт Аль-Мактум, ОАЭ
$82 000 000 000
Аэропорт открыли в 2010 году, но он до сих пор продолжает строиться, а финальные работы назначены на 2027 год. К тому времени Аль-Мактум обещает стать самым крупным аэропортом в мире. Его площадь составляет около 5 км², а сам транспортный узел напоминает небольшой городок с улицами, магазинами, отелями, ресторанами и экскурсионными услугами. Особенно затратным было строительство железнодорожных путей, которые соединяют терминалы и позволяют экономить время.
Промышленный коридор Дели-Мумбаи, Индия
$100 000 000 000
Проект заключается в промышленном развитии двух крупных индийских городов с полным изменением инфраструктуры и строительстве высокотехнологичных заводов и предприятий. Это один из шагов индийского правительства в сторону развития экономики страны.
Лесной город, Малайзия
$100 000 000 000
Это футуристический город мечты, созданный на четырех искусственных островах, который обещают построить к 2040 году. Хоть аналитики и предрекают ему судьбу города-призрака, которых уже много в мире, власти страны смотрят в будущее с надеждой и продолжают воздвигать небоскребы, прокладывать мосты и дороги. Основной же «фишкой» города будет обилие зелени, как в лесу.
Мечеть Аль-Харам, Мекка, Саудовская Аравия
$100 000 000 000
Эта самая большая мечеть мира и центр всего мусульманства, во внутреннем дворе которой стоит Кааба — главная святыня ислама. Первая мечеть на этом месте была построена еще в I веке, но потом ее не раз переделывали и увеличивали в размерах. Последняя реконструкция пришлась на 2007-2015 годы, а вложенные средства ушли на строительство дополнительных минаретов, ворот и застройку площадей. Сейчас мечеть может одновременно вместить 2,5 млн человек.
Высокоскоростная железная дорога HS2, Великобритания
$128 000 000 000
Жители страны давно обеспокоены, что основные средства и финансы стекаются в Лондон, а другие крупные города приходят в запустение. Чтобы решить эту проблему, власти решили построить новую скоростную железную дорогу, по которой туристы и деловые люди всего за пару часов смогут попасть в крупные города, такие как Лидс или Манчестер. Первые рейсы планируется пустить в 2031 году, а финал строительства назначен на 2040-е. Интересно, что жители страны также против этой дороги, на которую уходят баснословные суммы денег, вместо того чтобы пустить их на улучшение самих городов.
Шелковый город, Кувейт
$132 000 000 000
Этот город обещают построить и ввести в реализацию через 25 лет. К тому времени это будет современный деловой и туристический центр в стиле нового Востока с многочисленными небоскребами, башнями, развлекательными и экономическими центрами, а также пустынным заповедником. Город займет площадь 250 км², которая рассчитана на проживание 700 000 человек. Проект разделен на 4 этапа, и на данный момент активно застраивается береговая линия, чтобы начать принимать первых туристов и поддержать финансирование.
Международная космическая станция
$165 000 000 000
Это был один из самых выдающихся проектов. МКС работает больше 20 лет и является временным домом для многих астронавтов, которые посвящают жизнь исследованию космоса и его рубежей.
Неом, Саудовская Аравия
$230 000 000 000
Название ассоциируется с «городом будущего». Он строится с нуля на берегу Красного моря для того, чтобы стать пристанищем туристов в этой строгой стране, куда запрещен въезд многим иностранцам. Чтобы привлечь путешественников, арабы не пожалели средств и планируют создать настоящий развлекательный город, где на каждом шагу ждет что-то захватывающее. Завершение первого этапа строительства прогнозируется на 2030 год.
Железная дорога Персидского залива
$250 000 000 000
Этот проект соединит все 6 стран Персидского залива, такие как Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар и Кувейт. К 2025 году финская компания, которая ведет строительство, планирует застроить 1350 км пути, соединив все центральные города и столицы стран. Это поможет открыть новые возможности для пассажирских и грузовых перевозок, а также обеспечить 80 000 человек постоянной работой.
Проект по обновлению городов, Турция
$400 000 000 000
В стране есть города, которые существуют сотни лет, но несмотря на историческую ценность, они представляют собой проблему для жителей, ведь старые застройки не соответствуют потребностям современных людей. Правительство Турции выделило баснословную сумму на перестройку нескольких городов, так чтобы они не только сохранили свой исторический облик и культурную значимость, но и стали комфортнее для жителей и туристов. Проект не стоит на месте и наращивает обороты, а строители сдают по 500 объектов каждый год.
Система автомагистралей между штатами, США
$549 000 000 000
Это самая сложная транспортная система в мире, которая появилась еще в 1950-х годах. Ее смысл был в том, чтобы единой сетью связать все штаты и обеспечить надежный доступ даже в такие отдаленные части страны, как Гавайи или Аляска. Официально сеть была готова в 1992 году, но в нее постоянно вкладываются финансы для строительства дополнительных магистралей и объездных дорог.
Трансъевропейская транспортная сеть, Европа
$550 000 000 000
Европейский союз состоит из 27 отдельных государств, которые согласовали свою политику и экономику, дабы создать общий рынок. Это позволяет конкурировать с другими крупными мировыми рынками, такими как американский или китайский. По этой причине власти стран вкладывают огромные суммы денег в развитие транспортной сети, которая объединит все государства и крупные города. Система состоит не только из автомобильных дорог, но и включается в себя аэропорты, водные и железнодорожные пути. Сеть начали проектировать в 1996 году, и многие объекты уже используются людьми, а иные все еще в работе у строителей.
Новый шелковый путь
$8 000 000 000 000
В древние времена Великий шелковый путь был самым дорогим в мире. Он заключался в доставке товаров из Китая в Европу. Сейчас Китай, чтобы укрепить и без того мощную экономику, решился вложить 8 триллионов долларов в развитие нового шелкового пути. Проект обещают завершить в 2050 году, и он будет включать в себя более 7000 различных инфраструктурных проектов в 64 странах Азии, Европы и Африки. Эту идею озвучили в 2013 году, и с тех пор она является главной во внешней политике Китая. Поднебесная не только укрепит свое положение на мировом рынке, но и наладит отношения с теми странами, где планируют инвестировать строительство дорог шелкового пути. Помимо дороги, проект включает в себя строительство портов, небоскребов, железнодорожных путей, аэропортов и плотин. Если этот проект удастся, то он вполне сможет изменить облик мировой торговли и сделает Китай абсолютным лидером.
10 самых дорогих инфраструктурных проектов в истории человечества
Деньги изменяют мир, иногда – в буквальном смысле. Сегодня люди могут строить и перемещать крупные объекты на невероятных скоростях. Мы можем перенаправлять реки, создавать новые острова и много других вещей, которые еще несколько десятилетий тому назад казались невозможными. Судя по набранным темпам, в ближайшее время человечество не собирается останавливаться на достигнутом. Абсолютно у каждого проекта есть итоговая стоимость, чаще всего исчисляемая в долларах США. Сотни миллиардов долларов ежегодно тратятся на создание инфраструктурных объектов. Представляем вашему вниманию список из десяти самых дорогих строительных проектов, которые когда-либо создавались в истории человечества. Затраты приведены в соответствие с инфляцией, чтобы отразить ту сумму, в которую они бы обошлись на сегодня.
Тоннель под Ла-Маншем – 22,4 млрд долларов
Евротоннель – железнодорожный двухпутный тоннель длиной около 51 км, из которых 39 км проходят под проливом Ла-Манш. Соединяет континентальную Европу с Великобританией железнодорожным сообщением. Благодаря тоннелю стало возможно добраться в Лондон из Парижа всего за 2 часа 15 минут, в самом тоннеле поезда находятся от 20 до 35 минут. Тоннель под Ла-Маншем состоит из трех частей: двух железнодорожных тоннелей почти 8 м в диаметре на расстоянии 25 м друг от друга и одного сервисного тоннеля почти 5 м в диаметре. Каждый отрезок достигает в длину порядка 50 км.
Сооружение обошлось 15 французским и британским компаниям в 22,4 млрд долларов. Повышенные требований к безопасности и экологические меры привели к повышению итоговой стоимости проекта на 80% от первоначального бюджета.
Большой Бостонский тоннель Big Dig – 23,1 млрд долларов
Это сооружение является самой дорогой стройкой в истории США. Сам тоннель является автомагистралью с 8 полосами движения. Само строительство тоннеля прошло в несколько этапов. Первоначальная стоимость тоннеля оценивалась в сумму 2,5 млрд долларов.
Когда был окончен первый этап строительства, тоннель нужно было соединить с трассой I-90, но сложность заключалась в том, что с одной стороны тоннель упирался в завод Jilette, а с другой – в здание почтовой службы США. Еще одной проблемой для строителей стала прокладка тоннеля под проливом. Вроде бы ничего сложного, но по дну пролива уже был проложен тоннель метрополитена, движение поездов в котором нельзя было останавливать. Тогда было решено строить Большой Бостонский тоннель над метро. Был риск, что при ошибке океан мог затопить и будущий тоннель, и метро.
После проведенных работ нужно было продолжать строительство тоннеля под городом, грунт под которым был непрочным. Для этого решено было заморозить грунт под землей. Сам тоннель прошел в пяти метрах от поверхности земли. Когда добрались до того места, где должны были пересечься тоннель и автострада, выяснилось, что под автострадой высокий уровень грунтовых вод. Для этого под землей основание автострады пришлось просто-напросто приподнять, чтобы продолжить строительство тоннеля. Движение по автостраде при этом не останавливалось. Для проекта строительства Большого Бостонского тоннеля был специально построен самый широкий в мире мост.
Международный аэропорт «Кансай» – 29 млрд долларов
Международный аэропорт «Кансай», построенный в японском заливе Осака, стал первым в мире аэропортом, построенным не на суше, а на искусственном острове. Площадка под его строительство готовилась целых пять лет – в бухте в 4 километрах от берега. Строительство первой очереди воздушной гавани было завершено в 1994 году. Её стоимость по тем временам оказалась баснословно дорогой – 15 млрд долларов. Чтобы создать два острова — площадь одного 820, а второго 580 гектаров – пришлось покрыть дно залива специальным грунтом. Строительство второго острова началось в 2003 году, когда стало понятно, что сильная осадка первого заметно затормозилась — с 50 см в первый год после начала работы аэропорта до нескольких сантиметров к моменту принятия решения о возведении второй взлетно-посадочной полосы.
Интересный факт: второй остров соорудили несколько выше первого. Получается, что самолёты при выруливании на вторую взлётно-посадочную полосу (её ввели в эксплуатацию летом 2007 года) должны были преодолевать подъём. Однако, как и предполагалось, со временем разница в высотах нивелировалась — после того, как полностью произошла осадка второго острова. Теперь оба соединены небольшим узким перешейком. Но вернёмся всё же к истокам строительства аэропорта «Кансай».
Длина взлетной полосы аэропорта «Кансай» составляет 1,7 км, тогда как длина всего насыпного острова — 4 км, ширина — 1 км. Центральной его частью является четырёхэтажное сооружение с крышей, выполненной в виде крыла самолёта. Опорами здания служат 900 колонн, их техническое состояние круглосуточно контролируют мощные компьютерные системы — сооружение строилось в расчёте на то, что оно выдержит самые мощные землетрясения и тайфуны.
Глубина в бухте Осака составляет 20 метров, при этом дна рыхлое и илистое. Поэтому сначала дно щедро засыпали щебнем. Эта задача была не такой уж и простой, как показаться на первый взгляд: баржи с камнями к месту строительства шли караванами, места выгрузки определялись сложными математическими расчётами, также судам помогали спутниковые системы наблюдения. Затем по периметру острова соорудили огромную стальную раму, которую методично заполняли специальным бетоном, изготовленным по технологии, предотвращающей его быстрое разрушение в агрессивной водной среде. Но, прежде чем придать искусственному острову границы в виде прочной дамбы, по всей подводной поверхности, где должен был появиться искусственный остров, строители провели так называемый «песчаный дренаж». Также была построена огромная морская стена из массивных каменных и бетонных глыб. Всего же на дне утрамбовали 21 млн кубометров грунта — в результате получилась насыпь высотой 30 метров над уровнем моря.
С «большой землей» аэропорт соединяет двухуровневый мост, который, кстати, обошёлся в 1 млрд долларов: в нижней его части построены железнодорожные пути, а в верхней – автомобильная дорога. Пропускная способность одной взлётно-посадочная полосы в аэропорту «Кансай» составляет более 25 млн пассажиров в год.
Калифорнийская высокоскоростная жд магистраль – 33 млрд долларов
Проект стартовал в 2015 году, окончание его первой фазы планируется к 2029. Калифорнийский проект высокоскоростной железнодорожной магистрали уже точно превысит свой первоначальный бюджет. Этот проект один из многих, о которых говорилось в предвыборной кампании президента Обамы. Магистраль должна будет соединить ряд крупнейших американских городов высокоскоростной железнодорожной сетью.
Район международного бизнеса Сонгдо – 40+ млрд долларов
Район международного бизнеса Сонгдо будет построен в Южной Корее недалеко от Сеула. По некоторым оценкам, его стоимость составит более 40 млрд долларов. Это будет «умный город» – один из самых передовых в мире, с вездесущим WiFi, автоматическими заводами по вторичной переработке и другими технологическими инновациями. Здесь будут построены точные копии достопримечательностей других городов мира. Сонгдо IBD строится для привлечения компаний и туристов, он будет расположен рядом с международным аэропортом Инчхон.
Дубайлэнд – 76+ млрд долларов
Строительство на этом проекте было остановлено в 2008 из-за финансового кризиса в Дубае, затем возобновилось в 2013. Тогда оно стоило инвесторам 76 млрд долларов. Это будет один из самых больших и самых дорогих тематических парков развлечений в мире: тематический парк Диснея, театр Imax и много других достопримечательностей. Дизайн Dubailand будет основан на аравийском фольклоре и сказках, таких как «Тысяча и одна ночь».
Экономический город King Abdullah – 86 млрд доллар
Город станет важнейшей достопримечательностью Саудовской Аравии. В нем будут несколько престижных отелей, множество роскошных вилл, престижные университеты и крупный аэропорт. Город возводится преимущественно компанией Emaar, прославившейся строительством самого высокого здания в мире – Бурдж-Халифа в центре города Дубая. Ericsson будет работать над инфраструктурой информационно-коммуникационных технологий.
Кашаганские месторождения – 116 млрд долларов
Кашаган в Каспийском море представляют собой самое большое нефтяное месторождение, открытое за последние 40 лет. Пик добычи на первой фазе разработки, ожидаемый в 2020 году, должен составить 13 млн тонн баррелей.
Начать добычу на Кашагане сначала планировалось в 2005 году, но сроки сдвигались. Участники проекта объясняли это сложностью разработки. Добыча началась 11 сентября 2013 года, но вскоре из-за прорыва газопровода была приостановлена. Пришлось менять газо- и нефтепровод. Новый запуск состоялся в 2016 году.
Международная космическая станция – 150 млрд долларов
Модульная орбитальная научно-исследовательская станция, известная как Международная космическая станция (МКС), стоила приблизительно 150 млрд долларов. Эта цифра может казаться умопомрачительной, но счет разделили между собой несколько стран, среди которых Россия, США, Канада, Япония, Бельгия, Дания, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Испания, Швеция и Швейцария.
Американская система межштатных автомагистралей – 459 млрд долларов
Сеть скоростных автомагистралей США носит имя 34-го президента США Дуайта Д. Эйзенхауэра. Именно в период его правления в 1956 году был принят «Закон о национальных межштатных автомобильных и оборонительных магистралях» и организовано строительство одной из самых протяженный дорожных сетей в мире. Успех проекта был обеспечен благодаря дорогостоящим исследованиям, по итогам которых были определены новые стандарты строительства, в том числе тип покрытия, дизайн дорожных знаков и т. д. Большое внимание было уделено безопасности движения, поэтому были приняты общие правила. Вот некоторые из них:
Закон установил единые для всех штатов стандарты строительства дорог, маршруты и источники финансирования. Было определено минимальное количество полос движения в одном направлении и ширина каждой полосы, разработаны требования к запасной полосе, унифицирована система нумерации и дорожных знаков, установлен скоростной лимит. Этот инфраструктурный проект является самым масштабным и дорогостоящим проектом в мире и в то же время самым оперативно выполненным: основная часть магистралей была возведена всего за 35 лет!
Самые дорогие рукотворные объекты в мире (34 фото)
На Земле построено множество объектов, поражающих своим величием и масштабами. В каждый из них вложен труд людей и огромные материальные средства. По количеству вложенных средств можно судить во истинно колоссальным масштабам постройки.
Конечно, сейчас уже невозможно узнать каких материальных вложений стоили колоссальные постройки древности, такие как пирамиды, храмы и дворцы. Но нам хорошо известна стоимость объектов, сооруженных в новейшее время. Пользуясь такими широко известными данными, рассмотрим двадцать пять самых дорогих рукотворных объектов нашего времени.
В списке тридцать три самые затратные рукотворные объекты, для них будет указана примерная стоимость объектов без учёта инфляции и прочих факторов.
33. Завод по опреснению воды Курнелл, Сидней (Австралия)
32. Спейс шаттл. Американский многоразовый транспортный космический корабль.
135 запусков (134 успешных), 133 успешные посадки. 1 неудачный запуск (потерпел бедствие при запуске, Челленджер), 1 частично неудачная посадка (потерпел бедствие при посадке, Колумбия).
Первый запуск 12 апреля 1981 года, последний запуск 8 июля 2011 года.
Первый космический челнок — «Колумбия» (OV-102) стал первым действующим многоразовым орбитальным аппаратом. Его начали строить в марте 1975 года, и уже в марте 1979 года передали Космическому центру НАСА имени Кеннеди. Шаттл был назван по имени парусника, на котором капитан Роберт Грей в мае 1792 года исследовал внутренние воды Британской Колумбии (ныне штаты США Вашингтон и Орегон). До первого запуска этого шаттла в 1981 году НАСА не выводила астронавтов на орбиту уже 6 лет.
Шаттл «Колумбия» погиб 1 февраля 2003 года (полёт STS-107) при входе в атмосферу Земли перед посадкой. Это было 28-е космическое путешествие «Колумбии».
Второй космический челнок — «Челленджер» (OV-099) — был передан НАСА в июле 1982 года. Он был назван по имени морского судна, исследовавшего океан в 1870-е годы. При девятом запуске он нёс рекордный экипаж — 8 человек.
«Челленджер» погиб при своём десятом запуске 28 января 1986 года (полёт STS-51L).
Третий шаттл — «Дискавери» (OV-103) — был передан НАСА в ноябре 1982 года. Совершил 39 полетов. «Дискавери» был назван по имени одного из двух судов, на которых, в 1770-х годах, британский капитан Джеймс Кук открыл Гавайские острова и исследовал побережье Аляски и северо-западной Канады. Такое же имя («Дискавери») носило одно из судов Генри Гудзона, который в 1610—1611 годах исследовал Гудзонов залив. Ещё два «Дискавери» были построены Британским Королевским Географическим Обществом для исследования Северного полюса и Антарктики в 1875 и 1901 годах.
Четвёртый шаттл — «Атлантис» (OV-104) — вступил в строй в апреле 1985 года. Совершил 33 полета, в том числе в 2011 году совершил 135-й последний полёт по программе «Шаттл». В этом полёте экипаж был сокращён до четырёх человек на случай аварии, поскольку в этом случае эвакуировать экипаж с МКС пришлось бы российскими «Союзами».
Пятый шаттл — «Индевор» (OV-105) — был построен взамен погибшего «Челленджера» и принят в эксплуатацию в мае 1991 года. Совершил 25 полетов. Шаттл «Индевор» был назван также по имени одного из кораблей Джеймса Кука. Этот корабль так же использовался в астрономических наблюдениях, которые позволили точнее установить расстояние от Земли до Солнца. Последний полёт Индевора планировался как последний по программе Шаттл. Но состоялся ещё и 135-й полёт Атлантиса.
31. Тайбэй 101. Небоскрёб, расположенный в столице Китайской Республики — Тайбэе. Этажность небоскрёба составляет 101 этаж, высота — 509,2 м, вместе со шпилем. На нижних этажах находятся торговые центры, на верхних расположены офисы. Является пятым по высоте в мире среди всех зданий, после Бурдж-Халифа в Дубае, Абрадж аль-Бейт в Мекке, Шанхайской башни в Шанхае и ВТЦ 1 в Нью-Йорке.
В этом небоскрёбе находятся самые быстрые лифты в мире, поднимающиеся со скоростью 60,6 км/ч. С пятого этажа до обзорной площадки на 89-м можно доехать за 39 секунд.
Здание из стекла, стали и алюминия поддерживают 380 бетонных опор, каждая из которых уходит в землю на 80 м. Опасность обрушения при урагане или землетрясении снижает огромный 660-тонный шар-маятник, помещённый между 87 и 91 этажами. По словам инженеров, башня сможет выдержать землетрясение такой силы, какое бывает в этой местности раз в 2500 лет.
Строительство закончено в 2004 г.
Участник – Китайская республика.
30. Завод по опреснению воды в Порт Стэнвак. Завод по опреснению воды в Аделаиде.
Суточная производительность 300 мегалитров в день, годовая мощность 100 гигалитров. 50 % от водоснабжения Аделаиды.
Строительство закончено в декабре 2012 г.
Автомобильный и железнодорожный висячий мост в Республике Корея, соединяет одноимённый остров с городом Инчхон. Является частью Скоростной дороги Международного Аэропорта Инчхон.
Общая длина мостового сооружения составляет 4 420 м, из которых: 300 м занимает основной пролёт висячего моста (длина 550 м), 1 620 м — мост с пролётными строениями в виде балок коробчатого сечения и 2 250 м — балочный мост со сквозными фермами.
Является самым длинным в мире висячим мостом с несущим канатом, закреплённым в анкерном пролётном строении.
Ширина моста составляет 35 м, дорожное полотно вмещает 8 автомобильных полос и 2 железнодорожные линии на нижнем ярусе.
Строительство закончено в 2000 г.
Участник – Корейская республика.
28. Мост через залив Ханчжоувань.
Вантовый мост в заливе Ханчжоувань у восточного побережья Китая. Соединяет города Шанхай и Нинбо (провинция Чжэцзян) и является самым длинным трансокеанским мостом в мире.
Длина моста составляет 35673 м, движение осуществляется по трём полосам движения в каждую сторону. Это третий по длине мост через водные пространства. Расчётная скорость движения по мосту 100 км/ч, срок службы более 100 лет.
Строительство закончено в 2008 г.
Висячий мост в Дании, третий в мире по длине пролёта. Пересекает одноимённый пролив и соединяет острова Фюн и Зеландия. Строился в период с 1988 по 1998 год.
После постройки моста время переправы между островами сократилось более чем на час, а также значительно увеличились пассажирские и грузовые перевозки между восточной и западной частью Дании. Ежедневно по мосту Большой Бельт проезжает 27 600 автомобилей (паромная переправа обеспечивала не более 8000).
Вся 18-километровая транспортная система состоит из висячего моста и железнодорожного тоннеля на востоке, промежуточного острова Спрогё, и автомобильно-железнодорожного моста на западе. Автомобильное движение четырёхполосное, железнодорожное — двухпутное.
Восточный виадук Восточного моста имеет длину 2800 м, западный —1700 м. Главная часть представлена подвесным мостом с центральным пролётом в 1624 м и двумя боковыми пролетами по 585 м, высота пролета — 57 м.
Западный мост представляет собой два прилегающих виадука длиной 6611 м и пролётом 18 м, по северной части идёт железнодорожное, по южной — автомобильное движение.
Железнодорожный тоннель имеет длину 8024 м и максимальную глубину 75 м, он идёт параллельно восточному мосту.
26. Подводная лодка Джимми Картер.
Американская подводная лодка, третья и последняя построенная по проекту «Сивулф».
«Джимми Картер» длиннее двух предыдущих лодок этого класса примерно на тридцать метров, в проект лодки добавлена новая секция, а также много нового оборудования для испытаний новых технологий.
По некоторым источникам выполняла задания по подъёму фрагментов российских ракет после испытаний в Баренцевом море.
Строительство закончено в 2004 г.
25. Торговый центр «Мидоулэндс».
Торгово-развлекательный комплекс в Ист-Рутерфорд, штат Нью-Джерси. Предварительная дата открытия – конец 2015 – начало 2016 гг.
5 этажей, площадь 450000 кв. м, более 300 магазинов, более 30 тыс. парковочных мест.
Система контроля штормовых приливов и водоспуск. Защитное сооружение в западной части Восточной Шельды между островами Норд-Бевеланд и Схаувен-Дёйвеланд. Предназначено для защиты Нидерландов от наводнений, является крупнейшей из 13 дамб проекта «Дельта», расположенных в дельте Рейна, Мааса и Шельды.
Строительство закончено в 1986 г.
23. Завод по очистке сточных вод в Дир Айлэнде.
Завод является ключевой частью программы по защите гавани Бостона от загрязнений из канализационных систем в Восточной Массачусетсе.
Строительство закончено в 2000 г.
22. Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.
Комплекс дамб и смежных гидротехнических сооружений (водопропускных и судопропускных сооружений), протянувшийся поперёк Финского залива от Бронки до Сестрорецка (посёлок Горская), через остров Котлин, на котором находится город Кронштадт (входит в состав Санкт-Петербурга). Строительство велось с 1979 по 2011 год.
Участники – СССР, Россия.
21. Авианосец типа «Куин Элизабет».
Английский авианосец, крупнейший корабль, когда-либо построенный для Королевского флота.
Штатным самолётом «Куин Элизабет» будет истребитель 5-го поколения Lockheed Martin F-35C. Стандартная авиагруппа будет состоять из 40 машин, включая самолёты F-35C, вертолёты EH101 Merlin и вертолёты ДРЛО.
Авианосец рассчитан на 420 самолёто-вылетов в течение 5 дней с возможностью ночных операций. Максимальная интенсивность вылетов — 110 в течение 24 часов. Максимальная интенсивность взлёта самолётов составляет 24 самолёта за 15 минут, посадки — 24 самолёта за 24 минуты.
Будет введен в состав флота в 2016 г.
20. Национальный комплекс лазерных термоядерных реакций (NIF).
Научный комплекс для осуществления инерциального термоядерного синтеза (ICF) с помощью лазеров. Находится в Ливерморской национальной лаборатории им. Лоуренса в городе Ливермор (штат Калифорния, США).
Комплекс состоит из 192 мощных лазеров, импульсы от которых, после многокаскадного усиления, будут одновременно направляться на миллиметровую мишень с термоядерным топливом. Мощность лазерной установки — 500 ТВт. Для обжатия мишени применяется импульс ультрафиолетового лазера с длиной волны 351 нм. Температура мишени будет достигать десятков миллионов градусов, при этом она сожмется в 1000 раз.
Строительство закончено в 2009 г.
Пилотируемый научно-исследовательский орбитальный комплекс, функционировавший в околоземном космическом пространстве с 20 февраля 1986 года по 23 марта 2001 года.
Над «Миром» работали 280 организаций под эгидой 20 министерств и ведомств. Базовый блок был выведен на орбиту 20 февраля 1986 года. Затем в течение 10 лет один за другим были пристыкованы ещё шесть модулей.
С 1995 года станцию стали посещать иностранные экипажи. Также на станции побывало 15 экспедиций посещения, из них 14 — международных, с участием космонавтов Сирии, Болгарии, Афганистана, Франции (5 раз), Японии, Великобритании, Австрии, Германии (2 раза), Словакии, Канады.
В рамках программы «Мир — Шаттл» было осуществлено семь кратковременных экспедиций посещения с помощью корабля «Атлантис», одна с помощью корабля «Индевор» и одна с помощью корабля «Дискавери», во время которых на станции побывали 44 астронавта.
В конце 1990-х годов на станции начались многочисленные проблемы из-за постоянного выхода из строя различных приборов и систем. Через некоторое время правительство РФ, ссылаясь на дороговизну дальнейшей эксплуатации, несмотря на многочисленные проекты спасения станции, приняло решение затопить «Мир».
Участник – СССР, Россия.
18. Тоннель Лотшберг.
Железнодорожный тоннель длиной34,57 км через Альпы между Фрутигеном (кантон Берн) и Рароном (кантон Вале).