с григорьев вратарь история создания
Сергей Григорьев, картина «Вратарь»: описание, история и дата создания
В статье поговорим о картине «Вратарь» Григорьева. Это интересное произведение искусства, которое требует подробного и тщательного разбора. Мы попытаемся максимально учесть детали, а вначале поговорим немного об авторе.
Отметим, что футбол – игра, которой интересуются практически все представители сильного пола. Игра привлекает как мальчишек, так и взрослых людей. Это неудивительно, ведь она полна азарта, адреналина и ярких эмоций. Для мужчины – невероятное наслаждение провести мяч через множество сложностей и препятствий для того, чтобы забить его в итоге в ворота. Художник, о котором мы будем говорить ниже, сумел еще в 1949 году создать уникальное произведение искусства, которое содержит в себе всю палитру эмоций. На данный момент картина находится в Третьяковской галерее, поэтому после прочтения статьи можно отправиться именно туда, чтобы воочию убедиться в красоте и совершенстве этой работы.
О художнике
Прежде чем начать описание картины Григорьева «Вратарь», немного поговорим о самом художнике. Речь идет о талантливом живописце из СССР, который практически на всех своих картинах изображал детей и подростков. Он любил показывать настоящую жизнь подрастающего поколения. Особенно это интересно тем, что на дворе были послевоенные годы.
Сергей Григорьев появился на свет в 1910 году в городе Луганске. Уже в 1932 году молодой человек с успехом окончил Художественный институт в Киеве. После этого там же он несколько лет проработал преподавателем. Основной темой картин всегда была советская молодежь, а точнее, особенности её воспитания.
Другие работы
Отметим, что кроме известной всем картины Григорьева «Вратарь», есть у него еще несколько интересных работ. Например, «На собрании», «Обсуждение двойки» и картина под названием «Вернулся». Деятельность талантливого человека не была оставлена без внимания. Его дважды отметили Сталинской премией, а также различными орденами и наградами. Хочется отдельно отметить: несмотря на то, что Григорьев писал картины еще в советское время, практически все они актуальны до сих пор. Даже современная система образования не забывает о нем. Так, дети в 7 классе пишут сочинение на тему его картины.
На фоне
Художник Григорьев «Вратаря» писал в годы своего расцвета. Однако какую основную мысль он хотел передать? Очевидно, что работы его больше ориентировались на молодого зрителя, чем на взрослого человека. Так как же детям понять замысел? Для этого для начала надо просто научиться формулировать ясно и четко свои мысли, уметь высказываться и доказывать свое мнение.
Очень важно видеть на полотне сюжет и понимать его смысл. Для того, чтобы сделать какие-то выводы, а не просто посмотреть на красивую картину, очень важно проанализировать сцену, которую художник так тщательно и мастерски изображает на полотне.
Времена
Прежде чем говорить об истории создания картины Григорьева «Вратарь» следует подумать о том, в какое время она создавалась. Это был 1949 год. Согласитесь, довольно сложное время. После войны еще прошло не много лет, хотя страна и восстанавливалась в довольно ускоренном темпе. Строились новые предприятия, жилые дома, культурные сооружения. Да, население жило в бедноте, но даже мирное небо внушало им достаточно оптимизма для того, чтобы верить в лучшее.
Дети, которые видели своими глазами голод, бедность и бомбежки, были особенными. Они были неизбалованными и умели искренне радоваться чему-то простому. Например, та же игра в футбол с друзьями могла стать настоящим событием. Именно такое отношение к простым вещам и сумел передать Григорьев в картине «Вратарь». Что ж, ему это действительно удалось.
Тема и основная мысль картины «Вратарь» Григорьева
Итак, что же основного в картине? Во-первых, надо отметить, что действие происходит где-то на пустыре. То есть мы видим не красивый обустроенный двор, а запустелое место, где собрались дети. У них закончились уроки, и они решили поиграть немного в мяч.
Главным героев является самый обыкновенный мальчик. Он стоит у ворот, которые дети сделали из своих портфелей. Есть место и для болельщиков. Они уселись на бревне, так как специальных лавочек для сидения не было. Мы видим семерых ребят. Возле них сидит взрослый человек, который одет в костюм. Отличается он и своей шляпой.
Описание картины Григорьева «Вратарь» следует закончить тем, что присутствует еще один герой на полотне. Это мальчик, который стоит за воротами и с интересом наблюдает за игрой. Есть и животные на этой картине. Так, мы видим небольшую белую собаку, которая мирно спит возле маленькой девочки. Она-то уж точно не проявляет никакого интереса к тому, что происходит вокруг.
Обратим внимание не на само место действия, а на пейзажи на фоне. Что мы видим на полотне Сергея Григорьева? Мы наблюдаем разные здания и храмы. Первые, кстати, многоэтажные, что говорит о том, что все это действие происходит в довольно крупном городе. По состоянию природы, а именно желтеющим листьям, мы можем понять, что на улице осень. Дети одеты тепло, но не так, как зимой. Следовательно, погода довольно прохладная.
Мальчик
Мы уже знаем, когда Григорьев написал картину «Вратарь», но как он показал своего героя послевоенных времен? Это мальчик, которому внешне не больше 12-13 лет. Сверху на нем надет синий свитер, из-под которого виднеется белоснежный воротничок, что говорит о том, что мальчик – прилежный школьник. Также мы видим на нем туфли, шорты и рубаху. На руках мальчика перчатки.
Мы видим, что его колено перебинтовано, но, несмотря на это, он уверенно стоит на ногах и напряженно следит за матчем. Игра довольно сложная, мальчик даже согнулся немного, ожидая мяча. Он прекрасно понимает, что исход игры во многом зависит от него. Он сосредоточен и собран в этот момент.
Герои
Однако Сергей Григорьев изобразил не только главного героя, есть и второстепенные. Обратим наше внимание на юных болельщиков, среди которых есть как мальчики, так и девочки. Они тоже напряжены и увлечены. Все они зачаровано следят за полем. Дети понимают, что вот-вот все решится. Им бы тоже хотелось играть, но они еще слишком маленькие, значит, им рано. При этом ребята понимают, что поддерживать команду тоже очень важно. Поэтому они честно выполняют это дело. Один из ребят не смог усидеть на месте от напряженного ожидания и выбежал за пределы поля, чтобы быстрее всех уследить за исходом ситуации. Он понимает, что сам не сможет повлиять на игру, но, тем не менее, ему очень интересно.
Репродукции картины Григорьева «Вратарь» есть во многих музеях и различных учреждениях. Подлинная работа автора находится с 1950 года в Третьяковской галерее. Рассматривая полотно, вы можете обратить внимание на довольно интересного и нетипичного для этого сюжета героя. Это взрослый мужчина в шляпе, который пришел поболеть за детей. Мы не знаем кто это: может, случайный прохожий, который увлекся действием, а возможно, отец кого-то из ребят. Занимательно, что он с таким же напряжением и азартом следит за игрой, как и сами дети. Более того, мужчина и сам бы не отказался погонять мяч.
Особенности
К особенностям картины Григорьева «Вратарь» стоит отнести то, что она очень живо и ярко передает настроение. Мы чувствуем азарт и жгучее желание хотя бы посмотреть на исход. Автор полотна хотел показать, насколько захватывающей может быть эта игра. Несмотря на то, что картина эта писалась довольно давно, сюжет её актуален по сей день. Действительно, огромное количество людей обожает футбол. На матчи собираются тысячи фанатов во всем мире. Детям школьного возраста будет интересно как читать, так и писать сочинение по этой работе художника. Ведь каждый из ребят вечером тоже гоняет в мяч с товарищами.
При этом, что касается самого оформления, то картина написана в спокойных тонах. Вероятно, автор сделал это для того, чтобы показать не такое уже радужное поствоенное время. Мы видим серые и холодные оттенки, которые как бы говорят о том, что время на дворе довольно трудное. При этом есть и светлые пятна, которые означают веру в светлое будущее и надежду на большее.
Подтекст
Как вы думаете, есть подтекст на этой картине? Многие сразу же ответят, что нет, но это будет ошибочное заявление. На самом деле некий подтекст, который хотел донести автор работы, все же имеет место. Но какой он? Для этого давайте вспомним о том, что во времена написания картины в Советском Союзе расцветал коллективизм. А что мы видим? Командная игра, в которой от каждого участника зависит общий исход. Это – некая параллель с положением дел в Союзе на тот момент. Действительно, картина как будто напоминает о том, что без общества человек жить не может. Это неразделимое целое. Чтобы выжить, необходимо держаться вместе. Именно такой подтекст создал в своей картине Сергей Григорьев.
Что ж, подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что эта работу художника является одной из лучших. В ней проявилось всё многообразие его таланта, а также умение при помощи образа передавать суть. Он как бы показал, что всего лишь кисть и талант способны на многое. Картины Григорьева характеризуются особенной теплотой и жизненностью. Он изображает простые сюжеты, но почему-то именно они вызывают больше всего эмоций, а не что-то сложное и вычурное. Именно эту простоту хочется разбирать, разглядывать, просто наслаждаться ею.
Всем, кто имеет возможность, стоит обязательно посетить Третьяковскую галерею, чтобы своими глазами посмотреть на творение Григорьева.
“Вратарь” Григорьева – яркий мир детства с сдержанных тонах.
Вратарь Григорьева – знаковое произведение послевоенного соцреализма. Футбольный матч на окраине города – событие для юных футболистов и для всех зрителей.
История картины
Сергей Алексеевич Григорьев – мастер, работавший по соцзаказу и в жанре соцреализма, тем не менее, его произведения всегда живы и эмоциональны. Он часто обращался к миру детей, и высоко ценил их естественность и живость. Яркий мир детства – это картины «На собрании», «Прием в комсомол», «Девочка в шубе», «Девочка с яблоком».
Расцвет творчества художника пришелся на первые послевоенные годы, когда страна оживала после трагедии, и жизнью наполнены все его картины.
Полотно «Вратарь» создано было в 1949 году в технике масляной живописи. Сам автор говорил, что сперва писал детей и все происходящее с натуры, тянув в картину много лишнего. После художник перешел к режиссерскому решению. Таким образом он объединил единым действием всех героев картины. Полотно действительно «срежиссировано» и воспринимается зарисовкой непосредственно увиденного в жизни. Это говорит о зрелости мастерства. В 1950 Григорьев получил за картину Сталинскую премию.
Интересно то, что при отборе на одну из выставок худсовет не рекомендовал полотно для экспонирования, посчитав ее безыдейной и малохудожественность. Тем не менее, полотно совершенно случайно попало на выставку и вызвало шквал эмоций у зрителей.
А далее была Всесоюзная художественная выставка, где автор впервые был оценен обычными зрителями. После этого были многочисленные выставки не только в СССР, но и в США и даже в Китае. Несмотря на то, что в советские годы полотно находилось в тени картины «Прием в комсомол», оно было рекомендовано к изучению в школах, а сочинения по картине Григорьева «Вратарь» пишут и сегодня.
Сюжет картины
По мнению критиков, действие картины происходит в саду Киевского Художественного института. Группа школьников возвращается с занятий и решила устроить импровизированный футбольный матч. Некоторые из ребятишек захватили с собой своих маленьких братиков и сестричек.
Дети соорудили ворота из своих сумок и шапок, трибунами служит штабель и доски. На улице –ранняя осень, тем не менее, родители укутали некоторых детей потеплее. Зрители напряженно наблюдают за захватывающим матчем, внимание главного героя и зрителей направлено в центр поля, но мы не видим, что именно там происходит. А происходит там борьба за мяч, но видим мы только самый край поля и парнишку лет десяти, ожидающего пенальти или удара со штрафного. Противника мальчишки мы тоже не видим. В этом и неординарность картины: мы не видим центрального действия, но видим эмоции всех, кто в нем участвует и наблюдает за происходящим.
Действие происходит в послевоенном Киеве: одно из зданий на заднем фоне похоже на Андреевскую церковь. По мнению критиков, такой вид на столицу Украины открывается именно из сада Киевского Художественного института, где в те годы работал Григорьев. Матч происходи то ли на самой окраине города, то ли уже за его пределами. И это очень символично: «линию обороны» художник сделал отсылкой к Москве и Ленинграду. На самых подступах к ним в войну и проходила линия фронта. Таким образом, ворота символизируют границу страны, а мальчик на них- пограничник и защитник страны.
Если приглядеться, то можно увидеть, что на заднем фоне – страна, которая отстраивается после войны. На двух домах четко видно строительные леса. Рядом с садом тоже ведутся экскаваторные и строительные работы. Да и трибуну малышня сделала из строительных досок, что тоже намекает на то, что игра разворачивается на строительной площадке. Функцию ворот выполняют брошенные ранцы, что намекает на то, что матч не планировался и возник спонтанно.
Ландшафт города написан тонко и интересно, но критики отмечают то, что фигуры переднего плана несколько оторваны от городского пейзажа, который располагает на горизонте. От этого создает ощущение небольшой искусственности, как будто театральный задник и декорации сделали фоном для динамичной сценки.
Цветовая гамма картины явно намекает на то, что матч происходит осенью. Художник умело создал светлый и радостный колорит на картине, и он свидетельствует о том, что автор влюблен в жизнь, как и сами юные герои картины. Осень на картине легка и свободно. Трава только начала желтеть, потому она выглядит бледно-зеленой. Перед нами – золотисто ржавый осенний день, слегка скрашенный красными пятнами: пионерские галстуки, банты на девочках, красный костюмчик друга вратаря. Красные пятна лишь повышают напряженность. Киев вдалеке тоже покрывают рыжеватые пятна.
Тем не менее, одежда главного героя и единственного взрослого персонажа, выполнены в холодных тонах, что говорит об их сконцентрированностьи и выдержке. Сам пейзаж не играет доминирующей роли в сюжете полотна, он просто подчиняется рассказу про захватывающее зрелище на спонтанно возникшем футбольном поле.
По мнению критиков, Сталинскую премию Григорьев получил за то, что показал важность спорта во время восстановления страны. Но важнее другое – картину полюбили зрители: она живая и настоящая.
Герои картины
Всем персонажам здесь есть свое место, все характеры раскрыты предельно убедительно, а детские образы очаровывают своей непосредственностью и тем, что они настоящие. Все герои сосредоточенно смотрят за раму картины.
Занятно то, что мы не видим команду, но художник изобразил 11 персонажей (как в полноценной команде): 10 человек и свернувшийся калачиком черно-белый пес, одновременно похожий на …футбольный мяч.
Главный герой
Собственно, вратарь команды, которую мы не видим. Светлые волосы, короткие штанишки, перебинтованная нога. Он чуть постарше своих товарищей, но все еще сорванец, и явно слегка хулиганистый, что вообще характерно для всех детей послевоенного времени: он практически жили во дворах, сбегали с уроков и даже приворовывали на рынках и соседских садах. Вот и главный герой картины – типичная уличная шпана, и это не оскорбление. Тем не менее, мальчик держится настоящим героем: уверенная стойка, напряженное выражение лица. Он сосредоточен лишь на том, что происходит в самом центре поля. Несмотря на то, что одет он просто (снова-таки, как и все дети очень бедной послевоенной эпохи), футбольные перчатки на нем довольно дорогие. О его профессионализме и о том, что это не первая игра в его жизни, свидетельствует и его стойка, и крепкие ноги.
У него опущены носки и разбито колено, но вратарь не обращает на это внимания. Парнишка готов стоять до последнего за свою команду и готов действовать быстро. Он играет и держится как настоящий профи. Образ мальчишки метафоричен. Здесь он является вратарем-пограничником, защитником рубежей Родины. Такая метафора была характерна для послевоенного соцреализма. Он не даст врагу ни единого шанса. Есть в это мальчишке и гордость за себя, ведь он демонстрирует свое мастерство младшим товарищам.
Другие персонажи
Позади вратаря стоит не менее колоритный мальчишка, одетый в красный спортивный костюм. Он тоже часто является героем сочинений по картине вратарь. Он ассистирует главному герою и вовлечен в действие не меньше, чем сам вратарь. Мальчишка прикрывает ворота. Вероятнее всего, он тоже хороший игрок, но его не взяли в команду, потому что он маленький. Он тоже хочет играть, но на его лице нет никакой обиды.
Остальные герои сидят на досках, выполняющих роль скамеек на трибуне. Рядом с вратарем – мальчишка с маленьким братиком, а может и сестричкой. Четко пол ребенка не указан, но критики полагают, что это девочка. Они зачарованно наблюдают за тем, что происходит за пределами картины. Вероятно, это очень ответственный мальчик, которому мама смело поручает следить за таким маленьким ребенком.
На картине присутствую еще две девочки. Девочка с красивым и серьезным лицом одета в школьную форму, на волосах – красный бант. Она волнуется за исход матча не меньше, чем парни. Если бы ей дали такую возможность, сама бы с удовольствием погоняла мяч.
Девочка с куклой не так заинтересована игрой. Ну что же, не быть ей спортсменкой, скорее всего, она реализует себя как мать.
Не очень интересно все происходящее разве что собаке, которая спит в ногах у мальчика с маленьким ребенком. Возможно, кто-то из сидящих на скамеечке (или игроков) – ее хозяин.
Присутствует на полотне и взрослый персонаж. Он проходил мимо, но, видимо, тоже увлекся игрой и подсел к ребятишкам. Скорее всего, он прошел войну, а сейчас учится в киевском институте. В руках у него папка с бумагами, но он уже и забыл о ней. Он весь в игре и наблюдает за ней с ребячьим задором.
О чем же картина? Картина «Вратарь» Григорьева – не только о спорте. Это история о детстве и о том, что даже в самое тяжелое время дети найдут, чему порадоваться и от чего получить удовольствие. А еще это картина о том, что человек не может жить без общества: мальчишка-вратарь получил огромную поддержку от своих друзей и даже незнакомого юноши. Не стоит смотреть на это полотно лишь с точки зрения соцреализма. Она живая, как жизнь, тем и привлекает внимание.
Биография художника Григорьева С А
«Завтрак на траве» Эдуарда Мане – яркий, но тихий бунт
Биография и творчество Баулина Сергея Алексеевича
Картина «Вратарь» Григорьева
История и описание картины «Вратарь» известного советского художника Сергея Григорьева. Сочинение по картине для 7 класса.
Кто написал картину Вратарь
Автором картины является советский художник Сергей Алексеевич Григорьев (1910-1988). Стал одним из самых прославленных советских живописцев. Народный художник СССР, Лауреат двух Сталинских премий второй степени. Самыми известными работами Сергея Григорьева стали «На собрании», «Приём в комсомол», «Обсуждение двойки», «Вернулся» и другие, в частности та работа, которую мы здесь обсуждаем. Наиболее известен, как представитель социалистического реализма и советского бытового жанра живописи. Особенное внимание уделял молодёжи и школьникам, как молодому поколению, призванному продолжать дело своих предков.
В каком году была написана картина Вратарь
Сергей Григорьев написал картину в 1949 г. Холст, масло. Размеры: 100 × 172 см. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
В 1950 году картина была награждена Сталинской премией II степени.
Описание картины Вратарь Григорьева
Картина является ярким проявлением соцреализма в советской живописи. На картине представлена бытовая жанровая сцена. Действие происходит в Киеве, в послевоенное время. Картина стала настолько яркой и знаковой, что её рекомендовали школам для написания сочинений в советское время, и продолжают делать это сегодня. Игра в тяжёлое послевоенное время является символической, воспитывает в детях не только познания в плане изучения живописи, но также рассказывает о непростой истории середины прошлого века.
Жанровая сцена рассказывает о том, что жизнь продолжается. Война прошла и дети вновь могут играть в футбол. Все герои картины во время войны в той или иной степени пострадали, ощутили лишения и горе, но теперь жизнь возвращается на круги своя, они вновь могут после школы беззаботно выйти на улицу и просто погонять в футбол.
Художнику удалось создать действительно впечатляющее полотно. Каждый герой картины по-своему убедителен. Все персонажи картины объединены общим порывом и одинаково переживают за исход игры.
Интересно, что художник на своей картине опустил борьбу за мяч, которому бы посвятили внимание другие художники. Здесь мяч находится за пределами картины. В центре же находится белобрысый парень. Он стоит в импровизированных воротах, которые наспех соорудили из школьных портфелей.
Мальчик на картине сосредоточен. Он полностью поглощён игрой. Сейчас для него нет ничего важнее, чем этот самый мяч, который нужно обязательно поймать.
На картине представлен только один взрослый. Он не является тренером команды. В его руках папка с бумагами. Судя по всему, он направлялся по делам, но решил посмотреть чем закончится футбольный матч. В символическом смысле, взрослый мужчина играет роль наставника, человека, который передаёт опыт старшего поколения, во всём поддерживает молодёжь, радуется каждой их победе. Всё вместе — это символ восстановления страны после войны, надежда на молодёжь, которая должна поднять страну из руин.
Предположительно, Сергей Григорьев написал картину из сада Киевского художественного института. Именно с этого места открывается такая панорама.
План сочинения по картине Вратарь 7 класс
Сочинение по картине Вратарь 7 класс
Картина «Вратарь» была написана советским художником Сергеем Алексеевичем Григорьевым в 1949 г. Полотно находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
На картине мы видим сцену футбольного матча. На переднем плане — мальчик, который стоит, расставив ноги и уперев руки в колени, как профессиональный вратарь. По бокам от него лежат два портфеля, которыми игроки обозначили пределы ворот. Позади вратаря стоит мальчик помладше. На нём яркий красный костюм. Он выполняет роль ловца мячей. Так как нет сетки, мяч вылетает за пределы. На заднем плане находятся зрители — 7 детей и один взрослый, а также собака. Действие происходит на пустыре. Вдалеке видны серые здания.
Художник изобразил сцену в атмосфере холодной осени. Это можно увидеть по трём признакам. Во-первых, самый яркий признак — жёлтые листья, которые уже почти полностью опали с деревьев и лежат на земле. Во-вторых, хмурое осеннее небо. В третьих, дети одеты тепло, так как наступают первые холода.
Главным действующим лицом картины является вратарь. Художник решил сосредоточить внимание зрителя именно на нём, а не на мальчике, который сейчас будет бить штрафной. Вратарь полностью сосредоточен на мяче. Во что бы то ни стало, чтобы не подвести команду, ему необходимо его поймать. По всему видно, что он любит играть в футбол, и уже успел получить травму — у вратаря перевязано колено.
Стоит обратить внимание на зрителей. Они находятся на заднем плане, расселись на досках. Каждый из персонажей увлечённо смотрит за происходящим на поле и ждёт развязки, даже девочки, одна из которых нянчит куклу.
Среди болельщиков оказался и взрослый мужчина. В руках он держит папку с бумагами. Судя по всему, мужчина в шляпе куда-то направлялся, но, увидев увлекательную игру, решил поболеть за мальчишек. С улыбкой и нетерпением он ждёт удара по мячу, приняв почти такую же позу, как и сам вратарь.
Картина является очень жизненной и правдоподобной. Такие сценки многие из нас могут видеть каждый день. Дети после школы устраивают матчи по футболу. В этом нет ничего необычного, однако талантливый художник Сергей Григорьев сумел поймать такой момент, который заставляет переживать зрителя. Простая сценка из повседневной жизни трогает до глубины души, радует сердце. Кажущаяся простота сюжета продумана скрупулёзно, с тщательной прорисовкой каждого персонажа, его характером, настроением. Всё вместе это создаёт особую атмосферу, которая воодушевляет и заставляет радоваться обычным мелочам.