садовая кудринская 6с1 история особняка
Где жил Чехов и гостил Гиляровский: началась реставрация старинного особняка на Садовой-Кудринской улице
В Доме-музее Антона Павловича Чехова начались реставрационные работы. Особняк расположен по адресу: Садовая-Кудринская улица, дом 6, строение 2. В этом доме писатель жил вместе со своей семьей четыре года (с 1886 по 1890-й). Здесь он написал многие свои произведения, например пьесы «Леший», «Медведь», «Иванов», повести «Степь», «Огни» и другие.
«Восстановление планируется завершить до конца этого года. После реставрации в доме возобновит работу музей, на втором этаже появится небольшая камерная сцена. Фасад здания украсят архитектурно-художественной подсветкой», — сообщила Наталья Сергунина, заместитель Мэра Москвы.
Здание обладает статусом объекта культурного наследия федерального значения и находится под охраной государства. Все реставрационные работы проводятся под контролем столичного Департамента культурного наследия.
«Изящный дом-комод на Садовой-Кудринской улице хорошо известен многим горожанам. В первую очередь благодаря тому, что здесь жил писатель Антон Павлович Чехов. Несмотря на то что дом относительно небольшой, он выделяется на фоне других зданий, расположенных по соседству. Его отличает яркий красный цвет и необычная архитектура: фасады украшены эркерами, ризалитами и другими декоративными элементами», ― рассказал глава Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.
Во время работ специалисты отреставрируют фасады особняка, приведут в порядок карнизы и наличники на окнах и дверях. Отдельное внимание уделят восстановлению цоколя и крыльца из белого камня. Кроме того, в здании заменят водосточные трубы, отливы на окнах, отремонтируют кровлю.
Работы будут проводиться не только снаружи, но и внутри дома-музея. В частности, на первом и втором этажах отреставрируют дубовый паркет, старинные печи, профилированные карнизы. Специалисты воссоздадут обои по рисункам Чехова, которые писатель сделал в 1889 году, приведут в порядок дверные проемы, а также парадную белокаменную лестницу на первом этаже.
Особняк с двумя флигелями был построен архитектором Василием Афанасьевым в 1874 году по заказу подполковника Владимира Ростовцева. Через год дом приобрел известный столичный врач, помощник инспектора Московского университета Яков Корнеев. Он поселился в центральном здании, а два боковых флигеля сдавал внаем за 650 рублей в год.
Флигель, в котором жила семья Чеховых, представляет собой двухэтажное каменное здание (улица Садовая-Кудринская, дом 6, строение 2). Оно построено в шатерном стиле и украшено эркерами (выступающая из плоскости фасада часть помещения, частично или полностью остекленная). За необычную планировку с ризалитами (часть здания, выступающая за основную линию фасада во всю его высоту) и яркий красный цвет Чехов называл этот дом комодом. В двухэтажном флигеле писатель жил вместе с матерью, сестрой Марией и братом Михаилом. Комнаты Антона Павловича ― кабинет и спальня ― располагались на первом этаже и выходили на Садовую-Кудринскую улицу.
В этом доме Чехов писал, здесь же он продолжал свою медицинскую практику, вел прием пациентов практически ежедневно. Будучи человеком гостеприимным, писатель любил собирать вокруг себя большое количество друзей. В особняке часто бывали писатели и актеры Владимир Короленко, Дмитрий Григорович, Алексей Плещеев, Владимир Гиляровский и многие другие.
Музей в этом здании открыли в 1954 году, когда отмечалось 50-летие со дня смерти писателя. В экспозиции представлены документы и материалы из личного архива Чехова и его семьи. В большинстве комнат исторические интерьеры были восстановлены по рисункам Михаила и Марии Чеховых. Сейчас дом писателя входит в состав Государственного литературного музея имени В.И. Даля.
galik_123
Наводы
Фото 1914 года (из музея П.И. Чайковского). Вид со стороны Кудринской площади
4. Вот так сейчас выглядит городская усадьба XIX века. Главный дом усадьбы перестраивался в 1817, 1862, 1900 годах. И совсем недавно.
5. Двухэтажный, симметричный дом с рустованными стенами венчает кокошник с вензелем.
6. Кокошник с вензелем появился в 1994 году, когда в доме был последний ремонт.
9. Окна особняка, выходящие на Большую Никитскую.
10. Окна, выходящие на Кудринскую площадь.
11. Вход в особняк с Большой Никитской.
Современный вид усадьбы со стороны Поварской улицы. Флигель
15. 18 мая 2007 года в реконструированном здании был открыт музей «П. И. Чайковский и Москва» (филиал музея имени Глинки). Музей не является мемориальным, а отражает музыкальную, культурную и художественную атмосферу Москвы эпохи Чайковского.
На первом этаже здания со стороны Кудринской площади работает кафе «Кофемания».
16. На фасаде установлена мемориальная доска.
17. В вестибюле музея установлен бюст задумчивого П.И. Чайковского.
18. В экспозиции музея два раздела. Первый раздел отражает личность П.И. Чайковского, его характер, повседневную жизнь, общение с родными. Второй раздел посвящён музыкальным, художественным, общественным контактам Петра Ильича с внешним миром.
19. Карта показывает, как имя русского композитора П.И. Чайковского помнят и чтят во всём мире. Его произведения относятся к числу наиболее часто исполняемой музыки.
20. Музей интересен для посещения с детьми.
22. Современное мультимедийное оборудование позволяет перелистать звучащие страницы нотных автографов, страницы писем к различным адресатам, ознакомиться с избранными музыкальными посвящениями композитора, увидеть круг поэтических соавторов П.И. Чайковского, узнать информацию о важнейших местах, связанных с его жизнью и творчеством.
25. Основу экспозиции составили подлинные материалы: исторические документы, личные вещи композитора, фотографии П.И. Чайковского, его коллег, друзей и членов семьи, письма. Можно увидеть рукописное наследие композитора: более пятидесяти автографов («Евгений Онегин», «Пиковая дама» и др.), партитуры, литературные рукописи.
26. На третьем этаже расположен концертный зал, где часто проходят различные концерты и абонементные вечера. Там же представлена сейчас выставка живописных и графических работ Елены Гаршиной «Я люблю балет». Выставка включает в себя графические и монументально-декоративные полотна к балетам П.И. Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица», а также этюдные зарисовки, сделанные в театрах. Выставка продлится до 1 февраля.
30. Дополняют экспозицию балетные костюмы (пачки и балетные тапочки) к балету «Спящая красавица» постановки Ю. Григоровича1963 года из личного архива балерины Большого театра Е.Л. Рябинкиной.
33. Концертный зал устроен в мансардном этаже.
34. Здесь проводятся различные просветительские и концертные циклы, праздничные программы, абонементные концерты.
35. А так выглядела Большая Никитская со стороны Кудринской площади в начале прошлого века.
37. Вечером на Большой Никитской перед Кудринской площадью.
Маршальский дом: как реставрируют историческое жилое здание на Садовой-Кудринской
На Садовой-Кудринской улице есть семиэтажное темно-серое здание с высокими арками и башенками на крыше. Это так называемый маршальский дом, построенный в 1947 году для высшего командного состава. Здесь живут потомки военачальников, которые получили квартиры после Великой Отечественной войны, а также архитекторов, строивших дом. В 2019-м в доме завершили реставрацию первого этажа, а в этом году началось восстановление всего здания.
Корреспондент mos.ru побывал в маршальском доме, увидел, как работают реставраторы, и поговорил с теми, кто возвращает зданию исторический вид.
Подготовка к реставрации
Сейчас величие маршальского дома сложно оценить — он полностью заставлен строительными лесами. Если присмотреться, можно увидеть декоративные элементы, балконы, арки и массивные цифры «1947».
Дом на Садовой-Кудринской — объект культурного наследия. Поэтому Фонд капитального ремонта (ФКР) занимается не только его комплексным ремонтом, но и реставрацией.
«Подходы к реставрационным работам всегда одинаковые. Неважно, кто является заказчиком — столичный Департамент культурного наследия, Фонд капитального ремонта Москвы или собственник. Они регламентированы федеральным законом и соответствующими ГОСТами. Разница в случае с маршальским домом в том, что ФКР выполняет работы по всему дому целиком, а работы в помещениях первого этажа ранее проводились их собственником в лице Минобороны России. Стоит отметить, что и те и другие работы проводятся под контролем Департамента культурного наследия Москвы», — поясняет Сергей Краснов, начальник управления по работе с объектами культурного наследия службы строительного контроля Фонда капитального ремонта.
Реставрация начинается с замеров, взятия проб материалов, лабораторных исследований. Также архитекторы изучают архивы, фотографии, чертежи, описания деталей. Все это нужно для составления проекта, объем которого может достигать 30 томов.
Готовая документация проходит историко-культурную экспертизу. Затем она размещается в публичном пространстве, и все желающие могут высказать свои замечания. Если их не поступило (а по маршальскому дому никакой критики не было), то проект согласовывает Департамент культурного наследия. Если замечания есть, их проверяют на корректность и вносят изменения. Потом через аукцион выбирают подрядчика, он получает разрешение и начинает работы. Реставрация проходит под надзором в том числе научного руководителя, который разрабатывал проект.
При подготовке к реставрации важную роль играют современные технологии.
«Применяется лазерное сканирование элементов здания, облет коптером, который делает несколько тысяч фотографий высокого качества. Затем специальная компьютерная программа обрабатывает снимки, потом строится цифровая модель и уже на основании нее ведется проектирование. Также применяется BIM-проектирование», — рассказывает Сергей Краснов.
С одобрения жильцов
Важная особенность реставрации жилых домов — обсуждение с жителями. Иногда они хотят, к примеру, покрасить фасад или поставить стеклопакеты. Но на объектах культурного наследия это делать запрещено. По словам Сергея Краснова, с маршальским домом подобных проблем не возникало.
Жительница дома Евгения Воронцова отмечает, что без одобрения жильцов не принималось никаких решений. Кроме того, люди делились со специалистами сохранившимися документами.
«Все, что у нас было, мы предоставили еще на стадии разработки проекта. Старых фотографий здания у жильцов практически нет, потому что тогда в основном снимали само Садовое кольцо, улицы, деревья. Дом обычно никто не фотографировал, могли подъезд запечатлеть», — говорит она.
Евгения Воронцова живет в маршальском доме в течение 50 лет. Квартиру здесь получил ее прадед Константин Смирнов, генерал-лейтенант авиации. До переезда он и трое членов его семьи ютились в 14-метровой комнате в коммуналке возле Киевского вокзала. «В семье у нас есть такая легенда, что, когда прадед попал впервые в новую квартиру, он сказал: “Боже мой, я могу ходить в трусах!” Но я помню его всегда при параде — в выглаженных брюках, рубашке, с галстуком и с палочкой», — рассказывает Евгения.
По проекту трех архитекторов
Маршальский дом выделяется не только своей архитектурой, но и историей — его строили пленные немцы. Примечательно, что до войны на этом месте стояло другое здание, уничтоженное во время нацистских бомбардировок.
«В центре не так много “немецких” домов. Маршальское здание — редкое исключение. Дома, построенные пленными, есть, к примеру, на улице Алабяна, в районе Октябрьского Поля. А дома в Красногорске строили также и японские пленные», — рассказывает экскурсовод Георгий Макеев.
Дом на Садовой-Кудринской проектировали три архитектора — Лев Руднев, Владимир Мунц и Виктор Асс. Они нередко работали вместе. Так, все трое являются авторами одного из зданий Министерства обороны на Фрунзенской набережной.
Георгий Макеев подчеркивает, что дома, предназначенные для какой-то профессиональной группы, не были редкостью. «Для советского времени вообще характерны дома с однородным составом — дом сотрудников НКВД, дом писателей, а на Патриарших прудах есть трехэтажный будто бы особняк, но на самом деле шестиквартирный дом для генералов».
Максимально сохранить исторические элементы
В маршальском доме уже полностью заменили электрику, сейчас приводят в порядок другие инженерные коммуникации, также идет реставрация фасада, интерьеров и крыши.
Реставратор Владимир Брижинский восстанавливает двери, порталы, перила, лифтовые проемы, окна — все, что находится внутри здания. Он показывает двери входной группы одного из подъездов.
Дом, которого нет: история особняка на Садовом кольце
В XX веке архитектура центра Москвы претерпела существенные изменения, и многие здания со старых фотографий уже практически невозможно найти. По мотивам архивной фотокарточки Константин Коновалов и Наталья Москалева рассказывают таинственную историю исчезнувшего особняка на Садовом кольце.
На карте Москвы много белых пятен: центр города строили и перестраивали. Если новым планам мешали старые постройки, с ними зачастую обходились неделикатно. История и люди не пощадили многих зданий: их история прячется в архивах, малодоступных для просмотра. Архитектура не живет сама по себе, она всегда рассказывает нам об эпохе, и один из артефактов этой эпохи мы нашли в центре Москвы.
В интернете гуляет фотография старой почтовой карточки. Это открытка начала XX века: «Москва, Садовая, дом Мальмбергъ». Дом впечатляющий и загадочный — других его фотографий в интернете не найти, упоминаются только некоторые факты.
Итак, этот дом мог быть:
а) построен профессором истории искусств Московского университета Владимиром Мальмбергом в арендованном имении Шугаевой;
б) стоял на углу Садового кольца и Лихого переулка;
в) спроектирован архитекторами Федором Кольбе и Сергеем Калугиным;
г) возведен в 1901 году;
д) разобран при строительстве нового корпуса кооперативного дома 4а в 1927 году или снесен при расширении Садового кольца.
На углу Садового кольца и Лихова переулка, в районе Цветного бульвара, действительно стоит дом под номером 4а. Он построен в 1935, а не 1927 году, если верить источникам из интернета. Его плотно окружают высокие доходные дома 1910–1917 годов. Сложно представить, что готический дом с открытки поместился бы здесь. Даже если это так, то в кадре на фоне дома должен быть виден купол храма, открытый в 1903 году, но его там также нет.
Итак, дом где‑то на Садовом. Похож на жилой: двухэтажный особняк, нарядный, кирпичный. Вдохновлен готикой — «maison au style gothique». Много деталей и декора. Перед домом у фонтана двое мужчин позируют фотографу. Один уверенно положил руку в карман, второй, в каске и рубахе, сложил руки за спиной. Окна затянуты белым полотном — вероятно, в момент съемки в доме не живут.
Быстрая проверка адреса показала, что факты спорные, да и сама открытка вызывала много вопросов: почему дом Мальмберг нигде не упоминается без контекста открытки? Что за дом стоит на фоне? Кто эти люди, которые позируют фотографу? Если дом и правда существовал в Москве, где он стоял и куда исчез?
От открытки веяло тайной, и мы решили найти ответы этой головоломки.
Открытка дореволюционная, издательства П. фон Гиргенсона, напечатана гамбургской фирмой Knackstedl & Näther. Мы видим дом целиком — чтобы получить такой кадр, фотограф без широкоугольного объектива (а их в начале XX века еще не изобрели) должен был отойти на немалое расстояние. Для подобных карточек использовали, как правило, снимки городской жизни без позирования, но это фото явно постановочное. Раз в кадре нет улиц, здание имеет большой двор с садом или парком. Значит, кто‑то специально позвал фотографа на закрытую территорию. И это место выглядит настолько большим, что исчезновение дома с карты центра города становится еще более загадочным.
Шаг 1. Мальмберг
Дома до революции называли по имени владельцев, и, по версии интернета, наш дом принадлежал Владимиру Константиновичу Мальмбергу — русскому историку и археологу, профессору истории искусств, первому директору Пушкинского музея.
Он работал в Казани, Петербурге и Дерпте. В 1907 году был приглашен в Московский университет, а в 1909 окончательно переехал в Москву, где начал работу над созданием Музея изобразительных искусств имени императора Александра (современного Пушкинского).
Если это так, то можно сделать вывод, что фото сделано после 1909 года, когда профессор уже поселился в городе. Выглядит это достаточно убедительно. Мальмберг — фамилия редкая, и в Москве начала XX века именно Владимир Константинович предстает перед нами успешным и богатым человеком. Почему бы ему не иметь такой дом?
Убедиться, что владелец дома точно не основатель Пушкинского музея, нам помогла Ярослава Мальмберг — правнучка Владимира Константиновича. Мы нашли Ярославу по ее статье, посвященной поиску потомков Мальмберга. С ее слов, про личный дом В.К.Мальмберга в Москве нет никакой информации: его семье была выделена квартира в здании музея, куда семья и переехала.
Значит, нам нужен другой Мальмберг.
В Москве начала века жили несколько Мальмбергов. Мы нашли их в адресных книгах «Вся Москва» — ежегодном справочнике, где можно узнать адрес москвичей по фамилии. Из жителей Садового кольца упоминаются Алексей Романович, Ираида Ивановна, Николай Романович, Роман Романович и его жена с инициалами А.А. Google выдает, что эти люди имели статус, занимались бизнесом и участвовали в светской жизни: пометка «п.п.гр.» означает «потомственный почетный гражданин». Кто‑то из них вполне мог владеть таким домом.
Мы расставили на карте точки, где на Садовом проживали найденные Мальмберги. Среди адресов оказался дом Шехтеля (дом 4 на Большой Садовой). Адрес на пересечении Лихова переулка с Садовым кольцом также подходит, хотя вызывает вопросы.
Шаг 2. Садовая
Садовое кольцо состоит из множества Садовых улиц, переходящих одна в другую. На нашей открытке Садовая указана без пояснений, однако Садовая улица — это не привычное нам Садовое кольцо, а лишь его часть. Садовыми назывались улицы от Кудринской площади до Таганской, а другой участок кольца делился на бульвары и валы. Поэтому поиск мы ограничили только историческими Садовыми.
Садовая также нашлась на старых картах в районе Останкино — позже эту улицу переименовали в Щелкановскую. Идея, что дом Мальмберг находится не на плотном Садовом кольце, а где‑то в пригороде Москвы, нам очень нравилась. Это вполне могла быть загородная резиденция. Но следов в Останкино мы не нашли, а поиски результатов не дали.
Мы взялись за старые карты Москвы и стали размышлять, где мог бы стоять этот дом. Если забыть адреса возможных Мальмбергов, то можно предположить, что дом находится на внешней стороне Садового кольца — в XIX веке там была более свободная застройка.
Кадр с открытки сделан в ясный солнечный день, и мы попробовали определить местоположение дома по наклону теней от деревьев — так можно предположить, в какую сторону света он повернут, а это поможет найти на картах наиболее подходящее место.
Кабинетного изучения карт и документов не хватало. Мы пошли в город и обошли дворы в зоне поиска. Искали намеки на перестройку зданий, сохранивших черты дома Мальмберг или соседнего дома с открытки, но ничего похожего не нашли. Также мы посетили адреса Мальмбергов из «Всей Москвы»:
Проанализировав всю доступную информацию и архивные фотографии, мы пришли к выводу, что самое загадочное место в нашей зоне поиска — это внешняя сторона Садовой-Самотечной в районе Цветного бульвара, где сейчас стоит Театр кукол имени Образцова. Найти внятную информацию и архивные фото из этого места мы не смогли.
Шаг 3. Архитекторы
Интернет говорит нам, что дом спроектировали архитекторы Кольбе и Калугин. За ответом мы пошли в Музей архитектуры имени Щусева. Просмотрели в картотеке архитекторов их портфолио — дома Мальмберг и ничего похожего на него там нет.
Фрагмент чертежа фасада дома с указанием авторства Кольбе и Калугина нам помогла найти Ирина Титунова, сотрудница Российской государственной библиотеки искусств. Ирина прислала фотографии страниц из справочника доктора искусствоведения Марии Нащокиной «Архитекторы московского модерна». Кольбе и Калугин в интернете появились, по-видимому, из этой книги: по версии справочника, они участвовали в перестройке дома.
Но и тут нестыковка: на чертеже перестройки — два этажа, а на фотографии только один. Вероятно, Кольбе и Калугин все-таки не имеют отношения к первоначальному варианту дома, хотя фотография дома с одним этажом стоит заглавной иллюстрацией к статье Марии Нащокиной о Кольбе.
Мы написали автору книги письмо с просьбой подсказать, где стоял дом Мальмберг и строил ли его Кольбе, но получили лишь скупой ответ: «вся информация есть в главархиве». Хорошо, это мы еще проверим.
Шаг 4. Владельцы и адрес
Историк и москвовед Павел Гнилорыбов сделал предположение, что дом Мальмберг, возможно, снесли при расширении Садового кольца. В интернете стали упоминать это предположение как факт. Мы уточнили у Павла, и он честно сказал, что это лишь версия — ему тоже интересно, что стало с домом.
Вопросы о доме Мальмберга мы задавали экспертам по архитектуре Москвы, но в ответ они пожимали плечами. Искусствоведы задавали нам встречный вопрос — уверены ли мы, что дом точно стоял в Москве? Да, мы были в этом уверены — он выглядит слишком значительным, чтобы просто исчезнуть.
По совету Гнилорыбова мы пошли в Российскую государственную библиотеку искать информацию о зданиях Москвы с 1900 года в подборках журнала «Зодчий», на старых московских картах и в справочниках. Информации о доме не было нигде, поэтому мы решили повнимательнее изучить дом, который числился за Мальмбергами в районе Самотечной.
В Российской государственной библиотеке мы снова взяли справочник «Вся Москва» и проверили Самотечную Садовую за разные годы. В справочнике указан список владельцев домов на каждой улице по порядку, но этот список не привязан к привычным нам номерам домов — нумерация в то время только появилась, и чаще дома называли по фамилиям владельцев. Поэтому с точностью сказать, где кто жил, сложно.
Мы сопоставили список владельцев домов, в котором упоминается Мальмберг на Самотечной, с такими же списками за предыдущие издания. На участке 247 эта фамилия появляется в 1903 году — с искажением в написании. Предыдущий владелец участка — Владимир Петрович Смирнов, сын «водочного короля» Петра Арсеньевича Смирнова, а годом ранее участок закреплен за видным русским банкиром и предпринимателем Яковом Рекком.
Из сохранившейся недвижимости Смирнова мы нашли загородный дом в Шелковке в 80 километрах от Москвы. Фотографии усадьбы выдают стиль, похожий на дом Мальмберг в Москве: едем посмотреть, чтобы убедиться.
Дом заброшен и находится на территории бывшей лесопилки. Усадьба стоит в руинах, но в ней легко читаются черты нарядной псевдоготики, которую мы видели в доме Мальмберг. Дом строил Шехтель — об этом Смирнов пишет в своих воспоминаниях, хотя в списке работ архитектора это здание упоминается редко.
Дома в Шелковке и на Садовом выдают сложившиеся архитектурные вкусы заказчика. И становится понятно, что загадка не в Мальмберге, а в Смирнове — дом в Москве строили по его заказу, а Мальмберги там какое‑то время проживали и владели домом на момент издания открытки.
Семья Смирновых прославила свою фамилию на весь мир крепкими напитками. Петр Арсеньевич Смирнов, бывший крепостной, построил большой и успешный бизнес на производстве алкоголя, который процветал до введения в России винной монополии. Владимир Петрович — его сын, предприниматель и конезаводчик — продолжил дело отца и в эмиграции основал бренд Smirnoff.
Вернемся в библиотеку. В справочнике за фамилией Смирнов стоит комбинация цифр 1326/333. С этим номером мы можем узнать адрес дома. Для этого нужна карта 1903 года с размеченной нумерацией участков по городским частям Москвы. Участок 1326/333 находится на внешней стороне Садового кольца в Сущевской части города. Совместив эту карту в прозрачности с современным снимком из космоса, мы увидели, где стоял наш особняк.
Все сходится: Мальмберги жили где‑то на Садовой-Самотечной. Наше предположение про внешнюю сторону Садового кольца и падающие тени оказалось верным.
Что находится в этом месте сейчас? Дореволюционный жилой дом (современный адрес — Садовая-Самотечная, 7), построенный в 1916 году. Но стоп: мы знаем, что дом Мальмберг снесли в конце 1920-х годов — так говорит интернет. Как на этом месте может стоять дом 1916 года? В справочнике ошибка? На карте 1903 года неверная нумерация? Проверить это можно только в Главном архиве Москвы.
Шаг 5. Архив
Поиск в архиве — занятие для сильных духом или очень увлеченных людей. Чтобы получить для изучения в читальном зале документы, нужно заполнить множество бумаг, переписывая с одной страницы на другую внутренние индексы томов. Документы не выдадут сразу: нужно ждать неделю — и, если допустят, можно приезжать и смотреть.
Информация о зданиях Москвы хранится в читальном зале архива научно-технической литературы. Мы были новичками: придя туда, мы знали только современный адрес участка и тот факт, что дома на нем больше нет. По номеру участка 1326/333 Сущевской части города нашли том дела с материалами — чтобы его получить, нужно было написать запрос на имя руководства.
Мы не ошиблись с номером участка. В запрошенных документах оказалась вся история дома Мальмберг – от строительства до гибели.
Рождение и гибель готического особняка Мальмберг
Сейчас на месте дома стоит жилая многоэтажка, но в середине XIX века это была почтовая станция с прудом, который использовали, вероятно, для обслуживания лошадей. Прудов в этом районе было несколько. Вместе с рекой Самотекой они дали улицам имена — Самотецкая (сейчас Самотечная) и Самотецкая Садовая (Садовая-Самотечная).
Во второй половине XIX века вместо лошадей стали использовать железнодорожный транспорт, и почтовые станции заменили на конторы. К 1874 году почты здесь уже нет: теперь это владение поручика Шипова — с прудом и постройками на территории.
В 1899 году участок покупает Яков Рекк, крупный девелопер того времени, который основал одну из крупнейших домостроительных фирм: Московское торгово-строительное акционерное общество. Общество Рекка выкупало территории в центре Москвы и строило частные дома, приглашая ведущих архитекторов.
На Самотечной Садовой Рекк засыпает пруд и строит на его месте деревянный особняк с каменной пристройкой по проекту архитектора Шервуда. Это и есть наш дом Мальмберг с открытки.
Известно, что 23 мая 1901 года новый владелец дома Владимир Петрович Смирнов подает в городскую управу прошение о его надстройке по проекту архитектора Калугина. На чертеже также стоит подпись архитектора Кольбе — вероятно, над проектом они работали вместе. Но к фотографии дома они не имеют отношения.
Мы разгадали тайну открытки: на фотографии мы видим дом на Самотечной после окончания строительства. Окна закрыты, поскольку там еще никто не живет. Перед фонтаном позируют два человека: судя по осанке, позе и одежде, справа стоит сам Смирнов. Фотографироваться он явно любил, сохранилось много снимков его семьи. На фотографиях он, как правило, держит голову в три четверти и немного наклоняется вперед.
Фотограф стоит у забора, выходящего на Садовое кольцо. Перед нами сад: Садовая улица получила свое название именно из‑за него. Сейчас садов не осталось — в 1930-е годы кольцевая зеленая улица Москвы превратилась в широкую магистраль.
Мальмберги прожили здесь пять лет, с 1903 по 1908 год. Дальше дом перепродавали несколько раз, и в 1914 году новый владелец участка, московский ювелир В.В.Шипотовский, подал прошение в Городскую управу с просьбой снести особняк. Он продал участок М.А.Страхову для строительства огромного по тем временам жилого многоквартирного дома. На плане хорошо видно, что форма нового дома задумана так, чтобы по максимуму использовать площадь купленного участка. Заднюю часть дома надстроили в конце 40-х. Сейчас он не очень выделяется на панораме улицы: его окружили соразмерные сталинские гиганты.
В 1914 году Москва лишилась удивительного особняка. Мы никогда не узнаем, была это только погоня за прибылью нового владельца или у него были объективные причины разобрать дом. Но это очень похоже на то, что происходит с историческими зданиями сейчас.