с чего начать историю персонажа
Как создать персонажа: восемь этапов
Персонажи везде: на сайтах и упаковке, в фильмах, рекламе и рассылках компаний. Рассказываем, как их создать — шаг за шагом.
У каждого иллюстратора и дизайнера свой стиль и способы работы. Поэтому единого плана создания персонажа не существует. Нет и строгих правил, которых нужно обязательно придерживаться, потому что это индивидуальный процесс. Но есть этапы, о которых нужно помнить, если хотите создать проработанного и полноценного персонажа.
Этап первый
Понять, зачем создаётся персонаж
С ответа на этот вопрос стоит начинать всегда. Потому что от целей зависят характеристики и внешний вид персонажа. Подумайте вот о чём:
Ответы на эти вопросы помогут сориентироваться и понять, нужно ли подробно прорабатывать персонажа или хватит базовых поз и минимального количества деталей.
Например, если нужен статичный персонаж для сайта, логотипа или буклета, то можно не изображать его в движении, не продумывать мимику и выражение им эмоций. А если персонажа будут анимировать для видео, то позы и движения нужно разрабатывать гораздо тщательнее. Персонаж для комикса тоже потребует подробной проработки в динамике, а для видеоигры — ещё и деталей костюма.
Пишет про управление в Skillbox. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства
CRM-маркетинга Out of Cloud.
Этап второй
Оценить важность персонажа
Этот пункт актуален, если ваша задача — рассказать историю, в которой задействованы несколько персонажей. Нужно понимать, какая роль у каждого из них. Кто главный, а кто второстепенный. Или, возможно, все персонажи одинаково важны и никого нельзя выделять. Эти детали тоже отразятся на внешнем виде.
Вот что вам нужно понять о каждом из персонажей:
Этап третий
Придумать историю персонажа
Чтобы персонаж получился правдоподобным, у него должна быть история. Как и любого живого существа, у него есть прошлое, настоящее и будущее.
На первый взгляд кажется, что это неважно. Зачем продумывать биографию, если персонаж нужен для стартовой страницы сайта или приложения? Дело в том, что персонажи без истории получаются скучными и неправдоподобными. Никто про них ничего не знает, а значит, в их внешности нет ничего, что делало бы их самобытными.
Представьте пожилого художника, который всю жизнь провёл в Париже. А теперь представьте молодого программиста, который вырос в России, а теперь работает в Google где-то за границей. Картинки, которые появились у вас в голове, различаются, верно?
Любые детали — национальность, место жизни, профессия, возраст — помогают создать образ. Все эти особенности, если вы их придумали, можно обыграть во внешнем виде персонажа.
Детали, которые помогут рассказать о вашем персонаже больше:
Это только начало — деталей может быть больше, и они могут быть какими угодно.
История важна не только для человеческих персонажей, но и для животных или любых оживлённых предметов.
Этап четвёртый
Описать, как выглядит персонаж
На этом этапе иллюстраторы начинают делать наброски, потому что общей информации уже достаточно: база есть, а теперь пришло время уточнить физические характеристики вашего персонажа.
Может, он будет крупный и даже толстый, с выдающимся носом и торчащими усами:
Или, наоборот, ваш персонаж будет худощавый и высокий. Подумайте, пропорционально ли его тело, или какая-то часть будет сильно акцентирована. Может быть, вы нарисуете ему длинные ноги, выдающийся нос и уши странной формы.
Кроме физических характеристик нужно продумать, как персонаж будет одет, какая у него причёска.
Что важно во внешнем виде персонажа:
Этап пятый
Продумать характер персонажа
После того как появились первые наброски, характер персонажа уже начинает проявляться. Иногда это случается и раньше, но на этом этапе вы уже неплохо знаете своего персонажа и понимаете, каким он будет. Если ещё нет, то самое время с этим разобраться.
Характер всегда отражается на внешнем виде. Например, вы хотите показать, что ваш персонаж очень умный и эрудированный, поэтому рисуете ему очки и книгу в руках. Или нужно подчеркнуть его легкомысленность и воздушность, тогда вы добавляете ему широкую нелепую улыбку. Если вы хорошо представляете своего персонажа, то и детали, которые передают его характер, могут быть не такими банальными.
Например, так можно передать плавность и женственность, даже если вы рисуете неуклюжего медведя.
Этап шестой
Выделить особенности персонажа
Этот пункт — дополнение двух предыдущих. Он нужен, если после проработки внешнего вида и характера появились новые детали, которые хочется добавить в образ.
У любого персонажа должны быть свои особенности. Что-то такое, чем он отличается от остальных. Это могут быть любые детали: например, он необычно одет, нетипично двигается или у него очень оригинальная причёска. Или персонаж подчёркнуто непропорционален: голова намного крупнее туловища, а ноги такие тощие, что непонятно, как они выдерживают вес его тела.
Этап седьмой
Понять, как персонаж выражает эмоции
Продумать мимику персонажа — это важный этап работы. Нужно понять, как он реагирует в разных ситуациях: радуется, злится, смеётся. Как меняется его лицо и тело, когда он плачет или задумался.
Чтобы выбрать наиболее выигрышные для персонажа эмоции, иллюстратор обычно делает разворот, где изображает персонажа в разных состояниях. Количество состояний зависит от ситуации. Когда персонаж нужен только для размещения на главной странице сайта, можно ограничиться базовыми эмоциями. Если нужно рассказать историю, то и эмоциональных состояний нужно продумать больше.
С чего начать историю персонажа
Если вы постоянный читатель нашего блога, то наверняка заметили: мы часто пишем о том, как писать. Статьи, заметки и даже книги. Мы вовсе не призываем вас в секту «анонимных авторов». Просто хотим сказать: создание текста отлично развивает. Это такой бесплатный и эффективный тренинг по саморазвитию, где ещё прилагаются бонусы — вы находите свой стиль, тренируете слог и получаете бесплатный роман в придачу.
Для тех, кто очень хочет, но пока не решился, составили советы о том, как написать свою первую историю: рассказ, зарисовку или роман. Держите 12 советов, которые вдохновят вас на творчество и покажут, что писательство — это необыкновенно интересно.
«Создавая бестселлер»
Главная идея
Самый частый вопрос, который задает себе начинающий или размышляющий писатель: «О чем писать?». Если вы молоды, то у вас мало опыта.
Главная идея — некая умозрительная истина, которую предлагает ваша история или которая в ней предполагается. Часто она проступает в результате того изменения, которое происходит с персонажами из-за основного конфликта. Вот несколько вопросов, которые помогут вам определиться с главной идеей.
Не паникуйте: возможно, вы сможете ответить на эти вопросы не сразу. Или даже, когда позади уже будет не один черновик. Лучше всего в читателе отзываются идеи, не наложенные сверху на произведение, а исходящие как бы изнутри. Продолжайте поиски, пока будете писать.
Примеры главной идеи
Вся главная идея должна сходиться в одно утверждение. Вот несколько примеров того, как может выглядеть это утверждение.
Кадр из фильма «Ешь, молись, люби», снятого по книге Элизабет Гилберт. Источник
Если вы уже осознали свою главную идею, запишите ее одним предложением в виде утверждения. Это то, что вы пытаетесь доказать своей историей.
План на основе подсчета страниц
Размышляете о том, какой талмуд вам нужно написать? Неофициальное исследование экспертного журнала Publisher’s Weekly, установило, что приблизительная длина романа колеблется между 250 и 300 страницами (60 000–90 000 слов).
В легендарном романе Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту» около 300 страниц. Источник
Конечно, в зависимости от жанра имеются исключения. Исторический роман или научно-фантастическая сага могут занять и более 500 страниц. Справившись с этой сметой, вы легко определите длину вашей истории.
Начало
Итак, вы сели за роман. Начало произведения служит следующим целям.
Кто такой протагонист
Персонаж, на которого действие произведения оказывает наибольшее влияние, — это протагонист. Иными словами, это главный герой.
Главная героиня романа «Гордость и предубеждение» — Элизабет Беннет. Источник
Попробуйте сделать такую табличку для своего персонажа.
Антагонист
В любой великой истории протагонист куда-нибудь движется, а внешние и внутренние силы препятствуют ему. Вашу историю подпитывает энергией борьба протагониста и антагониста — персонажа, который противодействует главному герою.
Главный антагонист в романах Джоан Роулинг «Гарри Поттер» — лорд Волан-де-Моорт. Источник
Антагонисты делятся на шесть следующих категорий.
Главная битва в истории происходит между протагонистом, который хочет чего-то настолько, что готов идти против всех напастей, и антагонистом (-ами), то есть внешними и внутренними силами, которые работают против героя.
Драма или нет?
Чтобы каждый эпизод вызывал в читателе чувство предвосхищения, ожидания и стремления, внимательно присмотритесь к ним: драматические они или пассивные.
Китти из фильма «Анна Каренина», снятого по роману Льва Толстого. Источник
Но пассивное действие также важно: пусть и в малых дозах. Оно показывает внутреннюю реакцию персонажа на внешние события, замедляет ход истории, добавляет немного непринужденности, показывает, каков герой, когда он не в стрессе, открывает нашему взору его внутреннюю жизнь, дает ему шанс придумать новый план действий, а читателю — возможность передохнуть.
Кадр из самого мистического сериала «Твин Пикс». Источник
Вот некоторые примеры пассивного действия:
Эпизоды пассивного действия можно назвать созерцательными. Их лучше располагать между драматическими. Если пассивного действия слишком много, история начнет буксовать и вы рискуете потерять внимание читателя.
Как создать конфликт
В жизни мы любым способом пытаемся избежать конфликта. Но в случае с написанием историй всё обстоит иначе.
У Шерлока Холмса было много недоброжелателей и неприятностей. Его истории до сих пор не утратили остроту. Источник
Чтобы показать конфликт в действии, опишите реакцию главного героя. Но не с помощью пересказ или внутреннего монолога, а посредством действий и реакций персонажа. Вот всего несколько подсказок.
Флешбэки
Флешбэки — это когда история движется-движется и внезапно переключается на моменты из прошлого героя. Почти 20 лет назад Майкл Ондатже построил нелинейную структуру в своем «Английском пациенте». История, рассказываемая несколькими персонажами, движется то вперед, то назад во времени.
Кадр из фильма «Английский пациент». Источник
Зачем нужны флешбэки? Чтобы лучше понять персонажей, узнать важные подробности или предысторию героя. Вот несколько советов, как делать удачные флешбеки.
Больше драматизма!
Если вы любите своего протагониста, то у будете испытывать соблазн облегчить его судьбу: с помощью ли успеха, завоевания любимой или раскрытия тайны.
Чувствуете, что вашим эпизодам не хватает драматизма? Вот несколько идей, как его добавить.
— друзья, семья и сотрудники подогревают конфликт;
— герой сталкивается со стихийными бедствиями;
— ему мешает физическая неспособность что-нибудь сделать;
— на пути стоят правила, установленные религией, правительством или обычаем;
— по дороге на важное событие у героя ломается машина;
— протагонист борется со страхами, суевериями и пороками;
— ему попросту не хватает времени;
Кадр из фильма «Убийство в „Восточном экспрессе“», снятого по роману Агаты Кристи. Источник
Не надо клише
Литература полна клише — это то, что повторялось так часто, что стало обычным. Призываем вас не использовать клише, стереотипы или банальные подробности. Фразы вроде «женщина удивительной судьбы», «герой не ее романа», «чуткая душа» вызывают раздражение и не цепляют. Вместо этого подыщите правильные, точные, нужные именно вам детали. Опишите обстановку дома, прическу, одежду, украшение или книги, которые любит герой. Старайтесь, чтобы они были оригинальными и аутентичными.
Продуманные детали
Есть одна хитрость, которая поможет написать эпизоды середины романа: придумайте сюжетную линию, которая включает описание какого-то уникального занятия, дела или обстановки. Читателям нравится узнавать новое в процессе чтения.
Кадр из фильма «Правила виноделов», снятого по книге Джона Ирвинга. Источник
Мы знаем, что начать писать нелегко. Но этого того стоит. Вы удивитесь, какой драйв можно испытать, когда герои начинают жить, дышать, сами совершать поступки — кажется, что вы тут даже не при чем. Вступите в клуб великих романистов и, возможно, ваша книга станет настоящим бестселлером.
Как написать рассказ:
Костяк любого хорошего рассказа — это:
Все это нужно изложить максимум на паре десятков страниц, не отпуская читателя до самой последней буквы.
Запомнили? Тогда идем дальше, искать содержание для формы.
Идеи для творчества мы извлекаем из мира вокруг нас : эмоциональных переживаний, своего опыта или опыта других людей. Идея может прийти даже во сне.
Заведите несколько полезных привычек:
Лишних идей не бывает, а идеи, которые не задокументировали, — все равно что мертвые. Записывайте их в блокнот, в приложение на смартфоне, ручкой, карандашом, голосом.
Творческое подсознание не дремлет, но иногда заходит в тупик. Пробежавшись по накопленным заметкам, вы поможете ему выхватить Ту Самую идею, пусть и казавшуюся ерундой на момент записи.
От писательского ступора никто не застрахован, но мир вокруг нас не дает расслабиться. Научитесь использовать информацию, которая вас окружает.
Медийное пространство принято ругать, но оно так и ломится от сюжетов! Мировые новости, исповеди YouTube блогеров, ток-шоу, криминальные хроники. СМИ как пещера Алладина, где вместо драгоценностей идеи для рассказов.
Рассказ должен показать воображению читателю мини-фильм: хронометраж ограничен, зато история должна запомниться навсегда. Слова — не кадры, но их можно сделать кинематографичным. Помогут визуальные референсы.
Найти их можно на сайтах типа Pinterest или We Heart It. Здесь легко коллекционировать и сортировать изображения, которые ассоциируются у вас с персонажами, сюжетными линиями, атмосферой истории. Правильная картинка придет на помощь «режиссуре».
Опытные авторы не подскажут волшебную формулу писательства, но поделятся своими секретами.
Как написать свой фанфик: 10 правил фикрайтинга
Чем заняться в длинные летние каникулы? Написать наконец собственный гениальный фанфик, конечно! А как это сделать правильно, рассказываем ниже.
Фанфик, или просто фик – единственный и ужасно приятный способ исследовать «а что, если…» оригинального сюжета. Только так ты, утирая слезы радости, можешь чудесным образом возродить несправедливо рано умерших и соединить тех, кто, как тебе кажется, идеально подошел бы друг другу. И вообще, на сто восемьдесят градусов развернуть ход событий, будучи сама себе режиссером в любимой вселенной.
Так, а что, если. Почему не попробовать прямо сейчас? А если ты вдруг думаешь – «да какой из меня писатель?» – брось эту ересь и открывай Word. А пока он загружается, можешь минутку-другую проглядеть пошаговую инструкцию к тому, как написать свой фанфик-бестселлер.
1. Выбери историю, которая требует продолжения
На этом этапе стоит честно себе признаться, насколько хорошо ты знаешь авторский материал. И, если есть пробелы, сделать небольшой рисерч, освежить информацию в голове – ведь писать нужно только о том, в чем действительно разбираешься.
Note: если ты вдруг поняла, что мир, скажем, «Голодных игр» тебе знаком с натяжкой и рисерч может затянуться, выбери альтернативную реальность и сама придумай все детали – такой ход вполне приемлем 🙂
2. Выбери главных и второстепенных героев
Чем больше героев, тем больше простора для фантазии, однако и сложностей больше. Каждого героя нужно выписать красочно и детально, чтобы твоему читателю было интересно следить за развитием сюжета.
3. Придумай название
Как корабль назовешь… Заголовок должен быть емким и ярким – тогда и тебе будет, от чего оттолкнуться, и читателя будет чем зацепить.
4. Напиши саммери
Когда размещаешь фик на сайте, не забудь про эту маленькую деталь – заинтригуй читателя в паре предложений, чтобы он не смог оторваться и сразу захотел читать дальше. Для первой пробы опиши в нескольких предложениях сюжет. Так у читателя сложится впечатление о стиле письма и содержании фика, а у тебя будет краткий план твоего же текста. Это поможет в дальнейшем не расплыться мыслью по древу, так сказать, и не уйти от оригинальной задумки.
5. Следи за развитием характеров персонажей
С самых первых глав развивай характеры постепенно. Следи за тем, какие слова и действия лучше охарактеризуют твоих героев, что им можно делать, а что будет идти вразрез с их личностными особенностями… Это может показаться сложным, поэтому начни с детальной прорисовки каждого персонажа – на отдельном листе запиши его положительные и отрицательные качества, привычки, предпочтения.
Пусть действия твоего героя определят его характер – вор украдет, детектив начнет расследование, министр напишет закон… Таким образом не придется пускаться в пространные описания характера персонажа – ключевые моменты истории сами будут его описывать.
Note: в чрезвычайных обстоятельствах ты можешь позволить твоему персонажу удивить и себя, и читателя 🙂
Лекция за 5 минут: как придумать убедительного киногероя
Анастасия Мальцева
Миша Хан, креативный копирайтер Red Keds и бывший сценарист телевизионных сериалов, провел мастер-класс для начинающих сценаристов, где объяснил, чем создание сюжета похоже на архитектурный проект и почему герои российских сериалов такие скучные. «Теории и практики» записали основные тезисы.
Что важно в доме? Потребитель смотрит на фасад и интерьеры, а строитель — на фундамент, стены и кровлю. Чтобы стать рассказчиком и сочинять интересные истории, надо сменить потребительский взгляд на историю на точку зрения строителя, то есть автора. В строительстве здания есть свои этапы: сначала ставят фундамент, потом стены, кровлю и лишь потом переходят к внутренней отделке. Если рассматривать придумывание истории как архитектурный проект, то здесь тоже есть этапы, которые необходимо соблюдать.
Почему российские сериалы унылые и как будто все одинаковые? Самая большая проблема — персонажи. Классический герой сериала российского эфирного канала — это умный, храбрый мужчина, с врожденным чувством справедливости, который плохо уживается с начальством, не дурак выпить, но при этом хорошо сходится с женщинами. Этому герою можно продумывать любую профессию, но по сути это всегда будет сериал про одного и того же человека. Понятно, что нельзя сделать хороший сериал про ходячий уголовно-процессуальный кодекс. В американских сериалах совсем другие персонажи. Например, доктор Хаус — наркоман, мизантроп, плохо сходится с женщинами, издевается на подчиненными, и к тому же он — гений.
Именно поэтому сериал «Глухарь» порвал все ТВ-рейтинги — там появился необычный герой. Персонаж Глухаря отличался от стандартных «справедливых ментов» — он ставил дружбу выше справедливости и закона. Многие признают, что Максим Аверин там сыграл хорошо. Да, но в том числе и потому, что ему было, что играть.
Без интересного героя нет истории. Это как с людьми — если со скучным человеком произошла забавная история, это еще не значит, что он сможет рассказать ее интересно. А интересный человек может захватывающе описать даже то, как он ходил в магазин за хлебом.
Сначала надо придумать характер персонажа. Главная ошибка начинающих сценаристов — они начинают придумать персонажа не с того места. Они думают о его профессии, возрасте, одежде, внешности, привычках и биографии. Это тупиковый путь. Если думать лишь о внешнем проявлении, не придумаешь цельного человека. Создание персонажа надо начинать с ядра характера. Герой — это тот, кто действует. Характер персонажа — это то, как именно он действует. Ядро характера можно построить на двух основных чертах, например, зануда-герой, мизантроп-убийца. Дальше надо определить цель героя, то есть то, что заставляет его действовать. Цель определяет личность героя. Если правильно придумать, как действует герой и зачем, он сам приведет вас к хорошему сюжету.
У героя должна быть и ценность — то, во что он верит. Например, он хочет попробовать все в жизни. Понятно, что эта черта характера, скорее всего, приведет его к тому, что он попробует что-то сильно плохое и это как-то перевернет его жизнь.
Еще хорошо, когда у героя есть парадокс в характере. Например, бандит очень любит свою маму, мизантроп фанатично лечит людей, бандит говорит на литературном языке и т.д. Парадокс должен логически вытекать из характера вашего персонажа и при этом сильно разниться с ним.
Также персонажу можно придумать детали. Детали тоже должны быть завязаны на характере: у спортсмена могут быть протеиновые коктейли, у чистюли — маленькая щетка, у труса — хорошие кроссовки, чтобы быстро убегать.
Биография героя — это то, как он жил до начала действия. Она придумывается в самую последнюю очередь, и только если этого требует сюжет. Но биография тоже должна быть подана через действие, живую деталь, а не через словесное описание прошлого. Например, герой заикается, потому что в шесть лет ему дали подзатыльник на кружке по рисованию.
Когда герой готов, можно приступать к сюжету. История состоит из нескольких важных элементов. Во всех успешных сценариях используется эта структура — без нее сюжет рискует рассыпаться на разрозненные сцены.
Структура хорошей истории:
Тема, управляющая идея — это то, о чем мы хотим рассказать историю. Она состоит из трех компонентов — характер, конфликт и финал. Лучше начать придумывать историю с финала. Тут как с ездой на машине: вы должны знать, куда вы хотите приехать, иначе вы точно никуда не приедете.
Экспозиция — момент, когда мы рассказываем про своего персонажа. Его качества должны раскрываться через действие.
Побуждающее происшествие — событие, которое толкает нашего героя к действиям.
Перипетии — препятствия, с которыми персонаж сталкивается на пути к своей цели. Препятствия должны быть напрямую связаны с характером героя.
Кризис — это момент, когда наш герой максимально далек от своей цели. Ситуация «хуже не бывает». Он присутствует во всех фильмах — когда герой думает: «я полный лох или еще поборюсь?» Обычно он решает побороться — тогда сюжет двигается к кульминации.
Кульминация — главное изменение сюжета. Здесь что-то может начать меняться: либо сам герой, либо он начинает менять мир вокруг себя.
Развязка. Герой изменился навсегда или изменил мир навсегда. В этих местах в мелодрамах обычно все целуются.