с чего начинается общество
Общество в широком и узком смыслах
Что такое общество?
В широком смысле слова обществом называют часть материального мира, которая обособилась от природы, но все еще тесно связана с ней. Она включает в себя разные формы объединения людей и способы, которыми они взаимодействуют друг с другом. Другими словами, это все человечество в прошлом, настоящем и будущем.
В узком смысле это слово — общество — имеет 3 значения. Разберем их на примерах в таблице.
Общество в узком смысле слова
Совокупность людей, которых объединяют общие интересы, деятельность и общение
Люди, которые живут на одной территории — в государстве, регионе, городе
Этап исторического развития человечества
Спортивное, поэтическое общество и т. д.
Российское, испанское, чилийское общество и т. д.
Первобытное, индустриальное, традиционное общество и т. д.
Признаки и функции общества
Давайте узнаем, какие существуют основные признаки понятия «общество». Всего есть 5 критериев, по котором можно определить, что относится к нему, а что — нет. Общество должно быть:
целостно — все элементы в нем едины;
социально — люди тесно связаны разными видами деятельности;
стабильно — его состояние устойчиво;
автономно и самодостаточно — у людей есть все условия, чтобы развиваться и удовлетворять потребности без помощи со стороны;
способно регулировать себя — есть система норм, которая отвечает за стабильность жизни внутри общества.
Теперь, когда мы разобрались в понятии общества, пора узнать, для чего люди его построили. Существует 5 функций, которые выполняет эта система:
Люди производят материальные блага и услуги
Люди создают систему общих правил и норм, чтобы соблюдать порядок
Человек учится общаться, следовать социальным нормам и воспроизводить свой род
Традиции, духовные и культурные ценности люди передают из поколения в поколение
Продукты труда люди распределяют между собой
Какими бывают общества?
Раз у общества есть несколько определений, то можно предположить, что и его тип бывает не один. Рассмотрим каждый из них в таблице.
По управлению и социальному расслоению
По уровню общего развития
По уровню технологического развития
Дописьменные и письменные
Простые (нет расслоения на богатых и бедных) и сложные (есть разные социальные слои)
Закрытые и открытые
Развитые, развивающееся, отсталые
Традиционное, индустриальное, постиндустриальное
Эти и другие типы общества мы уже подробно рассмотрели в статье блога Skysmart.
Проверь себя
Мы собрали для вас несколько заданий, которые помогут узнать, как хорошо вы теперь понимаете термин «общество» и разбираетесь в его чертах.
Задание 1
Кратко расскажите о том, что такое общество как социальная структура. Что нового вы узнали в этой статье?
Задание 2
Ниже мы перечислили несколько утверждений об обществе. Прочтите их и укажите, какие верны, а какие — нет.
Люди создали общество, чтобы, среди прочего, вместе производить товары и оказывать услуги.
Общество не обязательно должно само обеспечивать себя ресурсами для жизни и развития.
По уровню экономического развития общества делятся на богатые и бедные.
Письменность — один из критериев, по которым общества делят на типы.
По одному из определений общество — это этап развития человечества.
У людей в обществе должны быть отношения и совместная деятельность.
Передача культурных ценностей от поколения к поколению — это не функция общества.
Кружок по увлечениям можно считать отдельным обществом.
В обществе должна быть система правил и норм — общая для всех его членов.
Простые и сложные общества друг от друга отличаются по количеству членов.
Задание 3
Вспомните культурную функцию общества, которую мы обсудили в статье. Подумайте, одинаково ли к ней относятся люди из поколения X (родители школьников) и поколения Z (сами школьники)? Ответ аргументируйте.
Знать о том, что понимают под обществом в узком и широком смыслах, важно каждому молодому гражданину. Не только потому что это правильно, но и потому что на ЕГЭ и ОГЭ есть вопросы по этой теме. Разобраться в ней подробнее можно вместе с репетитором на курсах по обществознанию. Там вас ждут уроки, написанные простым языком, дискуссии на актуальные темы и пробные задания ОГЭ и ЕГЭ.
С чего начинается общество, или Где моя партия?!
От автора | Может, мне так не повезло, но рассказать о себе мне абсолютно нечего. Родился в Североуральске Свердловской области. Закончил школу в 1971 году, имею среднее образование. То есть я самый обычный, простой, “маленький” человек. Но очень может быть, что только самый обычный человек и может сказать то, что говорю я.
С чего начинается общество,
Время приближает к нам очередные парламентские выборы, 2011 год уже не за горами. Но ни одна партия, я уверен, опять не предложит того, что нужно мне. Хотя я не могу сказать, что я какой-то особенный. Самый обыкновенный, каких миллионы. Может, попробовать наоборот? Может, я сам скажу, что мне надо, и вот сейчас, заранее? А какая-нибудь из партий сориентируется на меня и пообещает мне то, о чем я сейчас скажу?
Нужно мне не так уж много и только мое. Я, к своему глубокому сожалению, существо не духовное, не эфирное, а самое обыкновенное, материальное и жить могу только от земли, как в узком, так и в более широком значении этого слова. Поэтому мне нужна моя доля в каждом природном ресурсе, начиная от воздуха и воды и заканчивая территорией моей страны, рудами, энергоносителями. Равная со всеми гражданами, маленькая — одна стосорокамиллионная, чужого мне не надо. Я признаю, что я не один на белом свете и что другим нужно это же самое. Отсюда формула — записывайте, агитаторы: каждому равную долю каждого природного ресурса. Доля эта не должна продаваться и передаваться по наследству — просто каждый вновь родившийся должен получить свою, равную со всеми, долю. Человек получит ее в момент рождения и потеряет в момент смерти.
Во-вторых, мне нужна моя доля в бывших советских средствах производства и жилищном фонде, которые создавались всем миром, в течение нескольких поколений. В них есть и моя доля, равная со всеми, маленькая — одна стосорокамиллионная, чужого мне не надо. Я сам успел внести вклад, и несколько поколений моих предков горбатились всю жизнь и нищими померли. Зарплаты, расценки, оклады были искусственными, а то и вовсе — палочки в клеточках или па?йка. Определить вклад каждого невозможно, да и не нужно. Надо просто признать равную долю каждого ныне живущего в бывших советских средствах производства и жилищном фонде.
И лишь только после этих двух пунктов — третье. Мне нужно, чтобы было свободное — на самом деле свободное — предпринимательство и свободный же, некоррумпированный рынок.
Четвертое. В обществе существует только одна форма собственности — частная собственность гражданина, или физического лица. Никаких других форм собственности не бывает — все это формы обмана. Разными бывают формы организации граждан в те или иные структуры, в которые по мере нужды и объединяются граждане каждый со своей долей собственности. В числе таких объединений — и государство. Поэтому у государства (области, муниципального образования) должен быть только один источник средств — средства его граждан, мои средства. Для этого доходы от реализации природных ресурсов надо распределять между гражданами поровну; у предприятий (коммерческих организаций) не должно оставаться прибыли. Вся разница между выручкой и затратами должна распределяться между участниками-собственниками и наемными работниками по вкладу — денежному и/или трудовому (дивиденды, зарплата). Если собственники хотят расширенного воспроизводства, то пусть вносят дополнительные, ставшие уже своими, средства. А если у государства есть какой-то иной источник средств, помимо меня, то я в этом государстве — никто, государство это — не мое и работает не на меня.
Пятое. Из вышеизложенного понятно, что налог — муниципальный, областной, федеральный — надо брать только с меня. То есть должен существовать один налог: подоходный налог на средства граждан — физических лиц. На практике это будет налог на текущее потребление и на “место под солнцем”.
Шестое. Чтобы у меня не отобрали мою или я не отобрал у других их долю в природных ресурсах, средствах производства и результатах труда — мне нужно сильное правовое государство.
Седьмое. Ничего бесплатного мне не надо. Пока я не плачу?, я бесправен и ничего не решаю в моей жизни. Гражданин – это человек, который за все платит сам. Я не прошу никаких социальных льгот — я требую мое. Дайте мне мое, и обо мне не надо будет “заботиться”.
Как видите, ничего сверхъестественного мне не надо. Если найдется такая партия, которая предложит мне все, на что я по рождению имею право, пусть откликнется. Ау!
Молчок. Тогда давайте порассуждаем, с чего начинается общество.
Я думаю, что — с решения вопроса о собственности на природные ресурсы, в том числе землю и территорию. От решения именно этого вопроса зависят все остальные параметры общества. На сегодняшний день мы знаем два варианта решения этого вопроса: 1) природные ресурсы являются исключительной собственностью государства; 2) природные ресурсы являются частной собственностью.
Если все является исключительной собственностью государства, то у граждан нет ничего, они не являются никем и ничего не решают в своей жизни. Если у всех по нулю, это равенство — но как жить без ничего?
Во втором варианте природные ресурсы обязательно сосредоточатся в немногих руках. Подавляющая часть населения опять останется ни с чем и никем и опять ничего не решит в своей жизни. К тому же эти немногие обязательно возьмут власть.
То есть разницы между этими вариантами практически нет. В обоих у людей будет только две дороги: или погибнуть, или работать на тех, в чьих руках природные ресурсы. Ну, есть еще третья дорога — большая. Однако и в самых тяжелых условиях преступниками становится только часть людей, остальные будут работать. И тут вступает в силу закон спроса и предложения. Предложение рабочих рук — максимальное, спрос — минимальный. Результат: цена рабочих рук — минимальная. К тому же работы, мягко говоря, хватит не всем — образуются лишние люди. Вследствие минимальной цены труда барьер для перехода из группы не владеющих природными ресурсами в группу владеющих становится непреодолимым. Большую часть произведенного дешевыми рабочими руками присваивают собственники природных ресурсов, что даст им возможность хорошо жить, не работая, и вершить судьбы работающих людей.
Теоретически возможен третий вариант: признать собственностью каждого гражданина страны равную долю каждого природного ресурса. Никто из нас природные ресурсы не создавал, они достались нам от Бога и бесплатно, и ни у кого не может быть больших или меньших прав на природные ресурсы. Права могут быть только равными. Понятно, что доля каждого в них будет постоянно меняться в зависимости от поступления в оборот или исчерпания природных ресурсов и от роста или падения численности населения. Но неизменным должно оставаться одно равенство — равенство долей каждого.
Если же это случится, то каждый в момент рождения получит средства к существованию и будет иметь их в течение всей жизни. С момента рождения каждый окажется включенным в экономические отношения на равных с другими. Поэтому у человека не возникнут в жизни такие моменты или промежутки (болезнь, потеря работы), когда бы он остался совсем без куска хлеба. Это и есть равные возможности. Это и есть социальная защищенность.
Автоматически не образуется слишком большой разницы между самыми богатыми и самыми бедными. Общество становится ровнее, что очень важно для экономики. Не образуются такие группы, как сословия и классы. Постоянно будет обеспечен максимально возможный платежеспособный спрос, а значит, и максимально возможная занятость. Так называемые периодические кризисы станут менее глубокими. И не образуются лишние люди.
Не секрет, что сейчас в стране очень много беспризорников. И считается, что ни у кого, в том числе у государства, нет средств на их социальную реабилитацию. Но ведь за каждым ребенком — огромные средства: его доля в каждом природном ресурсе. Сейчас эти средства у всех нас отняты, в том числе и у детей, беспризорных и домашних. И меня удивляет и поражает, почему взрослым дяденькам, которые сделали это, не стыдно. Если уж произвели в стране ребенка, то надо бы всем потесниться и дать ему место под солнцем, а не ставить перед ним задачу: мол, толкайся и занимай свое место сам. Чтобы потом не удивляться, почему у нас такие (сами знаете какие) дети.
Тогда первое, что будет узнавать и понимать человек, постигая этот мир, — это то, что его не обманули, не кинули, что ему сразу же дали кусок, такой же, как всем. Тогда, в отличие от нынешней ситуации, у общества будет моральное право сказать любому вору: “Братан, у тебя есть такой же кусок, как у каждого из нас. Так в чем дело?!” — и дать ему на полную катушку. Сейчас у общества такого права нет.
Ну, а когда за каждым ребенком будут эти средства, станет меньше проблем с усыновлением, с семейными детскими домами, с плачевным состоянием приютов, интернатов. И, само собой, с демографией: каждая семья с появлением в ней каждого нового ребенка приобретает не скудный одноразовый “материнский капитал”, а дополнительный источник дохода — долю этого ребенка в каждом природном ресурсе.
Этот основополагающий принцип — каждому равную долю каждого природного ресурса — может стать частью общенациональной идеи: кому не захочется жить в государстве, в котором каждому сразу, в момент рождения и на всю жизнь, дается равная доля каждого природного ресурса? А у русского народа если и была испокон веков мечта, то это как раз мечта о справедливости. Это и станет самым крепким цементом для общества и государства, ибо обеспечить каждому равную долю без государства невозможно.
В государстве есть только земля и люди — природные ресурсы и граждане. И максимально возможную свободу и уверенность в себе дает гражданам именно этот вариант равенства: человек может работать кем угодно, переезжать куда угодно — доля в ресурсах всегда остается при нем.
Сегодня все дают советы и рекомендации по экономическим вопросам, и даже, может быть, правильные. Но никак не доходит до докторов и кандидатов, что ничего делаться не будет, потому что тем, в чьих руках все, этого не надо, а те, кому это надо, ничего не решают. Что сначала надо создать социально-экономическую единицу, то есть гражданина с равной со всеми долей природных ресурсов и результатами экономических отношений, пропорциональными тому, с чем мы вошли в эти экономические отношения. И если кто-то вошел в экономические отношения с природными ресурсами и средствами производства, а кто-то — с парой голых рук, то результаты будут соответственные.
Возьмем важнейший из ресурсов — землю, помечтаем, как было бы справедливым распределить ее как ресурс. Земля, как и положено, делится на категории, каждая из которых имеет свой статус. Мы ограничимся одной категорией — з е мли сельскохозяйственного назначения, и еще конкретнее — пахотные земли, пашня. Площадь пахотных земель известна. Делим ее на всех жителей, получаем что-то около гектара. Это и есть доля пахотной земли каждого из нас — та самая, на которую каждый имеет право частной собственности. На долю, а не конкретный участок. Выделять долю в натуре не надо. Во-первых, это невозможно, во-вторых, это бред пьяного президента, в-третьих, в этом нет никакой нужды. Землю надо сдавать в аренду, самим себе. Каждый, с одной стороны, является собственником доли — по факту рождения, арендодателем — автоматически и — кто желает — арендатором. Для управления и распоряжения землями собственники долей пахотной земли (все мы) создают отдельную ветвь власти. Ее исполнительная полуветвь и проводит периодические конкурсы по сдаче пахотных земель в аренду на срок, от конкурса до конкурса.
На конкурсе решаются три задачи: первая — каждый участок земли получает свою стоимость; вторая — собственники долей (все мы) получают, как и положено, максимальную отдачу от своей частной собственности на долю; третья — арендаторы априори оказываются в равных условиях, так как за хорошие участки придется платить больше, за плохие — меньше.
Принимать участие в конкурсе могут: отдельные граждане (семьи), или фермеры; небольшие группы граждан, или кооперативы; большие группы граждан, или колхозы. Стоимость арендной платы для арендаторов будет разной, для арендодателей (всех нас) — одинаковой. Все мы — собственники равных долей. Деньги за аренду собираются в одну сумму в одном месте и делятся на всех арендодателей (всех нас) поровну, и каждый из нас получает сумму, приходящуюся на долю, в том числе и арендаторы, так как каждый из них как гражданин является собственником одной доли.
Таким образом человек получает деньги за свою долю независимо от того, вошел ли он в колхоз или вышел из него. Любой человек или группа людей могут в любой момент выйти из колхоза, ничего при этом не потеряв — доля-то всегда при себе, на очередном конкурсе взять землю в аренду (перехватить у того же колхоза) и создать другой колхоз, кооператив или фермерское хозяйство.
Цена земли постоянно меняется, поэтому конкурсы должны проводиться регулярно, периодически. На конкурсах участки могут переходить из рук в руки. Но, чтобы земля содержалась надлежащим образом, она должна находиться в одних руках долгое время. Эта проблема легко решается.
Все улучшения, вложения в землю, сделанные арендатором, оцениваются, документируются и являются частной собственностью этого арендатора. Чтобы перехватить на очередном конкурсе этот участок, потенциальный арендатор должен не только дать бо?льшую цену, но и, кроме этого, заплатить настоящему арендатору за его улучшения, вложения в землю, которые, как мы помним, оценены, задокументированы и являются его частной собственностью. То есть чем больше улучшений и вложений в землю сделает арендатор, тем труднее перехватить у него участок на очередном конкурсе.
Таким образом, арендатор имеет обе возможности: отказаться в любой момент от своего участка, если он почему-либо ему не понравился, и на очередном конкурсе взять другой — или сохранить участок за собой на любой срок, ведь право частной собственности на улучшения, вложения в землю, в отличие от права частной собственности на долю, он может передать по наследству.
Как видите, в купле-продаже земли нет никакой нужды.
Несколько слов о разделе продукции добывающих предприятий. Соглашение о разделе продукции (СРП) должно носить более общий характер, нежели это полагают наши горе-депутаты. Продукция добывающего предприятия должна делиться между собственником природного ресурса — всеми гражданами государства, в равной доле, — и добывающим предприятием. Собственник природного ресурса (все мы) получает свою долю потому, что он собственник; добывающее предприятие получает плату за то, что добывает, — за труд. А является ли добывающее предприятие иностранным — это вопрос, не входящий в рамки СРП. Проходя процедуру СРП, предприятия оказываются в равных условиях, так как пропорция раздела продукции будет отклоняться в пользу добывающего предприятия пропорционально сложности условий месторождения. То есть, пройдя процедуру СРП, добывающие предприятия будут иметь одинаковую рентабельность.
С чего начинается общество
Во втором варианте природные ресурсы обязательно сосредоточатся в немногих руках. Подавляющая часть населения опять останется ни с чем и никем, и опять ничего не решает в своей жизни. К тому же эти немногие обязательно возьмут власть.
Однако, несмотря ни на какие, самые тяжелые условия, в преступники идёт только часть людей, остальные все равно будут работать.
В следствие минимальной цены труда барьер для перехода из группы, не владеющих природными ресурсами, в группу, владеющих природными ресурсами, становится не преодолимым.
В следствие минимальной оплаты труда большую часть произведенного продукта присваивают собственники природных ресурсов, что даёт им возможность хорошо жить, не работая, и вершить судьбы людей и мира.
Объективно возможен третий вариант:
КАЖДОМУ РАВНУЮ ДОЛЮ В КАЖДОМ ПРИРОДНОМ РЕСУРСЕ.
Долю каждого природного ресурса человек получает в момент рождения, имеет ее всю жизнь и теряет в момент смерти. Доля эта не продается и по наследству не передается. Просто каждый вновь родившийся получает свою долю каждого природного ресурса.
Причем это относится не только к непосредственно потребляемым «съедобным» ресурсам (воздух, вода, еда, которая растет на земле, а, значит, и земля), но и к «несъедобным» (территория, руда, нефть, газ и прочее). «Несъедобные» ресурсы вошли в оборот общества только потому, что дальше люди без них обходиться не могли, значит не может и автор. К тому же не надо ни большого ума, ни высокого образования, чтобы видеть, что после нескольких переделов и обмена «несъедобные» ресурсы все равно превращаются в «съедобные», иначе бы их никто не добывал.
Короче: ни один из нас без природных ресурсов жить не может.
Второе. Никто из нас природные ресурсы не создавал, они достались нам от Бога и бесплатно, и ни у кого не может быть больших или меньших прав на природные ресурсы. Права могут быть только равными.
Первое: Каждый в момент рождения получает средства к существованию. И получает их в течение всей жизни, до момента смерти. Поэтому у человека не возникают в жизни такие моменты или промежутки (болезнь, потеря работы, освобождение. ), когда бы он остался совсем без куска.
Второе. Человек с момента рождения оказывается включенным в экономические отношения.
Четвертое. Автоматически не образуется слишком большая разница между самыми богатыми и самыми бедными. Общество становится ровнее (что очень важно для экономики). Не образуются такие группы, как сословия, классы.
Шестое. Не образуются лишние люди.
Этот перечень можно продолжать бесконечно, ибо от вышеуказанного основополагающего принципа берут начало все стороны, грани, параметры жизни.
И первое, что будет узнавать и понимать человек, постигая этот мир, это то, что его не обманули, не кинули, что ему сразу же дали кусок, такой же как и всем.
Ну, а когда за каждым ребенком будут эти средства, станет меньше проблем с усыновлением, с семейными детскими домами, с плачевным состоянием приютов, детских домов, интернатов, хотя только этих средств, конечно, не хватит.
Сегодня все говорят об экономике, дают советы, рекомендации, и даже, может быть, правильные. Ну никак не доходит до докторов и кандидатов, что дело не в этом, а в том, что это делаться не будет, потому, что тем, в чьих руках все, этого не надо, а те, кому это надо, ничего не решают.
Нашлись умники, утверждающие, что производительность труда не зависит от формы собственности, а зависит от эффективного управления. Зато от формы собственности зависит, кто заберет себе результаты этой самой производительности и эффективного управления. И производительность труда от формы собственности зависит. Особенно от того, кому достанутся результаты труда.
Исполнительная полуветвь этой отдельной ветви власти и проводит периодические конкурсы по сдаче пахотных земель в аренду, на срок, от конкурса до конкурса.
Цена земли постоянно меняется, поэтому конкурсы должны проводиться регулярно, периодически. На конкурсах участки могут переходить из рук в руки. Но, чтобы земля содержалась надлежащим образом, она должна находиться в одних руках долгое время. Эта проблема легко решается.
Все улучшения, вложения в землю, сделанные арендатором, оцениваются, документируются и являются частной собственностью этого арендатора. Чтобы перехватить на очередном конкурсе этот участок, потенциальный арендатор должен не только дать б о льшую цену, но и, кроме этого, заплатить настоящему арендатору за его улучшения, вложения в землю, которые, как мы помним, оценены, задокументированы и являются его частной собственностью. То есть чем больше улучшений, вложений в землю сделает арендатор, тем труднее перехватить у него участок на очередном конкурсе.
Таким образом арендатор имеет обе возможности: отказаться в любой момент от своего участка, если он почему-либо ему не понравился, и на очередном конкурсе взять другой; или сохранить участок за собой на любой срок, ведь право частной собственности на улучшения, вложения в землю, в отличие от права частной собственности на долю, он может передать по наследству.
Как видите, в купле-продаже земли нет никакой нужды.
О СОГЛАШЕНИИ, О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ (СРП)
Закон о СРП должен носить более общий характер, нежели это полагают наши горе-депутаты.
Процесс исторического развития общества. Начало процесса и возникновение общества
Логическое и историческое — единство и различие
В рамках перехода к более конкретным этапам восхождения от абстрактного к конкретному, а именно — к исследованию исторических этапов развития общества, представляется целесообразным выделить вкратце специфику методологии исследования. В данном случае, мы акцентируем внимание на двух сторонах методологии — историческом и логическом. Историческое есть процесс развития предмета, со всеми его необходимыми этапами, во времени. Логическое — анализ уже зрелых сторон предмета в их “классическом”, завершенном виде, в одновременной их данности. Итак, мы можем на основании этих посылок вывести следующее суждение: логическое есть снятое историческое. Логическое и историческое внутренне едины, взаимосвязаны, диалектико-материалистическое рассмотрение одновременной данности моментов процесса развития есть отображение в снятом виде его развития во времени, а развитие во времени есть развитие именно этого, а не другого процесса и, следовательно, его моментов как одновременно данных, однако же это — тождество с различием. Это явствует из вышеизложенного. Следовательно, эти единые моменты можно рассматривать в их относительной обособленности.
Материалистическое понимание истории, открытое Марксом и Энгельсом, позволило понять историю как подлинно объективный процесс, со своими закономерностями. История стала собственно наукой. Однако же, исторический материализм не постулировал (и не делает этого сейчас) детерминизм в виде абсолютной предопределенности, некоего Рока. Наряду с объективными процессами исторического развития, учитывается и деятельность думающих, чувствующих людей, имеющих свою волю и свои интересы, то есть субъектная деятельность является важным составным элементом материалистического понимания истории. Итак, имеется закономерное развитие общества, постольку, поскольку оно — закономерно, оно осуществляется в определенном направлении. Наряду с этим существует деятельность субъектов, действующих в определенных исторических рамках. Сознавая это в той, или иной мере, в конечном счете люди должны считаться с наличными материальными условиями их бытия. Историческое развитие представляет собой равнодействующую, складывающуюся из деятельности масс людей.
История не свободна от зигзагов, перерывов и случайностей, однако закономерность исторического развития с необходимостью пробивает себе путь. Это становится явным при рассмотрении продолжительных по времени периодов развития.
Для характеристики всякого исторического процесса развития необходимо рассмотрение его общей направленности, а значит, начала процесса, этапов, которые он проходит, а также “механизмов” перехода от одного этапа к другому, специфики, преемственности и направленности процесса развития в целом и его этапов.
Стоит отметить, что мы выделяем именно главное направление развития общества, абстрагируясь от того, что имеются другие ветви развития, и между ними и главным направлением может происходить взаимодействие.
Общество как органическое целое. Этапы его развития
Итак, общество есть органическое целое, проходящее в своем развитии характерные этапы. В рамках научного исследования нам, опять же, необходимо абстрагироваться от ряда дополнительных обстоятельств, ведь в реальности существующая история не происходила и не происходит в “чистом виде”. Необходимо провести данное действие с целью выявления общей закономерности, “магистрального” направления, изучение которого позволит в дальнейшем постепенно вводить модифицирующие обстоятельства, конкретные моменты. Все это поможет наиболее полно понять сущность исследуемого предмета, его внутренние связи.
Общественная форма движения качественно отличается от биологической формы движения, и вместе с тем общество возникает из природы и ближайшим образом из биологической формы движения.
Так как общество является “органическим” целым, необходимо выделить этапы его развития, которые характерны для всякого “органического” целого.
Все три первые этапа относятся нами к становлению человеческого общества.
В рамках первой стадии возникают предпосылки социального, однако же господствует именно природное, природные закономерности. Источник движения и развития следует рассматривать именно в рамках природных процессов. На второй стадии уже возникает социальное, как новая форма движения, которая начинает процесс преобразования природного, своей основы. Тем не менее, в той, или иной степени природа остается не преобразованной, и в этом смысле господство сущности общества, социального, ещё не установлено, однако сущность выступает в качестве ведущего фактора развития. В стадии формирования продолжается преобразование возникшей сущностью своей природной основы.
Зрелое коммунистическое общество характеризуется тем, что сущность выступает не только в качестве ведущего фактора, но и в качестве фактора непосредственно господствующего. Резюмируя: вначале господствует природа, затем возникает социальное, которое сразу становится ведущим, главенствующим фактором, но не господствующим; господствует же взаимодействие этих двух факторов. Третья стадия сохраняет социальный фактор в качестве ведущего. На четвертой стадии социальное становится безраздельно господствующим фактором, по той причине, что природное преобразуется полностью. И только теперь безраздельно господствуют самодвижение, саморазвитие общества, взаимодействие людей как самоцель, развитие сущности человека как самоцель. Здесь речь идет именно о взаимодействии с природой в планетарном масштабе, но уже на последних стадиях формирования общества возникают предпосылки космической эпохи, то есть, возникновения принципиально новой стадии, нового витка взаимодействия человечества и природы.
“Начало” как логическая категория
В обычном значении понятие “начало” подразумевается как первая стадия развития какого-либо предмета, процесса, самая неразвитая его стадия. При этом отождествляются две различных стадии: стадия образования исторических предпосылок процесса, предмета, и стадия его первоначального возникновения, и фактически началом называется первоначальное возникновение сущности предмета, процесса.
У нас “начало” — это стадия образования исторических предпосылок процесса, предмета, то есть, стадия, когда сущность этого процесса ещё не возникла. Эти две стадии неправильно и отождествлять, и отрывать друг от друга. Начало процесса, достигая своего наивысшего развития, изменяется по сущности и качеству. Стадия начала в наивысшем развитии превращается в стадию первоначального возникновения его сущности.
Как пример, товарно-денежные отношения. Существуя до капитализма, они представляют собой начало капиталистических отношений, а становясь всеобщими, господствующими, полностью подчиняя себе весь процесс труда, производства, рабочую силу, средства производства, они превращаются в капиталистические.
Неверно смешивать начало с простейшим отношением, потому как простейшее отношение есть начало в снятом, преобразованном виде, в каком начало сохраняется с образованием сущности предмета. Следовательно, начало существует до процесса, началом которого оно служит, и начало именно этого, а не другого процесса, оно есть совокупность необходимых и достаточных предпосылок для первоначального возникновения сущности процесса, предмета. Для определения необходимых и достаточных предпосылок первоначального возникновения сущности процесса, нужно иметь в виду его возникшую сущность. Иначе нельзя говорить о предпосылках, предпосылках неизвестно чего. Так же должно быть какое-то представление о предмете, о начале которого идёт речь. Так как мы рассмотрели простейшее отношение общества, то есть начало в том преобразованном виде, в каком оно существует уже при наличии образовавшейся сущности общества, то это дает известную путеводную нить при исследовании начала.
Начало человеческой истории
Образование природных (биологических) предпосылок
Начало человеческой истории – образование природных, биологических предпосылок, необходимых и достаточных для возникновения социального.
Для первоначального возникновения человечества были следующие необходимые и достаточные предпосылки:
Начало истории человечества так же имеет стадии: начало, первоначальное возникновение своей сущности, стадию формирования, зрелость, умирание и исчезновение.
Эти стадии мы затронем совсем немного.
Развитие предпосылок
Предпосылки возникновения человечества также имеют свои стадии развития, свои этапы внутри стадии “начала”. Ранее мы уже рассматривали эти этапы, развивающиеся формы отношения живых образований к окружающей среде. Вначале — это непосредственная погруженность в нее, в снятом (преобразованном) виде это погружение, эта неразрывная связь сохраняется и сейчас у человека — например, дыхание. Такую непосредственную связь живого организма со средой обитания можно назвать базовым, минимально необходимым условием для существования живого как такового, для такого существования не требуется сложно развитых структур организма.
Следующая, гораздо более сложная форма связи, более развитое отношение к среде образуется с возникновением животных. Более сложные формы организмов формируются в результате (и одновременно) развития более сложных, опосредованных связей со средой. Выражение “в результате и одновременно” означает диалектическое единство процессов развития как живого организма, так и самого отношения этого организма к окружающей среде. Отличие такой более опосредованной связи от предыдущей стадии заключается в способности живого организма перемещаться в пространстве, что повышает его шансы на выживание, на нахождение (нужно отметить — уже имеющихся в наличии) более благоприятных условий среды обитания. В то же время, меняется и характер обратного воздействия этого живого организма на внешнюю среду — кроме выделения веществ к этому воздействию присоединяется и механическое внешнее воздействие — например, вытаптывание растений или уничтожение добычи как фактор влияния, не связанный с процессом непосредственно потребления, но опосредованно оказывающий влияние на экосистему среды обитания, на ее пищевые цепочки. При этом, возникающие изменения окружающей среды, вызывают необходимость изменения и отношения живого организма к этой среде, что приводит, в конечном итоге, и к необходимости тех или иных изменений в самом живом организме. Влияние среды на живой организм остается ведущим, решающим.
Конец стадии, возникновение основы для “социального”
Затем наступает стадия “умирания” господства животного отношения к среде, которая формирует основу нового, человеческого отношения. Эта стадия характеризуется случайным, еще неустойчивым употреблением предметов природы в качестве средств для воздействия на другие предметы природы. Такое отношение к внешней природе и сейчас характерно для приматов, именно оно и стало тем фактором, который позволил нашим животным предкам перейти на качественно иной уровень развития.
Так как перемещение в пространстве и механическое воздействие на внешнюю среду (как способ взаимодействия организма с ней) оказались наиболее перспективным способом, именно такие способности и формировали соответствующие органы животных, постепенно меняли их морфологию. Не случайно, что самые большие возможности для дальнейшего развития обратного воздействия на природу имели те животные, у которых перемещение в пространстве их собственного тела было нередко и перемещением в пространстве других предметов природы. Захватывание ветвей конечностями при лазаний по деревьям представляет собой типичный пример совпадения того и другого перемещения. При этом необходимо отметить важное отличие между целесообразным перемещением в пространстве предметов потребления, имеющихся в готовом виде, от перемещения предметов, предметами потребления не являющимися. То есть, перемещение добычи (корма и т.п.) в пространстве коренным образом отличается от перемещения животным поднятой с земли палки в сторону висящего на дереве плода. У животных, приспособленных к перемещению в пространстве на деревьях посредством захватывания конечностями ветвей, происходит частое, устойчивое совпадение перемещения в пространстве собственного тела с перемещением в пространстве предметов, не имеющих непосредственного значения ни для поддержания собственного существования, ни для продолжения жизни вида. Это, так сказать, почти постоянно сопутствующий побочный продукт их образа жизни.
Стадия начала человеческой истории заканчивается переходом животных предков человека к наземному образу жизни, к прямохождению, освобождением верхних конечностей от участия в передвижении тела, употреблением в основном данных природой в готовом виде средств воздействия.
В своей классической работе о роли труда Энгельс отправляется от той стадии наших предков, которая характеризуется им как необычайно высокоразвитая порода человекообразных обезьян. Здесь можно подразумевать, например, очень высокий уровень телесной организации наших предков, их гибкую приспособляемость к новым условиям среды, высокое развитие головного мозга.
Стадия первоначального возникновения человеческого общества
Добыча как предшественник труда
Стадия первоначального возникновения человеческого общества начинается тогда, когда случайное, неустойчивое употребление предметов природы в качестве средств воздействия на другие предметы природы постепенно становится необходимым, устойчивым. Чем чаще, устойчивее становится употребление предметов природы для воздействия на другие предметы природы, тем устойчивее становятся форма и материал средств воздействия, тем больше дифференцируются средства воздействия соответственно своему материалу, природе предмета, на который происходит воздействие, и тому, ради чего осуществляется воздействие (ради удовлетворения той или иной потребности). Труд из инстинктообразного превращается в собственно человеческий труд со всеми его компонентами (целью, средствами, предметами, процессом, результатом, субъектом труда). Материально устойчивость, необходимость употребления средств воздействия закрепляется в создании, производстве этих самых средств. Нередко говорят: «Труд создал человека». Это утверждение не вполне точно, ибо может создаться впечатление, что сначала образовался труд, а потом человек. Между тем образование человека шло в процессе образования труда.
Вследствие самой природы передних, а затем верхних конечностей воздействие на предметы природы могло быть главным образом механическим. Из предметов природы, чаще всего встречающихся и данных природой в готовом виде, наиболее пригодным для механического воздействия на другие предметы природы был камень. Ручная механическая обработка камня, превращающая его в средство воздействия, проходит ряд этапов.
От стадии начала человеческой истории ведет свое происхождение такой способ поддержания существования, как добыча. На первых этапах стадии первоначального возникновения истории непосредственно господствует не производство, а добыча [2] ибо это общество охотников, рыболовов, собирателей.
По мере того как ручная механическая обработка камня достигает совершенства и в основном исчерпывает свои возможности, т. е. по мере перехода к неолиту, происходит такое совершенствование добычи, которое ведет к исчерпанию возможности добычи. Ведь возможности добычи определяются данным природой в готовом виде количеством и качеством животных и биологических потребностей человека. Чем более совершенными становятся средства добычи, тем в большей степени исчерпывается природная «кладовая», возникает и растет необходимость воздействия на саму эту «кладовую» природы. И это воздействие реализуется переходом к скотоводству и земледелию, т. е. к господству уже не присваивающего, а производящего хозяйства, к господству не добычи, а производства. С переходом к неолиту осуществляется и переход к первому этапу скотоводства и земледелия, к раннему этапу производящего хозяйства.
Запрет внутриродовых половых связей как свидетельство возникновения социальных отношений внутри стада. Становление рода и общины
Род окончательно возникает тогда, когда полностью исключаются половые связи внутри стада и становятся регулярными, устойчивыми половые связи между членами разных родов. Видимо, два этих процесса были не вполне тождественны.
При возможности регулярных, периодических встреч разных стад (родов), а тем более при постоянном обитании в зоне доступности их по отношению друг к другу половые партнеры вполне могли проживать каждый в своем стаде, превращавшемся в род, не переходя в род половых партнеров. Если же встречи сообществ были — в силу обстоятельств проживания — нерегулярны, затруднительны, то в таких условиях возникала необходимость перехода лиц мужского или женского пола в род своих половых партнеров.
Наиболее вероятным, видимо, было все же возобладание в конце концов тенденции переселения в род своего (своих) полового партнера (партнеров). Во-первых, потому что связи разных стад в период превращения стада в род в общем и целом скорее всего были довольно затруднительными, нерегулярными. Во-вторых, обуздываемый инстинкт вряд ли мог достаточно устойчиво быть обуздан, если он вместе с тем достаточно регулярно не удовлетворялся в соответствии со своей природой.
Возобладание в конце концов переселения в род своего (своих) полового партнера (партнеров) обусловливалось, по нашему мнению, не только характером хозяйствования, но и природными условиями проживания сообществ, и необходимостью достаточно регулярного удовлетворения полового инстинкта в соответствии с его природой.
Члены рода, вместе с лицами, переселявшимися в род из других родов, образуют общину, отличную от рода. Если род живет обособленно, то община и род представляют собой непосредственное тождество, они не различаются между собой.
Переход к скотоводству и земледелию как выделение человечества из природы. Стадная иерархия как естественная основа общественной иерархии в период возникновения частной собственности
С переходом к раннему скотоводству и раннему земледелию начинает создаваться возможность образования продукта, превышающего необходимый жизненный минимум. (Мы говорим именно о ранних формах земледелия и скотоводства, так как они существенно отличаются от современных форм к которым мы привыкли). До перехода к господству производства человеческий род, по сути дела, боролся за биологическое выживание, обеспечение биологических потребностей колебалось вокруг жизненно необходимого минимума, тяготело к нему.
Скотоводство и земледелие при своем развитии выводят общество за рамки стадии первоначального возникновения, обусловливают разложение первобытной общины и переход к рабовладению
Раннее скотоводство и раннее земледелие уже создают возможности для превышения жизненно необходимого минимума, однако эти возможности еще не развиты. С дальнейшим развитием скотоводства и земледелия появляется устойчивое производство продуктов, превышающее жизненно необходимый минимум, но не позволяющее достигнуть жизненно необходимого оптимума (последний не достигается во всех классово-антагонистических обществах). Создаются возможности для присвоения частью общества продукции, превышающей жизненно необходимый минимум. Начинается борьба между людьми за прибавочный продукт (начало возникновения частной собственности). Образуется моногамная семья, отличающаяся от парной семьи тем, что существенной связью членов этой семьи служит хозяйственная связь.
Для всей стадии первоначального возникновения человеческого общества характерна борьба человеческого рода за биологическое выживание, лишь в конце стадии эта борьба устойчиво клонится к победе человеческого рода. Кроме того, примитивные скотоводство и земледелие есть в основном воздействие человека на природные условия природного, биологического порождения животных и растений, на создание благоприятных природных условий их функционирования. Причем это воздействие людей, в общем, по своему характеру аналогично благоприятному воздействию на животные и растения девственной природы (сравнить, например, полив путем запруд и весеннее наводнение). Если имеет место воздействие непосредственно на само животное и растение, то оно осуществляется главным образом путем отбора (аналогично действию естественного отбора). Следовательно, производство тут имеет характер воздействия на внешние условия тех процессов, совершение которых и дает продукт, служащий средством к. жизни. А значит, способ производства остается внешним по отношению к этим процессам, существенно не преобразует их, не проникает внутрь их.
Стадные отношения есть природные, биологические связи. Возникновение производства (думается, наряду с действием естественного отбора) ведет к их превращению в род. Но, во-первых, стадные связи с образованием рода совсем не исчезают. Так, если судить по стадам приматов и примитивным отношениям, сохраняющимся и в довольно развитых человеческих обществах, стадо животных предков человека было иерархическим.
В иерархическом стаде лучшую пищу потребляет вожак, затем детеныши, а также самки и самцы, близкие к вожаку. Вожаком становится наиболее агрессивная особь, в случае оспаривания ее места в стаде, вступающая в борьбу за него. Вожак может быть свергнут в любое время другой особью. Вместе с тем вожак выполняет функции, полезные стаду в целом: охраняет его, выносит главную тяжесть в борьбе с внешним нападением и т. д. Положение вожака в стаде неустойчиво, соотношение сил в стаде может меняться, члены стада могут распадаться на группы и т. п. Сохранение внутри рода остатков стадных отношений сыграло немаловажную роль в период возникновения и развития частной собственности.
Во-вторых, род есть преобразование стада путем исключения половых связей внутри рода, а переселение членов других родов в данный род непосредственно означало возможность регулярного удовлетворения полового инстинкта (что в то время с необходимостью было и процессом размножения). В роде и родовой общине непосредственно на первом плане были обуздание полового инстинкта, исключение половых связей внутри рода и обеспечение регулярных половых связей с членами других родов. Социальный фактор действовал на характер половых связей, связей по размножению. Но непосредственно господствовали именно определенного характера половые связи, связи по размножению, то есть биологические связи.
Природная обусловленность как доминирующий фактор в естественном образовании общности
На стадии первоначального возникновения человеческого общества социальное уже возникло, выступило его отличие от биологического, но непосредственно преобладает еще тождество социального с биологическим.
Заметим на будущее. С окончательным установлением рода образуется и община, как отличная от рода и как такая, в которой род представлял собой «ядро» родовой общины.
Родовая община — первая историческая форма общины. Всякая община представляет собой ту или иную форму естественно возникшей общности. Тем самым не отрицается роль социального в образовании и функционировании общины, но подчеркивается тот факт, что общину в любой ее форме отличает та или иная степень нерасчлененности (в единстве с расчлененностью) природного и социального. Так, например, в родовой общине имеет место незавершенность отчленения социального от половых связей, от связей по размножению. В территориальной общине существенным признаком являются общность и различие по территории, в земледельческой общине общность определяется тем или иным общим отношением к земле, т. е. главным образом отношением к природно данному, а не к произведенному средству производства.Таким образом, говоря о естественно возникшей общности, мы не имели в виду чисто природную общность, речь шла о такой общности, в которой социальное не вполне отделилось от природного, не вполне преобразовало его, в которой непосредственно на первый план выступает природная обусловленность. Например, зависимость сообщества от использования такого естественно возникшего средства производства, как земля, есть естественно определенная зависимость.
Стадия формирования общества. Диалектика процесса
Процесс формирования общества, с точки зрения развития производительных сил
На стадии формирования человеческого общества возникший способ производства материальных благ формируется и преобразует унаследованную природную основу. На предыдущей стадии возникли основные компоненты труда, производительных сил, возникли производственные отношения. В чем же тогда состояла специфика формирования способа производства материальных благ и преобразования унаследованной природной основы на этапе формирования?
К стадии формирования (общества) относятся рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества.
Если на стадии первоначального возникновения общества преобладали природные связи, природные условия, а способ производства, социальные источники развития возникали в качестве ведущего, но не господствующего фактора развития, то на стадии формирования происходит постепенное превращение этого ведущего фактора в господствующий. Чем ближе к началу стадии формирования, тем меньше преобразована социальным развитием унаследованная природная основа. И наоборот, чем ближе к концу стадии, тем в большей степени природная основа в снятом, преобразованном виде включается в социальное развитие в качестве его момента. Уже с самого начала стадии формирования действие способа производства в качестве ведущего фактора развития общества перестало, в общем и целом (т. е. с точки зрения истории всего человечества), зависеть от случайных обстоятельств и стало по преимуществу необходимым.
Процесс формирования общества, с точки зрения развития производительных сил [7] .
Период формирования производительных сил (в отличие от их первоначального возникновения), если иметь в виду продукт производства, начинается с той ступени, когда уровень производительных сил позволяет производить постоянный излишек сверх совершенно необходимого для поддержания физического, биологического существования, и продолжается до достижения того уровня, когда становится возможным производство изобилия материальных благ. В течение всей этой стадии существует следующее противоречие. С одной стороны, производство уже есть, оно развивается, средства к жизни, в основном, не добываются, а производятся. С другой стороны, средств к жизни не хватает для оптимального удовлетворения биологических потребностей, и на протяжении всей стадии идет борьба между людьми за средства к жизни, за удовлетворение биологических потребностей, а цель производства по сути остается на животном уровне — элементарное биологическое выживание. С этой стороны люди еще не поднимаются над животным миром, их борьба в таком отношении — борьба социальных животных.
Если иметь в виду орудия труда, производства, то для стадии формирования производительных сил характерны, употребляя терминологию К. Маркса и Ф. Энгельса, «естественно возникшие орудия производства». «…Здесь, — пишут они, — выступает различие между естественно возникшими орудиями производства и орудиями производства, созданными цивилизацией. Пашню (воду и т. д.) можно рассматривать как естественно возникшее орудие производства. В первом случае, при естественно возникших орудиях производства, индивиды подчиняются природе, во втором же случае они подчиняются продукту труда» [1, т. 3, с. 65].
Кроме того, к стадии формирования производительных сил относится также и тот этап развития «орудий, созданных цивилизацией», т. е. произведенных орудий, когда они начинают завоевывать господство в производстве, даже играют роль господствующих, но когда их господство (господство автоматической системы) еще не безраздельно, т. е. когда этап развития этих орудий еще не достиг полной зрелости.
Формирование производительных сил начинается после того, как впервые возникли их компоненты, и оно заключается по своей сути в формировании общественного характера труда. На стадии первоначального возникновения общества общественный характер труда только возникает, причем — при господстве добычи — он существует в основном в конкретном тождестве с биологическими связями людей, с природным отношением к природе. Переход к господству производства (к раннему скотоводству и раннему земледелию) в недрах стадии первоначального возникновения общества вел к образованию несоответствия производительных сил отношениям, существовавшим тогда между людьми, и в перспективе к выходу за рамки этой стадии.
Стадии формирования производительных сил соответствует общественное разделение труда. Общественный характер труда существует здесь через свое разделение, расчленение, через свое, можно сказать, отрицание. Собственно общественный характер труда, общественный характер труда в позитивном [8] отношении, хотя и возникает на последнем этапе (субстадии) формирования человеческого общества, но не соответствует производственным отношениям этой субстадии.
На стадии формирования производительных сил общества в качестве общественных уже имеется отличие специфически общественного отношения людей к природе от их природного отношения к природе, и это отличие развивается. Специфически общественное отношение к природе все более обособляется от природного отношения к природе и все более преобразует последнее. Вместе с тем, в рамках связи специфически общественного и природного отношения к природе развиваются предпосылки их единства, причем уже на основе доминирования специфически общественного (а не природного) отношения к природе. Формирование общественного характера труда начинает завершаться тогда, когда в производстве в масштабах всего человечества начинают преобладать процессы, в которых различные люди служат моментами единого процесса производства. Полностью же формирование общественного характера производства заканчивается тогда, когда произведенные орудия производства приходят к безраздельному господству и когда весь процесс производства человечества становится внутренне расчлененным.
На стадии формирования производительных сил происходит переход от преобладающего использования найденных в природе готовыми предметов труда к преобладающему использованию искусственных предметов труда, предметов труда с заранее заданными свойствами.Человечество на стадии формирования производительных сил начинает переходить к целесообразному воздействию на все земные природные условия, на всю окружающую земную природную среду. Наконец, на этой стадии формируется человек в качестве компонента специфически общественного производительного отношения к природе. Все перечисленные выше превращения означают проникновение в сущность природных процессов, следовательно, предполагают начавшийся переход от обыденного эмпирического уровня развития знаний к доминированию теоретического. Формирование человека в качестве производительной силы есть не только овладение им «орудиями, созданными цивилизацией», но и превращение его в индивида, вооруженного теорией, способного к всесторонней деятельности, необходимость которой формируется с переходом к господству произведенных орудий труда (расчлененность деятельности человека на этой стадии определяется главным образом общественным разделением труда).
Процесс формирования общества, с точки зрения развития производственных отношений
Формирование общества, если иметь в виду развитие производственных отношений, совершается в конечном счете под определяющим влиянием формирующихся производительных сил. Но вместе с тем формирование производственных отношений есть относительно самостоятельный процесс. Производительные силы есть и нечто внешнее по отношению к производственным отношениям, но одновременно производительные силы и производственные отношения образуют внутреннее единство, общественный способ производства. Ни то, ни другое, не существуют вне своего различия и единства друг с другом. Их внутреннее единство и «борьба» и образуют внутренний источник саморазвития общества. Общественный способ производства, внутренний источник саморазвития общества, не является чем-то неизменным, он также проходит стадию формирования.
Наличие произведенных орудий производства обусловливает собственно производственные отношения. Наличие «естественно возникших орудий производства», порабощенность человека действием природных сил обусловливают сохранение той или иной формы природной связи, природной общности людей. Будем впредь называть их «естественно возникшими общностями», «естественно возникшими связями».
Развитие производственных отношений на этапе формирования общества происходит противоречиво как в том отношении, что формируется противоречие между производительными силами и производственными отношениями, которое в конце концов приведет к устранению той и другой стороны этого противоречия, так и в том отношении, что производственные отношения постепенно отчленяются от природных связей людей, подчиняют их себе и снимают их, собственно производственные отношения по сравнению с «естественно возникшими связями» людей постепенно превращаются в безраздельно господствующие. То есть, если изначально люди возникли и существовали в основном как животные, как особый биологический вид, то со временем их существование становится социальным, а поддержание биологической жизни становится подчиненным (снятым) моментом новой формы существования.
Общественное разделение труда и борьба людей за удовлетворение биологических потребностей обусловливают существование классов и борьбу между ними. Следовательно, стадия формирования общества есть стадия его антагонистического классового развития. Эта стадия, в свою очередь, сама разделяется на несколько субстадий, о которых пойдет речь позже.
Производственные отношения относительно самостоятельны. Их относительная самостоятельность сказывается в определенном несовпадении стадии (а также субстадий) формирования производительных сил и стадии (а также субстадий) формирования производственных отношений. Сначала возникает новая стадия (субстадия) производительных сил, которая начинает не соответствовать прежней стадии (субстадии) производственных отношений и при своем дальнейшем развитии вступает в противоречие со старой стадией (субстадией) производственных отношений, противоречие разрешается переходом либо к новой стадии (субстадии) производственных отношений, либо, по достижении зрелости, к созданию предпосылок для существенного изменения самой диалектики производительных сил и производственных отношений (в частности, путем вытеснения человека из сферы непосредственного производства).Так, мы уже видели, что производящее хозяйство проходит свой ранний этап уже на стадии первоначального возникновения общества, и при дальнейшем развитии скотоводства и земледелия развивается противоречие между ними и первобытнообщинным устройством общества, разрешение этого противоречия означает переход к стадии формирования (общества)
Периодизация истории развития общества
Различные подходы к членению истории человечества
При формационном членении общества прямо не фиксируется развитие общества, а только констатируется одна историческая форма наряду с другой, формации представляются как внешние друг другу.
Существует более общее членение общества: доклассовое, классовое, бесклассовое. Исходным в определении тут служит одна стадия общества — классовая, а остальные характеризуются только отрицательно по отношению к ней. Здесь тоже не фиксируется положительно развитие общества. Кроме того, это деление истории берет хотя и чрезвычайно важную, но лишь одну из сторон развития. Наконец, в членении истории на общинную, частную и общественную собственность выделяется существенная сторона процесса развития и притом положительно, однако процесс рассматривается односторонне. В нашей же периодизации прямо указывается на то, что речь идет о стадиях развития общества и периодизация дается с точки зрения всего развития человечества в целом, то есть речь идет о периодизации истории человечества по внутреннему для процесса развития основанию.
На наш взгляд, основная задача современной эпохи — борьба с капитализмом, отрицание капитализма, свершение социалистической революции — в конечном итоге подчинена задаче построения коммунистического общества. И не только в плане практически-политическом, но и в плане методологии исторического исследования она уже ныне должна рассматриваться в перспективе решения задачи построения коммунистического общества.
В свете же задачи построения коммунистического общества на первый план выступает не противопоставление коммунизма только капитализму, а отличие и связь коммунизма со всей предшествующей историей человечества как предысторией человеческого общества. При этом внимание фиксируется на витке спирали: первобытнообщинный строй — доклассовое общество; первоначальное возникновение общества — антагонистические, классовые общества; формирование общества, коммунизм — бесклассовое общество, зрелое человеческое общество. Следовательно, формационное членение истории оказывается необходимым, но подчиненным моментом более общего членения истории. Это членение [9] мы назвали бы членением по типам исторического процесса.
Делить историю докапиталистических обществ по формам общинного устройства — значит выдвигать на первый план то, что исчезает. Делить историю антагонистических обществ на основании форм частной собственности — значит выдвигать на первый план то, что отрицает первобытнообщинный строй, общинное устройство. Но отрицание чего-либо существует только до тех пор, пока в той или иной степени, в том или ином отношении сохраняется то, что отрицается. На протяжении всей стадии формирования имеет место не только отрицание первобытнообщинного строя, но и в той или иной мере, в том или ином отношении и виде сохранение остатков, пережитков первобытнообщинного строя. Если же исходить из того, что коммунизм есть история человечества, единая со всей предшествующей историей и отличная от нее как от предыстории, если исходить из задачи построения коммунизма как из главной задачи, то надо расчленить стадию формирования общества на такие этапы, в различии которых учитывались бы обе стороны: и сохранение тех или иных форм отношений и т.д. первобытнообщинного устройства, и отрицание первобытнообщинного строя строем частной собственности.
Стадии процесса формирования. Логическая структура процесса в соотнесении с формационным делением
Всякий процесс формирования, по нашему мнению, разделяется на три стадии, или периода:
1) начальный период формирования, преобразования унаследованной основы;
2) возникновение адекватной, новой основы;
3) завершение образования адекватной, новой основы.
Таков, например, процесс формирования капитализма:
1) мануфактурный период (период домашинного капиталистического производства);
2) переход к крупной промышленности, к машинному производству (в период этого перехода сами машины еще создавались мануфактурным, ремесленным способом);
3) завершение перехода, период собственно крупной промышленности (в этот период преобладает уже производство машин машинами).
В процессе формирования человеческого общества также, на наш взгляд, следует выделить три периода.
Поэтому в рабовладельческих обществах рабский труд количественно может преобладать над трудом общинным лишь в совершенно исключительных случаях.
2. Период перехода к основе, адекватной частной собственности, это — феодализм. Именно для феодальной общественно-экономической формации характерно преобладание частной собственности, но преобладает частная собственность на землю, т. е. на естественно возникшее средство производства. Следовательно, частная собственность продолжает существовать не на адекватной основе.
В чем же состоит переход к основе, адекватной частной собственности? Железные орудия возникают и начинают распространяться еще до феодализма. Но земледелию, опирающемуся на широкое применение железных орудий и притом как главному виду производства, соответствуют именно феодальные производственные отношения.
В рабовладельческой общественно-экономической формации земледелие осуществлялось преимущественно на мягких землях и вполне могло происходить главным образом при помощи каменных орудий. Но если камень — по своей природе такой материал, который возможно довольно широко применять (в качестве средств труда) без предварительной обработки, то железо — по своей природе такой материал, который при его более или менее широком применении в качестве средств труда с необходимостью предполагает предварительную обработку.
Широкое использование, а следовательно, и производство железных орудий — сначала главным образом в земледелии — есть переход к основе, адекватной частной собственности.
3. Период завершения образования основы, адекватной частной собственности, — капитализм. Адекватная основа частной собственности, по нашему мнению, не естественно возникшие, а произведенные средства воздействия. Феодальные общественные (в том числе производственные) отношения соответствуют ставшему внутренне необходимым разделению на производство средств производства и производство предметов потребления, но такому разделению, в котором главная роль принадлежит применению средств труда к земле (естественно возникшему образованию). Капиталистические общественные отношения соответствуют такому внутренне необходимому расчленению на производство средств производства и производство предметов потребления, когда главную роль играет производство средств производства (а не производство предметов потребления), применение произведенных средств труда к уже прошедшему процесс (или процессы) производства предмету труда. При капитализме впервые доминирует частная собственность на произведенные средства производства. Главенствующим видом производства впервые становится промышленность, а не земледелие.Промышленность как определяющий вид производства в масштабах всего человеческого общества есть обязательно промышленность в крупных масштабах, крупная промышленность. До образования такой промышленности ремесло может определять весь общественный строй лишь в пределах того или иного отдельного сообщества, находящегося в исключительных условиях.