с н худеков биография

Пять жизней Сергея Худекова

с н худеков биография. Смотреть фото с н худеков биография. Смотреть картинку с н худеков биография. Картинка про с н худеков биография. Фото с н худеков биография

К.Е. Маковский. Портрет С.Н.Худекова. 1890-е

Поездка в Ерлино с членами редакции журнала не предвещала мне каких-то ярких открытий. Я ехал осмотреть дендропарк в Рязанской губернии, брата которого я видел в детстве в Сочи. Из детских воспоминаний осталась только биологическая составляющая, поэтому-то найти историческую подоплеку поездки я не очень рассчитывал. Как же я оказался не прав!
Итак, село Ерлино Рязанской области. Имение с давней историей, которое в 1891 году покупает Сергей Николаевич Худеков. Что же это за человек, зачем он из Петербурга перебирается в глухомань Рязанской губернии? Давайте изучим личность Худекова подробнее. Для себя я разделил деятельность этого человека на пять составляющих: военная служба, газета «Петербургские ведомости», литература и театр, сельскохозяйственная деятельность, общественная деятельность. Согласитесь, что для того времени это очень широкий круг интересов. Теперь по порядку обо всем. Отправимся на экскурсию по музею в усадьбе.

Родился Сергей Николаевич в небогатой дворянской семье в Рязанской губернии. Его отец, Николай Матвеевич, служил коллежским секретарем в Москве, где у них имелся каменный дом и дача. Также у них было поместье в Михайловском уезде и 200 душ крестьян. В семье Худековых родилось 12 детей: 6 мальчиков и 6 девочек, воспитанием которых занималась мать Сергея Николаевича, Александра Васильевна. Сергей Николаевич был четвертым ребенком в семье и родился в Москве в 1837 году. Окончив 3-ю московскую гимназию, Худеков поступает в МГУ на юридический факультет. Но не успевает его закончить, потому что в 1853 году начинается русско-турецкая война 1863–1856 гг.

Сергей Николаевич, движимый как и вся молодежь патриотическими чувствами, отправляется на фронт. На фронт также отправляются два его старших брата — Павел и Василий. Худековы проявили недюжинную доблесть при обороне Севастополя. Василий погибает в ночь с 19 на 20 апреля. Его имя высечено на стелле защитников Севастополя.
Сергея Николаевича зачисляют в Ряжский запасной батальон, который также участвует в боевых действиях. По итогам крымской кампании Сергей Николаевич получает награду «В память о войне 1853–1856 годов», которую можно увидеть в музее в Ерлино. Вообще, в музее накоплена обширная информация и документация по жизни и деятельности Худекова. Чувствуется, с какой любовью сотрудники музея и парка относятся к этому человеку.
После окончания русско-турецкой войны служба у Сергея Николаевича продвигается успешно, однако в 1869 году он подает прошение на имя императора о выходе в отставку в чине майора. Оную император подписывает с правом ношения мундира, что подчеркивало уважение заслуг Худекова перед Отечеством.
Далее экспозиция музея перенесет нас в следующий этап в жизни Сергея Николаевича Худекова. Литература, творчество и издательство.
В начале 60-х годов Сергей Николаевич под псевдонимами «Жорж» и «Жало» начинает печатать армейские очерки. Армейское начальство не очень жаловало литературные порывы офицеров, поэтому и пришлось выдумывать псевдонимы. Помимо армейской темы, Худеков писал небольшие заметки про полюбившийся ему в то время балет. И эта балетная тема будет всегда идти рядом с любой деятельностью Сергея Николаевича.
В 60-е годы в жизни Худекова происходит множество событий. Сергей Николаевич знакомится с Надеждой Алексеевной Страховой, дочерью отставного поручика. Надежда Алексеевна тоже страстно увлекалась литературой и это их объединяло. В 1866 году они обвенчались. После выхода в отставку Сергей Николаевич с молодой супругой перебираются в Санкт-Петербург. Там Сергея Николаевича принимают в литературное общество.
В экспозиции музея мы увидим типографскую кассу букв и номер «Петербургской газеты» от 1916 года. И эта газета будет витком истории в судьбе Худекова.
Сергей Николаевич и Надежда Алексеевна, будучи молодыми литераторами, хотели как можно больше печатать свои проиведения. Но во всех изданиях, а в тот исторический период их было не так много, молодых супругов не устраивали издатели и редакторы. И они решились на отчаянный шаг. Сначала арендовали, а потом и выкупили у И.А. Арсеньева издание «Петербургской газеты». Это произошло 8 июля 1871 года. А уже 1 августа 1871 года выходит первый номер новой газеты. На поприще издателя Сергей Николаевич добился больших успехов. Если раньше газета выпускалась раз в неделю тиражом не более 600 экз., то к 1882 году она стала ежедневной с тиражом 25000 экз. И к тому же она увеличилась в объеме в 4 раза.
Типографская деятельность требовала больших денежных вложений, и это заставило Худекова… стать миллионером! Как пишет И. Красногорская: «Худеков был вынужден стать богатым, чтобы реализовать творческие замыслы». В музее рассказывают историю о том, что однажды Худековы заложили семейные подушки, чтобы купить бумагу для газеты.
И тогда в 1870 году Худеков покупает имение с большим парком близ села Ерлино Скопинского уезда Рязанской губернии. Именно здесь Сергей Николаевич займется активной сельскохозяйственной деятельностью, хотя и не имел раньше к этому никакого отношения. Доходы от сельского хозяйства станут его основными источниками.
Именно здесь, в имении, я и познакомился с личностью Сергея Николаевича.
О его сельскохозяйственной деятельности экспозиция рассказывает чуть позже, да и весь дендропарк говорит об этом, но вот еще несколько слов о его издательском труде. Этому стоит уделить внимание, потому что речь дальше пойдет об А.П.Чехове. Да, да! Антон Павлович начал в молодом возрасте писать свои заметки именно в «Петербургской газете». Свои первые 112 рассказов Чехов также опубликовал в ней. Но не только профессиональная деятельность объеденяла этих великих людей своего времени. Чехов часто бывал в Ерлино, в гостях у Сергея Николаевича. Присутствовал на венчании старшего сына Сергея Николаевича Николая с приемной дочкой поэта Плещеева. Даже после того, как Чехов перестал печататься в газете Худекова, он не перестал приезжать в Ерлино. Это было связано как с уважением Сергея Николаевича, так и с симпатией Антона Павловича к своячнице Худекова, Лидии Авиловой. Но это, уже материал для другой истории. А пока идем по музею дальше.
Типография «Петербургской газеты» находилась по Владимирскому проспекту, 12. Сейчас в этом здании располагается театр Ленсовета. И это очень символично: ведь Сергей Николаевич занимался еще и драматургией.
С.Н. Худеков написал два романа: «Балетный мирок» и «На скамье подсудимых», ряд драматических произведений: «Петербургские когти» (водевиль в 4 действиях, совместно с Г.Н. Жулевым), «Герои темного мира» (пьеса в 4 действиях с куплетами, совместно с Г.Н. Жулевым), «Передовые деятели» (пьеса в 5 действиях), «Житейские предрассудки» (комедия в 4 действиях, совместно с А. Н. Похвисневым), «В чем сила?», «Кассир», «Княгиня Жорж», а также либретто к балетам «Зарайя или Мавританка в Испании» и «Баядерка» Л. Минкуса и «Весталка» М. Иванова.
И именно с балетом связан еще один этап жизни Сергея Николаевича. В тот исторический период многие молодые люди увлекались этим. Не был исключением и Худеков. Его увлечение не ограничивалось посещением премьер и гастролей. На протяжении долгого времени он собирал все, что относится к балету. За свою жизнь он накопил уникальную коллекцию рисунков, открыток, фотографий и документов по истории русской и западноевропейской хореографии с XVII по XIX век — всего около пятнадцати тысяч экземпляров. Эта коллекция послужила основой для его четырехтомной «Истории танца всех времен и народов». Первые три тома увидели свет в 1914–1916 годах. К сожалению, во время пожара в типографии сгорел почти весь тираж четвертого тома. Однако в музее есть переизданная уже в наше время версия 4 тома. Первые же три тома, хранящиеся в музее — оригинальные. Ни до Худекова, ни после него никто не издал такого труда по русскому и европейскому балету. Сам же Сергей Николаевич напишет несколько либретто для балета. Самый знаменитый — «Баядерка» — до сих пор ставится на всех мировых сценах. Во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде не переставали ставить «Баядерку». В музее есть подлинные вещи театрала Сергея Николаевича (бинокль, портмоне). Есть также фотография Анны Павловой в балете «Баядерка».
На балете разносторонность деятельности Сергея Николаевича не заканчивается. Мы спускаемся на первый этаж музея и переходим к «сельскохозяйственному этапу» его деятельности. Как мы уже помним, в 1871 году Худеков покупает имение в Ерлино. Использует он его как питомник для садовых деревьев и кустарников, а позже — и для животноводческой деятельности и много в этом преуспевает. Это помогает ему развивать издательскую деятельность. В чем же секрет такого успешного труда? Как мы помним, у Сергея Николаевича не было опыта организации сельскохозяйственной деятельности, да и взяться этому опыту было неоткуда: ведь в роду Худековых были только мелкие чиновники да военные.
Все дело в том, что Сергей Николаевич очень вовремя угадал «моду на экологию», на воссоздание живой природы. Повсюду начинают появляться сады с необычными деревьями и рукотворные леса. Для разведения таких садов и лесов требовалось большое количество саженцев. И Сергей Николаевич на своей земле создаёт питомник плодовых и декоративных кустарников. Мода на сады и большой спрос на саженцы помогают ему превратить убыточное имение в постоянный источник доходов. Ерлино включают в перечень хозяйств, известных в Европе.
Впоследствии в имении появляются плодовый питомник, питомник декоративных растений, животноводческий питомник. Отдельно разводятся фруктовые сады, которые сдаются в аренду местным жителям. Размах деятельности, сейчас трудно представить, но некоторые цифры озвученные экскурсоводами, поразили меня. Яблонь и груш ежегодно продавалось около 20000 стволов. Ежегодно, готовых к высадке саженцев! Еще немного цифр. 45 сортов малины, 30 сортов смородины. На 5–6 десятинах были высажены разные сорта ивы. И в имении был организован цех по плетению изделий из ивы.
Позже Сергей Николаевич организует в имении и племенное животноводство. В питомниках будут разводить как крупный скот (овец, свиней, коров), так и птиц — кур, уток, голубей и фазанов. Конечно же, был и свой конный завод. На фотографиях мы видим как европейских тяжеловозов, способных перевезти 30–40 тонн груза, так и рысистых лошадей. Все эти животные продавались на всей территории Российской империи.
Гордостью ерлинского хозяйства стали особые сорта роз — морозоустойчивые и цветущие все теплое время года. Всего в Ерлино разводили более 500 сортов роз! В 1890 году на I Всероссийской выставке садоводства и плодоводства в Санкт-Петербурге С.Н. Худеков за достижения в области сельского хозяйства стал кавалером ордена Св. Анны I степени. Этот орден также можно увидеть в экспозиции музея.
Но не только питомниками занимались в имении Ерлино. Дендропарк! Старший брат сочинского дендропарка. Конечно, ему повезло меньше, чем сочинскому в годы революции и гражданской войны, но величавость аллей, структура каскадов прудов, тщательно подобранные экземпляры флоры со всего мира никак не уступают брату. (О нынешнем состоянии парка см. очерк Ирины Красногорской в этом номере журнала — Ред.)
История Сочинского дендропарка начинается с визита Императора Александра III в 1889 году в гости к Худекову, редактору ведущей столичной газеты. И тогда, в непринужденной беседе за чаем, государь предложил Сергею Николаевичу заняться освоением недавно присоединенных земель черноморского побережья. После недолгой беседы и совещания с супругой буквально через несколько дней Худековы стали владельцами 50 десятин земли неподалеку от приморского посада Даховский на южном склоне Лысой горы. Там Сергей Николаевич построит имение, которое назовет в честь жены «Надежда». В 1890 г. на 12 гектарах закладываются персиковый и сливовый сады. На доходы от них развивалась и субтропическая часть парка, которая была закончена к 11 октября 1892 года. Это и есть дата открытия дендропарка в Сочи.
Ерлинский дендропарк, конечно, менее ухоженный, чем сочинский. Но пешая прогулка по нему не менее романтичная и завораживающая…
В последнем зале музея рассказывается об общественной деятельности Сергея Николаевича.
С.Н. Худеков не раз избирается депутатом городской Думы Санкт-Петербурга, а также трижды — судьей Скопинского уезда и трижды — судьей Михайловского уезда.
В 1897 году его выбирают предводителем Скопинского дворянства. Находясь на этом посту, Сергей Николаевич очень много сделал для Скопинского уезда. При нем было открыто три новых школы (в Липьяках, Ильинке, Боровом), на свои средства Худеков построил больницу на 10 мест, которая функционировала вплоть до «перестройки» в 1985 году. Еще Сергей Николаевич был попечителем Скопинского реального училища (в этом здании сейчас находится школа №1 города Скопина). Много средств выделялось на закупку книг, на обучение учителей как в столице, так и за границей. Открывал он в уезде и новые библиотеки.
Есть среди экспонатов титулярный список, аналог современной трудовой книжки. Дочитав его до последний строки, понимаешь, насколько это был могучий человек, насколько разносторонним был этот яркий представитель российского дворянства. Насколько хорошим мужем, отцом и дедом он являлся. И чем же отплатила ему Россия? Да революцией 1917 года, во время которой было разграблено и разрушено имение и парк.
«Не громите имение, все это ваше. Ничего не ломайте, вы так не построите. Все это ваше, я ничего с собой не возьму», — это слова из обращения Сергея Николаевича к погромщикам. Не помогло. Сергея Николаевича и его жену спрятал у себя батюшка и потом ночью, переодев в крестьянские одежды перевез в Скопин. В Скопине Худеков с супругой жили в гостинице до февраля 1918 года, когда сердце Надежды Алексеевны не выдерживает. (В 1912 году умер старший сын Николай, в 1916-м умирает внук Сережа. Ну и конечно, революция и разгром усадьбы). После похорон Сергей Николаевич переезжает в Петроград на улицу Пушкина и больше не возвращается в Ерлино. Умер Сергей Николаевич Худеков 20 февраля 1928 года. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Что хочется сказать в заключение? Не имеем мы права забывать таких людей. Обязаны помнить Патриотов своего Отечества. Именно сейчас нам нужны примеры таких людей. Разносторонних, успешных хозяйственников и руководителей. Искренне преданных своей стране, чем бы она не была: империей, республикой или союзом…
Приезжайте в Ерлино и прикоснитесь к этой истории.

Виктор Свержевский

Источник

Худеков Сергей Николаевич

Русский драматург. Беллетрист и либреттист. Историк балета. Создатель Ерлинского и Сочинского парков-дендрариев. Редактор-издатель «Петербургской газеты». Директор литературно-художественного общества. Член правления Императорского общества садоводства.

Сергей Худеков родился 3 января 1838 года в городе Москва. Мальчик появился на свет в семье мелкопоместного дворянина. Учился в третьей московской гимназии, а в 1854 году получил диплом Московского государственного университета по специальности «юриспруденция». После вуза перешел на военную службу. За доблесть и отвагу, проявленные в боях Крымской войны удостоен почетного ордена на Андреевской ленте.

Литературную деятельность Худеков начал в 1860 году. Написал несколько пьес, романов, четырехтомную «Историю танцев», несколько балетных либретто. Балет «Баядерка» по его либретто ставился во многих театрах мира.

Уволившись из армии в 1869 году в воинском звании майора сначала арендовал «Петербургскую газету», а затем купил ее у Ильи Арсеньева. Газета выходила четыре раза в неделю, но потом стала ежедневной. Впоследствии, на пост главного редактора назначил своего сына, Николая.

В 1870 году Худеков купил имение с большим парком в селе Ерлино, Рязанской области. Там же, основал крупное, экономически крепкое хозяйство. За создание оригинального усадебного комплекса с прудами и парком-дендрарием удостоен одной из многочисленных «золотых медалей» Всемирной выставки в городе во французской столице, Париже.

С середины 1880-х годов состоял в Императорском обществе садоводства, в 1889 году Сергей Николаевич вошел в правление общества и предложил проводить дважды в год выставки общества, а раз в пять лет Всероссийскую выставку. Имея доходное хозяйство в том же году приобрел в Даховском посаде, позднее ставшим городом Сочи, Краснодарского края 50 десятин земли, построив виллу «Надежда», названную в честь жены. Позднее вилла получила известное всем сейчас название: ботанический сад «Сочинский дендрарий».

Худеков Сергей избирался Почетным мировым судьей города Санкт-Петербург, гласным Петербургской городской Думы, предводителем Скопинского дворянства. Издал отдельную брошюрой «Записку Скопинского Уездного Предводителя Дворянства», где изложил свое видение путей выхода из затянувшегося кризиса в сельском хозяйстве. Пять раз утверждался Почетным мировым судьей Михайловского уезда, Рязанская область.

Сергей Николаевич занимал должность Директора литературно-художественного общества. Входил в состав комиссии по празднованию 200-летия города Санкт-Петербург. Являлся членом Рязанской ученой архивной комиссии. Написал и переделал для сцены спектакли «Петербургские когти», «Герои темного мира», «Передовые деятели», «Житейские предрассудки», «В чем сила?», «Кассир», «На скамье подсудимых», «Княгиня Жорж».

Худеков Сергей Николаевич скончался 20 февраля 1928 года в городе Санкт-Петербург. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Орден Святой Анны II степени

За доблесть и отвагу, проявленные в боях Крымской войны (1853-1856) удостоен ордена на Андреевской ленте

На Всероссийской выставке в городе Нижний Новгород за выращенных в селе Ерлино животных получил четыре золотые и одну бронзовую медаль

В 2014 году в Сочинском парке-дендрарии открыт после капитальной реставрации Дом-музей Сергея Худекова с шестью залами, экспозиция которых посвящена различным областям многогранных занятий и увлечений Сергея Николаевича, воссоздан интерьер комнат и столовой. Организован музей и по крупицам собраны его экспонаты усилиями сочинских краеведов и исследователей жизни и деятельности Худекова во главе с искусствоведом Дмитрием Кривошапкой, который также является первым гидом музея.

Источник

ОН БЫЛ ВЫНУЖДЕН СТАТЬ БОГАТЫМ

Издавна утвердилось мнение, будто люди, профессионально занимающиеся искусством, как правило, лишены предпринимательских способностей, что «служенье муз не терпит суеты». Тем не менее во все времена находились творчески одаренные натуры, которые пытались эти представления опровергнуть. К ним относится Сергей Николаевич Худеков (1837-1928), который своим примером доказал, как можно успешно сочетать, казалось бы, совершенно противоположные занятия. Одаренный беллетрист и драматург, историк балета, редактор-издатель «Петербургской газеты», Сергей Николаевич Худеков был еще и крупным землевладельцем, добился значительных успехов в сельском хозяйстве (животноводство, садоводство, огородничество), создал два уникальных дендрария: на Рязанщине, в селе Ерлино, и в Сочи. Стимулом для его необычайно успешной хозяйственной деятельности стало его увлечение литературой.

На первых порах газета требовала немалых материальных затрат. Рассчитывать на поддержку меценатов не приходилось. Начинающий издатель мог полагаться только на свои силы, на свою предприимчивость.

Худеков был «вынужден стать богатым», чтобы реализовать творческие замыслы. Возможно, толчком к предпринимательству для молодого издателя послужил случай, когда ему пришлось заложить семейные подушки, чтобы купить бумагу на издание газеты. «Источник постоянных доходов» Худеков открыл в сельском хозяйстве: в 1870 году он купил имение с большим парком близ села Ерлино Скопинского уезда Рязанской губернии (теперь Кораблинский район).

Мода на посадки требовала большого количества хороших саженцев. И Худеков на 30 десятинах земли создал в своем имении питомник плодовых и декоративных кустарников.

Деревья растут долго, очень долго, а потому приезжавшие в Ерлино в конце ХIХ века известные литераторы, режиссеры и художники еще не имели возможности полюбоваться дендрарием в законченном виде. Лидия Авилова посвятила парку небольшое описание, вернее, не ему, а соловьям, пение которых она слушала там.

А соловьев Авилова слушала холодной майской ночью после неудавшегося свидания с Чеховым, когда чувства ее были обострены разлукой.

Худеков же в это время продолжал завоевывать известность и правительственные награды за свою деятельность в сельском хозяйстве, был очень активен как общественный деятель в Скопинском уезде.

Одним из них стал Худеков и повторил на земле российских субтропиков свой почти двадцатилетний ерлинский опыт, проявив опять удивительную сметливость, умение и желание работать не на ближайшее время, а на далекое будущее. Немолодой уже человек, он не мог не понимать, что ему едва ли доведется увидеть результаты своего труда. И все-таки он заложил новый дендрарий. Но сначала посадил сливовый и персиковый сады: сливы и персики растут быстрее пальм и кипарисов, от них можно было ожидать довольно скорого дохода. А закладка дендрария требовала расходов. Саженцы пришлось приобретать не только в Крыму, на Кавказе, но и в Германии, и в средиземноморских странах. Растения и садовый инвентарь Худеков предпочитал покупать сам и ездил за ним за границу. В одну из таких поездок он встретил в Монте-Карло А. П. Чехова. Кстати, мне кажется, что писатель в чем-то следовал примеру Худекова в хозяйственной деятельности: купил имение в Мелихове и приглашал его туда, наверное, не только как приятеля, но и как консультанта. («Ах, какие славные лебеди у Сергея Николаевича»). Позднее он обосновался тоже у Черного моря, но не в Сочи, а в Ялте: здоровье не позволяло жить во влажных субтропиках, сажал в ялтинском саду разные экзоты, подбирая их так, чтобы они цвели круглый год, сменяя друг друга.

В 1892 году Худеков закончил посадку деревьев в новом дендрарии. А в начале года петербургская литературная общественность отметила двадцать пять лет со дня выхода «Петербургской газеты». По этому случаю появилась статья о Худекове с его портретом, в ней говорилось: «За эти четверть века своего существования «Петербургская газета» испытала немало превратностей, много раз видоизменяла свой характер, приноравливаясь к большинству читающей публики, боролась с равнодушием русского читателя, пока, наконец, путем долгих усилий, не завоевала себе успех, настолько солидный, что теперь это едва ли не самая доходная из всех наших ежедневных газет.

Всем этим «Петербургская газета» всецело обязана своему редактору-издателю С. Н. Худекову, который в течение 21 года «неутомимо работал над улучшением издания, посвятив ему лучшие годы своей жизни и выказав при этом бездну терпения, энергии и настойчивости в преследовании цели».

Интересны высказывания Худекова о мастерах русского балета. Матильду Кшесинскую он с присущей ему иронией возвел в ранг «генеральши от Терпсихоры». Искренне сокрушался, что не сложилась артистическая карьера талантливой танцовщицы Агриппины Вагановой: «Наконец ее повысили в балерины, но это было уже поздно. Неумолимое время брало свое, и как бы блистательно ни танцевала Ваганова, но невольно должна была преклониться перед Сатурном и сказать: «Уступаю место более молодым». Одобрял новации Михаила Фокина, считал, что «заслуга Фокина в технике танца заключается в том, что он обратил внимание на port de bras и на корпус и восстановил эту античную гармонию частей человеческого тела, которые прежними балетмейстерами, увлекавшимися сверх меры техникой, были принесены в жертву ногам. «

Смолоду он собирал документы, рисунки, фотографии, относящиеся к западноевропейской и русской хореографии ХVII-ХIХ веков, их набралось около 15 тысяч. Он не мог, подобно скупому рыцарю, держать коллекцию в сундуках, при себе. Хотел и ее, и свои знания по истории балета сделать достоянием многих, написать несколько книг под общим названием «История танцев всех времен и народов». Вышло четыре фолианта. Их издание потребовало огромных средств, но в распоряжении Худекова была типография, и он не скупился.

Три тома «Истории танцев» вышли в 1914-1916 годах. К сожалению, после пожара в типографии сгорел почти весь тираж четвертого тома. В ноябре 1917 года соседи-крестьяне разгромили ерлинскую усадьбу. Горько читать обращение Худекова к погромщикам: «Не громите имение, все это ваше. Ничего не ломайте, вы так не построите. Все это ваше, я ничего с собой не возьму». По его словам, он «твердо держался исторически сложившихся основ русской жизни и тех незыблемых устоев, которые создали крепость и мощь нашей дорогой родины». Во время этой трагедии ему было восемьдесят лет, он прожил еще одиннадцать.

Сочинской усадьбе повезло: сохранились даже заказанные Худековым бронзовые скульптуры, украшающие парк, одна из них называется «Танцовщица».

Я была в сочинском «дендрарии» летом 60-го года, послушно бродила за экскурсоводом по дорожкам, любовалась веерами пальм, стройными кипарисами, цветущими магнолиями, юкками и прочей растительной экзотикой, о которой экскурсовод говорила с несомненным знанием ботаники, но я ничего не услышала о Худекове. Сейчас тамошние экскурсоводы называют его «кормильцем», собирают о нем все сведения и ежегодно 10 декабря отмечают его день рождения.

Деревья растут долго. Но и живут гораздо дольше людей. И напоминают нам о Худекове, о его многочисленных статьях, очерках, книгах, пьесах, «Петербургской газете», фолиантах «Истории танцев всех времен и народов». Недаром издревле наставляли мудрецы молодого, вступающего в жизнь человека: «Посади дерево!»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *