с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования

Стратегические зоны хозяйствования: определение понятия, характеристика, оценка

Управление в условиях сегментации рынка связано с определенной спецификой деятельности предприятия. Иными словами – специализация компании определяется количеством сфер экономики, которые она обслуживает. При этом очень часто встречается ситуация, когда предприятия действуют в одном сегменте. В таком случае он называется стратегическая зона хозяйствования. СЗХ – это всегда отдельный сегмент, на котором ведется деятельность (или же только планируется получить выход в эту сферу).

Общая информация

с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Смотреть фото с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Смотреть картинку с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Картинка про с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Фото с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования Вам будет интересно: Институт арт-бизнеса и антиквариата: отзывы сотрудников и студентов

Что же, давайте перейдем к основному предмету статьи. Итак, что такое стратегическая зона хозяйствования? СЗХ-организации – какие это структуры? Чем они характеризируются? Стратегические зоны хозяйствования обладают определенными качественными и количественными параметрами. В качестве основных можно упомянуть:

И что это дает?

с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Смотреть фото с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Смотреть картинку с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Картинка про с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Фото с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования Вам будет интересно: Многословная — это та, которая не знает меры

с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Смотреть фото с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Смотреть картинку с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Картинка про с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Фото с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования

Стратегическая сегментация и анализ привлекательности стратегической зоны хозяйствования позволяет сформировать конкретные подходы, вытекающие из их характеристик и возможностей компании действовать определенным способом на рынке. Но в любом случае необходимо учитывать особенности современной среды. Хотя для предприятий, которые специализируются на одном продукте это одно и то же. В таких случаях выбирается стратегия концентрации (фокусирования, специализации) на определенном направлении деятельности. При этом необходимо учитывать, что в этом случае существуют и недостатки, и преимущества. Например, многопрофильные и диверсифицированные предприятия обладают общей стратегией, которая является объединением определенного множества СЗХ. При этом в нее вбираются присущие отдельным составляющим недостатки и преимущества. Дополнительно такая ситуация требует использование более совершенных методов управления.

О формировании

с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Смотреть фото с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Смотреть картинку с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Картинка про с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Фото с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования Вам будет интересно: Сущность и задачи личностно-ориентированного воспитания

с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Смотреть фото с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Смотреть картинку с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Картинка про с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Фото с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования

Традиционный подход предусматривает выделение сильных и слабых сторон предприятия, после чего определяются границы его деятельности. В таком случае можно спокойно оценить пределы диверсификации и роста. Но современные условия требуют более лучших подходов. Стратегические зоны хозяйствования предусматривают осуществление сегментации с тем, чтобы выделить часть окружения, в котором предприятия может реализовать свои продукты. Это является закономерным результатом формирования целой группы ринков, каждый из которых обладает различными перспективами.

Поэтому самым первым этапом, когда оценивается деятельность в стратегических зонах хозяйствования, является выделение различных сегментов. Затем они исследуются, при этом не учитывается архитектура предприятия и его текущая продукция. В результате формируется оценка привлекательности стратегической зоны хозяйствования для конкретного объекта хозяйствования с точки зрения организации деятельности, увеличения выпуска, а также получаемых выручки и прибыли. Эти данные нужны для того, чтобы решить ряд прикладных вопросов функционирования предприятия, например, оценить конкурентоспособность.

Небольшой практикум

Сложно сухо говорить и добиться понимания. Особенно, если речь идет про стратегические зоны хозяйствования. Пример позволит разобраться в практической реализации предмета статьи. Допустим, что у нас есть предприятие, которое работает на нескольких рынках. При этом потребители решают о приобретении определенных товаров независимо от покупки другой продукции этой компании. В таком случае в качестве критерия взаимосвязи между рынками выступает перекрестная эластичность спроса. Она показывает, насколько увеличиться количество продажей продукции Б, если будет поднята цена на товар А на один процент. Если уровень перекрестной эластичности превышает 0,2, то сложно говорить об автономности рынков. Это скорее уж деятельность на разных сегментах одного целого. Поэтому, первоначально необходимо не определять отрасль, а выработать представление о совокупности различных видов деятельности, которыми занимается предприятие.

О значении

с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Смотреть фото с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Смотреть картинку с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Картинка про с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Фото с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования Вам будет интересно: Сущность и задачи личностно-ориентированного воспитания

с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Смотреть фото с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Смотреть картинку с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Картинка про с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Фото с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования

Формирование стратегических зон хозяйствования организации важно с позиции, что это является экономическим пространством, на котором осуществляется выявление, наращивание и реализация конкурентных преимуществ, от которых и зависит жизнеспособность компании. Важнейшим свойством в этом случае является однородность объекта, которая может быть охарактеризирована с помощью параметров. Их совокупность должна позволять выделять СЗХ из одного или нескольких сегментов рынка. Данная концепция при формировании стратегии позволяет:

Достижение благополучия

Чтобы вести успешную деятельность предприятия необходимо позаботиться о наличии преимуществ. С их помощью можно приобретать нужные ресурсы на рынке факторов производства и успешно конкурировать с другими компаниями. Здесь на первый план выходит вопрос качества. Есть на рынке были получены хорошие факторы производства, то это позволяет получить существенные конкурентные преимущества в своей стратегической зоне хозяйствования. При этом необходимо уделять внимание вопросам:

Например, если разговор ведется о финансовом рынке, то обращать внимание следует на надежность предприятия, высокий (достаточный) доход на вложенные средства, пунктуальность обслуживания займов. В случае с трудовыми ресурсами преимуществом являются социальные гарантии, более высокая оплата труда, границы и продолжительность рабочего дня, период действительности трудового контракта. То есть, при внимательном и основательном подходе все составляющие можно подвергнуть детальной классификации. А это играет немаловажную роль в достижении благополучия компании.

На что же обращают самое пристальное внимание?

с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Смотреть фото с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Смотреть картинку с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Картинка про с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Фото с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования

В настоящее время это продукция предприятия. Стратегическая сегментация и выделение стратегических зон хозяйствования обычно предусматривают формирование списка параметров, которые позволяют характеризовать положение дел и учитывают аспекты организации сбыта товаров. Они должны давать конструктивно-технологическое понятие об:

Также проведение анализа позволяет:

Но это далеко не все, что следует знать про деятельность в стратегических зонах хозяйствования.

Роль анализа

с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Смотреть фото с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Смотреть картинку с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Картинка про с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Фото с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования

Исследование и разбор ситуации позволяет оценивать эффективность используемой ценовой стратегии, товарной марки, рекламы, каналов товародвижения. Кроме этого, анализ нужен для обоснование инвестиционных и инновационных решений, которые тесно связаны с обновлением продукции предприятия и его производственной базы. Это сложно успешно реализовать без проработанной финансовой стратегии, а также без грамотной кадровой политики. В конечном счете совокупность перечисленных моментов позволяет выявлять и удерживать конкурентные преимущества. При этом следует упомянуть критерии, используемые во время анализа:

Специфические моменты

Следует отметить, что когда оцениваются стратегические зоны хозяйствования, то существенным в плане важности является географическая привязка к конкретному региону производства и сбыта. Иногда предприятие находится около точки реализации, временем она удалена от него. Данный фактор обладает решающим значением как для отрасли в целом, так и для фирм, что осуществляют деятельность в одной сфере. Эти же соображения актуальны и для рынков факторов производства, которыми являются капитал, рабочая сила и материалы. Как результат взаимодействия массива различных моментов часто наблюдается не совпадение физического размещения предприятия и района сбыта его продукции.

Разработка и оценка

с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Смотреть фото с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Смотреть картинку с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Картинка про с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Фото с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования

Определение стратегической зоны хозяйствования должно всегда предусматривать характеристику определенным видом спроса. Кроме этого, необходимо включать создание, выпуск и реализацию конкурентоспособных изделий. Все эти важные моменты должен прорабатывать стратегический хозяйственный центр. Он является внутрифирменной организационной единицей, которая отвечает за разработку стратегических позиций предприятия в одной (нескольких) зонах хозяйствования. Это позволяет решать вопросы с перспективной номенклатурой и формированием собственной архитектуры, оптимальной для выполнения поставленных задач. Такая концепция позволяет распределять структурные подразделения и бизнес-единицы предприятия (цехов, технологических и конструкторских служб, производств, сбытовых подразделений).

Выделение целевой аудитории

Победа любит подготовку. Качественный подход к решению поставленных задач во много позволяет обеспечить будущий успех. В данном деле очень важным является адекватное определение целевого сегмента рынка. Так называют совокупность потребителей, которые отличаются однотипной реакцией на предлагаемый им продукт. Такой подход позволяет четко очертить границы деятельности. При изучении стратегической зоны хозяйствования всегда необходимо оценивать перспективы роста, которые связаны не только с темпами изменений, но и особенностями жизненного цикла продукции, группы товаров, самого рынка или его сегмента. Следует отметить, что присутствует четко выраженная тенденция на сокращение. Так, жизненный цикл технологий и товаров уменьшается. Это происходит благодаря ускорению научно-технического прогресса, повышения эффективности деятельности предприятий, более лучшим продвижением.

Заключение

с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Смотреть фото с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Смотреть картинку с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Картинка про с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Фото с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования

Вот и рассмотрено, что собой представляют стратегические зоны хозяйствования. Давайте еще раз кратко пройдемся по их обозначению. СЗХ – являются определенными сегментами рынка, которые обладают для предприятия большой важностью в плане достижения удовлетворительных результатов деятельности. Тщательный выбор сферы деятельности и выделение необходимых ресурсов – это то, что приходится решать высшим управленцам компании.

Источник

Этапы выделения стратегических зон хозяйствования

Усиление нестабильности среды управления территорией

Степень нестабильности внешней среды должна оцениваться для того, чтобы при выборе вида управления представлять себе, какого рода перемены ожидают предприятие в будущем. Оценку нестабильности целесообразно проводить на основе Шкалы И. Ансоффа

(рис. 1). При этом соблюдают следующий порядок оценки.

1. Определяют, какие из условий деятельности предприятия будут, по мнению службы маркетинга, наименее стабильными в ближайшие 5–7 лет.

2. Используя рис. 1, определяют для выбранных условий уровень привычности событий, темп изменений и предсказуемость будущего. Связав эти три характеристики, вычерчивают схему ожидающей предприятие нестабильности.

3. Разделив схему пополам вертикальной чертой, определяют средний уровень нестабильности, увязанный с делениями шкалы нестабильности.

с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Смотреть фото с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Смотреть картинку с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Картинка про с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Фото с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования

Рис. 1. Усиление нестабильности среды предприятия

В зависимости от степени нестабильности могут применяться следующие системы (виды) управления:

А. Управление на основе экстраполяции (долгосрочное планирование). Оценка 2,5–3,0.

Б. Управление на основе предвидения изменений (стратегическое планирование; выбор стратегических позиций). Оценка 3,0–3,5.

В. Управление на основе гибких экспертных решений (ранжирование стратегических задач; управление по «слабым сигналам»; управление в условиях стратегических неожиданностей). Оценка выше 3,5.

Этапы выделения стратегических зон хозяйствования

Стратегическая зона хозяйствования (СЗХ) — отдельный сегмент окружения, на который фирма имеет (или хочет получить) выход.

Этапы важны и необходимы при формировании СЗХ предприятия, т. к. помогают оценить

состояние его внешней среды и выделить основные стратегически важные внутренние ресурсы.

Три основных этапа

— анализ макроокружения предприятия;

Анализ макроокружения предприятия в сфере его деятельности включает:

— анализ деятельности крупных мировых участников рынка; структуры их доходов по видам деятельности; динамики общего развития отрасли в мире; изучение предпосылок для успешного развития предприятия анализируемой отрасли;

— анализ деятельности организаций, способствующих развитию предприятий анализируемой отрасли в мире,

— анализ влияния политических факторов, экономики, социокультурных тенденций и

— анализ микроокружения предприятия;

Основные цели анализа микроокружения предприятия, к которому относятся покупатели,

поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы:

— определение профиля потребителей на каждой из СЗХ, детальное выделение их потребностей;

— выделение сильных и слабых сторон предприятий-конкурентов для использования их в

деятельности анализируемого предприятия;

— оценка основных факторов конкурентной силы предприятий-поставщиков для возможного сотрудничества в будущем при реализации стратегии развития предприятия;

— выявление для каждой СЗХ сильных и слабых сторон рынка рабочей силы, определение

— анализ внутренней среды предприятия.

— выделение сильных и слабых сторон, угроз и возможностей предприятия в целом, а

также на каждой освоенной предприятием СЗХ методом SWOT;

— определение существующей стратегии и приоритетов развития предприятия;

— выявление наиболее перспективных СЗХ предприятия для более детального анализа, а

также бесперспективных направлений развития для принятия решения об их ликвидации или передаче на аутсорсинг.

Так же важны этапы:

— предварительный отбор СЗХ предприятия с учетом экспертных прогнозов;

— балансировка перечня СЗХ предприятия с учетом перспективности и затратности;

— балансировка перечня СЗХ предприятия с учетом синергетических связей его ресурсов.

В то же время, если оказывается, что параметры и перспективы почти совпадают в двух или более странах, можно рассматривать их как единую СЗХ.

Источник

2.2.3. Выделение стратегических зон хозяйствования

2.2.3. Выделение стратегических зон хозяйствования

Опыт не раз доказывал, что сегментация окружения фирмы при определении СЗХ представляет собой трудную задачу для управляющих. Причины трудностей состоят, во-первых, в том, что многим людям бывает нелегко изменить угол зрения: они привыкли видеть внешнюю среду с позиций традиционного набора продуктов, выпускаемых их фирмой, а им приходится смотреть на среду как на сферу рождения новых потребностей, которые могут привлечь любого конкурента.

Автор данной книги обнаружил, что с практической точки зрения полезно советовать управляющим, чтобы при выделении СЗХ они не пользовались традиционными названиями или характеристиками продукции своей фирмы.

Второй источник трудностей состоит в том, что СЗХ описывается множеством переменных. До того, как принять на вооружение это понятие, фирма оценивала своё окружение по темпам роста отраслей, в которых она работает. СЗХ следует описывать, пользуясь следующим параметрами:

1. Перспективы роста, которые должны быть выражены не только темпами роста, но и характеристикой жизненного цикла спроса.

2. Перспективы рентабельности, которые не совпадают с перспективами прибыли (громадный рост рынка чипов с ёмкостью памяти в 64 килобит дал пример процветания без прибыли).

3. Ожидаемый уровень нестабильности, при котором перспективы теряют определённость и могут измениться.

4. Главные факторы успешной конкуренции в будущем, которые определяют успех в СЗХ.

Чтобы принять достаточно рациональные решения по поводу распределения ресурсов для обеспечения конкурентоспособности и поддержания стратегии развития, управляющие должны перебрать в процессе сегментации рынка большое число комбинаций факторов (1…4), существенно различающихся между собой. При этом необходимо отобрать достаточно узкий круг СЗХ, иначе решения по ним потеряют полноту и осуществимость.

На практике в крупных фирмах можно обнаружить от 30 до 50 СЗХ. Разумеется, такое же число может оказаться в небольших фирмах, если их диверсификация широка.

Порядок выделения СЗХ показан на рис. 2.2.4. Как видно из левой части рисунка, этот процесс начинается с определения потребностей, которые нужно удовлетворять, затем следует переход к вопросу о технологиях и к анализу типов клиентов. Различные категории клиентов (конечные потребители, промышленники, лица свободных профессий, государственные учреждения) обычно рассматриваются как различные СЗХ. Следующая классификация — по географии потребностей. В правой части рисунка — список факторов, которые могут быть совершенно различными в пределах двух стран. В пределах одной страны возможны региональные различия, которые должны учитываться путём дальнейшей сегментации рынка.

В то же время, если оказывается, что параметры и перспективы почти совпадают в двух или более странах, можно рассматривать их как единую СЗХ.

Читайте также

6.1. Формы некоммерческого хозяйствования

6.1. Формы некоммерческого хозяйствования Некоммерческая организация — это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющая полученную прибыль между участниками.Организационно-правовые формы некоммерческих организаций:

II Выделение сегментов

II Выделение сегментов 5. Выделение сегментов заключается в обособлении информации о части деятельности организации:а) которая способна приносить экономические выгоды и предполагающая соответствующие расходы (включая подразумеваемые выгоды и расходы от операций с

Ускорение: совершенствование методов хозяйствования

Ускорение: совершенствование методов хозяйствования Коллектив авторов:Глава 1 — Гвишиани Д. М., академикГлава 2 — Хачатуров Т. С., академикГлава 3 — Кириченко В. Н., доктор экон. наукГлава 4 — Юнь О. М., канд. экон. наукГлава 5 — Лукинов И. И., академик, вице-президент АН

2. Субъекты хозяйствования, их взаимосвязь

2. Субъекты хозяйствования, их взаимосвязь Ограниченный объем основных экономических ресурсов определяет необходимость их эффективного и рационального использования – минимизации затрат при максимизации результата. На реализацию этой цели направлена хозяйственная

20.3. Либеральные концепции хозяйствования русского зарубежья

20.3. Либеральные концепции хозяйствования русского зарубежья Отвергая планово-централизованную систему и прогнозируя ее неминуемый крах, русские либералы противопоставили ей собственное видение того, каким должно быть эффективное хозяйствование.Среди трактовок,

18. Субъекты хозяйствования, их взаимосвязь

18. Субъекты хозяйствования, их взаимосвязь В национальной экономике существуют следующие основные виды хозяйствующих субъектов:1) домашние хозяйства. Это хозяйствующие субъекты, которые осуществляют деятельность, связанную с ведением домашнего хозяйства – зачастую

2.2.7. Оценка привлекательности стратегической зоны хозяйствования

2.2.7. Оценка привлекательности стратегической зоны хозяйствования В нестабильных условиях, когда длительность фаз жизненных циклов спроса и технологии становится короче, чем временной горизонт внутрифирменного планирования, перспективы СЗХ следует измерять по

2.2.13. Анализ набора стратегических зон хозяйствования

2.2.13. Анализ набора стратегических зон хозяйствования Всесторонний, взвешенный анализ набора СЗХ, интересующих фирму, предполагает, что все зоны сравниваются друг с другом. Это возможно только в том случае, если все СЗХ фирмы будут подвергнуты оценке с точки зрения выбора

2.3.1. Балансирование набора стратегических зон хозяйствования с различными жизненными циклами

2.3.1. Балансирование набора стратегических зон хозяйствования с различными жизненными циклами Матрицы, описанные в предыдущей главе, предназначены для оптимизации деятельности фирмы в краткосрочной перспективе. Если тест на выяснение привлекательности покажет, что

5.6 Формы хозяйствования и земельные конфликты

5.6 Формы хозяйствования и земельные конфликты Как уже говорилось, подавляющая часть сельскохозяйственных земель остается у крупных предприятий и их востребованность населением в целом мала (см. раздел 3.1). Тем не менее руководители крупных предприятий, наследники

3.2. Особенности эволюции форм хозяйствования и структуры экономики в макромоделях феодализма

3.2. Особенности эволюции форм хозяйствования и структуры экономики в макромоделях феодализма В развитии феодализма у разных народов имелись значительные особенности, которые определялись конкретными историческими условиями жизни, естественно-географической средой и

Шаг 2. Выделение приоритетных тенденций в бизнес-среде

Шаг 2. Выделение приоритетных тенденций в бизнес-среде Почему следует начинать с анализа бизнес-среды, а не прямо со стратегии самой компании? Дело в том, что на практике далеко не всегда бизнес-стратегия оказывается достаточно проработанной, поэтому никогда не помешает

Цветовое выделение «маршрута» на фоне общей модели

Цветовое выделение «маршрута» на фоне общей модели В стандартном режиме ARIS позволяет просматривать модели любой группы, свойства модели и любого из ее объектов, менять свойства модели и любого из ее объектов. Журнал посещений моделей не ведется, поэтому запомнить путь,

Выделение блока времени

Выделение блока времени Я часто говорю, что отношусь к «старинному роду сонь». Обычно это воспринимается как хорошая шутка, но это правда. Иногда кажется, что мои гены имеют больше общего с генами черепахи, а не зайца. А с другой стороны, некоторые мои коллеги

1. Выделение блока свободного времени

1. Выделение блока свободного времени Наиболее успешные люди начинают свой год с того, что планируют свое свободное от работы время. Почему? Они знают, что им оно потребуется, и знают, что смогут себе это позволить. По правде говоря, самые успешные из успешных считают,

Источник

Порядок выделения стратегических зон хозяйствования и стратегических бизнес единиц

В основе выделения СЗХ лежит концепция сегментации рынка. Сегмент – это определённым образом выделенная часть рынка, где может быть реализована продукция предприятия. Объекты, входящие в сегмент, должны обладать общими признаками. Чаще всего выделяют сегменты рынка, ориентированные на определённые группы покупателей. Процесс рыночной сегментации предусматривает определение критериев, на основании которых рынок разбивается на сегменты. Задача выделения сегментов трудна, так как существует множество путей деления рынка. Чаще всего в качестве критериев сегментации выделяют:

· географические критерии (мировой рынок, российский, местный);

· социально-демографические критерии (пол, возраст, уровень дохода, семейное положение, социальный статус и т.д.);

· поведенческие (образ жизни, специфические занятия – садоводы, автолюбители, туристы и т.д.).

Рынок можно сегментировать по размеру, форме собственности, отраслям деятельности предприятий-потребителей. Для проведения успешной сегментации рынка необходимо знать и понимать правила рынка и поведения его субъектов:

· потребители (мотивы их поведения, основные требования и предпочтения);

· конкуренты (их стратегия, продукция, рыночные действия).

Необходимо также знать возможности собственного продукта.

И. Ансофф рекомендует описывать СЗХ, пользуясь следующими параметрами.

1. Перспективы роста – выражающиеся не только темпами роста, но и характеристикой жизненного цикла спроса.

2. Перспективы рентабельности, не совпадающие с перспективами прибыли.

3. Ожидаемый уровень нестабильности, при котором перспективы теряют определённость и могут измениться.

4. Главные факторы успешной конкуренции в будущем, определяющие успех в СЗХ.

Чтобы принять оптимальный вариант распределения ресурсов для обеспечения конкурентоспособности и поддержания стратегии развития, управляющие должны перебрать в процессе сегментации рынка большое число комбинаций факторов (1–4), существенно различающихся между собой. При этом необходимо очертить достаточно узкий круг СЗХ, иначе решения по ним потеряют полноту и осуществимость.

На практике в крупных организациях можно обнаружить от 30 до 50 СЗХ. Разумеется, столько СЗХ может быть определено и в небольших организациях, если их диверсификация широка.

Порядок выделения СЗХ показан на рис.10.1.

с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Смотреть фото с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Смотреть картинку с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Картинка про с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования. Фото с чего начинается процесс выделения стратегической зоны хозяйствования

Рис.10.1. Порядок выделения стратегической зоны хозяйствования

Процесс выделения СЗХ начинается с определения потребностей, затем следует отбор технологий и анализ типов клиентов. Различные категории клиентов (конечные потребители, промышленники, лица свободных профессий, государственные учреждения) обычно рассматриваются как различные СЗХ. Следующий этап – классификация потребностей по географическому признаку. В правой части рисунка – список факторов, которые могут быть совершенно различными в пределах двух стран. В пределах одной страны возможны региональные различия, которые могут быть учтены в ходе дальнейшей сегментации рынка.

Если окажется, что параметры и перспективы в двух или более странах почти совпадают, их можно рассматривать как единую СЗХ.

Зоны стратегических ресурсов. Систематическое стратегическое планирование появилось на свет в условиях изобилия ресурсов. Разработчики планов занимались только выбором самых привлекательных для организации рынков, технологий, географических районов и наборов продукции. Для реализации стратегии они определяли потребности в денежных, людских и материальных ресурсах, рассчитывая, что руководители финансовых, кадровых и снабженческих служб удовлетворят их без затруднения.

Анализ складывающихся в настоящее время тенденций заставляет сомневаться в том, что такие условия сохранятся в будущем, поскольку более вероятны дефициты ресурсов и ограниченный доступ к ним как из-за их физической нехватки, так и по политическим причинам.

Таким образом, проблема состоит в том, чтобы расширить стратегическую перспективу организации так, чтобы наряду с рыночными перспективами можно было учитывать также и возможности доступа к ресурсам. Ресурсное обеспечение всё более жёстко ограничивает возможности организаций и на товарных рынках. Вот почему в организациях, испытывающих эти ограничения, планирование фактически ведётся методом от затрат к выпуску: сначала устанавливается, какими ресурсами может располагать организация, а потом, опираясь на эти данные, определяется продуктово-рыночная стратегия.

С точки зрения процедуры планирования эта взаимозависимость ресурсной и продуктово-рыночной стратегии несколько усложняет работу, но непреодолимых барьеров не ставит.

С точки зрения процедуры планирования эта взаимозависимость ресурсной и продуктово-рыночной стратегии несколько усложняет работу, но непреодолимых барьеров не ставит.

Когда фирма сталкивается с проблемами в обеспечении стратегическими ресурсами, выделение в ресурсных потребностях фирмы зон стратегических ресурсов – важный шаг в формировании ресурсной стратегии фирмы.

Выделение групп, влияющих на формирование стратегии. Помимо ограниченности ресурсного обеспечения, фирма все больше испытывает на себе влияние законодательных рамок, социальное давление, вмешательство в принятие решений и действия со стороны различных групп как внутри, так и вне фирмы, непричастных к процессу управления.

В современных условиях число ограничений к деятельности организации в той или иной форме увеличилось. Рядовой потребитель перестал существовать как скромный и безвестный покупатель, превратившись в требовательного, придирчивого критика; правительства стали принимать директивные решения; широкая публика все больше разочаровываются в организации. В результате отношения с обществом перестают быть второстепенной проблемой и превращаются в одну из ключевых. Кроме рыночных и ресурсных стратегий организации все чаще приходится заниматься разработкой стратегий отношений с обществом. Первый шаг в формировании таких стратегий состоит в том, чтобы разобраться в разнородных социально-политических влияниях и рассортировать их по отдельным, строго определенным группам стратегического влияния.

Идентификация стратегических бизнес-единиц во многом является предметом субъективного выбора, однако фирмой «Дженерал Электрик» был сформулирован ряд критериев их выделения:

1. Стратегическая бизнес-единица имеет определённый круг клиентов и заказчиков.

2. Бизнес-единица самостоятельно планирует и осуществляет производственно-сбытовую деятельность, материально-техническое снабжение.

3. Деятельность бизнес-единиц оценивается на основе учёта прибылей и убытков.

Совокупность бизнес-единиц, принадлежащая одному и тому же владельцу, в стратегическом менеджменте называется портфелем. Такой портфель иногда называют корпоративным, чтобы отличить его от портфеля ценных бумаг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *