с чего начать читать ницше
С чего начать читать ницше
WOTANJUGEND запись закреплена
В какой последовательности читать Ницше.
На правах абсолютных и истинных ницшеанцев: ответ на просьбу некоторых наших читателей составить последовательность и приоритет в чтении Ницше.
В каком-то смысле Ницше можно читать хронологически, однако это не совсем так. Если вы совершенно не знакомы с ним, основополагающими вещами станут его ранние, и зачастую незавершенные работы по греческому миру. Если эти работы окажутся для вас непонятны и чужды вашему глазу, дальнейшее чтение Ницше для вас просто бессмысленно.
1) «Греческое государство». Это базовый короткий труд из периода его раннего творчества, в котором, однако, уже отчетливо виден привычный нам Ницше, его мысль и восприятие им действительности на контрасте с Античностью. Прочитать можно на нашем сайте (в двух частях):
https://www.wotanjugend.info/hellas_01
https://www.wotanjugend.info/hellas_02
2) «Гомеровское соревнование». То же, что и «Греческое государство»: взгляд на мир греков глазами эллина. На сайте — https://www.wotanjugend.info/homertournament
3) Менее характерные и чуть менее значимые, но не менее примечательные короткие работы: «Гомер и классическая филология», «Греческая женщина», «Мы, филологи».
II. Основополагающие труды
1) «Антихрист». Превосходно дополняет дух самого суждения из «Греческого государства», поэтому стоит здесь на первом месте, если вы только начинаете знакомство с Ницше. Один из столпов не только в его философии, но и для всей остальной философии Нового времени. Наша рецензия — https://www.wotanjugend.info/antichrist_1888
2) «Генеалогия морали». Фундаментальный труд о суждениях разной породы людей, книга, обращенная к «единичной породе читателей», прежде всего, к читателю благородной крови (впрочем, как и почти что вся остальная мысль Ницше). В дополнении к «Генеалогии морали» — «Утренняя заря, или мысль о моральных предрассудках» (что примечательно, «Генеалогия» была написана спустя 6 лет, однако читать следует сначала именно её)
3) «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего». Книга-обличитель. Наиболее ясный и характерный аспект, суждение, вытекающее из этой книги в одной из рецензий: «Ницше, как и Кьеркегор, а также Достоевский, был одним из первых, кто сумел показать, какие смертоносные яды несет для человеческой души ход развития современной цивилизации». https://www.wotanjugend.info/jenseitsvongutundböse
4) «Человеческое, слишком человеческое» — в определенной доли, переломная работа для Ницше, своеобразное предисловие к «Антихристу», которое, однако, следует читать после него.
5) «Веселая наука (La Gaya Scienza)». Поэзия и суждения по множеству актуальный вопросов.
6) «Сумерки идолов, или Как философствуют молотом». Сам Ницше называл это сочинение законченным введением в свою философию
III. Углубленное наследие для философов будущего
1) «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого». Übermensch, толпа, поэтика. Одна из самых сложных работ для своего истинного понимания, о чем писал и сам философ. К сожалению, чернь его наставлениям не последовала, и сейчас это самая читаемая его книга, а от того и наиболее оскверненная.
2) «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм». Важный труд для студентов и философов, дихотомия Аполлон-Дионис, ставшая фундаментальной для всей западной философии. Наиболее планомерно и объемно эту мысль развил в наши дни А. Дугин (серия книг «Ноомахия»)
3) «Ecce Homo. Как становятся сами собою».
4) «Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей». Это «Братья Карамазовы» для Ницше, абсолютно фундаментальная работа, завершающая цикл сознательной жизни Ницше, но открывающая тем самым новые горизонты, дописанная после смерти его сестрой. Хайдеггер делил ницшеанскую философию на два этапа: «Воля к власти» и всё остальное.
IV. О том, каким человеком был Ницше с психологической и личностной точки зрения:
1) «О настроениях» (написано 19-летним Ницше летом 1864 г.в Наумбурге)
2) Цикл «Несвоевременные размышления».
3) Работы contra Wagner: «Казус Вагнер», «Ницше contra Вагнер».
4) «Странник и его тень»
5) «Смешанные мнения и изречения»
V. Всё остальное: поэзия и другие сочинения, которые можно читать в любой последовательности между чтением из второго и четвертого пункта.
Три шага к осмысленной жизни, согласно Ницше
История о верблюде, льве и ребёнке
Фридрих Ницше будет сопровождать вас в вашем собственном поиске смысла
В 1882 году Фридрих Ницше познал глубину отчаяния. Он жил с рядом проблем со здоровьем, психическими расстройствами и посттравматическим стрессовым синдромом, приобретённым в результате службы санитаром во время Франко-прусской войны (в тот период он также заразился дифтерией и дизентерией). Последней каплей стало то, что женщина, которую он глубоко любил и которой несколько раз делал предложение руки и сердца, бросила его.
Ницше был необычайно одарённым молодым человеком. Он получал степень доктора философии, будучи ещё подростком, и получил должность преподавателя в удивительно молодом возрасте – 24 года.
В конце 1860-х годов подающий надежды философ также преуспел как наездник и солдат. Казалось, ему было суждено стать капитаном прусской армии, но несчастный случай во время катания на лошади и его слабое зрение (он едва мог видеть) положили конец его военной карьере. Он вернулся в академию, где снова преуспел.
Ницше был одарённым писателем, а также академическим гением, который развил экстраординарное понимание одних из самых глубоких идей, которые лежат в основе наших убеждений. Он на новом интеллектуальном уровне рассматривал привычные моральные и философские концепции, которые считаются само собой разумеющимися даже сегодня.
Книги вроде «Человеческое, слишком человеческое», «Несвоевременные размышления» и «Весёлая наука» разрушили мораль, религию, разум и обнажили пустоту в сердце современной цивилизации.
Однако Ницше был далёк от нигилизма. Философ глубоко верил в возможности человека. Он стремился писать подобную Евангелию беллетристику, которая служила руководством для тех, кто разделял его презрение к традиционным ценностям, табу и священным вещам.
Именно в 1882 году, в тот сложный период своей жизни – страдая от психических и физических недугов, обитая в фактической изоляции в Рапалло (Италия) и переживая разрыв с Лу Саломе, женщиной, которую он так любил – Ницше начал писать одну из самых необычных книг философского канона: «Так говорил Заратустра».
Книга представляет собой философский роман, который повествует о спуске мудрого отшельника – Заратустры – из его жилья в горах в вымышленную землю, где он делится мудростью в серии тематических эпизодов.
Легендарный тёзка Заратустры – основатель древнеперсидской религии зороастризм. Пророк считается первым, кто изобрёл бинарную мораль «добра» и «зла», которая пробилась в авраамические религии и которую мы принимаем как должное сегодня.
Ценности и обычаи, которые когда-то считались вечными, со временем рухнули. Ницше считал, что «смысл» жизни находится внутри нас самих.
Ницше проповедовал «жизнеутверждение», честное и мужественное оспаривание всех доктрин, которые сдерживают людей, какими бы распространёнными они ни были.
Вместо этих доктрин Ницше разработал свои собственные доктрины, которые служат инструментами для людей, стремящихся стать тем, кого философ назвал “Übermensch”, что означает «сверхчеловек». Сверхлюди владеют своими эмоциями, радуются тому, что просто существуют, и творят, прежде всего.
Заратустра был идеальным рупором для Ницше, потому что он верил, что Заратустра может исправить то, что было его окончательной ошибкой (мораль).
«Заратустра создал самое пагубное заблуждение, мораль; следовательно, он должен также стать первым, кто признает это».
Это не значит, что Ницше был лишён этики; более того, он был против того, что мораль сдерживает людей от действий из любви или творчества. Философ был против правил, ценностей и кодексов.
У Ницше были свои ценности. Он решительно выступал против антисемитизма и национализма, столь распространённых среди немцев в его время (и которые станут катастрофической смесью в двадцатом веке).
Ницше полагал, что одержимость шаткими понятиями, такими как «нации» и «расы», мешает человеку найти своё высшее «Я».
Это важный момент: Ницше не верил, что расизм и национализм, например, являются «злом» с моральной точки зрения. Он верил, что это болезни, передаваемые из поколения в поколение, и от них освободятся те, кто ищет своё высшее «Я».
Этика Ницше заключалась в том, чтобы исключить плохие идеи, а не классифицировать их как зло.
Устами Заратустры, ближе к началу книги, Ницше излагает три метаморфозы, через которые должен пройти человек, чтобы обрести истинную свободу и изобилие творческой силы. Используя аллегорические образы, он описывает метаморфозы как верблюда, льва и, наконец, ребёнка.
Когда Заратустра спускается вниз из своего жилища в горах, его потрясает безразличие людей к тому, чему он хочет их научить.
Мудрец уподобляет людей стаду. Город, который он посещает, называется «Пёстрая Корова», что является умным философским намёком на презрение Платона к правлению большинства в демократии. «Пёстрая Корова», по сути, означает «управление стадом».
Персонаж Ницше, Заратустра, презирает стадо. Стадные животные не желают иметь дело с дискомфортом. Им просто хочется безопасного и богатого пастбища: спокойной и относительно (но не очень) обеспеченной жизни без каких-либо сюрпризов. Стадо держится вместе и не желает рисковать, его члены полагаются на пастуха, который должен показать им, что для них хорошо.
Верблюд
В отличие от большинства в стаде, есть люди, которые сильны духом, и они начинают духовный путь к самореализации, который они могут или не могут завершить. Первый этап этого пути – когда мы становимся «верблюдами».
Как бы странно ни звучала эта метафора, в ней много смысла. Верблюд является носильщиком и олицетворяет «сильный» дух, он, в отличие от стадного животного, с удовольствием берёт на себя ношу.
«Есть много вещей для духа, сильного духа, в котором обитают уважение и благоговение: его сила жаждет тяжёлого, самого тяжёлого [. ] таким образом, он становится на колени, как верблюд, и желает, чтобы его хорошо нагрузили».
Те из нас, кто силён духом, хотят вникнуть глубже в смысл вещей, но эта задача требует много багажа. Мы хотим, чтобы нас хорошо нагрузили, мы желаем взять на себя тяжёлую ношу потому, что дух верблюда стремится «радоваться» своей силе, «спешить в пустыню», испытывая уважение ко всем тем тяжёлым грузам, которые являются великими и хорошими.
Мы читаем, путешествуем, учимся, открываем. Нагрузка растёт. До нас дошло так много знаний, скрытых в книгах. Мы радуемся нашей силе нести это бремя.
Одинокий путь верблюда
Более того, верблюд берёт на себя самые сложные вещи, которые бросает ему жизнь. Он должен преодолеть страх, встретиться лицом к лицу с истиной, вынести неразделённую любовь и так далее.
Но пустыня одинока, и дух верблюда больше не хочет нести бремя идей и знаний, которые ему не принадлежат. Верблюд обнаружил, что мир не имеет существенных или универсальных ценностей. Нет никакого смысла в жизни.
Верблюд развивает желание снять с себя ношу, взять под контроль собственную судьбу и сказать «Я хочу».
Лев
Но чтобы свалить с себя ношу и создать собственный смысл и судьбу, вы должны пройти через новую трансформацию.
В одинокой пустыне происходит вторая метаморфоза: чтобы исполнить своё предназначение, духу нужно править пустыней, стать властелином пустыни, чтобы обрести свободу. Для этого лев, как говорит Ницше, должен бороться с существующим владыкой. Существующий владыка – это дракон, называемый «Ты должен», и этот дракон – большое препятствие на пути к истинной свободе.
«Ты должен» – это разрешение; все моральные законы и общественные ценности, которые существовали до этого, диктуют нам, кто мы и как мы должны действовать. Дракон соблазнителен, он сверкает золотыми чешуйками, на каждой из которых написано «Ты должен».
Тысячи чешуек символизируют тысячи лет «Ты должен», столетия кодексов о том, как вы должны мыслить и действовать. Дракон – враг истинного самообладания.
Дух льва должен бросить вызов дракону. На тысячах сверкающих чешуек дракона написана золотая фраза «Ты должен». Дракон представляет собой разрешение: все ценности, которые были до нас.
Столкнувшись с драконом, лев говорит: «Я хочу!» Но дракон возражает, что все ценности уже созданы. Он заявляет: «Нет места «Я хочу»».
Лев должен сразиться с драконом, чтобы стать повелителем пустыни и завоевать свободу.
Когда лев противостоит дракону, он рычит то, что Заратустра называет «священным «нет»». Священное «нет» – это отказ от всех ценностей, которые существовали до льва. Ницше был апатридом (он отказался от гражданства Пруссии), безработным и безбожным. Он должен был бороться с теми, кто не одобрял жизненный выбор, который он сделал, включая его собственную семью.
Описывая льва, он, возможно, говорил о собственном опыте. Сверхчеловек, по его мнению, был истинной личностью, тем, кто развивал самообладание на собственных условиях.
Каспар Давид Фридрих «Двое, созерцающие Луну», 1825-1830
Ребёнок
Дух теперь желает иметь собственную волю. Те, кто отказался от мира, который был до них, теперь имеют силу победить.
Представьте себе состояние чистой личности, которая не обременена правилами, обычаями и условностями общества. Представьте себе человека, который управляет своей судьбой, определяет собственные ценности (которые он никому не навязывает) и пребывает в состоянии свободного творчества и игры.
На что похоже то состояние, которое находится прямо у нас под носом? Конечно же, речь идёт о ребёнке.
«Ребёнок – это невинность и забвение, новое начало, игра, самоходное колесо, первое движение, священное «да»».
Ницше считал, что истинно свободный дух будет подобен играющим детям, которые впервые открывают мир, не обременённый тем, что было раньше (отсюда и «забвение»). Ребёнок любопытен и полон удивления. Ребёнок не отягощён правилами и ценностями, он открывает для себя смысл в вещах.
Произнеся «священное «нет»», чтобы отвергнуть всё, что было раньше, ребёнок выкрикивает «священное «да»», которое утверждает жизнь.
Мы можем создавать собственные ценности, рисковать, чтобы получить то, что хотим, от жизни. Священное «да», как утверждает Ницше, есть игра творения. Дух становится своей собственной волей, он завоёвывает свой собственный мир.
Написав «Так говорил Заратустра», Ницше ещё больше отдалился от друзей и семьи. Удушающая тяжесть викторианских ценностей усугубляла всё более ухудшающееся психическое здоровье Ницше.
Несмотря на свои проблемы, он продолжал писать необычайно дальновидные книги, которые предвещали борьбу отдельных людей и наций в двадцатом веке. Ницше стал интеллектуальным титаном, чья работа предвосхитила психологию, экзистенциализм, структурализм и постмодернизм.
Ницше в последние годы своей жизни
Бродя по улице в Турине, Ницше был окончательно сломлен, когда увидел, как кучер изо всех сил хлещет лошадь. Он обнял руками шею лошади, чтобы защитить её, и упал на землю. Ницше так и не оправился от бездны душевных болезней, тяготивших его с 44 лет. После двух инсультов и воспаления лёгких Ницше умер летом 1900 года в возрасте 55 лет.
Мы все знаем, что внутри нас есть высшее «Я», и аллегорические метаморфозы Ницше – это лишь руководство, помогающее пройти через страдания, которые неизбежно приходят вместе со стремлением к истинной свободе и творческому самообладанию.
В своей книге «Человеческое, слишком человеческое» Ницше писал: «Они боятся своего высшего «Я» потому, что, когда оно говорит, оно говорит требовательно».
Ницше заставляет нас найти в себе мужество слушать. Если мы сможем понять, «почему» мы живём, мы сможем вынести практически любое «как».
В отличие от книг, биографию философа нельзя назвать яркой и необычной, однако несколько интересных фактов в ней все-таки было. Мы решили их вспомнить.
Стал профессором в 24 года (и вышел на пенсию в 36)
В 1862 году молодой философ поступил в Боннский университет, однако студенческая жизнь разочаровала его. Позже он последовал за своим учителем, немецким филологом Фридрихом Ричлем, в Лейпциг, а затем и в Базель. Удовлетворения от занятия наукой он не нашел, зато своим талантом удивил многих ученых. В 24 года Фридрих Ницше стал профессором классической филологии в Базельском университете. Для европейской системы образования это был уникальный случай.
К сожалению, здоровье рано стало подводить философа. Головные боли, которыми он страдал с 18 лет, и бессонница привели к трагическим последствиям:
Однако выход на пенсию из-за болезней и слепоты ознаменовал собой новый, наиболее плодотворный этап в творчестве философа.
Поссорился с другом после того, как тот принял христианство
Конечно, во взаимоотношениях Фридриха Ницше и Рихарда Вагнера все было гораздо сложнее, чем принятие той или иной религии. Ученые до сих пор пытаются понять, что же это все-таки было. В 2013 году на международной конференции в Наумбурге дружбе-ненависти двух выдающихся людей был посвящен аж 41 доклад.
Некоторое время Ницше был практически членом семьи знаменитого музыканта, их объединяли многие идеи, но с 1872 года отношения начали охлаждаться. Молодой философ не принял перемен, которые он усмотрел в своем старшем друге, обвинил его в потакании публике и совсем разочаровался после того, как тот принял христианство. В эссе «Казус Вагнер» он говорит о музыке бывшего друга, как об отражении упадка культуры («decadence»), и объясняет, почему произведения Бизе выгодно отличаются от всего того, что до сих пор написал Вагнер.
Фридрих Ницше Купить книгу В избранное В избранном
Написал музыку к стихотворению Александра Пушкина
Сочинять философ перестал после критики немецкого пианиста и педагога Ганса фон Бюлова, который негативно отозвался о его фортепианном дуэте «Манфред. Медитация».
Сам того не желая, стал одним из главных философов нацизма
Если коротко, то пересечения философии Ницше с идеологией нацизма очень слабые. Гитлер и его приспешники взяли основные понятия ницшеанства и переосмыслили их по-своему. Так «сверхчеловек», который по замыслу философа должен был стать вершиной творения, интеллектуальным и нравственным идеалом, у нацистов превратился в маньяка с пистолетом и дубинкой, которому все дозволено.
Ряд сочинений Фридриха Ницше был опубликован без искажений только в 1967 году
Вопросы, на которые дает ответ эта книга
БЫЛ ЛИ НИЦШЕ «НИСПРОВЕРГАТЕЛЕМ УСТОЕВ» В ДЕТСТВЕ?
Юный Фриц (как его звали в семье) выделялся не только одаренностью, но и прилежанием, старался придерживаться правил. Хотя обучение в Пфорте – школе, где царила почти казарменная дисциплина, – далось ему нелегко. См. главу I
НА КОГО УЧИЛСЯ НИЦШЕ?
Поначалу Ницше хотел стать теологом, затем увлекся филологией. Позже его привлекла философия, но на философское отделение он не перешел. Интересовался и химией. Еще не закончив университет, стал преподавателем филологии. См. главу II
КАК НИЦШЕ ОТНОСИЛСЯ К МУЗЫКЕ?
Фридрих Ницше известен не только как философ, но и как композитор. Роль музыки в его жизни столь значительна, что ей посвящена отдельная глава. См. главу III
СЛУЖИЛ ЛИ НИЦШЕ В АРМИИ?
В Германии была введена всеобщая воинская обязанность, и в 22 года Ницше призвали в армию (в конную полевую артиллерию) – препятствием этому не стала даже его близорукость. Второй раз он отправился на войну добровольно, был санитаром. См. главу IV
ГРАЖДАНИНОМ КАКОЙ СТРАНЫ БЫЛ НИЦШЕ?
Ницше отказался от германского гражданства. Швейцарское или какое-либо другое он также не собирался принимать и навсегда остался лицом без подданства. См. главу IV
ПОЧЕМУ ФИЛОСОФИЮ НИЦШЕ СВЯЗЫВАЮТ С НАЦИЗМОМ?
Получив права на произведения брата, сестра Ницше Элизабет могла исправлять их текст, привнося мысли своего мужа о величии всего немецкого, о немцах как расе господ и т. д., что потом было взято нацистами для своей идеологии. См. главу V
БЫЛ ЛИ НИЦШЕ НАЦИОНАЛИСТОМ?
Отказавшись приехать на свадьбу своей сестры Элизабет с Фёрстером, пропагандистом очищения Германии от инородцев, Ницше писал ей: «„Германство» вызывает мало энтузиазма, но еще меньше у меня желания печься о чистоте этой „великолепной расы»». См. главу V
КТО ТАКОЙ ЗАРАТУСТРА?
Изначально Заратустра (Зороастр) – это пророк, Божий посланник, давший древним персам учение и религию – зороастризм, осколки которой сохранились до нашего времени в виде религиозных общин в некоторых странах. См. главу VI
ЧЕМ СВЕРХЧЕЛОВЕК ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ?
Сверхчеловек, центральная фигура философии Ницше, – это тот, кто преодолел надуманные ограничения предрассудков и заскорузлых обычаев, великий гений, способный творить историю по своей воле, не оглядываясь на мнение толпы. См. главу VI
БЫЛА ЛИ У НИЦШЕ СЕМЬЯ?
Страдая от одиночества, Ницше несколько раз намеревался жениться, но получал отказ. Создать собственную семью ему так и не удалось. См. главу VIII
ЧТО ТАКОЕ «ТУРИНСКИЙ ИНЦИДЕНТ»?
В 1888 году в Турине Ницше увидел, как извозчик избивает лошадь (или так ему показалось). Переживание привело Ницше к помраченному состоянию рассудка, от которого он уже не оправился. См. главу IX
Пожалуй, да. И лучше делать это до знакомства с работами ницшеведов, дабы не попасть под воздействие чужих домыслов, а составить собственное представление. Сам Ницше писал: «Должен признаться, что меня больше радуют те, кто меня не читает, кто никогда не слышал ни моего имени, ни слова „философия»». См. главу X
Вы что-то слышали о Ницше?
Есть имена, периодически упоминаемые в том или ином «интеллектуальном разговоре». На них ссылаются, их цитируют (причем не всегда точно), их авторитетом подкрепляют собственные суждения. Попробуйте возразить собеседнику, когда за него – признанные корифеи науки и культуры! Однако знания тех, кто непринужденно жонглирует именами великих, нередко поверхностны: стоит копнуть поглубже, и выясняется, что говорящий лишь приблизительно знаком с мыслями и заслугами «лучших умов человечества».
Но чтобы копнуть, надо самому разбираться в вопросе. А знать всё, к сожалению, не под силу даже вполне грамотному человеку, компетентному, как правило, в одной-двух областях. Остается так называемый культурный минимум – совокупность общих представлений о различных сферах: искусстве, науках, религии, обществе, философии и так далее. Кого и что включать в этот список – вопрос открытый, но имя и взгляды человека, которому посвящена эта книга, относятся к бесспорно обязательным предметам.
О нем вы наверняка слышали не раз, ибо Фридрих Ницше уже почти полтора столетия не перестает будоражить умы людей.
С чем обычно ассоциируется это имя? «Автор теории сверхчеловека», «основа философии фашизма», «воинствующий антихристианин», «человеконенавистник, закончивший жизнь в сумасшедшем доме» – скорее всего, в сознании возникают именно эти образы. Подобные штампы не то чтобы совершенно не отражают истинное лицо Ницше и его философию, но все же упрощают и уплощают явление до потери содержания и смысла.
Еще одна особенность (впрочем, не столь редкая) этой философии: ее невозможно понять без понимания судьбы самого философа. Конечно, не всё и не всегда в мыслях человека непосредственно определяется его жизненными обстоятельствами, но и совсем не учитывать их было бы ошибкой. Часто если не ключом, то первым шагом к постижению какого-либо учения становится знакомство с биографией его автора.
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Ф. НИЦШЕ
✓ «Человеческое, слишком человеческое» (1878)
✓ «Так говорил Заратустра» (1883–1887)
✓ «По ту сторону добра и зла» (1886)
✓ «Сумерки идолов» (1888)
Как и о других знаковых личностях в истории, о Фридрихе Ницше написано много, хотя мнения его биографов порой противоречивы, не свободны от идеологических и эмоциональных пристрастий. Если вы решите изучить жизнь и творчество Ницше более глубоко, чем они отражены в этом почти хрестоматийном издании, то недостатка в литературе нет. А здесь вы найдете тот «расширенный минимум», который позволит вам получить достаточное для неспециалиста представление. И оно однозначно не будет лишним.
«Обязанность знать что-то не делает вас обязанным любить это»
Глава I
Детство и юность: даже тут нет единства у биографов
Я научился ходить; с тех пор я позволяю себе бегать.
Я научился летать; с тех пор я не жду толчка,
чтобы сдвинуться с места.
Все биографии начинаются с рождения. Редко когда это событие бывает чем-то особенным для кого-то кроме родителей. И жизнеописания великих вольно или невольно приходится начинать с изложения обычных житейских вещей. Не станет исключением и это издание.
Рождение
15 октября 1844 года, Германский союз, Рёккен – городишко возле прусско-саксонской границы (единой Германии еще нет). Общепрусский праздник – день рождения короля Фридриха Вильгельма IV. В семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше и его жены Франциски Ницше (Элер) тоже отмечают день рождения, и тоже Фридриха Вильгельма – только не монарха, а их первенца, названного в его честь, – и в будущем, по мнению многих, короля философии и властелина умов XX века.
Фридрих Вильгельм IV Гогенцоллерн (1795–1861) – прусский король (с 7 июня 1840 г.), последний немецкий доимперский монарх
Маленький Фриц Ницше окружен религиозной атмосферой: отец – священник, мать – из семьи священника. Они живут в доме, принадлежащем церкви. Впоследствии это даст повод одним биографам узреть в таком положении истоки «нигилистических» взглядов Ницше, «перекормленного религией» в детстве, а другим – видеть в философских построениях ницшеанства черты новой религии. Но пока это лишь привычный и естественный мир Фрица.
Свой приход в Рёккене, где родился Ницше, его отец получил по личному распоряжению прусского короля
Через два года родится его сестра Элизабет. Она проживет долгую жизнь (89 лет) и сыграет немалую роль в судьбе знаменитого брата и его наследия. Но об этом чуть позже.
«Оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о надземных надеждах!»
Смерть отца
Немалое влияние на жизнь Ницше окажут и исторические события – от соблазна связать их с фактами из жизни философа очень трудно удержаться.
Череда революций 1848 года в разных европейских странах не миновала и Германию. Есть мнение, что новости об ужасах революции послужили толчком к резкому обострению помешательства отца Ницше и привели к его смерти в 1849 году. К этому времени в семье родился младший ребенок – Людвиг Иосиф, но ему не суждено было прожить и года.
Революция 1848–1849 года в Германии – одна из нескольких европейских революций этих лет. Ее основные результаты: объединение Германии, принятие королем конституции, отмена цензуры
Тогда же Фриц пережил и свой первый пророческий кошмарный сон: ему привиделся мертвый отец, забирающий в могилу младенца. Не прошло и дня, как брат умер от нервного припадка.
Много позднее Ницше писал об отце: «Он был хрупким, добрым и болезненным существом, которому суждено было пройти бесследно, – он был скорее добрым воспоминанием о жизни, чем самой жизнью». Вообще юный Фридрих, видимо, сохранил довольно ранние воспоминания, что отчасти отражено в написанной им в неполных четырнадцать лет автобиографии «Из моей жизни».
«Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя»
Это несколько странное (самим подходом и темой: много ли подростков пишут всерьез свои биографии?) сочинение косвенно подтверждает мнение исследователей о том, что Ницше с детства придавал повышенное значение собственной личности. В том, что так было в зрелые годы, сомневаться не приходится.
Ницше Фридрих Вильгельм (Nietzsche Friedrich Wilhelm) родился в 1844 году неподалеку от Лейпцига. Отец был пастором лютеранской церкви и умер, когда Фридриху исполнилось пять лет. Мать одна воспитывала его и младшую дочь.
С 1858 года учился в гимназии Пфорта, изучал тексты античных времен, интересовался философией и пробовал писать. В 1862 году поступил в Боннский университет, изучал теологию и филологию. Его наставником был Фридрих Ричль, который переехал в Лейпциг. Вслед за ним последовал и Ницше. Будучи студентом, Ницше стал профессором классической филологии в Базельском университете.
Демонстративно отказался от гражданства Пруссии, из-за чего во Франко-прусской войне мог служить только санитаром. Здоровье мыслителя было слабым, поэтому контакт с ранеными привел к поражению желудочно-кишечного тракта и дифтерии. В 1889 у философа произошло помутнение рассудка, а позже его разбил паралич. Фридрих Ницше умер в 1900 году.
Философские идеи
В 1886-1888 гг. выходит «Воля к власти» – книга, собранная из заметок Ницше. Это понятие философ считал двигателем человеческой деятельности.
Многие книги издавались под контролем сестры мыслителя Элизабет, а в 1895 году сочинения Ницше переходят в ее собственность.