с чем ассоциируется албания

Албания. Немного ликбеза, много любви и надежды

С собеседниками довольно интересно получилось. В соборе проходит уборка. Занятая и уставшая девушка смотрит строго: «Вы бы отошли в сторону, пожалуйста!» Поворачиваясь к пожилому монаху, скромно стоящему у иконы, произносит не менее сурово: «Да и вы бы, владыка, отошли! У меня дел невпроворот. Идите себе на клирос – там и беседуйте, ладно?» Потом подобрела и улыбнулась: «Простите, я просто жутко устала. Возьмите яйцо пасхальное, пожалуйста». Так я получил первый подарок – ту саму крашенку, познакомился с митрополитом Амантийским Нафанаилом и священником Григорием Пелуши, которые отвели меня на клирос и с удовольствием согласились побеседовать для портала «Православие.ру».

Владыка, в отношении албанцев, боюсь, существует много предрассудков: с кем бы ни встречался в России перед поездкой сюда, все мне испуганно говорили, что я собираюсь в опасную страну, которая управляется чуть ли не по законам исламских террористов. Что Православия здесь нет и никогда не было, что церкви здесь не найти. В общем, Албания, благодаря предрассудкам, представала передо мной чем-то средним между халифатом и коммунистическим концлагерем. Тем больше было мое удивление, когда первое, что сделали со мной албанцы, с которыми вступил в разговор, это – вот: подарили крашенку и поздравили с Пасхой.

– О да, с этой точкой зрения нам приходится сталкиваться. Только зрения тут нет никакого: неправда всё это. Когда мы были с владыкой в Москве, нам долго и настойчиво приходилось развеивать накопившиеся предрассудки, мы доказывали, что Албания – страна с древнейшей христианской историей и традициями, что Православие здесь не только не умерло, а, слава Богу, растет и множится.

Тогда скажите, пожалуйста, на чем же основываются предрассудки? Ведь сами по себе они бы не возникли.

– Вопрос интересный. Думаю, возникновению неверного мнения в отношении нашей страны во многом способствовали страшные годы коммунистического правления. Но, согласитесь, с точно таким же мнением в отношении себя столкнулась и Россия в совсем еще недалеком прошлом: трудно было найти человека, который бы считал, что корни России – в христианстве, когда со всех трибун громогласно говорилось о «государственном атеизме». То же было и в Албании, только, наверное, с местными особенностями, о которых расскажет чуть позже отец Григорий.

Здесь мирно живут как мусульмане, так и христиане

Что же касается мнения об Албании как о сугубо мусульманской стране, то оно в корне неверно: здесь мирно живут как мусульмане, так и христиане. Шииты и сунниты, православные и католики – вот, пожалуй, основные группы верующих здесь.

А уж если говорить об истории, то давайте вспомним, что еще в I веке сюда, в Иллирию, пришел апостол Павел с проповедью Христа и эта проповедь не была бесплодной. Помните, в Послании к Римлянам он говорит: Благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестностей до Иллирика (Рим. 15: 19)? Так что христианство сюда принесено самими апостолами, давайте это помнить. В Дурресе (Диррахии), древнем городе на побережье Адриатики, около 70 года по Р.Х. уже было около ста христианских семей. Первый албанский святой – это священномученик Астий, руководивший этой общиной, пострадавший от язычников в 98 году. А поставил его в епископы апостол от 70-ти Кесарь.

Когда при Константине Великом гонения на христиан прекратились, в Иллирике было уже много храмов, и христианская община к тому времени была уже многочисленной. В конце IV века, при императоре Феодосии Великом, уже подавляющее большинство населения было христианским. Конечно, албанских святых много – нужно просто внимательнее всмотреться в историю Церкви.

Топонимика в Албании по преимуществу христианская – даже названия мусульманских поселений восходят к христианским временам

Во время Великой схизмы 1054 года половина населения осталась православной, половина подчинилась Риму, но, так или иначе, до XV века Албания была полностью христианской страной. Об этом говорят и древние храмы и часовни страны – взгляните на часовню св. Астия в Дурресе (V в.) или храм VI века в Бутринте, сохранились и другие храмы. И сейчас, когда археологи ведут раскопки на местах древних поселений, они постоянно находят церкви, мозаики, относящиеся к первым векам христианства. Топонимика в Албании по преимуществу христианская – даже названия мусульманских поселений восходят к христианским временам. Деревни, села названы в честь святого Георгия, Пресвятой Богородицы и т.д.

Но долгое время Албания находилась под османским игом. Я прав, отец Григорий?

– После падения Константинополя в 1453 году османы пришли на эту землю, и большинство христианского населения вынуждено было бежать из Албании, потому что албанцы не хотели принимать ислам. Часть христиан оказывала сопротивление, и можно сказать, что после падения Царьграда Албания стала одним из форпостов борьбы с захватчиками в Европе. И, кстати, всем известная Косовская битва проходила при активнейшем участии албанских войск на стороне христианских государей, это необходимо знать, на мой взгляд. Позднее албанские князья и их войска у крепости Лежа предотвратили проход османской армии через свою страну – турки стремились в Италию, в Рим. К этому печальному, но героическому времени и относится история нашего национального героя Георга Скандербега. Будучи сыном албанского великого князя, он был взят в заложники османам и и воспитывался при турецком дворе вместе с тремя своими братьями. Став видным военачальником, Скандербег, по замыслу османов, должен был руководить их войском в битве против христиан-венгров под сербским Нишем. Тогда, не желая сражаться против единоверцев, он вместе с 300 воинами покинул турецкую армию и вернулся в Албанию, в г. Крую, откуда и начал сопротивление захватчикам. Борьба за христианство продолжалась почти четверть века. Подчеркну: борьба именно за христианство, а не за национальность, потому что в то время не национальность считалась решающей, а вера человека, это было естественным для Византийской империи.

Значит, если я не ошибаюсь, борьба шла, скажем так, не за албанскую национальную республику, или империю, или княжество…

Папа договорился с османами о том, что они оставляют Запад в покое, а взамен получают Балканы, а заодно и Константинополь

– …а за Православие! Только после смерти Скандербега османам удалось подавить сопротивление и Албания была захвачена. Влияние и мощь Скандербега были так велики, что папа Римский даже хотел, чтобы он возглавил освободительный крестовый поход, призванный очистить Европу от иноверных и имевший своей целью Царьград. Но уже не только имеющийся, а увеличивающийся антагонизм внутри самой Европы, разделение Церквей на Православную и Католическую не позволили осуществиться этим намерениям, что вполне логично: Если царство разделится в самом себе, не может устоять царство то (Мк. 3: 24), чему мы и были свидетелями много раз. На смену папе-инициатору предполагаемого освободительного крестового похода пришел другой, который договорился с османами о том, что они оставляют Запад в покое, а взамен получают Балканы, а заодно и Константинополь.

Если бы христиане были едины, то Византия бы не пала – были силы, способные отбросить оккупантов

Как изменилась жизнь христиан в то время?

– Христиане, чтобы спастись от исламского меча, бежали в горы, где жили в относительной безопасности: они были вынуждены платить дань мусульманам, но те не отваживались на активные агрессивные действия в горах. Так получилось, что Православие долгое время сохранялось, прежде всего, в горных районах страны. Так продолжалось до XVIII столетия, когда Россия начала значительно усиливать свое влияние на Балканах, следствием чего стало улучшение положения православных в этом регионе. Было разрешено даже строить церкви, соборы в городах, о чем долгое время не могло быть и речи. Например, в центре Тираны был выстроен величественный собор. Но он был разрушен в коммунистические времена, а сейчас на этом месте находится отель «International». Зрелище дорогое, но удручающее. Новый, Воскресенский собор построен недавно. Но прежний собор был невелик, а этот вмещает тысячи молящихся.

В 30-е годы ХХ века Албания была оккупирована итальянцами. Согласно опросу, проведенному очередными завоевателями, здесь насчитывалось 69% мусульман, около 21% православных христиан и 10% католиков. В 1940-х годах, после войны, согласно коммунистическому опросу, православных было уже около 26%. У нас рассказывают о таком случае: когда Энвер Ходжа, коммунистический руководитель Албании, отправился после войны к Сталину, своему почитаемому учителю, тот спросил: «Сколько православных сейчас в Албании?» Ходжа ответил: «Примерно 28% населения». Но потом, как мы знаем, начались кровавые гонения за веру, и государственной религией Албании, если можно так выразиться, стало безбожие.

По нашим самым скромным подсчетам, православных в Албании не меньше четверти населения

В 2011 году при поддержке Европейского Союза был проведен еще один опрос. Согласно данным этого опроса, которые не поддержала почти ни одна религиозная группа страны, православных оказалось в разы меньше, чем заявлявших о себе как о православных. В Албанскую Православную Церковь входят люди разных национальностей – разумеется, албанцы, а кроме того греки, сербы, румыны. И опрос был проведен так хитро, что люди разных национальностей должны были разделить национальность и вероисповедание – вот почему получилось гораздо меньшее количество православных, чем есть на самом деле. Это как сейчас на Украине: «настоящий православный – только украинский православный», если он русский, то не считается – очень по-иезуитски. Православная Церковь Албании не признает результаты такого опроса, конечно. В самом деле, не может быть такого, чтобы православных в нашей стране вдруг оказалось всего 6,9% от всего населения! Десятки, сотни тысяч людей собираются в храмах страны – вы бы видели ночное пасхальное богослужение, например! Города буквально сверкают от света свечей. По нашим самым скромным подсчетам, православных в Албании не меньше четверти населения.

Сейчас в Албанской Православной Церкви 7 митрополитов и 1 епископ, они составляют Священный Синод. Служат около 150 священников, 4 диакона. Мы ждем смены – очень хорошо и активно работает духовная семинария в Тиране.

Сколько вам лет, отец Григорий?

Значит, вы застали коммунистические времена, которые, судя по вашим словам, были в Албании ничуть не легче, чем в России. Я – ваш ровесник, но страшных гонений не помню, только слышал о них от своих родителей и бабушек и дедушек. Вам же, похоже, довелось хватить их всерьез. Что это были за времена?

Если ты осмеливался перекреститься, тебе отрубали правую руку в наказание

– Жизнь без Бога непредставима. А когда целая страна вдруг заявляет о себе как о стране, чьей единственной идеологией является не просто отрицание Бога, но еще и борьба с Христом, то становится просто страшно. Действительно, Албания была единственной в мире страной, чьей идеологией, даже религией, был атеизм, – у вас в России все-таки под конец эпохи коммунизма было полегче. Здесь был тотальный страх. Тебя не просто могли, а действительно заключали в тюрьму, если ты осмеливался перекреститься. Отрубали правую руку в наказание – это не страшилки из Средних веков, это рассказы тех, кто был свидетелем гонений на христианство.

В то время в Албании был священник, который тайно крестил мужественных людей и их семьи, как потом оказалось – более тысячи человек. Все проходило при соблюдении строжайшей конспирации, действительно, в катакомбах. Там служили Литургию. Но потом «сигури», тогдашняя служба безопасности, его вычислила, он сидел в тюрьме. Но это случилось уже на самом закате коммунизма, и его выпустили с приходом новой власти. Священник стал потом епископом – это епископ Косма Апполонийский, он уже скончался, а его сын служит священником. И знакомство с такими людьми, которые пережили гонения совсем еще недавно, я думаю, подвигло многих бывших официальных атеистов стать христианами. Когда живое свидетельство о Христе у тебя перед глазами, то сложно не стать христианином. Сейчас-то, конечно, легко – никто тебя преследовать не собирается. И, может быть, некоторыми молодыми людьми Православие воспринимается без мыслей о необходимости жертвы, но это уже веяния новых времен. Сейчас у нас другие трудности.

Да? И что это за трудности?

– Радикальный ислам, мало что общего имеющий с обычным исламом. Многие арабские страны вкладывают огромные деньги в Албанию для распространения именно радикализма. До финансового кризиса, когда экономика православной Греции была крепкой, этой экспансии успешно противостояла Элладская Православная Церковь, помогая нам. А сейчас, при слабости греческой экономики, когда помощь Албанской Православной Церкви уже не так велика, официально открылись шлюзы, через которые валом валят деньги из, скажем, Турции, Саудовской Аравии и других стран, чье отношение к христианству и Православной Церкви не нуждается в комментариях. Так Албания подпадает под влияние исламских радикалов.

Но вы же говорили о национальной гордости, о Скандербеге. Герой, которым албанцы гордятся по праву, который, презрев временные трудности, сражался за христианство. Разве не может его пример помочь албанцам и сегодня? Я говорю о духовном сопротивлении. Что сильнее: национальная гордость или нефтедоллар?

– Чтобы национальная гордость пересилила все эти доллары, реалы, лиры и прочее, нужно, чтобы над гордостью была вера. Если христианство будет определяющим в жизни человека, тогда можно смело смотреть в лицо всяким опасностям и даже иногда посмеиваться: с Христом ведь ничего не страшно. Под национальность подмять можно всё что угодно. Сказать, например, что «настоящий албанец – радикальный мусульманский экстремист» или что-нибудь в таком роде. Так что Христос нужен, это прежде всего. С этим национализмом вообще беда. Если ты говоришь, что ты – православный, то люди, заболевшие им, начинают обвинять тебя в том, что ты «продался России, Греции, Сербии» и т.д., короче, ты, мол, национальный изменник. А какой христианин изменник, если Албанская Православная Церковь во время страшных событий в Косово приютила здесь и обеспечила питанием, жильем более 30 тысяч беженцев-мусульман?! К слову, беженцы-мусульмане находили приют и в сербской Грачанице… И мать нашего Скандербега была сербской принцессой… Ох, все эти заигрывания на низменных чувствах и политические игры на дешевых эмоциях – что общего они имеют с христианством?! Подтверждается веками проверенное правило: никогда мир Христа не любил, никогда Его ученики спокойно не жили, и это касается христиан всех национальностей.

Без монастырей жизнь Церкви представить невозможно, мне кажется. Есть ли такие в Албании?

– Конечно, слава Богу! В Эльбасане, в Арденице, в Дурресе, других местах – строятся новые, восстанавливаются древние. Только монахов пока, увы, маловато. Но мы не отчаиваемся. Ведь главное не количество, а качество. Помнится, однажды несколько рыбаков просветили целый мир светом Евангелия. Вот нам бы такое качество, правда?

Что пожелаете читателям нашего портала?

– Того самого – апостольского – качества. А еще – узнавайте Албанию, устраняйте предрассудки! В общем, приезжайте.

Источник

«Меня провожали в Албанию как на войну». Как я отдохнул в самой страшной стране Европы

с чем ассоциируется албания. Смотреть фото с чем ассоциируется албания. Смотреть картинку с чем ассоциируется албания. Картинка про с чем ассоциируется албания. Фото с чем ассоциируется албания

Когда я собрался в страну орлов, на меня смотрели как на сумасшедшего. «Ты что там забыл? Тебе жить надоело или поехать некуда? Возьми путевку в Испанию и наслаждайся». И так говорили люди, которые вообще слабо представляли, где Албания находится: «Она разве в Европе? А я думал, что где-то в Азии. Ты бы еще в Косово поехал, чтобы тебя украли и потребовали миллион долларов». Я улыбался и отшучивался, говорил, что это глупости, но на меня все равно смотрели с явным недоверием, а потом провожали так, словно я уезжал в воюющую Сирию.

Так на меня глядят и сейчас, хотя я дважды побывал в Албании, влюбился в нее по уши и готов сорваться в эту страну в любое мгновенье. Меня вообще нереально вставляет уже от одного ощущения возможной встречи с этим уникальным уголком Европы — раем на земле или кусочком Атлантиды, который кто-то хитроумно спрятал в глубине Балкан и стережет от нас при помощи разнообразных мифов и домыслов. Попытаюсь же опровергнуть самые распространенные, а заодно расскажу о своих впечатлениях.

«Албанияисламская страна»

Это первое, что все говорят, узнав, что ты едешь в маленькую страну, зажатую между Черногорией, Сербией, Македонией, Грецией и Средиземным морем. Но стоит оказаться в Шкиприи (так сами албанцы называют свою родину), как понимаешь, что никакого исламского фундаментализма, шариата и прочего джихада здесь нет и близко. Албания вообще куда более светская страна, чем Россия или хотя бы та же Турция. Религия в Албании не давит настолько на общество и государство, здесь практически не видно женщин в хиджабах и не так уж много мечетей. Зато есть храмы других конфессий.

Я помню, как меня это удивило два года назад, когда я впервые прилетел в Тирану и оказался в самом сердце албанской столицы — на площади Скандербега. На одном ее конце стоит миниатюрная мечеть XIX века, а в другом лет пять назад отгрохали вместительный православный храм в каком-то новом стиле. Такая же картина и в других городах Албании: там тоже мирно соседствуют разные конфессии — ислам, православие и католицизм, что как нельзя лучше говорит о веротерпимости.

«В Албании живут агрессивные и негостеприимные люди»

Что-что, а это точно враки. Албанцы — самые настоящие средиземноморцы, открытые и доброжелательные. Я никогда не чувствовал в них напряжения или агрессии. Наоборот, с их лиц не сходили улыбки, и они всегда отвечали взаимностью на положительные эмоции. К тому же албанцы очень общительны. Уже в аэропорту Белграда они расспрашивали меня, кто я и откуда, а во время остального отпуска нередко подходили просто познакомиться, узнав, что рядом живет русский.

Наши соотечественники вообще в почете у местных — видимо, с тех времен, когда Советский Союз оказывал большую помощь Албании. Старшее поколение всегда вспомнит несколько русских слов или фраз, которые выучило в школе (русский язык до начала 90-х был первым иностранным в Албании). Молодежь может просто проявить интерес к русским, которых никогда не видело.

Насчет же гостеприимства албанцев могу рассказать один случай из недавнего отпуска. Этим летом я зашел в кафе при одной мини-гостинице, чтобы купить бутылку воды. Так вот хозяин не только узнал меня, назвал мое имя и вспомнил, что два года назад я у него останавливался. Он еще и не хотел отпускать меня без шота ракии и чашки кофе, за которые отказался брать деньги. Пришлось уважить старика и выпить и то и другое, хотя на термометре было за +30.

Правда, иногда можно нарваться и на излишнюю назойливость. В Тиране меня как-то донимали дети, которые торгуют значками, ручками и магнитиками. Они буквально преследовали меня пару кварталов, настойчиво впаривая бесполезную дребедень за несколько евро.

Охочи до денег и местные таксисты — несколько раз они явно накручивали мне стоимость в 2-3 раза. Хотя по сравнению с российскими расценками это, конечно, мелочи.

«В Албании опасно — там рассадник терроризма и мафии»

Последний раз масштабная буча со стрельбой была лет 20 назад, когда после краха финансовых пирамид разразилась гражданская война и ООН пришлось высылать миротворцев. С тех пор больших конфликтов в стране, насколько я знаю, не было. Ну, разве что раз в пять лет полиция может разогнать излишне крикливую демонстрацию перед правительством. Но где такое не встретишь?

«В Албанию сложно попасть, нужно специально оформлять визу»

Если очень захотеть, то, как говорится, можно и в космос улететь. Но в случае с Албанией такие усилия, конечно, не потребуются. Лично я приезжал в Шкиприю без особых проблем. Единственная сложность была в том, что между Россией и Албанией нет прямого авиасообщения, и приходится брать рейсы через Белград, Стамбул или другие столицы. Совсем недавно к ним присоединился и Минск. В этот же отпуск я добирался до Албании на пароме из итальянского города Бари, где находятся мощи Николая Чудотворца.

С визами тоже не все так плохо, как кажется. Последние несколько лет албанцы вводят безвизовый режим для россиян и белорусов — с июня по ноябрь. Для обладателей же шенгена вообще лафа — они могут въезжать в Албанию, как в любую страну Евросоюза. Албанские власти издали для этого специальное распоряжение.

«В Албании не на что смотреть, зачем туда ехать?»

Так говорят только те, кто совсем ничего не знает про Албанию. При малых размерах страны (340 км с севера на юг и 150 с востока на запад), в ней сочетается столько плюсов, сколько редко бывает в других странах. Самый главный из них — два потрясающих моря, Адриатическое и Ионическое, с галечными и песчаными пляжами.

И что важно — без толп туристов, которые ходят за своими гидами или занимают все побережье так, что яблоку упасть некуда.

Второе — это завораживающие албанские горы, серо-сизые или темно-синие, окутанные легкой туманной дымкой, иногда с белой шапкой изо льда и снега сверху. Таких больше нигде нет, честное слово. Горы в Италии блекнут и меркнут по сравнению с албанскими. На юге страны они теснятся у лазурного побережья, на них нередко висят облака, и когда едешь по петляющему серпантину вдоль обрывов и вековых сосен, создается впечатление, что ты на жюль-верновском таинственном острове.

Но Албания замечательна не только природой. Здесь много исторических городов — с османской застройкой, крепостями, музеями и другими памятниками. Сильнейшее впечатление производит Гирокастра — городок на склоне горы на юге Албании. Его исторический центр усеян традиционными домами с аккуратной каменной черепицей и переплетен мощеными улицами, которые создают причудливый лабиринт городского пространства. Над всем этим возвышается старинная крепость и башня с часами. Так и кажется, что это иллюстрация из какой-то исторической хроники, которая ожила перед твоими глазами.

Такой же эффект производит Берат — город тысячи окон, как его здесь называют, тоже прилепившийся на склоне горы, с домиками в турецком стиле и действительно несчетным количеством окон, которые громоздятся друг над другом. Очень ярким и необычным кажется Бутрин — развалины древнегреческой колонии на берегу Ионического моря. Там можно увидеть античные мозаики, прогуляться по амфитеатру, посмотреть на остатки некогда мощных стен и бани, где в былые времена резвились местные жители.

Рядом с Тираной находится Круя — древняя столица княжества Скандербега, национального героя Албании, которого несколько десятилетий не могли покорить турки. На севере страны есть прекрасные албанские Альпы и Шкодерское озеро. На востоке — еще два озера, Охридское и Преспанское, а на западе — античные руины Аполлонии. Есть и артефакты из более современной истории. Например, Порто-Палермо на берегу Ионического моря с хорошо сохранившейся крепостью Али-Паши Тепеленского, которого упоминает Дюма в «Графе Монте-Кристо». А рядом с крепостью — вырубленная в скале бывшая база подводных лодок, которую построили еще во времена дружбы с Советским Союзом.

От базы до наших дней сохранился массивный бетонный портал, закрытый стальными воротами, а на берегу — несколько полузаброшенных вспомогательных построек. Все это можно рассматривать пока лишь с расстояния — формально здесь до сих пор военная территория, к которой меня в этом году не подпустили военные. Однако базу регулярно обещают открыть для туристов, как это уже случилось с лабиринтами подземных укреплений в Тиране. Их построили на случай ядерной войны для албанского Сталина — Энвера Ходжа, правившего страной с 1944 по 1985 год.

«В Албании негде отдыхать, здесь плохая инфраструктура»

Тоже неправда. Албания динамично и быстро развивается. Здесь постоянно что-то делают, строят или реконструируют. Я не помню, чтобы на албанских дорогах, по которым я ездил на автобусах или такси, была бы хоть одна яма или колдобина. Даже на юге Италии, бывает, потряхивает от неровностей, а в Албании нет и этого. По крайней мере, на трассах между более-менее крупными населенными пунктами.

Жилье для отдыха в Албании можно найти без всяких проблем — по своим запросам и возможностям. С каждым годом в стране растет число комфортабельных гостиниц со своими пляжами, гостевых домов, апартаментов и бюджетных хостелов.

Так что жилье есть всегда в наличии, даже в разгар сезона — в отличие от массовых туристических направлений. Я уже молчу о прокате машин, дайвинге и прочих развлечениях.

«Я не знаю албанского, а местные наверняка не говорят по-английски»

Как раз наоборот. Почти каждый встречный албанец моложе 40 лет хотя бы на бытовом уровне знает английский и может помочь советом или подсказкой, если к нему обратиться. Проблемы могут возникнуть с людьми старшего поколения и в сельской местности. Но до совсем отдаленных деревень туристы редко добираются, да и делать там нечего, поэтому вероятность, что тебя не поймут, невелика.

Я, например, в такие ситуации не попадал ни в крупных городах, ни в небольших курортных местечках. Когда албанец не мог понять моего вопроса, он останавливал кого-нибудь еще, кто знает английский, как будто для него это было делом чести.

«Албания не в еврозоне, там непонятно какие деньги»

Да, Албания действительно не входит в еврозону, но евро и доллары албанцы охотно принимают. Хотя в обе поездки я сразу старался поменять валюту на местные леки по выгодному курсу в обменниках рядом с Национальным банком в Тиране. В противном случае был риск переплатить, потому что албанцы, увидев евро, могут задрать ценник.

Ну, а рубли здесь никто не принимает и не обменивает, так что нужно заранее запасаться более популярными денежными знаками.

Система банкоматов и оплата карточками в Албании пока не очень развита. Эти прелести современной жизни есть в Тиране, однако они еще нечасто встречаются в других городах. Хотя все потихоньку меняется в лучшую сторону, и даже в небольшом городке Химара на берегу Ионического моря я в этом году снимал леки с российской карты — разумеется, с комиссией.

«В Албании своя кухня, сможем ли мы это есть?»

Глобализация добралась и до когда-то очень закрытой Албании. Поэтому традиционная кухня осталась, наверное, только в ресторанах, где подают национальную пищу. Не сомневаюсь, что она придется по вкусу большинству россиян — у меня она тоже не вызвала никакого отторжения. Напротив, мне понравилась долма — голубцы, где вместо капусты виноградные листья, фрикадельки чофте, мясо ягненка, запеченное в сыре и йогурте, и, конечно же, морепродукты — мидии, креветки и осьминоги. Еще в Албании развита индустрия фастфуда — пиццерии, денерные и т.п.

Много в Албании своих овощей и фруктов, свое молоко, сыр, творог и пр. До сих пор облизываюсь, вспоминая албанскую брынзу и гигантские оливки. Ну, и албанские вина, само собой разумеется. Причем все это доступно по весьма приемлемым ценам. Мои плотные обеды и ужины редко переваливали за 1,5 тысячи рублей. Да и то нужно было постараться. Хотя, признаюсь, что я и не шиковал особо.

«Отпуск в Албании влетит в копеечку, лучше отдохнуть в Крыму»

Я более чем уверен, что бюджетный отпуск в Албании обойдется не дороже, чем на российском юге — в Крыму или, скажем, в Сочи. Этим летом дорога в Албанию в одну сторону мне обошлась в 7 тысяч рублей (а это два самолета и день в Стамбуле, который я потратил на знакомство с городом). Соответственно в две стороны вышло бы 14 тысяч, если бы я был только в Албании.

Хостелы, в которых я в основном останавливаюсь, стоили 700-1100 рублей за сутки. В них еще часто предлагают бесплатный завтрак. Поэтому на еду я тратил от 500 до 1500 тысяч за день — это если еще ходить куда-нибудь обедать или ужинать. В редкие дни, когда я решался сам готовить, выходило по минимуму. Тем более что оба раза я бывал в Албании в самую жару — в июле, когда есть вообще не хотелось, и я тратился в основном на воду.

Так что, если откинуть лишние расходы и подарки для дома, то чисто на дорогу и 8 дней отдыха в Албании в этом году я потратил порядка 28 тысяч. Не так уж много, мне кажется. Особенно в столь экзотичной стране для россиянина.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *