сафонова актриса зимняя вишня биография
Елена Сафонова
фотографии >>
биография
Сафонова Елена Всеволодовна
Родилась 14 июня 1956 года в Ленинграде.
Заслуженная артистка России (2015).
Дочь известного актёра Всеволода Сафонова (1926-1992) и режиссёра «Мосфильма» Валерии Рублевой.
После школы два года работала библиотекарем, а потом поступила на актёрский факультет ВГИКа. Но, проучившись там два года, вернулась в Ленинград, где продолжила учебу в Институте театра, музыки и кинематографии (ныне Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства).
По окончании в 1981 году ЛГИТМиКа один сезон работала в театре имени Веры Комиссаржевской.
Дебютировала в кино ролью Любы в фильме «Ищу мою судьбу» (1974). Образ певицы Саломеи Крушельницкой в фильме «Возвращение Баттерфляй» (1982, реж. Олег Фиалко) стал заявкой актерской темы Сафоновой: сильная женщина в ситуации выбора между личным счастьем и эмансипированным существованием. Однако поистине всенародное признание принесла Елене роль Ольги в «Зимней вишне» (1985, реж. Игорь Масленников). Этот фильм принес широкую популярность и признание коллег по искусству.
В 1985 году была названа лучшей актрисой года, в 1986 году получила премии за лучшее исполнение женской роли на кинофестивалях в Мадриде и в Алма-Ате.
За роль Анны в советско-итальянском фильме «Очи чёрные» (1987, реж. Никита Михалков) была отмечена призом «Давид Ди Донателло» (Италия, 1988).
Выйдя замуж за французского актёра Самюэля Лабарта, Сафонова жила в Париже и снималась во французских фильмах («Аккомпаниаторша», «Мадемуазель О.», «Женщина на ветру», «Ветер с востока»). По-прежнему активно работала в России: играла Ольгу в «Зимней вишне-2» (1990) и «Зимней вишне-3» (1995), спившуюся и постепенно теряющую рассудок жену «нового русского» в картине «Музыка для декабря» (1995, реж. Иван Дыховичный). Постсоветское кино не преминуло воспользоваться волевым и одновременно женственным имиджем актрисы. В фильме «President и его женщина» (1996, реж. Елена Райская) её героиня Вера опять оказалась перед выбором между семейным счастьем и на этот раз политической карьерой. В «Принцессе на бобах» (1997, реж. Виллен Новак) ее Нина также стояла перед дилеммой: остаться гордой, но бедной, или поступиться принципами и стать женой нувориша. За роль Веры Елена Сафонова удостоилась премий «Ника» и «Киношок», а за роль Нины — премии Сочинского кинофестиваля и фестиваля актёров кино «Созвездие».
Во Франции продолжала свою профессиональную карьеру. Сыграла в том же спектакле, где был занят её муж, — в пьесе Жан-Мари Бессе «То, чего ждем, и то, что происходит», посвященной гей-культуре (роль Софи). Русская актриса блестяще справилась со своей ролью и заслужила похвальные отзывы в прессе. После этого Сафонова получила сразу несколько предложений от французских режиссеров. Но что бы ни выбирали героини Сафоновой — счастье или гордость, независимость или любовь, — их выбор в любых сюжетных ситуациях выглядел убедительным благодаря обаянию актрисы. В 1997 году Сафонова рассталась с мужем и вернулась в Россию, поступив, таким образом, вполне в духе своих героинь.
По возвращении в Россию Сафонова живет в Москве и не испытывает творческой невостребованности. На театральной сцене она удостоилась премии «Чайка-99» за роль Полины в комедии «Плачу вперед!» (по пьесе Надежды Птушкиной), поставленной театром «Амфион». В составе антрепризы В.Дубровицкого LA’ТЕАТР Сафонова прекрасно играет такие роли, как Крис Горман (комедия «Слухи» по пьесе Нила Саймона) и маркиза де Мертей («Опасные связи» по мотивам пьесы Леонида Филатова и куртуазного романа Шодерло де Лакло). Нельзя также не отметить роль Марты в спектакле «Девичник» (по пьесе Л.Каннингем «Beautiful Bodies»), созданном продюсерской компанией «Независимый театральный проект». В области кинематографии Елена Сафонова уже в постфранцузский период сыграла более тридцати ролей, среди которых хотелось бы отметить ее замечательную Лизу в фильме «Женская собственность» (1999, реж. Дмитрий Месхиев).
Елена Всеволодовна Сафонова
Фото Все
Видео Все
Актриса театра и кино Елена Сафонова: с годами начинаешь понимать, что ты себя растрачиваешь
Елена Сафонова. Цвет зимней вишни
Елена Сафонова — биография
Елену Сафонову часто называют актрисой загадкой. Она не так часто выходит на съемочную площадку, в самом начале своей творческой биографии ушла из театра, не участвует в телешоу, избегает журналистов и не балует своих поклонников выходами в свет. Но, несмотря на такой довольно закрытый образ жизни, она по-прежнему на пике популярности. Ее, как и раньше помнят режиссеры, зовут на съемки, хоть и значительно реже, чем хотелось бы.
Фильмография актрисы насчитывает не один десяток ролей, а вот популярность к Елене Сафоновой пришла после исполнения главной роли в картине «Зимняя вишня».
Детство
Родной город Елены Сафоновой Ленинград, где она и родилась 14.06.1956 года. Семья девочки имела непосредственное отношение к искусству. Папа Всеволод Сафонов был прославленным актером, сыгравшим в таких знаменитых лентах как «Солдаты», «Белорусский вокзал», «Дело пестрых». Маму звали Валерия Рублева, она долгие годы проработала на киностудии «Мосфильм» в качестве режиссера, куда устроилась сразу после переезда семьи в столицу.
Фото: Елена Сафонова в юности
Из окна их квартиры была видна студия «Мосфильм», и Лена могла даже наблюдать как актеры готовятся к съемкам – гримируются, репетируют сцены из фильма. В гостях у Сафоновых часто бывали папины коллеги по работе. Евгения Евстигнеева Леночка называла просто дядя Женя, Иннокентий Смоктуновский был дядькой Кешкой-малоежкой, а Папанов – дядя Толик.
Настоящим праздником для Лены был ее день рождения. Она очень любила этот день, ведь родители старались устроить для дочери целое торжество с горой сладостей, веселыми сюрпризами и кучей школьных и дворовых друзей и подружек. Спустя годы актриса будет вспоминать эти дни, как самое лучшее и беззаботное время.
В детстве Леночка очень часто была с родителями на работе. Ей иногда даже приходилось там спать, устроившись на больших коробках с пленками. Сафоновой очень хорошо знакомо «закулисье», ведь ее с раннего возраста брали с собой на съемки в разные места. Она постоянно крутилась возле осветителей и звукооператоров, стараясь помочь по мере сил. Так постепенно формировалась мечта – поступить в театральный вуз и продолжить дело родителей.
Юность
Окончив школу, Елена решила идти навстречу своей детской мечте и отнесла документы во ВГИК. Она могла бы воспользоваться славой отца или попросить помощи у его знаменитых друзей, но девушка решила, что будет добиваться всего самостоятельно. Ей не удалось поступить с первого раза, неудачной была и вторая попытка. И только на третий год, в 1975-м, Сафоновой удалось стать студенткой актерского факультета ВГИКа, и попасть в мастерскую к режиссеру Т.Лиозновой. Скоро стало известно, чья она дочь и студенты разных курсов специально заглядывали посмотреть, как выглядит дочка прославленного актера Сафонова, в биографии которой было уже 4 фильма.
Фото: Молодая Елена Сафонова
Сафонова не долго училась в этом вузе – после второго курса по семейным обстоятельствам она уезжает в Ленинград, где поступает в ЛГИТМиК, который она закончила в 1981-м. С новеньким дипломом молодая актриса оказывается в Театре им.Комиссаржевской, на сцену которого она выходила на протяжении одного сезона. Сафонова решила оставить театр и полностью посвятить себя работе в кино.
Фильмы
К моменту ухода из театра у Елены был уже приличный опыт съемок в кино. Дебютной работой стала картина «Ищу мою судьбу», режиссера А.Манасаровой, где Елена стала старшеклассницей Любой.
После этого она снималась во второстепенных ролях, и только в 1983-м ей доверили главную роль в картине «Возвращение Баттерфляй». Режиссером фильма был О.Фиалко, который и увидел в Елене певицу Крушельницкую.
А вот настоящая слава накрыла Сафонову в 1985-м, после того, как на экраны вышла картина «Зимняя вишня», где ей досталась главная роль – Ольга. Этот фильм стал звездным часом Елены Сафоновой, хотя ничего этого могло и не быть. Как всегда, в дело вмешался случай, и стал счастливым для Елены. Первоначально эту роль отдали другой актрисе — Наталье Андрейченко, но у нее совершенно не было возможности участвовать в съемках. Наталья была влюблена в М.Шелла и практически постоянно была в разъездах, поэтому встал вопрос о ее срочной замене на другую актрису. Выбор пал на Сафонову, которая подходила по типажу. Так она оказалась на съемках фильма, который стал пиком ее популярности. Елена очень скоро стала всеобщей любимицей, в ней узнавали себя и старались подражать во всем.
После проката картины Сафонову признали лучшей актрисой года. Режиссеры засыпали ее предложениями участвовать в новых интересных проектах, все печатные издания украсили ее фотографией свои обложки, а женщины донимали мастеров в парикмахерских, требуя сделать такую же стрижку, как у «зимней вишни».
Сафонову рвут на части. Она дала согласие на участие в съемках режиссерам Сергею Бодрову-старшему, П.Лунгину и С.Микаэляну. В это время началось сотрудничество актрисы и режиссера Никиты Михалкова, который предложил ей роль в картине «Очи черные». Сафонова снималась с прославленным М.Мастроянни. В Советском Союзе эта картина стала невостребованной, зато за рубежом ее приняли с большим интересом, и о Сафоновой заговорили. Елену занесли в списки выездных, и она смогла побывать за границей.
После этого Елену Сафонову стали постоянно приглашать на съемки. «Зимняя вишня» поспособствовала формированию определенного амплуа, поэтому актрису снимают исключительно в мелодрамах.
Сафонова не отказывается, но и не очень радуется такому повороту в ее карьере. И снова судьба решила внести коррективы в ее жизнь. После проката за границей фильма «Очи черные», к ней начали присматриваться не только отечественные режиссеры. Сафонова получает приглашение от Клода Миллера, который с радостью ждет ее в своей картине «Аккомпаниаторша». Елена соглашается, и получает главную роль. Партнером по съемкам стал актер С.Лабарт, который давно и безнадежно был в нее влюблен.
Самюэль впервые увидел Елену в фильме «Очи черные», и с тех пор не находил себе места. По сюжету фильма они играли влюбленных, но вскоре стали настоящими влюбленными. Елена решается на переезд в далекую Францию. Она очень быстро овладела французским языком, могла свободно участвовать в съемках и выходить на сцену театра.
Фото: Елена Сафонова в фильме «Зимняя вишня»
В это время Сафонова получила много предложений в театре и кино. Самой заметной работой в театре стала роль Марины Цветаевой, а в кинематографе она засветилась в картинах «Женщина на ветру», «Ветер с востока», «Мадемуазель О».
Российские режиссеры тоже активно участвуют в творческой биографии актрисы Сафоновой. Ей приходится мотаться на съемки в Россию, где в этот период она задействована в картинах «Музыка для декабря», «Президент и его женщина», «Принцесса на бобах».
В 1996-м Сафонова оставила Францию, и вернулась на родину, к своим многочисленным поклонникам и друзьям. В 1999-м она снялась в главной роли в мелодраме «Женская собственность», где ее партнером стал молодой актер Константин Хабенский. В это же время было принято решение снять продолжение «Зимней вишни», и актриса исполняет ту же роль Ольги.
Елену Сафонову продолжают активно снимать, причем она работает с разными режиссерами, не выделяя кого-то одного. Актриса умеет отстоять свое мнение по поводу раскрытия персонажа, и если нужно доказать режиссеру свою правоту она говорит то, что думает, невзирая на лица. Елена старается вжиться в каждую из своих героинь, какими бы разноплановыми они не были.
В 2011 году Елена Сафонова стала Заслуженной артисткой РФ.
В 2016-м актриса снялась в четырех проектах, которые уже успели полюбиться зрителю. В 2017-м сняли четвертую часть «Зимней вишни», где Сафонова снова стала главной героиней. Она не очень любит сиквелы, и дает свое согласие на съемки только потому, что зрителям очень нравится именно эта картина с ее участием и они ждут ее продолжения.
Елена Сафонова постепенно отходит от исполнения героинь с тонким лирическим характером. Ее героини все больше эксцентричные дамы, иногда смешные и нелепые, но актрису не пугают такие изменения в ее амплуа.
Елену Сафонову редко встретишь в публичных местах, актриса остается достаточно закрытым человеком. Она почти не дает интервью, а если и соглашается, то рассказывает о себе очень неохотно, особенно того, что касается личной жизни. Такое поведение для многих является непонятным, ведь поклонники считают ее простой обычной женщиной, «своим парнем». Фанаты ее творчества гоняются за новыми фото актрисы, ждут от нее новых интересных работ в кино.
С возрастом Елена Сафонова стала еще более женственной, она умеет скрывать свои недостатки и подчеркивать сильные стороны внешности. Она владеет французским языком, со вкусом одевается, поэтому ее считают русской Коко. У Елены Сафоновой врожденное чувство стиля, она всегда выглядит потрясающе, и неважно, что на ней сейчас надето – шикарное платье или простые джинсы.
Всю свою любовь актриса отдает своим детям и любимой работе.
Личная жизнь
Первого мужа Елены Сафоновой звали Виталий Юшков. Их знакомство состоялось на съемочной площадке картины «Семья Зацепиных» в 1976-м. Юноша работал в БДТ и стал партнером Елены в этом фильме. Елена тогда только поступила во ВГИК. Они поженились очень быстро, и после съемок Виталий собрался уезжать домой, в Ленинград. Сафонова недолго думая, бросает театральный вуз и уезжает вслед за любимым. Они прожили шесть лет и развелись. Основной причиной такого решения были частые выпивки супруга. Юшков эмигрировал в Израиль, где и живет в настоящее время.
В 80-х Елена влюбилась в женатого мужчину, которого звали Ваче Мартиросян. У него был бизнес в Америке, он звал ее с собой, в Штаты, обещал помогать со съемками. Чувства Елены были серьезными, а вот мужчина бросать из-за нее семью не собирался. В 1991-м Сафонова родила от него сына Ивана, которого записала под своей фамилией.
В 1992-м на съемках картины «Аккомпаниаторша» Сафонова знакомится с Самюэлем Лабартом, который вскоре стал ее официальным мужем. Елена с сыном Ваней поселяются во Франции. В этом браке у Елены родился еще один сын – Александр. Непонимание между супругами начали возникать по поводу ее работы в кино и театре. Муж хотел, чтобы она оставила профессию и всю себя посвятила дому и семье. Они разводятся и Сафонова уехала в Россию.
На протяжении трех лет актриса пытается отсудить младшего сына, но законы Франции суровы и по ним дети не могут покинуть страну, пока не станут совершеннолетними. Сафонова потерпела фиаско – Александр остался с отцом.
Оба парня стали продолжателями актерской династии. Младший даже снялся вместе с мамой в одном из эпизодов продолжения «Зимней вишни».
Избранная фильмография
Елена Сафонова
Биография
Елена Сафонова — отечественная актриса театра и кино, которой посчастливилось стать звездой культовой мелодрамы конца советской эпохи. Лирический образ не стал для карьеры Елены единственной яркой работой. Другими ролями исполнительница сумела доказать, что владеет всеми красками актерской палитры.
Детство и юность
Елена Всеволодовна Сафонова родилась в Ленинграде в июне 1956 года в режиссерско-актерской семье, однако никакого отношения к российскому актеру Кириллу Сафонову не имела — они не родственники, а просто однофамильцы.
Всеволод Сафонов и Валерия Рублева — родители Елены. Через несколько лет после рождения дочери семья переехала в столицу. Отец участвовал в съемках картин советского периода, среди которых «Солдаты», «Дело пестрых» и «Белорусский вокзал». Мама работала режиссером на «Мосфильме».
С ранних лет Елена участвовала в киноэкспедициях, помогала осветителям и звукооператорам. Поэтому уже в детские годы Сафонова знала, что путь у нее один — стать актрисой кино и театра.
После окончания школы Елена Сафонова отправилась поступать во ВГИК. Но путь туда оказался не таким простым: будущая артистка поступила с 3-го раза. В 1975-м Сафонова стала студенткой ВГИКа, но проучилась 2 года, после чего отправилась в Ленинград. В 1981-м девушка получила диплом ЛГИТМиКа, ее приняли в Театр имени Комиссаржевской.
Фильмы
В театре Елена Всеволодовна Сафонова прослужила один сезон. На тот момент актриса уже 7 лет снималась в кино. Дебютировала в роли старшеклассницы Любы в ленте Аиды Манасаровой «Ищу мою судьбу».
Первая главная роль была сыграна в 1983 году в ленте «Возвращение Баттерфляй» режиссера Олега Фиалко, где Сафонова появилась в образе певицы Соломии Крушельницкой. Работа молодой исполнительницы была отмечена кинокритиками.
В 1985 году вышла лента под названием «Зимняя вишня», которая повлияла на творческую биографию исполнительницы. Поначалу планировалось, что героиню, доставшуюся Сафоновой, сыграет Наталья Андрейченко, но личные обстоятельства не позволили ей полностью погрузиться в работу. Так Елена очутилась в «Зимней вишне».
После мелодрамы, которая принесла Елене Сафоновой звание лучшей актрисы года и признание коллег, режиссеры выстроились в ряд с предложениями новых ролей. Фото Елены появились на обложках десятков журналов, ей подражали, целое поколение женщин стриглось под «зимнюю вишню». Гимн одиноких женщин — так окрестили зрители полюбившийся фильм.
Позднее артистка снималась в проектах Сергея Бодрова – старшего, Павла Лунгина и Сергея Микаэляна. Особенно успешной оказалась лента Никиты Михалкова «Очи черные». В этом проекте партнером Сафоновой стал сам Марчелло Мастроянни. Кроме того, Елена Всеволодовна становится выездной, получает возможность бывать и сниматься за пределами Советского Союза.
Роль в проекте «Аккомпаниаторша» российской звезде предложил Клод Миллер. Конечно же, актриса согласилась. В этом фильме она сыграла вместе с Самюэлем Лабартом.
Оказалось, актер давно был влюблен в Елену. Высокого роста (175 см), стройная (вес 58 кг) брюнетка покорила сердце француза еще в ту минуту, когда он увидел красавицу на экране в проекте Никиты Михалкова. Вскоре Сафонова переехала во Францию. Там, быстро преодолев языковой барьер, Елена 5 лет снималась в кино, появлялась на подмостках парижского «Театра 13».
В 1996-м Елена Сафонова вернулась в Россию. В 1999-м на экраны вышла мелодрама «Женская собственность». В этой картине Елена Всеволодовна сыграла главную роль вместе с тогда еще начинающим артистом Константином Хабенским. Вернулась к зрителям и героиня Сафоновой из «Зимней вишни»: на экраны вышло продолжение полюбившейся картины.
С годами раскрылся комедийный талант актрисы, и если в молодости Сафонова в основном была занята в мелодраматических кинолентах, то в новом веке ее фильмографию стали пополнять сериалы. Особенно запомнились зрителям героини Елены Всеволодовны из детективного телесериала «Журов», комедийной мелодрамы «Мама будет против!», телефильма «Шанс».
Женщины в возрасте, готовые к неординарным поступкам — вот новое амплуа артистки. Это и вдова криминального авторитета из фильма «Королева бандитов – 2», и популярная певица из мелодрамы «Откройте, это я!», и мать главной героини из детектива «Опекун».
Наиболее ярким образом последних проектов артистки считается главная роль в комедии «Старушки в бегах». Основное кредо героини сериала — никогда не поздно начать все с начала. Им в жизни руководствуется и сама Сафонова.
Помимо съемок в кино, в творческой жизни актриса много времени уделяет театральному творчеству. Она играет в антрепризной постановке «Хочу мужа» по пьесе Михаила Задорнова вместе с Валентином Смирнитским и Марией Климовой, выходит на сцену Московского государственного музыкального театра фольклора «Русская песня» в постановке «Калина красная» по мотивам произведений Василия Шукшина.
В 2019 году в кинорепертуаре исполнительницы появились детектив «Звезды и лисы» и продолжение полюбившегося криминального сериала «Куба. Личное дело».
Личная жизнь
Первым мужем Сафоновой был актер кино Виталий Юшков. С ним начинающая актриса познакомилась во время работы над фильмом «Семья Зацепиных». Но после 6 лет совместной жизни супруги расстались.
Личная жизнь Елены изменилась в конце 80-х. Ее возлюбленным стал бизнесмен из США Ваче Мартиросян. Связь с женатым мужчиной продлилась недолго, но подарила актрисе сына Ивана. Сегодня Иван Сафонов работает на «Мосфильме».
В 1992 году Сафонова становится женой французского актера Самюэля Лабарта, который увозит супругу во Францию. В этой стране родился Александр, сын Елены и Самюэля. Но муж требует от жены полного отказа от актерской работы, что не устраивает Сафонову. После развода женщина уезжает на родину.
Большим ударом для Елены Сафоновой оказалось то обстоятельство, что после бракоразводного процесса суд запретил увозить женщине сына Сашу из Франции до наступления его совершеннолетия. Позднее Александр получил актерское образование и сейчас работает режиссером. Мама и старший брат Иван часто навещают его.
Сегодня знаменитость редко появляется на публике, не откровенничает с представителями прессы. В редких интервью о лично жизни артиста повторяет, что в ее жизни есть только двое главных мужчин — это ее сыновья.
Зимой 2020 года поклонники Сафоновой открыли для себя кумира с другой стороны. В СМИ было опубликовано письмо артистки президенту РФ. К слову, ранее звезда ни разу не была замечена в каких-либо политических заявлениях.
В нем содержались гневные обращения к главе страны, к власти, а также обвинения в разделении государства на два лагеря — тех, кто «оголтели от безнаказанности» и тех, кому сегодня приходится выживать.
Акцент в письме был сделан и на уничтожении культуры народа, вытеснения из сознания людей понятий порядочности и совести. Отдельной статьей было выделено телевидении с пошлыми программами. Собственно, на публикацию этого «крика души» артистку подтолкнула ситуация в стране с бездомными животными. Посетив конференцию в «Интерфаксе» Сафонова была потрясена и способами решения этого вопроса, и политической обстановкой в целом.
Елена Сафонова сейчас
Звезда «Зимней вишни» снялась в мини-сериале «Виктория», представив на экранах яркий дуэт с Софьей Присс. Отношения свекрови и невестки — тема, которая неоднократно обыгрывалась и в кинематографе, и в литературе, и даже в анекдотах. Однако режиссер Андрей Селиванов не побоялся обратиться к ней, продемонстрировав на экранах непростой сюжет, наполненный трагическими событиями.
Елена Сафонова
фотографии >>
биография
Сафонова Елена Всеволодовна
Родилась 14 июня 1956 года в Ленинграде.
Заслуженная артистка России (2015).
Дочь известного актёра Всеволода Сафонова (1926-1992) и режиссёра «Мосфильма» Валерии Рублевой.
После школы два года работала библиотекарем, а потом поступила на актёрский факультет ВГИКа. Но, проучившись там два года, вернулась в Ленинград, где продолжила учебу в Институте театра, музыки и кинематографии (ныне Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства).
По окончании в 1981 году ЛГИТМиКа один сезон работала в театре имени Веры Комиссаржевской.
Дебютировала в кино ролью Любы в фильме «Ищу мою судьбу» (1974). Образ певицы Саломеи Крушельницкой в фильме «Возвращение Баттерфляй» (1982, реж. Олег Фиалко) стал заявкой актерской темы Сафоновой: сильная женщина в ситуации выбора между личным счастьем и эмансипированным существованием. Однако поистине всенародное признание принесла Елене роль Ольги в «Зимней вишне» (1985, реж. Игорь Масленников). Этот фильм принес широкую популярность и признание коллег по искусству.
В 1985 году была названа лучшей актрисой года, в 1986 году получила премии за лучшее исполнение женской роли на кинофестивалях в Мадриде и в Алма-Ате.
За роль Анны в советско-итальянском фильме «Очи чёрные» (1987, реж. Никита Михалков) была отмечена призом «Давид Ди Донателло» (Италия, 1988).
Выйдя замуж за французского актёра Самюэля Лабарта, Сафонова жила в Париже и снималась во французских фильмах («Аккомпаниаторша», «Мадемуазель О.», «Женщина на ветру», «Ветер с востока»). По-прежнему активно работала в России: играла Ольгу в «Зимней вишне-2» (1990) и «Зимней вишне-3» (1995), спившуюся и постепенно теряющую рассудок жену «нового русского» в картине «Музыка для декабря» (1995, реж. Иван Дыховичный). Постсоветское кино не преминуло воспользоваться волевым и одновременно женственным имиджем актрисы. В фильме «President и его женщина» (1996, реж. Елена Райская) её героиня Вера опять оказалась перед выбором между семейным счастьем и на этот раз политической карьерой. В «Принцессе на бобах» (1997, реж. Виллен Новак) ее Нина также стояла перед дилеммой: остаться гордой, но бедной, или поступиться принципами и стать женой нувориша. За роль Веры Елена Сафонова удостоилась премий «Ника» и «Киношок», а за роль Нины — премии Сочинского кинофестиваля и фестиваля актёров кино «Созвездие».
Во Франции продолжала свою профессиональную карьеру. Сыграла в том же спектакле, где был занят её муж, — в пьесе Жан-Мари Бессе «То, чего ждем, и то, что происходит», посвященной гей-культуре (роль Софи). Русская актриса блестяще справилась со своей ролью и заслужила похвальные отзывы в прессе. После этого Сафонова получила сразу несколько предложений от французских режиссеров. Но что бы ни выбирали героини Сафоновой — счастье или гордость, независимость или любовь, — их выбор в любых сюжетных ситуациях выглядел убедительным благодаря обаянию актрисы. В 1997 году Сафонова рассталась с мужем и вернулась в Россию, поступив, таким образом, вполне в духе своих героинь.
По возвращении в Россию Сафонова живет в Москве и не испытывает творческой невостребованности. На театральной сцене она удостоилась премии «Чайка-99» за роль Полины в комедии «Плачу вперед!» (по пьесе Надежды Птушкиной), поставленной театром «Амфион». В составе антрепризы В.Дубровицкого LA’ТЕАТР Сафонова прекрасно играет такие роли, как Крис Горман (комедия «Слухи» по пьесе Нила Саймона) и маркиза де Мертей («Опасные связи» по мотивам пьесы Леонида Филатова и куртуазного романа Шодерло де Лакло). Нельзя также не отметить роль Марты в спектакле «Девичник» (по пьесе Л.Каннингем «Beautiful Bodies»), созданном продюсерской компанией «Независимый театральный проект». В области кинематографии Елена Сафонова уже в постфранцузский период сыграла более тридцати ролей, среди которых хотелось бы отметить ее замечательную Лизу в фильме «Женская собственность» (1999, реж. Дмитрий Месхиев).