с чего начать православное чтение
Православная Жизнь
Все люди земного шара могут полностью или частично прочитать Библию на родном языке.
— Нередко нас, православных, упрекают в том, что мы не так часто читаем Библию, как это делают, к примеру, протестанты. Насколько подобные упреки справедливы?
— Православная Церковь признает два источника богопознания — Священное Писание и Священное Предание. Причем первое является неотъемлемой частью второго. Ведь первоначально проповеди святых апостолов произносились и передавались в устной форме. Священное Предание включает в себя не только Священное Писание, но и богослужебные тексты, постановления Вселенских Соборов, иконографию и целый ряд других источников, которые занимают важное место в жизни Церкви. И все, что сказано в Священном Писании, есть и в Предании Церкви.
Начиная с древности, жизнь христианина была неразрывно связана с библейскими текстами. А в XVI в., когда возникла так называемая «реформация», ситуация изменилась. Протестанты отказались от Священного Предания Церкви и ограничились лишь изучением Священного Писания. И поэтому в их среде появился особый род благочестия — чтение и изучение библейских текстов. Еще раз хочу подчеркнуть: с точки зрения Православной Церкви, Священное Предание включает в себя весь объем церковной жизни, в том числе и Священное Писание. Более того, даже если кто-то не читает Слово Божие, но регулярно посещает храм, то слышит, что все богослужение пронизано библейскими цитатами. Таким образом, если человек живет церковной жизнью, то он находится и в атмосфере Библии.
Священное Писание — это собрание разных книг и по времени их написания, и по авторству, и по содержанию, и по стилю
— Сколько всего книг входит в Священное Писание? В чем отличие православной Библии от протестантской?
— Священное Писание — это собрание книг, разных книг и по времени их написания, и по авторству, и по содержанию, и по стилю. Они разделены на две части: ветхозаветную и новозаветную. В Православной Библии насчитывается 77 книг, а в протестантской — 66.
— Чем вызвано такое разночтение?
— Дело в том, что в православной Библии, точнее в Священном Писании Ветхого Завета, кроме 39 канонических книг насчитывается еще 11 неканонических: Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Варуха, вторая и третья книги Ездры, три Маккавейские книги. В «Пространном христианском катехизисе» святителя Филарета Московского сказано, что деление книг на канонические и неканонические вызвано отсутствием последних (11 книг) в еврейских первоисточниках и наличием их только в греческих, т. е. в Септуагинте (переводе 70-ти толковников). В свою очередь, протестанты, начиная с М.Лютера, отказались от неканонических книг, ошибочно присвоив им статус «апокрифических». Что же касается 27 книг Нового Завета, то их признают как православные, так и протестанты. Речь идет о христианской части Библии, написанной после Рождества Христова: новозаветные книги свидетельствуют о земной жизни Господа Иисуса Христа и первых десятилетиях существования Церкви. К ним относятся четыре Евангелия, книга Деяний апостольских, послания апостолов (семь — соборных и 14 — апостола Павла), а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).
Добромирово Евангелие, начало (?) XII века
Главное — иметь искреннее желание познавать Слово Божие
— Как правильно изучать Библию? Стоит ли начинать познание с первых страниц Бытия?
— Главное — иметь искреннее желание познавать Слово Божие. Начинать лучше с Нового Завета. Опытные пастыри рекомендуют знакомиться с Библией через Евангелие от Марка (т. е. не по порядку их изложения). Оно — самое короткое, написано простым и доступным языком. Прочитав Евангелия от Матфея, от Луки и от Иоанна, переходим к книге Деяний, апостольским посланиям и Апокалипсису (самая сложная и самая таинственная книга во всей Библии). И лишь после этого можно приступать к ветхозаветным книгам. Только прочитав Новый Завет, легче понять смысл Ветхого. Ведь апостол Павел не зря сказал, что ветхозаветное законодательство было детоводителем ко Христу (см.: Гал. 3: 24): оно ведет человека, как будто ребенка за руку, чтобы дать ему понять по-настоящему, что же произошло во время боговоплощения, что такое в принципе боговоплощение для человека.
Важно понимать, что чтение Священного Писания — это часть духовного подвига
— А если читатель не понимает какие-то эпизоды Библии? Что в таком случае делать? К кому обращаться?
— Желательно иметь под рукой книги, которые изъясняют Священное Писание. Можно порекомендовать творения блаженного Феофилакта Болгарского. Его объяснения короткие, но очень доступные и глубоко церковные, отражающие Предание Церкви. Классическими также являются беседы святителя Иоанна Златоуста на Евангелия и послания апостольские. Если возникают какие-то вопросы, неплохо было бы посоветоваться с опытным священником. Необходимо понимать, что чтение Священного Писания — это часть духовного подвига. И очень важно молиться, очищать свою душу. Ведь еще в Ветхом Завете было сказано: в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды (Прем. 1: 4–5).
Прежде чем изучать Священное Писание, нужно ознакомиться с творениями святых отцов
— Значит, к чтению Священного Писания нужно готовиться особым образом?
— Опытные старцы в монастырях давали послушнику правило: прежде чем изучать Священное Писание, сначала нужно ознакомиться с творениями святых отцов. Библейские чтения — это не просто изучение Слова Божия, это как молитва. Я вообще бы рекомендовал читать Библию утром, после молитвенного правила. Думаю, несложно выделить 15–20 минут, чтобы прочитать одну–две главы из Евангелия, посланий апостольских. Так можно получить и духовный заряд на весь день. Очень часто таким образом появляются ответы на серьезные вопросы, которые ставит перед человеком жизнь.
Основные постулаты Писания — глас Божий, звучащий в природе каждого из нас
— Иногда бывает и такая ситуация: прочел, понял, о чем речь, но тебе это не подходит, поскольку ты не согласен с тем, что написано.
— По словам Тертуллиана (одного из церковных писателей древности), наша душа — христианка по природе. Таким образом, библейские истины даны человеку изначально, они заложены в его природу, его сознание. Мы иногда называем это совестью, т. е. это не что-то новое, которое несвойственно человеческой природе. Основные постулаты Священного Писания — глас Божий, звучащий в природе каждого из нас. Поэтому нужно, прежде всего, обратить внимание на свою жизнь: все ли в ней согласуется с заповедями Божиими? Если человек не хочет слушать голос Бога, то какой еще голос ему необходим? Кого же он послушает?
Главное отличие Библии от других книг — богооткровенность
— Однажды у святителя Филарета спросили: мол, как можно верить в то, что пророк Иона был проглочен китом, у которого очень узкое горло? В ответ он сказал: «Если бы в Священном Писании было написано, что не кит проглотил Иону, а Иона — кита, я бы и этому поверил». Разумеется, сегодня подобные высказывания могут воспринять с сарказмом. В связи с этим возникает вопрос: почему Церковь так доверяет Священному Писанию? Ведь библейские книги написаны людьми.
— Главное отличие Библии от других книг — богооткровенность. Это не просто творчество какого-то выдающегося человека. Через пророков и апостолов на доступном языке воспроизводится голос Самого Бога. Если к нам обращается Творец, то как же мы должны к этому относиться? Отсюда такое внимание и такое доверие к Священному Писанию.
— На каком языке были написаны библейские книги? Как их перевод повлиял на современное восприятие священных текстов?
— Большинство ветхозаветных книг написано на древнееврейском языке (иврите). Некоторые из них сохранились только на арамейском. Уже упомянутые неканонические книги дошли до нас исключительно на греческом: к примеру, Иудифи, Товита, Варуха и Маккавейские книги. Третья книга Ездры в своей полноте известна нам только на латыни. Что же касается Нового Завета, то он в основном был написан на греческом — на наречии койнэ. Некоторые библеисты полагают, что Евангелие от Матфея было написано на еврейском, но никаких первоисточников до нас не дошло (есть только переводы). Конечно, лучше было бы читать и изучать библейские книги, опираясь на первоисточники, оригиналы. Но так сложилось еще с древних времен: все книги Священного Писания переводились. И поэтому в большинстве своем люди знакомы со Священным Писанием в переводе на их родной язык.
Все люди земного шара могут полностью или частично прочитать Библию на родном языке
— Интересно бы узнать: на каком же языке говорил Иисус Христос?
— Многие считают, что Христос использовал арамейский язык. Однако, когда говорят об оригинале Евангелия от Матфея, большинство библеистов указывают на иврит как на язык ветхозаветных книг. Споры на эту тему продолжаются до сих пор.
— Все ли народы сегодня могут читать Библию на своем родном языке?
— По данным библейских обществ, еще в 2008 г. Библия полностью или частично была переведена на 2500 языков. Одни ученые полагают, что в мире существует 3 тыс. языков, другие указывают на 6 тыс. Очень тяжело обозначить критерий: что является языком, а что — диалектом. Но с абсолютной уверенностью можно сказать: все люди, живущие в разных уголках земного шара, могут полностью или частично прочитать Библию на своем родном языке.
Главный критерий — Библия должна быть понятной
— Какой язык для нас предпочтительнее: русский, украинский или церковнославянский?
— Главный критерий — Библия должна быть понятной. Традиционно за богослужением в Церкви используется церковнославянский язык. К сожалению, в общеобразовательной школе он не изучается. Поэтому многие библейские выражения требуют пояснения. Это, кстати, касается не только нашей эпохи. Такая проблема возникала и в XIX в. Тогда же появился и перевод Священного Писания на русский язык — Синодальный перевод Библии. Он прошел проверку временем, оказал огромное влияние на становление русского языка в частности и русскую культуру в целом. Поэтому для русскоязычных прихожан я бы рекомендовал использовать для домашнего чтения именно его. Что же касается украиноязычных прихожан, то здесь ситуация немного сложнее. Дело в том, что попытка первого полного перевода Библии на украинский язык была предпринята Пантелеймоном Кулишом в 60-х годах XIX в. К нему присоединился Иван Нечуй-Левицкий. Завершил перевод Иван Пулюй (уже после смерти Кулиша). Их труд был издан в 1903 г. библейским обществом. В XX в. наиболее авторитетными стали переводы Ивана Огиенко и Ивана Хоменко. В настоящее время очень многие предпринимают попытки перевести всю Библию или частично. Есть и положительный опыт, и сложные, спорные моменты. Так что, наверное, было бы некорректно рекомендовать какой-то конкретный текст украинского перевода. Сейчас Украинская Православная Церковь осуществляет перевод Четвероевангелия. Надеюсь, что это будет удачный перевод и для домашнего чтения, и для богослужебного (на тех приходах, где употребляется украинский).
VII век. Четыре Евангелиста. Келлское Евангелие. Дублин, Тритини-колледж
Духовная пища должна быть дана человеку в том виде, в котором она может принести духовную пользу
— На некоторых приходах во время богослужения прочитывается библейский отрывок на родном языке (после прочтения на церковнославянском).
— Эта традиция характерна не только для наших, но и для многих зарубежных приходов, где есть верующие из разных стран. В таких ситуациях богослужебные отрывки из Священного Писания повторяют и на родных языках. Ведь духовная пища должна быть дана человеку в том виде, в котором она может принести духовную пользу.
— Время от времени в СМИ появляется информация о какой-то новой библейской книге, которая якобы ранее была утрачена или хранилась в тайне. В ней обязательно обнаруживаются какие-то «сакральные» моменты, противоречащие христианству. Как относиться к таким источникам?
— В последние два столетия было открыто немало древних рукописей (манускриптов), что позволило скоординировать взгляд на изучение библейского текста. В первую очередь, это касается Кумранских рукописей, обнаруженных в районе Мертвого моря (в Кумранских пещерах). Там было найдено много рукописей — как библейских, так и гностических (т. е. текстов, искажающих христианское учение). Не исключено, что и в дальнейшем будет найдено немало манускриптов гностического характера. Следует напомнить, что еще на протяжении ІІ и ІІІ вв. Церковь вела борьбу с ересью гностицизма. А в наше время, когда мы наблюдаем повальное увлечение оккультизмом, эти тексты появляются под видом некой сенсации.
Мы читаем Слово Божие не для заучивания, а чтобы почувствовать дуновение Самого Бога
— По каким критериям можно определить положительный результат от регулярного чтения Священного Писания? По количеству заученных цитат?
— Мы читаем Слово Божие не для заучивания. Хотя бывают ситуации, например в семинариях, когда именно такая задача ставится. Библейские тексты важны для духовной жизни, чтобы почувствовать дуновение Самого Бога. Таким образом, мы приобщаемся к тем благодатным дарам, которые есть в Церкви, узнаем о заповедях, благодаря которым становимся лучше, приближаемся к Господу. Поэтому изучение Библии — важнейшая часть нашего духовного восхождения, духовной жизни. При регулярном чтении многие отрывки постепенно запоминаются и без специального заучивания.
Восемь шагов новоначального христианина
Начиная свой христианский путь, новоначальный христианин, или, как нынче принято говорить, воцерковляющийся человек, становится заложником скудности собственных знаний о православной вере. Хочется поступать как положено христианину, а вот как положено – не всегда понятно. Обращение к современным источникам информации порой даже больше затрудняет поиск нужных ответов. В интернете информации столько, что за всю жизнь не перечитать, а полки в книжных магазинах поражают обилием православной литературы. Очень легко потеряться в таком море информации. В этой публикации кратко описаны восемь шагов, которые помогут новоначальному христианину правильно выстроить свою духовную жизнь и укрепляться в вере.
1. Изучение Священного Писания
Священное Писание – это источник Божественного Откровения, из него мы узнаём о Боге и Его заповедях. Основа христианского вероучения – Евангелие, название это переводится как «Благая весть». Она дана всем людям, каждый может изучать Евангелие и постигать учение Христово, которое в нем содержится. У христиан нет никаких тайных знаний о Боге, мы черпаем знания со страниц Священного Писания. И для священника, и для мирянина Евангелие одинаково, и все в одинаковой степени призваны соблюдать те заповеди, которые дал Господь. Поэтому для христианина важно читать и изучать Священное Писание.
Чтение стоит начинать с Нового Завета, с Евангелия, ежедневно прочитывая хотя бы по одной, а лучше по несколько глав, но надо помнить, что вдумчивое его изучение не предполагает поспешности. Поэтому совсем не лишним будет параллельно с чтением пользоваться толкованиями святых отцов, в которых глубоко раскрывается суть евангельских повествований.
Очень хорошо будет присоединиться к группе по изучению Священного Писания. Такие группы, очные и дистанционные, бывают при храмах и православных учебных заведениях. При выборе дистанционной группы в интернете надо удостовериться, что группа православная, иначе есть риск попасть к сектантам или еретикам.
2. Личная молитва
Для христианина очень важно научиться правильно молиться, поскольку молитва – это стержень духовной жизни, живое общение с Богом. Начинать надо с самого простого – молитвы «Отче наш», которую дал нам Господь Иисус Христос. Несмотря на кажущуюся простоту, эта молитва очень глубока по своему содержанию и фактически охватывает всю жизнь человека. «Отче наш» — это та молитва, которую каждый христианин должен знать наизусть.
Конечно, можно молиться и своими словами, испрашивая у Господа потребное для души и тела и благодаря за милости. Но будет правильным прибегнуть к многовековому молитвенному опыту Церкви, который содержится в различных молитвах, написанных святыми отцами. Из таких молитв составлены специальные сборники – молитвословы. В них содержатся утренние и вечерние молитвы, молитвы, которые читаются перед Святым Причащением, и многие другие. Начав с регулярного чтения «Отче наш» утром и вечером, закрепив это делание как обязательное духовное занятие, можно приступать к чтению утренних и вечерних молитв из молитвослова. Поначалу может быть затруднительно прочитывать все молитвы, поэтому можно добавлять их понемногу.
Молитвы написаны на церковнославянском языке, что поначалу может создавать определенные сложности – тексты могут быть не вполне понятны, а местами даже совсем непонятны. В этом случае стоит обратиться к толковым молитвословам, разобрать молитвы, пользуясь параллельным переводом. Бездумное повторение непонятных слов и выражений не приносит никакой духовной пользы. Молитвы – это не заговоры или заклинания, а благоговейная беседа с Богом. Очевидно, что беседовать нужно осмысленно, иначе есть вероятность быть не услышанным. Также необходимо помнить, что суть – это не механическое вычитывание молитв, а именно сама молитва, со вниманием, сосредоточением и пониманием прочитанного.
3. Участие в богослужениях
Молитва бывает не только личной, но и общественной. Церковь – это не только здание храма, которое мы привыкли так называть, но, в первую очередь, это совокупность христиан во главе с Иисусом Христом. Господом и апостолами мы научены собираться вместе для молитвы и благодарения Бога. Поэтому одной из практических сторон духовной жизни православных христиан является участие в совместном богослужении. Православное богослужение невероятно интересно и глубоко по своему содержанию. Оно очень символично, ни одного действия не происходит «для красоты», во всём заключён глубокий смысл. По мере изучения состава и строя службы приходит понимание заключённых в богослужебных действиях глубины, смысла и величия. Для изучения церковных служб существует множество пособий в разных форматах.
Не стоит смущаться и того, что поначалу непонятен язык богослужения, ведь оно совершается на церковнославянском языке. Он, как и всякий язык, для полного понимания требует углубленного изучения, но на первом этапе будет вполне достаточным изучить переводы богослужебных текстов с пояснениями к ним.
Главное православное богослужение – это Божественная литургия. Также ее называют евхаристией, что в переводе с греческого означает «благодарение», ведь благодарение Бога составляет главное содержание этого богослужения. Во время литургии верующим под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную ( Ин.6:48–54 ). Сам Спаситель показал пример первой евхаристии, совершив Тайную вечерю со своими учениками, и впервые причастив их.
Именно с литургии и стоит начинать свое знакомство с православным богослужением. Участие в евхаристии – жизненно важное для православного христианина дело. Традиционно христиане собираются для совместной молитвы в воскресный день, который именуется малой Пасхой, и причащаются Святых Христовых Тайн за Божественной литургией.
4. Изучение основ православной веры
Духовное наследие Церкви невероятно обширно – догматика, каноны, творения святых отцов и многое другое. Углубленное изучение богословских дисциплин является задачей для священнослужителей, богословов, но также вполне доступно каждому желающему. Новоначальный христианин рискует потеряться в обилии информации, если начнет хвататься за всё сразу. Какой бы интересной и привлекательной для чтения ни была предлагаемая в различных источниках информация, начинать надо с малого. Нельзя сразу кормить младенца твердой пищей, сначала он растет на молоке матери.
Самостоятельное изучение основ Православия стоит начать с «Символа веры» и пояснений к нему. «Символом веры» называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения. Он состоит из двенадцати членов (предложений), и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры.
Далее стоит углубиться в изучение информации о Таинствах Православной Церкви. Выше уже было сказано о Евхаристии – это одно из семи Таинств. Полезным будет и ознакомление с православным календарем – праздниками, постами, житиями святых.
Самое надёжное образование – системное, самое ценное – очное, к нему относятся катехизические беседы и занятия в воскресной школе для взрослых. Кроме знаний они вводят человека в общину верующих. Существуют и дистанционные курсы, среди которых можно выделить Просветительские курсы при Сретенской духовной семинарии.
Пособия для новоначальных можно найти в разделе Катехизация нашего портала.
Рекомендуем также воспользоваться библиотекой «Азбуки веры». В ней содержатся тысячи трудов, поэтому начинать стоит с раздела «Что читать христианину».
5. Покаяние как переосмысление и изменение жизни
Начиная христианскую жизнь, человек должен задуматься о том, как он жил до этого момента, и как должен жить дальше. Критерием для такого осмысления собственной жизни является Евангелие, учение Христово. Принимая Христа как Спасителя, человек принимает и условия спасения. Бог спасает нас, но не без нашего участия. Условия спасения – это покаяние в грехах, исправление и жизнь по заповедям Божьим. Нельзя упорствовать в грехе, называя себя христианином. Грехи следует исповедать и стараться больше к ним не возвращаться.
Таинство Покаяния (Исповедь) даёт возможность христианину получить прощение грехов от Бога для последующего исправления. Исповедь принимает священник, который является свидетелем покаяния человека перед Богом. Выслушав исповедь, он совершает видимый знак отпущения грехов – читает разрешительную молитву.
6. Самонаблюдение
Христианин должен быть внимателен к себе, к своим поступкам и отношениям с другими людьми. То, что казалось простым и привычным до обращения к вере, может стать недопустимым для христианина. Такие «повседневные» грехи как осуждение, пустословие, раздражение, гнев, сквернословие и многие другие – это то, с чем придется ежедневно бороться. И тут без самонаблюдения никак не обойтись. Придется бить себя по рукам и прикусывать язык, стараясь исключать эти грехи из своей повседневной жизни. Тут в помощь усердная молитва и регулярная исповедь. Чем больше усердия в добродетели, тем больше и помощи от Господа.
7. Добрые дела
Изучая Евангелие, мы встречаем слова Христа: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:34–35 ). Учение Христово в первую очередь о любви. «Любовь есть исполнение закона», – пишет апостол Павел ( Рим.13:10 ).
Любовь без добрых дел немыслима. Христианин призван Спасителем любить ближнего: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мк.12:31 ). Ближний – это не только родственник или друг, а всякий человек, встречающийся на жизненном пути. Любовь к ближнему – это не просто слова, а, в первую очередь, дела. Дела, на которые толкает вера, ибо «вера без дел мертва» ( Иак.2:26 ).
Добро можно делать всегда и везде, поэтому нет необходимости проводить специальную классификацию добрых дел. Всегда, когда есть возможность сделать добро, нужно стараться делать его во славу Господа.
8. Обретение духовника
Новоначальному христианину может быть довольно сложно в духовных вопросах. Духовная жизнь полна «подводных камней» и сложностей. Чем больше человек стремится быть ближе к Богу, тем сильней ополчается на него лукавый. Бесовские козни могут быть изощренными и хитрыми, незаметными на первый взгляд. С опытом приходит духовное внимание и ви́дение. Христианин – это воин, который обретает опыт в битвах с невидимым противником. Но как воину нужен опытный командир, так христианину нужен наставник – духовник. Это священник, который будет помогать расти духовно, наставлять в вере и благочестии, принимать исповеди.
Как обрести духовника? Нужно усердно молиться, чтобы Господь помог в этом деле. Важно не стесняться обращаться с духовными вопросами к священникам в храме. Не нужно бояться отвлечь священника от потенциальных «более важных вопросов». Ответы на духовные вопросы прихожан – прямая обязанность приходского священника. Если общение со священником складывается, и советы его помогают духовному росту, то, возможно, это и есть тот самый искомый духовник.
Не всегда бывает возможность задать все вопросы, которых порой собирается немало, духовнику лично, тогда можно получить ответ на нашем сайте в разделе «Вопросы и ответы».
На пути в Царство Небесное новоначального христианина подстерегает много искушений, проблем, да и просто непонятных вещей. Поэтому настоятельно советуем ознакомиться с Основами духовной безопасности.