с чего начинать изучение истории
Как нужно изучать историю
Здравствуйте! Этот пост скорее для меня самого, т.к. мне хочется разобраться в истории с нуля. Но может кому-то он покажется полезным. А вообще мой блог для тех кто интересуется сметным делом. Вы можете пройти обучение сметному делу с нуля в программе Гранд смета. Так что милости просим 🙂 Ну а сейчас, немного истории …
Вопрос на форуме http://dxdy.ru/topic93138.html.
«Здравствуйте. Вопрос к историкам. Собственно вопрос такой. Чисто для себя решил почитать книги по истории начиная со средних веков и заканчивая текущим днем (Как Европы, так и России). Какие книги вы бы посоветовали? Просто авторы-то разные бывают и не хочется вляпаться во что-нибудь а-ля Бушков или Носовский с Фоменко.»
Подробный ответ как нужно изучать историю
Как человек, у которого истфак МГУ за спиной (в том числе), даю «авторитетное мнение»:
Все советы данные выше — неверные. Часть рекомендованных книг хорошие или отличные (Кембриджская история, Карпов, Бродель, Гуреви), но совершенно не подходят ни для первого, ни даже для второго чтения. Часть советов откровенно вредны.
На мой взгляд, историю надо изучать системно. Либо не изучать вообще. Неполная картина, хоть и скроенная из отдельных неплохих книг, может дать очень неверное представление в целом о предмете, но при этом даст повод думать о себе много, а, как известно, надо быть скромнее :).
Поэтому надо изучать сразу Всеобщую историю, причем с самого начала. Изучать надо не отдельно историю России, и отдельно историю Европы или Мира. А историю России в контексте Всемирной Истории. Читать надо по периодам (средние века. ранее новое время, новое время, новейшее время). Сначала Европу, потом страны Азии и Африки (желательно), потом Россию. Прим. — Историю западных и южных славян я отношу к европейской истории.
Читать надо по срезам: социально-экономический, внутриполитический, внешнеполитический (и военный), культурный. Подобное чтение могут обеспечить только учебные пособия. Увы, легкого диванного чтива не предвидится.
Далее, многие любители традиционно много уделяют внимания внешнеполитическим и военным аспектам. Я бы рекомендовал бы больше обращать внимание на культурный аспект в широком смысле (т.е. это и образование и наука, и общественная мысль, а не только литература и искусство, как это зачастую воспринимается)
В целом, конечно надо знать Историю Древнего Мира, как минимум историю Римской империи, т.к. ее влияние на европейскую и нашу историю огромно. Но т. к. автор поста ограничил период начиная со средних веков то и составлять список буду исходя из этого.
Этапов всего четыре:
Этап I. Элементарный.
Школьные учебники. Да, да. Не смейтесь, но беда большинства наших соотечественников, не в том что им нечего прочитать, а то что они не читают, то что у них находиться буквально под носом. Нынешние школьные учебники (не все, но многие) полностью покрывают объем необходимых знаний по мировой и отечественной истории для неспециалиста. Надо просто знать какие серии написаны реальными историками.
1) Отечественная история:
Надо брать серию «МГУ-школе». Она написана истфаковскими специалистами, причем не простыми, а с Именем, как у Борисова, или Левандовского. Мироненко вообще директор Государственного Архива и завкафедрой, как и Борисов. Все они — настоящие специалисты в своем периоде, и при разности взглядов (либерал, коммунист, националист и государственник) являются первую очередь учеными. Плюсы этих учебников в том, что это переложенныое на человеческий язык (и возможности) изложение истфаковских курсов.
Н. Борисов, А. Левандовский. История России (до XX века). 10 класс. Базовый уровень. В двух книгах
А. Левандовский, Ю. Щетинов, С. Мироненко. История России. ХХ — начало ХХI века. 11 класс. Базовый уровень.
(Ни в коем случае не покупать и не скачивать т. н. «Продвинутый уровень» других авторов!)
2) Всемирная история:
Это не истфаковцы, хотя в редакторах мелькали наши специалисты с соответствующих кафедр, но учебники написаны достаточно толково, я по ним на практике в школе вел занятия. Рекомендую.
Екатерина Агибалова, Григорий Донской. Всеобщая история. Истоpия Сpедних веков. 6 класс
П. Баранов, А. Юдовская, Л. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс
П. Баранов, А. Юдовская, Л. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900. 8 класс
О. Сороко-Цюпа, А. Сороко-Цюпа. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс.
P.S. Есть истфаковский курс школьных учебников по всеобщей истории. 7-9 классы. Серия «Академия». Авторы: Медяков, Бовыкин и др. Я сам учебников не читал,листал только: отторжения не вызвали. Авторов знаю и доверяю. Так что их тоже можно можно использовать с уверенностью на 99,9% 🙂
Этап II. Продвинутый
«Всемирная история. В 6 т.». Создается коллективом историков Академии Наук. На данный момент вышло 5 томов.
Если Вам уж совсем не хочется признаться себе, что Вам пора обратно в школу 🙂
Это достаточно авторитетное, но легко читаемое издание. По сути это сокращенная версия истфаковских курсов (взрослый вариант). Плюс то, что все собрано в одних томах по векам. В целом это наверное оптимальная вещь в качестве многотомника и для чтения и как справочник. P.S. правда стоимость одного тома около 1500 рублей, Т.к. формат увеличенный, то чтение электронной версии, будет не удобно, так что… И да, только не вздумайте качать советский 12-ти томник, не советую)
Этап III. Профессиональный (не рекомендуется)
Учебники истфака МГУ. Не рекомендую, потому что даже для подготовленного читателя (студента истфака) это не очень легкое чтение. Текст очень плотный, с высокой концентрацией информации, дат, имен, идей на абзац. Заставить влить в себя такой объем информации может только экзаменационная сессия, да и то настоящих «Гойко Митичей», сдающих, к примеру, годовой курс отечественную историю до XIX века по 1200 страницам из трехтоминка под ред. Милова буквально пять-шесть человек на поток. Остальные обходятся давно составленными шпорами/бомбами. Более того, в реальности эти тома подкрепляются семинарами, на которых читают и разбирают кучу толстых монографий, и отличными от других вузов курсовыми, являющимися по своей сути мини-исследованиями. Плюс лекции по предметам отличаются от учебников определенным образом и дополняют их, а не замещают. Плюс само общение с преподами, временами очень ценное. В итоге, у того, кто прочитает учебники получится следующая ситуация: затратит он сил немерено, наверное даже больше чем студент, и точно дольше. И дойдя до конца (что сильно вряд ли) будет считать что «все понял и все знает», короче «аналитег». Но это будет не так. Так что, подходить к этим курсам надо уже в конце, и то… стоит тогда подумать о поступлении на истфак… хотя бы для мотивации 🙂
Вторая проблема, это то что большинство учебников являются переизданиями авторами своих же, написанных еще в советские времена вариантов, с соответствующими недостатками. И если всякую откровенно идеологическую муть авторы вычистили, то исправить подачу материала многие уже не в состоянии (в силу возраста и нежелания что-то вообще делать за те деньги которые старикам платят). Поэтому, например, XIX-XX века всемирной истории (а это четыре кирпича) читать надо с оглядкой и с улыбкой.
1) Отечественная история
История России. Под ред. академика Милова в трех томах.
Наиболее полный учебник из всех существующих. Связан одной сквозной концепцией, честно сворованной Миловым у Карамзина и Соловьева, и выданной за свою в его труде «Великорусский пахарь», за что он получил аж Государственную премию. Учебник написан многими авторами с разных кафедр, поэтому очень неровный по тексту и подаче материала. Известен скандалом с участием Сванидзе и «чеченских адвокатов», в результате чего третий том был фактически запрещен.
Для облегчения жизни студентам, и в связи со смертью Милова, каждая кафедра выпустила свой учебник являющийся облегченной и переделанной и главное доделанной версией трехтомника.
2) Всемирная история, из требуемых периодов:
Карпов С. П. История средних веков в 2 томах. Первый том читается через «не могу». Второй, по XVI веку очень неплох.
История стран Европы и Америки в Новое время. В 2 частях. Полностью переписана с нуля. Тоже очень неплох.
Новая история стран Европы и Америки. Первый период. под ред. Адо. Старый.
Григорьева И.В. Новая история стран Европы и Америки. Начало 1870-х годов — 1918 г
Языков Е. Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945).
Предыдущее издание 1989 года было полным идеологическим говном. Попробуйте почитать это.
Языков Е. Ф. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945-1990
История южных и западных славян (комплект из 2 книг).
Тоже относительно новый учебник. Внимание! После прочтения 2-го тома становишься антикоммунистом 🙂
История Востока. В 6 томах. Это не истфаковский учебник, но ИСАА-шные преподы, которые нам читали Историю стран Азии и Африки рекомндовали его для подготовки. Я их послушал и не жалею.
Есть отличная серия книг французской «школы анналов». Ряд книг вроде «Среневековой Европы Ле Гоффа являются культовыми и обязательными к чтению любым медиевистом.
Великие цивилизации. Книжная серия в 13 книгах
А вот теперь можно прочитать экономическую историю Ф. Броделя «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХV–ХVIII вв., в трех томах».
По XIX-веку можно порекомендовать трехтомник Э. Хобсбаума (хоть он и марксист)
Век революции 1789-1848. Том 1
Век Капитала 1848-1875. Том 2
Век Империи 1875-1914. Том 3
А вот теперь можно читать Блока, Февра, Фукуяму, Тойнби, и прочих Шпенглеров и «порассуждать о конце истории и закате Европы», т.е заняться историософией.
После всего того материала что Вы прочитали, если вы конечно дошли до конца и не ушли на истфак еще, то вы можете выбрать период который Вам наиболее интересно и читать уже настоящие серьезные книги, например, в случае средних веков, того же Гуревича или А. Сванидзе. Кстати. в этом месте было бы неплохо ознакомиться с хотя бы с одной книжкой по источниковедению и историографии. чиста для понимания, как оно бывает.
ЧЕГО НЕ НАДО ЧИТАТЬ.
Черный список литературы по истории
1. Фоменко и К
2. Гумилев
3. Г. Вернадский
3. Бушков
4. Бычков
5. Широкорад
6. Тарасов
7. Мединский
8. Нарочницкая
9. Стариков (он. похоже, начал осваивать ниву истории)
10. Суворов (Резун)
11. Любые книги с заголовками с стиле «русы-арии», «русы-шумеры»
12. Любые книги на тему «антинорманнизма»
13. Вообще, избегайте литературы с титлами, начинающимися с «Вся правда о…»
14. Все книги издательства «Центрполиграф», кроме мемуаров
15 Не читайте учебные пособия под ред академика Сахарова. Там есть фактические грубые ошибки, местами антинаучные высказывания.
16. Не смотрите ТВ. 🙂
Серый список литературы по истории
1. Избегайте по возможности советской исторической литературы. Там есть хорошие, серьезные книги, но Вы сейчас в этом не разберетесь.
2. Избегайте дореволюционных книг, не по отечественной истории, они, как правило, устарели.
3. Вообще, пока, не читайте ничего ранее 50-60-х годов. XX веа. На всякий случай.
3. Западных книг о России написанных в годы Холодной войны — у них не было доступа в наши архивы.
4. По возможности, избегайте покупки книг издательств Эксмо (АСТ) без предварительного наведения справок
5. Осторожно относитесь в к переводу мемуаров от Центроплиграфа.
6. Постарайтесь не читать Акунина «Историю Российского Государства». Этот уважаемый мною человек — не историк, взялся за тему, которую, очевидно, не тянет.
7. Постарайтесь избегать «синих учебников» по истории России истфака МГУ Орлова, Георгиева. Плохому не научат, но и хорошее не превьют. А энергию отнимут.
8. Академик Рыбаков это хорошо, но он был националистом, что определяет субъективность, а местами и спорность ряд его книг
Белый список литературы по истории
1. Спокойно читайте все, что издает издательство «Евразия/Клио» по Средневековой Европе.
2. Читайте серию ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия». Все что издавалось за последние 10 лет. Хуже не будет.
3. Серия «Повседневная жизнь» того же издательства тоже гуд.
4. Издательство «Новое литературное обозрение» и «Кучково поле» выпускают, как правило, хорошую историческую литературу. «Новый хроногроф» тоже
5. Берите со спокойной душой работы следующих авторов:
Дорпетровская Россия:
-Горский
-Флоря
-Борисов
Россия XIX век
-Цимбаев (Цимбаева)
-Айрапетов
-Гайда
-Левандовский
-Шевырев
-Рыбаченок
Великобритания, Новое и Новейшее время
-Айзенштадт
-Суслопарова
США. Новое и Новейшее время
-Маныкин
-Согрин
Франция. Новое и новейшее время
-Бовыкин
Германия. Новое и новейшее время
-Патрушев
-Медяков
Средние века
-Гуревич
-Брагина
-Карпов
-Филиппов
-Гусарова
-А. Сванидзе (не путать с Николай!)
-Е. Калмыкова
Из иностранцев пишущих о России (из переведенных)
-Доминик Ливен
-Дэвид Схиммельпеннинк ван дер Ойе
-Уильям Фуллер
Это конечно малый список, тех кого можно читать и еще меньший кого не стоит, но это то что вспомнилось сейчас.
Ну, а если Вы устанете от изучения истории и все же захотите потом изучить сметное дело, можете пройти обучение сметному делу с нуля в программе Гранд смета. Это бесплатный курс и он не потребует от вас ни каких вложений.
С чего начинать изучать историю??(нужна помощь)
Здравствуйте, проснулось во мне дикое желание начать изучать историю для себя.. В школе это было не интересно, поэтому знания в этой области можно приравнять к нулю. Интересно изучить общую историю человечества и плавно перейти к Истории России.
Так вот вопрос! С чего начать?! Каких авторов не стоит читать?! Буду рад любым советам. Заранее спасибо)
Лига историков
8.1K постов 35.6K подписчика
Правила сообщества
— уважение к читателю и открытость
— регулярность и качество публикаций
— умение учить и учиться
— бездумный конвейер копипасты
— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
— простановка тега [моё] на компиляционных постах
— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
— дискуссии на тему постов
— уважение к труду автора
— личные оскорбления и провокации
— неподкрепленные фактами утверждения
Бери ВУЗовские учебники и читай их. А то тут несколько комментов, а уже успели насоветовать хуйни.
Учебники и учебные пособия, подготовленные на кафедре Исторического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Кафедры исторического факультета
Думаю, с методологией истории хорошо бы разобраться первым делом: это позволит грамотно ориентироваться в сути построений исследований и научит работе с источниками.
Начать с «Ремесло историка» Блока, к примеру.
Введение к любому учебнику нужно читать обязательно. Это важно, даст понятие о многих вещах сразу же.
Ну можно начать с энциклопедии «Аванта+» которая для детей. http://avanta.ru/index.asp?Kod=93
Смотря какое направление интересует. Для этого в школе и был краткий курс.
Канал Гоблина на ютубе. У него много историков приходит на разведопрос, рассказывается про разные эпохи, страны, личности и события. Особенно советую Яковлева, Соколова, Жукова, Иринчеева.
«. В школе это было не интересно, поэтому знания в этой области можно приравнять к нулю. Интересно изучить общую историю человечества и плавно перейти к Истории России. «
А не проще ли начать с обычного школьного учебника по истории, начиная с древних времён?
Это, конечно, краткая информация, но в ходе чтения сложится общая картина по истории человечества.
Карамзин Н.М. «Истории государства Российского» 1818 г.
Есть канал на ютубе ButKorn, он там выкладывает историю в популярной форме, его приятно слушать и не так уж много косяков. Это если в легкой форме для себя. Если есть желание подробно то то что Алекс Кап советовал
Точно не стоит читать Гумилева
А какую историю-то? Мировую, русскую, какого-то отдельного государства, древнюю? Их ведь много))
С теории большого взрыва
А что вас конкретно интересует? Просто развлечь себя? Для развлечения я бы порекомендовал исторические фильмы и сериалы. Очень неплохо проникнуться духом эпохи, познакомиться с персонажами вживую. Для начального изучения истории лучше брать не научные монографии (они обычно узконаправленные и малоинтересные человеку без базовых знаний), а вузовские учебники. Я в детстве зачитывался синим томиком Орлова по истории России. Рекомендовать не буду, просто оказалась книжка под рукой и внезапно оказалась очень интересной. Начните, если какая-то тема заинтересует, могу посоветовать что-нибудь уже конкретное.
Посмотрите ролики Клима Жукова
В школе в основном историю политики преподают. Это скучно. А ведь еще есть, например, история науки, история географических открытий. Если уж изучать, то в комплексе.
Все с 1918 по 1991 в помойку.
Мне понравилась История Государства Российского
История. Сегодня одна, завтра другая. Может стоит смотреть или слушать?
«Я был дисквалифицирован в конкурсе на лучшую хэллоуинскую тыкву на работе»
Лица великих людей
Ответ на пост «Васю побили?»
Уже много кто высказался праведным гневом в адрес мракобесов, что отважной толпой «спросили с Васи за крест».
Всё нормально
Старина winamp
Свидетель
Шёл вечером и мой путь пролегал мимо отделения полиции. Возле входа меня окликнул лейтенант и спросил.
— Нет надо составить опись вещей задержанного, нужен свидетель.
Зашли в участок, сидел задержанный, на столе лежала мелочёвка: деньги, ключи, документы и прочее. Я посмотрел, сверил всё с протоколом и начал подписывать, в это время задержанный с вызовом говорит мне.
— Неправильно поступаешь, не по пацански. Я тебя запомнил.
— Я тебя тоже запомнил.
После этого он как-то сник и не возмущался больше.
KFC теперь на 1 крыло меньше
С недавнего времени в КФС уменьшили количество крыльев в наборах оставив цену прежней.
было 6 штук стало 5штук за 229руб, было 9 стало 8 за 314руб.
Скоро из бургера котлету вынут, веганам на потеху)) Эк КФС, КФС, как же так?
В Москве толпа бородатых воинов избила мужчину с ребенком. Потерпевший предлагал драться один на один, но желающих не нашлось
Чудовищно
Дикари в Москве
Понаехавшие докопались до Сергея Зверева. У их соплеменников не возникает чувство стыда за таких дикарей или они все такие?
Ссылка на источник:
Выборочное оскорбление чувств верующих
Вот объясните мне пожалуйста, почему Вася RND получил по лицу бросив пластиковое распятие на пол (больше чем уверен, что никакого умысла или подтекста в этом не было), а это патлатое чудовище снимая эту дичь и выливая в массы ходит как ни в чем ни бывало? Где же эта грань оскорбления верующих? Может ему сам патриарх одобрил и лойс кинул?
Изнасилования в Москве. За 2016 год
Как вы думаете, изменилась ли ситуация? И какой она станет, после прибытыя новой 300 тысячной армии?
За гранью
Ответ на пост «Сбербанк против мелочи» Проверочка
Продавал машину китайца chery m11 очень долго) нашлись покупатели, пришли покупать машину с наликом. Я им предложил проверить деньги в банке. Заходим, идем в свободное окно и спрашиваем про данную процедуру. Нам вызвали менеджера, позже подходит и говорит.
— За данную процедуру мы берем процент?
— Сколько?
— 7%
— Сколько бл%ть?
Развернулись и ушли. Деньги проверили по итогу у знакомой. Продал ведро это за 240 000 в 2017 это было, а взять с меня хотели 16 800 за проверку наличных.
За ошибку извиняюсь.
Я с вами.
Ответ на пост «Как так-то. »
В Крым семьей как-то ехали.
— Да я думал друг тут, напугать хотел.
Тут у меня картинка сложилась, закипел, поворачиваюсь а мужик увидел что лицо переменилось и по сьебкам.
Будьте аккуратнее в дороге.
Ответ на пост «Мне больше не будет спокойно»
Мааам.
Ответ на пост «Мне больше не будет спокойно»
Гости ближнего зарубежья устроили потасовку в Москве. Их жертвой стал гуляющий с малышом отец.
Инцидент произошел в районе Новые Ватутинки. Несколько мужчин кавказской национальности напали на мужчину, который был с ребенком.
Житель Москвы пытался защитить малыша и предлагал подраться один на один. Но нападавших не устроил такой вариант, и они набросились на потерпевшего толпой. Испуганный ребенок побежал от места драки, а на помощь мужчине пришли прохожие.
Источник: https://nation-news.ru/region/msk/670675-kavkazcy-napali-na-.
C чего начать подготовку к ЕГЭ по истории: пошаговая инструкция
С чего начать, задаются вопросом все, кто сталкиваются с изучением истории. Запомни раз и навсегда — история предмет сюжетный и структурный.
Читать книжки наобум, не понимая, что тебе понадобится на экзамене — это первая и главная ошибка, которую совершают многие, взявшиеся за подготовку.
Из чего состоит история?
Как любая гуманитарная наука история имеет четкую структуру. Именно по ней специалисты ФИПИ составляют экзамен. Разобраться с ней — первый шаг к осознанному изучению истории.
В экзамене встречается три типа заданий, проверяющих различные аспекты дисциплины.
Вот так выглядит развернутая схема, которую тебе необходимо понять и запомнить, чтобы продуктивно работать с курсом в любой его форме. О ней редко говорят репетиторы, в школах ее не изучают. Хотя ничего сверхъестественного в ней нет.
Как видишь, история делится всего на три структурные категории: даты, сюжеты и источники. Для успешного изучения курса тебе необходимо понимать содержание каждой из категорий и всегда соотносить любую изучаемую тему с этой схемой, составляя «слепой конспект».
Как составлять слепой конспект я рассказываю в рамках своего бесплатного недельного марафона, принять участие в котором можно по ссылке: https://vk.com/wall-75386214_16185
На конкретном примере разберемся: зачем нужна эта схема, что понимается под каждой из ее составных частей и как применять ее при решении заданий ЕГЭ.
Даты
Или то, с чего стоит начать изучение истории.
Исторических дат множество. В Сети можно найти огромные списки дат, которые якобы нужно выучить и ты точно сдашь экзамен. Учебники кишат тысячами дат. На самом деле, учить 99% из них не нужно, а в Интернете большинство пабликов ведут школьники, которые сами не знают, как готовиться к экзамену.
Базовые даты — это основной базис истории. Именно с их изучения и нужно начать подготовку к экзамену. Базовые даты включают в себя: годы правления исторических деятелей и их краткую характеристику. На изучение базиса понадобится около десяти дней. После этого момента ты уже сможешь с успехом приступать к изучению курса любым доступным тебе способом.
Что нам понадобится?
Для работы с правителями России нам понадобится следующая таблица.
Алгоритм работы с ней следующий:
По ходу просмотра пробегайся по выписанной тобой колонке «Значение» и как только ты дойдешь до события, выписанному у тебя на стикере, дополни его датой (есть в видео).
Резюмируем: у тебя появится понимание, что правитель перед тобой и с чем его едят.
Дальше остается запомнить его годы правления. Воспользуйся для этого методикой «интервального повторения». Просто возьми за правило каждые 15 минут обращать внимание на стикер, после первого часа повторений — пытайся вспомнить годы правления уже сам. Если готовишься с «нуля», то переведи годы правления в век и запоминай уже его.
Твоя цель — выстроить структуру истории в голове: какой правитель идет за кем и какую роль он сыграл в истории страны. Справился с первым стикером? Переходи ко второму.
Далее, в ходе изучения курса, нужно будет изучать только НУЖНЫЕ даты, тем самым дополнять свои знания, наполняя содержанием деятельность каждого правителя.
Как понять, какие даты нужны, а какие нет?
На помощь тебе придет документ, который называется историко-культурный стандарт.
На экзамене тебе встретятся даты, которые содержатся именно в нем и никакие больше.
Как изучать даты правильно, не зубрить их и запоминать за считанные минуты — рассказываю в ходе своего недельного марафона. Ссылку сможешь найти выше.
Таким образом, знание дат и общих сюжетов даст тебе возможность эффективно решать многие задания экзамена на знание дат и покроет треть заданий ЕГЭ.
Сюжеты
Переходим к следующей части — сюжетам.
История, это как сериал. Есть последовательность событий, где из одного вытекает другое. Как в сериале здесь есть действующие лица — исторические личности. Как в сериале, история наполнена своими специфическими словами, применимыми только в определенном сюжете — термины.
Каждая тема курса обладает своими ПСС (причинно-следственными связями) — причинами и последствиями события, которое ты изучаешь. Это как в жизни, то, что ты читаешь этот документ имеет причину — ты решил сдавать ЕГЭ по истории. А следствием этого будет то, что ты правильно начнешь подготовку к экзамену. Все просто.
Поэтому когда ты будешь дальше работать с курсом — у каждой основной даты ищи причины того, почему произошла (например) русско-японская война и последствие этой войны. Опять же многие задания экзамена проверяют это умение.
Исторические личности и термины — так же немаловажная вещь. И они тоже нужны для сдачи экзамена и понимания того, что ты учишь. Какие именно термины и каких именно личностей изучать, смотри в историко-культурном стандарте.
Совет: личностей всегда изучай в контексте понятия «современник правителя». Изучив базис, ты будешь знать десятки правителей нашей страны. Личностей изучай как людей, живших во время (например) Петра Первого.
Так какие задания проверяют знание сюжетов?
Как видишь, все просто и имеет определенную структуру.
При изучении темы, для успешной подготовки, главное держать в голове одно — любую тему в конспекте нужно раскладывать на отдельные части и всегда соотносить их с историко-культурным стандартом. Тогда все становится дико просто.
Источники
Последнее, что нужно прорабатывать. Причем, прорабатывать отдельно.
Источникам мы посвятим отдельные инструкции.
Пока лишь скажу, что их знание обеспечит тебе решение остальных заданий экзамена. Всех до единого. Ну и хочу тебя обрадовать — все источники, используемые на экзамене, так же нам уже давным-давно известны.
Таким образом — путь к результату намечен. Точка «А» есть, а твое первое задание будет — изучить базис курса из правителей России.