самая крупная морская катастрофа в истории

11 крупнейших катастроф на воде

За сотни лет плавания на различных кораблях, парусниках и баржах по просторам морей и океанов случалось множество всевозможных аварий и кораблекрушений. Про некоторые из них даже сняты фильмы, самый популярный из которых, конечно же, Титаник. Но какие крушения судов были самыми масштабными по размерам корабля и количеству жертв? В этом рейтинге мы даём ответ на этот вопрос, представляя самые крупные морские катастрофы.

11 Лузитания

самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть фото самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть картинку самая крупная морская катастрофа в истории. Картинка про самая крупная морская катастрофа в истории. Фото самая крупная морская катастрофа в истории

Открывает рейтинг британский пассажирский лайнер, который был торпедирован германской субмариной U-20 7 мая 1915 года, в зоне, обозначенной кайзеровским правительством, как зона подводной войны. Судно, шедшее с закрашенным именем и не поднявшее над собой никакого флага, затонуло за 18 минут в 13 километрах от берегов Ирландии. Погибло 1198 человек из 1959 бывших на борту. Уничтожение этого корабля настроило общественное мнение многих стран против Германии и способствовало вступлению США в Первую мировую войну два года спустя.

10 Форт Стайкин

самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть фото самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть картинку самая крупная морская катастрофа в истории. Картинка про самая крупная морская катастрофа в истории. Фото самая крупная морская катастрофа в истории

Горящий хлопок разлетелся в радиусе 900 метров от эпицентра и поджог все: корабли, склады, дома. Сильный ветер с моря гнал стену огня на город. Пожары удалось ликвидировать только через 2 недели. На восстановление порта потребовалось около 7 месяцев. Официальная статистика объявила о 1376 погибших, в больницы поступило 2408 человек. Огонь уничтожил 55000 тонн зерна, тысячи тонн семян, масла, нефти; огромное количество военного имущества и почти одну квадратную милю городских кварталов. 6 тысяч фирм разорились, 50 тысяч человек потеряло работу. Было разрушено много мелких и 4 крупных корабля, десятки автомобилей.

9 Титаник

самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть фото самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть картинку самая крупная морская катастрофа в истории. Картинка про самая крупная морская катастрофа в истории. Фото самая крупная морская катастрофа в истории

Именно с этим кораблём произошла самая известная катастрофа на воде. Британский пароход компании “Уайт Стар Лайн” был вторым из трёх пароходов-близнецов типа “Олимпик” и крупнейшим пассажирским лайнером в мире на момент постройки. Валовая вместимость 46328 регистровых тонн, водоизмещение 66000 тонн. Длина корабля – 269 метров, ширина 28 метров, высота — 52 метра. В машинном отделении было 29 котлов и 159 угольных топок. Максимальная скорость 25 узлов. Во время первого рейса 14 апреля 1912 года он столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту находилось 2224 человека. Из них спаслись 711 человек, погибло 1513. Катастрофа “Титаника” стала легендарной, по её сюжету снято несколько художественных фильмов.

8 Монблан и Имо

самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть фото самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть картинку самая крупная морская катастрофа в истории. Картинка про самая крупная морская катастрофа в истории. Фото самая крупная морская катастрофа в истории

7 Прованс

самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть фото самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть картинку самая крупная морская катастрофа в истории. Картинка про самая крупная морская катастрофа в истории. Фото самая крупная морская катастрофа в истории

Этот французский вспомогательный крейсер служил флагманским кораб¬лем и участвовал в нейтрализации гречес¬кого флота. Водоизмещение — 25000 тонн, длина — 166 метров, ширина — 27 метров, мощность — 29000 лошадиных сил, скорость — 20 узлов, дальность плавания — 4700 миль на 10 узлах. Он затонул в Средиземном море у берегов Греции 26 февраля 1916 после торпедной атаки германской субмарины U-35. Из 4000 человек на его борту погибли 3130, 870 спаслись.

6 Генерал Штойбен

самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть фото самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть картинку самая крупная морская катастрофа в истории. Картинка про самая крупная морская катастрофа в истории. Фото самая крупная морская катастрофа в истории

После 1944годы этот немецкий пассажирский океанский лайнер был переоборудован в плавучий госпиталь, участвовал в эвакуации преимущественно раненых военнослужащих и беженцев из Восточной Пруссии от наступающей Красной Армии. Лайнер вышел из порта Пиллау 9 февраля 1945 года и направился в Киль, на борту находилось более 4000 человек — раненные военнослужащиех, солдаты, беженцы, медперсонал и члены экипажа. Ночью 10 февраля в 00:55 советская подводная лодка С-13 торпедировала лайнер двумя торпедами. Корабль затонул спустя 15 минут, при этом погибло 3608, а спасено 659 человек. При торпедировании лайнера командир подводной лодки был убеждён, что перед ним не пассажирский лайнер, а военный крейсер.

5 Донья Пас и Вектор

самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть фото самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть картинку самая крупная морская катастрофа в истории. Картинка про самая крупная морская катастрофа в истории. Фото самая крупная морская катастрофа в истории

Зарегистрированный на Филиппинах пассажирский паром “Донья Пас” затонул 20 декабря 1987 года около 22 часов в районе острова Мариндуке после столкновения с танкером “Вектор”. При этом погибло примерно 4375 человек, что делает эту морскую катастрофу крупнейшей в мирное время.

4 Армения

самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть фото самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть картинку самая крупная морская катастрофа в истории. Картинка про самая крупная морская катастрофа в истории. Фото самая крупная морская катастрофа в истории

Этот пассажирско-грузовой теплоход типа ”Аджария” был построен на Балтийском заводе в Ленинграде в 1928 году, а 7 ноября 1941 года был потоплен немецкими самолётами вблизи побережья Крыма. Число погибших составило, по разным оценкам, от 3000 до 4500 человек. На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов и эвакуируемых граждан, в том числе персонал 23-х военных и гражданских госпиталей, руководство пионерлагеря и часть партийного руководства Крыма. Погрузка эвакуируемых шла в спешке, и точное их число не известно. Существует версия, что причиной этой морской катастрофы стали преступные ошибки командования Черноморского флота. Переполненный теплоход, вместо того чтобы совершить переход к Кавказскому, был отправлен командованием в Ялту.

3 Гойя

самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть фото самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть картинку самая крупная морская катастрофа в истории. Картинка про самая крупная морская катастрофа в истории. Фото самая крупная морская катастрофа в истории

Грузовое судно, построенное в Осло, Норвегия, спущено на воду 4 апреля 1940 года. Оно было конфисковано немцами после занятия Норвегии Германией. Сначала использовалось в качестве условной мишени для подготовки экипажей немецких подводных лодок. Позже судно участвовало в эвакуации людей морем от наступающей Красной Армии. Оно было вооружено боевыми пушками. Этот корабль успел совершить четыре похода, в которых было эвакуировано 19785 человек. В ночь на 16 апреля 1945 года совершавшее пятый поход судно было торпедировано советской подводной лодкой Л-3, после чего “Гойя” затонуло в Балтийском море. В катастрофе погибло более 6900 человек.

2 Кап Аркона и Тильбек

самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть фото самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть картинку самая крупная морская катастрофа в истории. Картинка про самая крупная морская катастрофа в истории. Фото самая крупная морская катастрофа в истории

3 мая 1945 года в Балтийском море произошла трагедия, жертвами которой стали приблизительно 8000 человек. Немецкий лайнер “Кап Аркона” и грузовое судно “Тильбек”, перевозившие узников из эвакуирующихся концлагерей, подверглись обстрелу со стороны британской авиации. В результате на “Кап Аркона” погибло более 5000 человек, на “Тильбеке” — около 2800. По одной из версий, этот налет был ошибкой со стороны британский ВВС, полагавших, что на кораблях находятся немецкие войска, по другой — летчикам приказали уничтожать все вражеские суда в этом районе.

1 Вильгельм Густлов

самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть фото самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть картинку самая крупная морская катастрофа в истории. Картинка про самая крупная морская катастрофа в истории. Фото самая крупная морская катастрофа в истории

Самая крупная катастрофа на воде произошла с этим германским пассажирским лайнером, который с 1940 года был переобарудован в плавающий госпиталь. Во время Второй мировой войны использовался в качестве лазарета, общежития 2-ой учебной бригады подводников. Гибель корабля, торпедированного 30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13 под командованием А. И. Маринеско, считается крупнейшей катастрофой в морской истории — по оценкам ряда историков, реальные потери могли составлять более 9000 человек.

В 21:16 первая торпеда попала в нос корабля, позже вторая взорвала пустой бассейн, где находились женщины флотского вспомогательного батальона, а последняя ударила в машинное отделение. Общими усилиями команды и пассажиров некоторые спасательные шлюпки удалось спустить на воду, и все же в ледяной воде оказалось много людей. От сильного крена судна с палубы оторвалась зенитная установка и раздавила одну из шлюпок, полную людей. Примерно через час после атаки “Вильгельм Густлофф” полностью затонул.

Источник

Крупнейшие морские катастрофы в истории

самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть фото самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть картинку самая крупная морская катастрофа в истории. Картинка про самая крупная морская катастрофа в истории. Фото самая крупная морская катастрофа в истории

Трагедия с российским рыболовецким судном «Онега», затонувшим в Баренцевом море из-за обледенения корпуса, заставила нас вспомнить самые крупные морские катастрофы за всю историю судоходства.

Ранее сообщалось, что из 19 членов экипажа «Онеги» (владелец судна — Рыболовецкий колхоз имени Калинина) удалось спасти двоих, 17 человек все еще ищут. ФАН публикует список моряков. По факту крушения возбуждено уголовное дело. Подробности спасательной операции и другая информация, связанная с этой трагедией, — на сайте ФАН.

самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть фото самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть картинку самая крупная морская катастрофа в истории. Картинка про самая крупная морская катастрофа в истории. Фото самая крупная морская катастрофа в истории

Самые крупные морские катастрофы

«Титаник»

Самая известная морская катастрофа. Во время первого рейса 14 апреля 1912 года судно столкнулось с айсбергом и затонуло. Из 2224 человек, находившихся на борту, погибли 1513.

«Лузитания»

Британский пассажирский лайнер был торпедирован германской субмариной 7 мая 1915 года. Из 1959 человек, находившихся на судне, погибли 1198.

Крейсер «Прованс»

Французский вспомогательный крейсер был потоплен германской субмариной 26 февраля 1916 года. Из 4000 человек, находившихся на «Провансе», погибли 3130.

Таллинский переход

Одной из крупнейших морских катастроф в истории считается гибель советских моряков во время Таллинского перехода в начале Великой Отечественной войны. Из Таллина в Кронштадт в августе 1941 года вышел караван в 225 кораблей. По всему маршруту советские корабли ожесточенно бомбила немецкая авиация. До Кронштадта дошло 163 судна, в ходе перехода погибло более десяти тысяч человек.

самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть фото самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть картинку самая крупная морская катастрофа в истории. Картинка про самая крупная морская катастрофа в истории. Фото самая крупная морская катастрофа в истории

Теплоход «Армения»

Пассажирско-грузовой теплоход «Армения» был потоплен немецкими самолетами вблизи побережья Крыма 7 ноября 1941 года. Погибли от 3000 до 4500 человек.

«Кап Аркона» и «Тильбек»

3 мая 1945 года британская авиация потопила в Балтийском море немецкий лайнер «Кап Аркона» и грузовое судно «Тильбек», которые перевозили узников концлагерей. Погибли около 8000 человек.

«Вильгельм Густлов»

30 января 1945 года советская подлодка С-13 под командованием Александра Маринеско совершила «атаку века» — торпедировала немецкое судно, перевозившее в том числе немецких моряков-подводников. Погибло до 9000 человек, эта катастрофа считается крупнейшей в морской истории.

«Донья Пас»

Зарегистрированный на Филиппинах пассажирский паром «Донья Пас» затонул 20 декабря 1987 в районе острова Мариндуке после столкновения с танкером «Вектор». Погибло около 4375 человек, что стал крупнейшей морской катастрофой в мирное время.

самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть фото самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть картинку самая крупная морская катастрофа в истории. Картинка про самая крупная морская катастрофа в истории. Фото самая крупная морская катастрофа в истории

«Адмирал Нахимов»

Советский пассажирский пароход «Нахимов» затонул 31 августа 1986 года в 15 км от Новороссийска и 4 км от берега. Погибли 423 из 1234 человек.

Паром «Эстония»

Крушение парома «Эстония», произошедшее ночью, 28 сентября 1994 года, на пути из Таллина в Стокгольм. На борту судна было 803 пассажира и 186 членов экипажа, погибли и пропали без вести 852 человека.

Теплоход «Булгария»

Крушение теплохода «Булгария» произошло 10 июля 2011 года в Куйбышевском водохранилище Республики Татарстан. На борту теплохода находился 201 человек, погибло более 120 человек.

Источник

Самые страшные кораблекрушения в мире.

самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть фото самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть картинку самая крупная морская катастрофа в истории. Картинка про самая крупная морская катастрофа в истории. Фото самая крупная морская катастрофа в истории

Мир знаком с множеством крупнейших кораблекрушений, потрясших своей масштабностью и ужасом произошедшего. Немало страшных кораблекрушений, повлекших значительные человеческие жертвы, знает и отечественная история.

Топ самых страшных кораблекрушений 20-го века
Как известно, современные корабли оснащены средствами, призванными спасти жизнь человека. Однако так было не всегда. Особенно много крупных кораблекрушений произошло в прошлом веке. Некоторые катастрофы на воде произошли далеко в море, а некоторые – в прибрежной полосе, когда причиной их гибели становились скалы или рифы.

самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть фото самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть картинку самая крупная морская катастрофа в истории. Картинка про самая крупная морская катастрофа в истории. Фото самая крупная морская катастрофа в истории

Паром «Донья пас» Одно из самых масштабных кораблекрушений 20-го века произошло в 1987-ом году. Речь о пассажирском пароме «Донья Пас». Более двух десятилетий он исправно перевозил людей, курсируя вдоль берегов Филиппин и Японии. Столкнувшись с танкером, паром в буквальном смысле переломился пополам. Произошло возгорание, в огне погибли пассажиры. Число жертв этого страшного кораблекрушения – четыре тысячи триста семьдесят пять человек.
Лайнер «Вильгельм Густлофф» Круизный пароход «Вильгельм Густлофф» принадлежал одной из крупнейших компаний-туроператоров Третьего рейха. Его спустили на воду в 1937-ом году. Судно отходило пятьдесят круизов, причём стоимость билетов была столь невелика, что даже рабочий класс мог позволить себе отправиться на его борту в путешествие.

самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть фото самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть картинку самая крупная морская катастрофа в истории. Картинка про самая крупная морская катастрофа в истории. Фото самая крупная морская катастрофа в истории

Во время Второй Мировой Войны лайнер играл роль госпиталя, а позже стал для моряков-подводников казармой. В начале 1945-го года судно торпедировала Советская подводная лодка. По официальным данным в том кораблекрушении погибло пять тысяч триста сорок восемь человек. Историки же называют другое число жертв – не менее девяти тысяч человек.
Гибель «Титаника» Кто не знает о «Титанике»? Кажется, что об этом нашумевшем кораблекрушении знает каждый. Судно успело совершить лишь один рейс, который стал для него и первым, и последним. Катастрофа произошла в апрельский день 1912-го года, когда этот шикарный корабль отправился в круиз.

самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть фото самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть картинку самая крупная морская катастрофа в истории. Картинка про самая крупная морская катастрофа в истории. Фото самая крупная морская катастрофа в истории

Жертвами кораблекрушения стали одна тысяча пятьсот тринадцать человек. Спаслись лишь семьсот одиннадцать пассажиров. «Титаник» скрылся под водой за сто шестьдесят минут.
Самые страшные кораблекрушения в отечественной истории
Несколько крупных кораблекрушений знает и отечественная история. Все они повлекли огромные человеческие жертвы. Нельзя не вспомнить о крушении «Армении», «Адмирала Нахимова», «Новороссийска» и «Эстонии». Страшной трагедией стала для нашей страны и всего мира крушение подводной лодки «Курск», кораблекрушение «Булгарии» и «Комсомольца». «Армения» затонула осенью 1941-го года недалеко от Крыма всего за четыре минуты. Судно перевозило эвакуированных жителей и раненых красноармейцев. Пять тысяч человек погибли. В живых смогли остаться только восемь пассажиров.

самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть фото самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть картинку самая крупная морская катастрофа в истории. Картинка про самая крупная морская катастрофа в истории. Фото самая крупная морская катастрофа в истории

самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть фото самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть картинку самая крупная морская катастрофа в истории. Картинка про самая крупная морская катастрофа в истории. Фото самая крупная морская катастрофа в истории

Паром «Эстония» в сентябре 1994-го года, выйдя из порта города Талина, попал в шторм и столкнулся с паромом «Мриэлла». При спасении ситуацию осложнял шторм. Пропали без вести и погибли восемьсот пятьдесят два человека.
О трагедии, произошедшей с атомной подводной лодкой «Курск» известно всем нашим современникам. Крушение произошло в августе 2000-го года из-за прогремевших на борту взрывов. Экипаж состоял из ста восемнадцати человек. Все они погибли.
Совсем недавно, в июле 2011-го года, произошло ещё одно страшное кораблекрушение в отечественной истории. Речь о теплоходе «Булгария», совершавшем круиз по Волге. При вместимости сто сорок человек, на борту находились двести восемь пассажиров. Погибшими оказались около ста двадцати человек, среди них много детей.

самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть фото самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть картинку самая крупная морская катастрофа в истории. Картинка про самая крупная морская катастрофа в истории. Фото самая крупная морская катастрофа в истории

В Норвежском море потерпела крушение подводная лодка «Комсомолец». Это случилось в апреле 1989-го года. Причиной стал пожар в кормовом отсеке. Экипаж состоял из шестидесяти девяти человек, выжить удалось только двадцати семи членам экипажа.
Самая страшная катастрофа на воде в истории человечества
Пожалуй, самой страшной катастрофой на воде за всю историю человечества стало кораблекрушение немецкого корабля «Гойя» в 1945-ом году. Его жертвами стали порядка семи тысяч человек.

самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть фото самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть картинку самая крупная морская катастрофа в истории. Картинка про самая крупная морская катастрофа в истории. Фото самая крупная морская катастрофа в истории

Крушение «Гойи» называют самым кровавым. Оно произошло в годы Второй Мировой Войны. Судно использовалось как корабль для эвакуации. Ночью советская подводная лодка нагнала «Гойю» и атаковало судно. Спустя десять минут корабль «Гойя» вместе со всеми пассажирами ушёл под воду.

Источник

Гиганты идут на дно: крупнейшие морские катастрофы в истории

самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть фото самая крупная морская катастрофа в истории. Смотреть картинку самая крупная морская катастрофа в истории. Картинка про самая крупная морская катастрофа в истории. Фото самая крупная морская катастрофа в истории

История гибели крупнейших кораблей разных эпох.

© Игорь Ставцев / Коллаж / Ridus.ru

Если сейчас мы можем спорить, какой вид транспорта самый опасный, то до XIX века никто по данному вопросу не спорил, поскольку у кораблей никакой альтернативы, в общем-то, не было. Попасть в Америку, например, иначе, чем на судне, невозможно было никак. Перевезти через океан захваченные у индейцев ценности как-то иначе, чем по морю, у колонизаторов возможности тоже не было. Соответственно, попасть в масштабную катастрофу иначе, кроме как погрузиться в пучину вместе со своей «посудиной», до самого начала ХХ века было практически невозможно.

Сыграли свою роль и огромные (по сравнению с остальными средствами передвижения прошлых эпох) размеры тогдашних кораблей. Гибель любого становилась событием не года, а целого десятилетия или даже столетия. О некоторых из крупнейших катастроф мы расскажем в этом цикле материалов. Отобрать претендентов из огромного числа жертв морской стихии и нападений на море давно не составляет труда — по масштабу потерь, в том числе материальных, которые стали результатом гибели корабля. Внимательно рассмотрим каждую такую катастрофу в особо крупном размере.

Галеон раздора

«Морская битва при Картахене». Изображён момент взрыва на корабле «Сан-Хосе».

Открывает этот мартиролог оказавшихся на дне морском испанский галеон, туго набитый гигантскими запасами похищенных в Латинской Америке сокровищ. Их было так много, что «Сан-Хосе» приравнивали к Святому Граалю для погибших кораблей. Нет сомнения, что, существуй Индиана Джонс в действительности, поиск этого галеона был бы одной из самых желаемых им кладоискательских целей.

«Сан-Хосе» и перевозимые им несметные сокровища оказались на дне у берегов современной Колумбии 8 июня 1708 года. Отправила их туда британская эскадра, справиться и просто удрать от огня которой тяжело груженный ценностями испанский галеон просто физически не мог. Золото во многом его прославило, но оно же его и погубило.

После полуторачасового артиллерийского боя судьбу легендарного корабля решил всего один меткий залп, поразивший оружейный склад «Сан-Хосе». В результате почти все на его борту погибли. О сумме находившегося в этот момент на борту и отправленного англичанами на дно морское до сих спорят. Но главное, нет единого мнения относительно того, кому все эти богатства принадлежат. Основной претендент — Колумбия, рядом с которой «Сан-Хосе» был найден. Его сокровищницу суд решил разделить между обнаружившим их исследователем и, собственно, Колумбией. Против выступила только Испания. На том основании, что утопленные богатства были присвоены ее конкистадорами.

На это последовал очевидный ответ: все они изначально принадлежали индейцам. Но наверняка не из одной какой-то страны: весьма вероятно, что еще до попадания к испанцам они стали предметом кровавых схваток.

Цветом не вышли

О катастрофе «Титаника» благодаря «главному из искусств» — кинематографу мы знаем больше, чем о других фатально закончившихся морских путешествиях, вместе взятых. Знаем буквально каждую секунду в развитии трагических событий, помним и каждого виновного. Прежде всего капитана Э. Д. Смита, который свернул с обычного маршрута на более южный, но менее знакомый для мореплавателей, но самое главное — он отдал ради амбиций владельца махины приказ ускорить движение гигантского судна в сложной ледовой обстановке.

«Титаник» в доке порта Саутгемптон перед отправлением.

Стенли Лорд и лайнер «Калифорниан».

Из числа оказавшихся в ледяной воде в живых остались лишь единицы — физически крепкие мужчины, использовавшие подручные средства, а также, по слухам, во всех остальных случаях вредный алкоголь. В результате некоторые из них успевали доплыть до ближайшей шлюпки, пока другие погибали от переохлаждения.

Большая операция «Средней»

Крупнейшая атака в истории советского ВМФ периода Великой Отечественной войны случилась тогда, когда ее менее всего можно было ожидать. Прежде всего, потому, что 22 января 1945 года, когда она случилась, все уже было решено, и только нацистское фанатичное упорство и страх перед неминуемым возмездием за содеянное заставлял вермахт и конкретно кригсмарине на море продолжать бессмысленное и беспощадное сопротивление. Только так можно объяснить желание эвакуировать накануне неизбежной к тому моменту капитуляции раненых и учащихся подводников. Нацисты верили, что их сопротивление, в том числе флота, будет еще долго продолжаться.

Во-вторых, возможности не спеша эвакуировать кого бы то ни было у гитлеровцев уже не было. Им все приходилось делать на скорую руку — на первом попавшемся корабле «Вильгельм Густлофф», который к тому времени давно уже никуда не ходил. Зато на его борту было немало людей сугубо гражданских, которых в плавание, первое и для многих последнее, позвала гитлеровская пропаганда с упоминанием мнимых зверств «жестоких и коварных» большевиков.

«Вильгельм Густлофф».

Возможно, кто-то с немецкой стороны искренне полагал, что «Вильгельм Густлофф» на самом деле обладал статусом госпитального судна, который у него был в конце 1930-х годов, хотя в 1945-м он уже был обыкновенным боевым кораблем. Так что, если не Александр Маринеско и его С-13, то любой другой военный корабль СССР и стран-союзников имел полное право отправить на дно эту тренировочную базу фашистских подводников.

Копия рубки и части корпуса ПЛ С-13 создана в Музее военной техники УГМК в Верхней Пышме.

За блестящую атаку командира лодки серии «Средняя» было бы совершенно справедливо удостоить звания Героя Советского Союза, но из-за его проблем с дисциплиной, а вовсе не из-за спорности операции награда нашла героя много позже. По иронии судьбы, справедливость восстановил М. С. Горбачев, удостоенный в свое время звания «лучшего немца».

Безответственная катастрофа

Загадка гибели корабля «Адмирал Нахимов» тоже никакой загадкой не является. Случилась она в самом начале эпохи перестройки и стала во многом предвестником начала эры разгильдяйства и безответственности. Виновными еще советский суд счел капитанов: один обещал уступить путь, но так и не сделал этого, второй ушел отдыхать, не дождавшись выхода своего круизного лайнера, которым после войны служил бывший немецкий плавучий госпиталь «Берлин». Судьба «Адмирала Нахимова» в чем-то была похожа на историю «Вильгельма Густлоффа», с той лишь разницей, что он не был торпедирован, а первый раз затонул, напоровшись сначала на одну, а потом на вторую мину. Но от трагической судьбы так и не ушел. Только погиб уже многие десятки лет спустя после окончания боевых действий в результате столкновения с сухогрузом «Петр Васев». Погибли сотни людей, в том числе дети. Трагедия случилась вечером, когда родители веселились на традиционном для круизов празднике или находились на киносеансе. В том числе и поэтому число жертв было столь велико.

«Адмирал Нахимов» в порту Новороссийска в день катастрофы.

Как и к пассажирам «Титаника», к участникам круиза на «Адмирале Нахимове» на помощь прийти не успели. Точнее, пришли на место обеих катастроф, когда одних уже выручили, а других поздно было спасать. В гибели людей, как мы отметили, вначале обвинили двух капитанов, но после крушения СССР и их сочли, видимо, жертвами обстоятельств, а катастрофу, очевидно, не иначе как несчастным случаем.

Ни в какие ворота

Если в истории с «Титаником» подозрительным представляется его медленное погружение в пучину без надежды на помощь, то с паромом «Эстония» все наоборот: загадочной кажется его практически мгновенная гибель. Он утонул меньше чем за час с момента аварии. Виновной, как и с «Титаником», признали холодную погоду, только тут она не айсберг подогнала, а штормом распахнула гигантские двери так называемого визора.

Но подтвердить или опровергнуть эту версию невозможно: решено было закрыть утонувший паром бетонным куполом. Мало того, куда-то бесследно исчез бортовой компьютер судна. Спасателям так и не удалось его найти. Теперь приходится верить на слово совместной эстонско-шведско-финской комиссии.

Паром Estonia в то время, когда он носил название Viking Sally.

Хотя, случись подобная катастрофа с российским или ранее советским судном, никто никакой комиссии на слово бы не верил, причем при любой версии, в любом случае была бы, скорее всего, так сказать, презумпция нашей якобы неправды, что бы ни утверждала российская или советская сторона. В любом случае в ней сомневались бы до последнего.

Впрочем, атмосфера недоверия просочилась и туда, откуда пришла, — на Запад. В случае с «Эстонией» появились слухи о вмятине в ее корпусе. Но как это проверить, если паром решено было не поднимать?

Причины понятны

Из-за духа подозрительности иногда кажется, что о катастрофах на море, случившихся в далеком прошлом, известно даже больше, чем о более современных. Вряд ли кто-то сомневается в том, что галеон «Сан-Хосе» пустили на дно британцы — они просто не знали, чего и сколько можно было найти в его трюмах. А для «Титаника» роковым стала скрывшая айсберг погода, помноженная на самоуверенность владельцев судна. Для «Вильгельма Густлоффа» роковым оказалось перепрофилирование судна, а для «Адмирала Нахимова» — несогласованность действий двух капитанов. А вот что погубило «Эстонию», ясности нет, и наступит ли она когда-нибудь, тоже неясно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *