с в максимов бродячая русь христа ради

Максимов, С. В.
Бродячая Русь Христа-ради. Прошаки. Запрощики. Кубраки. Лабори. Нищая Братия. Побирушки. Погорельцы. Нищеброды. Калуны. Калики Перехожие (Слепцы). Богомолы. Богомольцы. Скрытники. Христолюбцы

Сергей Васильевич Максимов (1831-1901) – известный этнограф, фольклорист, известный русский писатель-путешественник, бытописатель, с 1900 г. почетный академик Императорской Академии Наук. Он изучал общинный и артельный быт крестьян, мастеровых-отходников, заключенных, староверов и сектантов, малых народов севера. Он был одним из первых исследователей, кто непосредственно изучал народный быт и фольклор. В книге автор дал исчерпывающее по тем временам описание различных видов бродяжничества, странничества, нищенства в Российской империи. Перед читателем прошли побирушки и погорельцы, нищеброды и калуны, калики перехожие, кубраки (собирающие «на церковь»), «странники божьи», убогие и увечные, ходоки и шатуны, бродяги-одиночки, семьи и артели. С. В. Максимов, сочетая строгий документализм с разнообразием форм повествования, с глубоким лиризмом и с сочувствием к судьбе человека из народа, исследовал и описал общинную организацию маргинальных коллективов, их быт, нравы, тайные языки, фольклор, психологию и своеобразное мировоззрение. Книга написана живым, образным языком, который в концентрированном виде передает народную речь и мысль, отражает дух и психологию народа. Книга содержит колоссальное количество этнографического материала.

Размер: 7,6 Мб
Тип: DJVU

Другие книги этого автора:

• Для того, чтобы скачать книгу, нажмите правой кнопкой мыши на ссылке «Скачать книгу» и выберите пункт «Сохранить объект как. «.

• Пожалуйста, указывайте ссылку на страницу с описанием книги, а не прямую ссылку на книгу, когда сообщаете о ней другим!

Источник

Бродячая Русь Христа ради

Скачать книгу (полная версия)

О книге «Бродячая Русь Христа ради»

Нищенство, странничество и существование именем Христовым – интересный культурный феномен, уходящий корнями глубоко в историю, в первые столетия христианства на Руси. Он был неразрывно связан с жизнью простого народа, его верой и патриархальным бытом. Отразились в нем и другие явления культуры. В 1868 г. С.В.Максимов был командирован Императорским географическим обществом в Северо-Западный край. Это последняя большая поездка путешественника-этнографа, в ходе которой он обследовал Смоленскую, Могилевскую, Витебскую, Виленскую, Гродненскую, Минскую губернии. Итогом поездки стала книга «Бродячая Русь Христа-ради», где с присущей С.В.Максимову точностью и полнотой описываются различные формы и разновидности нищенства со всеми их культурно-историческими, этнографическими и фольклорными особенностями.Книга написана живым, образным языком, который в концентрированном виде передает народную речь и мысль, отражает дух и психологию народа. Книга содержит колоссальное количество этнографического материала. В ней описаны типы нищих и странников с их характерными особенностями: прошаки, запрощики, кубраки, лабори (так назывались те, кто собирал деньги на строительство или ремонт храма, на новый иконостас, колокол и т.д.); нищая братия: побирушки, погорельцы, нищеброды, калуны, калики перерехожие (слепцы); богомолы, богомольцы, скрытники, христолюбцы. Среди них были потрясающие профессионалы своего дела, до тонкостей знавшие обычаи, поверья, приметы, то, в каких случаях следует молиться тому или иному святому. Они были носителями устной певческой традиции, посредством которой передавались духовные стихи, былины, предания. Книга передает живой интерес автора к обрядовому быту этой социальной среды, ее нравам, пословицам и поговоркам, метким «ходячим словам» и другим видам устного творчества. В ней отразились архитипические свойства русского национального характера с его своеобразным восприятием пространства, с тягой к «воле» вместо «свободы», с противоречием между свободой внешней и свободой внутренней, с восприятием бродяжничества и странничества как протеста и в то же время — как одной из форм духовного поиска.

На нашем сайте вы можете скачать книгу «Бродячая Русь Христа ради» Максимов Сергей Григорьевич бесплатно и без регистрации в формате pdf, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Источник

С в максимов бродячая русь христа ради

Нищенство, странничество и существование именем Христовым – интересный культурный феномен, уходящий корнями глубоко в историю, в первые столетия христианства на Руси. Он был неразрывно связан с жизнью простого народа, его верой и патриархальным бытом. Отразились в нем и другие явления культуры. В 1868 г. С.В.Максимов был командирован Императорским географическим обществом в Северо-Западный край. Это последняя большая поездка путешественника-этнографа, в ходе которой он обследовал Смоленскую, Могилевскую, Витебскую, Виленскую, Гродненскую, Минскую губернии. Итогом поездки стала книга «Бродячая Русь Христа-ради», где с присущей С.В.Максимову точностью и полнотой описываются различные формы и разновидности нищенства со всеми их культурно-историческими, этнографическими и фольклорными особенностями.Книга написана живым, образным языком, который в концентрированном виде передает народную речь и мысль, отражает дух и психологию народа. Книга содержит колоссальное количество этнографического материала. В ней описаны типы нищих и странников с их характерными особенностями: прошаки, запрощики, кубраки, лабори (так назывались те, кто собирал деньги на строительство или ремонт храма, на новый иконостас, колокол и т.д.); нищая братия: побирушки, погорельцы, нищеброды, калуны, калики перерехожие (слепцы); богомолы, богомольцы, скрытники, христолюбцы. Среди них были потрясающие профессионалы своего дела, до тонкостей знавшие обычаи, поверья, приметы, то, в каких случаях следует молиться тому или иному святому. Они были носителями устной певческой традиции, посредством которой передавались духовные стихи, былины, предания. Книга передает живой интерес автора к обрядовому быту этой социальной среды, ее нравам, пословицам и поговоркам, метким «ходячим словам» и другим видам устного творчества. В ней отразились архитипические свойства русского национального характера с его своеобразным восприятием пространства, с тягой к «воле» вместо «свободы», с противоречием между свободой внешней и свободой внутренней, с восприятием бродяжничества и странничества как протеста и в то же время — как одной из форм духовного поиска.

Источник

File:Максимов C.В. Бродячая Русь Христа-ради. (1877). РГБ.pdf

с в максимов бродячая русь христа ради. Смотреть фото с в максимов бродячая русь христа ради. Смотреть картинку с в максимов бродячая русь христа ради. Картинка про с в максимов бродячая русь христа ради. Фото с в максимов бродячая русь христа ради

с в максимов бродячая русь христа ради. Смотреть фото с в максимов бродячая русь христа ради. Смотреть картинку с в максимов бродячая русь христа ради. Картинка про с в максимов бродячая русь христа ради. Фото с в максимов бродячая русь христа ради

Captions

Captions

Summary [ edit ]

с в максимов бродячая русь христа ради. Смотреть фото с в максимов бродячая русь христа ради. Смотреть картинку с в максимов бродячая русь христа ради. Картинка про с в максимов бродячая русь христа ради. Фото с в максимов бродячая русь христа ради

Licensing [ edit ]

The Russian Federation (early Soviet Russia, RSFSR) is the historical heir but not legal successor of the Russian Empire, and the Russian Empire was not party to the Berne Convention (it was not country of Union for the protection of the rights of authors in their literary and artistic works), so according to article 5 of the Convention this work has no country of origin except:

The exclusive rights to this work do not extend on territory of the Russian Federation according to article 1256 of the Civil Code of the Russian Federation (details), because this work does not meet the requirements on the territory of publication, on the author’s nationality, and on obligations for international treaties.

If applicable, <> or <> should be used instead of this tag.

This work is in the public domain in the United States because it was published (or registered with the U.S. Copyright Office) before January 1, 1926.

с в максимов бродячая русь христа ради. Смотреть фото с в максимов бродячая русь христа ради. Смотреть картинку с в максимов бродячая русь христа ради. Картинка про с в максимов бродячая русь христа ради. Фото с в максимов бродячая русь христа ради

This tag is designed for use where there may be a need to assert that any enhancements (eg brightness, contrast, colour-matching, sharpening) are in themselves insufficiently creative to generate a new copyright. It can be used where it is unknown whether any enhancements have been made, as well as when the enhancements are clear but insufficient. For known raw unenhanced scans you can use an appropriate <> tag instead. For usage, see Commons:When to use the PD-scan tag.

с в максимов бродячая русь христа ради. Смотреть фото с в максимов бродячая русь христа ради. Смотреть картинку с в максимов бродячая русь христа ради. Картинка про с в максимов бродячая русь христа ради. Фото с в максимов бродячая русь христа ради

File history

Click on a date/time to view the file as it appeared at that time.

Date/TimeThumbnailDimensionsUserComment
current03:51, 22 January 2021с в максимов бродячая русь христа ради. Смотреть фото с в максимов бродячая русь христа ради. Смотреть картинку с в максимов бродячая русь христа ради. Картинка про с в максимов бродячая русь христа ради. Фото с в максимов бродячая русь христа ради750 × 1,260, 469 pages (16.31 MB) Senapa (talk | contribs)Transferred from https://rusneb.ru/local/tools/exalead/getFiles.php?book_id=000199_000009_003607659&name=%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8F%D1%87%D0%B0%D1%8F%20%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%8C%20%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0-%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8&doc_type=pdf

You cannot overwrite this file.

File usage on Commons

The following page uses this file:

Metadata

This file contains additional information such as Exif metadata which may have been added by the digital camera, scanner, or software program used to create or digitize it. If the file has been modified from its original state, some details such as the timestamp may not fully reflect those of the original file. The timestamp is only as accurate as the clock in the camera, and it may be completely wrong.

Источник

С в максимов бродячая русь христа ради

«Бродячая Русь» (Памяти С. В. Максимова)

Около тридцати лет тому назад полубеллетристические-полуэтнографические очерки С.В.Максимова[1] знакомили русскую интеллигенцию с миром бродяг и босяков. Правда, Максимов в своих очерках не открывал совершенно нового мира: бродяги и раньше весьма часто останавливали на себе внимание русских писателей. Бродяги фигурировали, например, в качестве эффектных героев романтических поэм и повестей; бродяг идеализировали, «личность» бродяг защищали «люди сороковых и пятидесятых годов»[2]; о «лютом бродяжьем горе» скорбели прогрессисты-народники. Но Максимов первый в многосторонней картине изобразил «бродяжье» царство, первый заглянул пристально в его глубину, первый широко рассмотрел вопрос об его истинных экономических и социальных устоях, первый сделал некоторые общие выводы о духовном и нравственном облике его обитателей.

Он имел перед своими глазами бродячую Русь, живущую традициями седой старины, поставленную далеко не в те суровые условия существования, какие выпали на долю современного босячества. Его бродяги – «голь настоящая, сгорбленная и оборванная, очень растрепанная и неумытая» – не являются обреченными на немедленную гибель пасынками того общественного и хозяйственного строя, на лоне которого они потерпели крушение. Лишившись звания и положения полноправных членов этого строя, они, тем не менее, продолжают сохранять некоторые родственные связи с этим строем, находятся под его покровительством, пользуются строго определенной помощью с его стороны, живут на его иждивении.

Крестьяне-общинники и патриархальная буржуазия, подавая милостыню, платят им «обычную, неизбывную подать, давно заусловленную и всегда обязательную».

Обязательная уплата подобной «подати» в известной степени спасает «нищенствующую братию» от опасности умереть голодной смертью. «Ежедневно прикармливаясь от деревенских соседей по их непривычке к отказу, имея даже свои праздники и обедные дни, по древним народным законам, с тех древних времен, когда у московских царей при дворе содержались даже придворные «штатные» нищие на случай известных церковных обрядов (вроде омовения ног) – деревенское нищенство далеко от опасностей голодной смерти». «Для нищего на Руси, на проторенных дорогах», в течение всего круглого года имеется «готовая помощь и пища с древнейших времен».

Но нет правила без исключения, и в среде нищенствующей братии выделяются несчастливцы, существование которых гораздо менее обеспечено, которые гораздо больше должны опасаться призрака голодной смерти. Это – «мещанская голь», опутанная тенетами самой безысходной нужды, изнывающая в «отчаянии бездолья» и под давлением отчаяния решающаяся на слишком «смелые» дела, на преступления… О мещанской голи Максимов упоминает редко и каждый раз вскользь. Его интересует главная масса обитателей «бродяжьего царства».

«Отчаяние бездолья» чуждо главной массе бродяжьего царства. Непорванная связь с патриархальным строем, постоянная уверенность в «готовой помощи и пище» кладут на их душевный мир свою печать: все эти погорельцы, побирушки, нищеброды, калики перехожие живут сравнительно спокойной, уравновешенной внутренней жизнью: им недоступны глубокие, сильные, острые страсти и душевные движения. Единственно, в чем проявляется их душевная дисгармония, порожденная сознанием «бесталанной, сиротской» доли, в их чувствительности к обидам и в затаенной тоске.

Они, в глазах Максимова, – прежде всего люди, потерявшие силу[3]. Не способные на сильные чувства, не обладающие силой характера, больные, «обиженные природой», лишенные физических сил, они органически лишены вместе с тем любви к труду.

Убогий Мартын «родился, как говорится, на камушке, то есть в круглой нищете», с детства набирался уличной мудрости, просвещался «базарной наукой». В результате подобного воспитания оказалось, что он «ни за какую работу уцепиться не мог», хотя не раз пробовал приняться за производительную трудовую деятельность.

– Нет, ты вот послушай, – говорит автору один крестьянин. – Пробовал он, точно пробовал: из-за хлеба очищал зимой проруби на реке: толку-то у него в этом не бывает. Нанимался он и в дома, в работники, – да как? Меня, говорит, хоть и не корми, а давай водки. Мужик нанял его богатый, давал ему водки каждый день, и впрямь он сыт был, и к обеду не ходил: диву даже дались. Житье ему было красное, однако не уцепился, опять ушел под окна и опять к своей старухе под крыло. Хвастывал он мне, что и на землю пробовал садиться; тоже поля пахал.

Максимов, Сергей Васильевич (1831–1901) – этнограф, фольклорист, путешественник, писатель, мемуарист. Литературную деятельность начал в 1850-х гг., сблизившись в Москве с кружком молодой редакции «Москвитянина» во главе с А.Островским. По совету М.Л. Михайлова в 1854 г. публикует первый художественно-этнографический очерк «Крестьянские посиделки в Костромской губернии», который имел большой успех. По совету И.Тургенева, отметившего его талант и наблюдательность, Максимов весной 1855 г. совершил пешую литературно-этнографическую экскурсию по Владимирской, Нижегородской и Вятской губерниям, результатом которой стал двухтомник рассказов «Лесная глушь. Картины народного быта» (1871), написанных в традиции «физиологических очерков» 40–50-х гг. Но в отличие от «физиологической традиции» Максимов изображал крестьянский мир целостным: в рассказах отражены не только сиюминутные наблюдения за крестьянской жизнью, дан не только ее узкосоциальный срез, но также показана народная историческая память, выраженная в фольклоре, фольклорном мироощущении. Рассказы получили положительную оценку. В 1856 г. Максимов в составе организованной Военно-Морским министерством экспедиции исследовал Русский Север, побывал в Олонецком крае, на Белом море, добрался до Ледовитого океана и Печоры. По итогам экспедиции появилась книга «Год на севере» (1859), а Максимов был награжден золотой медалью Русского Географического Общества. В 1858 г. путешествовал по Южнорусским губерниям, позже изложив свои впечатления в книге «Куль хлеба и его похождения» (1873), а в 1860–1861 гг. совершил путешествие на Дальний Восток и в Приамурье (этой экспедиции посвящена книга «На Востоке, поездка на Амур в 1860–1861 гг., дорожные заметки и воспоминания», 1864). Изучал сибирские тюрьмы и жизнь ссыльных, которым впоследствии посвятил книгу под названием «Тюрьма и ссыльные» (издана «секретно» Военно-Морским министерством в Петербурге в 1862 г., всего в пятистах экземплярах, для широкого читателя была опубликована в 1871 г. под заглавием «Сибирь и каторга»). В 1862–1863 гг. совершил поездку на юго-восток, на берега Каспийского моря и на Урал, уделив большое внимание жизни казаков, местных старообрядцев и сектантов («Иргизские старцы», «Духоборы», «Молокане» и др.). Свои размышления над причинами раскола изложил в книге «Рассказы из истории старообрядчества по раскольничьим рукописям» (1861), назвав главным фактором демократическую оппозицию народа по отношению к официальной власти, за что в 1864 г. был привлечен по «делу 32-х» и обвинен в связях с В.И. Кельсиевым, но вскоре освобожден от суда. В 1865 г. принял участие в редактировании и составлении книжек для народа, издававшихся книгоиздательством «Общественная польза», а также сам писал подобные сочинения, раскрывающие страницы отечественной истории и приобщающие простого читателя к духовным устоям России («Край крещеного света», 1865–66; «О русской земле» в 2-х частях, 1865; «Как и чему учил Петр Великий народ свой», 1972; «Соловецкий монастырь», 1872 и др.). Последнюю экспедицию в 1868 г. посвятил изучению Северо-Западного края, посетил Смоленскую, Могилевскую, Витебскую, Минскую и другие губернии. Итогом поездки стала книга «Бродячая Русь Христа-ради» (1877), где Максимов вывел и описал различные формы и разновидности нищенства со всеми их культурно-историческими, этнографическими и фольклорными особенностями, показав тысячелетние исторические корни российского попрошайничества, на которые не в последнюю очередь оказала православная «нищелюбская» традиция. Большое значение в истории отечественной мемуаристики оставили воспоминания Максимова о русских писателях и общественных деятелях («Один из наших народников (Воспоминания о П.И. Якушкине)», 1883; «Н.А. Бестужев (По его письмам)», 1883; «За А.Ф. Писемского (По литературным воспоминаниям)», 1889; «А.Н. Островский (По моим воспоминаниям)», 1889 и др.). После смерти Максимова вышел большой том его сочинения «Нечистая, неведомая и крестная сила» (1903), представляющая собой описание народных верований на основании его собственных наблюдений и материалов, собранных по поручению князя Тенишева.

Представители западнического и славянофильского направлений в русской общественной мысли и литературе, которых первоначально связывал общий интерес к немецкой идеалистической философии. К первому относились В.Г. Белинский, И.И. Панаев, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, П.В. Анненков и др., выразителями второго были А.С.Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф.Самарин, Н.М. Языков и др. В своих размышлениях, несмотря на последующие разногласия в «программах», касались вопросов положения крестьянства, преобразования политической, экономической и социальной организации государства, отношения с западноевропейской цивилизацией.

См. «Бродячая Русь Христа-ради», СПб., 1877. С. 136.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *