с чего начинал джефф безос

Бизнес-персона: Джефф Безос — от магазина книг до запуска ракет

с чего начинал джефф безос. Смотреть фото с чего начинал джефф безос. Смотреть картинку с чего начинал джефф безос. Картинка про с чего начинал джефф безос. Фото с чего начинал джефф безос

Рубрика «Бизнес-персона» рассказывает читателям «Мегамозга» о том, какие истории и факты окружают наиболее ярких IT-предпринимателей со всего мира, стоимость компаний под управлением которых превышает любые разумные пределы. Мы не будем ограничиваться только «новой волной» бизнесменов и расскажем в том числе и о тех, кого принято называть «старой школой».

Детство, образование, увлечения

с чего начинал джефф безос. Смотреть фото с чего начинал джефф безос. Смотреть картинку с чего начинал джефф безос. Картинка про с чего начинал джефф безос. Фото с чего начинал джефф безос

Джефф Безос родился 12 января 1964 года и до четырёх лет рос без отца, воспитываемый матерью Джеки Безос. Когда Джеффу было четыре его мать вышла замуж за кубинского иммигранта Майка Безоса, усыновившего его.

О том, что он рос с приёмным отцом Джефф узнал только в возрасте десяти лет, но уже тогда его не сильно волновало это — куда важнее оказались оценки в школе. Примечательно, что его генетический отец не знал, кем его сын стал и узнал об этом только после интервью с Брэдом Стоуном для книги «The Everything Store».

Свои способности к обучению и нестандартному мышлению Джефф Безос демонстрировал ещё в раннем детстве — он разобрал свою кровать при помощи простой отвёртки. Причина была простая — он хотел себе взрослую постель.

Одним из главных вдохновителей для Безоса стали его бабушка с дедушкой, с которыми он проводил лето на ранчо с четырёх и до шестнадцати лет. Именно его дедушка помог Безосу полюбить интеллектуальные задачи. Во время одного из своих выступлений в 2010 году Джефф однажды рассказал о том, что его дедушка сказал ему, что «гораздо проще быть умным, чем добрым».

Джефф также был фанатом вселенной «Звёздного пути» и даже подумывал назвать Amazon с отсылкой к капитану Жан-Люку Пикару — MakeItSo.com. В детстве Безос даже сказал своим учителям, что будущее людей не на этой планете и хотел заняться строительством космических корпораций. Забавно, но сейчас именно он возглавляет аэрокосмическую компанию Blue Origin.

Предпринимательский опыт

с чего начинал джефф безос. Смотреть фото с чего начинал джефф безос. Смотреть картинку с чего начинал джефф безос. Картинка про с чего начинал джефф безос. Фото с чего начинал джефф безос

Джефф Безос поступил в колледж в Принстоне по специальности компьютерных наук, закончив который он отказался от работы в Intel и Bell Labs и присоединился к команде стартапа Fitel. Через некоторое время он покинул Fitel и почти запустил собственный стартап вместе с Хэлми Минором, который позже основал издание CNET.

с чего начинал джефф безос. Смотреть фото с чего начинал джефф безос. Смотреть картинку с чего начинал джефф безос. Картинка про с чего начинал джефф безос. Фото с чего начинал джефф безос

Но Джефф предпочел перейти в хедж-фонд D.E. Shaw, в котором всего за четыре года занял должность вице-президента. Эта работа отразилась и на личной жизни будущего основателя Amazon — на работе он встретил свою будущую жену МакКензи Таттл, которая занимала в D.E. Shaw должность научного сотрудника.

Amazon

с чего начинал джефф безос. Смотреть фото с чего начинал джефф безос. Смотреть картинку с чего начинал джефф безос. Картинка про с чего начинал джефф безос. Фото с чего начинал джефф безос

Поворотным моментом в жизни Джеффа Безоса стал 1994 год — именно тогда он прочёл статью о росте популярности интернета, который за год продемонстрировал рост в 2300%. Эта цифра так ошеломила его, что он сразу задумался о способах извлечения потенциальной выгоды из этого направления.

Пытаясь придумать подходящий проект, он сделал список из 20 категорий продуктов, чтобы продавать что-либо в сети и книги стали самым подходящим выбором.

«Когда вам 80, то вы даже не будете задаваться вопросом, зачем уходить и отказываться от денежного бонуса в середине года работы в компании с Уолл-Стрит. Но когда я подумал об этом и запуске чего-то революционного, то у меня не осталось никаких сомнений», — вспоминал Джефф Безос.

Глава Дэвиж Шоу в D.E. Shaw пытался уговорить его остаться в фирме, но Джефф тогда четко решил попробовать запустить свой стартап и провалиться, чем не пробовать это.

Так и родился Amazon — вместе с женой Джефф поехали в Техас, одолжили автомобиль у его отца, после чего направились в Сиэтл. На новом месте Джефф основал Amazon в гараже — действительно ключевое место для многих стартапов. При этом большинство встречь в рамках вопросом компании Amazon.com проходили в Barnes & Noble.

В первое время в Amazon.com была традиция звонить в колокол, когда кто-то приобретал в магазине что-либо. Прошло всего несколько недель и от этой привычки пришлось отказаться — перерывы между звонками в колокол почти пропали, что мешало работе. В первый же месяц после запуска Amazon.com продал книги людям в 50 штатах и в 45 различных странах, а клиентская база не переставала расти.

Впоследствии Amazon пыталась запустить собственный смартфон, который пользователи восприняли весьма холодно, но даже после такого провала компания не остановила темпы освоения новых сегментов рынка. До сих пор компания развивает Amazon Fire TV Stick в попытке выйти на телевизионный рынок. Нужно признать, что пока это направление достаточно перспективно и у Amazon есть все шансы захватить большую долю от него.

Как и с большинством других основателей стартапов того времени — Безос оказался крайне требовательным к сотрудникам и мог в буквальном смысле взорваться из-за любой ошибки. Без необычных требований и ограничений тоже не обошлось — в Amazon под запретом были презентации в Power Point. Он даже стал заниматься с персональным тренером, чтобы исправить эту черту характера. От всех принципов он все же не отказался и стал известен благодаря нежеланию развивать корпоративную культуру и предоставлять сотрудникам дополнительные льготы в виде бесплатного питания, массажа и ряда других.

The Washington Post

с чего начинал джефф безос. Смотреть фото с чего начинал джефф безос. Смотреть картинку с чего начинал джефф безос. Картинка про с чего начинал джефф безос. Фото с чего начинал джефф безос

На текущий момент издание занимает одну из лидирующих позиций на рынке — The Washington Post
за это время стало одним из самых авторитетных и востребованных СМИ. С этим бизнесом у Джеффа связано несколько курьёзных моментов. Так, однажды он летал на личном самолёте для того, чтобы забрать репортёра The Washington Post, задержанного в Иране, назад в США.

Blue Origin

с чего начинал джефф безос. Смотреть фото с чего начинал джефф безос. Смотреть картинку с чего начинал джефф безос. Картинка про с чего начинал джефф безос. Фото с чего начинал джефф безос

Любовь к «Звёздному пути» привела к основанию компании Blue Origin, которая стала одной из первых, среди тех, кто смог запустить ракету многократного использования. По состоянию на 2003 год в компании было всего 10 сотрудников, но в последние годы Безос активно развивает это направление для успешного конкурирования со SpaceX от Илона Маска. На текущий момент штат компании насчитывает более 600 сотрудников с возможным увеличением до 800 после запуска новых исследовательских центров в Техасе.

Первых инженеров Blue Origin планирует отправить к космос уже в 2017 году, а Джефф вместе с президентом Blue Origin Робом Майерсоном могут отправиться в первый полет примерно в 2018 году.

Главное правило Безоса — не переставать экспериментировать для поиска новых решений, не боясь каких-либо неудач.

«Только при помощи экспериментов и новых смелых решений можно не бояться, что компания потеряет позиции на рынке и станет попросту устаревшей», — заявил Джефф Безос в интервью изданию Business Insider.

Хобби и инвестиции

с чего начинал джефф безос. Смотреть фото с чего начинал джефф безос. Смотреть картинку с чего начинал джефф безос. Картинка про с чего начинал джефф безос. Фото с чего начинал джефф безос

Друзья Безоса говорят о его любви к полётам — в 2003 году он чуть не погиб при аварии во время управления вертолётом на площадке для испытаний в одном захолустье Техаса. Но даже это не остановило его и до сих пор Безос продолжает увлекаться похожими хобби — судя по всему, в этом он тоже придерживается принципа «всегда нужно продолжать экспериментировать и пробовать новое».

Источник

От книготорговца до богатейшего человека планеты: карьера Джеффа Безоса

с чего начинал джефф безос. Смотреть фото с чего начинал джефф безос. Смотреть картинку с чего начинал джефф безос. Картинка про с чего начинал джефф безос. Фото с чего начинал джефф безос

Во многих интервью Джефф Безос рассказывал, что с детства был «гаражным изобретателем»: из наполненных цементом покрышек мастерил автоматические ворота, из фольги и зонта — солнечную печь, из гремящего противня — сигнализацию. Говорит, смекалка передалась от деда по материнской линии, разрабатывавшего космические и ракетные технологии в военной программе DARPA. После выхода на пенсию дедушка переехал на ранчо в Техас, где Безос и проводил лето каждый год с 4 до 16 лет. Ферма располагалась в такой глуши, что проще было научиться делать все необходимые предметы своими руками, чем вызывать специалистов или ехать в город. Так, дед собственноручно штопал раны скоту иглами, которые сам же и мастерил, или, например, собрал на пару с внуком подъемный кран из подручных средств, чтобы передвинуть запчасти Caterpillar. Джефф с детства впитал тезис о том, что главное — верить в свои силы, проявлять находчивость и гибкость, о чем рассказал изданию TechCrunch.

Первую попытку сколотить собственный бизнес будущий мультимиллиардер предпринял в старших классах. Недолго пожарив картошку в McDonald’s, он открыл образовательный лагерь для подростков Dream Institute с упором на изучение литературы. Удалось набрать шесть платных учеников, двумя из которых были брат и сестра Джеффа.

Из хедж-фонда в книготорговцы

После школы Безос поступил в Принстон, но не на кафедру теоретической физики, как хотел, а на кафедру информатики и электроизмерительных приборов. Иными словами, судьба сама усадила будущего отца e-commerce за компьютер.

Джефф отмахнулся от вакансий в Intel, Bell Labs и Andersen Consulting, чуть было не организовал собственный стартап с рассылкой новостей по факсу за подписку, но спасовал и попросил знакомого хедхантера подыскать вакансию в технологической компании. Так создатель Amazon попал на собеседование на Уолл-стрит в D. E. Shaw — молодой хедж-фонд, активно использовавший компьютерные технологии. С основателем фонда Дэвидом Шоу они сразу нашли общий язык, и Безос проработал в D. E. Shaw четыре года.

К 1994 году 30-летний Безос получал шестизначный оклад на должности старшего вице-президента компании, но душу это не грело. Джефф возродил мечты о стартапе. «Я представил себя через 50 лет и задумался: буду ли 80-летний я жалеть, что ушел с работы? Решил, что даже об этом не вспомню. Я очень боялся пожалеть о том, что не рискнул. Страшнее всего не рискнуть. Если бы я рискнул и прогорел, сто процентов не жалел бы», — изливал душу Джефф в интервью CNBC. Проведя короткий ресерч, Джефф выяснил, что онлайн-торговля в середине девяностых увеличивалась на 2300% в год. Даже самый амбициозный финансист с Уолл-стрит не мог не преклониться перед потенциалом интернета.

Джефф Безос составил список из 20 продуктов, которые могли бы продаваться в сети лучше остальных. В шорт-лист вышли софт, компакт-диски и книги. Книжный червь и бывший декан литературного лагеря Безос не мешкая выбрал последнее, уволился из хедж-фонда и, взяв жену Маккензи и собаку Камалу, рванул в Сиэтл.

5 июля 1994 года Безос зарегистрировал компанию Cadabra, Inc., но знакомый юрист подсказал, что словечко слышится как «cadaver», то есть «труп». Джефф прошерстил словарь на предмет более благозвучных слов и остановился на Amazon (поскольку амбициозный стартапер мечтал сколотить самый масштабный онлайн-ресейл книг, имя самой полноводной реки как раз подошло). Впоследствии Джефф не раз отмечал: «Бренд-нейм очень важен. Особенно если ваш бизнес находится в онлайне, а не в физическом мире».

с чего начинал джефф безос. Смотреть фото с чего начинал джефф безос. Смотреть картинку с чего начинал джефф безос. Картинка про с чего начинал джефф безос. Фото с чего начинал джефф безос

Снова в гараж, а потом — в миллионеры

Первый год Безос с женой и парой сотрудников трудились в гараже арендованного дома. Там, помимо стартапа, зародились корпоративные традиции Amazon: вечеринки по пятницам и сосновые двери вместо столешниц (столы для гаражного офиса Джефф выпиливал из досок).

с чего начинал джефф безос. Смотреть фото с чего начинал джефф безос. Смотреть картинку с чего начинал джефф безос. Картинка про с чего начинал джефф безос. Фото с чего начинал джефф безос

Нарастающий аппетит

Резкий скачок новичка на рынке ввел в ступор конкурентов. В том же году крупнейшая американская книготорговая компания Barnes & Noble запустила собственную онлайн-платформу, а вместе с ней — агрессивную пиар-кампанию с заявлением, что у них больше книг, чем на Amazon.com. Параллельно Barnes & Noble подала против Amazon иск, утверждая, что рекламный слоган «Крупнейший книжный магазин на Земле» вводит в заблуждение, поскольку «это вовсе не книжный магазин, это книжный брокер».

Также разработчики активно совершенствовали процесс покупки на сайте компании. Amazon первой ввела систему заказа в один клик (запатентовав разработку, она впоследствии судилась с конкурентами, которые ее использовали) и программу бесплатной доставки заказов стоимостью свыше 99$. Новые возможности площадки поддерживали ее популярность и гарантировали лояльность покупателей.

Авторский метод

Несмотря на то что Amazon стала одной из главных площадок e-commerce, ее прибыль была близка к нулю. Но отец-основатель не паниковал: по его расчетам, компания и не должна была получать прибыль в течение первых четырех-пяти лет. Выручку сжигало непрерывное наращивание оборотов. «Это забег на длинную дистанцию», — утверждал Безос в 1997-м (и так же озаглавил первое открытое письмо к сотрудникам).

с чего начинал джефф безос. Смотреть фото с чего начинал джефф безос. Смотреть картинку с чего начинал джефф безос. Картинка про с чего начинал джефф безос. Фото с чего начинал джефф безос

Все, что пожелаете, — по подписке

В сентябре 2006 года Amazon запустила Unbox — сервис, позволявший скачивать фильмы и телепередачи в DVD-качестве. С развитием инфраструктуры компании в США и по всему миру он превратился в стриминговый сервис и стал называться Prime Video. В 2010 году компания организовала собственное телепроизводственное подразделение — Amazon Studios, снимающее сериалы и фильмы.

В сентябре 2007 года Amazon пополнился сервисом Amazon Music, который в 2020-м, по подсчетам Counterpoint Research, нарастил обороты. Число подписчиков увеличилось на 104% по сравнению с 2019-м, а доля выручки составила 12%: сервис Amazon обошел даже YouTube Music, получивший 9%.

Источник

С чего начинал самый богатый человек в мире: на заре бизнес-империи Джеффа Безоса

В издательстве «Бомбора» выходит новая работа Тома Батлера-Боудона «50 великих книг о бизнесе», в которой собраны главные идеи и инструменты из лучших бизнес-книг в истории. Spark публикует отрывок, в котором пересказывается содержание книги «The Everything Store. Джефф Безос и эра Amazon» Брэда Стоуна.

с чего начинал джефф безос. Смотреть фото с чего начинал джефф безос. Смотреть картинку с чего начинал джефф безос. Картинка про с чего начинал джефф безос. Фото с чего начинал джефф безос

Мне остаться или уйти?

Безос, урожденный Джеффри Престон Йоргенсен, появился на свет в 1963 году в Альбукерке, Нью-Мехико. Его матери Джеки было всего 16 лет. Тед Йоргенсен, отец мальчика, был немногим старше. Пара рассталась, и Джеки начала встречаться с Мигелем Безосом, молодым кубинцем, бежавшим в США из-за режима Кастро. Мигель был инженером и много работал, в итоге получив руководящую должность в Exxon. Джефф рос очень подвижным и смышленым ребенком. Правду о том, что Мигель — не его родной отец, он узнал лишь в возрасте 10 лет.

В начале 1990-х недавний выпускник Принстона Безос работал на Уолл-стрит в хедж-фонде D. E. Shaw & Co, спекулировавшем на небольших ценовых изменениях на международных биржах. К 29 годам Безос стал вице-президентом компании, а в 1994 году был назначен ответственным за получение прибыли на рынке, в то время бурно развивавшемся вокруг интернета. В этой связи он разработал концепцию онлайн-магазина под рабочим названием «магазин всего». Эта идея не получила дальнейшего развития, тем не менее самого Безоса весьма заинтересовала продажа книг через интернет.

В 1994 году уже появились онлайн-магазины, торговавшие книгами, однако набор предоставляемых ими услуг был скуден; в основном это были просто сайты, привязанные к основным книжным магазинам из бетона и кирпича. Захваченый мыслью о настоящем клиентоориентированном магазине, продающем книги исключительно через интернет, Безос рассказал о ней своему наставнику Дэвиду Шоу. Он сказал, что хочет заняться реализацией идеи самостоятельно, без покровительства компании. Шоу пригласил Безоса на прогулку по Центральному парку и попытался его отговорить, тем не менее настаивать он не стал.

Пытаясь понять, как лучше поступить — уйдя посередине года, он потерял бы все итоговые бонусы, — Безос в итоге придумал то, что назвал «путем наименьшего сожаления». Он представил, что ему 80 и он вспоминает свою жизнь, почти как дворецкий в одной из его любимых книг «Остаток дня» Кадзуо Исигуро. Будет он сожалеть о том, что ушел из фирмы Шоу, отказавшись от идеи разбогатеть на Уолл-стрит? Нет. Будет он сожалеть о том, что не занялся интернет-бизнесом? Да. Родители Безоса считали, что он слишком торопится. Мать предложила ему не уходить с работы, но параллельно создать компанию и работать над ней по ночам. Безос ответил, что сейчас — рассвет эпохи интернета, все меняется с огромной скоростью, а потому если уж заниматься этим, то нужно отдать себя без остатка, и поскорее.

Абракадабра! Amazon появляется на свет

Чтобы сделать цены на книги низкими, Безос решил открыть свой стартап в штате с невысокой численностью населения, так как, согласно законодательству, налоги с продаж необходимо платить лишь в том штате, где фирма расположена физически. Он выбрал Сиэтл, так как именно там началась история успеха Microsoft и проживало множество специалистов по компьютерам, а дистрибьютор книг Ingram находился неподалеку, в Орегоне. Безосу был 31 год, его молодой жене Маккензи — 24. Они решили приехать в Сиэтл из Техаса на машине (где вырос Безос), по дороге посетив Гранд-Каньон.

В гараже своего нового дома пара создала импровизированный офис, сделав несколько рабочих столов из дешевых дверей, которые Джефф купил в Home Depot. Его родители вложили 100 000 долларов США в новую компанию сына, хотя он и предупредил их, что с большой вероятностью они могут все потерять. Маккензи, в то время начинающая писательница, занималась финансами и помогала подбирать первых сотрудников. В ноябре 1994 года Безоса озарило, когда, листая справочник, он наткнулся на слово Amazon (англ. «Амазонка»). Название самой длинной и полноводной реки в мире показалось ему идеальным наименованием магазина, который, как он надеялся, однажды станет самым крупным в своей отрасли. Безос и его команда часто проводили рабочие встречи в кафе Barnes & Noble, находившемся недалеко от его дома, и с течением времени они осознали всю иронию этого факта*.

Бета-версия сайта Amazon.com появилась в марте следующего года и выглядела довольно примитивно — много текста, почти никакого дизайна; но на ней была поисковая строка и корзина. Ключевой характеристикой сайта были отзывы читателей, которые, как верно предположил Безос, выгодно отличали его от других.

Некоторые книгоиздатели того времени полагали, что негативные отзывы читателей оказывают книжной индустрии медвежью услугу. Однако Безос понимал, что истинная ценность компании не в том, что она может что-то продать, а в том, что она может помочь людям сделать лучший выбор.

С самого начала продажи Amazon стали стабильными, а персонал работал на складе день и ночь, отправляя посылки с заказами. Когда Amazon появился на Yahoo, покупателей прибавилось. Несмотря на рост прибыли, компания пускала в оборот всю имеющуюся наличность, и денег не хватало. Безос пообещал потенциальным инвесторам из Сиэтла, что продажи могут вырасти до 114 миллионов долларов США в год к 2000-му, что казалось совершенно фантастической цифрой, как и стоимость компании, оцененная в 6 миллионов долларов. Между тем в течение 1996 года Amazon рос невероятными темпами — на 30–40% в месяц, чему очень помогла передовица в Wall Street Journal, посвященная компании, которая каждые несколько месяцев вырастала из своего помещения.

Быстрый рост

Джон Дуерр из инвестиционной фирмы Kleiner Perkins в Кремниевой долине купил 13% акций компании за 8 миллионов долларов, уверенный, что амбиции Безоса неизбежно приведут компанию к успеху. Безос активно нанимал новых сотрудников и уже представлял Amazon интернет-гигантом, способным прожить долгие годы.

Говоря о бизнес-модели, Безос стремился как можно скорее расшириться, чтобы иметь возможность предложить клиентам наиболее выгодные цены, и за счет этого расти дальше. Он настаивал на том, что принимать на работу необходимо только самых умных кандидатов, и беспощадно отказывал всем, кто говорил о «балансе работы и личной жизни». Он требовал полной преданности делу, и сотрудники, не разделявшие его «невнимание к условиям труда», надолго не задерживались.

Безос сильно переживал из-за планов книжного гиганта Barnes & Noble «раздавить» Amazon, запустив собственный сайт. Он сказал своим сотрудникам, что в этой ситуации они могут сделать лишь одно: удвоить свои усилия по улучшению обслуживания клиентов, так чтобы сам процесс покупки в Amazon стал желанным опытом. Сайт, запущенный в итоге Barnes & Noble, был куда менее привлекателен и эффективен, чем Amazon. Компания была больше озабочена своими невиртуальными магазинами, приносившими куда больший доход в расчете на одну книгу, чем онлайн-торговля. Несмотря на то что продажи Amazon были во много раз ниже, чем Barnes & Noble’s и ее конкурента Borders, публичное размещение ак-ций в 1997 году принесло компании 54 миллиона долларов США. Все члены семьи Безоса отныне являлись мультимиллионерами.

В период между 1998 и 2000 годами Amazon 3 раза выпускала корпоративные облигации, что принесло ей еще 2 миллиарда долларов. Тем не менее никто из тех, кого заразила эта интернет-лихорадка, до конца не верил обещаниям Безоса относительно невероятного дальнейшего роста Amazon и того, как она изменит облик мировой розничной торговли. С самого начала Безос открыто заявлял о своих взглядах и долгосрочных планах, описывая их в письмах к акционерам. Почти все деньги он направлял на рост компании, увеличение ее доли на рынке и, что самое важное, на привлечение старых клиентов и получение потребительской лояльности.

Безос планировал создать новую инфраструктуру для продажи продукции. С этой целью он строил склады, и не только в США, но в Британии и Германии, а также приобретал компании, большая часть из которых, впрочем, не принесли особой пользы. Также он начал переманивать специалистов из Walmart, и последняя даже подала на Amazon в суд за «кражу профессиональных секретов». Безос, к слову, был фанатом основателя Walmart Сэма Уолтона и прочел его автобиографию «Сделано в Америке» (см. «50 великих книг об успехе»). В том, что касалось расходов на сотрудников, Безос стремился проявлять ту же экономность, что и Уолтон. Кроме того, Amazon переняла «основу деятельности» Walmart (постоянные эксперименты, чтобы выбрать наиболее удачные варианты) и ее веру в необходимость изучения опыта других компаний, чтобы взять от них самое лучшее. В общем, новая интернет-звезда вовсю вдохновлялась опытом самого известного гиганта традиционной розничной торговли.

Фишки, в которых кроется успех

В 1998 году на сайте Amazon появились две новые фишки. Первой был ранг продаж, показывавший, сколько человек приобрели ту или иную вещь, и менявшийся каждый раз, когда кто-то покупал новый экземпляр. Безос был уверен, что авторы и издатели будут постоянно проверять, не увеличились ли продажи их книги, и в итоге именно так и вышло. Невозможно передать, насколько потрясающим казался ранг продаж, который отображался как для бестселлеров, так и для книг в конце 2 000 000-го списка, в те времена когда литературные перечни включали 20, 50, максимум 1000 наименований.

Второй — «заказ в один клик», которую Amazon запатентовала. В то время люди настороженно относились к вводу данных своих банковских карт онлайн, и такая возможность стала настоящим подарком. Легкость, с которой теперь можно было повторно приобрести товар, повышала доверие клиентов к компании.

Между тем eBay начал угрожать стремлению Amazon стать «магазином всего». Казалось, ее сайт лучше подходит веку информационных технологий, будучи платформой, где покупатель просто встречался с продавцом, и не было необходимости строить огромные склады и дорогие распределительные центры. Возможно, фиксированные цены также являются пережитком прошлого, и вскоре их заменит аукцион в стиле eBay? В 1999 году Безос запустил Amazon Auctions, но проект провалился. Основная масса продавцов привыкла работать с системой eBay, а постоянных клиентов Amazon не интересовали торги. Сервис zShops, с помощью которого сторонние продавцы могли продавать свои товары через Amazon по фиксированным ценам, также не пользовался популярностью. Попытка заняться торговлей игрушками и электроникой стала для компании настоящим испытанием, так как их именитые производители вроде Hasbro или Sony не спешили становить-ся «именитыми поставщиками». Какие бы товары ни приобретала Amazon, ей необходимо было продать их, иначе они висели мертвым грузом, иногда достаточно крупным. Например, в 1999 году Amazon пришлось избавляться от непроданных игрушек на сумму 39 миллионов долларов США.

В этот год журнал Time назвал Безоса «Человеком года», а уже в 2000-м у Amazon начались проблемы. Из-за кризиса доткомов цены на акции компании значительно снизились. Люди, вложившие в нее свои деньги, обнаружили, что почти все потеряли. А Безос полностью погрузился в то, чтобы опровергнуть прогноз инвестиционного аналитика Рави Сурия, согласно которому в ближайшее время Amazon ждало банкроство.

Тем не менее, как пишет Стоун, Безос никогда не отказывался от своего масштабного видения будущего электронной коммерции и роли в ней Amazon. Он постоянно напоминал сотрудникам о том, что, если они смогут улучшить качество обслуживания, компания продолжит развиваться. Вот пример его помешанности на клиентах: после выхода четвертой книги о Гарри Поттере Amazon предложила своим клиентам купить ее со скидкой в 40% и экспресс-доставкой. Компания продала 250 000 копий, и, хотя она потеряла несколько долларов с каждой проданной книжки, что сильно обеспокоило многих ее руководителей, а также Уолл-стрит, Безос понимал, что, лишь угождая клиентам всеми возможными способами, можно добиться их лояльности и, соответственно, обеспечить компании долгую жизнь.

*Barnes & Noble — название одной из крупнейших американских компаний по продаже книг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *