самый быстрый штурм самолета в истории

Топ-5 знаменитых операций российского спецназа

самый быстрый штурм самолета в истории. Смотреть фото самый быстрый штурм самолета в истории. Смотреть картинку самый быстрый штурм самолета в истории. Картинка про самый быстрый штурм самолета в истории. Фото самый быстрый штурм самолета в истории

Драма на взлетной полосе

В истории отечественных спецслужб драма, разыгравшаяся на взлетно-посадочной полосе в Уфе, стоит особняком. По сути, советскому спецназу, прибывшему к аэропорту, предстояло едва ли не впервые не просто взять штурмом самолет, захваченный террористами, вооруженными перочинными ножичками, а нейтрализовать двух дезертировавших военных, прихвативших с собой из военной части не только автомат Калашникова, но и пулемет.

Сложность ситуации заключалась в том, что перед бойцами спецназа внутри лайнера в случае проникновения находились не обычные уголовники, а солдаты, обученные и подготовленные к самым решительным действиям. Свои намерения идти до последнего дезертировавшие военные подтвердили чуть ранее, изрешетив милицейский уазик с двумя сотрудниками внутри.

Бывшие военные, добровольно переквалифицировавшиеся в убийц и террористов, оказались довольно хитры: отказались от доставки еды и воды со стороны, сделав упор на внутренние запасы для перелета. Отказ от продуктов и воды означал, что применение спецсредств, способных усыпить террористов, исключается и борт придется брать штурмом. Однако возникла еще одна сложность: у советского спецназа не было достаточно времени на подготовку молниеносного прорыва в самолет, да и случай захвата воздушного судна, откровенно говоря, был едва ли не первым за всю историю. Но тут спецназу пришел на помощь только что севший в том же аэропорту Ту-134Б, аналогичный захваченному. Командование решило дать спецназу время на подготовку и отработку штурма.

Трапы, подогнанные к самолету, позволили за считанные секунды вытащить уцелевших пассажиров, и в 15 часов 10 минут прозвучал приказ на штурм. Вся операция, по словам экспертов, заняла не более восьми секунд. Молниеносный прорыв группы спецназа из хвоста самолета под командованием В. Н. Зорькина сопровождался забросом в салон двух светошумовых гранат, и ринувшийся на звук дезертир дал достаточно времени, чтобы из пилотской кабины по террористу влепил очередь уже другой офицер спецназа КГБ СССР.

Следует отметить также, что при штурме Николай Манцев все же успел нажать на спусковой крючок автомата и дать короткую очередь, однако по стечению обстоятельств все выпущенные пули ушли в потолок Ту-134. Подельник Манцева, которого бойцы спецназа ранили в ногу, впоследствии был вылечен, а затем по приговору суда расстрелян. Группа «А» КГБ СССР справилась с поставленной задачей всего за восемь секунд.

Сорок две секунды, которые могли изменить мир

В середине 1980-х годов уже доказавший свою эффективность спецназ КГБ СССР постепенно начинают привлекать к довольно непростым учебным мероприятиям, равных которым в мире еще не бывало. Группа специального назначения «Вымпел» КГБ СССР в декабре 1984 года привлекается в роли главных действующих лиц на учения под кодовым названием «Неман». Заброшенная в Беларусь группа играла роль злодеев, чьей основной задачей было выведение из строя стратегических промышленных объектов потенциального противника.

По итогам учений стало известно, что бойцы «Вымпела» условно уничтожили железнодорожный узел Калинковичи и нефтеперерабатывающий завод. Особенно «Вымпелу» удались условные диверсии на заводе синтетического каучука в Ярославле и на одном из ключевых объектов страны – Армянской АЭС. По изученным результатам была проведена колоссальная работа, в ходе которой скорректировали деятельность местных органов КГБ, написали с десяток необходимых инструкций, а сотрудники местных комитетов прошли соответствующее обучение и научились отражать подобные атаки.

самый быстрый штурм самолета в истории. Смотреть фото самый быстрый штурм самолета в истории. Смотреть картинку самый быстрый штурм самолета в истории. Картинка про самый быстрый штурм самолета в истории. Фото самый быстрый штурм самолета в истории

В 1988 году по инициативе Юрия Ивановича Дроздова, создателя и идеолога уникальных отрядов при КГБ СССР, были проведены учения, результат которых до сих пор не укладывается в голове. В Свердловской области силами бойцов «Вымпела» начата уникальная операция по проникновению и условной диверсии на Белоярской АЭС им. Курчатова, к которой отряд готовился больше месяца.

Сложностей у офицеров спецназа КГБ СССР хватало: местные чекисты, посвященные в детали учений, строго-настрого запретили бойцам проникать на территорию режимного объекта, поскольку охрана АЭС не станет разбираться, к какому управлению принадлежат люди, пытающиеся проникнуть на территорию, и просто откроет огонь на поражение. Тогда было предложено другое решение: офицеры «Вымпела» должны были нарисовать схему проникновения на объект с указанием всех слепых зон и слабых мест, через которые можно было незаметно прошмыгнуть на территорию особо охраняемого объекта.

Когда местные особисты изучили план спецназа и дали добро, выяснилось, что преодолеть периметр АЭС бойцы «Вымпела» смогли всего за 42 секунды и ни одна электронная система охраны не сработала. Случись такая «диверсия» в реальной жизни, это вполне могли бы быть 42 секунды, которые изменили бы мир окончательно и бесповоротно.

Спецназ против уголовников

самый быстрый штурм самолета в истории. Смотреть фото самый быстрый штурм самолета в истории. Смотреть картинку самый быстрый штурм самолета в истории. Картинка про самый быстрый штурм самолета в истории. Фото самый быстрый штурм самолета в истории

В ходе долгих переговоров бандиты потребовали предоставить им микроавтобус, на котором они смогли бы покинуть осажденный изолятор. После того как требования бандитов были удовлетворены и, прикрываясь заложниками, рецидивисты погрузились в микроавтобус, по рации прозвучала команда «Штурм!». Молниеносная атака спецназа на микроавтобус с применением особых пиротехнических зарядов сопровождалась и началом штурма самого здания изолятора силами двух групп.

В итоге все бандиты, включая зачинщика бунта, матерого уголовника Павла Прунчака, были убиты при попытке сбежать в микроавтобусе, а после непродолжительного штурма был взят и сам изолятор. В ходе операции ранения получили лишь два человека – боец группы «А» и сотрудник УБСпН.

«Блокада» разыгрывала фантастический, немыслимый для нормального человека сценарий с ядерным апокалипсисом в отдельно взятом районе и показывала, с какой легкостью можно поставить мир на грань всемирной катастрофы. Опыт освобождения самолетов, автомобилей, зданий у отечественного спецназа уже был. Но как быть, если захвачен атомный ледокол, подрыв которого не просто повторит чернобыльскую катастрофу, но и вообще положит конец жизни на обширной территории?

Сотрудники «Вымпела», традиционно привлекаемые для самых, на первый взгляд, нерешаемых задач, решили атаковать с трех направлений – с воды, воздуха и земли. Подробное описание уникальных учений, в которых даже роль «террористов» играли сотрудники спецподразделений, до сих пор держится в секрете, однако известно, что действовать парашютистам приходилось в условиях, которые даже кандидаты в мастера спорта по парашютному спорту называют отвратительными.

Задачей воздушной группы был не просто выход в район цели, но и высадка прямо на макушку ледокола «Сибирь», гордо возвышавшегося на мурманском Причале. Шквальный ветер, практически нулевая видимость и холод – условия не то что для избранных, для трижды избранных людей. Не лучше дела обстояли и у боевых пловцов, которые к предстоящим учениям готовились в ледяной воде. Кстати, именно боевые пловцы, участвовавшие в уникальных учениях, впоследствии и подтвердили, что все киношные способы подъема на борт корабля в стиле Джеймса Бонда не более чем фикция и выдумка сценаристов.

Старая добрая лестница длиной в восемь метров, которую боевые пловцы прихватили с собой – вот весь секрет быстрого прибытия на борт. Нулевая видимость, стрелка компаса, бегающая из стороны в сторону, ледяная вода и сплошные нарушения всех мыслимых профессиональных инструкций – далеко не полный список заготовленных для «вымпеловцев» трудностей. Однако, несмотря на непростые условия, группы, практически одновременно достигшие борта корабля, сосредоточились на палубе, после чего провели действия по зачистке помещений, не потеряв при этом ни одного сотрудника.

Учения «Блокада» показали, что именно в «Вымпеле» служат наиболее подготовленные и выносливые специалисты среди всех мировых подразделений специального назначения. На одного офицера «Вымпела», по словам экспертов, может приходиться по три-четыре специальности.

Норд-Ост и стальной кулак антитеррора

Об уникальности этой операции разговоры идут до сих пор. В застенках учебных классов специальных служб, на занятиях по огневой стрельбе, на лекциях по тактике ведения боя – везде то и дело звучит название отечественного мюзикла «Норд-Ост», трагически известного на весь мир. Несмотря на горечь утраты и шок, который страна пережила 13 лет назад, 23 октября 2002 года, последующий анализ работы российского спецназа показал, что самоубийственные, немыслимые и невозможные чисто физически операции российские спецподразделения проводить не разучились.

Действия бойцов спецназа среди компетентных специалистов никто не ставит под сомнение даже на сотую долю процента, ведь если бы не они, то погибли бы все находящиеся внутри люди, а волна терактов продолжалась бы и дальше. Рано утром 26 октября спецназ получил команду штурмовать. Еще в темноте бойцы начали занимать места, с которых впоследствии они и начали движение внутрь комплекса.

самый быстрый штурм самолета в истории. Смотреть фото самый быстрый штурм самолета в истории. Смотреть картинку самый быстрый штурм самолета в истории. Картинка про самый быстрый штурм самолета в истории. Фото самый быстрый штурм самолета в истории

Звуки и вспышки выстрелов, которые телезрители могли наблюдать во время репортажей с мест событий, по словам экспертов, не что иное, как ответный огонь террористов, которые поняли, что за ними пришли. Вся операция по уничтожению боевиков, захвативших в заложники без малого тысячу человек, длилась считанные минуты.

Фото: Белоусов Виталий/ТАСС/Минобороны России/

Владимир Вяткин/РИА Новости/SpetsnazAlpha/Wikimedia

Источник

«Если не дадим деньги, они перестреляют пассажиров» В 1973 году советские студенты захватили самолет. Как прошла первая схватка КГБ с террористами

«Лента.ру» начинает цикл публикаций о самых известных контртеррористических операциях СССР и России, навсегда вошедших в историю отечественных спецслужб. Наш первый рассказ — о захвате самолета Як-40 в 1973 году, который совершила группа студентов, решивших сбежать на Запад. В заложниках оказался 31 человек, а первую в истории СССР операцию по спасению пассажиров и членов экипажа возглавил лично председатель КГБ Юрий Андропов. Штурм самолета, длившийся всего четыре минуты и 11 секунд, попал во все учебники по антитеррору и на долгие годы получил гриф «Совершенно секретно».

«Мама, я уехал в Америку»

2 ноября 1973 года был обычным днем в работе столичного аэропорта Быково — рейсы шли по расписанию, посадка в самолет занимала считанные минуты. В то время советские аэропорты еще не оборудовали металлоискателями и рентген-аппаратами для досмотра багажа.

В то время у нас не было еще аэровокзала настоящего. Проверки ручной клади и багажа не проводились — таких условий просто не было

Единственной мерой безопасности были присутствовавшие в самолетах вооруженные милиционеры в штатском. Но на ближние рейсы их не посылали — хотя в прессе утверждали обратное, чтобы припугнуть возможных злоумышленников. К таким рейсам относился и Ф-19 Москва — Брянск: его выполнял самолет Як-40 под командованием пилота Ивана Кашина.

В тот день самолет вылетел в пункт назначения в 10:45; на его борту находились 28 пассажиров и три члена экипажа. Время в пути составляло 50 минут — и большая часть полета прошла спокойно. До посадки оставалось всего десять минут, как вдруг со своих мест поднялись трое парней: 21-летний Виктор Романов и 18-летние (по другим данным, 16-летние) Владимир Жалнин и Петр Бондарев. Их четвертый сообщник Александр Никифоров остался на своем месте.

самый быстрый штурм самолета в истории. Смотреть фото самый быстрый штурм самолета в истории. Смотреть картинку самый быстрый штурм самолета в истории. Картинка про самый быстрый штурм самолета в истории. Фото самый быстрый штурм самолета в истории

самый быстрый штурм самолета в истории. Смотреть фото самый быстрый штурм самолета в истории. Смотреть картинку самый быстрый штурм самолета в истории. Картинка про самый быстрый штурм самолета в истории. Фото самый быстрый штурм самолета в истории

Романов — самый старший — был главарем воздушных пиратов. Он был родом из семьи простых московских работяг, но мечтал о красивой жизни. После школы Виктор тщетно пытался поступить в МГИМО, потом пошел в армию, а после дембеля безуспешно искал работу. Поклонник тяжелого рока, Романов мечтал побывать на концерте Led Zeppelin, а для этого надо было как-то оказаться за границей.

Владимир Жалнин был другом Романова и его соседом по подъезду. Он учился в техникуме при заводе ЗИЛ и жил с матерью-алкоголичкой, от чего очень страдал и мечтал о какой-нибудь авантюре — об этом Жалнин часто беседовал с Романовым. Однажды друзья прочли в газете о попытке угона самолета в Праге братьями Гавелка — и в этот момент к ним пришла идея стать воздушными пиратами.

Немногим позже к заговорщикам присоединился одногруппник Жалнина, поклонник субкультуры хиппи Петр Бондарев. Четвертым пиратом стал Александр Никифоров, который также учился с Жалниным и Бондаревым. Очарованный зарубежными фильмами, Никифоров всей душой болел за угнетенных индейцев и мечтал посмотреть на американские прерии. Уходя из дома на угон, он оставил матери и младшей сестре записку, на которой помимо текста была нарисована голова индейца.

Мама и Женя! Я уехал в Америку 2 ноября 1973 года. Буду писать. Если будет возможно, вышлю телеграмму еще в пути, на остановке в Варшаве или Лиссабоне, или из другого города. Все потом напишу письмом, если доеду туда

Пуля для бортмеханика

самый быстрый штурм самолета в истории. Смотреть фото самый быстрый штурм самолета в истории. Смотреть картинку самый быстрый штурм самолета в истории. Картинка про самый быстрый штурм самолета в истории. Фото самый быстрый штурм самолета в истории

Виктор Романов, Владимир Жалнин, Петр Бондарев и Александр Никифоров

Кадр: Преступления эпохи социализма / YouTube

«Мама, а какой дядя нас будет убивать?»

Одним из пассажиров захваченного Як-40 оказался Владимир Гапоненко, который летел в Брянск с женой и трехлетней дочкой. Улучив момент, он бросился на террористов — и Романов выстрелил в него. Пуля попала Гапоненко в область плеча, прошла насквозь и попала в обшивку самолета. Но ранение не остановило смельчака: он бросился на Бондарева, и между ними завязалась драка.

самый быстрый штурм самолета в истории. Смотреть фото самый быстрый штурм самолета в истории. Смотреть картинку самый быстрый штурм самолета в истории. Картинка про самый быстрый штурм самолета в истории. Фото самый быстрый штурм самолета в истории

Между тем захваченный Як-40 уже готовился к посадке в Брянске. Командир Кашин при помощи секретной кнопки подал сигнал о захвате воздушного судна в брянский аэропорт. Дежуривший в тот день диспетчер поначалу даже не поверил в происходящее, но все же связался с командиром. Получив от него подтверждение теракта, диспетчер стал готовить посадочную полосу.

Посадка в «туман 200»

У захватчиков стали сдавать нервы — и пилоты это прекрасно понимали. Они попытались заговорить террористов — предложили им сформировать перечень требований и передать его на землю. Список оказался «скромным»: три миллиона долларов и беспрепятственный вылет в Швецию.

Взамен воздушные пираты обещали не только отпустить заложников, но и поделиться информацией о якобы готовящемся захвате самолета ТУ-154. Кашин связался с диспетчером аэропорта Внуково и рассказал ему о сложившейся ситуации.

Он встречал первого секретаря ЦК Болгарской коммунистической партии Тодора Живкова, прилетевшего на Всемирный конгресс миролюбивых сил.

Информацию об угоне Як-40 Цвигун получил спустя всего пару минут после того, как Живкова успешно усадили в правительственный автомобиль. Чекист связался с командиром корабля, узнал от него требования террористов и передал их лично главе КГБ Юрию Андропову. Вскоре Цвигун получил от руководства «добро» на посадку Як-40 во Внуково-1.

самый быстрый штурм самолета в истории. Смотреть фото самый быстрый штурм самолета в истории. Смотреть картинку самый быстрый штурм самолета в истории. Картинка про самый быстрый штурм самолета в истории. Фото самый быстрый штурм самолета в истории

Участники операции по освобождению Як-40

Этот вариант устроил террористов: они полагали, что правительство СССР готово выполнить их требования. На деле же о сделке с захватчиками речи не шло: во Внуково началась активная подготовка к спецоперации по освобождению самолета. Специально подготовленного на такой случай спецназа тогда не было — до создания знаменитой «Альфы» оставалось около полугода. Поэтому группу захвата решили формировать из сотрудников МВД и КГБ.

Согласно плану Цвигуна, сразу после посадки Як-40 должны были отогнать на стоянку-ловушку и заблокировать там.

«Бандиты с каждой минутой становились наглее»

Власти вступили в переговоры с воздушными пиратами, первым требованием которых было наполнить топливом бак самолета до отказа. Сотрудники спецслужб решили схитрить — блокировать автозаправщиком переднюю часть самолета и, не включая насосов, сымитировать подачу топлива. Второй целью такого маневра была разведка: для этого вместе с заправщиком к Як-40 отправился оперативник в штатском.

Выслушав их ультиматум, мы передали им: немедленно освободить раненых, иначе никакой заправки вам не будет. «Нет», — нервно выкрикнул главарь бандитской шайки Романов. «Никакой заправки не получите, если не отдадите раненых», — спокойно ответили мы. «Мы подумаем», — ответил бандит. «Отдавайте раненых, и мы включим насосы»

В конце концов захватчики отдали раненых, а Як-40 начали заправлять. Пока в баки поступало топливо, отпущенных заложников поместили в прибывшую карету скорой помощи — Никитин находился в бессознательном состоянии, а Гапоненко в ходе беседы с оперативниками сообщил о том, сколько на борту террористов и чем они вооружены.

самый быстрый штурм самолета в истории. Смотреть фото самый быстрый штурм самолета в истории. Смотреть картинку самый быстрый штурм самолета в истории. Картинка про самый быстрый штурм самолета в истории. Фото самый быстрый штурм самолета в истории

Командир Як-40 Иван Кашин

Например, блокировочного крюка не нашлось — и чекистам для его изготовления пришлось разломать стоящий неподалеку от взлетного поля забор.

Когда крюк был готов, выяснилось, что задерживается доставка муляжа долларов. Воздушные пираты между тем нервничали все больше и сыпали угрозами. Обстановка накалилась настолько, что не выдержала присутствовавшая при переговорах диспетчер — женщине стало дурно, и она упала в обморок.

Бандиты требовали срочно вручить деньги, обвиняли нас в том, что мы их дурачим. Они с каждой минутой становились наглее, ультиматумы от них шли один за другим. Они сводились к тому, что, если мы через пять минут не дадим денег, они перестреляют часть пассажиров

Броневик с долларами

Чтобы потянуть время, оперативники принялись убеждать террористов, что всю сумму в Москве собрать не удалось — и в аэропорт везут лишь 1,5 миллиона долларов. Временную задержку оперативники объяснили тем, что в гололед машине с наличными приходится ехать медленно и осторожно.

Но бандиты не сдавались: они согласились освободить лишь половину заложников — мужчин, а женщин и детей готовы были обменять в Ленинграде на дозаправку и оставшуюся половину денег.

Тем временем во Внуково прибыли 170 бойцов из внутренних войск МВД. Цвигун попросил командовавшего ротой полковника сформировать из них группу захвата в 12 человек. Бойцы с касками, бронежилетами и радиосвязью незаметно прошли под фюзеляж самолета и стали ждать приказа. К слову, в аэропорту в тот момент находилась еще одна группа захвата — от КГБ.

самый быстрый штурм самолета в истории. Смотреть фото самый быстрый штурм самолета в истории. Смотреть картинку самый быстрый штурм самолета в истории. Картинка про самый быстрый штурм самолета в истории. Фото самый быстрый штурм самолета в истории

Захваченный Як-40 после штурма во Внуково

После 15:00 во Внуково наконец привезли деньги — но всего тысячу долларов. Цвигуну пришлось в срочном порядке искать портфель, который набили старыми газетами и бумагами, уложив сверху купюры. К 16.30 все было готово к операции — но тут прямо перед носом Як-40 неожиданно появились двое милиционеров.

К счастью, как только милиционеров увели, бандиты успокоились. После этого к самолету подъехал бронетранспортер, из которого с портфелем в руках вышел переодетый в форму сотрудника аэрокомпании милиционер.

«Вожак бандитов лежал в крови»

самый быстрый штурм самолета в истории. Смотреть фото самый быстрый штурм самолета в истории. Смотреть картинку самый быстрый штурм самолета в истории. Картинка про самый быстрый штурм самолета в истории. Фото самый быстрый штурм самолета в истории

От одной из них вспыхнула синтетическая обивка кресла — и салон Як-40 моментально наполнился едким дымом. Пассажиры ринулись к выходу и начали выпрыгивать из самолета.

По счастливому стечению обстоятельств во время операции никто из пассажиров серьезно не пострадал: двое из них отделались легкими ранениями, а ребенку, находившемуся в салоне, обожгло порохом ноги. Пилоты Як-40 во время развязки находились в кабине — и командир Кашин чудом не получил пулю в голову во время перестрелки. Его спасло то, что в момент выстрела он случайно наклонился посмотреть в иллюминатор.

Я был в другом измерении. Попробовал дышать через полотенце — вроде легче. Кричу Толпекину, чтобы дышал через чехол кресла. Выглянул в окошко — на меня смотрит какая-то телекамера. Диспетчер спрашивает, спокойно ли у нас. Нет, говорю, стреляют. «Раненые есть?» Глянул назад: кто-то лежит в крови. Потом понял, что это вожак бандитов

Главарь террористов Виктор Романов погиб не от рук бойцов группы захвата — он сам свел счеты с жизнью, когда осознал, что его планы о побеге из СССР провалились, а впереди лишь суд и тюрьма. Александр Никифоров получил в перестрелке тяжелое ранение и немногим позже скончался в больнице. В руках правосудия оказались лишь двое террористов — Жалнин и Бондарев.

Родственники террориста Бондарева путем неимоверных усилий смогли помочь ему избежать суда. Захватчик был признан невменяемым, пробыл в психбольнице полгода, вышел на волю и прожил оставшуюся жизнь в Москве. Жалнину повезло гораздо меньше: суд приговорил его к десяти годам лишения свободы в колонии, где арестанта за «измену Родине» часто избивали зэки. Он отбыл срок полностью и скончался вскоре после выхода на свободу.

В декабре 1973 года Ивану Кашину и Александру Попрядухину было присвоено звание Героев Советского Союза. При этом Попрядухин стал первым сотрудником МВД, получившим столь высокую награду в мирное время.

Источник

«Альфа»: первые против терроризма

С них все начиналось. Первое в отечественной истории подразделение антитеррора — группа «А» КГБ СССР — за свою сорокалетнюю историю стало легендарным. О самых известных операциях «Альфы» — как группу «А» называют чаще всего — вспоминает Григорий Миленин.

Первые пять лет существования группы «А» прошли в непрерывных тренировках и учениях. Своей базы у нового подразделения еще не было, и подготовка проходила на базе Тульской воздушно-десантной дивизии, в пограничных училищах, а также в разных воинских частях специального назначения. Как вспоминал первый командир группы Виталий Бубенин, в какой-то момент контртеррористическая подготовка группы начала отходить на второй план.
Офицеров готовили к боевым действиям, причем так, чтобы, по словам Бубенина, «один боец был сильнее и тренированнее десяти человек, вместе взятых».

Позже все стало ясно — советское руководство приняло решение о вводе войск в Афганистан, и возникла необходимость устранения главы этого государства Хафизуллы Амина. 27 декабря 1979 года состоялось боевое крещение бойцов группы «А»: в составе специальных отрядов КГБ «Гром» и «Зенит», при поддержке мотострелкового батальона и роты десантников, они провели штурм дворца Амина и ликвидировали афганского президента. На все ушло не больше часа.

После успешной ликвидации Хафизуллы Амина группа «А» вновь занялась антитеррористической подготовкой. Вернувшись из Афганистана, подразделение готовилось к пресечению терактов на Летних Олимпийских играх в Москве. Отрабатывались планы действий на спортивных объектах, транспортных узлах, несколько бойцов несли постоянное дежурство в «олимпийской деревне». К счастью, Игры прошли без инцидентов, благо на обеспечение безопасности в Москве власти не поскупились — в столицу было стянуто беспрецедентное количество милиции и войск со всей страны. Зато после Олимпийских игр без работы подразделение не сидело.

Спустя два года события в аэропорту Минвод легли в основу художественного фильма.

Подобная участь могла ждать и «Альфу», однако руководству тогдашней Федеральной службы контрразведки удалось отстоять ее перед президентом. Делом это оказалось нелегким. Как рассказал президент ассоциации ветеранов «Альфы» Сергей Гончаров, Ельцин вообще ненавидел эти подразделения — жесткая позиция бойцов его откровенно раздражала, и он был бы рад вовсе их ликвидировать.

Вновь «Альфа» стала востребована после начала войны на Кавказе. С 1995 года бойцы антитеррора непрерывно участвовали в боевых действиях, проводили захваты и ликвидацию бандитских главарей, охраняли секретаря российского Совбеза Олега Лобова. В этот период им также пришлось несколько раз столкнуться с захватом заложников чеченскими боевиками.
Самая неудачная операция, по мнению самих бойцов «Альфы», случилась в самом начале их кавказской эпопеи, когда отряды Шамиля Басаева в июне 1995-го захватили больницу в Буденновске.
Около двух тысяч заложников, использовавшихся террористами в качестве живого щита, не позволили бойцам «Альфы» взять здание штурмом. В итоге басаевским боевикам удалось уйти.

Перелом наступил во Вторую чеченскую кампанию. На смену общей неразберихе и пассивной позиции российских властей пришло целенаправленное уничтожение отрядов террористов. В это время «Альфа» отметилась несколькими успешными операциями.
Среди них — захват живьем чеченского «террориста №2» Салмана Радуева в 2000 году и ликвидация в 2001-м одного из самых жестоких боевиков — полевого командира Арби Бараева.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *