с чего скопировали газ 21
Легенды об олене: мифы и факты о ГАЗ-21
Первая Волга, ГАЗ М-21 – автомобиль, по сей день вызывающий теплые чувства и приятные воспоминания одним своим видом. Харизматичный дизайн с характерной «осанкой», просторный салон с парой комфортабельных диванов и репутация по-настоящему «неубиваемой» машины сделали своё дело – сегодня «двадцать первая» в околозаводском состоянии является мечтой многих автомобилистов самого разного возраста. Тем не менее, за несколько десятилетий эта модель, как и ГАЗ-М1, обросла целой плеядой мифов, в которые до сих пор продолжают верить не только водители старшего поколения, но и их внуки. Сегодня мы попытаемся разобраться в некоторых из популярных «гаражных легенд», отделив точные исторические факты от пусть и правдоподобных, но всё же досужих баек, родившихся в гаражах и курилках СССР.
У многих советских автомобилей были иностранные прототипы. К примеру, первые горьковские модели ГАЗ-А и ГАЗ-М1 являлись близкими родственниками американских легковушек Ford, вазовская «копейка» была доработанной версией итальянского Fiat-124, а «сорок первый» Москвич создавали на базе французской Simca-1308. Степень «родства» у всех этих автомобилей была разной, однако гласное и негласное копирование конструктивных решений и даже дизайна некоторых иномарок действительно существовало. Именно поэтому многие автомобилисты считают, что Волгу первого поколения также создавали на базе автомобиля иностранного производства – а если конкретно, то её якобы беззастенчиво «передрали» с Ford Mainline 1954 модельного года.
Кроме того, в качестве «исходников» указываются и другие американские седаны тех лет — например, Chevrolet Bel Air и Plymouth Savoy. Действительно, эти американские автомобили наряду с некоторыми другими одноклассниками тщательно изучались конструкторами Волги, причем такая практика является общепринятой в мире еще с начала ХХ века. Однако целью подобного близкого знакомства было не слепое копирование конструкции, а сравнение этих машин – в том числе, и «очная ставка» на испытаниях с опытными образцами будущей «двадцать первой». Упомянутые модели Ford и Chevrolet даже были закуплены СССР — для того, чтобы разобрать и как следует изучить автоматическую трансмиссию, которая до того времени на советских автомобилях не применялась.
На фото: Plymouth Savoy
Во внешности Волги можно найти некоторые общие элементы с «американцами», однако речь идёт не о прямом подражании, а лишь о переосмыслении актуальных на тот момент мотивов дизайна — так называемого «аэростиля», характерного для заокеанской дизайнерской школы.
Более того, по технике Волга значительно отличалась от Форда и Шевроле по простой причине — вследствие определённой унификации агрегатов трансмиссии и ходовой части с прежними горьковскими моделями вроде Победы и ЗИМ. Именно поэтому художника-конструктора Льва Еремеева нельзя обвинять ни в плагиате, ни в прямом заимствовании чужих решений. Волга снаружи была похожа на Ford Mainline не менее и не более, чем на другой современный автомобиль тех лет. Ведь при желании у нашей машины можно обнаружить много общего во внешности не только с американскими седанами одного модельного года, но и с французской Simca Vedette 1954 года, английским Standard Vanguard 1955 года и австралийским Holden Special 1956-го.
Конструкторы Волги не могли радикально пересмотреть ни компоновку, ни агрегатную базу
Предсерийные экземпляры в некоторых деталях отличались от серийного М-21. Обратите внимание на решение радиаторной решетки – не «звезда», как на первой серии, а «акулья пасть», как на второй!
На фото: Simca Vedette
К тому же прототип М-21 под номером 1 был собран вручную в начале 1954 года, в то время как «живой» экземпляр Ford Mainline появился на ГАЗе не ранее середины того же 1954-го, а его испытания начались лишь в ноябре.
Прототип №1 собрали в первом квартале 1954 года
Ходовые испытания прототипов начались летом 1954-го
Звучит удивительно, но это факт: Волгу действительно выпускали за рубежом! Сборку (а точнее, досборку) автомобилей под названием Scaldia-Volga в 1960 году начал бельгийский импортёр – фирма Scaldia-Volga S.A., которая импортировала в Европу советские машины. Волга бельгийской сборки отличалась от советской машины «сердцем»: под капотом вместо обычных 4-цилиндровых двигателей ЗМЗ стояли более экономичные дизели нескольких марок – Indenor-Peugeot, Perkins и Rover.
Бельгийская фирма Scaldia-Volga S.A. осуществляла не только импорт, но и «дизелизацию» Волг
Такой ход должен был усилить интерес рачительных европейцев к просторной, но прожорливой советской легковушке. А чтобы «закрепить эффект», Scaldia даже решила заказать небольшой «рестайлинг» Волги итальянскому кузовному ателье Ghia, но практически в это же время сам ГАЗ представил автомобиль так называемой второй серии, которая довольно существенно отличалась от «звезды» внешне. Масштабы сборочного производства Волг в Бельгии были мизерными: всего до 1967 года собрали 166 «двадцать первых» с дизельными моторами.
Вариант рестайлинга Волги от туринского ателье Ghia
«Поисковые» варианты дизайна 1960 года выглядели очень смело
В начале выпуска на Волги ставили нижнеклапанный двигатель – почти такой же, как на «Победе» и ГАЗ-69 | ЗМЗ-21 по меркам своего времени считался достаточно мощным |
Конструкторы оставались верны «обкатанной» на Победе четырехцилиндровой схеме по простой причине — считалось, что с учетом класса и назначения автомобиля ему вполне хватит такого двигателя мощностью около 70 л.с., в то время как шестицилиндровые моторы остались прерогативой представительского ЗИМа и грузовиков ГАЗ-51/52.
Четырехцилиндровый мотор оставлял много свободного пространства в моторном отсеке. И вообще, компоновка ГАЗ-21 были не слишком «плотной», что упрощало ремонт
Довольно интересно. Как Ford послужил прототипом Волги (26 фото + текст)
Вообще-то, разработка нового автомобиля велась сначала специалистами НАМИ. Они пошли по пути устранения недостатков модели «ГАЗ-М-20» и улучшения ее технических характеристик. Машина получила кузов типа «седан», изменилась линия крыльев, стал несколько просторнее салон, переднее сиденье было сделано раздельным. Кроме того, в конструкцию автомобиля внесли огромное количество доработок: была усовершенствована подвеска, улучшены тяговые качества двигателя, автомобиль получил новую, более удобную коробку передач. Однако, ко всеобщему удивлению, госкомиссию этот вариант не устроил. Для объяснения причин столь неожиданного решения необходимо сделать небольшое отступление.
Тут-то и вспомнили о «американцах» с ГАЗа. В их пользу был и еще один факт. Поскольку «Победа» постоянно совершенствовалась в ходе производства, к 1955 году сложилась выгодная ситуация: при устаревшем дизайне кузова мотор, трансмиссия и ходовая были весьма современными. Поэтому для ускорения освоения новой модели было принято решение использовать двигатель и трансмиссию от «ГАЗ-М-20». Итак, требовался новый кузов.
Образцы для подражания советские конструкторы нашли довольно быстро: уже в следующем году закупили Chevrolet Bel-Air, Ford Mainline и Plymouth Savoy. Инженеры ГАЗа недолго мучились проблемой выбора и остановились на «Форде» – хотя американцы считали Mainline быстро устаревающей моделью и уже в 1955 году изменили ее дизайн, снабдив модным в то время панорамным стеклом.Несомненно, полностью нельзя было перенимать все черты этого автомобиля, поэтому к делу подключились дизайнеры под руководством Льва Еремеева. И создали, по сути, шедевр советского автодизайна, особенно в конечной его версии. Более того: 21ая «Волга» попала практически во все иностранные учебники по автодизайну.
Но кое-какие черты американского автопрома всё-таки остались, в чём можно убедитсья на приведённых ниже фотографиях.
Тот самый Ford Mainline, закупленный заводом:
Ford на дорогах Москвы:
ГАЗ-21/22 «Волга»:
Ford:
ГАЗ-21/22 «Волга»:
Ford:
ГАЗ-21/22 «Волга»:
Ford:
ГАЗ-21/22 «Волга»:
Ford:
ГАЗ-21/22 «Волга»:
Ford:
ГАЗ-21/22 «Волга»:
Ford:
ГАЗ-21/22 «Волга»:
Ford:
ГАЗ-21/22 «Волга»:
Ford:
ГАЗ-21/22 «Волга»:
Ford:
ГАЗ-21/22 «Волга»:
Ford:
ГАЗ-21/22 «Волга»:
Ford:
И если уж здесь открывать правду до конца, то надо упомянуть и фигурку самого оленя, которая практически в точности, не считая рогов, повторяет оленя с автомобилей Chrysler начала 30ых годов.
ГАЗ-21/22 «Волга»:
Ford:
(с)
«Волге» — 64 года. Раскрываем все секреты культовой модели
В октября 1956 года с конвейера Горьковского автозавода сошел первый автомобиль «Волга», которому суждено было стать одной из самых культовых моделей советского автопрома. Легендарная «двадцать первая» выпускалась до 1970 г. и за свою историю пережила две программы обновления, а также получила множество спецверсий.
ГАЗ-21 «Волга», который по праву считается преемником «Победы», оснащался модернизированным 2,4-литровым бензиновым двигателем с отдачей 65 лошадиных сил. Очень стильный для того времени дизайн, просторный салон с комфортными диванами, вместительный багажник и надежность сделали этот седан мечтой для многих автомобилистов. Правда, позволить новинку мог далеко не каждый советский гражданин. Скорее, первая «Волга» изначально предназначалась для чиновников и партийных деятелей.
Не секрет, что при разработке ГАЗ-21 советскими инженерами активно закупались и изучались различные зарубежные автомобили, среди которых были Ford Mainline или Plymouth Savoy. Однако вопреки распространенному мифу, все эти машины неправильно считать зарубежными прототипами «Волги». Всего же машина за свою историю пережила три рестайлинга, впрочем, в Стране советов такого слова еще не было, поэтому новые модели ГАЗ-21 именовались «выпусками».
Над внешность «Волги» работал художник-конструктор Лев Еремеев. Главными отличительными особенностями советского седана стали хромированная решетка с вертикальными прорезями и фирменная статуэтка оленя на капоте. Эта фигурка животного будет устанавливаться на машину вплоть до 1960-х, после чего от нее решат отказаться ради безопасности. Однако многие владельцы поздних «Волг» самостоятельно оборудовали свои машины знаменитой статуэткой вместо новой фирменной «капли».
Обычный ГАЗ-21 предлагался с трехступенчатой механической коробкой передач, однако изначально конструкторы планировали уже в базе оснастить машину полноценным «автоматом». Однако из-за сложности в обслуживании от этой идеи пришлось отказаться. На Горьковском автозаводе была выпущена лишь небольшая партия автомобилей с АКП, и сейчас такие машины можно увидеть лишь на тематических выставках олдатаймеров. Точное количество выпущенных ГАЗ-21 с «автоматом» до сих пор точно неизвестно.
Также трехступенчатой автоматической коробкой оснащались особые «Волги», которые выпускались для сотрудников спецслцужб. В народе такие модификации назывались «догонялки». Так, мелкосерийный седан под названием ГАЗ-23 предназначался для погонь, сопровождения кортежей и выполнения секретных заданий. Автомобиль укомплектовали восьмицилиндровым бензиновым двигателем мощностью 195 л.с. и 420 Нм крутящего момента.
Особую модификацию «Волги» подготовили специально и для экспорта. Такая машина комплектовалась форсированным до 80 л.с. двигателем и механической КП. Кузов машины украшали дополнительные элементы из хрома. Первыми странами, куда начали поставлять ГАЗ-21, стали Финляндия и Норвегия.
Кроме этого, для стран с левосторонним движением советские инженеры подготовили праворульные «Волги». Более того, в пригороде Брюсселя компания Scaldia-Volga организовала «отверточную сборку» советских седанов. Такие «Волги» впервые получили дизельные агрегаты мощностью от 48 до 62 лошадиных сил. Всего было произведено около 120 подобных автомобилей. Также свою версию «Волги» для европейских рынков подготовило кузовное ателье Ghia. Однако в серию этот проект так и не пошел.
Кроме этого в Китае в 1960 г. было налажено производство седана Dongfanghong BJ760 (Красный Восток»), который являлся копией «Волги». Помимо идентичного дизайна этот автомобиль получил четырехцилиндровый двигатель и трехступенчатую коробку передач также от ГАЗ-21. Всего в Китае было произведено около 230 двойников советского седана, после чего по приказу председателя Пекинского ревкома Се Фучжи производство было прекращено.
ГАЗ-21 стал одной из самых распространенных автомобилей у советской милиции. Чтобы не сверлить крышу для установки громкоговорителя и проблескового маячка, инженеры придумали для машины специальную подставку. Кроме этого машину оборудовали фарами-искателями, желтыми противотуманками и фонарем с надписью «остановитесь». Помимо патрульно-постовой службы, «Волги» активно поставлялись и в подразделения Госавтоинспекции.
Уже в 1957 г. ГАЗ-21 начинают массово пополнять таксопарки крупных советских городов: Москвы, Ленинграда, Киева. Чуть позже «Волги» вышли на маршруты и в других городах СССР. От обычных седанов такие машины отличались в первую очередь специальными опознавательными знаками — шашечками. Единого стандарта по ним не было. Знаки могли быть как белого, так и черного цвета, а рисовали их чаще всего на капоте или передних дверях машины. Кроме этого, у автомобилей такси отсутствовала антенна над ветровым стеклом, а также фирменная статуэтка оленя. В салоне седана вместо приемника устанавливался таксометр. После того, как таксомоторная «Волга» проезжала около 350 тыс. км, ее отправляли на капитальный ремонт или в случае необходимости просто списывали.
Позже все модификации ГАЗ-21 стали оснащаться 75-сильным мотором, а в 1963 г. на автомобилях-такси установили раздельные передние сиденья. Это было сделано для того чтобы задний диван можно было разложить для перевозки дополнительного багажа. Также такси ГАЗ-21 активно отправляли на экспорт. Такие машины в то время можно было встретить даже в странах за пределами социалистического блока.
В первой половине 1960-х «Волга» третьего выпуска получила модификацию в кузове универсал под названием ГАЗ-22. В первую очередь такие машины предназначались для госучреждений. Например, пятиместный универсал мог использоваться как санитарный автомобиль. При сложенном заднем диване машина могла перевозить крупногабаритные грузы массой 400 килограммов. Под капотом — рядный 4-цилиндровый двигатель мощностью 75 л.с.
В частные руки эти машины начали попадать только в 1970-х. Впрочем, некоторые экземпляры все же попадали в гаражи советских граждан. Например, редким универсалом владел актер Юрий Никулин, который заплатил за него более 6 тыс. рублей. Черная «Волга» с номерами 80-60 МОТ прослужила герою многочисленных советских комедий без малого 30 лет.