с чего начинать охрану труда в организации
С чего начать охрану труда на предприятии (нюансы)?
План мероприятий по организации охраны труда
Каждой компании необходимо определиться с комплексом мероприятий по охране труда, которые ей необходимо проводить согласно законодательным актам РФ в зависимости от отрасли и специфики своей деятельности. Подобные процедуры — своего рода внутренний план действий компании по охране труда персонала.
ВНИМАНИЕ! С 01.04.2021 года обновлен перечень вредных/опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медосмотры. Подробности см. здесь.
План поможет определиться с дальнейшими действиями, рассчитать финансовые затраты на организацию охраны труда (если они необходимы). Планирование деятельности по охране труда также позволяет сравнить фактические результаты с прогнозными значениями, выявить недочеты и определить дальнейшую стратегию по улучшению безопасности труда работающего персонала.
Итак, на этапе организации работы по охране труда на предприятии важно:
Об обязанностях, которые отразятся в таких инструкциях, читайте в материале «Какие обязанности инженера по охране труда (перечень)».
Система управления охраной труда на предприятии
Определившись с направлением действий в области охраны труда, руководству стоит задуматься о том, как ею управлять. Во главе системы управления охраной труда (СУОТ) находится руководитель компании. По сути, в его задачи входит организация охраны труда на предприятии. Сущность СУОТ заключается во взаимосвязи производственной среды, средств и предметов труда, персонала с целью формирования безопасных условий для осуществления рабочего процесса.
При помощи СУОТ должны быть реализованы следующие функции предприятия в области охраны труда:
О том, с какой периодичностью проводятся инструктажи, читайте в статье «Периодичность проведения инструктажа на рабочем месте».
Для того чтобы реализовать вышеперечисленные функции, руководителю необходимо создать специализированную службу (отдел) или добавить в штатное расписание должность соответствующего специалиста.
Служба охраны труда на предприятии
В компании, где численность персонала составляет больше 50 человек, должна быть создана специальная служба или принят на должность специалист по охране труда (к примеру, инженер). Об этом говорится в ст. 217 ТК РФ. Если в организации трудится меньше 50 человек, решение о том, кто будет заниматься вопросами охраны труда, остается за руководителем. Вариантами здесь могут быть:
Как возложить функции отсутствующего в штате специалиста по охране труда на руководителя организации или другого работника, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Путеводитель по кадровым вопросам. Это бесплатно.
Главный вопрос, который обычно стоит перед работодателями: что лучше — отдельная служба или один специалист? Руководители нередко сходятся во мнении, что содержать целый отдел инженеров по охране труда невыгодно с финансовой точки зрения. С другой стороны, обеспечение безопасности труда персонала и обучение его технике безопасности — долг работодателя.
Прежде чем принимать решение, следует принять во внимание несколько факторов:
Чем оно крупнее, тем сильнее потребность в создании специализированной службы. Если предприятие имеет подразделения, его руководству стоит задуматься о создании разветвленной службы по охране труда. А вот на малом предприятии будет достаточно отдельного специалиста.
На законодательном уровне установлена обязанность предприятия по проведению аттестации ряда рабочих мест и оформлению соответствующей документации. С большим объемом работы один специалист, скорее всего, не справится.
Как правило, должность специалиста по охране труда на предприятии называется «инженер по охране труда». Глава специализированной службы обычно именуется главным инженером по охране труда или начальником отдела (службы) охраны труда.
Какие квалификационные требования предъявляются к подобным должностям?
Данный вопрос регулируется рядом нормативных документов, например, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. В соответствии с ним специалисты данного профиля ранжируются по определенным категориям.
I квалификационная категория:
II квалификационная категория:
Без квалификационной категории:
Начальник службы по охране труда или главный инженер должен иметь высшее образование и работать в должности инженера по охране труда I категории не менее 2 лет.
Документы по охране труда на предприятии
После того как создана система управления охраной труда, сформирован отдел или принят на работу соответствующий специалист, важно разработать документальную базу.
В ее состав могут входить:
Конечно, это только примерный перечень документов. Каждое предприятие должно самостоятельно определиться с составом необходимой документации исходя из особенностей своей деятельности и требований законодательства.
В Путеводителе по Кадровым вопросам от КонсультантПлюс собраны образцы всех распорядительных документов, журналов и положений. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Образец приказа по охране труда на предприятии
Пожалуй, главным приказом по охране труда в компании является приказ руководителя о назначении лиц, ответственных за охрану труда. Он составляется в свободной форме на фирменном бланке компании.
В приказе необходимо:
Приказ подписывается руководителем организации. С содержанием приказа упомянутые в нем лица должны быть ознакомлены под роспись.
Образец приказа о назначении лиц, ответственных за охрану труда на предприятии, вы можете скачать на нашем сайте.
ВАЖНО! Работник, не прошедший в установленном порядке проверку знаний требований охраны труда, к работе не допускается (ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Работодатель обязан отстранить его от работы. По общему правилу на период отстранения заработная плата не начисляется (ч. 1, ч. 3 ст. 76 ТК РФ). Подробности см. в материале «Порядок отстранения от работы по ТК РФ (нюансы)».
Особенности охраны труда на производственных предприятиях
Производственные предприятия имеют некоторые особенности организации системы охраны труда. Прежде всего, производство предполагает наличие вредных и опасных факторов из-за применения оборудования, механизмов, токсичных и воспламеняющихся материалов и др.
О том, какие именно факторы включены в перечень вредных и опасных, читайте в статьях:
На производственных предприятиях проводится аттестация рабочих мест с целью выявления степени влияния вредных и опасных факторов на физическое здоровье человека. Согласно действующему законодательству для проведения замеров приглашается сторонняя независимая аттестующая компания. В ее обязанности входит составление отчетной документации после завершения процедуры. В частности, протоколов, на основании которых внутренняя комиссия предприятия разрабатывает карты аттестации рабочих мест по условиям труда. В состав такой комиссии должны входить специалисты по охране труда предприятия.
В целом при аттестации производственных мест акцентируется внимание на следующем:
На основании составленных карт выявляются те рабочие места, на которых занимающие их сотрудники имеют право на компенсации или определенные льготные условия, например:
Руководству производственного предприятия необходимо помнить, что аттестация рабочих мест — это не столько обязанность, вмененная ему государством, сколько залог безопасности труда персонала.
Итоги
Итак, с чего следует начать охрану труда на предприятии?
Каждое предприятие должно определиться с перечнем мероприятий по охране труда, которые необходимо проводить в соответствии с законодательными актами в зависимости от отрасли и специфики осуществляемой деятельности.
После этого руководству предприятия следует задуматься о создании системы по охране труда на предприятии и управлении ею. Во главе системы находится руководитель, который может приказом делегировать ряд своих обязанностей службе (отделу) по охране труда или соответствующему специалисту. На этот выбор влияют масштаб и специфика деятельности компании.
На предприятии также должна быть разработана и утверждена вся необходимая документация по охране труда (документальная база).
Берегите себя: что нужно знать об охране труда
⏱ Время прочтения — 6 минут
Только вдумайтесь в эти цифры: во всем мире около 2,3 миллиона смертей в год вызывают несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания. Еще 270 миллионов человек получают травмы с временной утратой трудоспособности, а глобальная экономика несет ущерб в размере 4% ВВП.
Уменьшить статистику можно лишь одним способом — профилактикой. Для социальной защиты работников от профессиональных рисков используется механизм охраны труда, закрепленный в законодательстве.
Различие между охраной труда и техникой безопасности
Эти понятия часто путают, однако на самом деле техника безопасности — лишь малая часть охраны труда. Она устанавливает правила работы на определенном рабочем месте, в конкретной должности или с отдельным оборудованием.
Поясним на примере. Техника безопасности может касаться работы с токарным станком, и ее главная задача — уберечь работника от физических травм при вытачивании деталей. В то же время к системе охраны труда относится целый комплекс мероприятий:
Цель всех этих мероприятий — свести к минимуму или полностью устранить влияние вредных производственных факторов на здоровье и жизнь персонала.
Обязанности работника по охране труда
До сих пор мы в основном говорили о действиях, которые должны выполнять государство и работодатель. Однако сохранение жизни и здоровья работников зависит и от них самих.
Итак, на предприятии каждый сотрудник обязан:
Также работник должен проходить инструктажи по безопасности труда. Всего их существует пять видов:
А на что работник имеет право?
На работу мы ходим трудиться, поэтому главное, на что имеет право каждый из нас, — это на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Обеспечивать эти условия обязан работодатель.
Так, именно работодатель отвечает за безопасность работников при эксплуатации зданий и сооружений. Он же приобретает средства защиты и проводит за свой счет обязательные медосмотры.
Охрана труда женщин
Беременных женщин нельзя направлять в командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и праздничные дни.
Женщин с детьми в возрасте до 3 лет направлять в командировки и привлекать к названным работам разрешается только с их письменного согласия.
Охрана труда молодежи
Несовершеннолетних работников запрещается привлекать к целому ряду работ с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда. Подростки не смогут устроиться на сталелитейный завод или на шахту, в ночной клуб или алкогольный магазин. Под запретом также вахтовый метод и совместительство.
Кроме того, подростков нельзя отправлять в командировки и просить работать сверхурочно.
Еще один важный момент — продолжительность рабочего времени. Она зависит от возраста работника:
Подросток хочет подрабатывать в свободное от учебы время? Тогда продолжительность его рабочей недели сократится вдвое от возрастных норм: до 12 или 17,5 часа соответственно.
Несовершеннолетних разрешено принимать на работу только после предварительного медосмотра. В дальнейшем медосмотр проводится ежегодно, пока юному сотруднику не исполнится 18 лет.
Охрана труда несовершеннолетних подразумевает также удлиненные отпуска — не менее 31 календарного дня. Отпуск можно использовать в любое удобное время.
Как стать специалистом по охране труда?
Если вы находитесь на этапе выбора будущей специальности и вам нравится благородная идея защищать жизни и здоровье людей на производстве, присмотритесь к профессии «Инженер по охране труда». Узнайте, какие вузы в вашем регионе готовят таких специалистов. Например, в Москве это:
Также есть вариант и для тех, кто уже имеет диплом любого высшего или среднеспециального учебного заведения: вы можете пройти профессиональную переподготовку в области охраны труда. Такие курсы организуют аккредитованные центры дополнительного образования. Общий объем программы — 256 часов (60 дней).
После успешной сдачи итогового экзамена вы сможете устроиться на работу по востребованной профессии. Вряд ли ваше трудоустройство займет много времени: специалистов по охране труда ищут многие предприятия. Посмотрите, к примеру, вакансии на hh.ru:
№ | Вакансия | Регион |
---|---|---|
1 | Начинающий специалист по охране труда | Москва |
2 | Специалист по охране труда | Москва |
3 | Специалист по охране труда (розничная торговля) | Москва |
4 | Главный специалист службы охраны труда | Москва |
5 | Инженер по охране труда и эксплуатации инженерных сетей | Санкт-Петербург |
6 | Старший специалист по охране труда | Казань |
7 | Инженер по охране труда и технике безопасности | Елабуга |
8 | Инженер по охране труда и технике безопасности | Омск |
9 | Специалист по охране труда и пожарной безопасности | Иркутск |
10 | Ведущий инженер по охране труда и промышленной безопасности | Нижневартовск |
Не важно, решили ли вы связать свою профессиональную жизнь с охраной труда или нет — помните, что ее правила и инструкции необходимо соблюдать везде, где бы вы ни работали. Не полагайтесь «на авось», будьте внимательны, ответственны и осторожны, ведь ваша жизнь и здоровье во многом — именно в ваших руках.
А всех специалистов охраны труда поздравляем с наступающим профессиональным праздником!
Организация охраны труда на предприятии в 2021 году
Время чтения: 6 мин
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации организацией работы по охране труда на предприятии должен заниматься работодатель. Цель этой деятельности – создать для сотрудников безопасные условия труда, сохранить их здоровье и работоспособность в процессе исполнения трудовых обязанностей (статья 212 ТК РФ).
В этой статье мы подготовили для вас своего рода путеводитель по материалам сайта. В нем перечислены основные направления работы в сфере охраны труда и приведены ссылки на статьи, которые позволят получить более подробную информацию. Этот удобный рубрикатор позволяет быстро получить нужные сведения.
Утверждение в организации положения по охране труда
На начальном этапе каждый работодатель должен разработать положение по охране труда в организации. Если численность сотрудников превышает 50 человек, то необходимо выделить ставку специалиста по охране труда или создать такую службу. В противном случае назначьте приказом ответственного по охране труда и возложите на него обязанности инженера по охране труда.
Обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ, способам оказания первой помощи
Нужно в обязательном порядке провести обучение безопасным методам выполнения работ, а также ознакомить работников с приемами оказания первой помощи пострадавшим на рабочем месте.
Проведение инструктажей по охране труда
Обязанностью работодателя также является проведение с работниками различных видов инструктажей по охране труда: вводных, первичных, повторных, целевых, внеплановых.
Разработка программы обучения и проверки знаний по ОТ
В организации должен быть создан перечень сотрудников, которым необходимо проходить проверку знаний по охране труда. Также требуется утвердить программу обучения, разработать экзаменационные билеты и график проведения проверки знаний. Проверочная комиссия оформляет протокол и вносит сведения о проверке в удостоверение установленной формы.
Проведение медосмотров
Необходимо организовать проведение предварительного (при приеме на работу) медосмотра работника. Далее обязательно нужно разработать список сотрудников и график проведения периодических медицинских осмотров, выпустить приказ о прохождении медосмотров, сформировать перечень работ, для прохождения которых необходимо проведение медосмотра.
Разработка и утверждение инструкций и мероприятий по ОТ
Обеспечение работников СИЗ
Требуется составить перечень профессий и категорий работников, которым необходимы средства индивидуальной защиты, своевременно оформлять заявки на получение и вести карточки учета выдачи СИЗ.
Карточка учета выдачи СИЗ
Проведение специальной оценки условий труда
Специальную оценку условий труда (СОУТ) необходимо планировать с самого начала организации производства или деятельности предприятия. Работодателю на это дается 12 месяцев с момента организации новых рабочих мест.
Начать стоит с издания приказа о создании комиссии по СОУТ и разработки списка рабочих мест, по которым требуется провести оценку. Также в эту работу входит заключение договора о проведении оценки специализированной организацией, оформление карт, протоколов и отчётов СОУТ, создание списков имеющих право на дополнительный отпуск и доплаты за работу с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Проведение оценки уровня профессионального риска
В соответствии со статьей 212 ТК рф и 209 тк РФ, а также c типовым положением о СУОТ (системе охраны труда на предприятии) необходимо разработать и утвердить процедуры по управлению профессиональными рисками. Управлять рисками это значит: выявлять риски, оценивать возможные уровни опасностей на рабочих местах, принимать возможные меры по снижению уровня возможного риска и периодически контролировать эффективность мер по снижению и текущие уровни риска на рабочих места.
Организация контроля за состоянием условий труда на рабочем месте
Работодатель обязан контролировать состояние условий труда на рабочем месте, вести соответствующие журналы контроля, составлять ежеквартальные акты и планировать мероприятия по устранению выявленных недостатков. Данная обязанность закреплена в ст. 212 ТК. РФ.
Расследование и учет несчастных случаев
Для расследования несчастных случаев приказом руководителя утверждается комиссия по расследованию. Также необходимо оформлять документально все материалы расследования, создавать акты, вести журналы учета.
Ведение работ по обеспечению электробезопасности
Необходимо назначить ответственного за электрохозяйство, разработать перечень профессий и должностей с присвоением им соответствующей группы по электробезопасности, контролировать состояние, создавать акты приёмки и разрабатывать инструкции по эксплуатации электрооборудования, электроустановок, зданий и сооружений.
Ведение работ по обеспечению пожарной безопасности
Требуется издать приказ о противопожарном режиме в организации, назначить ответственных за пожарную безопасность, разработать схемы эвакуации, средства агитации и оформить уголки по пожарной безопасности, следить за содержанием первичных средств пожаротушения, сформировать добровольные пожарные дружины, спланировать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, своевременно оформлять наряды-допуски на проведение огневых работ и вести журнал их регистрации.
Информирование работников об условиях охраны труда
Работодатель обязан не только иметь комплект нормативно-правовых актов по охране труда, но и обеспечить доступ к ним для каждого работника, а также создавать уголки и кабинеты по охране труда.
С чего начинать охрану труда в организации
24.02.2020 Обычная важность
Увеличение штрафов ГИТ заставило многих работодателей заняться организацией охраны труда. Нередко специалисту по ОТ приходится начинать эту работу «с нуля». В статье мы дадим пошаговую инструкцию и образцы документов.
Увеличение штрафов ГИТ заставило многих работодателей заняться организацией охраны труда. Нередко специалисту по ОТ приходится начинать эту работу «с нуля». В статье мы дадим пошаговую инструкцию и образцы документов.
С чего начать работу по охране труда: пошаговая инструкция
Придя на предприятие, специалисту нужно попытаться принять дела от предшественника. Если же принять дела по описи не удалось, следует составить акт о том, что никакие документы переданы не были. Этот акт нужно завизировать у руководителя кадровой службы, юриста. С этого момента следует начать работу по охране труда «с нуля».
Шаг 1. Разработка перечня локальных актов по охране труда.
Прежде всего разработайте и утвердите Положение о системе управления охраной труда, для этого используйте типовое положение, которое утвердил Минтруд приказом от 19.08.2016 № 438н. Затем составьте перечень документов по ОТ, которые должны быть в вашей организации. Для этого воспользуйтесь:
•Проверочным чек-листом трудинспекции.
•Опросником из постановления на плановую проверку. Опросником для внеплановой проверки пользоваться не нужно, у него ограниченный предмет действия.
•Готовым пакетом на нашем портале, перейдя по ссылке>>>. Здесь собран уникальный опыт практикующих экспертов портала, прошедших не один десяток плановых и внеплановых проверок не только ГИТ, но также Прокуратуры, Роспотребнадзора, Энергонадзора, Ростехнадзора и т.п.
Не забудьте, что наличие пакета нормативных правовых актов на предприятии является обязанностью работодателя. Это требование последней части 212 статьи ТК РФ, оно включено в проверочные листы ГИТ.
В данный пакет входят:
•Трудовой кодекс РФ;
•Закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
•Методика проведения специальной оценки условий труда, утвержденная приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н;
•Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, утвержденная приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 г. № 976н;
•Приказ Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»;
•Правила по охране труда и ФНП по промышленной безопасности для Вашего вида деятельности;
•Типовые нормы выдачи СИЗ;
•Нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств;
•Порядок обучения сотрудников по охране труда, утвержденный постановлением от 13 января 2003 г. Минтруда и Минобразования России № 1/29;
•Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н;
•Правила, утв. постановлением Правительства от 23.09.2002 № 695;
•Перечень, утвержденный постановлением Совета Министров – Правительства от 28.04.1993 № 377;
•Кодекс об административных правонарушениях;
•Постановление Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73;
•Закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
•СанПиН 2.2.4.3359-16, утвержденный постановлением Главного санитарного врача России от 21 июня 2016 г. № 81;
•Санитарные нормы и правила по видам деятельности организации;
•Технический регламент «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТР ТС 019/2011, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 878;
•Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. № 279 МДС 13-14.2000;
•Технический регламент о безопасности зданий и сооружений от 30.12.2009 № 384-ФЗ.
С чего начать работу по охране труда в организации
Редакция журнала «Справочник специалиста по охране труда» подготовила подборку статей, которые помогут начать работу как новичку, так и бывалому специалисту при переходе на другое место работы. Для новичков — правила, памятки, шпаргалки. Для опытных специалистов — лайфхаки, электронные сервисы, чек-листы, чтобы сэкономить время и ничего не пропустить в условиях многозадачности.
Шаг 2. Организация обучения персонала
Для того чтобы понять, какие первоочередные меры нужно предпринять, возьмите у кадровика штатную расстановку. В штатной расстановке перечислены аппарат управления и подразделения организации, а также указаны должности и профессии.
•Приказ о направлении сотрудников на экзамен по ОТ
Всех руководителей, которые управляют подразделениями, выпишите в отдельный список. Их, вместе с генеральным директором, необходимо направить в учебный центр на обучение. Также добавьте в этот список тех, кто занимается выдачей нарядов-допусков, кто проводит стажировку, инструктажи для работников, занимается осмотром инструмента, а также всех технических руководителей, главных специалистов.
•Что должен содержать план мероприятий по охране труда на предприятии
Всех остальных соберите в список 2, их нужно будет обучать в своей организации. Для этого из первого списка отберите членов комиссии по проверке знаний требований ОТ. Их нужно будет обучать именно как членов ПДЭК. Программа составит не 40 часов, а 72, и обучение стоит в полтора раза дороже. Зато после такого обучения можно организовать на базе вашей организации экзамен по ОТ для всех работников, не указанных в первом списке. Это сэкономит работодателю не один десяток тысяч рублей. Считайте экономию постоянно, она позволит вам аргументировать ваши заявки на учебную литературу, тренажеры по первой помощи и т.п.
Теперь возьмите список 2, исключите из него всех работников, которые не используют инструмент, приборы и оборудование. Как правило, это офисники и ИТР, не вошедшие в список 1. Их можно освободить от первичного инструктажа и стажировки, а также установить в приказе периодичность их обучения по охране труда, оказанию первой помощи раз в три года, а присвоение первой группы по электробезопасности – ежегодно в виде инструктажа.
После того, как вы уберете из второго списка всех офисников, в списке останутся работники рабочих профессий. Все они должны пройти проверку знаний после того, как члены комиссии будут обучены, а руководители подразделений подготовят и согласуют с вами программы обучения, экзаменационные билеты.
Шаг 3. Медосмотры, СОУТ, СИЗ
Если спецоценка условий труда на предприятии еще не проводилась, ее следует немедленно провести. По итогам СОУТ вы получите отчет с картами СОУТ для каждого рабочего места. В нем эксперт укажет необходимость проведения медосмотра и основание по приказу Минздрава № 302н. Всех работников в течение полугода нужно направить на медицинский осмотр.
Проверьте, обеспечены ли работники средствами индивидуальной защиты, ведутся ли карточки СИЗ, как организован процесс стирки спецодежды. Порядок выдачи, учета и хранения СИЗ определен Трудовым кодексом, а также Межотраслевыми правилами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н.
•как организовать охрану труда на малом предприятии
Понаблюдайте, кто из офисников работает за компьютером больше половины рабочего дня. Установите приказом регламентированные перерывы. Все, кто занимается обработкой информации свыше этого времени, будут подлежать медосмотру по пункту 3.2.2.4 в приказе № 302н, а это денежные затраты. Поэтому вместе с кадровиком и юристом продумайте, как в правилах внутреннего трудового распорядка указать, что работнику не положено работать на ПК свыше 4 часов в день, обязать его каждые пятнадцать минут делать гимнастику для глаз, чередовать работу за ПЭВМ с другими операциями.
Бухгалтер, например, не должен целый день сидеть за ПК. Аналитику можно трудится, распечатав отчет на бумаге, и только в случае необходимости сверять информацию с экраном. Бесспорно, что оператор ПК на складе должен работать на компьютере чаще, поэтому медосмотр для него будет обязательным. Подготовьте соответствующий приказ. Примерные образцы приказов скачайте на нашем портале по ссылке>>>.
Шаг 4. Проведение анализа профессиональных рисков
Осмотрите территорию предприятия, выявите недочеты. Например, работники не используют СИЗ, места проведения опасных работ не ограждены, отсутствует разметка или предупредительные знаки, территория плохо освещена. Такого рода факторы могут привести к несчастному случаю, поэтому их нужно устранить как можно скорее.
•Что нужно отразить в правилах внутреннего трудового распорядка по ОТ
Введите ступенчатую форму контроля за охраной труда на основании статьи 212 ТК и пункта 55 положения о СУОТ. Ступеней может быть любое количество, определите его в зависимости от особенностей производства.
Затем проведите оценку профессиональных рисков, чтобы снизить затраты организации за счет улучшения условий труда. Чтобы провести оценку, воспользуйтесь пошаговым алгоритмом, который разработали эксперты Системы «Охрана труда».
Шаг 5. Планирование работы по ОТ
После того, как вы оцените весь масштаб своей работы, составьте поэтапный план – с чего начать охрану труда. Распределите свою работу на четыре квартала. Примером может служить размещенный на нашем портале образец>>>.
Не старайтесь выполнить всю работу по ОТ в первые же месяцы, берегите свои силы. Распределите все важные мероприятия на год. Даже если придет инспектор ГИТ, он увидит ваш план и поймет, что работа по ОТ уже началась. Штраф, конечно, будет, но правонарушение уже не будет признано длящимся, лично вы, как специалист по ОТ, не понесете ни дисциплинарную, ни административную ответственность.
Попросите помощи у секретаря, бухгалтера, кадровика и юриста, чтобы найти контрагентов, подготовить договор на стирку СИЗ, на проведение медосмотров, а сами в это время вместе с экономистом по труду сделайте хронометраж рабочего времени по отдельным профессиям, вредность условий труда которых очевидна.
Проведя в первое полугодие своей работы медосмотр и обучение по ОТ, во втором полугодии организуйте производственный контроль за санитарно-гигиеническими условиями, запланируйте закупку СИЗ на следующий календарный год.