с чего содрали 21 волгу

Легенды об олене: мифы и факты о ГАЗ-21

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Первая Волга, ГАЗ М-21 – автомобиль, по сей день вызывающий теплые чувства и приятные воспоминания одним своим видом. Харизматичный дизайн с характерной «осанкой», просторный салон с парой комфортабельных диванов и репутация по-настоящему «неубиваемой» машины сделали своё дело – сегодня «двадцать первая» в околозаводском состоянии является мечтой многих автомобилистов самого разного возраста. Тем не менее, за несколько десятилетий эта модель, как и ГАЗ-М1, обросла целой плеядой мифов, в которые до сих пор продолжают верить не только водители старшего поколения, но и их внуки. Сегодня мы попытаемся разобраться в некоторых из популярных «гаражных легенд», отделив точные исторические факты от пусть и правдоподобных, но всё же досужих баек, родившихся в гаражах и курилках СССР.

У многих советских автомобилей были иностранные прототипы. К примеру, первые горьковские модели ГАЗ-А и ГАЗ-М1 являлись близкими родственниками американских легковушек Ford, вазовская «копейка» была доработанной версией итальянского Fiat-124, а «сорок первый» Москвич создавали на базе французской Simca-1308. Степень «родства» у всех этих автомобилей была разной, однако гласное и негласное копирование конструктивных решений и даже дизайна некоторых иномарок действительно существовало. Именно поэтому многие автомобилисты считают, что Волгу первого поколения также создавали на базе автомобиля иностранного производства – а если конкретно, то её якобы беззастенчиво «передрали» с Ford Mainline 1954 модельного года.

Кроме того, в качестве «исходников» указываются и другие американские седаны тех лет — например, Chevrolet Bel Air и Plymouth Savoy. Действительно, эти американские автомобили наряду с некоторыми другими одноклассниками тщательно изучались конструкторами Волги, причем такая практика является общепринятой в мире еще с начала ХХ века. Однако целью подобного близкого знакомства было не слепое копирование конструкции, а сравнение этих машин – в том числе, и «очная ставка» на испытаниях с опытными образцами будущей «двадцать первой». Упомянутые модели Ford и Chevrolet даже были закуплены СССР — для того, чтобы разобрать и как следует изучить автоматическую трансмиссию, которая до того времени на советских автомобилях не применялась.

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

На фото: Plymouth Savoy

Во внешности Волги можно найти некоторые общие элементы с «американцами», однако речь идёт не о прямом подражании, а лишь о переосмыслении актуальных на тот момент мотивов дизайна — так называемого «аэростиля», характерного для заокеанской дизайнерской школы.

Более того, по технике Волга значительно отличалась от Форда и Шевроле по простой причине — вследствие определённой унификации агрегатов трансмиссии и ходовой части с прежними горьковскими моделями вроде Победы и ЗИМ. Именно поэтому художника-конструктора Льва Еремеева нельзя обвинять ни в плагиате, ни в прямом заимствовании чужих решений. Волга снаружи была похожа на Ford Mainline не менее и не более, чем на другой современный автомобиль тех лет. Ведь при желании у нашей машины можно обнаружить много общего во внешности не только с американскими седанами одного модельного года, но и с французской Simca Vedette 1954 года, английским Standard Vanguard 1955 года и австралийским Holden Special 1956-го.

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Конструкторы Волги не могли радикально пересмотреть ни компоновку, ни агрегатную базу

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Предсерийные экземпляры в некоторых деталях отличались от серийного М-21. Обратите внимание на решение радиаторной решетки – не «звезда», как на первой серии, а «акулья пасть», как на второй!

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

На фото: Simca Vedette

К тому же прототип М-21 под номером 1 был собран вручную в начале 1954 года, в то время как «живой» экземпляр Ford Mainline появился на ГАЗе не ранее середины того же 1954-го, а его испытания начались лишь в ноябре.

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Прототип №1 собрали в первом квартале 1954 года

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Ходовые испытания прототипов начались летом 1954-го

Звучит удивительно, но это факт: Волгу действительно выпускали за рубежом! Сборку (а точнее, досборку) автомобилей под названием Scaldia-Volga в 1960 году начал бельгийский импортёр – фирма Scaldia-Volga S.A., которая импортировала в Европу советские машины. Волга бельгийской сборки отличалась от советской машины «сердцем»: под капотом вместо обычных 4-цилиндровых двигателей ЗМЗ стояли более экономичные дизели нескольких марок – Indenor-Peugeot, Perkins и Rover.

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Бельгийская фирма Scaldia-Volga S.A. осуществляла не только импорт, но и «дизелизацию» Волг

Такой ход должен был усилить интерес рачительных европейцев к просторной, но прожорливой советской легковушке. А чтобы «закрепить эффект», Scaldia даже решила заказать небольшой «рестайлинг» Волги итальянскому кузовному ателье Ghia, но практически в это же время сам ГАЗ представил автомобиль так называемой второй серии, которая довольно существенно отличалась от «звезды» внешне. Масштабы сборочного производства Волг в Бельгии были мизерными: всего до 1967 года собрали 166 «двадцать первых» с дизельными моторами.

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Вариант рестайлинга Волги от туринского ателье Ghia

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

«Поисковые» варианты дизайна 1960 года выглядели очень смело

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Вторая серия – так называемая «акулья пасть» — отличалась не только новым оформлением радиаторной решетки, но и другими деталями экстерьера

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Экспортные модификации «двадцать первой» визуально можно было отличить по более богатой отделке кузова. В зависимости от серии мощность экспортных Волг была выше обычной на 5-10 л.с. и составляла от 75 до 85 л.с.

На основе технической документации М-21 в Китае создали «Красный Восток» — автомобиль Dongfanghong BJ760. Технически он почти полностью повторял советский прототип, однако снаружи машина из Поднебесной заметно отличалась от Волги. В период с 1959 по 1969 год было изготовлено всего примерно 600 «Дунфанхунов», что объяснялось значительным количеством ручного труда и не массовостью производства этого автомобиля.

В страны с левосторонним движением поставляли «праворульные» Волги в экспортном исполнении, но советского производства.

Одним из самых устойчивых мифов, связанных с первой Волгой, является лужение кузовных деталей, во что верят многие бывшие и нынешние владельцы «двадцать первых», а также поклонники машин с оленем на капоте.

На самом же деле до 1962 года по ряду причин для обработки сварочных швов и выравнивания наружных панелей кузова на ГАЗе использовали олово. Это позволяло избавиться от технологических дефектов относительно простым и быстрым способом. Обнаружив участки олова при кузовном ремонте, в СССР и начали верить в лужёный кузов Волги, чем объясняли её высокую стойкость к коррозии.

Волги не сильно ржавели как из-за бережной эксплуатации, так и вследствие применения для изготовления кузовных деталей бельгийского металла, а также его качественной обработки, которая предусматривала фосфатирование и двойное грунтование методом погружения.

Начиная с так называемой «третьей серии» для выравнивания кузовных элементов в Горьком начали использовать пластмассу марки ТПФ.

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

American style: за дополнительную плату окраска кузова Волги могла быть двухцветной. Но на долговечность ЛКП и металла это никак не влияло

Еще одно популярное заблуждение связано с толщиной металла – в Союзе считалось, что по этому параметру «двадцать первую» впору сравнивать если не с танком, то как минимум с грузовиком. Однако в действительности лишь днище и крыша штамповались из двухмиллиметрового металла, в то время как толщина остальных кузовных элементов Волги колебалась от 0,9 до 1,2 мм. Да и снаряженная масса машины составляла не «почти две тонны», как утверждали многие современники, а 1 460 кг.

В 1961 году первый в мире космонавт Юрий Гагарин в качестве награды за покорение космоса получил в подарок от коллектива Горьковского автозавода чёрный ГАЗ-21И с 70-сильным двигателем. Впрочем, от обычной «двадцать первой» второй серии «гагаринская» Волга черного цвета с госномером 78-78 МОД отличалась разве что светло-голубым цветом салона. Причем хромированные шильдики с надписью «Волга» от более позднего выпуска на передних крыльях машины Гагарина появились в 1963 году, когда он посетил Горьковский автозавод. После гибели Юрия Алексеевича в 1968 году машина с пробегом около 90 000 километров с 1971 года хранилась в специально созданном для неё стеклянном гараже возле дома-музея первого советского космонавта в городе Гагарин Смоленской области.

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Волга была далеко не единственным автомобилем Юрия Гагарина. Однако он довольно активно пользовался своей «двадцать первой»

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

А вот народный артист Юрий Никулин владел не седаном, а универсалом модели ГАЗ-22, который любимцу миллионов в порядке исключения в первой половине шестидесятых годов продали после того, как Никулин в письменном виде аргументировал необходимость приобретения именно «универсальной» Волги. Ведь, в отличие от седана, в частные руки «двадцать вторую» можно было заполучить не ранее начала семидесятых годов – и то в изрядно потрёпанном виде, будучи списанной из какого-нибудь госучреждения.

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Юрий Никулин был исключением из правил – он заполучил в личное пользование универсал ГАЗ-22

Американские автомобили такого класса оснащались шести- и восьмицилиндровыми двигателями. Поэтому существовала легенда, что шестицилиндровый двигатель должен был появиться и на «двадцать первой», но… не получилось.

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Под капотом американских аналогов встречались рядная «шестёрка» (на фото) либо V8

Однако для Волги изначально была выбрана другая компоновка — четырехцилиндровая, с верхним расположением клапанов, полусферической камерой сгорания и цепным приводом ГРМ. Ходовые испытания показали, что опытные образцы этого 2,5-литрового мотора не слишком экономичны и недостаточно тяговиты. Вдобавок специфическая конструкция головки блока цилиндров накладывала определенные технологические ограничения, из-за чего было принято решение использовать другой мотор. Если на первых версиях (до середины 1957 года) применялся нижнеклапанный двигатель ГАЗ-21Б, являвшийся модернизированным вариантом мотора Победы, то в дальнейшем серийные автомобили оснащали верхнеклапанным двигателем ЗМЗ-21А, который изначально был создан для «полуторки» ГАЗ-56, которая так и не пошла в серийное производство.

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

В начале выпуска на Волги ставили нижнеклапанный двигатель – почти такой же, как на «Победе» и ГАЗ-69ЗМЗ-21 по меркам своего времени считался достаточно мощным

Конструкторы оставались верны «обкатанной» на Победе четырехцилиндровой схеме по простой причине — считалось, что с учетом класса и назначения автомобиля ему вполне хватит такого двигателя мощностью около 70 л.с., в то время как шестицилиндровые моторы остались прерогативой представительского ЗИМа и грузовиков ГАЗ-51/52.

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Четырехцилиндровый мотор оставлял много свободного пространства в моторном отсеке. И вообще, компоновка ГАЗ-21 были не слишком «плотной», что упрощало ремонт

Источник

«Волге» — 64 года. Раскрываем все секреты культовой модели

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

В октября 1956 года с конвейера Горьковского автозавода сошел первый автомобиль «Волга», которому суждено было стать одной из самых культовых моделей советского автопрома. Легендарная «двадцать первая» выпускалась до 1970 г. и за свою историю пережила две программы обновления, а также получила множество спецверсий.

ГАЗ-21 «Волга», который по праву считается преемником «Победы», оснащался модернизированным 2,4-литровым бензиновым двигателем с отдачей 65 лошадиных сил. Очень стильный для того времени дизайн, просторный салон с комфортными диванами, вместительный багажник и надежность сделали этот седан мечтой для многих автомобилистов. Правда, позволить новинку мог далеко не каждый советский гражданин. Скорее, первая «Волга» изначально предназначалась для чиновников и партийных деятелей.

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Не секрет, что при разработке ГАЗ-21 советскими инженерами активно закупались и изучались различные зарубежные автомобили, среди которых были Ford Mainline или Plymouth Savoy. Однако вопреки распространенному мифу, все эти машины неправильно считать зарубежными прототипами «Волги». Всего же машина за свою историю пережила три рестайлинга, впрочем, в Стране советов такого слова еще не было, поэтому новые модели ГАЗ-21 именовались «выпусками».

Над внешность «Волги» работал художник-конструктор Лев Еремеев. Главными отличительными особенностями советского седана стали хромированная решетка с вертикальными прорезями и фирменная статуэтка оленя на капоте. Эта фигурка животного будет устанавливаться на машину вплоть до 1960-х, после чего от нее решат отказаться ради безопасности. Однако многие владельцы поздних «Волг» самостоятельно оборудовали свои машины знаменитой статуэткой вместо новой фирменной «капли».

Обычный ГАЗ-21 предлагался с трехступенчатой механической коробкой передач, однако изначально конструкторы планировали уже в базе оснастить машину полноценным «автоматом». Однако из-за сложности в обслуживании от этой идеи пришлось отказаться. На Горьковском автозаводе была выпущена лишь небольшая партия автомобилей с АКП, и сейчас такие машины можно увидеть лишь на тематических выставках олдатаймеров. Точное количество выпущенных ГАЗ-21 с «автоматом» до сих пор точно неизвестно.

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Также трехступенчатой автоматической коробкой оснащались особые «Волги», которые выпускались для сотрудников спецслцужб. В народе такие модификации назывались «догонялки». Так, мелкосерийный седан под названием ГАЗ-23 предназначался для погонь, сопровождения кортежей и выполнения секретных заданий. Автомобиль укомплектовали восьмицилиндровым бензиновым двигателем мощностью 195 л.с. и 420 Нм крутящего момента.

Особую модификацию «Волги» подготовили специально и для экспорта. Такая машина комплектовалась форсированным до 80 л.с. двигателем и механической КП. Кузов машины украшали дополнительные элементы из хрома. Первыми странами, куда начали поставлять ГАЗ-21, стали Финляндия и Норвегия.

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Кроме этого, для стран с левосторонним движением советские инженеры подготовили праворульные «Волги». Более того, в пригороде Брюсселя компания Scaldia-Volga организовала «отверточную сборку» советских седанов. Такие «Волги» впервые получили дизельные агрегаты мощностью от 48 до 62 лошадиных сил. Всего было произведено около 120 подобных автомобилей. Также свою версию «Волги» для европейских рынков подготовило кузовное ателье Ghia. Однако в серию этот проект так и не пошел.

Кроме этого в Китае в 1960 г. было налажено производство седана Dongfanghong BJ760 (Красный Восток»), который являлся копией «Волги». Помимо идентичного дизайна этот автомобиль получил четырехцилиндровый двигатель и трехступенчатую коробку передач также от ГАЗ-21. Всего в Китае было произведено около 230 двойников советского седана, после чего по приказу председателя Пекинского ревкома Се Фучжи производство было прекращено.

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

ГАЗ-21 стал одной из самых распространенных автомобилей у советской милиции. Чтобы не сверлить крышу для установки громкоговорителя и проблескового маячка, инженеры придумали для машины специальную подставку. Кроме этого машину оборудовали фарами-искателями, желтыми противотуманками и фонарем с надписью «остановитесь». Помимо патрульно-постовой службы, «Волги» активно поставлялись и в подразделения Госавтоинспекции.

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Уже в 1957 г. ГАЗ-21 начинают массово пополнять таксопарки крупных советских городов: Москвы, Ленинграда, Киева. Чуть позже «Волги» вышли на маршруты и в других городах СССР. От обычных седанов такие машины отличались в первую очередь специальными опознавательными знаками — шашечками. Единого стандарта по ним не было. Знаки могли быть как белого, так и черного цвета, а рисовали их чаще всего на капоте или передних дверях машины. Кроме этого, у автомобилей такси отсутствовала антенна над ветровым стеклом, а также фирменная статуэтка оленя. В салоне седана вместо приемника устанавливался таксометр. После того, как таксомоторная «Волга» проезжала около 350 тыс. км, ее отправляли на капитальный ремонт или в случае необходимости просто списывали.

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Позже все модификации ГАЗ-21 стали оснащаться 75-сильным мотором, а в 1963 г. на автомобилях-такси установили раздельные передние сиденья. Это было сделано для того чтобы задний диван можно было разложить для перевозки дополнительного багажа. Также такси ГАЗ-21 активно отправляли на экспорт. Такие машины в то время можно было встретить даже в странах за пределами социалистического блока.

В первой половине 1960-х «Волга» третьего выпуска получила модификацию в кузове универсал под названием ГАЗ-22. В первую очередь такие машины предназначались для госучреждений. Например, пятиместный универсал мог использоваться как санитарный автомобиль. При сложенном заднем диване машина могла перевозить крупногабаритные грузы массой 400 килограммов. Под капотом — рядный 4-цилиндровый двигатель мощностью 75 л.с.

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

В частные руки эти машины начали попадать только в 1970-х. Впрочем, некоторые экземпляры все же попадали в гаражи советских граждан. Например, редким универсалом владел актер Юрий Никулин, который заплатил за него более 6 тыс. рублей. Черная «Волга» с номерами 80-60 МОТ прослужила герою многочисленных советских комедий без малого 30 лет.

Источник

Большинство советских автомобилей копировались с иностранных

Копирование иностранных автомобилей началось с самых первых советских легковых автомобилей, производимых по лицензии Ford. Со временем копирование происходило чаще всего без разрешения западных автозаводов. Научно-исследовательский автомобильный институт СССР закупал у капиталистических угнетателей трудового народа сразу несколько передовых моделей «для изучения» и через несколько лет с конвейеров сходил советский аналог. Правда часто к том у времени прототип уже был снят с производства, а советская копия выпускалась ни одно десятилетие.

ГАЗ А (1932)

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Но после 1936 года в Москве и Ленинграде эксплуатация устаревшего ГАЗ-А была запрещена. Малочисленным автовладельцам предписывалось сдать ГАЗ-А государству и с доплатой приобрести новый ГАЗ-М1.

ГАЗ-М-1 «Эмка» (1936-1943)

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

В ходе адаптации модели к отечественным условиям эксплуатации автомобиль был в значительной степени перепроектирован советскими специалистами. Эмка по отдельным позициям превзошла более позднюю продукцию «Форда».

Л1 «Красный путиловец» (1933) и ЗИС-101 (1936-1941)

Советский экспериментальный легковой автомобиль представлял собой практически точную копию автомобиля Buick-32-90, который по американским меркам относился к высшему-среднему классу.

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Сталин осматривает ЗИС-101 вместе с директором завода ЗИС Лихачевым, наркомом тяжёлой промышленности Орджоникидзе, наркомом торговли Микояном

Завод «Красный путиловец», ранее выпускавший трактора Fordson, выпустил 6 экземпляров Л1 в 1933 г. Значительная часть автомобилей не смогла своим ходом дойти до Москвы без серьёзных поломок. В итоге, «Красный Путиловец» был переориентирован на выпуск тракторов и танков, а доработку Л1 передали на московский «ЗиС».

Так как кузов «Бьюика» уже не соответствовал моде середины тридцатых годов, на ЗиСе спроектировали его заново. Американское кузовное ателье Budd Company на основе советских эскизов спроектировало элегантный и внешне современный для тех лет кузов. Это обошлось государству в полмиллиона долларов и заняло 16 месяцев.

КИМ-10 (1940-1941)

Первый советский серийный малолитражный автомобиль, за основу которого при разработке был взят британский «Ford Prefect».

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

В США изготовили штампы и разработали чертежи кузова по моделям советского художника-конструктора. В 1940 году завод начал производство этой модели. КИМ-10 должен был стать первым по-настоящему «народным» советским автомобилем, однако воплощению в жизнь амбициозного плана руководства страны по обеспечению большинства граждан личными машинами помешала Великая Отечественная война.

«Москвич» 400,401 (1946-1956)

Советская малолитражка был полным аналогом автомобиля Opel Kadett K38, выпускавшегося в 1937—1940 годах в Германии на немецком филиале Opel американского концерна General Motors, воссозданным после войны на основе уцелевших экземпляров, документации и оснастки.

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Часть оборудования для выпуска автомобиля было вывезено с завода «Опель» в Рюссельхайме (находившегося в американской оккупационной зоне) и смонтировано в СССР.
Значительная часть утраченной документации и оснастки для производства была воссоздана заново, причём работы производились в Германии по заказу Советской военной администрации силами смешанных трудовых коллективов, состоявших из откомандированных советских и вольнонаёмных немецких специалистов, работавших в созданных после войны конструкторских бюро.
Последующие три поколения «Москвичей» будут с отставанием повторять продукцию фирмы Opel.

«Москвич-402» (1956-1964)

Облик легкового автомобиля малого класса повторял модель Opel Olympia Rekord (1947-1953) – преемницу Opel Kadett K38. Участие специалистов с ГАЗа, где полным ходом шла разработка «Волги» ГАЗ-21 оказало сильное влияние на проектирующийся автомобиль. «Москвич» перенял от неё многие элементы своего дизайна.

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Серийное производство «Москвича-402» было свёрнуто в мае 1958 года.

Москвич-408 (1964-1975)

Родоначальник третьего поколения автомобилей «Москвич» стал подражанием Opel Kadett A (1962).

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

По сравнению с предшественниками, выросли длина и ширина автомобиля при одновременном значительном снижении его высоты. Ощутимо возросли вместительность и комфортабельность салона.
Выпускался в Москве на заводе МЗМА(АЗЛК). С 1964 по 1967 год он был основной моделью завода, после чего его сменил в этой роли «Москвич-412», хотя и после этого они ещё долго выпускались параллельно. Также он выпускался в Ижевске с 1966 по 1967 год, там было собрано лишь около 4000 автомобилей этой модели, после чего Ижевский завод, в отличие от МЗМА-АЗЛК, полностью перешёл на выпуск модернизированной модели «Москвич-412».

Москвич-412 (1967-1976)

Пришел на замену устаревшей модели М-408 и стал результатом глубокой модернизации своего предшественника под вдохновением Opel Kadett B (1965).

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Москвич-412 стал более престижной версией М-408: повысилась мощность двигателя и максимальная скорость, улучшилась пассивная безопасность, которая теперь соответствовала нормам ЕЭК ООН, что было подтверждено крэш-тестами во Франции.

«Москвич» 2141 (1986-1998)

Замену Москвичу-412 удалось спроектировать только в 1980-е годы, и это был уже совершенно другой автомобиль, — Москвич-2141, переднеприводный хэтчбэк, созданный на базе кузова французской «Симки» и уже устаревшего к тому времени двигателя УЗАМ. Экспортное наименование — Aleko, от Автозавод Ленинского Комсомола.
В качестве наилучшего прообраза для ускорения проектирования нового автомобиля Минавтопрому виделась недавно появившаяся франко-американская модель Simca 1308 производства европейского отделения корпорации Chrysler. Дизайнерам приказали скопировать автомобиль вплоть до «железа».

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Однако в процессе разработки кузов «Москвича» был спроектирован заново, в результате чего экстерьер автомобиля существенно отличался от французского образца и, хоть и с некоторой натяжкой, но соответствовал уровню середины восьмидесятых годов.

ЗИС-110 (1945-1958)

Дизайн кузова первого советского послевоенного легкового автомобиля представительского класса практически полностью имитировал американские «Паккарды» «старших» (Senior) серий предвоенного выпуска. Вплоть до мелочей ЗИС-110 был похож на Packard 180 c кузовом Touring Sedan последней довоенном модели 1942 года. Самостоятельной советской разработке, специально предали внешность американского Паккарда в соответствии со вкусовыми предпочтениями высшего руководства страны и, главным образом, лично Сталина.

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Вряд ли американской фирме нравилось подобное творческое развитие её идей в оформлении советского автомобиля, однако никаких претензий с её стороны в те годы не последовало, тем более что производство «больших» «Паккардов» после войны возобновлено не было.

ГАЗ-12 (ГАЗ-М-12, ЗИМ, ЗИМ-12) 1950-1959

Шести-семиместный легковой автомобиль большого класса с кузовом «шестиоконный длиннобазный седан» разрабатывали на основе Buick Super.

Серийно производившийся на Горьковском Автомобильном Заводе (Завод Имени Молотова) с 1950 по 1959 (некоторые модификации — по 1960 год.)

Заводу настоятельно рекомендовали полностью скопировать «Бьюик» образца 1948 года, но инженеры на основе предлагаемой модели спроектировали автомобиль, максимально опирающийся на уже освоенные в производстве агрегаты и технологии. «ЗиМ» не был копией какого-либо конкретного иностранного автомобиля ни в плане дизайна, ни, в особенности, в техническом аспекте — в последнем конструкторы завода даже сумели в какой-то мере «сказать новое слово» в рамках мировой автостроительной индустрии

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

В октябре 1950 года была собрана первая промышленная партия ГАЗ-12. В 1951 году проведены государственные испытания трёх автомобилей с полной нагрузкой. Автомобиль выпускался до 1959 года.

«Волга» ГАЗ-21 (1956-1972)

Легковой автомобиль среднего класса технически был создан отечественными инженерами и дизайнерами «с нуля», но внешне копировал преимущественно американские модели начала 1950-х годов. В ходе разработки изучались конструкции иностранных автомобилей: Ford Mainline (1954), Chevrolet 210 (1953), Plymouth Savoy (1953), Henry J (Kaiser-Frazer)(1952), Standard Vanguard (1952) и Opel Kapitän (1951).

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

ГАЗ-21 серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1956 по 1970 год. Заводской индекс модели — изначально ГАЗ-М-21, позднее (с 1965 года) — ГАЗ-21.

К моменту начала серийного производства по мировым меркам дизайн «Волги» уже стал как минимум рядовым, и на фоне серийных иномарок тех лет уже особо не выделялся. Уже к 1960 году «Волга» была автомобилем с безнадёжно устаревшим дизайном.

«Волга» ГАЗ-24 (1969-1992)

Легковой автомобиль среднего класса стал гибридом североамериканского Ford Falcon (1962) и Plymouth Valiant (1962).

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1969 по 1992 год. Внешность и конструкция автомобиля были достаточно стандартными для этого направления, технические характеристики были также приблизительно на среднем уровне. Большая часть «Волг» не была предназначена для продажи в личное пользование и эксплуатировались в таксопарках и иных государственных организациях).

«Чайка» ГАЗ-13 (1959-1981)

Представительский легковой автомобиль большого класса, созданный под явным влиянием новейших моделей американской фирмы Packard, которые в те годы как раз изучались в НАМИ (кабриолет Packard Caribbean и седан Packard Patrician, оба 1956 модельного года).
«Чайка» была создана с явной ориентацией на веяния американского стиля, как и вся продукция ГАЗа тех лет, но не был стопроцентной «стилистической копией» или модернизацией Пэккарда.

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Автомобиль выпускался малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 год. Всего было изготовлено 3 189 автомобилей этой модели.

«Чайки» использовались в качестве персонального транспорта высшей номенклатуры (преимущественно — министров, первых секретарей обкомов), который выдавался как составная часть положенного «пакета» привилегий.
И седаны, и кабриолеты «Чайка» использовались на парадах, подавались при встречах иностранных лидеров, видных деятелей и героев, применялись в качестве машин сопровождения. Также, «Чайки» поступали в «Интурист», где, в свою очередь, их могли заказать все желающие для использования в качестве свадебных лимузинов.

ЗИЛ-111 (1959-1967)

Копирование американского дизайна на разных советских заводах привело к тому, что облик автомобиля ЗИЛ-111 создавался по тем же образцам, что и «Чайка». В результате в стране одновременно производились внешне похожие автомобили. ЗИЛ-111 часто принимают за более распространенную «Чайку».

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Легковой автомобиль высшего класса стилистически представлял собой компиляцию различных элементов американских автомобилей среднего и высшего класса первой половины 1950-х годов — преимущественно напоминал «Cadillac», «Packard» и «Buick». В основу внешнего оформления ЗИЛ-111, как и «Чайки», лег дизайн моделей американской фирмы «Packard» 1955-56 годов. Но по сравнению с моделями «Packard», «ЗиЛ» был больше по всем габаритам, выглядел намного строже и «квадратнее», со спрямлёнными линиями, имел более сложный и детализированный декор.

С 1959 по 1967 годы было собрано всего 112 экземпляров этого автомобиля.

ЗИЛ-114 (1967-1978)

Малосерийный представительский легковой автомобиль высшего класса с кузовом «лимузин».
Несмотря, на стремление отойти от американской автомобильной моды, сделанный «с нуля» ЗИЛ-114, все равно частично копировал американский Lincoln Lehmann-Peterson Limousine.

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Всего было собрано 113 экземпляров правительственного лимузина.

ЗИЛ-115 (ЗИЛ 4104) (1978-1983)

В 1978 году на смену ЗИЛ-114 пришёл новый автомобиль под заводским индексом «115», впоследствии получивший официальное название ЗИЛ-4104. Инициатором разработки модели был Леонид Брежнев, любивший качественные автомобили и утомившись от десятилетней эксплуатации ЗИЛ-114.

Для творческого переосмысления нашим конструкторам предоставили Cadillac Fleetwood 75, в работе отечественным автомобилестроителям помогали британцы из «Carso». В результате совместной работы британских и советских конструкторов в 1978 г. родился ЗИЛ 115. Он же по новым ГОСТам классифицировался как ЗИЛ 4104.

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Интерьер создавался с учетом целевого использования автомобилей — для государственных деятелей высокого ранга.

Конец 70-х — это разгар холодной войны, что не могло не сказаться на автомобиле, перевозящем первых лиц страны. ЗИЛ – 115 мог стать убежищем на случай атомной войны. Прямое попадание он, конечно, не выдержал бы, но от сильного радиационного фона защита на автомобиле имелась. Кроме того, предусматривалась возможность установки навесной брони.

ЗАЗ-965 (1960-1969)

Основным прототипом микролитражки был Фиат 600.

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Автомобиль проектировался МЗМА («Москвич») совместно с автомобильным институтом НАМИ, Первые образцы получили обозначение «Москвич-444», и уже значительно отличались от итальянского прототипа. Позднее обозначение сменили на «Москвич-560».
От итальянского образца автомобиль уже на самом раннем этапе проектирования отличался совершенно иной передней подвеской – как на первых спорткарах Порше и Фольксвагене-«Жуке».

ЗАЗ-966 (1966-1974)

Легковой автомобиль особо малого класса демонстрирует немалое сходство дизайна с немецкой малолитражкой NSU Prinz IV (ФРГ, 1961 г.), которая в свою повторяет часто копируемый американский Chevrolet Corvair, представленный в конце 1959 года.

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Известно, что образец Chevrolet Corvair находился в распоряжении НАМИ, а позднее был передан на Запорожский автозавод (по другой версии — на Мелитопольский моторный) с целью изучения системы охлаждения двигателя.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/neznal.ru/wp-content/uploads/2013/02/chevrolet-corvair.jpg?fit=214%2C128″ data-large-file=»https://i1.wp.com/neznal.ru/wp-content/uploads/2013/02/chevrolet-corvair.jpg?fit=160%2C95″ title=»Chevrolet Corvair» src=»https://i1.wp.com/neznal.ru/wp-content/uploads/2013/02/chevrolet-corvair.jpg?resize=768%2C458″ alt=»Chevrolet Corvair (1960-1969)» srcset=»https://i1.wp.com/neznal.ru/wp-content/uploads/2013/02/chevrolet-corvair.jpg?w=768 768w, https://i1.wp.com/neznal.ru/wp-content/uploads/2013/02/chevrolet-corvair.jpg?resize=214%2C128 214w, https://i1.wp.com/neznal.ru/wp-content/uploads/2013/02/chevrolet-corvair.jpg?resize=160%2C95 160w, https://i1.wp.com/neznal.ru/wp-content/uploads/2013/02/chevrolet-corvair.jpg?resize=300%2C178 300w, https://i1.wp.com/neznal.ru/wp-content/uploads/2013/02/chevrolet-corvair.jpg?resize=460%2C274 460w» sizes=»(max-width: 768px) 100vw, 768px» data-recalc-dims=»1″ />

Chevrolet Corvair (1960-1969)

Конструкция автомобиля мало изменилась по сравнению с предыдущим поколением. Но на ЗАЗ-966 появились знаменитые «уши» (воздухозаборники на боковинах кузова).

ВАЗ-2101 (1970-1988)

ВАЗ-2101 «Жигули» — заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан является аналогом модели Fiat 124, получивший в 1967 году титул «Автомобиль года».

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

По соглашению советского Внешторга и компанией Fiat, итальянцами был создан Волжский автомобильный завод в Тольятти с полным производственным циклом. На концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.

ВАЗ-2101 был подвергнут серьезным изменениям. В общей сложности в конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 изменений, после чего он получил наименование Fiat 124R. «Русификация» Fiat 124 оказалась крайне полезной и для самой фирмы FIAT, накопившей уникальные сведения о надежности своих машин в экстремальных условиях эксплуатации.

ВАЗ-2103 (1972-1984)

Заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан. Был разработан совместно с итальянской фирмой Fiat на базе моделей Fiat 124 и Fiat 125.

с чего содрали 21 волгу. Смотреть фото с чего содрали 21 волгу. Смотреть картинку с чего содрали 21 волгу. Картинка про с чего содрали 21 волгу. Фото с чего содрали 21 волгу

Позднее, на базе ВАЗ-2103 был разработан «проект 21031» в последствии переименованный в ВАЗ-2106.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *