самолет в слободском история
Мягкой посадки
Автор «СК» · 24.10.2011 · 454
Представители городской власти озабочены состоянием объекта, который в последнее время стал представлять угрозу безопасности жителей города, особенно маленьких граждан. Речь идет о самолете, который был установлен летом 1983 года на углу улиц Советская и Железнодорожная вблизи остановки «Гастроном».
Нельзя ждать трагедии
АН-24 свое отстоял
«15-тонный АН-24 несет нешуточную угрозу для жизни, а вот страшного в его сносе ничего нет, — считает экс-заместитель главы администрации города Л.И. Чашников, в 1982-89 годах работавший председателем Слободского горсовета. — Это же не памятник, он не имеет в своей биографии никакой исторической или идейной подоплеки. В фюзеляже авиалайнера планировалось открыть детский кинотеатр, это была общая идея горкома партии и администрации города — нам хотелось создать в Слободском интересную «изюминку». А поскольку в Свердловске в аналогичном самолете сгорели дети, мы отказались от воплощения проекта, а АН-24 остался просто одним из интересных экспонатов на улицах города. Прошло почти 30 лет, за это время его никто не обследовал, не мыл, не укреплял. Реально, что под снеговой нагрузкой у него могут отпасть крылья. Надо признать — свое самолет отжил».
Как он к нам прилетел?
Выслушав мнение двух слободских чиновников: того, кто ставил самолет и кто намерен его убрать, — корреспонденты «СК» решили узнать точки зрения проходящих мимо слобожан. Судя по большинству ответов взрослых и подростков, они ничего не потеряют, если снесут самолет, тем более, что речь идет о безопасности людей. Варианты ответов маленьких детей были намного разнообразнее: например, поступило предложение установить вместо самолета корабль; прозвучал вопрос, сколько стоит самолет и можно ли перевезти его на свой двор. Один мальчуган с воодушевлением рассказал, как сильно нравился ему самолет, и будет жаль, если он его больше не увидит. А другой поинтересовался: как он к нам прилетел?
Этот вопрос стал поводом вспомнить историю летной биографии нашего АН-24 и его прибытия на слободскую землю. Напомним ее читателям. Самолет-«пенсионер» АН-24 с бортовым номером 46758 раньше трудился в Ижевском авиапредприятии, налетал 40 тысяч часов — возраст предельный для данной серии АНов. Совершил 29999 посадок, последняя, 30-тысячная, была проведена им в 15 часов 15 июля 1983 года на огромном поле между Ильинским и Рыбопитомником. Там обычно пасли совхозных коров, а для приема самолета укатали посадочную полосу, обозначенную белыми флагами и необходимыми знаками из белых полотнищ. Среди автомашин, выстроившихся вдоль полосы, находились оранжевый «уазик» с надписью «Руководитель полетов», машины «скорой помощи» и пожарной службы. Последний полет из аэропорта Победилово в Ильинское на АН-24 совершил экипаж Кировского авиапредприятия. Появившись в небе, АН-24 пронесся над полосой и ушел в сторону Белой Холуницы. Когда появился вновь, посадочным курсом зашел на полосу и вновь левым разворотом набрал высоту и скрылся — это была пристрелка. Только затем, после разрешения руководителя полетов, самолет благополучно приземлился на грунтовую полосу.
Операция «Самолет»
Дальнейшая уникальная транспортировка АН-24 по автомобильной трассе в Слободской тоже стала достоянием истории. Это было 13 августа, в субботу. Штаб операции «Самолет» возглавил секретарь горкома партии Г.В. Копылова. В ней приняли участие работники автоколонны 1215, МПМК, ДРСУ, ГАИ. У АН-24 сняли крылья — облегченный он весил 12 тонн, на тонну больше составляла масса мощного трактора-буксировщика К-700, которым управлял самый опытный механизатор ПМК-14 Г.А. Мерзляков. Вместе с ним в кабине трактора находились инженеры-механики Кировского авиапредприятия М.Н. Ванеев и А.Н. Шилов. Авиационные техники В.Б. Крестьянинов и Л.С. Рубцов координировали передвижение, находясь в кабине самолета. Радиосвязь между экипажами трактора и АН-24 осуществлялась с помощью бортового самолетного переговорного устройства.
Трудности буксировки теперь забылись, напомню только о мастерстве водителей. Дело в том, что ширина проезжей части дороги составляла 8 метров, а размах крыльев с отнятыми консолями — 9,4 метра. Как свидетельствует хронология, в 5.30 самолет выехал из Ильинского. Много сил и времени отнял мост через Вятку. В 13.00 АН-24 прибыл на место своей стоянки в Слободском, позднее его подняли на три опоры на высоту 2,5 метра над землей.
Эти давние события помогли вспомнить заместитель главы администрации Ильинского сельского поселения Е.А. Османова и директор МУП «Благоустройство» А.А. Копытов, а также публикация в газете «Ленинский путь». К сожалению, не удалось найти фотографии главного участника тех событий Г.А. Мерзлякова. Возможно, кто-то из читателей «СК» поможет нам в этом, а также выскажет свое мнение по поводу затронутой темы.
Н. Мокерова.
«Слободские куранты»
Как Ан-24Б попал в Слободской
В самолете Ан-24 в 1980-е годы планировали открыть детский кинотеатр, но пожарные не дали на это добро. Фото Н. Пихтин.
Задача была из разряда курьезных: посадить АН-24 среди поля между селом Ильинским и рыбхозом. Рассказывают, что поначалу полётное задание с маршрутом «Киров — Слободской» экипаж воспринял как розыгрыш: «В Слободском же нет аэродрома… и сегодня не первое апреля!»
История чудом доставленного в лишенный аэродрома Слободской самолета Ан-24Б, который стоит сейчас на постаменте напротив Троицкой церкви не нова. Но прозвучавший на повышевских чтениях доклад девятиклассницы слободского Лицея № 9 Екатерины Тихоновой добавил к истории несколько пикантных деталей.
Частично ее исследовательская работа опубликована в свежем номере издания «Скат-Инфо».
Идея установить в городе самолёт, чтобы создать в нём детский кинотеатр, принадлежит Копыловой Галине Петровне – второму секретарю горкома партии. На согласование с «Аэрофлотом» ушло около двух лет. Осталось подождать, в каком авиапредприятии Урала объявится самолёт-«пенсионер». Таким оказался АН-24 с бортовым номером 46758 из Ижевска. К этой поре он налетал 40 тысяч часов – предельный стаж для своей серии.
Пятеро на борту. Необычной была задача – посадить АН среди поля, потому и экипаж был необычным. В него вошли трое сотрудников Кировского авиапредприятия – первый пилот Герман Соломин, второй пилот Владимир Махнёв и бортмеханик Александр Огородников. Рассказывают, что поначалу полётное задание с маршрутом «Киров — Слободской» они приняли за розыгрыш:
– В Слободском же нет аэродрома… и сегодня не первое апреля!
Кировскую тройку усилили представители Государственного НИИ гражданской авиации – ведущий пилот-испытатель П. Мирошниченко и ведущий инженер-испытатель В. Переплётов.
Самолёт им предстояло посадить на просторах района, и не совсем уж рядом со Слободским: годное для приземления большое поле нашлось между Ильинским и Рыбопитомником. Здесь мелиораторы заранее укатали посадочную полосу длиной в полкилометра, которую в день прилёта обозначат белыми флагами и знаками из белых полотнищ.
Самолет в Слободском встречали как инопланетного гостя. Своего аэродрома здесь не было.
15 июля, 1983 год. Пастухи в этот день заблаговременно перегнали коров подальше от места приземления. В числе техники, которая выстроились вдоль посадочной полосы, были машины скорой помощи и пожарных.
Прилетевший АН сел не в одночасье: сначала пронёсся над полосой и ушёл в сторону Белой Холуницы. Затем вернулся и зашёл на полосу посадочным курсом – но выполнил на первый раз только имитацию посадки, после чего вновь левым разворотом набрал высоту и поднялся в небо. Так происходила «пристрелка» перед приземлением.
Лишь спустя месяц после приземления 13 августа 1983 года самолёт отбуксировали и установили в Слободском. В 5.30 процессия выдвинулась из Ильинского, и в 13.00 самолёт прибыл в Слободской к месту своей стоянки. В этой эпопее участвовали работники и техника нескольких организаций – автоколонны 1215 и МПМК, ДРСУ и ГАИ.
В Слободской самолет доставили по автодороге по частям: перед буксировкой у АНа сняли крылья, тем самым облегчив его с 15 тонн до 12.
В Слободской он добирался по частям: перед буксировкой у АНа сняли крылья, тем самым облегчив его с 15-и тонн до 12-и (таким способом самолёт примерно уравняли в весе с трактором-буксировщиком). Крылья погрузили на машину, а фюзеляж самолёта тросом тянул «Кировец». В его кабине, кроме водителя, ехали инженеры-механики по эксплуатации самолётов М. Ванеев и А. Шилов. В кабине самогу самолёта находились авиатехники В. Крестьянинов и П. Рубцов. В пути они общались по радиосвязи – с помощью бортового самолётного переговорного устройства.
Особенно сложным был переезд по мосту через Вятку. Вспоминают, что в результате на дороге возникла большая (по тем временам) пробка – однако же застрявшие в ней водители с пониманием отнеслись к ситуации.
Геннадий Мерзляков – водитель ПМК-14, который трактором «Кировец» буксировал самолёт от Ильинского до Слободского. У его вдовы Татьяны (жительницы Стулово) этот день и сегодня в памяти:
– Когда Гена тащил самолёт, была суббота. Я долго его ждала, тревожилась: ушёл рано утром, а вернулся в десятом часу вечера, весь на эмоциях. Спрашиваю: «Почему так долго?» Отвечает: «Что, не знаешь, какие дороги в Слободском? Трасса оказалась уже, чем расстояние между колёсами самолета. Перевернись он – мой «Кировец» тоже бы лёг, они ведь по весу одинаковые». У него даже седые волосы на голове после этого появились.
Место для установки АНа выбрали такое, чтобы он стал частью большой зоны отдыха. Ведь в городском саду, через дорогу, тогда работали аттракционы – колесо обозрения и карусели (легко ли это представить рождённым в XXI веке?)
В начале 80-х место его будущей стоянки покрывал кустарник. Кусты убрали и установили 2,5-метровые постаменты, изготовленные заводом ЖБИ. Оставалось поднять на них самолёт и вернуть на место снятые крылья. Это сделали авиамеханики всё того же кировского аэропорта «Победилово», – с помощью трёх мощных кранов.
Не всё задуманное сбылось: пожарные в итоге запретили устраивать в самолёте детский кинотеатр. Дело в том, что в других городах Советского Союза в подобных кинотеатрах произошло два пожара.
Но даже пустующий самолёт по-своему изменил городские реалии: раньше про этот квартал говорили «у кладбища». (Где встретимся? – Да давай у кладбища). Теперь в обиход вошло более весёлое «у самолёта».
АН-24Б в городе Слободском Кировской области
История установки самолёта описывалась неоднократно, например, в газете «Слободские куранты»:
Далее в тексте используются цитаты из этой статьи.
«Самолет-«пенсионер» АН-24 с бортовым номером 46758 раньше трудился в Ижевском авиапредприятии, налетал 40 тысяч часов — возраст предельный для данной серии АНов. Совершил 29999 посадок, последняя, 30-тысячная, была проведена им в 15 часов 15 июля 1983 года на огромном поле между Ильинским и Рыбопитомником. Там обычно пасли совхозных коров, а для приема самолета укатали посадочную полосу, обозначенную белыми флагами и необходимыми знаками из белых полотнищ… Последний полет из аэропорта Победилово в Ильинское на АН-24 совершил экипаж Кировского авиапредприятия.»
«Дальнейшая уникальная транспортировка АН-24 по автомобильной трассе в Слободской тоже стала достоянием истории. Это было 13 августа, в субботу… У АН-24 сняли крылья — облегченный он весил 12 тонн, на тонну больше составляла масса мощного трактора-буксировщика К-700, которым управлял самый опытный механизатор ПМК-14 Г.А. Мерзляков. Вместе с ним в кабине трактора находились инженеры-механики Кировского авиапредприятия М.Н. Ванеев и А.Н. Шилов. Авиационные техники В.Б. Крестьянинов и Л.С. Рубцов координировали передвижение, находясь в кабине самолета. Радиосвязь между экипажами трактора и АН-24 осуществлялась с помощью бортового самолетного переговорного устройства.
Трудности буксировки теперь забылись, напомню только о мастерстве водителей. Дело в том, что ширина проезжей части дороги составляла 8 метров, а размах крыльев с отнятыми консолями — 9,4 метра. Как свидетельствует хронология, в 5.30 самолет выехал из Ильинского. Много сил и времени отнял мост через Вятку. В 13.00 АН-24 прибыл на место своей стоянки в Слободском, позднее его подняли на три опоры на высоту 2,5 метра над землей.»
Найденная в сети фотография буксировки самолёта:
Ещё одна статья про историю самолёта:
В 2011 году местные чиновники решили попилить самолёт на металлолом. Не удивлены? Я тоже…
Но большой общественный резонанс всё же заставил подключить к делу экспертов Кировского авиапредприятия и аргумент «тонны проржавевшего металла вот-вот упадут несчастным горожанам на головы… (лучше эти тонны продать)» был отвергнут. Решение о сохранении самолёта на тот момент было принято, надолго ли – пока неизвестно.
Летом 2017 г. памятник был очищен от наслоений пыли и грязи. Предыдущие фотографии были сделаны после очистки.
Но так как по периметру площадка со временем заросла деревьями, и сфотографировать общий план кое-как можно только в период отсутствия листьев, приведу несколько своих кадров более раннего периода, до «промывки» памятника.
Слободской: ожидание/реальность. Часть вторая
Ещё пять легенд о городе и новый «СвойМаршрут» в нашем блоге о приятных и познавательных путешествиях.
Второй маршрут по Слободскому будет автобусный. Поэтому мы посетим окраины города. Там много интересностей, как исторических, так и современных.
Доехать до Слободского на автобусе легко. В будние дни он ходит от автовокзала с интервалами примерно в 15 минут, а в выходные – 20 минут. Билет стоит 117 рублей. Время в пути – примерно 55 минут.
В прошлой публикации блога мы обсуждали несколько любопытных легенд Слободского и искали им подтверждения. Вспомним ещё пять и попробуем убедиться в их достоверности.
Из-за слободского самолёта поседел местный житель.
В Слободском жила последняя любовь Сергея Есенина.
Пивоваренный завод «врос» в берег Вятки.
В слободском Биг-Бене что-то спрятано.
Слобожане отмечают второй день свадьбы в музее.
Фото слободского фатографа Александра Голышева.
Начнём осмотр достопримечательностей с конечной остановки автобуса. Там нас встречает самолет АН-24. В 1980-е годы у руководства города была идея фикс – установить в Слободском самолёт и устроить там детский кинотеатр по примеру Кирова.
Самолёт нашли в Ижевске, вот только в Слободском никогда не было аэродрома. Как посадить машину? Нашли подходящее поле между селом Ильинским и Рыбопитомником. Это примерно в двадцати километрах от Слободского. Укатали посадочную полосу, обозначили её белыми флагами и посадили самолет. Потом его по частям доставили в Слободской и установили на постамент на улице Советской.
Итак, легенда №1: из-за слободского самолёта поседел местный житель.
Слобожане вспоминают, что тракторист, который вёз самолёт в город, после этого поседел. Ан-24 был по весу равен его трактору, дорога узкая, машина могла перевернуться. Водитель сильно переживал, и седина не заставила себя ждать. Во всяком случае, об этом рассказывает жена тракториста.
В 2011 году Слободской чуть было не потерял эту достопримечательность. Её хотели списать на металлолом. Но глава города Евгений Рычков отстоял самолёт. Приехал специалист и сделал заключение, что машина не развалится в ближайшие несколько десятилетий. Мэр Рычков хотел привлечь инвесторов, чтобы в самолёте организовали что-то вроде кинотеатра, но предпринимателей этот объект не заинтересовал. Самолёт стоит по сей день пустой.
Рядом с самолётом есть примечательный памятник Ленину. Его установили к столетию вождя. Теперь это немое напоминание о советских временах. Я с большим почтением отношусь к этой достопримечательности, потому как это тоже история нашей страны.
Напротив объектов советской эпохи раскинулось старое городское кладбище. Это своего рода Мекка для готов и просто любителей погулять в таких местах. Старинные памятники из опоки за оградой, монументы, установленные богатыми слободскими купцами и, естественно, помпезные памятники лихих 90-х. Здесь есть удивительная часовня-ротонда Иоанна Предтечи. Она построена по проекту губернского архитектора Ивана Соловкина в 1858 году всего за один летний сезон.
Кладбище и Троицкая кладбищенская церковь при нём появились в конце XVIII века. Тогда Екатерина II велела устраивать кладбища за 213 метров от последнего жилого дома в городе. Сейчас город уже давно перешагнул через кладбище и нарушил все екатерининские указы.
Дальше по улице Советской в южную сторону нас встречает Дом культуры. Здание типовое, а история, связанная с ним, достойна написания фолианта. Подробнее об этом – в рассказе о второй легенде.
А вот и легенда №2: в Слободском жила последняя любовь Сергея Есенина.
В гримёрке этого очага культуры жила актриса Августа Миклашевская. Она прибыла с эвакуированным театром и играла на слободской сцене. Миклашевская действительно была последней любовью Сергея Есенина. Об этом написано во многих биографических книгах. Подробнее об их отношениях можно узнать в книге Н. Богдановой «Сергей Есенин. Женщины и друзья».
«Дурная» слава о поэте в те времена была известна всем, а вот сама Августа Леонидовна была не столь популярна. Я так и представляю, как прогуливалась по Слободскому эта высокая худощавая женщина, проходила мимо часовни до главной площади по улице Советской. Никто из местных жителей не догадывался, что Есенин посвятил ей свои самые чувственные и нежные стихи.
Легенду подтвердил директор краеведческого музея Сергей Бушмакин.
Следом на берегу реки Вятки, чуть левее нашего маршрута, построено здание завода купцов Александровых. Замечательные жестяные паруса на трубах видно издалека.
Настало время легенды №3: пивоваренный завод «врос» в берег Вятки.
Легенда не совсем подтвердилась. Тут уместнее сказать, что завод не врос, а был так спроектирован изначально. Одна стена была встроена в обрыв. Завод на тот момент стоял у самой воды, чтобы облегчить процесс пивоварения. Наследие слободских купцов работало и в советские времена.
Один из купцов Александровых уехал в Казань, где основал свой пивоваренный завод. Этот завод до сих пор существует. «Красный Восток», помните? На его территории установлен памятник вятскому купцу.
Так завод выглядит с берега Вятки сейчас. Удачный ракурс поймать трудно, всё заросло деревьями.
Свято-Духовской храм – украшение промышленной зоны города. Построен в 1865 году. В советские времена там был склад фабрики «Белка». Знаменитости, которые с концертами приезжали в Киров, отоваривались здесь мехами.
Дальше от центра – ближе к предприятиям города. Фабрика «Белка» и за ней фанерный комбинат «Красный якорь» до сих пор работают, а некоторые даже процветают. Чтобы украсить город и показать свою перспективность, «Красный якорь» подарил Слободскому на пятисотлетие фонтан. Он установлен на главной площади.
Возвращаемся обратно по улице Советской ближе к центру. Привлекательный особняк купца Ксенофонта Анфилатова по адресу Ленина, 61 теперь занимает краеведческий музей. Слобожане привыкли, что городской музей находился в храме на главной площади. Сейчас высказывают недовольство переездом. Я не соглашусь, разместить музей в анфилатовском особняке уместнее.
Экспонаты приводят в порядок, «раскладывают по полочкам». Уже работает несколько экспозиций. Музей можно посетить с 9:00 до 17:00 ежедневно, кроме воскресенья и понедельника.
Директор музея Сергей Бушмакин рассказал нам, что на родине Александра Грина в Слободском почти ничего не осталось в память о великом писателе, разве что Никольский храм. Церковь была построена на рубеже XIX–XX веклв прославленным вятским архитектором Иваном Чарушиным. Сейчас храм восстанавливают.
Именно здесь крестили будущего писателя. Но только не в храме, а в деревянной церкви, которая находилась на этом месте. Хотя гостям города эту церковь так и преподносят – место крещения Саши Гриневского (Грина).
От церкви свернём налево и попадём на территорию Христорождественского женского монастыря. Он занимает целый городской квартал и сейчас активно восстанавливается. Его история достойна отдельной публикации. Это целый комплекс исторических зданий с удивительной архитектурой. Монастырь непременно стоит посетить.
Любопытный факт. В женском монастыре какое-то время жил маршал Георгий Жуков. Об этом гласит памятная доска на здании.
В зданиях на территории монастыря работал свечной заводик, располагались иконописная мастерская и мастерская по вышивке золотом по атласу.
Отсюда мимо музея Яниса Райниса мы отправимся в северную часть города.
Там находился мужской Крестовоздвиженский монастырь. Сейчас он не действует, на этой территории работает училище. Однако кое-что от монастыря осталось. Глава города Евгений Рычков рассказал, как восстанавливали кованые ворота. Если подойти к ним ближе, то видно старинную неровную ковку и работу современных мастеров. С помощью лазера они аккуратно вырезали исконный узор.
На территории монастыря есть ещё одна современная достопримечательность – Царь-колокол слободского масштаба. Это подарок городу от Слободского машиностроительного завода. Два перспективных предприятия решили перещеголять друг друга: одно установило в городе фонтан, другое – памятный колокол. Почему колокол? Дело в том, что прародителем машиностроительного завода в Слободском стал колокололитейный завод Никиты Бакулева.
От мужского монастыря отправимся к машиностроительному заводу. Там совсем недавно появилась любопытная «изюминка».
Легенда №4 гласит: в слободском Биг-Бене что-то спрятано.
Стопроцентная правда! Руководители предприятия, похоже, с чувством юмора. Они долго думали, куда спрятать камеру видеонаблюдения и решили выстроить слободской Биг-Бен. Это реальная копия лондонской достопримечательности в масштабе один к трём.
В нескольких километрах от Слободского в южную сторону есть музей-усадьба академика Бакулева, известного врача-хирурга и учёного. Он родился в деревне под Слободским. В 1991 году в его честь в усадьбе был открыт музей.
Легенда №5: слобожане отмечают второй день свадьбы в музее.
Легенду подтвердил глава города. Слободские молодожёны облюбовали музей-усадьбу за то, что здесь очень уютно. Крестьянский быт, чистый воздух, природа. Поэтому свадебные празднования на второй день плавно перемещаются в музей.
Полезная информация для всех путешественников.
Где поесть и какие гостинцы прикупить, я писала в прошлом материале. Продажа сувениров в Слободском не слишком развита, но найти милые магнитики всё же можно. В бывшем Гостином дворе с современной надписью «Космос» есть сувенирная лавка.
Кроме описанных маршрутов, я прогулялась по Набережной, прошлась от ротонды к ротонде, посетила Алый парус на берегу Вятки. Кстати, мэр Слободского обещал, что парус покрасят к дням романтики.
Обратите внимание на карту. Здесь обозначены все пять легенд, которым я нашла подтверждение, либо опровергла во время путешествия.
О Слободском можно рассказывать много и долго. Прошу тебя, читатель, добавлять свои путевые заметки об этом городе в комментариях. Может быть, я прошла мимо чего-то удивительного?