самолет ту 104 история

Ту-104 – пассажирский бомбардировщик

Первый советский реактивный лайнер Ту-104 был создан в середине 50-х годов на основе дальнего бомбардировщика Ту-16. Использование готовой армейской машины позволило сократить сроки создания нового самолета. При этом пассажирский самолет имел массу недостатков, полностью устранить которые так и не удалось.

Основной причиной прекращения производства как раз и стали недоработки конструкции. Производили самолет с 1956 до 1960 года. Несмотря на малый срок выпуска, в конце 50-х и начале 60-х годов лайнер Ту-104 считался самым лучшим пассажирским самолетом в СССР.

История создания

Возможность создания пассажирской машины рассматривалась в КБ Туполева с самого начала разработки Ту-16. Чертежи будущего Ту-104 прорабатывались с 1952 года, то есть за два года до выхода постановления Совета Министров СССР о создании реактивного лайнера.

самолет ту 104 история. Смотреть фото самолет ту 104 история. Смотреть картинку самолет ту 104 история. Картинка про самолет ту 104 история. Фото самолет ту 104 история

Первый полет состоялся летом 1955 года, а уже осенью стартовало серийное производство машин. Регулярная эксплуатация самолета на линиях началась в 1956 году.

На протяжении двух лет машина являлась единственным пассажирским лайнером с турбореактивной силовой установкой.

Лайнер производились на авиационных заводах в Харькове, Казани и Омске. Всего построили 201 экземпляр.

Конструкция

Ту-104 позаимствовал от бомбардировщика компоновку кабины пилотов, конструкцию крыла и хвостового оперения. Шасси состоит из носовой поворотной стойки и основных стоек, оснащенных двумя парами колес. Основные стойки убираются в отдельные гондолы, расположенные на крыле.

Для пассажирского лайнера Ту-104 был создан оригинальный фюзеляж с увеличенным диаметром, который позволял разместить несколько рядов пассажирских сидений. Диаметр фюзеляжа в центральной части составляет 3500 мм.

Установка сидений и боковых иллюминаторов потребовала перемещения крыла на нижнюю часть фюзеляжа. Фюзеляж разбит переборками на три секции – для экипажа, пассажиров и хвостовую, применявшуюся для перевозки багажа. Пассажирский салон разделялся на две части. В передней части располагались пассажиры 1-го класса, за ними был основной салон туристского класса.

В боковой части фюзеляжа выполнены круглые иллюминаторы, причем часть из них смещена вверх.

Эти иллюминаторы установлены в служебных помещениях и санузлах. Пассажирская кабина оснащена системой наддува, позволяющей удерживать нормальное давление до высоты 2500 м. При дальнейшем наборе высоты давление постепенно падало, на высоте 10000 м оно соответствовало значению давления при полете на 2500 м.

Запас топлива расположен в мягких крыльевых баках. На ранних самолетах Ту-104 имелся дополнительный бак, установленный в хвостовой части фюзеляжа. На поздних модификациях он не применялся. Каждый крыльевой бак имел индивидуальную горловину и заправлялся отдельно. Фюзеляжный бак заполнялся перекачкой топлива электронасосом из крыльевых баков.

самолет ту 104 история. Смотреть фото самолет ту 104 история. Смотреть картинку самолет ту 104 история. Картинка про самолет ту 104 история. Фото самолет ту 104 история

Самолет Ту-104 оснащался турбореактивными двигателями АМ-3, созданными в КБ Микулина. Для запуска двигателя использовался бензиновый стартер, для которого имелась отдельная топливная система. Двигатели не имели реверса тяги, поэтому для сокращения пробега на самолете применялся вытяжной тормозной парашют.

Модификации

Самолет послужил основой для большого числа серийных и опытных модификаций. Ниже перечислены некоторые варианты, выпускавшиеся серийно.

Авиационные происшествия

В ходе эксплуатации самолетов Ту-104 в катастрофах и авариях потеряно 37 машин, что составляет 18% от числа введенных в эксплуатацию. По этому критерию самолет считается самым неудачным пассажирским лайнером в СССР. Многочисленные происшествия стали основной причиной снятия машин с эксплуатации. Гражданские самолеты прекратили использоваться с 1979 года, после падения борта 42444 в районе аэродрома Внуково.

самолет ту 104 история. Смотреть фото самолет ту 104 история. Смотреть картинку самолет ту 104 история. Картинка про самолет ту 104 история. Фото самолет ту 104 история

Армейские Ту-104 применялись еще два года, пока не произошла катастрофа с участием борта 42332. Самолет рухнул на землю вскоре после взлета из города Пушкин. В катастрофе погиб весь командный состав Тихоокеанского флота во главе с адмиралом Э.Н. Спиридоновым.

Тактико-технические характеристики

ПараметрТу-104Ту-104АТу-104БТу-104В
Число мест5070100
Взлетный вес, кг74 50076 000
Вес пустого, кг42 08041 60042 50041 750
Длина фюзеляжа, м38,8540,0638,85
Размах крыла, м34,54
Высота, м11,9
Объем багажного отсека, м³15,9132811
Скорость полета в крейсерском режиме, км/ч750-800
Скорость полета в «болтанку» при весе 70 т, км/ч540
Скорость полета в «болтанку» при весе 60 т, км/ч500
Дистанция разбега, м19702200
Дистанция пробега, без парашюта и с парашютом, м1600 и 12001850 и 1450

След в истории авиации

Самолеты Ту-104 по своим характеристикам разительно отличались от машин с поршневыми или турбовинтовыми силовыми установками. Для взлета и посадки требовались полосы увеличенной длины с улучшенным покрытием.

самолет ту 104 история. Смотреть фото самолет ту 104 история. Смотреть картинку самолет ту 104 история. Картинка про самолет ту 104 история. Фото самолет ту 104 история

Обслуживание самолетов осуществлялось при помощи аэродромной техники, ранее не применявшейся. Эксплуатация Ту-104 стала основой для дальнейшего развития пассажирских авиаперевозок в СССР.

Ту-104 эксплуатировался двумя компаниями – советским «Аэрофлотом» и национальным авиаперевозчиком Чехословакии (шесть машин).

Из-за особенностей конструкции безопасность полетов зависела от профессионализма и опыта экипажа.

Последний раз легендарный самолет Ту-104 поднялся в небо поздней осенью 1986 года. Борт взлетел с аэродрома на Кольском полуострове и перелетел в Ульяновск, где стал экспонатом музея гражданской авиации.

Видео

Источник

Бешеная птица: почему советские лётчики ненавидели самолёт Ту-104 и считали машину «проклятой»

История эксплуатации одного из самых ожидаемых советских самолётов сопровождалась постоянными происшествиями. В авариях с машинами этого типа погибло больше тысячи пассажиров, а ключевые недоработки в конструкции так и не были исправлены.

Фото © ТАСС / Борис Вдовенко

самолет ту 104 история. Смотреть фото самолет ту 104 история. Смотреть картинку самолет ту 104 история. Картинка про самолет ту 104 история. Фото самолет ту 104 история

Ту-104 стал одним из самых долгожданных самолётов послевоенного времени. Машина впервые поднялась в небо всего через десять лет после того, как над зданием Рейхстага водрузили Знамя Победы, и стала символом возрождения отечественной промышленности. Мудрить с разработкой машины не стали: за основу гражданской машины «туполевцы» взяли реактивный бомбардировщик Ту-16. В строевых частях «две восьмёрки» пользовались дурной славой: лётчики не любили эту машину и откровенно побаивались. Наследственные болезни от Ту-16 передались и гражданскому «отпрыску» — подготовка лётчиков для Ту-104 требовала большого количества времени, а самолёт за способность внезапно «отбирать управление» прозвали «бешеной птицей».

Младший «Зверобой»: как «молотилки Сталина» истребили немецкие «тигры» и «пантеры»

За четыре года подготовки разработчикам удалось побороть основные недостатки машины. Систему управления доработали, электрика получила резервный контур, а гидравлика управлялась понятными кнопками и рычагами. В 1959 году Ту-104Б начал активно летать, но практически каждый полёт в буквальном смысле слова прибавлял седых волос не только лётчикам, но и наземным службам. Главной проблемой «сто четвёртых» была несовершенная конструкция: оказалось, что заимствовать крыло, шасси и другие элементы у военной машины не слишком удачная идея. Основная сложность крылась в том, что, как и прародитель, Ту-104 садился на ВПП с более высокой скоростью, чем допускалось: вместо расчётных 225 километров в час экипаж заходил на посадку со скоростью примерно 300 километров в час. По этой причине Ту-104 регулярно выезжали за пределы взлётно-посадочной полосы. В управлении гражданской авиации считали, что вся проблема — в лётчиках: дескать, машина слишком сложная, а лётный состав не может в ней быстро и детально разобраться.

Самолёт, нырнувший в озеро

самолет ту 104 история. Смотреть фото самолет ту 104 история. Смотреть картинку самолет ту 104 история. Картинка про самолет ту 104 история. Фото самолет ту 104 история

Причина нервного поведения нашлась довольно быстро. Из-за слабой механизации крыла, склонной к заклиниванию, для Ту-104 разработали специальную схему посадки, с помощью которой лётчики должны были гасить скорость. Считалось, что на этом проблемы самолёта решены. Но днём 16 марта 1961 года произошла авиакатастрофа, которая навсегда закрепила за Ту-104 прозвище «самолёт-убийца» и фактически стала отправной точкой к постепенному отказу от машин этого типа. В 13:08 лётчики вывели самолёт после промежуточной посадки в аэропорту Кольцово. Ещё через минуту диспетчер дал добро на взлёт, и огромная машина начала разбег по ВПП. В 13:09 самолёт оторвался от земли и начал набирать высоту. Ещё через минуту раздался громкий хлопок, а фюзеляж начал сильно вибрировать. Командир воздушного судна быстро понял: отказал один из двигателей. Правда, определить, какой двигатель вышел из строя, экипаж не смог — датчики, по которым можно было считать показания, не отличались надёжностью и просто не сработали.

Атака века: как советские морские волки затопили корабль с четырьмя тысячами нацистов

Определять отказавший мотор решили на глазок — с помощью поочерёдного отключения правого и левого двигателей. Данных о выходе из строя правого не было, поэтому командир судна начал сбрасывать обороты на левом — единственном работавшем. Авиационный инженер, бывший член Госавианадзора СССР Арсен Варданян отмечает: в тот момент машина фактически зависла в воздухе и ещё через секунду начала камнем падать вниз.

Командир Ту-104 попробовал снизить обороты левого двигателя и случайно завёл ручку управления двигателем в положение «выключено», то есть отключил единственный работающий двигатель. Самолёт моментально начал терять высоту и падать. Это секунды времени, на такое среагировать даже полноценно нельзя, поскольку всё слишком стремительно происходит

Авиационный инженер, бывший член Госавианадзора СССР

самолет ту 104 история. Смотреть фото самолет ту 104 история. Смотреть картинку самолет ту 104 история. Картинка про самолет ту 104 история. Фото самолет ту 104 история

Фото © ТАСС / Борис Корзин

Как часто бывало на заре реактивной авиации, слава Ту-104 побежала впереди самолёта. Лётчики отказывались на нём летать, а производители уверяли, что все дефекты конструкции давно устранены и дело исключительно в навыках пилотирования. В 1956 году Ту-104 стал сенсацией авиасалона в Фарнборо и единственным в мире на тот момент реактивным пассажирским авиалайнером. Но всё оставшееся время машина наводила ужас на лётный состав отечественных авиакомпаний и ведомств. Уже в 1960 году его производство было прекращено, однако уже выпущенные машины продолжали эксплуатироваться ещё почти 20 лет. Из 200 построенных самолётов разбились 37 (высокий показатель для гражданской авиации) — в общей сложности в этих катастрофах погибло 1137 человек.

«Советский мул» и «летающий гроб»: почему самолёт Ан-8 любили и смертельно боялись одновременно

Ту-104 считается одним из самых противоречивых самолётов в истории советской авиации, а количество погибших в каждой авиакатастрофе почти всегда превышало 50 человек. С 1958 по 1981 год из-за неисправностей систем управления и дефектов конструкции было потеряно не менее девяти авиалайнеров. Среди самых страшных авиакатастроф Ту-104 выделяют пять происшествий.

Источник

Ту-104: история трагедии

самолет ту 104 история. Смотреть фото самолет ту 104 история. Смотреть картинку самолет ту 104 история. Картинка про самолет ту 104 история. Фото самолет ту 104 история

Более полувека назад начались первые летные испытания первого реактивного пассажирского отечественного самолета Ту-104. Его создание стало важным этапом в развитии мировой авиации.

Успешное использование реактивных самолетов в военно-воздушных силах позволило решить проблему внедрения таких же машин в гражданской авиации. Первые самолеты подобного типа появились в 1949 году в Великобритании. После нескольких лет испытаний самолет поступил в серийное производство. Однако большое количество катастроф в 50-х годах заставило снять машину с эксплуатации. Конструкторам потребовалось четыре года, чтобы устранить все неполадки, после чего на авиалинии вернулся практически заново созданный самолет.

В то время как английская «Комета» находилась в процессе доработки, у Советского Союза появился отличный шанс стать первым в мире государством, обладающим реактивным пассажирским самолетом.

Разработки его были начаты в 1954 году. Основой пассажирского самолета послужил бомбардировщик Ту-16. Подобное решение было призвано сэкономить время на разработку конструкции. Первый самолет Ту-104 совершил полет в начале ноября 1955 года. Таким образом, на разработку ушло совсем немного времени. Во время этого полета не обошлось без проблем: в процессе полета самолет неожиданно подбрасывало вверх, после чего на некоторое время терялось управление машиной. Такое состояние летчики назвали «подхватом». Причину подобного явления определить не удалось. Несмотря на это, эксплуатация самолета была продолжена, а испытания не прекращались.

Самолет Ту-104 настолько пришелся по душе Н.Хрущеву, что он даже решил лететь на нем в Великобританию в 1956 году. Поскольку проблемы с самолетом разрешить не удалось, его удалось уговорить отказаться от подобного полета. Но нужно же было продемонстрировать миру успехи советского самолетостроения. Поэтому, по приказу Хрущева, Ту-104 пригнали в британскую столицу.

Появившись в Лондоне, первый советский реактивный самолет произвел впечатление разорвавшейся бомбы. На следующий день туда же прибыл еще один такой же самолет. Британцы заявили, что русские просто перекрашивают номера на своем единственном самолете. Подобные заявления очень не понравились главному конструктору А.Туполеву, поэтому он приказал пригнать в Лондон одновременно три самолета Ту-104. Это был поистине триумф Советского Союза, ведь ни одно в мире государство не имело пассажирских реактивных авиалайнеров.

Но, как показало дальнейшее развитие событий, проблемы с «подхватом» решены не были. В августе 1958 года самолет Ту-104, потеряв управление, разбился, в результате чего погибло 64 человека. Конструктор Туполев всячески отрицал, что существуют какие бы то ни было проблемы, а катастрофа произошла по вине экипажа. Существует версия, что самолету просто не хватило топлива. Но через некоторое время и второй Ту-104 потерпел аварию, войдя в штопор и врезавшись в землю. А еще через два месяца – точно такая же ситуация сложилась под Канашем. В тот роковой день самолет выполнял полет Пекин-Москва. Высота полета составляла 12 километров. Неожиданно самолет резко подбросило вверх, причем с такой силой, что такая огромная махина взлетела вверх на два километра!

Командир экипажа Гарольд Кузнецов и второй пилот Антон Артемьев пытались выровнять самолет, до упора принимая штурвал на себя. Но это не помогло. Потом самолет резко пошел вниз, не слушаясь управления. Таким образом, самолет вошел в крутое неуправляемое пике. На сверхзвуковой скорости, практически вертикально, самолет несся к земле.

По результатам работы государственной комиссии, авария длилась не больше двух минут. Командир сразу же понял, что гибель неминуема, поэтому еще с 13-километровой высоты начал передавать на землю информацию о происходящем. Связь работала почти до самого момента столкновения с землей. Последние слова командира были: «Прощайте. Погибаем».

Переданная Кузнецовым информация имела большую ценность, поскольку все предыдущие происшествия так и остались неразгаданными. Ни одно из расследований, проводимых специалистами Главного управления ГВФ, ВВС, Государственного НИИ, а также самого КБ Туполева не смогло пролить свет на то, что же произошло на самом деле. Было выдвинуто множество предположений: техническая неисправность, дефекты в конструкции, плохие погодные условия, ошибки экипажа. Все шишки, конечно же, падали на головы пилотов, поскольку в технических характеристиках самолетов никто не сомневался. Но переданные Кузнецовым сведения расставили точки над «І». Из полученной информации комиссия сделала вывод о том, что лайнер попал в огромный восходящий воздушный поток. Никто из конструкторов даже предположить не мог, что подобное возможно на высоте более 9 километров, поскольку простые поршневые машины могли подниматься на гораздо меньшую высоту. Поэтому такое явление, как турбулентность, считалось мелочью. Пока не произошла трагедия…

Экипаж Кузнецова попал в самый центр вертикального потока воздуха. Позже, в процессе воспроизведения полета, конструкторам удалось определить его параметры: ширина воздушного потока составила около 2 километров, длина – около 13, толщина – примерно 6 километров. При этом скорость его приближалась к 300 километрам в час.

Необходимо было срочно найти способ борьбы с таким опасным явлением природы. В результате предельная высота полета была снижена, проведена модернизация самой конструкции, разработаны новые приемы центровки машин, но все-таки полностью проблему так и не решили. Высокая аварийность оставалась на том же уровне, но что было причиной – то ли ошибки в проектировании, то ли неготовность пилотов – было трудно определить.

Неудивительно, что самолет приобрел нехорошую славу. В 1960 году лайнер Ту-104 был снят с производства, а его место на время заняли турбовинтовые лайнеры Ил-18. А поскольку для разгона Ту-104 необходима была длинная полоса, то и использовался он на внутренних рейсах не часто.

Возникла необходимость создания новых пассажирских самолетов. Туполев решил не отступать с намеченного пути. В результате была создана первая модификация Ту-104 – Ту-124, который также отличался высокой аварийностью. Поэтому был создан еще один вариант – Ту-134. Этот самолет был более удачным, поэтому с начала эксплуатации в 1967 году он до сих пор совершает рейсы на внутренних авиалиниях. И только в 1972 году появился первый реактивный лайнер Ту-154, который не был переделан из военной машины, а изначально проектировался как пассажирский. Это один их любимых самолетов отечественных опытных летчиков.

Последние лайнеры Ту-104 пропали с регулярных рейсов лишь в 1979 году, но еще некоторое время использовались для тренировок летчиков морских истребителей, в качестве штабного самолета, летающей лаборатории. Окончательно полеты Ту-104 прекратились только после того, как недалеко от Ленинграда разбился один из самолетов, в результате чего погибло 52 человека.

Подобный горький опыт заставил отечественных конструкторов продумать новые аэродинамические формы, которые смогли бы противостоять потокам воздуха.

Источник

История первого советского реактивного пассажирского самолета Ту-104

В июне 1955 года с подмосковного аэродрома в Жуковском поднялся в воздух опытный самолет «104» разработки КБ Туполева. Начались заводские испытания машины, которая к осени того же года превратится в реактивный авиалайнер Ту-104 — третий в мире, второй принятый в эксплуатацию и первый в СССР.

Сама тема «104-го» сдвинулась с мертвой точки только после смерти Сталина, хотя предложения о создании реактивного пассажирского флота неоднократно выдвигались и при нем. Но вождь с присущей ему экономностью и склонностью к многократным перестраховкам неумолимо «зарубал» такие идеи. Страна только-только преодолела послевоенную разруху и не могла позволить себе существенные «непрофильные» траты, а реактивная пассажирская авиация в начале 50‑х годов все-таки не была проблемой первой необходимости для советского народного хозяйства.

Среди студентов-железнодорожников распространена шутка: «Советские вагоны не предназначены для перевозки пассажиров, они для нее приспособлены». При создании первого советского реактивного лайнера КБ Туполева воспользовалось подобным принципом, но всерьез и грамотно. За основу был взят удачный бомбардировщик Ту-16 (самолет «104» даже одно время носил индекс Ту-16П — «пассажирский»), чтобы выгадать ресурсы и время на общей отработке конструкции.

самолет ту 104 история. Смотреть фото самолет ту 104 история. Смотреть картинку самолет ту 104 история. Картинка про самолет ту 104 история. Фото самолет ту 104 история

Облегчалась тем самым и задача подготовки летно-технических кадров, экономили и на наземном эксплуатационно-ремонтном оборудовании.

самолет ту 104 история. Смотреть фото самолет ту 104 история. Смотреть картинку самолет ту 104 история. Картинка про самолет ту 104 история. Фото самолет ту 104 историяВ качестве одного из аргументов в пользу создания такого самолета А.Н. Туполев приводил возможность полетов на большой высоте, «над погодой» — винтовая пассажирская авиация, имевшая небольшой потолок, немилосердно страдала от болтанки. Но именно там первый реактивный лайнер караулила новая, пока еще неизвестная опасность.

Когда речь заходит о пассажирском самолете, первое, что всерьез начинает беспокоить потенциальных пассажиров, — надежность. Кто в СССР не слышал черную песенку: «Ту-104 — самый быстрый самолет: за две минуты до могилы довезет»? При всей своей оскорбительности она в чем-то отражала суровую реальность. Самолет делался в спешке. Аварийность новой машины превышала разумные — по теперешним меркам — показатели. За всю историю эксплуатации серьезные аварии потерпели 37 машин — 18% от общего числа выпущенных. При этом нельзя не отметить, что «104‑й» вел себя в полете куда как приличнее, чем его английский конкурент «Комет» компании «Де Хэвилленд» (23% потерянных машин), который имел нездоровую привычку разваливаться в воздухе из-за усталостных нагрузок в небрежно спроектированном фюзеляже.

самолет ту 104 история. Смотреть фото самолет ту 104 история. Смотреть картинку самолет ту 104 история. Картинка про самолет ту 104 история. Фото самолет ту 104 историяПервый самолет Ту-104 совершил полет в начале ноября 1955 года. Таким образом, на разработку ушло совсем немного времени. Во время этого полета не обошлось без проблем: в процессе полета самолет неожиданно подбрасывало вверх, после чего на некоторое время терялось управление машиной. Такое состояние летчики назвали «подхватом». Причину подобного явления определить не удалось. Несмотря на это, эксплуатация самолета была продолжена, а испытания не прекращались.

Самолет Ту-104 настолько пришелся по душе Хрущеву, что он даже решил лететь на нем в Великобританию в 1956 году. Поскольку проблемы с самолетом разрешить не удалось, его удалось уговорить отказаться от подобного полета. Но нужно же было продемонстрировать миру успехи советского самолетостроения. Поэтому по приказу Хрущева Ту-104 пригнали в британскую столицу.

Прибытие советского авиалайнера, по отзывам британской прессы, произвело эффект, сравнимый с приземлением НЛО. На следующий день в Лондон прилетел второй экземпляр Ту-104, с другим номером. В британских газетах появилось сообщение, что это был один и тот же самолет, а «русские попы» «перекрашивают номера на своем опытном самолете». «Русские попы» — это русские пилоты, одетые во все черное. Главный конструктор А.Н. Туполев обиделся и, во–первых, приказал выделить средства пилотам, чтобы оделись во что–нибудь модное и не черное, а на следующий день — 25 марта 1956 года — прислать в Лондон сразу три Ту-104 одновременно, что и было исполнено.

Это был триумф Советского Союза — ведь на тот момент больше ни у одной страны мира действующих реактивных пассажирских авиалайнеров не было.

самолет ту 104 история. Смотреть фото самолет ту 104 история. Смотреть картинку самолет ту 104 история. Картинка про самолет ту 104 история. Фото самолет ту 104 историяПервый регулярный рейс Ту-104 совершил 15 сентября 1956 года. А в 1958 году началась черная полоса.

Как показало дальнейшее развитие событий, проблемы с «подхватом» решены не были. В августе 1958 года самолет Ту-104, потеряв управление, разбился, в результате чего погибло 64 человека. Конструктор Туполев всячески отрицал, что существуют какие бы то ни было проблемы, а катастрофа, по его словам, произошла по вине экипажа. Существует версия, что самолету просто не хватило топлива. Но через некоторое время и второй Ту-104 потерпел аварию, войдя в штопор и врезавшись в землю.

самолет ту 104 история. Смотреть фото самолет ту 104 история. Смотреть картинку самолет ту 104 история. Картинка про самолет ту 104 история. Фото самолет ту 104 историяА еще через два месяца точно такая же ситуация сложилась под Канашем.

7 октября 1958 года новый Ту-104А с бортовым номером CCCP-42362, управляемый экипажем опытнейшего летчика Гарольда Кузнецова, выполнял рейс Пекин — Омск — Москва. Высота полета составляла 12 километров. В салоне находились в основном иностранные граждане — делегация китайских и северокорейских комсомольских активистов.

Погода в Москве была плохая, на запасном аэродроме Горький — тоже, и после пролета Казани диспетчер приказал разворачиваться и следовать в пригодный для посадки Свердловск. Во время разворота на высоте 10 000 метров самолет, вероятнее всего, попал в зону сильной турбуленции и произошел «подхват» — самопроизвольное неконтролируемое экипажем увеличение угла тангажа. Неожиданно самолет резко подбросило вверх, причем с такой силой, что такая огромная махина взлетела вверх на два километра, ушел с эшелона вверх, потерял скорость, свалился на крыло и вошел в штопор.

В возникшей ситуации экипаж сделал все возможное для спасения самолета. Но нехватка хода руля высоты не позволила вывести машину из смертельного режима. Гарольд Кузнецов, зная о том, что, возможно, повторяется биробиджанская история, приказал бортрадисту транслировать его слова на землю.

Командир экипажа Гарольд Кузнецов и второй пилот Антон Артемьев пытались выровнять самолет, до упора принимая штурвал на себя. Но это не помогло. Потом самолет резко пошел вниз, не слушаясь управления. Таким образом, самолет вошел в крутое неуправляемое пике. На сверхзвуковой скорости, практически вертикально, самолет несся к земле.

самолет ту 104 история. Смотреть фото самолет ту 104 история. Смотреть картинку самолет ту 104 история. Картинка про самолет ту 104 история. Фото самолет ту 104 историяЗдесь экипаж совершил почти невозможное: командир Гарольд Кузнецов за две минуты падения с высоты 13 километров успел передать по радио особенности поведения машины. Связь работала почти до самого момента столкновения с землей. Последние слова командира были: «Прощайте. Погибаем».

Самолет упал в Вурнарском районе Чувашии, в нескольких десятках метров от полотна железной дороги Москва — Казань — Свердловск, недалеко от деревни Булатово. Погибло 65 пассажиров и 9 членов экипажа.

По результатам работы государственной комиссии, авария длилась не больше двух минут.

самолет ту 104 история. Смотреть фото самолет ту 104 история. Смотреть картинку самолет ту 104 история. Картинка про самолет ту 104 история. Фото самолет ту 104 историяПереданная Кузнецовым информация имела большую ценность, поскольку все предыдущие происшествия так и остались неразгаданными. Ни одно из расследований, проводимых специалистами Главного управления ГВФ, ВВС, Государственного НИИ, а также самого КБ Туполева не смогло пролить свет на то, что же произошло на самом деле. Было выдвинуто множество предположений: техническая неисправность, дефекты в конструкции, плохие погодные условия, ошибки экипажа.

Все шишки, конечно же, падали на головы пилотов, поскольку в технических характеристиках самолетов никто не сомневался. Но переданные Кузнецовым сведения расставили точки над «i». Из полученной информации комиссия сделала вывод о том, что лайнер попал в огромный восходящий воздушный поток. Никто из конструкторов даже предположить не мог, что подобное возможно на высоте более 9 километров, поскольку простые поршневые машины могли подниматься на гораздо меньшую высоту. Поэтому такое явление, как турбулентность, считалось мелочью. Пока не произошла трагедия.

самолет ту 104 история. Смотреть фото самолет ту 104 история. Смотреть картинку самолет ту 104 история. Картинка про самолет ту 104 история. Фото самолет ту 104 историяЭкипаж Кузнецова попал в самый центр вертикального потока воздуха. Позже, в процессе воспроизведения полета, конструкторам удалось определить его параметры: ширина воздушного потока составила около 2 километров, длина — около 13, толщина — примерно 6 километров. При этом скорость его приближалась к 300 километрам в час.

Необходимо было срочно найти способ борьбы с таким опасным явлением природы. В результате предельная высота полета была снижена, проведена модернизация самой конструкции, разработаны новые приемы центровки машин, но все-таки полностью проблему так и не решили. Высокая аварийность оставалась на том же уровне, но что было причиной — то ли ошибки в проектировании, то ли неготовность пилотов — было трудно определить.

самолет ту 104 история. Смотреть фото самолет ту 104 история. Смотреть картинку самолет ту 104 история. Картинка про самолет ту 104 история. Фото самолет ту 104 историяПереданной информации хватило, чтобы найти и устранить проблему. Были изменены правила центровки самолета, изменен угол установки стабилизатора и доработан руль высоты. Также был уменьшена максимальная высота полета. Склонность самолета к «подхватам» была сильно уменьшена.

После этого Ту-104 еще три десятилетия возили пассажиров, и хотя без катастроф не обошлось (ведь самолетов было построено и летало около 200) — их причины были уже иными. Ту-104 стал на длительное время основным пассажирским самолетом «Аэрофлота»: например, в 1960 году на Ту-104 была выполнена треть пассажирских авиационных перевозок в СССР. За 23 года эксплуатации парк самолетов Ту-104 перевез около 100 миллионов пассажиров, проведя в воздухе 2 000 000 летных часов и выполнив более 600 000 полетов.

самолет ту 104 история. Смотреть фото самолет ту 104 история. Смотреть картинку самолет ту 104 история. Картинка про самолет ту 104 история. Фото самолет ту 104 историяНемалая заслуга в этом принадлежит Гарольду Кузнецову и его экипажу. Вот их имена:

Кузнецов Гарольд Дмитриевич — КВС-инструктор
Артемов Антон Филимонович — КВС
Рогозин Игорь Александрович — второй пилот
Мумриенко Евгений Андреевич — штурман
Веселов Иван Владимирович — бортмеханик
Федоров Александр Сергеевич — бортрадист
Смоленская Майя Филипповна — бортпроводник-переводчик
Горюшина Татьяна Борисовна — бортпроводник
Маклакова Альбина — бортпроводник

самолет ту 104 история. Смотреть фото самолет ту 104 история. Смотреть картинку самолет ту 104 история. Картинка про самолет ту 104 история. Фото самолет ту 104 историяНеудивительно, что самолет приобрел нехорошую славу. В 1960 году лайнер Ту-104 был снят с производства, а его место на время заняли турбовинтовые лайнеры Ил-18. А поскольку для разгона Ту-104 необходима была длинная полоса, то и использовался он на внутренних рейсах нечасто.

Возникла необходимость создания новых пассажирских самолетов. Туполев решил не отступать с намеченного пути. В результате была создана первая модификация Ту-104 — Ту-124, который также отличался высокой аварийностью. Поэтому был создан еще один вариант — Ту-134. Этот самолет был более удачным, поэтому с начала эксплуатации в 1967 году он до сих пор совершает рейсы на внутренних авиалиниях. И только в 1972 году появился первый реактивный лайнер Ту-154, который не был переделан из военной машины, а изначально проектировался как пассажирский. Это один из любимых самолетов отечественных опытных летчиков.

самолет ту 104 история. Смотреть фото самолет ту 104 история. Смотреть картинку самолет ту 104 история. Картинка про самолет ту 104 история. Фото самолет ту 104 история«Аэрофлот» убрал последние Ту-104 с регулярных авиалиний только в 1979 году. Но самолет к тому времени прочно прижился в военной авиации — его использовали для тренировок пилотов морских ракетоносцев, в качестве летающей лаборатории, для метеорологических исследований и как штабной самолет. Окончательно рейсы «104‑х» были прекращены только в начале 1981 года, после того, как на военном аэродроме под Ленинградом разбилась перегруженная машина, принадлежавшая ВМФ СССР. На ней практически полностью погиб командный состав Тихоокеанского флота — 52 человека, из них 17 адмиралов и генералов, включая командующего флотом вице-адмирала Эмиля Спиридонова, в распоряжении которого и числилась злополучная машина.

Подобный горький опыт заставил отечественных конструкторов продумать новые аэродинамические формы, которые смогли бы противостоять потокам воздуха.

самолет ту 104 история. Смотреть фото самолет ту 104 история. Смотреть картинку самолет ту 104 история. Картинка про самолет ту 104 история. Фото самолет ту 104 историяОфициально последний полет Ту-104 состоялся в ноябре 1986 года. А вот некоторые люди утверждают, что в самом конце 80‑х годов видели «104‑е» на перронах региональных аэропортов и даже в полете. Сын воина и дед советских реактивных авиалайнеров не хотел уходить на покой, оставаясь этаким добрым привидением в обедневшем, но уютно обжитом замке отечественной гражданской авиации. самолет ту 104 история. Смотреть фото самолет ту 104 история. Смотреть картинку самолет ту 104 история. Картинка про самолет ту 104 история. Фото самолет ту 104 историяПод Москвой, на Киевском шоссе, у поворота в аэропорт Внуково был встречен Ту-104Б, стоящий на высоком постаменте. Как выяснилось, этот самолет установлен в 2006 году, до него во Внуково стоял другой Ту-104Б, который по чьему-то глупому распоряжению порезали в 2005‑м. Бортовой номер машины не настоящий, номер СССР-Л5412 носил первый Ту-104, выполнивший первый рейс с пассажирами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *