самые кассовые мультфильмы в истории
Мультфильмы, попавшие в книгу рекордов Гиннесса
Сразу отметим, что основная часть достижений анимации, занесенных в базу рекордов, представляет собой довольно скучные цифры, вроде «Мультфильм в 2D-формате, собравший больше всего долларов на старте в домашнем регионе». Про такие формальности будем говорить коротко, выбирая только самые интересные.
Самая плодовитая анимационная студия
Конечно же, Disney. С них, пожалуй, и начнем.
Самый первый официальный саундтрек в анимации
«Белоснежка и семь гномов». Никто не удивлен — это же первая большая анимация в принципе. Легендарному мультфильму 1937-го года принадлежит также достижение «Самый прибыльный мультфильм с учетом инфляции». Любители финансовых подсчетов утверждают, что собранные без малого 185 миллионов долларов в те далекие годы — это 1,6 миллиарда долларов сегодня. Абсолютный рекорд!
Самый положительно принятый критиками мультфильм Disney
Знаете сайт Rotten Tomatoes? Тот самый, из-за которого некоторые студии хотят прекратить устраивать пресс-показы своих фильмов — уж больно сильно влияют плохие отзывы с данного портала на последующие сборы. В общем, у «Пиноккио» там рекордные 100% свежести — то есть этот мультик тепло приняли вообще все озвучившие свое мнение критики.
Самый длинный диснеевский мультфильм
Здесь все просто. «Фантазия» 1940-го года очаровывает зрителей прекрасным видеорядом и шедеврами классической музыки аж целых 124 минуты. Больше чем за два часа ни один из мультиков Disney не переходил. Картине принадлежит еще одно достижение — «Самое длинное ожидание видеоигры, созданной на основе фильма». Sega выпустили игру по «Фантазии» в 1991-м году, спустя 51 год после выхода оригинальной ленты.
Первый мультфильм, номинированный на премию «Оскар» как «Лучший фильм»
«Красавица и чудовище». Это случилось в 1992-м году, когда специальной анимационной номинации от кинокритиков еще не существовало. Мультфильм получил тогда статуэтки за «Лучший саундтрек» и «Лучшую песню», а в Книге рекордов Гиннесса значится еще как «Первый диснеевский мультфильм, адаптированный в мюзикл». Что касается недавнего игрового ремейка «Красавицы и Чудовища», то он стал «Самым прибыльным фильмом в категории PG за первые выходные в домашнем регионе». А мы предупреждали, что такие рекорды тоже есть.
Первый полностью цифровой фильм
«Спасатели в Австралии». По совместительству первый анимированный сиквел (продолжение) Disney, этот мультфильм стал первым, целиком и полностью созданным при помощи компьютерной анимации. А именно — с использованием техники Computer Animation Production System (CAPS). Говоря проще — здесь уже никто бумагу на этапе создания ленты не пачкал, все при помощи цифровых чернил, разработанных в Pixar.
Самый прибыльный фильм на ТВ
Слышите победный рев? Это «Король Лев», царь домашнего видео и телеэкранов. За два показа на ТВ он собрал почти 800 миллионов долларов. Это также «Самый продающийся фильм на видео» (продано более 55 миллионов копий), «Самый продающийся саундтрек в анимации» (послушать Элтона Джона у себя дома захотели 7,7 миллионов меломанов), и «Самая прибыльная сценическая адаптация фильма» (мюзикл «Король лев» собрал, на минутку, 5,4 миллиарда долларов во всем мире — то есть в несколько раз больше, чем сам мультфильм).
Самый дорогой мультфильм в мире
«Рапунцель». У этой девицы все по максимуму. Как волосы — так самые длинные, как затраты на производство — так 260 миллионов долларов. Для совершенно реалистичной прорисовки локонов даже специальную программу написали. Этот финансовый рекорд тянет за собой цепочку других — «Самая дорогая 3D-анимация», «Самый дорогой мультфильм Disney» и так далее. Если хотите, можете сами додумать — «Самый дорогой мультфильм с участием китайских фонариков», «Самый дорогой мультфильм про достоинства сковородок» и «Самый дорогой мультфильм с поцелуем в конце».
Самый кассовый мультфильм в мире
Великолепное «Холодное сердце», фанфары, конфетти и ваше уважение. Лента собрала по миру 1,2 миллиарда долларов, что является совершенным и непокоренным рекордом среди мультиков. Ох уж эти Эльза и Анна, всех в кинотеатры созвали! Между тем данное достижение также порождает почти десяток других записей в базе рекордов Гиннесса. Как «Самый кассовый мультфильм Disney», «Самый кассовый мультфильм с режиссером-женщиной» и еще ворох «самых-самых», связанных с режиссером Дженнифер Ли и ее мировым хитом.
Еще один милый рекорд «Холодного сердца» относится к данному любопытному треку — «Больше всего языков в одной песне с разными исполнителями». 25 наречий за один «Let It Go» — это стоит услышать!
Студия, получившая наибольшее количество «Оскаров» за «Лучший анимационный фильм»
Конечно же, Pixar. Посмотрим, чем еще они отличились, кроме неофициального звания лучшей анимационной студии нашего времени.
Первый полнометражный компьютерный анимационный фильм
«История игрушек». Революция свершилась в далеком 1995-м, и с тех пор мир анимации повернуло в сторону 3D. И он до сих пор там! Да и сама франшиза на достигнутом не останавливается. «История игрушек 2» — это «Самый положительно принятый фильм». На том же Rotten Tomatoes у него 163 положительных обзора из 163 (у «Пиноккио всего 45), что является на данный момент главным рекордом портала.
Тем временем «История игрушек: Большой побег» — это «Первый мультфильм, собравший больше миллиарда» и «Самый кассовый мультфильм Pixar». Интересно, чего добьется четвертая часть серии?
Мультфильм, получивший наибольшее количество номинаций на «Оскар»
«ВАЛЛ-И». Привлек внимание киноакадемии по шести номинациям и выиграл самую главную — «Лучший анимационный фильм». По совместительству это один из лучших мультфильмов про космос и в принципе просто космос, а не мультфильм.
Самый кассовый супергеройский мультфильм
«Город героев». Принес создателям более 600 миллионов долларов, став заодно «Самым кассовым мультфильмом про роботов», «Самым кассовым супергеройским фильмом в категории PG», а также «Фильмом, для создания которого было задействовано наибольшее количество вычислительных мощностей». Говоря проще — мультфильм рисовали при помощи воистину монструозного суперкомпьютера. Сколько ядер в вашем ноутбуке? 2, 5? А «Город героев» создавался кластером (группой компьютеров) с 55-ю тысячами ядер под управлением 4600 тысяч процессоров.
Мультфильм с наибольшим количеством пиратских копий
Самой излюбленной для пользователей «торрентов» стала лента «В поисках Дори». Мультик возглавляет списки крупнейших трекеров среди анимации, да и вообще щеголяет длиннейшим послужным списком в базе рекордов Гиннесса. Это и «Самый кассовый подводный фильм», и «Самый кассовый мультфильм без злодея», и целый набор достижений за скорость. В мировом прокате «В поисках Дори» собрал чуть больше миллиарда, зато сделал это быстрее всего. За первые два дня приключения забывчивой рыбки посмотрело рекордное количество зрителей, заодно проставив Дори больше всего «лайков» на Facebook — там это «Самый любимый анимационный фильм».
10 мультфильмов, попавших в Книгу рекордов Гиннесса
Международный день анимации ежегодно отмечают 28 октября, он был учрежден в 2002 году в честь 110-летия публичного представления первой анимационной технологии. 28 октября 1892 года в Париже художник и изобретатель Эмиль Рейно созвал зрителей на новое, доселе никем не виданное зрелище — «оптический театр». Изобретатель впервые публично продемонстрировал свой аппарат праксиноскоп, который показывал движущиеся картинки. Сейчас мы бы назвали это событие рождением прообраза современных мультфильмов, и именно эта дата теперь и считается началом эпохи анимационного кино.
В честь такого большого дня мы составили список самых-самых мультфильмов по разным критериям.
Самый большой сбор при первом показе
Кадр: Walt Disney Pictures «Король Лев» (The Lion Кing, США, 1994) Уолта Диснея дал рекордный сбор — 766,9 млн долл. в ходе первого показа,когда его увидели зрители 60 стран. Над фильмом в течение трех лет трудилось 600 аниматоров, в 1995 г. его главная музыкальная тема Can You Feel the Love Tonight получила премию «Оскар» за лучшую песню для фильма.
Самый длинный мультфильм
Кадр: 20th Century Fox Самым длинным мультфильмом в мире является ситуационная комедия «Симпсоны», которая содержит около 500 серий. Действия сериала происходят на одних и тех же местах, при этом герои никогда не меняются. Также мультфильм попал в Книгу Гиннесса в номинации мультсериал, в котором прозвучали голоса 228 знаменитостей, включая таких, как Мэджик Джонсон, Элизабет Тэйлор, Пол и Линда Маккартни.
Самый дорогой анимационный фильм
Кадр: DreamWorks Мультфильм «Принц Египта« (The Prince Of Egypt, США, 1998) производства студии «Дримуоркс» обошелся в 60 млн долл. Он находился в производстве в течение четырех лет; работали над ним 350 художников и аниматоров. Один только четырехминутный эпизод в Красном море потребовал 350 000 рабочих часов.
Самый кассовый японский мультфильм
Кадр: Studio Ghibli «Принцесса Мононоке» (Princess Mononoke, Япония, 1997) собрала в одной только Японии 156,6 млн долл. Когда фильм был показан по каналу Японская Телевизионная Сеть в 1999 г., он привлек наибольшую за 15 лет аудиторию.
Самый вредный мультфильм
Кадр: OLM, Inc. В 1997 г. более 700 японским детям была оказана срочная медицинская помощь, когда после просмотра мультфильма на основе игры «Покет Монстерз» (Pocket Monsters) для «Нинтендо» у них начались судороги. После передачи были госпитализированы с эпилептическими симптомами 208 детей от трех лет и старше. По мнению экспертов, причиной стала сцена взрыва, за которой последовало 5-секундное мигание света в глазницах похожего на крысу существа Пикачу.
Самый часто встречающийся персонаж
Кадр: MondoTV До сегодняшнего дня Зорро был изображен в 69 мультфильмах. Созданный Джонстоном Маккалли, этот герой также был первым персонажем комиксов, попавшим в настоящий кинофильм «Знак Зорро» (The Mark of Zorro, США, 1920) с участием Дугласа Фэрбенкса. Фильм появился всего через год после выхода мультфильма, и Зорро стал персонажем, быстрее всех попавшим из мультфильма на киноэкран. Самой последней версией стала «Знак Зорро» (Тhе Mark of Zorro, США, 1998), где рисованные лица мстителей имели сходство с лицами Энтони Хопкинса и Антонио Бандереса.
Актер, самое долгое время озвучивавший мультфильм
Кадр: Fleischer Studios Актер Джек Мэрсэр (США) озвучивал роль Папая в серии мультфильмов «Моряк Папай» (Рореуе Тhе Sailor Man) в течение 45 лет, что является мировым рекордом. С 1933 по 1957 г. эта серия создавалась для кинотеатров, а в 1970-е годы вышла на телеэкраны.
Самый пластилиновый мультфильм
Кадр: Aardman Animations При производстве знаменитого полнометражного английского мультфильма « Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня » (Wallace & Gromit: The Curse of the Were-Rabbit) (2005) было использовано 2.84 тонны пластилина.
Самый первый саундтрек в анимации
Кадр: Walt Disney Pictures Первый официальный саундтрек появился у Диснеевского мультфильма « Белоснежка и семь гномов » (Snow White and the Sevean Dwarfs) в 1937 году.
Самый Маленький Stop-Motion фильм
Кадр: IBM Самый маленький в мире мультфильм «A Boy And His Atom» (Мальчик и его Атом) создан учеными из компании IBM. Возможно вы подумали о продолжительности мультфильма, но речь идет именно о размерах. История создания его удивительна: IBM создала анимационный фильм про забавного мальчика, перестраивая отдельные молекулы окиси углерода на раме площадью 45 на 25 нанометров.
10 самых кассовых японских полнометражных мультфильмов
Японцы так любят свою анимацию-аниме, что она часто доминирует в национальных чартах, обходя по сборам японские игровые фильмы и на равных соревнуясь с голливудскими хитами
134 миллиона долларов
Кадр из мультфильма «Покемон 2000»
Не пугайтесь – это не двухтысячный фильм из цикла о карманных монстриках. Это всего лишь вторая полнометражная картина эпопеи «Покемон», которая получила свое международное название в честь того, что на Западе ее выпустили в 2000 году. В Японии лента именовалась «Покемон: Явление Луджии». Напомним, что телесериал «Покемон», основанный на одноименном цикле видеоигр, рассказывает о фантастическом мире, в котором дети ловят монстриков и используют их как гладиаторов, пытаясь собрать самую сильную в мире команду покемонов. Кинофильмы «Покемона» повествуют о столкновениях героев с самыми редкими монстриками вроде водяной птицы Луджии. «Покемон 2000» сделал большую часть своих сборов за пределами Японии. Национальный прокат принес всего 44 миллиона долларов.
137 миллионов долларов
Кадр из мультфильма «Ветер крепчает»
Последняя на настоящий момент полнометражная картина японского мэтра Хаяо Миядзаки заметно отличается от большинства его произведений. Это не фантастика и не фэнтези, а романтичный байопик о японском авиаконструкторе Дзиро Хорикоси, который создал знаменитые Mitsubishi A6M Zero – основные японские палубные истребители в годы Второй мировой войны. Миядзаки в «Ветре» настаивает, что Хорикоси не хотел работать над «машинами смерти», но не имел иной возможности развивать японскую авиацию и состязаться с западными конструкторами. Картина вызвала бурную политическую полемику и стала главным японским прокатным хитом 2013 года.
146 миллионов долларов
Кадр из мультфильма «Ариэтти из страны лилипутов»
С тех пор как Хаяо Миядзаки постарел, он пытается уйти на пенсию или хотя бы сократить свое участие в проектах студии Ghibli и передать эстафету новому поколению творцов. Сказочный мультфильм «Ариэтти из страны лилипутов» был создан на студии Ghibli аниматором Хиромасой Йонебаяси под наблюдением Миядзаки и по его сценарию, написанному по мотивам книги британской писательницы Мэри Нортон «Добывайки». Лента рассказывает о мальчике, которой обнаруживает, что под половицами его дома живет семья крошечных человечков. Фильм стал самой успешной японской картиной в национальном прокате 2010 года. Йонебаяси с тех пор покинул Ghibli. Сейчас он рисует сказки на студии Ponoc, открытой выходцами из команды Миядзаки.
159 миллионов долларов
Кадр из мультфильма «Принцесса Мононоке»
Один из главных шедевров Хаяо Миядзаки, «Принцесса Мононоке» была создана в пику критикам, которые упрекали постановщика за то, что он вдохновляется западными сюжетами и отрывается от национальных корней. Действие «Принцессы» развивается в Японии XV века – то есть в период максимальной феодальной раздробленности. Мультфильм рассказывает о яростном противостоянии людей-сталеваров и лесных животных и божеств, в чьи владения люди вгрызаются. До выхода в том же 1997 году «Титаника» картина Миядзаки была самым кассовым фильмом за всю историю японского проката.
164 миллиона долларов
Кадр из мультфильма «Покемон: Фильм первый»
Видеоигры из цикла Pokemon начали выходить в 1996 году. Год спустя появился одноименный мультсериал, а еще через год вышел первый полнометражный мультфильм эпопеи «Покемон». Цикл тогда был на пике международной популярности, и картина вызвала большой интерес не только в Японии, но и в США и в других странах. Несмотря на очень низкие оценки критиков, сборы «Покемон: Фильм первый» в Америке составили 86 миллионов долларов. Общие сборы в 164 миллиона долларов сделали ленту самой успешной на то время картиной, основанной на видеоигре. Рекорд «Фильма первого» был побит в 2001 году, когда вышла «Лара Крофт: Расхитительница гробниц».
183 миллиона долларов
Кадр из мультфильма «Дораэмон: Останься со мной»
Каждый маленький японец мечтает о том, чтобы его лучшим другом был присланный из будущего робот-кот. Странная мечта? Ничего странного. Просто японцы очень любят комиксы и мультфильмы из цикла «Дораэмон», в котором незадачливый школьник получает робота в подарок от своего далекого потомка. Тот надеется, что механический друг поможет парню наладить свою жизнь и это отразится на всех последующих поколениях семьи. В 2014 году история Дораэмона и его владельца была пересказана с самого начала в формате 3D-мультфильма. Лента пользовалась большим успехом, и в национальном прокате 2014 года ее обошли лишь две картины – западный хит «Холодное сердце» и японская военная драма «Вечный ноль».
202 миллиона долларов
Кадр из мультфильма «Рыбка Поньо на утесе»
Из всех фильмов Хаяо Миядзаки его десятая лента «Рыбка Поньо на утесе» – самое «детское» полотно мэтра, рассказывающее о ребятах дошкольного возраста (по российским меркам). Мультфильм вдохновлен «Русалочкой» Андерсена, но это куда более счастливое полотно, чем знаменитая сказка. Лента рассказывает о дружбе маленького мальчика и маленькой русалочки, которая может превращаться в девочку. В создании голливудского дубляжа «Рыбки» участвовали Лиам Нисон, Мэтт Деймон, Кейт Бланшетт и Тина Фэй. Картина заработала в американском прокате 15 миллионов долларов. Прочие сборы ленты были в основном японскими.
235 миллионов долларов
Кадр из мультфильма «Ходячий замок»
Фэнтези-мультфильм Хаяо Миядзаки о волшебнике, который прячется от правителей своей страны, потому что не хочет участвовать в развязанной ими войне, основан на книге британской писательницы Дианы Уинн Джонс. Однако японский мэтр также вдохновлялся своими детскими воспоминаниями о Второй мировой войне и своим негодованием по поводу войны в Ираке. Он полагал, что картину плохо примут в США, и «Замок» действительно заработал в Америке всего 5 миллионов долларов. Однако это не помешало фильму стать одним из самых успешных национальных релизов в истории Японии.
289 миллионов долларов
Кадр из мультфильма «Унесенные призраками»
Самый коммерчески успешный и, возможно, самый лучший мультфильм Хаяо Миядзаки, «Унесенные призраками» не только поставил японский прокатный рекорд, но и удостоился «Оскара» в категории «лучший анимационный фильм» и «Золотого медведя» на кинофестивале в Берлине. Лента рассказала очаровательную сказку о маленькой девочке, которая попадает на курорт для японских духов и божеств. Миядзаки придумал «Унесенных призраками», чтобы японские девочки учились уму-разуму не только по романтическим комиксам, но и по историям о мужестве и упорном труде.
355 миллионов долларов
Кадр из мультфильма «Твое имя»
Главный японский хит прошлого года, «Твое имя» Макото Синкая побил множество национальных прокатных рекордов. Этот успех поразил всех, включая самого режиссера, чьи предыдущие ленты были куда менее прибыльными. Впрочем, Миядзаки тоже не сразу стал грести иены лопатой. Как и Синкай, он начинал с фильмов, которые привлекали лишь критиков и преданных поклонников анимации. Так что 44-летний постановщик идет по стопам мэтра, хотя и не любит, когда их сравнивают. «Твое имя» – это многогранная и мультижанровая романтическая история, которая начинается с того, что старшеклассник из Токио и старшеклассница из провинции внезапно начинают меняться телами и жить жизнью друг друга. Фильм отчасти вдохновлен воспоминаниями Синкая о его переезде в Токио из родного городка в горной префектуре Нагано. Сейчас «Твое имя» – самый кассовый японский фильм за всю историю проката.
Надеемся, вам понравилась наша подборка, а теперь вы можете отметить фильмы, которые смотрели, и рассказать об этом друзьям!