с чего начать изучение православия

Первые шаги в Православной Церкви: двенадцать фактов, о которых нужно знать

Православное богослужение необычно! Некоторые его отличительные черты заметны, как только вы переступаете порог храма, и могут привести в замешательство. Другие его особенности становятся очевидными со временем. Приведу некоторую справочную информацию, которая может помочь вам почувствовать себя на православном богослужении более уверенно: двенадцать фактов, о которых нужно знать, оказавшись в православном храме впервые.

1. Это что за беспорядок?

В самом начале службы может сложиться впечатление, что в храме неразбериха: люди проходят в переднюю часть храма, молятся перед иконостасом (рядом икон, стоящих перед алтарем), целуют различные предметы, зажигают свечи, несмотря на то, что уже идет служба. Вообще, когда вы вошли, служба уже шла, хотя на дверях было ясно написано: «Начало Божественной литургии в 9:30». Вы явно смутились, что опаздываете, однако эти люди пришли еще позже и теперь перемещаются по храму. Что здесь происходит?

с чего начать изучение православия. Смотреть фото с чего начать изучение православия. Смотреть картинку с чего начать изучение православия. Картинка про с чего начать изучение православия. Фото с чего начать изучение православия

По воскресениям в православной церкви происходит одна Евхаристическая служба* – Божественная литургия, ей предшествует утреня [в греческих и славянских Церквах литургия служится после утрени – ред.]. Между этими службами нет перерыва, как только заканчивается одна, начинается другая, поэтому время начала службы указывается предположительно. В общей сложности во время воскресной службы священнослужитель проводит в алтаре более трех часов, «пребывая в свете», как выразился один священник.

Благодаря тому, что все находятся в постоянном движении, нет такого момента, когда все сидят на скамьях, кротко ожидая начала входного стиха и поглядывая на стрелки часов, приближающихся к 9:30. Православные верующие могут прибывать в разное время утрени или начала литургии, то есть где-то в продолжение часа. Когда бы они ни пришли, служба наверняка уже идет, но это не мешает им исполнить положенные по прибытию в храм личные молитвы.

Это отвлекает новичков и даже может быть воспринято как неуважение, но вскоре вы начинаете понимать, что это не просто формальность, а глубоко личное проявление веры. Конечно, это не оправдывает тех, кто опаздывает, но, к сожалению, в перечне добродетелей многих православных верующих пунктуальность зачастую отсутствует.

2. Стой за Христа!

В православной традиции верующие выстаивают почти всю службу. В самом деле. В некоторых православных храмах даже нет стульев, не считая нескольких, стоящих по краям помещения, для тех, кто в них нуждается.

В любом случае, если вам слишком тяжело постоянно стоять, можете присесть. Никто не станет возражать, да и вряд ли кто обратит на это внимание. Со временем вы привыкнете к длительному стоянию.

3. Сим победиши

Можно без преувеличения сказать, что мы часто крестимся. Мы осеняем себя крестным знамением при упоминании Святой Троицы, когда прикладываемся к кресту или к иконе и еще много раз в течение Божественной литургии.

с чего начать изучение православия. Смотреть фото с чего начать изучение православия. Смотреть картинку с чего начать изучение православия. Картинка про с чего начать изучение православия. Фото с чего начать изучение православия

Но это не значит, что все должны вести себя одинаково.

Некоторые осеняют себя крестом трижды подряд, другие, перекрестившись, касаются правой рукой земли. Войдя в храм, некоторые верующие могут подойти к иконе и сотворить «метания» – перекреститься, коснуться правой рукой пола, и, проделав так дважды, поцеловать икону, а затем еще раз повторить «метание».

Со временем это перестанет быть сложным, но поначалу кажется, что это доступно только посвященным, и вы боитесь сделать что-нибудь не так. Будьте спокойны, вам необязательно немедленно следовать их примеру.

Мы крестимся правой рукой справа налево, в отличие от католиков и протестантов – англикан Высокой церкви. Мы складываем пальцы особым образом: большой палец и два следующих соединяются вместе, а оставшиеся два пальца прижимаются к ладони.

Как и всеми нашими действиями, этим Православие побуждает нас исповедывать свою веру. Попробуйте разгадать, какой символ за этим стоит? (Три пальца, сложенных вместе, символизируют Троицу, два пальца, опущенных к ладони – две природы Христа, а также Его сошествие на землю).

Это тоже требует тренировки. Но если поначалу вы будете не совсем точно складывать пальцы, никто не станет обличать вас в ереси.

4. Коленопреклонение

Как правило, мы не молимся на коленях. Иногда мы падаем ниц. Но не так как падают ниц католики, распластавшись по полу. Мы преклоняем колена, опираемся руками о пол и касаемся его лбом.

с чего начать изучение православия. Смотреть фото с чего начать изучение православия. Смотреть картинку с чего начать изучение православия. Картинка про с чего начать изучение православия. Фото с чего начать изучение православия

Это выглядит как на фотографиях с какого-нибудь среднеазиатского богослужения, и представителям западной культуры это кажется невидалью. Вначале чувствуешь себя неловко, падая ниц, но все остальные делают это естественно и впоследствии неловкость проходит. Женщины замечают, что земные поклоны удобнее делать в широких юбках, а стоять удобнее в обуви без каблуков.

Иногда мы делаем земной поклон и тут же поднимается, как во время молитвы св. Ефрема Сирина, которая часто произносится во время Великого Поста. Бывает, что мы поклоняемся и задерживаемся так на некоторое время, как делают в некоторых общинах в некоторых местах Евхаристической молитвы.

Не все делают земные поклоны. Некоторые верующие преклоняют колена, другие стоят со склоненной головой, сидящие могут наклониться вперед и сидеть согнувшись. Робко стоять также не возбраняется. Никто не обратит внимания, если вы не станете падать ниц. Для православия более свойственны разнообразные формы выражения личной религиозности, чем ощущение, что за тобой наблюдают и могут оскорбиться, если ты делаешь, что-то неправильно.

Один из бывших священников Англиканской церкви в Америке признался, что на его решение стать православным больше всего повлиял вид припадающих в земных поклонах верующих. Он подумал тогда, что именно так следует предстоять перед Богом.

с чего начать изучение православия. Смотреть фото с чего начать изучение православия. Смотреть картинку с чего начать изучение православия. Картинка про с чего начать изучение православия. Фото с чего начать изучение православия

5. Люблю и целую.

Когда мы заходим в церковь, мы целуем иконы (у Иисуса принято целовать стопы, а у святых десницу). Вскоре вы обращаете внимание, что некоторые целуют Святую Чашу, некоторые – край риз священника, когда он приходит мимо, причетники целуют его руку, когда подают ему кадило, в конце службы мы все становимся в очередь, чтобы поцеловать крест.

Когда мы говорим, что «приложились» к чему-либо – это означает, что мы осенили себя крестным знамением и поцеловали этот предмет.

Перед причастием мы целуем друг друга («Приветствуйте друг друга лобзанием любви (1 Петр. 5:14) (сегодня в России целование мира сохранилось среди духовенства – прим.ред.). Когда католики и протестанты Высокой церкви совершают «преподание мира», они обнимаются, пожимают друг другу руки, или слегка касаются друг друга щеками – это обычное приветствие представителей западной культуры. У православных другая культура: греки и арабы целуются в обе щеки, славяне – троекратно. Поддайтесь инициативе близстоящих, и старайтесь не столкнуться носами.

На типичное обращение: «Христос посреди нас» отвечают: «Есть и будет». Не бойтесь, если вы забудете, что отвечать. Здесь не произносят обычного для протестантов приветствия: «Мир Господа да пребудет с вами», неуместно будет также сказать что-нибудь вроде: «Какая замечательная у вас церковь». Целование мира – это литургическое действие, знак мистического единства. Беседы и общение оставьте на потом.

6. Освященный и жертвенный хлеб

К причастию могут приступать только православные, но частички освященного хлеба могут вкушать все.

с чего начать изучение православия. Смотреть фото с чего начать изучение православия. Смотреть картинку с чего начать изучение православия. Картинка про с чего начать изучение православия. Фото с чего начать изучение православия

Это происходит так: кто-то из прихожан печет круглый хлеб для причастия и на нем делается оттиск печатью. Во время подготовительной службы перед литургией священник вырезает из печати сегмент и откладывает его в сторону. Он называется «Агнец». Оставшаяся часть хлеба разрезается на части, кладется в большую корзину и благословляется священником.

Во время Евхаристической молитвы Агнец пресуществляется в Тело Христа, а вино в Чаше в Его Кровь. И тут происходит удивительное: священник опускает Агнца в Чашу с вином. Когда мы причащаемся, мы подходим к священнику друг за другом, широко открывая рты, и он дает нам с золотой ложечки частичку хлеба, пропитанного вином. Он также читает над нами молитву, называя наше имя или имя святого, которое мы получили при крещении или миропомазании (таинство принятия в Церковь через помазание священным маслом).

Пройдя мимо священника, мы подходим к алтарнику, который держит корзину с освященным хлебом. Люди берут частички для себя или своих неправославных знакомых. Если вас кто-то угощает частичкой освященного хлеба, не пугайтесь – это не причастие. Это символ братства.

Случайные посетители иногда обижаются, что их не допускают к причастию. В Православии считается, что Причастие шире личных отношений с Христом. Оно удостоверяет вероисповедание исторического православного учения, подчинение определенному православному епископу, и преданность определенной православной общине. Тут нет каких-то привилегий, стать верным Православной Церкви может каждый. Но Евхаристия – это сокровище Церкви, и оно сберегается для тех, кто связал себя с Церковью. Это похоже на откладывание супружеских отношений до брака.

Еще одна причина того, почему мы оберегаем Евхаристию от всеобщего доступа, в том, что мы относимся к ней серьезнее многих других христианских конфессий. Мы верим, что это воистину Тело и Кровь Христовы. Мы не приступаем к причастию, не исповедовавшись в грехах перед священником и не примирившись с другими членами Церкви. Мы воздерживаемся от еды и питья, даже утренней чашки кофе, с полуночи перед причастием.

Итак, мы подошли к теме поста. Когда новички узнают об этой православной традиции, они обычно с трудом в это верят. Мы воздерживаемся от мяса, рыбы, молочного, вина и растительного масла каждую среду и пятницу, а также на протяжении четырех промежутков года, дольше всего во время Великого поста перед Пасхой. В общей сложности это занимает около полугода.

Здесь, как и везде, возможны вариации. Посоветовавшись со священником, люди решают, в какой мере они могут держать эти посты, как с физической, так и духовной точки зрения – чрезмерная строгость вскоре может привести к расстройству и подавленности. Пост это личное дело каждого человека. Как сказал св. Иоанн Златоуст в своей пасхальной проповеди, это праздник для всех, кто постился, и кто не постился: «воздержанные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!»

Важно отметить, что пост – это не жесткие правила, нарушив которые, вы подвергаетесь страшной опасности, и это не наказание за грехи. Пост – это упражнение для нашего роста и укрепления, лекарство для души.

Посоветовавшись со священником, как с духовным врачом, вы можете выработать такую меру поста, которая будет держать вас в тонусе, но не сломает. Возможно, в следующем году вы сможете осилить больше. Со временем, пережив опыт братского поста совместно с любящей общиной, многие люди обнаруживают, что им начинает нравиться постится.

с чего начать изучение православия. Смотреть фото с чего начать изучение православия. Смотреть картинку с чего начать изучение православия. Картинка про с чего начать изучение православия. Фото с чего начать изучение православия

7. Почему нет общей исповеди?

Мы считаем, что у нас нет одинаковых грехов, они все индивидуальны. Во время литургии нет отдельной исповедальной молитвы. Православные должны регулярно исповедоваться священнику лично.

Роль священника более, чем в других конфессиях напоминает роль духовного отца. К нему не обращаются просто по имени, а произносят перед именем «отец». У его жены тоже есть своя определенная роль матери прихода, и ее тоже называют по особенному, в зависимости от культуры: по-арабски «Khouria», по-гречески «Presbytera», и то и другое значит жена священника, а по-русски «матушка», что означает «мать».

Еще одну особенность составляет Символ Веры, который произносится или поется, в зависимости от прихода. Если вы произнесете по привычке или намерено «И от Сына исходящего», вас никто не поддержит. Филиокве появилось в Символе Веры шесть столетий после его составления, а мы придерживаемся оригинальной версии. Посетители из общин Высокой церкви отмечают, что мы не кланяемся и не преклоняем колена на словах «и воплотившегося».

Также мы не перестаем восклицать «Аллилуйа» во время Великого Поста, как делают монахини англиканской общины, более того, великопостная утреня у нас особенно изобилует этим восклицанием.

8. Музыка.

Около семидесяти пяти процентов службы занимает пение прихожан. Православные не используют музыкальных инструментов во время службы. Обычно пение ведет небольшой хор, поющий а капелла, степень участия прихожан в пении отличается в разных приходах. Музыкальный стиль также бывает разным, начиная от одноголосного пения в восточных традициях Арабской церкви и заканчивая европейским звучанием четырехголосной гармонии в Русской Церкви, с множеством вариаций между ними.

Это беспрерывное пение поначалу ошеломляет, кажется, что вы ступаете на стремительно движущийся эскалатор, и вас несет в течение полутора часов, пока вы с него не сойдете. Кто-то справедливо заметил, что литургия – это одна беспрерывная песнь.

Каждую неделю поется почти одно и то же, и это препятствует утомлению. Каждое следующее воскресение служба меняется совсем незначительно, основные молитвы и песнопения идут в одном порядке, и вскоре вы уже будете знать их наизусть. Тогда вы начнете ощущать присутствие Божье, что почти невозможно сделать на том этапе, когда вы переключаетесь, то на чтение молитвослова, то на текст литургии, то на изучение приходского листка.

9. Редакторы бессильны

Разве нельзя сказать это короче? Зачем эти лишние эпитеты? Нельзя ли еще раз ужать этот текст, пусть довольно точный и меткий? Но тогда это будет уже не православное богослужение. Православные всегда постараются выразиться как можно пространнее. В православном вероисповедании, молитвы много не бывает, это относится и к другим его аспектам. Когда священник или дьякон возглашает: «Исполним** молитву нашу Господеви…», будьте уверены, что стоять придется еще минут пятнадцать.

Изначально литургия длилась более пяти часов, это показывает, что люди в те времена горели сердцами к Господу. Св. Василий Великий в своей редакции литургии сократил ее продолжительность до двух с половиной часов, а позднее (около 400 года) св. Иоанн Златоуст еще сократил это время до полутора часов. Обычно по воскресеньям служится литургия св. Иоанна Златоуста, но в некоторые дни (воскресения Великого поста, Крещенский Сочельник), мы служим более длинную литургию св. Василия Великого.

10. Взбранная Воевода

Неизменная черта православного богослужения – почитание Девы Марии, «Непобедимой Воеводы» всех христиан. Мы называем ее также Богородицей или Божьей Матерью. Она способствовала нашему спасению, сделав физически возможным воплощение Бога в человека. Но, несмотря на Ее почитание, как сказано в Евангелии: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1:48), это не означает, что мы верим в волшебные силы Ее или других святых или считаем их полубогами. Когда мы поем «Пресвятая Богородица, спаси нас», мы не рассчитываем, что Она дарует нам спасение в вечности, а просим Ее молитв о нашем заступлении и возрастании в вере.

с чего начать изучение православия. Смотреть фото с чего начать изучение православия. Смотреть картинку с чего начать изучение православия. Картинка про с чего начать изучение православия. Фото с чего начать изучение православия

Мы просим молитв Девы Марии и других святых так же, как мы просим молитв друг у друга. Они ведь не умерли, а просто отошли в иной мир. Мы окружаем себя иконами для напоминания о том, что все святые невидимо соучаствуют в нашей молитве.

11. Трое врат.

В каждом православном храме перед алтарем стоит иконостас. Иконостас означает «стойка для икон» и он может элементарно представлять собой большую икону Христа справа и икону Богородицы с младенцем слева. В более обустроенном храме алтарь может представлять собой украшенную иконами перегородку. Некоторые типы иконостасов закрывают алтарь от взоров, кроме тех моментов, когда центральные врата открыты.

с чего начать изучение православия. Смотреть фото с чего начать изучение православия. Смотреть картинку с чего начать изучение православия. Картинка про с чего начать изучение православия. Фото с чего начать изучение православия

В самом простом варианте иконостаса с двумя большими иконами есть три входа. Центральный, непосредственно перед алтарем, называется Святыми или Царскими вратами, потому что во время Евхаристии через них к молящимся выходит сам Царь Славы. Святыми вратами пользуется только священник или дьякон с Чашей в руках.

По обе стороны от икон, если это упрощенный иконостас, находятся двери с изображенными на них ангелами, они называются Дьяконские врата. Ими пользуются алтарники и другие служители, однако без особой надобности заходить и выходить из алтаря не разрешается. Служителями алтаря – священниками, дьяконами, алтарниками могут быть только лица мужского пола. Женщины могут участвовать во всех остальных сферах церковной жизни. Женский вклад ценится наравне с мужским еще со времен первых мучеников; взглянув в сторону алтаря, всегда можно увидеть Богоматерь и других святых жен. Во многих православных храмах женщины трудятся наравне с мужчинами: управляют хором, пишут иконы, ведут уроки, читают Апостол и участвуют в приходском совете.

12. Куда податься американцу?

Перелистывая Желтые страницы любого мегаполиса, можно обнаружить большое количество православных церквей: Греческую, Румынскую, Русскую, Антиохийскую, Сербскую и множество других. Неужели Православие настолько национально ориентировано? Не являются ли эти разделения свидетельствами богословских распрей и расколов? Отнюдь нет. Все эти православные церкви это одна Церковь. Национальная принадлежность указывает на то, к чьей юрисдикции относится приход и какому епископу подчиняется.

В Северной Америке 6 миллионов православных, а по всему миру их 250 миллионов, поэтому православная община занимает среди всех христиан второе место по величине.

Несмотря на такое национальное многообразие, поразительно, что православие едино в богословских и нравственных вопросах. Православные по всему миру единодушно придерживаются проповеданных апостолами фундаментальных христианских принципов, которые передаются из поколения в поколение епископами – апостольскими преемниками. Кроме того, они верны апостольским устоям морали: аборты, половые отношения вне семьи так же считаются грехом с православной точки зрения.

Кто-то, возможно, объяснит это единство исторической случайностью. Однако, мы объясняем это воздействием Святого Духа.

К чему тогда такое многообразие национальных церквей? Эта национальная принадлежность наглядно отражает географические особенности. Северная Америка тоже представляет собой географическое единство, когда-нибудь у нас также будет единая национальная церковь: Американская Православная Церковь. Так должно было быть изначально, но ввиду сложных исторических предпосылок этого не произошло. Вместо этого, каждая эмигрировавшая в США православная этническая группа произвела свою собственную церковную структуру. Подобное многообразие православных юрисдикций это не более чем временное недоразумение, для преодоления этих ненужных преград ведутся усиленные молитвы и большая работа.

В настоящий момент крупнейшими юрисдикциями в Америке являются Греческая Православная Митрополия, Православная Церковь в Америке (русского происхождения) и Антиохийская Митрополия (арабского происхождения). Литургии во всех них в основном одинаковые, возможно, с некоторыми особенностями в языке и музыке.

Поначалу православие поражает своей необычностью, но со временем это чувство проходит. Все больше и больше начинаешь себя чувствовать в нем как дома, и постепенно оно вас приведет в ваш истинный дом – в Царство Небесное.

Перевела с английского специально для портала «Православие и мир» Марина Леонтьева

Источник

Для начинающих церковную жизнь

После Кре­ще­ния чело­век ста­но­вится чле­ном Церкви, а член­ство в любом обще­стве или орга­ни­за­ции пред­по­ла­гает нали­чие прав, обя­зан­но­стей и ответ­ствен­но­сти. Цер­ковь важ­нее любой зем­ной орга­ни­за­ции, так как имеет незем­ное про­ис­хож­де­ние и ее Гла­вой явля­ется Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Кре­ще­нием откры­ва­ется дверь в Цар­ство Небесное…

Что делать после Крещения?

— Прежде всего осо­знать, что после Кре­ще­ния чело­век ста­но­вится чле­ном Церкви, а член­ство в любом обще­стве или орга­ни­за­ции пред­по­ла­гает нали­чие прав, обя­зан­но­стей и ответ­ствен­но­сти. Цер­ковь важ­нее любой зем­ной орга­ни­за­ции, так как имеет незем­ное про­ис­хож­де­ние и ее Гла­вой явля­ется Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Кре­ще­нием откры­ва­ется дверь в Цар­ство Небес­ное и чело­веку дается право в эту дверь войти и при усло­вии испол­не­ния обя­зан­но­стей, кото­рыми явля­ются запо­веди Божии, насле­до­вать жизнь веч­ную. Ответ­ствен­ность озна­чает ответ или отчет о про­де­лан­ной работе по испол­не­нию обя­зан­но­стей, кото­рый каж­дый чело­век даст Богу на част­ном суде, то есть по окон­ча­нии зем­ной жизни и на все­об­щем Страш­ном суде, кото­рый будет после Вто­рого При­ше­ствия Хри­ста Спа­си­теля на землю. Путь ука­зан, дверь открыта, оста­ется только при­ло­жить уси­лия, чтобы по этому пути пойти, то есть начать воцерковление.

Как быть, если чув­ству­ешь себя неуве­ренно при посе­ще­нии храма, боясь сде­лать что-то не так?

— Не надо этим сму­щаться. Неуве­рен­ность быстро прой­дет, если начать регу­лярно ходить в храм. Чтобы больше узнать о пра­ви­лах пове­де­ния в храме можно при­об­ре­сти в цер­ков­ной лавке соот­вет­ству­ю­щую литературу.

Не сле­дует оби­жаться, если кто-то в храме не вполне кор­ректно сде­лал заме­ча­ние, напри­мер о том, что не той рукой и не так постав­лена свеча или что-то дру­гое сде­лано не верно. Надо поста­раться таких людей не осуж­дать, а ска­зать им: «Про­стите Хри­ста ради». Или отойти молча, помо­лив­шись: «Гос­поди! Про­сти мне грехи мои, как и я этому чело­веку прощаю!»

Что озна­чает слово «воцер­ко­в­лен­ный»?

— Воцер­ко­в­лен­ный хри­сти­а­нин — это тот, кто ясно пони­мает цель хри­сти­ан­ской жизни — спа­се­ние. Он сораз­ме­ряет свои мысли и поступки с Еван­ге­лием и Свя­щен­ным Пре­да­нием, хра­ни­мым Цер­ко­вью. Для такого чело­века хри­сти­ан­ского — норма жизни, пост для него не про­сто огра­ни­че­ние в пищи и питии, но и время пока­я­ния о своих гре­хах, цер­ков­ные празд­ники — время тор­же­ства о собы­тиях, име­ю­щих пря­мое отно­ше­ние к Про­мыслу Божию о спа­се­нии чело­века, а глав­ное — к нему самому.

Воцер­ко­в­ле­ние чело­века прямо вли­яет на его слу­жеб­ные и лич­ные отно­ше­ния. Они ста­но­вятся ярче, глубже и ответ­ствен­нее. Нару­шая цер­ков­ные уста­нов­ле­ния, он пони­мает, что посту­пает не про­сто непра­вильно, но обед­няет и губит этим свою жизнь. И при пер­вой же воз­мож­но­сти он при­бе­гает к Таин­ствам Испо­веди и При­ча­ще­ния, видя в них един­ственно воз­мож­ное лекар­ство для исце­ле­ния своей души. Нако­нец, воцер­ко­в­лен­ный чело­век — это тот, кто ощу­щает себя сыном Церкви, для кото­рого вся­кое отда­ле­ние от нее мучи­тельно и тра­гично. Нево­цер­ко­в­лен­ному чело­веку лишь пред­стоит обре­сти в себе такое сынов­ное чув­ство и понять, что вне Церкви нет спасения.

С чего начать воцерковление?

— Молитва, посе­ще­ние храма, регу­ляр­ное уча­стие в Таин­ствах Испо­веди и При­ча­ще­ния — явля­ются нача­лом и осно­вой цер­ков­ной жизни пра­во­слав­ного христианина.

Какие могут быть пре­пят­ствия на пути воцерковления?

— Пре­пят­стви­ями на пути воцер­ко­в­ле­ния могу слу­жить те соблазны и нестро­е­ния, кото­рые ино­гда встре­ча­ются в цер­ков­ной жизни. Эти соблазны и пороки бывают дей­стви­тель­ные, реаль­ные, но бывают и кажу­щи­еся, наду­ман­ные. Но в любом слу­чае для пра­виль­ного отно­ше­ния к ним необ­хо­димо все­гда пом­нить о том, что Цер­ковь по своей при­роде одно­вре­менно и небес­ная, и зем­ная. Небес­ное в Церкви — это дей­ству­ю­щий в ней Гос­подь, Его бла­го­дать, Его угод­ники и бес­плот­ные ангель­ские силы. А зем­ное — люди. Поэтому и в церкви можно столк­нуться с чело­ве­че­скими недо­стат­ками, совер­шенно «зем­ными» инте­ре­сами, немо­щами людей. В этом слу­чае очень легко соблаз­ниться и разо­ча­ро­ваться. Но надо попы­таться это пра­вильно понять. Люди при­хо­дят в цер­ковь спа­саться, но при этом они не ста­но­вятся авто­ма­ти­че­ски свя­тыми. Они при­но­сят сюда свои болезни, стра­сти, свои гре­хов­ные навыки. Мно­гие с Божией помо­щью побеж­дают себя, свои худые наклон­но­сти, но на это ино­гда ухо­дят годы.

Также необ­хо­димо знать, что враг спа­се­ния все­гда стре­мится поссо­рить, раз­об­щить людей, вос­ста­но­вить их друг про­тив друга. И тут глав­ное его ору­жие — это ложь. Он пока­зы­вает то, чего реально нет, мел­кие про­махи пред­став­ляет страш­ными преступлениями.

Надо все­гда пом­нить, что очень мно­гое зави­сит от того, с каким помыс­лом, с каким внут­рен­ним устро­е­нием оце­ни­вает чело­век окру­жа­ю­щую его реаль­ность. Заме­ча­тельно рас­суж­дает о том, на сколько зави­сит оценка этой реаль­но­сти от «помысла», ста­рец Паи­сий Афон­ский: «Когда неко­то­рые гово­рили мне, что соблаз­ня­ются, видя в Церкви много непо­до­ба­ю­щего, я отве­чал им так: «Если спро­сить муху, есть ли здесь в окрест­но­стях цветы, то она отве­тит: «Насчет цве­тов не знаю. А вот кон­серв­ных банок, навоза, нечи­стот вон в той канаве пол­ным-полно». И муха нач­нет по порядку пере­чис­лять тебе все помойки, на кото­рых она побы­вала. А если спро­сить пчелу: «Не видела ли ты здесь в окрест­но­стях какие-нибудь нечи­стоты?», то она отве­тит: «Нечи­стоты? Нет, не видела нигде. Здесь так много бла­го­ухан­ных цве­тов!». И пчела нач­нет пере­чис­лять тебе мно­же­ство раз­ных цве­тов — садо­вых и поле­вых. Видишь: муха знает только о помой­ках, а пчела — о том, что непо­да­леку рас­тет лилия, а чуть подальше рас­пу­стится гиацинт.

Как я понял, одни люди похожи на пчелу, а дру­гие на муху. Те, кто похож на муху, в каж­дой ситу­а­ции выис­ки­вает что-то пло­хое, и зани­ма­ются только этим. Ни в чем они не видят ни капли доб­рого. Те, кто похож на пчелу, нахо­дят доб­рое во всем». «Если хочешь помочь Церкви, исправь себя самого, и сразу испра­вится одна частичка Церкви. Если бы это все, есте­ственно, испра­ви­лась бы Церковь».

Чело­век, осуж­да­ю­щий чужие недо­статки и грехи, сам со вре­ме­нем при­хо­дит в пол­ное духов­ное рас­строй­ство и никому таким обра­зом помочь не может, а может только навредить.

И, напро­тив, хри­сти­а­нин, про­во­дя­щий вни­ма­тель­ную жизнь, рабо­та­ю­щий над собой, борю­щийся со сво­ими стра­стями, ста­но­вится доб­рым при­ме­ром и помощ­ни­ком для тех, кто нахо­дится рядом с ним. И в этом (в том, чтобы делать то, к чему при­зван каж­дый на своем месте, ста­ра­ясь, чтобы это было по Богу) заклю­ча­ется самая реаль­ная польза, кото­рую может при­не­сти веру­ю­щий чело­век всей Церкви.

Как и с чего начать духов­ную жизнь?
— «Обра­тись к Гос­поду и оставь грехи; молись пред Ним и уменьши твои пре­ткно­ве­ния. Воз­вра­тись ко Все­выш­нему, и отвра­тись от неправды, и сильно воз­не­на­видь мер­зость» ( Сир. 17:21–23 ).

Духов­ная жизнь — это внут­рен­няя жизнь. Надо больше вни­мать внут­рен­нему состо­я­нию души, состо­я­нию сове­сти, стре­миться жить по запо­ве­дям Божиим, посто­янно сле­дить за мыс­лями, чув­ствами, никого не осуж­дать, ни на кого не раз­дра­жаться и всех прощать.

Для жела­ю­щего начать духов­ную жизнь необходимо:

1) Обра­титься с молит­вой к Богу, прося Его даро­вать чистую, глу­бо­кую веру, без кото­рой нет спа­се­ния души.

2) При­об­ре­сти Свя­щен­ное Писа­ние и про­чи­тать Новый Завет. При­чем, про­чи­тав его пер­вый раз пол­но­стью, вновь открыть сна­чала и каж­дый день читать по одной или две главы, не торо­пясь, вни­ма­тельно, раз­мыш­ляя над про­чи­тан­ным, ста­ра­ясь вник­нуть в смысл зало­жен­ного в тек­сте Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Хорошо и полезно при этом читать Тол­ко­ва­ния на Новый Завет (напри­мер, блаж. Фео­фи­лакта Бол­гар­ского).

Можно начи­нать зна­ком­ство со Свя­щен­ным Писа­нием с про­чте­ния Дет­ской Биб­лии, в кото­рой про­стым доступ­ным язы­ком изло­жена вся исто­рия вза­и­мо­от­но­ше­ний Бога и чело­века, кратко и ясно опи­саны зем­ная жизнь Гос­пода Иисуса Хри­ста и Его уче­ние о Цар­ствии Божием.

Жела­тельно также при­об­ре­сти и про­чи­тать «Закон Божий», состав­лен­ный про­то­и­е­реем Сера­фи­мом Сло­бод­ским, книгу, в кото­рой объ­яс­ня­ются основы веро­уче­ния, запо­веди Божии, основ­ные молитвы, пра­вила пове­де­ния в храме.

3) Начать чте­ние свя­то­оте­че­ских книг, состав­ля­ю­щих сокро­вищ­ницу духов­ных знаний.

Под­бор свя­то­оте­че­ской лите­ра­туры для чте­ния есть дело сугубо инди­ви­ду­аль­ное, совер­ша­е­мое по бла­го­сло­ве­нию духов­ного настав­ника, но есть авторы, чьи труды, понятны и полезны всем. Это епи­скоп Фео­фан Затвор­ник, свя­той пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский. Из совре­мен­ных авто­ров — книги архи­манд­рита Иоанна (Кре­стьян­кина). И, конечно, душе­по­лезно для всех читать жития святых.

4) Для того чтобы начать обу­че­ние молитве, необ­хо­димо при­об­ре­сти «Пра­во­слав­ный молит­во­слов» — сбор­ник молитв, состав­лен­ных свя­тыми отцами, людьми, всю свою жизнь посвя­тив­шими слу­же­нию Богу и настолько очи­стив­шими свои души, что Гос­подь сотво­рил их сосу­дами Бла­го­дати, про­вод­ни­ками Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Можно ска­зать, что Сам Дух Божий про­дик­то­вал свя­тым отцам тек­сты молитв, кото­рые Цер­ковь впо­след­ствии вклю­чила в сбор­ник для все­об­щего употребления.

5) Соблю­дать уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью пост­ные дни и все мно­го­днев­ные посты.

6) Регу­лярно участ­во­вать в таин­ствах Испо­веди и При­ча­ще­ния. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной явля­ется частота При­ча­ще­ния один раз в три недели. Воз­можно это делать и чаще, испро­сив бла­го­сло­ве­ния у священника.

7) Необ­хо­димо молить Бога о даро­ва­нии духов­ного руко­во­ди­теля — свя­щен­ника, кото­рому можно было бы дове­рить свою душу для духов­ного руководства.

Чего надо осте­ре­гаться, чтобы не повре­дить своей душе?
— Не сле­дует всту­пать в пре­ния и слу­шать сек­тан­тов, убеж­да­ю­щих, что их вера — самая правильная.

Прежде, чем войти в незна­ко­мый храм, надо узнать, не «слу­жат» ли в нем раскольники.

Не сле­дует ходить для молитвы и к «ино­слав­ным» (т.е. не пра­во­слав­ным христианам).

Нельзя общаться с пред­ста­ви­те­лями оккуль­тизма, «Белого брат­ства», «Бого­ро­дич­ного цен­тра», мор­мо­нами, восточ­ными и псев­до­во­сточ­ными криш­на­и­тами, рери­хов­цами, экс­тра­сен­сами, кол­ду­нами и «баб­ками», мно­го­чис­лен­ными «пра­во­слав­ными цели­те­лями». Обще­ние с ними нано­сит силь­ный вред не только духов­ному, но и телес­ному здоровью.

Не нужно слу­шать людей, рас­про­стра­ня­ю­щих раз­лич­ные суе­ве­рия. Не стоит брать ни у кого само­дель­ных, пере­пи­сан­ных от руки или отпе­ча­тан­ных на машинке молитв и закли­на­ний, хоть даю­щий и будет убеж­дать: «Это очень силь­ная молитва!» Если же что-то подоб­ное уже взято, надо подойти к свя­щен­нику и пока­зать ему, свя­щен­ник ска­жет, как с этим поступить.

Со всеми про­бле­мами сле­дует обра­щаться к духов­нику или к слу­жа­щему в храме свя­щен­нику. Не надо оби­жаться на свя­щен­ника, если пока­жется, что он ока­зал недо­ста­точно вни­ма­ния, важно пом­нить о том, что есть и дру­гие люди, кото­рые также нуж­да­ются в пас­тыре. Надо ста­раться вни­ма­тельно слу­шать про­по­веди свя­щен­ни­ков, читать пра­во­слав­ную духов­ную лите­ра­туру, в кото­рой можно найти ответы на все каса­ю­щи­еся духов­ной жизни вопросы.

Не сле­дует увле­каться поли­ти­че­скими стра­стями — народ имеет таких пра­ви­те­лей, каких заслу­жи­вает по сво­ему духов­ному состо­я­нию; изме­нять нужно, прежде всего, свою соб­ствен­ную гре­хов­ную жизнь, улуч­шит каж­дый себя — улуч­шится и окру­жа­ю­щий мир.

Важно пом­нить, что у чело­века нет ничего дороже соб­ствен­ной души, не стоит увле­каться без­удерж­ной пого­ней за мир­скими цен­но­стями, отни­ма­ю­щими силы и время, опу­сто­ша­ю­щими и уби­ва­ю­щими душу.

Нужно бла­го­да­рить Бога за все посы­ла­е­мое: радо­сти и скорби, здо­ро­вье и болезни, богат­ство и нужду, так как все при­хо­дя­щее от Него есть благо; и даже скор­бями, подобно горь­кому лекар­ству Гос­подь исце­ляет гре­хов­ные язвы чело­ве­че­ских душ.

Встав на путь хри­сти­ан­ской жизни, надо не мало­ду­ше­ство­вать, не суе­титься, «Ищите же прежде Цар­ства Божия и правды Его» ( Мф. 6:33 ) — все необ­хо­ди­мое даст Гос­подь в свое время.

Во всех своих поступ­ках и сло­вах надо руко­вод­ство­ваться глав­ной запо­ве­дью любви к Богу и ближним.

Можно ли хри­сти­а­нину пить вино?
— «Вино полезно для жизни чело­века, если будешь пить его уме­ренно. Что за жизнь без вина? Оно сотво­рено на весе­лие людям. Отрада сердцу и уте­ше­ние душе — вино, уме­ренно упо­треб­ля­е­мое вовремя; горесть для души — вино, когда пьют его много, при раз­дра­же­нии и ссоре. Излиш­нее упо­треб­ле­ние вина уве­ли­чи­вает ярость нера­зум­ного до пре­ткно­ве­ния, ума­ляя кре­пость его и при­чи­няя раны. На пиру за вином не упре­кай ближ­него и не уни­жай его во время его весе­лья: не говори ему оскор­би­тель­ных слов и не обре­ме­няй его тре­бо­ва­ни­ями» ( Сир. 31:31–37 ). «И не упи­вай­тесь вином, от кото­рого бывает рас­пут­ство» ( Еф. 5:18 ).

Почему куре­ние — грех?
— Куре­ние потому при­зна­ется за грех, что эта при­вычка, име­ну­е­мая даже в свет­ском обще­стве вред­ной, пора­бо­щает себе волю чело­века, застав­ляет вновь и вновь искать сво­его удо­вле­тво­ре­ния, в общем, имеет все при­знаки гре­хов­ной стра­сти. А страсть, как известно, достав­ляет душе чело­века только новые муки, лишает ее сво­боды. Ино­гда куриль­щики гово­рят, что сига­рета помо­гает им внут­ренне успо­ко­иться и сосре­до­то­читься. Однако известно, что нико­тин дей­ствует раз­ру­ша­юще на мозг и нерв­ную систему. А иллю­зия успо­ко­е­ния воз­ни­кает потому, что нико­тин ока­зы­вает еще и тор­мо­зя­щее воз­дей­ствие на рецеп­торы голов­ного мозга. Гре­хов­ным явля­ется все, чем чело­век нано­сит вред сво­ему здо­ро­вью. Здо­ро­вье — дар Божий.

Чем опасна нецен­зур­ная брань?
— Слово играет боль­шую роль в жизни чело­века, кото­рый, в отли­чие от всех осталь­ных живых существ назван суще­ством сло­вес­ным. Слово есть вопло­щен­ная мысль и выра­же­ние чувств чело­века. У каж­дого чело­ве­че­ского слова есть свой дух, сокро­вен­ное содер­жа­ние, кото­рое вли­яет на душу чело­века в зави­си­мо­сти от того, какое это слово. Слова молитв обла­го­ра­жи­вают и при­бли­жают душу к Богу, а гряз­ные и нечи­стые слова при­бли­жают душу к тем неви­ди­мым суще­ствам, кото­рые сами нечи­сты. Известно, что одер­жи­мость нечи­стыми духами ино­гда про­яв­ля­ется в виде жут­кого сквер­но­сло­вия. И потому тот, кто при­учает себя про­из­но­сить сквер­ные слова, невольно скло­няет самого себя к одер­жи­мо­сти. Дей­стви­тельно, не одер­жи­мость ли тот слу­чай, когда матер­шин­ники уже про­сто не могут гово­рить без сквер­ных слов, и если вынуж­дены в опре­де­лен­ных усло­виях долго сдер­жи­вать себя, то чув­ствуют внут­рен­нее побуж­де­ние к мату, как будто внутри кто-то тре­бует про­из­не­сти злое слово. Так что погу­бить свою бес­смерт­ную душу можно про­стой при­выч­кой про­из­но­сить нечи­стые слова. «Ибо от слов своих оправ­да­ешься, и от слов своих осу­ди­шъся» ( Мф. 12:37 ).

Нака­жет ли Бог тех, кто смот­рит телевизор?
— Цер­ковь не запре­щает смот­реть теле­ви­зор, она пре­ду­пре­ждает, как опасно быть зави­си­мым от теле­ви­зора. Даже не говоря о пере­да­чах, раз­ру­ша­ю­щих созна­ние и души детей и взрос­лых. Надо уметь выби­рать, что полезно, а что вредно и губи­тельно для души. Есть немало и хоро­ших пере­дач, в том числе пра­во­слав­ных, но немало в дру­гих пере­да­чах и откро­вен­ного раз­вра­ще­ния, наси­лия, нена­ви­сти к чело­веку. Надо уметь вовремя нажать кнопку. «Все мне поз­во­ли­тельно, но не все полезно; все мне поз­во­ли­тельно, но ничто не должно обла­дать мною» ( 1 Кор. 6:12 ).

Могут ли пра­во­слав­ные хри­сти­ане содер­жать в своем освя­щен­ном жилище собаку?
— Мне­ние о недо­пу­сти­мо­сти нахож­де­ния собак в квар­ти­рах и иных поме­ще­ниях, где есть иконы и дру­гие свя­тыни явля­ется суе­ве­рием. Собака, равно как и иные не опас­ные для людей живот­ные, могут жить в жилище хри­стиан. При этом необ­хо­димо пред­при­ни­мать меры предо­сто­рож­но­сти, чтобы домаш­ние питомцы не имели доступа к свя­ты­ням (ико­нам, свя­тым кни­гам, анти­дору, свя­той воде и т.д.).

В чем раз­ница между рели­гией и наукой?
— Рели­гия и наука — две раз­ные и оди­на­ково закон­ные обла­сти чело­ве­че­ской жизни. Они могут вхо­дить в сопри­кос­но­ве­ние, но про­ти­во­ре­чить друг другу они не могут. Рели­гия дви­жет науку в том смысле, что она про­буж­дает и поощ­ряет дух иссле­до­ва­ния. Сама Биб­лия учит: «Сердце разум­ного ищет зна­ния, уста же глу­пых пита­ются глу­по­стью» ( Притч. 15:14 ). «Послу­шает муд­рый — и умно­жит позна­ния, и разум­ный най­дет муд­рые советы» ( Притч. 1:5 ).

Обе — рели­гия и есте­ствен­ная наука — тре­буют для сво­его обос­но­ва­ния веры в Бога, только для рели­гии Бог стоит в начале, а для науки — в конце всего мыш­ле­ния. Для рели­гии Он явля­ется фун­да­мен­том, для науки — вен­цом раз­ра­ботки миро­со­зер­ца­ния. Чело­век нуж­да­ется в есте­ствен­ных нау­ках для позна­ния, а в рели­гии — для дей­ство­ва­ния (пове­де­ния).

Для чего чело­век живет на земле?
— Зем­ная жизнь дана чело­веку для под­го­товки к жизни веч­ной. Под­лин­ный смысл жизни может заклю­чаться лишь в том, что не исче­зает со смер­тью чело­века, поэтому искать этот смысл надо в благе не для тела, а для бес­смерт­ной души — в ее доб­ро­де­тель­ных каче­ствах, с кото­рыми она пой­дет к Богу. «Ибо всем нам должно явиться пред суди­лище Хри­стово, чтобы каж­дому полу­чить соот­вет­ственно тому, что он делал, живя в теле, доб­рое или худое» ( 2 Кор. 5:10 ). Душа бес­смертна, и насла­ждаться при­об­ре­тен­ным даром бла­го­дати смо­жет вечно. «Бла­го­да­тию вы спа­сены через веру, и это не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хва­лился. Ибо мы — Его тво­ре­ние — созданы во Хри­сте Иисусе на доб­рые дела, кото­рые Бог пред­на­зна­чил нам испол­нять» ( Еф. 2:8–10 ). Однако, чтобы душа смогла насла­ждаться не только здесь, на земле, необ­хо­димо ее про­све­щать, вос­пи­ты­вать, обу­чать, чтобы духовно воз­рас­тать и совер­шен­ство­ваться, чтобы она смогла вме­стить ту радость, кото­рую Гос­подь преду­го­то­вил всем любя­щим Его.

Именно в поиске добра и тво­ре­нии его, посте­пен­ном, но неуклон­ном взра­щи­ва­нии в душе всей пол­ноты любви, на кото­рую она по своей при­роде спо­собна, в посту­па­тель­ном про­дви­же­нии души на пути к Богу — в этом обре­та­ется един­ствен­ный истин­ный, непре­хо­дя­щий смысл жизни чело­века. Цель жизни — под­ра­жа­ние Хри­сту, стя­жа­ние Духа Свя­того, посто­ян­ное бого­об­ще­ние, позна­ние и испол­не­ние воли Божией, то есть в бого­упо­доб­ле­нии. Цель жизни дости­жима при усло­вии вопло­ще­ния глав­ного смысла ее, кото­рый заклю­ча­ется в непре­стан­ном воз­рас­та­нии в любви к Богу и людям: «Воз­люби Гос­пода Бога Тво­его…, и ближ­него тво­его, как самого себя» ( Мк. 12:30–31 ). При­мер все­со­вер­шен­ной жерт­вен­ной любви дал Сам Спа­си­тель, пойдя на крест­ные стра­да­ния ради спа­се­ния всех людей (см. Ин. 13:15 ). «Подобны будьте мне, как я Хри­сту» ( 1 Кор. 4:16 ).

Если нет стрем­ле­ния к этому, то жизнь, с хри­сти­ан­ской точки зре­ния, бес­цельна, бес­смыс­ленна и пуста. Но чтобы стя­жать Духа Свя­того, надо очи­стить сердце от стра­стей и, прежде всего, от гор­дыни — матери всех поро­ков и грехов.

Всю зем­ную жизнь чело­век дол­жен посвя­тить заботе о своей бес­смерт­ной душе, кото­рая будет жить вечно, а не о теле и не о при­об­ре­те­нии зем­ных вре­мен­ных благ. «Какая польза чело­веку, если он при­об­ре­тет весь мир, а душе своей повре­дит?» ( Мк. 8:36 ).

Источ­ник: Пра­во­слав­ная газета, Екатеринбург.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *