с чего начинается стартап
От идеи к реализации: 12 этапов проектирования стартапа
Как и любой другой проект, стартап начинается с идеи. И, что примечательно, эта идея не обязательно должна быть гениальной. Бывает достаточно создать решение, выигрывающее на фоне существующих аналогов. Но как реализовать идею и создать продукт, привлекательный для потребителя и инвесторов?
Этап №1: Идея
Идею проекта Gurulook, социального сервиса поиска товаров по картинкам с игровыми элементами, где пользователь размещает фотографию понравившейся вещи, а другие юзеры публикуют ответ в виде ссылки на искомый товар, нам подсказали сами клиенты. В группах Kitmall и Kupinatao (наших интернет-магазинах товаров из Китая) в социальных сетях стали часто появляться запросы с просьбой помочь в поиске товара. Пользователи натыкались на красивую вещь в интернете, а где ее найти не знали. В какой-то момент они стали публиковать запросы с просьбой найти «похожее платье» или что-то еще и прилагали картинку. Пришлось создать отдельную тему для обсуждения «помогите найти». И вот здесь появилась идея создания сервиса.
Этап №2: Команда
Соберите людей, которым понравится ваша идея: на стадии запуска бизнеса большую ценность имеет потенциал работника и «горящие глаза». От того, каких людей вы привлечете для работы над проектом, во многом зависит его успех. Выявить таких людей из остальной массы не составляет труда. Они, как правило, энергичны, инициативны и душой «болеют» за дело (читайте статью Командообразование для стартапа: 7 распространенных HR-ошибок).
Этап №3: Рынок
Постарайтесь оценить размеры рынка. Если рынок предлагаемых вами услуг еще не сформирован, постарайтесь проанализировать данные аналогичных и смежных сегментов. Для определения рентабельности вложений в ваш проект необходимо понимать, сколько существует потенциальных потребителей. Изучите конкурентов, выявите их сильные и слабые стороны и на основании этого сформулируйте свои уникальные преимущества.
Этап №4: Концепция
На данном этапе вы составляете краткое описание исходных гипотез о своем бизнесе. Начать стоит с формирования цели: что, зачем и, самое главное, для кого вы хотите создать. Желательно подкреплять эту информацию цифрами. Важно подробно исследовать целевую аудиторию и на основании полученной информации нарисовать для себя портрет предполагаемого клиента. Это поможет более четко определить его потребности и грамотно сформировать предложение. От правильного выбора целевой аудитории напрямую зависит показатель конвертации пользователя в постоянного потребителя.
Чтобы точно спрогнозировать поведение потенциального потребителя, постарайтесь подробно описать один день из жизни, разбив его на интервалы по 15-30 минут. Особое внимание уделите времени, проводимому в интернете.
Нужно понимать, что помимо основной аудитории — той, на которую вы в первую очередь будете ориентировать проект, может существовать еще и вторичная — лица, потенциально заинтересованные в вашем продукте. Опишите, как вы видите клиента из каждой группы. Важный момент — оценка численности аудитории, готовой платить за ваш продукт. Как правило, эта группа людей гораздо меньше общего числа потенциальных пользователей. Пристальное внимание следует уделить анализу стратегических перспектив проекта (SWOT-анализ), а также возможным способам его монетизации. Опишите, как будет изменяться доход компании в течение трех лет? Какой посещаемости нужно за это время достичь, чтобы добиться нужных вам показателей? После того, как появилась ясность с доходами, приступайте к прогнозированию расходов на тот же период. Исходя из этого, оцените возможную прибыль. Если вы планируете привлекать инвестиции, то заранее определите их долю в проекте.
Этап №5: Техническое задание
В детальном проектировании стартапа на данной стадии нет особого смысла. Проект развивается и наращивается в реальном времени, учитывая пожелания пользователей и новое видение автора, пока не будет полностью реализована вся его концепция в рамках исходной идеи. Начинать разработку технического задания разумно с деления всего проекта на отдельные, целостные этапы.
Обязательно выставляйте сроки! И лучше выделять на каждый этап в два раза больше времени, чем вам кажется изначально.
Этап №6: Прототип
Не начинайте привлекать инвестиции в стартап, не построив прототип. Создайте проект продукта с набором базовых характеристик. Прототип должен быть простым для понимания и применения. Это могут быть схемы страниц, показывающие, какая информация и элементы управления должны располагаться в разделах сайта. Так вы сможете увидеть, как будет работать стартап до его программирования.
Этап №7: Тестирование
Как только прототип будет готов, попросите знакомых начать пользоваться им. Ваша задача — определить, правильно ли вы обозначили проблему и удовлетворяет ли предлагаемое вами решение потребности потенциального пользователя. Тестирование прототипа позволило нам усовершенствовать некоторые элементы сервиса.
Вашему ИП или ООО меньше трёх месяцев? Расчетный счет и бухгалтерия на год в подарок по акции от Контур.Банк.
Ключевая идея Gurulook — возможность поиска товара по картинкам. Для пользователей оказалось важной максимально простая и удобная загрузка фото. Проанализировав замечания юзеров, мы упростили процесс публикации фото и добавили дополнительные возможности по изменению его размера.
Этап №8: Альфа-версия
Это стадия, на которой проект уже готов, но еще не протестирован. В процессе внутренних тестов в интерфейс вносятся некоторые мелкие коррективы, которые не были учтены при разработке и создании технического задания. Начинаются переговоры с первыми клиентами.
Этап №9: Закрытая бета-версия
У проекта появляется небольшое количество последователей, привлеченных для тестирования продукта. После тестирования производится работа над ошибками. В ходе закрытого бета-тестирования мы проанализировали цветовые предпочтения аудитории и осознали необходимость произведения редизайна сайта.
Этап №10: Публичная бета-версия
Ведется умеренно активное привлечение пользователей, заинтересованных в тех услугах, которые вы предлагаете, либо пользователей, постоянно находящихся в поиске чего-то нового. Задача номер один на этой стадии: превратить изначальные гипотезы основателей о рынке и потребителях в факты. Параллельно ведется работа над ошибками.
Бета-тестирование сервиса показало, что задуманные варианты геймификации не были активно восприняты целевой аудиторией. Мы предполагали, что у женской аудитории заведомо будет соревновательный интерес. За активность в Сети мы начисляли им рейтинг, но нигде его не публиковали. Это не вызывало интереса. В связи с этим было принято решение несколько видоизменить проект. Мы стали визуализировать рейтинги на главной странице, добавили лидерборды за неделю. Немного пересмотрели и сам механизм начисления баллов: изначально баллы участником начислялись за публикуемые в ответах ссылки, сейчас баллы начисляются в том случае, если пользователь, перейдя по ссылке, совершает покупку. Эти баллы впоследствии можно использовать для оплаты своих покупок в интернет-магазинах-партнерах.
Этап №11: Запуск
Начало работы проекта, его продвижение и оформление пакета юридических документов. Даже после полной реализации исходной идеи успешный стартап продолжает развиваться: совершенствуются техническая и идейная составляющие, исправляются всплывающие ошибки. Здесь же встает вопрос о регистрации товарного знака. Заявку на регистрацию товарного знака есть смысл подавать в том случае, когда вы вложили в свое название какие-то средства, поняли, что оно работает, но популярным оно пока не стало. Товарный знак имеет территориальное ограничение: если он зарегистрирован в России, то и охраняется он только в России. Зарегистрировать товарный знак в США возможно в том случае, если вы использовали его в течение двух лет.
Этап №12: Поиск инвесторов (часто может следовать за этапом создания прототипа)
Важно понять, какую часть бизнеса вы готовы отдать инвестору. Чтобы у проекта были шансы на жизнь, некоторые специалисты рекомендуют отдавать не более 15-25%. Устраивайте встречи с большим числом инвесторов, найдите несколько потенциально заинтересованных партнеров и переходите к переговорам о структуре сделки и ее закрытии. Не бойтесь оспаривать предложения инвесторов и предлагать свои условия. Четко определите границы контроля инвестора и варианты выхода из бизнеса. Обязательно пропишите эти вопросы.
Олег Жук, ведущий разработчик в компании VirtoWay
Как сделать стартап: этапы создания нового сервиса. Часть I: Подготовка
У вас есть крутая идея, друзья, с которыми вы готовы делать бизнес, и даже какая-то сумма денег. То есть все основные «ингредиенты» стартапа. Точно ли все? С чего начинать? И стоит ли вообще начинать? Рассмотрим начальные этапы разработки стартапа.
Навязчивая мысль «А давайте сделаем что-нибудь, вон однокурсник Вася Пупкин со своим стартапом уже в Сан-Франциско переехал» — это не идея, а просто «хотелка». Идея стартапа — это когда вы придумали сервис, решающий конкретную проблему конкретной группы пользователей. Лучше всего, если ваш сервис уникальный. Как минимум он должен серьезно отличаться от аналогов.
Поэтому если вы находитесь на этапе «А давайте сделаем что-нибудь», оглянитесь и изучайте проблемы, с которыми сталкиваетесь вы, ваши коллеги или друзья и которые теоретически можно решить с помощью программного продукта. Проблема должна быть настолько серьезной, чтобы пользователь готов был заплатить за избавление от нее.
Уже сейчас вам предстоит решить, будете вы двигаться в направлении b2b или b2c-сегмента. У кого-то из вашей компании будущих фаундеров есть опыт работы с крупными предпринимателями? Если да, общайтесь с бизнесменами. Изучайте бизнес-модели их компаний, ищите рабочие процессы, отнимающие у сотрудников много времени и сил, выясняйте, на что жалуются клиенты этих компаний.
Если опыта в бизнесе нет, обратитесь к личному пользовательскому опыту. Переберите в голове все действия, которые вы совершаете регулярно. Покупки, досуг, хобби, передвижения. Что дается сложно, что сделано неудобно, можно ли изменить ситуацию и как это сделать? Читайте тематические форумы, изучайте отзывы и комментарии, которые начинаются с «Не хватает…», «Неудобно…», «Добавьте возможность. ».
Совет. Не стоит прощупывать почву в чужеродной среде. Вам нужно хорошо знать и понимать аудиторию, чтобы, во-первых, не промахнуться с идеей, а во-вторых, эту идею продать. И сосредоточьтесь на аудитории с конкретными характеристиками. «Мы для всех» — путь в никуда, это знает даже самый посредственный маркетолог.
Представим, что вы нащупали проблему и у вас сразу родилось ее решение. Успокойтесь и положите коньяк на место. Теперь нужно проверить себя. А эта проблема вам не померещилась? А она серьезная, или это просто заморочка вроде «Такси приезжает через 7 минут, а хочу, чтоб через 6»? А готовы ли пользователи платить за ее решение?
Как узнать наверняка? Спросить потенциальных покупателей.
Если ваше решение полезно бизнесу, сделайте красивую презентацию, найдите контакты предпринимателей и добивайтесь личных встреч. Тем, с кем встретиться невозможно, отправляйте персональные (!) письма с просьбой ответить на несколько вопросов. Предлагайте им «плюшки» за обратную связь. Если вы сумеете правильно презентовать идею и она действительно актуальна, вам ответят.
Совет. Наймите крутого дизайнера, почитайте руководства по питчингу и рекомендации по составлению персональных писем.
Если сервис рассчитан на b2c, проводите массовое анкетирование. Пускайте в ход все доступные средства: соцсети, лендинг, гуглформы. Запустите рекламу, нагоняйте трафик отовсюду, где проводят время ваши потенциальные клиенты.
Если вы не знаете, где искать потенциальных пользователей и как с ними общаться, если вы за несколько месяцев никуда не продвинулись, лучше не начинайте. Почему? А вот почему: незаинтересованность рынка в продукте — самая распространенная (42%) причина провала стартапов по версии CB Insights.
10 шагов по быстрому (и качественному) запуску своего стартап проекта
Свой бизнес — это мечта многих людей на этой планете, но далеко не все готовы рискнуть и реально что-то начать делать. Ситуация еще осложняется тем, что вокруг очень много шума: одни расскажут как заработать миллион сидя дома, другие поделятся «невероятной историей и фишками» как уже завтра купить феррари, а третьи предложат дорогостоящее обучение с 5 нулями.
Есть, конечно, и другие истории. Но о них чаще всего знают в узких кругах, а если ты не знаешь «эти круги», то и попадается в основном шум или информация о тех, кто себя активно продвигает.
Спасибо всем, в последние 5 лет появилось много акселераторов, стартап программ; университеты стали обучать предпринимательству, государство запустило программы, хакатон за хакатоном погоняет, и все предлагают обучение.
Хотя если стряхнуть шелуху, то все сводится к двум вещам — нужно найти реальную проблему, которую испытывает достаточное количество людей и создать решение, которое эту проблему решает и за которое эти люди готовы платить, лучше стабильно. А потом работать, работать и работат…. чтобы все это выросло в приличный бизнес.
Так вот все-так… как же начать свое дело? Везде спрашивают какой-то MVP, а что это такое?
Тут собраны 10 шагов, основанные на опыте международных программ (Y Сombinator, Techstars, PlugnPlay и т.д.), и которые мы включили в программу Skorost’Ventures Start.
Любой продвинутый инвестор скажет тебе, особенно на начальном этапе развития стартапа, что инвестируют в команду. Так что нужно найти людей с комплементарными скилами — лучшее трио — технарь, дизайнер, продавец.
И еще желательно с опытом и с горящими глазами, но тут можно всегда прикинуться. Хотя со временем все равно станет понятно, что команда не срабатывается, и это причина #3, из-за которой разваливаются многие стартапы.
Что делать? Искать людей, с которыми легко и эффективно работается и которые умеют делать, что-то лучше тебя. Пробовать работать активно в течение 3х месяцев и оценивать срастается ли команда или нет.
Где? Среди неблизких друзей, знакомых, через нетворк, на тематических мероприятиях.
Founders Institute подготовил классную статью по этой теме.
Если идей нет, то пора идти на поиск: спрашивайте какие у кого проблемы, как они их сейчас решают и почему недовольны. Может у вас есть увлечение, может у вас есть хобби, которым нравится заниматься.
Можно поискать в интернете через запрос «топ горячих стартап идей» и пересмотреть, что из этих идей подходит к вашему резюме. Ну или на худой конец походить и послушать других, возможно, присоединиться к другому проекту.
Что делать? Задавать много вопросов, записать проблемы, попробовать протестировать эту проблему с большим количеством людей; понять у кого эта проблема возникает чаще и больше всего влияет на жизнь.
Как? Полезные советы можно найти тут.
С чего начинается стартап
Далеко не сразу после того, как вам в голову приходит идея нового проекта, вы начинаете её реализовывать. Что же происходит в этот промежуток времени и из каких элементов он состоит? Сегодня мы подробно затронем именно этот этап, который предшествует первым шагам по построению собственного проекта. Детально разберем «основу основ» и подскажем, как применять и что с этим делать.
Мы стараемся отделять стартапы от создания классического бизнеса, хотя при всех различиях, суть они имеют общую: это самостоятельная деятельность на свой страх и риск ради достижения определенного успеха. Многие привыкли использовать вместо подобной формулировки фразу «свободное плавание», ведь, как и капитан галеона в XVI веке: сами занимаемся, сами управляем, сами несем всю ответственность и рискуем.
При этом, следует понимать, что первые шаги по воплощению своего стартапа – это, как ни странно, уже не самое начало процесса. Они являются уже результатом наших размышлений и внутренних изменений. В свою очередь, особенность подобных размышлений в том, что в отличие от типичной ситуации, когда идеи лишь остаются идеями, в данном случае они привели к конкретным действиям. Поэтому, анализируя непосредственно свой опыт создания проекта с нуля, в этой статье я уделю внимание «началу начал», а если быть конкретным, постараюсь ответить на вопрос: что приводит к тому, что мы начинаем делать свой стартап?
На мой взгляд, это целая небольшая «ведущая к действию» система, которая состоит из следующих элементов:
Чтобы мои гипотезы были объективными, их необходимо проверять на реальных кейсах. Но когда я впервые озвучил свои соображения по данной теме, в ответ я услышал «погоди, но я знаю человека, который открыл свой бизнес только в 40 лет, 20 из которых он работал на чужого дядю; кто-то же, наоборот, чуть ли не со школьный скамьи мог назвать себя настоящим предпринимателем. При этом, кто-то из привиденных примеров вообще получил должность по знакомству и, возможно, такого человека вообще следует помещать в отдельную категорию.
Более того, ведь порой свою роль играют и малозаметные факторы: просмотр фильма-автобиографии, советы знакомых, посещение специальных курсов. А еще, следует ли принимать во внимание материальное положение и образование? Как же все это обобщить?
На самом деле, все вышеописанное – следствие уже определенных действий или обстоятельств, которые можно разбить на общие элементы. При этом нашим «кейсом» является не конкретный статус и занимаемая позиция человека (ведь это — конечный результат), а именно те предпосылки, которые изначально привели к конкретным действиям по созданию своего проекта. Особенностью данных действий является то, что:
Но ведь под подобное описание «действий» может подойти не только совершение первых шагов по созданию бизнеса, но и какая-нибудь зарядка с утра или то, что человек начал выбрасывать окурки не там, где стоит, а исключительно в урны. Как бы забавно не выглядело сопоставление создания стартапа с культурным выбрасыванием «бычков», у этих действий есть общие предпосылки, которые логично расписываются по вышеуказанной системе. Каким образом?
Итак, время мясной части. Базовые составляющие состоят из трех элементов:
1. Внутренняя потребность
Пожалуй, это самый очевидный и понятный элемент, однако не стоит относиться к нему как то, о чем вы уже сотню раз слышали. Обычно, когда начинают его объяснять, приводят примеры успешных людей, к примеру, из восточных стран, которые добились успеха, будучи изначально бедными. Но тем не менее, они сумели уже в раннем возрасте начать что-то предпринять чтобы изменить свою жизнь. То есть, их желание, их внутренняя потребность чего-то достичь была основным источником мотивации, которое выразилось в начале активных действий по созданию их собственного дела.
Вы спросите, а мне-то, что с того? Ну, достиг какой-нибудь индус успеха, давайте порадуемся за него и поставим лайк переводу его биографии. Как читателю этой заметки применить данный элемент к себе?
Если у других людей внутренняя потребность может быть достаточным фактором, чтобы начать активно действовать, следует внимательно изучить себя. Если сейчас, сидя в офисе и периодически мечтая о своем собственном деле, вы, тем не менее, не начали им активно заниматься, это означает, что внутренней потребности для вас, в отличие от вышеприведенных примеров людей, в данный момент недостаточно и следует:
А) Усилить внутреннюю потребность. Люди основывают свой стартап по разным причинам. Для кого-то это желание разбогатеть, для других – добиться признания и уважения, для третьих – дать миру что-то свое. Это может быть как один из перечисленных факторов, а может и вся совокупность. Вам нужно понять, для чего вам собственное дело и, определив это, как можно сильнее развивать и делать акцент на этой составляющей.
Б) Внутренняя потребность – важный, но и не единственный элемент. Возможно, если не получается должным образом себя замотивировать, стоит попробовать использовать другие элементы из базовых составляющих.
Думаю, мы все помним, что человек – существо социальное. Обычно это выражается в потребности общения как с уже знакомыми людьми, так и открытости к новым знакомствам. Но если рассматривать окружение человека как элемент, влияющий на него, то вспомните пословицу «с кем поведешься от того и наберешься». Она далеко не так негативна, как кажется на первый взгляд. Она лишь означает, что ваше окружение и ваша среда общения оказывают на вас непосредственное влияние и изменяет вас в том направлении, в котором находится ваше окружение (считай, система ценностей). И даже если вам кажется, что окружающая среда на вас не влияет, то это лишь означает, что вы либо незаметно прикладываете определенные усилия, чтобы абстрагироваться от нее, либо вводите себя в заблуждение.
Задолго до начала работ над ГдеПаркингом, я очень четко ощутил, как на меня влияют мои сверстники, когда после учебы в школе (где я был типичным хорошистом) поступил на первый курс университета. В моей группе оказались ребята, которые при том, что были вполне веселыми и интересными людьми, могли спокойно заниматься своими делами и при этом параллельно иметь очень высокие показатели по учебе. Для того, чтобы влиться в коллектив и занять в нем своё место, мне на уровне подсознания стало важным как минимум быть не хуже других. В итоге, после 10 лет учебы «середнячком», впервые в жизни я стал отличником.
Не думаю, что я — исключение. Уверен, вы точно также ощущали влияние окружающих людей на вас самих. Как это применить для себя?
Вам нужно оказаться и быть в окружении людей, которые горят желанием создать что-то новое или решительно настроены заняться чем-то своим. Можно начать с самого простого — блогов известных предпринимателей, ведь они любят и ценят то, чем они занимаются. Сюда же стоит добавить встречи и мероприятия, посвященные предпринимательской деятельности. Однако помните, что цель – не потусоваться в коворкинге с интересными людьми, а зарядиться энергией и начать делать свое дело.
3. Внешние обстоятельства
В отличие от двух первых категорий, которые скорее помогают самостоятельному принятию решения, внешние обстоятельства – факторы, которые давят и принуждают что-то предпринять. Пример – увольнение с работы, когда человек лишается стабильного источника заработка и, более не имея возможности поддерживать свой образ жизни привычным способом, вынужден начать делать что-то новое. Ведь если он этого не сделает, неприятностей не миновать.
Несмотря на то, что пример с увольнением — штука неожиданная, внешние обстоятельства вполне можно прогнозировать и использовать по собственному выбору. Насколько я вижу, данный элемент вполне эффективно стали использовать различные курсы, как относящиеся к предпринимательству, так и весьма сторонние от него. Ставя жесткие условия и требования по выполнению задач, они вынуждают человека действовать. Таким образом, в своем лице они создают дополнительный источник мотивации, принуждая вас дрыгаться в верном направлении.
Довольно наглядный пример из несколько другой области – фитнес тренер. Для большинства людей его эффективность не в том, что он обладает какими-то сокровенными знаниями, а в том, что он просто заставляет вас делать то, что необходимо.
Как применить данный элемент к себе?
На мой взгляд, с ним нужно быть максимально осторожным. Да, увольнение с работы заставит любого человека что-то делать, ведь деньги имеют свойство заканчиваться. Но в случае неудачи, какова будет её цена? Не берусь рекомендовать что-то конкретное, лучше быть честным с самим собой и выбрать тот вариант, который вам подходит лучше всего.
Даже такая простая штука, как то, что вы будете рассказывать своим близким людям о своих планах, уже будет дополнительным источником мотивации к действию. Ведь репутация человека, который только чешет языком никому не нравится, а значит, нужно делать то, о чем говорили.
Обобщая вышесказанное, любой из элементов триады «базовых составляющих» достаточен, чтобы стать основой для ваших первых действий по созданию своего стартапа. Если же они пока недостаточно сильны, понимая как они работают, их вполне можно усилить. Они называются «базовыми» не случайно, ведь порой можно услышать такие отговорки, как «нет денег, нет связей, нет богатого папы, в стране одни бандиты…» и множество других. Так ли это на самом деле? Как показывает практика, эти проблемы любо надуманны, либо решаются в процессе работы над проектом. Но, в любом случае, роль подобных вещей — лишь вспомогательная и второстепенная по отношению к базовым составляющим, заменить их они не способны. К целеустремленности и усердию весьма часто приходят деньги, а вот в обратном порядке ситуация происходит значительно реже.
Во второй части статьи разберем «катализаторы» (ускоряющие факторы) и область применения всех элементов. Но прежде чем её публиковать, мне бы хотелось узнать, интересен ли вам такой материал?