с чего начать молодому завучу
Руководство начинающему завучу
Кто приходит первым в школу
И несётся в кабинет
Позабыв про тяжесть лет.
Кто к учителю подходит
Разговор про жизнь заводит
От кого исходит свет.
Кто усталости не знает
Пишет, думает, считает,
Улыбается, страдает, помогает
Всем, мечтает, расписанье
Составляет, справки пишет и играет,
Мудрый всем дает совет…
Это завуч – про него
Хорошо, иль ничего.
В каждой школе завуч есть,
Мы ему окажем честь,
Скажем добрые слова,
Чтобы к вечеру молва
Разнесла по белу свету:
И наполнила планету
Добрым словом про него
Хорошо, иль ничего.
РУКОВОДСТВО НАЧИНАЮЩЕМУ ЗАВУЧУ
Ко многим терминам, которые употребляются ежедневно, мы привыкли и порой не вдумываемся в их суть. Так, например, произошло со словом “завуч”. Ведь давно в школах нет так называемой учебной части и заведующего. А слово есть! В действительности же завуч является и организатором, и контролёром, и координатором, который призван оперативно “тушить пожары”, возникающие в гремучей смеси педагогического коллектива.
Известный исследователь школоведческих проблем В.И.Зверев рассматривает управление как деятельность руководителей образовательных учреждений, направленную на обеспечение оптимального функционирования всех ее подсистем, перевод каждой из них на более высокий уровень развития. Технология управления, как и любая технология, отвечает на вопрос “Как добиться результата?” Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от способности администрации образовательного учреждения осуществлять руководство учебно- воспитательным процессом на основе технологического подхода.
Технология управления характеризуется строго определенной последовательностью методов, операций, позволяющих получать устойчивый запланированный результат при наименьших затратах сил, средств, времени. При этом акцент следует делать на диалоговом характере управления. Принципиально важным фактором в технологии управления становится стиль руководства учебно-воспитательным процессом, отношение к людям.
Технологическая цепочка управленческой деятельности.
ДИАГНОСТИКА
(анализ деятельности школы)
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
(отдаленные и близкие цели)
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
(предвидение будущих потребностей, тенденций развития, вероятных проблем, возможных последствий)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
(создание концепции, программы развития)
КОНСТРУИРОВАНИЕ
(разработка направлений и конкретного содержания деятельности)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
(общение, отношения, устранение противоречий, разрешение конфликтов, оценка деятельности)
ОРГАНИЗАЦИЯ
(концентрация усилий, распределение ролей, мотивация, стимулирование деятельности)
РЕЗУЛЬТАТ
(сравнимый и прогнозируемым и затратами)
ДИАГНОСТИКА + КОРРЕКЦИЯ, РЕГУЛИРОВАНИЕ
(контроль, оценка)
Смысл, назначение и основная цель деятельности завуча состоит в технологизации образовательного процесса и управления им. Можно утверждать, что завуч – это технолог учебного процесса. С одной стороны он является идеологом, специалистом по образовательным технологиям, а с другой проектировщиком и исполнителем управленческой технологии. Внимание завучей к управленческим технологиям во многом определяется не сколько данью моде, сколько сложностью и масштабностью проблем образовательного процесса, требующих незамедлительного и квалифицированного решения. И там, где завучи стремятся эффективно решать проблемы, технологии управления становятся востребованными.
На современном этапе социальные требования к школе качественно изменились. Следовательно, завуч должен перестроить свою работу с учетом этих изменений. В системе внутришкольного управления необходимо отойти от сложившихся стереотипов, изменить технологию управленческого труда. Общеизвестно, что чем лучше администратор владеет теорией и практикой управления, тем легче ему будет работать, тем эффективнее будет его труд.
Считается, что в идеале завуч должен быть и хорошим педагогом-предметником. К сожалению, мало делается для роста профессионального уровня завуча: повышение квалификации и знаний в области образовательного менеджмента, экономики, права, информационных технологий, предметов, посвященных проблеме управления в системе образования. Во многих странах подготовка управленцев для общеобразовательных учреждений ведется целенаправленно.
В педагогическом коллективе необходима строгая согласованность действий всех членов педагогического коллектива. Педагогический коллектив должен выступать перед детским коллективом как нечто целое, недопустим разнобой в действиях руководителей, разное толкование тех или иных вопросов, разные требования к учителям.
Для завуча одно из главных качеств – умение организовать работу коллектива, организовать целостный педагогический процесс. Во главе учителей должен стоять человек, который в состоянии сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, основанный на сотрудничестве и взаимопонимании. Завуч по учебной работе выполняет роль “двигателя”, все усилия которого направлены на поддержание рабочего ритма в коллективе, создание положительного микроклимата, приятного и продуктивного взаимодействия сотрудников в школе.
Завуч является “учителем учителей” – это определяет выделение большого количества времени на общение с учителями и учащимися, повышение собственной педагогической квалификации, контроля за учебно-воспитательным процессом. Завучу необходимо располагать временем для своего профессионального роста. В этой связи целесообразно выделить свободный день в неделю для самообразования, обучения на курсах, встреч со специалистами.
Ежедневная работа завуча начинается с проверки санитарного состояния, получения информации об отсутствующих учителях на текущий день и запись в журнале о замене уроков. Завуч контролирует, чтобы замена осуществлялась по профилю, и информация своевременно была доведена до учителя, который пойдёт на замену урока. Со звонком на 1 урок завуч делает обход, чтобы увидеть, как начался рабочий день и первый урок. Посещение уроков (2-3 в день по графику), свои уроки, беседа с учащимися и учителями, встреча с родителями, работа с документацией, совещания по графику.
Проведение совещаний и собраний, планёрок с одинаковой периодичностью в одно и то же время, в одном и том же месте. При этом до минимума следует сократить проведение различных внеплановых совещаний. (Приложение 1)
Для завуча значимым участком его работы является учебный процесс и его организация, который он моделирует и управляет, а также взаимодействие с руководителями функциональных подструктур школы, с учреждениями повышения квалификации, органами управления образованием, родителями, учителями и учащимися.
Все направления работы отражены в планах завуча школы. (Приложение 7)
Осуществление функции управления во многом зависит от внедрения строго продуманной системы информации и отчетности, единых форм учебно-педагогической документации. Каждый завуч с первых дней своей деятельности сталкивается с необходимостью подготовки деловых бумаг различного направления.
Деятельность завуча по учебной работе сопровождается мониторингом учебного процесса на диагностической основе. Только на основе ритмично действующей прямой и обратной связи, достоверной информации завуч может ставить конкретные задачи, принимать правильные решения, обеспечивать их практическую реализацию.
Главной заботой завуча должно стать создание современной методической службы, определенной системы, обеспечивающей повышение квалификации учителей и воспитателей. Именно она формирует новый тип учителя, работает на развитие школы, ее завтрашний день. Важно в этой системе активно задействовать знающих, профессиональных, творческих учителей, привить вкус к чтению специальной литературы, к научным подходам и мотивам своей педагогической деятельности. Учителям необходимо плодотворное общение с коллегами и учащимися, выполнение разных ролей в различных делах.
В течение учебного года завуч посещает большое количество уроков. (Приложение 6). Эта работа чрезвычайна важна для завуча, на которого возложен не сколько контроль, сколько упорядочение организации сложнейших процессов обучения в школе, воспитания развития учащихся. На уроке завуч наблюдает за работой учителя и учащихся, в специальной тетради фиксирует цепочку их действий, особо отмечая пути и методы решения образовательной, воспитывающей, развивающей, здоровьесберегающей и контрольно-оценочной функций обучения, создание ситуации успеха, использование инновационных способов организации учебного процесса, использования многообразия видов деятельности на уроке, проявления учащимися активности, самостоятельности и интереса к учению, взаимоотношений учителя и детей. После урока завуч проводит анализ по специальной программе, вместе с тем анализ урока предусматривает объективный самоанализ и самооценку автора урока.
Управленческая работа в учебном заведении – сложная и многогранная проблема.
Современному завучу следует отказаться от методов администрирования. Главное – создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, чтобы не только ученику, но и учителю хотелось идти в школу, создавать ситуацию успеха как для детей, так и для учителей, предупреждать возможные ошибки.
5 открытий молодого школьного завуча
С первого сентября в моей трудовой биографии добавился ещё один пункт — «заместитель директора по информатизации и инновационной деятельности». Мне досталось полставки в лицее, который я сама же окончила 16 лет тому назад и с которым никогда профессионально не расставалась, меняя свои официальные должности и неофициальные статусы от старшей вожатой до координатора проектов, от редактора сайта до педагога-организатора.
По сути дела, всё это время я приходила в школу делать конкретные, строго ограниченные по времени проекты — фильмы, презентации, юбилеи, конференции, сценарии и всякое вокруг — и уходила, когда работа была закончена, до какого-нибудь нового «вызова современности». Изменилось ли что-нибудь в моей жизни с переходом в высшую школьную административную лигу? О да, ребята. О да.
1. Никто не даст вам времени на адаптацию. Работа начинается здесь и сейчас. Нет, не сейчас, а вообще вчера
Даже если ты до этого десять лет отработал в университетской административной структуре, школа, которая, казалось бы, должна находиться где-то в смежной управленческой реальности, на деле оказывается отдельной бюрократической галактикой, законы которой придётся изучать в режиме реального времени.
Особенно, если повезёт, как мне, в первые же месяцы работы сразу же столкнуться с плановой проверкой Роспотребнадзора. Или ответить за одни рабочие сутки на 13 входящих запросов от вышестоящих административных инстанций. Или подготовить за три дня пакет рабочих документов с осмысленным текстом на 354 страницы.
Разумеется, ты не будешь беспросветно одинок в этой бодрящей работе. Но навсегда перестанешь верить экспертным HR-статьям от «специалистов кадрового менеджмента», утверждающим что «окончательное „вливание“ человека в рабочий ритм организации происходит на 10-12 месяц».
2. Свой авторитет в глазах коллег-учителей придётся выстраивать с нуля. Даже если вы прекрасно общались и работали вместе последние 20 лет. Даже если вы у них учились. Хм, особенно, если вы у них учились!
Около четверти моих сегодняшних школьных коллег помнят меня с 13-летнего возраста (сейчас мне 32). И это феерическая обманка — если вы когда-нибудь работали со своими родственниками в структуре с формально-вертикальным подчинением, вы поймете, о чём я. Потому что с одной стороны тут мощный фидбэк из миллиона совместно распитых чашек кофе, общих побед, преодолённых гор и разговоров по душам, а с другой — необходимость порой напоминать этим прекрасным и действительно крепко любимым людям о некоторых их должностных обязанностях, из рамок которых они, бывает, иногда выпадают.
Но если вам повезёт так же, как мне, те самые дорогие-любимые коллеги с огромным пониманием отнесутся к двойственности вашего чуть изменившегося статуса. А некоторые из них снова возьмутся вас незаметно учить — тактичными советами, лёгкими намеками, точечными подсказками, что вы, правда, вообще не сразу осознаете — просто почувствуете через 3-4 месяца, как вдруг внезапно качественно поумнели.
Но вообще мне кажется, что у хорошего администратора в образовании есть только одна разумная профессиональная позиция.
Зам — это, в первую очередь, обслуживающий персонал для преподавателей, а не наоборот
Со всеми вытекающими отсюда профессиональными обязанностями, которые не прописаны ни в одной должностной инструкции, но создаются правдой сегодняшней школьной жизни. Например, оберегать, насколько это вообще возможно, учителей от формальной отчётной писанины. Например, не решать важные для них вопросы без их участия. Например, позволять им просто быть уставшими людьми, которым хочется просто молча посидеть в учительской с тобой рядом, потягивая свой давно остывший нескафе.
3. Большинство учителей понятия не имеют, каковы на самом деле объём и содержание вашей административной работы
Не скажу за всех остальных завучей, но 85% моего рабочего времени занимает написание текстов, которые, скорее всего, не увидит ни один наш учитель-предметник. В этом увлекательно разнообразном жанровом ряду — официальные ответы на самые разные запросы к школе, от статистических данных до развёрнутых объяснительных; заявки на гранты и конкурсы; презентационные тексты; локальные нормативные акты; реестры и списки; всяческие программы развития; поздравительные адреса к юбилеям наших партнёров и чёрт знает что ещё. Пожалуй, единственное, что так или иначе удостаивается широкого общественного прочтения — это тексты нашей внутрикорпоративной рассылки (а её ещё сверстать надо нормально) и публикации в печатной прессе о школе (которые даже не всегда подписаны моим именем).
10 типов учителей, которые ужасно бесят других учителей
Это я всё к тому, что для большинства коллег моя работа выглядит так: я сижу за компом и что-то быстро пишу. При этом совершенно не понятно, делает ли вот эта моя работа жизнь конкретного педагога хоть как-то лучше. Тут можно было бы вставить затёртую в интернетах цитату («Каждый человек, которого ты встречаешь, сражается в битве, о которой ты не знаешь ничего» etс.), но я, собственно, о другом. Завучи тоже далеко не всегда знают, с чем и как бьются каждый день учителя. Но, как ни крути, на фронтире образования, с детьми и родителями, стоят именно они, а мы — что ж, по мере сил и собственных возможностей прикрываем их с тыла.
4. Вам придётся как будто выучить новый иностранный язык — тот уникальный, на котором говорит именно ваша школа. Зато потом вы научитесь читать мысли
Без усложнённых отсылок к понятиям ноосферы и общей апперцепционной базы, сформулирую лично пережитое ощущение: каждая школа имеет свой собственный, внутренний смысловой код общения, формируемый поколениями профессионалов, работавших и работающих в ней. И это не только и столько профессиональные термины, которые ты либо знаешь, либо нет. Это про твоё знание и понимание конкретных традиций, историй, имён, фраз, ситуаций, текстов, связанных с этой конкретной школой, которые возникают постоянно в разговорах твоих коллег и которые ты с лёту понимаешь и расшифровываешь, как общеизвестные цитаты из классических книг или фильмов.
Я не знаю точно, как именно передаётся внутри школы это знание (полагаю, надо много спрашивать и ещё больше — слушать), но определяется оно очень просто — любую недоговоренную на бегу собеседником мысль ты можешь быстро подхватить, доформулировать, развить, проиллюстрировать и расписать на три абзаца поясняющего текста.
И, честно сказать, без этого единого профессионального мироощущения фиг вы справитесь с очередным конкурсным дедлайном, когда за один вечер вам нужно подготовить с коллегами какой-нибудь очередной потрясающий воображение мастер-класс или открытый урок. Потому что в ситуации жёсткого лимита времени (то есть всегда) спасает исключительно вот эта профессиональная эмпатия-телепатия: «Так, а тут надо…» — «Я уже так и написала».
5. Вы переживаете самое счастливое время в своей жизни. Переживаете так быстро, как никогда раньше
Счастливое, потому что вокруг вас — удивительно талантливые профессионалы (часто уставшие, порой не в настроении, постоянно забывающие свои чашки в учительской и вот это вот всё).
Счастливое, потому что перед вами — удивительно талантливые дети (плюющие на авторитеты, сидящие в гаджетах, амбициозные и ленивые одновременно, в целом — не дающие интеллектуально расслабиться ни на секунду).
Сколько зарабатывают школьные учителя в разных регионах России
Счастливое, потому что за вами — та самая ваша «Москва, за которую отступать некуда», ваша школа, которую вы всеми силами, как можете, пытаетесь удержать, не потеряв по дороге здравый смысл. И это драйвово, немного безумно, иногда страшновато, но определённо стоит пережить, чтобы было о чём рассказывать своим детям, которые, дай-то Бог, тоже когда-нибудь придут сюда учиться.
Переживаете быстро — потому что никогда и нигде время не летит с такой скоростью и не вмещает при этом так много. Я даже начинаю думать, что возможно именно в этом секрет школьных учителей, которые десятилетиями внешне почти не меняются. Что ж, в этом случае меня ждёт по крайней мере один приятный незапланированный бонус. Если я, конечно, выдержу вторые полгода.
Личный опыт: легко ли вырасти из простого учителя в завуча
В детстве, мечтая о том, что стану учительницей, я разрисовывала мелом шкаф в своей комнате, усаживала в ряд кукол и медведей, хранила как зеницу ока настоящий классный журнал, который случайно нашла в макулатуре. Но стать учительницей сразу после школы не получилось, потому что после основной школы мы с подружкой решили стать самостоятельными и поступили учиться в Калининградский политехникум. Учиться было неинтересно, но надо, поэтому закончила я его хорошо. Когда впервые увидела огромные электрические щиты, выключатели, автоматы, то поняла, что даже прикасаться ко всему этому боюсь, а уж работать по специальности тем более.
Про учительский путь
Все мечты сбываются, надо только очень захотеть. В этом я убеждена. Получив однажды письмо от мамы, я обнаружила в нем вырезку из газеты о том, что Псковский пединститут набирает студентов на заочное отделение. Никаких сомнений по поводу смены профессии у меня не было, поэтому, не отработав и года по специальности электротехника, я поступила в пединститут. Вот в этом учебном заведении было интересно. Самая главная проблема — нехватка времени для того, чтобы прочитать огромные списки литературы. Но я читала, в основном по ночам, потому что к тому времени у меня была уже маленькая дочка.
Институт окончила, и началась моя жизнь школьной учительницы. Мне повезло. Я начала свою деятельность с первых классов. Никогда до этого не думала, что так трудно работать в начальной школе. Вечерами вырезала грибочки и ягодки, мастерила разные поделки, училась писать без отрыва руки. Перешла в новую школу и стала работать в старших классах, одновременно выполняя обязанности организатора по внеклассной работе. Одно из ярких впечатлений того времени — оркестр, который обязательно должен был быть на выпускном вечере и исполнять туш, когда ученику вручают аттестат. Наверное, несовременно, но так торжественно!
Хотелось достичь чего-то большего, попробовать себя в разных сферах деятельности, поэтому не отказалась от предложения стать завучем. Это очень ответственная должность в школе. Кажется, ну что, кроме расписания, делает завуч? Много чего. И замена, и планирование, и педсоветы, и методическая работа, а самое трудное — работа с людьми: ученики, учителя, родители. Огромное количество документации, которую надо изучить или подготовить. Отдыхала я на уроках, когда приходила в класс.
Про сложности в коллективе
Мне, наверное, повезло, потому что я была завучем в только что открывшейся школе, и в коллективе учителем до этого не работала. Потому что иначе это психологически очень тяжело: тебя все привыкли воспринимать как простого учителя, и вдруг ты становишься начальником. Здесь очень важно не потерять себя, не заболеть этой звездной болезнью.
Конечно, было сложно, потому что в коллективе были друзья. А когда дело касалось работы, надо было забывать о дружбе. У меня даже есть близкая подруга, которая до сих пор помнит, что я ей как-то сделала выговор за то, что у нее не был заполнен журнал. У нас прекрасные отношения, но при случае она это припоминает мне. Однако я всегда помнила, что вышла из учителей и вернусь к ним, потому что завуч — это не профессия, а лишь должность. Сегодня ты — завуч, а завтра можешь быть уборщицей.
Я была завучем в девяностые годы. На нашу долю как раз выпало время развала СССР. Очень тяжело было, потому что большое количество родителей осталось без работы, дети были предоставлены сами себе. Тогда только начали подниматься национальные вопросы, и, конечно, приходилось очень нелегко. Было много таких детей, которые были действительно несчастными. Раз в неделю пачками вызывала детей в кабинет. Ругалась, ругалась, а потом понимала, что они попросту никому не нужны. Но эти дети как раз самые благодарные. Очень много случаев, что именно такие устроились потом в жизни хорошо, мы общаемся с ними, и, слава богу, у них все в порядке.
Про отношения с учениками
Время было очень тяжелое. Школа была огромная, 2000 человек училось. Сейчас, конечно, другие дети: более закормленные, знающие свои права, более свободные. Тогда было больше несчастных. Некоторые в школу приходили голодными, мы даже знали, что ребенок не ел дома.
Тогда как раз впервые в мою бытность стали менять программу. У нас с этим делом проблем никогда не было, потому что коллектив был опытный, и директор был один и тот же на протяжении всего времени. Трудно было, много бумаг, но все у нас получалось, перестроились.
Языковой вопрос вставал остро, много времени отнимал. И до сих пор он встает, учителя ходят на курсы и учат, и учат, и учат. Но если бы я работала завучем сейчас, мне нужна была бы высокая категория, а для меня этот вопрос уже остро не стоит, для учительской деятельности моей категории хватает. Конечно, раз ты работаешь в государственном учреждении, язык приходится знать, поэтому до сих пор есть учителя, которые пытаются учить, просто потому что надо, но в работе его все равно не используют.
Однажды на рынке у магазина купила селедку и забыла ее забрать. Утром в кабинет приходит мальчик: ”Мама просила вам передать. Вы забыли”. Я была приятно удивлена. Они были разными, мои ученики, жизнь у них сложилась по-разному, но агрессии в свой адрес я не испытывала. У меня много хороших учеников, я всегда могу к ним обратиться, они меня помнят. Всегда приятно что-то читать, слышать о них, знать, что у них все хорошо.
Про школьную жизнь
О многом я задумывалась в своей жизни, много, может, хотела изменить, но не профессию.
Проработав больше 10 лет завучем, я поняла, что место мое в классе, у доски. И вот я стала классным руководителем 5-го класса. Год за годом мои ученики взрослели, а я, набираясь опыта, наблюдала за ними.
Черная полоса в жизни почти на год выбила меня из колеи. У меня случился инсульт. Когда врач сказала о том, что больше в школе я работать не смогу, это было пострашнее самого диагноза. Я поняла, что без школы просто умру. И встала на ноги, вернулась в школу, ходила, держась руками за стенку, чтобы не упасть, вела уроки полушепотом, потому что были проблемы с голосом. Трудно описать словами благодарность к людям, которые поддержали меня в тот момент: мои коллеги, бывшие ученики, родители. А те ученики, к которым я приходила на урок, как бы не видели моих физических недостатков, что, конечно же, помогало мне восстановиться.
Говорят, что нынешняя молодежь жестокая, злая, но я не соглашусь с этим никогда. Что посеешь, то и пожнешь. Дети очень хорошо видят неискренность, ложь, не прощают предательство, унижение. И если с ними обращаться честно, не бояться показаться смешной или слабой, то они принимают тебя, уважают как человека и как учителя.
Год за годом подрастают ученики, уходят во взрослую жизнь. Им на смену приходят новые. Я, как и все мои коллеги, сетую на большую загруженность, недостаток времени, хотелось бы и зарплату иметь побольше, но в другой сфере деятельности я себя не представляю.
С чего начать молодому завучу
Автор: Сулоева Ирина Алексеевна
Организация: Радищевская школа №1
Населенный пункт: р.п.Радищево
Самый разгар лета, долгожданный отпуск неумолимо подходит к своему завершению. Вдруг раздаётся телефонный звонок, звонок с работы! Сразу в голове мелькают мысли, что же такое необъяснимое могло случиться. В трубке радостный голос директора, звонит с предложением занять вакантное на тот момент место заместителя директора. Я с радостью согласилась, без колебаний, так как мне хотелось дальнейшего саморазвития. Я понимала, что быть заместителем директора очень непросто, нужно много знать, быть в курсе последних педагогических тенденций, различных законодательных актов, постоянно быть в ладу со всем коллективом, пользоваться непоколебимым авторитетом, быть требовательной к себе и к окружающим и ещё много, много всего.
Первый день на новом месте. Личный кабинет, мой компьютер, ворох бумаг, постоянные поручения, отчёты, беседы… Ситуацию усугубляло ещё и то, что на тот момент мне было тридцать лет. Коллеги моё назначение восприняли крайне неоднозначно! Молодая, не справится! Проверяли меня на прочность, специально создавая ситуации, которые ставили меня в тупик. Каждый вечер дома заканчивался непременными слезами и жалобами, что у меня ничего не получается. Прошла неделя, вторая и тут я решила взять в себя в руки, вспомнить, чему меня учили в университете, ведь я по образованию педагог-психолог. Почему бы не помочь самой себе?
Вспомнив некогда любимый мною труд Э.Бёрна «Игры, в которые играют люди», я решила провести эксперимент на практике. Да, мои коллеги в нашем коллективе занимали определённые места, пользовались особым статусом, следовательно, разделив их на группы и поняв, как работать с каждой из групп, я достигну желаемого результата, а именно заставлю коллектив работать над достижением нашей общей цели.
Я поняла, что в школе есть учителя, которые работают долгое время, их дети давно закончили школу, живут своими семьями. У коллег много свободного времени, они пользуются неоспоримым авторитетом среди других учителей, учеников и родителей. Их крайне трудно сподвигнуть на какое-либо дело, кроме уроков.
Следующая группа – это учителя ненамного старше меня, моего возраста и чуть младше. У всех есть дети в школе, в детском саду. Это самая мобильная группа, нацеленная на успешность, которая принимает нововведения, стабильно работает на результат, охотно участвует в мероприятиях со своими детьми.
Третья группа – это молодые педагоги, которые только пришли в школу. Они сами часто не понимают, что от них надо, слабые в методическом плане. Им бы разобраться с многочисленными бумагами, рабочими программами, журналами, а здесь ещё и дети!
Для каждой группы в коллективе я отвела определённые роли. Старшие педагоги отлично ведут уроки, методически очень хорошо подкованы – наставничество – это то, где данная категория сможет мне помочь. Начала я с того, что постоянно обращалась к ним за советом. Давать различные рекомендации, а затем и помогать молодым – на это с радостью соглашались учителя с большим опытом работы. Из нашей совместной работы после трёх лет, мы сделали отличную программу по наставничеству и адаптации молодых специалистов. Учителя читают лекции по методической работе для начинающих учителей, отладили систему взаимопосещений. Старшие учителя незаменимые члены жюри на всех внеклассных конкурсах и соревнованиях, так как они долгое время работают, а следовательно могут беспристрастно оценить результат.
Со следующей группой учителей я работаю по принципу: постоянного соревнования (здоровая конкуренция). Это мои незаменимые участники всех конкурсных мероприятий. У каждого учителя данной категории есть классное руководство, поэтому соревнуются ещё и классные коллективы. У нас кипит постоянная работа по подготовке детей к олимпиадам различных уровней, готовятся конкурсы и внеклассные мероприятия. Ещё мои коллеги постоянно стремятся повысить свою квалификацию. Сейчас в школе работают более 80% учителей с высшей квалификацией, первая квалификационная категория только у коллег со стажем работы менее трёх лет. Каждый педагог чётко знает свои обязанности и то, что с него спросит администрация школы. Когда всё ясно и понятно, нет никакой нервозности в коллективе.
Для молодых педагогов я являюсь настоящим локомотивом. Курирую и контролирую из везде. Прихожу на уроки каждую неделю, сама читаю лекции по методики преподавания, наравне со старшими учителями (они больше по своим предметам, а я освещаю общие вопросы), проверяю их планы и рабочие программы. Мои молодые коллеги постоянные участники конкурсов для начинающих педагогов. Их конкурсные выступления готовим совместно, они благодарны за такую поддержку, а я в дальнейшем, становлюсь их старшим товарищем, к которому всегда можно прийти за советом.
На данный момент в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе я работаю четвёртый год. Мои старания не проходят даром. Создав такую систему работы с кадрами, я добилась следующих результатов: работающая, отлаженная система наставничества; постоянное участие моих педагогов в конкурсных мероприятия; постоянное повышение квалификации педагогами; качественное выступление учащихся на конкурсах и олимпиадах различного уровня; стабильное качество знаний; слаженный коллектив, которым легко управлять. Но и к себе я предъявляю высокие требования. Первое, я никогда не даю задание или поручение, не поняв, что нужно от учителя. Свои поручения формулирую максимально чётко и понятно, стремлюсь, если это возможно, разделить ответственность между несколькими педагогами. Второе, не загружаю учителей массой ненужных отчётов. Мы разработали и приняли на уровне школы локальные акты, требования которых понятны каждому и работаем в соответствии с ними. Третье, всегда иду навстречу учителям, решаю конфликтные ситуации не с позиции силы, а при помощи компромисса, советуюсь со старшими учителями. Всегда стараюсь читать классические произведения, самосовершенствоваться в профессии посредством курсовой подготовки и самоподготовки. Выезжаю в другие школы для того, чтобы перенять лучшие практики.
Сейчас я полностью довольна собой, отношениями между учителями и работой коллектива. Считаю, что нам есть ещё над чем поработать, но если мы будем совместно решать поставленные задачи в обучении и воспитании детей, то у нас всё получится!