рыцарство в европейской и мировой истории
Рыцарство средневековой Европы и его культура
В средние века в Европе начали появляться рыцари. Это были младшие потомки высших сословий, которым не досталось по наследству никакого ценного имущества и земельных наделов.
Младших сыновей обучали военному делу. Доспехи рыцарей могли весить до 70 килограмм. Только физически сильный человек сможет их носить. Из юноши растили непобедимого воина, непобедимого в бою.
Первоначально рыцари защищали обездоленных и слабых от арабов, викингов или венгров. Позже они стали хранителями христианского мира. Рыцарство средневековой Европы обозначало полное посвящение военному делу.
Корнями рыцарство уходит в варварские времена. Доказательством этого служат прозвища воинов и использование геральдических символов на их щитах.
Рыцарство вело определенный образ жизни, имела свою систему ценностей и стереотипов, а так же было религиозно впечатлительным. В Европе была сформирована отдельная рыцарская культура. К ней стремилось большинство воинов благородного происхождения. В культуре переплетались возвышенные идеалы и реалии повседневной жизни. Конечно, культурные идеалы и ценности рыцарей зависели от национальной и групповой идентичности.
Полностью рыцарство сформировалась после осознания духовного братства воинов, которых связывают невидимые узы элитных сословий, и обязанность вставать на защиту братьев по вере.
В средние века в Европе начали появляться крупные феодалы с огромными земельными наделами и политической автономностью. Феодальные замки были очень сильны. Слабость королевской власти позволила этим рыцарям занимать элитную верхушку замковых резиденций. Одновременно автономные мелкие рыцари могли свободно выбирать и менять покровителей, которые выражали им свое уважение в материальной и культурно-знаковой форме.
Рыцари ездили по королевству и искали себе военные приключения, служили церкви и уничтожали неверных, прославляли свои поступками Даму сердца.
Короли Франции и Англии образовывали при дворах ордена рыцарей. Придворные из рыцарской знати были попыткой скопировать праведную жизнь короля Артура и рыцарей Круглого Стола.
Война помогала молодым рыцарям благородного происхождения и небогатым их представителям доказать свою смелость, оправдать социальное признание, собственную независимость, сравняться с крупными магнатами. За отличную службу сеньоры одаривали своих подопечных щедрыми подарками – замками и землями.
Существует и другая сторона рыцарства. Рыцарь хотя и был христианам, в его душе жил варвар. Многие его представители не стремились к совершенству. Они начали деградировать, занимались грабежами и разбоями мирных людей. Иногда под видом сражений за веру скрывались обычные грабежи и захваты земель у иноверцев. На закате Средневековья многие рыцари начинают стремиться к обогащению, а воинское и христианское служение отходит на второй план.
Сегодня рыцарская культура возрождается и привлекает большое количество поклонников благодаря истинным идеалам рыцарей.
Рыцари в Европе. Часть 1
От Эпохи средневековья нас отделяют несколько сотен лет. Одно из самых значительных явлений в средневековье — система рыцарства, вобравшая в себя всю суть древних традиций. Итак, читайте первую часть статьи «Рыцари в Европе».
Статью «Рыцари в Европе. Часть 2» можно прочитать здесь.
Статью «Витязи на Руси» можно прочитать здесь.
Содержание
Рыцари. История зарождения
Рыцарь — средневековый дворянский почётный титул в Европе. Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов.
К первому классу можно отнести рыцарей, принявших религиозный обет, например, членов ордена тамплиеров и рыцарей Св. Иоанна (госпитальеры), рыцарские ордены, воевавшие против сарацинов (арабов) и других нехристиан.
Второй класс возник из рыцарей, бывших на королевской службе или служивших высокой знати. Рыцарство происходит из средневековой Франции и Испании. Впоследствии рыцарство распространилось на всю Европу и достигло наибольшего расцвета в XII-XIII веках.
Также рыцарство можно рассматривать, как кодекс поведения и чести, соблюдение которого предписывалось средневековым рыцарям. Фактически этот кодекс соблюдался редко, но благодаря литературе в массовом сознании сформировался романтический образ галантного рыцаря, а само слово «рыцарь» со временем стало синонимом человека благородных нравов.
Кто такие рыцари
Военное дело представляло собой главную социальную функцию рыцарства. Так же рыцарство влияло и на политические процессы эпохи. Принципиальными ценностями рыцарства были: вера, честь, доблесть, благородство, целомудрие и верность. В то время общество было разделено по ранжиру на сословия. Каждое из них выполняло свою функцию. Духовенству надлежало обеспечивать всем общение с Богом. Крестьяне должны были работать на всех. Рыцарство — за всех воевать и всем править.
Рыцари были натренированными всадниками. Они играли важную роль в крестовых походах и других средневековых войнах. За военную служба рыцари получали в награду земельные наделы, власть и должны были иметь крепких лошадей, доспехи и слуг.
Детство рыцарей продолжалось примерно до 7 — 8 лет. Пока мальчик не становился пажом рыцаря, после начиналось обучение и подготовка к военной службе. В 14 лет юноша уже становился слугой для господина, помогал ему облачится в доспехи и сопровождал его в бою. Около 21 года, если юноша хорошо справлялся с обязанностями оруженосца, его посвящали в рыцари, после чего он считался совершеннолетним.
Девизом всех рыцарей было: «Бог, женщина, король». Этот девиз сиял на роскошных празднествах рыцарей, воинских играх и на великолепных турнирах. Ложь и вероломство считались у рыцарей самыми ужасными поступками, их за это презирали. А вот блестящими подвигами они заслуживали самые почетные звания. Им давали разные титулы, и рыцари имели право восседать за одним столом с королем.
Рыцарей узнавали издалека по его вооружению. Признательность и энтузиазм воодушевляли храбрых воинов, и они смело шли наказывать тех, кто грабил и занимался разбоем, сеял всюду бедствие и несчастья, проливал кровь невинных. Духовные лица, видя в рыцарях защитников веры и покровительства несчастных и обездоленных, смотрели на них, как на воинов, достойных небесной награды в будущей загробной жизни.
Статуэтки рыцарей
Рыцарские идеалы и девизы
Важным атрибутом рыцаря был его девиз. Это краткое изречение, выражающее важную сторону характера рыцаря, его жизненные принципы и устремления. Часто девизы изображались на гербах рыцарей, их печатях, доспехах. Многие рыцари имели девизы, подчеркивавшие их смелость, решительность и особенно полную самодостаточность и независимость от кого бы то ни было.
Примерный перевод рыцарских девизов:
Характерными рыцарскими девизами были следующие: «Иду своей дорогой», «Другим не стану», «Вспоминай меня часто», «Я осилю», «Я не король и не князь, я граф де Бусси».
Ритуалы посвящения в рыцари
Молодой юноша должен искупаться в ванне. Потом на него надевают кольчугу и шлем. Рыцарь (иногда отец посвящаемого), но чаще, кормивший его господин, надевает на пояс юноши меч. С этой минуты юноша будет носить его постоянно. После этого рыцарь ударяет ладонью по шее юношу. Затем новый рыцарь садится на коня, ему дают копьё, и он на всем скаку должен поразить заранее приготовленное чучело. Такова процедура посвящения в рыцари в XII веке.
Позже духовенство ввело свои обряды на посвящение в рыцари. Например, такой: Молодой человек после поста проводил ночь перед посвящением в молитве. Утром он присутствовал при обедне. Шпагу клали на алтарь, священник благословлял ее, говоря: «Услышь Господи, молитвы мои и благослови всемогущей десницей этот меч, которым хочет препоясаться раб твой». Затем священник читал проповедь, в которой обращался к рыцарю, говоря о том, чтобы тот не забывал об обязанностях по отношению к церкви, вдовам и сиротам.
Посвящение в рыцари
Для церемонии обычно выбирали дни, когда были большие праздники: Пасха или Троица, церемония бракосочетания или крещение принца, а также во время сражений.
Рыцарские ордены
Возникновение рыцарских монашеских орденов относят ко времени первых крестовых походов. Было создано несколько десяток различных орденов. Одними из первых появились три ордена, со временем, ставшие самыми могущественными: госпитальеры (иоанниты), тамплиеры и тевтонский орден.
Рыцари пешие и конные
У истоков появления братств стояли монахи и безземельные рыцари. В Израиле эти люди образовывали сообщества для помощи раненым солдатам и паломникам. Постепенно эти сообщества и превратились в рыцарские ордена.
Внутри братства была строгая иерархия, которая напоминала одновременно и армию и монастырь. Во главе ордена стоял Верховный магистр. Далее шли командоры и маршалы, которые занимались военным делом и финансами. Следом шли братья воины и капелланы. На самой низкой ступени были неофиты, они не считались полноправными участниками, пока не прошли обряд посвящения.
Орден Госпитальеров (Иоаннитов)
Орден Госпитальеров был создан одним из первых и существует по сей день. Официальное название: «Орден всадника госпиталя святого Иоанна Иерусалимского». Этот орден представлял собой огромную материальную и военную силу на востоке.
Во второй половине XII века, орден превратился в настоящее суверенное государство. Цель ордена заключалась в следующем: забота о малоимущих, больных и раненых. Одевались братья в черные одеяния с вышитым на груди особым белым крестом.
Рыцарь ордена Госпитальеров
По своим боевым качествам и воинской доблести иоанниты по праву считались лучшими воинами Европы. Сейчас подобный крест называют мальтийским.
Орден Тамплиеров (Храмовников)
Орден Тамплиеров считается одним из популярных рыцарских орденов средневековья. Образ храмовников полностью ассоциируют в наше время с образом крестоносцев. Первоначально послушники ухаживали за больными.
Госпитали тамплиеров напоминали постоялые дворы, где усталый путник мог найти себе приют, передохнуть и залечить раны. Так как первая штаб-квартира братства расположилась в замке, возведенном на руинах храма Соломона, то членов ордена называли храмовниками или тамплиерами.
Рыцарь ордена Тамплиеров
Тамплиеры возводили на трон и свергали с трона целые династии, завоевывали целые страны и контролировали солидную часть финансовых потоков. Но, в конце концов, орден был обвинён Церковью в ереси и был уничтожен.
Тевтонский орден
Тевтонский орден берет свое начало из госпиталя Святой Марии Иерусалимской для крестоносцев. Их устав был схож с уставом тамплиеров. Братья носили белые одеяния с вышитыми черными крестами.
Рыцарь Тевтонского ордена
Тевтонцы вели крестовые походы против местных языческих племен. Также сражались с новгородцами. Тевтонцы стали известны в России по битве на Чудском озере против войска Александра Невского.
Их цели: защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической Церкви. Закат ордена начался после поражения в Грюнвальдской битве в 1410 г.
Орден Калатравы
Рыцарский орден Калатравы был основан в Испании в 1158 г. монахом Раймондом де Фетеро. Орден получил свое название от завоёванной у арабов крепости Калатрава. Отличительный знак ордена Калатравы — черная и белая одежда с красным крестом. Свое существование орден прекратил в 1873 году.
Рыцарь ордена Калатравы
Орден Сантьяго
Официальное название этого ордена: «Великий орден Меча святого Иакова Компостельского». Основан орден в Испании около 1160 г. Орден Сантьяго участвовал в крестовых походах и в войнах с мусульманами. Рыцарский орден действует по сей день, как гражданский рыцарский орден под покровительством короля Испании.
Рыцарь ордена Сантьяго
Орден Алькантара
Рыцарь ордена Алькантара
Ависский орден
Официальное название ордена: «Орден Святого Беннета Авишского». Орден Ависский был создан в 1147 году для защиты города Эворы, отбитого у мавров. В 1223 году штаб-квартира ордена была перенесена в Португалию в город Авис, подаренный королем. Орден Ависский учавствовал в португальской части Реконкисты и колонизации побережья Африки. В 1910 году орден был распущен, но в 1917 году восстановлен в качестве сугубо гражданского во главе с президентом Португалии.
Орден Меченосцев
Орден меченосцев — немецкий католический рыцарский орден, официально был назван «Братья Христова воинства». Он был создан в 1202 году по инициативе бременского каноника Альберта. Цель ордена меченосцев был захват Восточной Прибалтики, осуществление крестовых походов, против прибалтийского народа. При этом треть захваченных земель закреплялись за орденом. После целого ряда поражений от русских князей и Литвы, остатки ордена были присоединены к Тевтонскому ордену в 1237 году.
Рыцарь ордена Меченосцев
Орден Христа (Томарский)
Орден Христа — духовно-рыцарский орден. Он правопреемник тамплиеров на территории Португалии. В 1318 году орден был учрежден португальским королем Динишем для продолжения начатой борьбы тамплиеров с мусульманами. Папа Иоан XXII позволил передать ордену Христа все владения тамплиеров, включая замок Томар.
Этот замок в 1347 году стал резиденцией великого магистра. Отсюда и второе название ордена — Томарский. Томарские рыцари принимали активное участие в заморских путешествиях португальских мореплавателей, как их ависские собратья. Орден Христа был распущен в 1910 году и как Ависский был восстановлен в качестве сугубо гражданского во главе с президентом Португалии.
Орден Святого Лазаря
Официальное название этого ордена: «Военный и Госпитальерский орден Святого Лазаря Иерусалимского». Основан крестоносцами в 1098 году на базе больницы для прокаженных, которая существовала под юрисдикцией Греческой патриархии. В то время орден Святого Лазаря принимал в свои ряды рыцарей больных проказой. Символом этого ордена был зелёный крест на белом одеянии. Орден участвовал в боевых действиях, в частности, в Третьем крестовом походе. В битве при Форбии в 1244 году орден Святого Лазаря потерял весь свой состав, и здоровых и прокаженных рыцарей вместе с магистром.
После того, как изгнали крестоносцев из Палестины, орден обосновался во Франции, где стал продолжать свою госпитальную деятельность. Современный орден Святого Лазаря имеет на данный момент отделения в 24 странах по всему миру и продолжает свою благотворительную деятельность.
Рыцари ордена Святого Лазаря
Орден Дракона
Рыцарский Орден Дракона был основан в 1408 году королем Венгрии Сигизмундом I Люксембург для защиты венгерского королевского дома от внутренних и внешних врагов. А так же для того, что бы охранял «Крест Господень» и боролся с язычниками, которыми чаще всего были турки. Главой ордена стал Милос Облич. Кроме него в ордене было ещё 12 рыцарей, отличительной чертой которых было изображения дракона на шлеме. Также они носили на шее подвески и медальоны с изображением дракона.
Орден продолжал поддерживать свое могущество вплоть до смерти Сигизмунда в 1437 году. Оставшись без сильного покровителя, орден Дракона быстро распался.
Орден Святого Гроба Господня
Рыцарский Орден Святого Гроба Господня Иерусалимского был создан в 1099 году. Этот могущественный орден был создан во времени Первого Крестового похода, а также появления Иерусалимского королевства. Его король стоял во главе ордена. Целью ордена была в защита «Гроба Господня» и других святых мест в Палестине.
Долгое время Великими магистрами ордена были Папы Римские и только в 1949 году титул передали членам Курии Ватикана. Орден существует и сегодня. Его членами по всему миру становятся королевские семьи, влиятельные бизнесмены, политическая и научная элита.
Экипировка и вооружение рыцаря
Ни один рыцарь не мог появиться на поле боя без своих доспехов. Доспехи должны быть сделаны на заказ. Их делали из металла и других негнущихся материалов. Мнение о том, что ношение лат сильно ограничивало движение воина, не соответствует истине. Снаряжение лат было сделано из отдельных элементов для каждой конечности и соединялось заклёпками и кожаными ремнями. Это позволяло воину совершать любые движение.
Доспехи рыцаря
Рыцарь в кольчуге и шлеме
Со временем облачение становилось все прочнее. Добавлялись бронированные элементы. Доспехи были тяжёлыми и весили около 50 фунтов (22.7 кг). Качество и мощь брони служила не только для войны в защитных целях, но и выступала символом статуса. Главным условием для того, чтобы стать рыцарем — приобрести вооружение и экипировку за свой счёт.
Голову рыцарей изначально в XI веке защищал «нормандский» шлем, дополненный наносником.
Нормандский шлем с наносником
А затем и полумаской.
Нормандский шлем — полумаска
В XIII веке их заменит закрытый «горшковый» шлем «топфхельм».
Горшковый шлем «топфхельм»
Во второй половине XIV века появится шлем цельнокованый «бацинет».
Цельнокованый шлем «бацинет»
А затем, в первой половине XV века распространились более практичные «слады».
Шлем «слады»
И в конце XVI столетия конные рыцари сменили «слады» на закрытые шлемы «бургиньоты» с подвижным забралом.
Закрытый шлем «бургиньот»
и копьё с длинным и тонким древком из ясеня, с железным наконечником в виде ромба.
До конца IX столетия рыцарь был одет в броню, тунику из кожи или материи, покрытой металлическими бляхами или кольцами. Позже броню вытеснит кольчуга — рубашка из металлических колец с рукавицами и капюшоном.
Рубашка из металлических колец с рукавицами и капюшоном
Вначале кольчуга доходила до ступней. Позже ее укоротили и ноги для защиты стали закрывать чулками из колец. Что бы отражать удары рыцарь носил щит из дерева и кожи, обитый металлическими полосами и украшенный бляхой. Сначала был круглый щит, потом продолговатый и удлиненный, чтобы закрывать рыцаря от плеч до пят. Рыцари вешали его на шею на широком ремне.
Щиты рыцарей
Экипировка лошадей
Быстрая лошадь
Например, рыцари приезжали на поле битвы на выносливых и быстрых лошадях, а потом для участия в сражении пересаживались на более тяжелых, способных выдержать вес рыцаря в доспехах.
Тяжелая лошадь
Броня коня состояла из:
Броню для лошадей использовали далеко не все. В первую очередь нужно было обеспечить амуницией рыцаря и только потом, если позволяли финансы, можно было прикрыть и коня. Но поскольку размеры коня были велики, то в основном прикрывали только переднюю часть.
В следующую статью «Рыцари в Европе. Часть 2» войдут такие рубрики:
Рыцари и принцессы.
Рыцарские турниры.
Рыцари в мирное время.
Рыцари в военное время.
Оруженосцы.
Крестоносцы.
Изгнание из рыцарства.
Знаменитые рыцари Европы.
Конец эпохи рыцарства.
Четырнадцать самых известных рыцарей в истории
Истории рыцарей, верных королю, прекрасной даме и воинскому долгу уже много веков вдохновляют мужчин на подвиги, а людей искусства — на творчество.
Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1278)
Ульрих фон Лихтенштейн не брал штурмом Иерусалим, не сражался с маврами, не участвовал в Реконкисте. Он прославился как рыцарь-поэт. В 1227 и 1240 он совершил путешествия, которые описал в куртуазном романе «Служение дамам».
По его словам, он прошёл от Венеции до Вены, вызывая каждого встречного рыцаря на бой во имя Венеры. Также он создал «Дамскую книгу», теоретическое сочинение о любовной поэзии.
«Служение дамам» Лихтенштейна является хрестоматийным примером куртуазного романа. В нем рассказывается о том, как рыцарь добивался расположения прекрасной дамы. Для этого ему пришлось ампутировать мизинец и половину верхней губы, победить на турнирах три сотни противников, но дама осталась непреклонна. Уже в конце романа Лихтенштейн заключает, «что только глупец может до бесконечности служить там, где нечего и рассчитывать на награду».
Ричард Львиное Сердце (1157-1199)
Ричард Львиное Сердце – единственный король-рыцарь в нашем списке. Кроме общеизвестного и героического прозвища было у Ричарда и второе — «Да и нет». Его придумал другой рыцарь, Бертран де Борн, окрестивший так молодого принца за нерешительность.
Уже будучи королем, управлением Англией Ричард совершенно не занимался. В памяти потомков он остался бесстрашным воином, заботившимся о личной славе более, чем о благополучии своих владений. Практически все время своего царствования Ричард провел за границей.
Он принял участие в Третьем крестовом походе, завоевал Сицилию и Кипр, осадил и взял Акру, однако на штурм Иерусалима английский король так и не решился. На обратном пути Ричард попал в плен к герцогу Австрии Леопольду. Только богатый выкуп позволил ему вернуться домой.
После возвращения в Англию Ричард ещё пять лет воевал с французским королем Филиппом II Августом. Единственная крупная победа Ричарда в этой войне — взятие Жизора под Парижем в 1197 году.
Раймунд VI (1156-1222)
Граф Раймунд VI Тулузский был нетипичным рыцарем. Он прославился противоборством Ватикану. Один из крупнейших феодалов Лангедока в Южной Франции, он покровительствовал катарам, религию которых исповедовало во время его правления большинство населения Лангодека.
Папа Иннокентий II дважды отлучал Раймунда от церкви за отказ от подчинения, а в 1208 году призвал к походу на его земли, вошедшему в историю как Альбигойский крестовый поход. Раймунд сопротивления не оказал и в 1209 году публично покаялся.
Однако слишком жестокие, по его мнению, требования к Тулузе привели к очередному разладу с католической церковью. Два года, с 1211 по 1213 год ему удавалось удерживать Тулузу, но после поражения крестоносцам в Битве при Мюре Раймунд IV бежал в Англию, ко двору Иоанна Безземельного.
В 1214 году он снова официально покорился папе. В 1215 году Четвёртый Латеранский собор, на котором он присутствовал, лишил его прав на все земли, оставив только маркизат Прованс его сыну, будущему Раймунду VII.
Уильям Маршал (1146-1219)
Уильям Маршал был одним из немногих рыцарей, чью биографию издали практически сразу же после его смерти. В 1219 году в свет вышла поэма под названием «История Уильяма Маршала».
Маршал стал знаменит не из-за ратных подвигах на войнах (хотя и в них он участвовал), а благодаря победам на рыцарских турнирах. Им он отдал целых шестнадцать лет жизни.
Архиепископ Кентерберийский называл Маршала величайшим рыцарем всех времен.
Уже в 70-летнем возрасте Маршал возглавил королевскую армию в походе на Францию. Его подпись стоит на Великой хартии вольностей в качестве гаранта ее соблюдения.
Эдуард Черный принц (1330-1376)
Старший сын короля Эдуарда III, Принц Уэльский. Свое прозвище он получил либо из-за тяжелого характера, или из-за происхождения матери, или по цвету доспехов.
Свою славу «Черный принц» стяжал в боях. Он выиграл две ставшие классическими битвы средневековья — при Кресси и при Пуатье.
За это отец особо отметил его, сделав первым кавалером нового ордена Подвязки. Его брак на кузине, Джоанне Кентский, также добавил Эдарду рыцарской славы. Эта пара была одной из самых ярких в Европе.
8 июня 1376 года, за год до смерти отца, принц Эдуард умер, и был похоронен в Кентерберийском соборе. Английскую корону унаследовал его сын Ричард II.
Черный принц оставил след в культуре. Он является одним из героев дилогии Артура Конана Дойля о Столетней войне, персонажем романа Дюма «Бастард де Молеон».
Бертран де Борн (1140-1215)
Рыцарь и трубадур Бертран де Борн был правителем Перигорда, владельцем замка Отфор. Данте Алигьери изобразил Бертрана де Борна в своей «Божественной Комедии»: трубадур находится в Аду, и держит свою отрезанную голову в руке в наказание за то, что в жизни он раздувал ссоры между людьми и любил войны.
И пел, по мнению Данте, Бертран де Борн только для того, чтобы сеять раздор.
Де Борн, между тем, прославился и своей куртуазной поэзией. В своих стихах он прославил, например, герцогиню Матильду, старшую дочь Генриха II и Алиеноры Аквитанской. Де Борн был знаком со многими трубадурами своего времени, такими как Гильем де Бергедан, Арнаут Даниэль, Фольке де Марселья, Гаусельм Файдит и даже с французским трувером Кононом Бетюнским. К концу жизни Бертран де Борн удалился в цистерцианское аббатство Далон, где скончался в 1215 году.
Готфрид Бульонский (1060-1100)
Чтобы стать одним из предводителей Первого крестового похода, Готфрид Бульонский продал все, что у него было и отказался от своих земель. Вершиной его военной карьеры стал штурм Иерусалима.
Готфрид Бульонский был избран первым королем царства крестоносцев на Святой земле, но отказался от такого титула, предпочтя ему титул барона и Защитника Гроба Господня.
Он оставил распоряжение короновать своего брата Болдуина королем Иерусалима в случае, если сам Готфрид погибнет – так была основана целая династия.
Будучи правителем, Готфрид позаботился о расширении пределов государства, налагал подати на эмиссаров Кесарии, Птолемаиды, Аскалона и подчинял своей власти аравитян по левую сторону Иордана. По его инициативе было введено законоположение, которое получило название Иерусалимских Ассизи.
Погиб, по сообщению Ибн аль-Каланиси, при осаде Акры. По другой версии, умер от холеры.
Жак де Моле (1244-1314)
Де Моле был последним магистром ордена тамплиеров. В 1291 году, после падения Акры, тамплиеры переместили свою штаб-квартиру на Кипр.
Жак де Моле ставил перед собой две амбициозные задачи: он хотел реформировать орден и убедить папу и европейских монархов снарядить новый Крестовый поход на Святую землю.
Орден тамплиеров был самой богатой организацией в истории средневековой Европы, и его экономические амбиции начинали мешать европейским монархам.
13 октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого все французские тамплиеры были арестованы. Орден был официально запрещен.
Последний магистр трамплиеров остался в истории в том числе благодаря легенде о так называемом «проклятии де Моле». Согласно Жоффруа Парижскому, 18 марта 1314 года Жак де Моле, взойдя на костёр, вызвал на Божий суд французского короля Филиппа IV, его советника Гийома де Ногарэ и папу Климента V. Уже окутанный клубами дыма, он пообещал королю, советнику и папе, что они переживут его не более чем на год. Также он проклял королевский род до тринадцатого колена.
Кроме этого, существует легенда о том, что Жак де Моле перед смертью основал первые масонские ложи, в которых должен был сохраниться в подполье запрещённый орден тамплиеров.
Жан ле Менгр Бусико (1366-1421)
Бусико был одним из самых прославленных французских рыцарей. В 18 лет он поехал в Пруссию, чтобы помогать Тевтонскому ордену, затем он участвовал в сражениях против мавров в Испании и стал одним из героев Столетней войны. Во время перемирия в 1390 году Бусико выступил на рыцарском турнире и занял на нем первое место.
Бусико был странствующим рыцарем и слагал стихи о своей доблести.
Его была настолько велика, что король Филипп VI сделал его маршалом Франции.
В знаменитой битве при Азенкуре Бусико попал в плен и умер в Англии через шесть лет.
Сид Кампеадор (1041(1057)-1099)
Настоящее имя этого прославленного рыцаря было Родриго Диас де Вивар. Это был кастильский дворянин, военный и политический деятель, национальный герой Испании, герой испанских народных преданий, поэм, романсов и драм, а также знаменитой трагедии Корнеля.
Сидом рыцаря прозвали арабы. В переводе с народного арабского «сиди» значит «мой господин». Кроме прозвания «Сид» Родриго также заслужил другое прозвище – Кампеадор, что переводится как «победитель».
Слава Родриго была выкована при короле Альфонсо. При нем Эль Сид стал главнокомандующим кастильской армией. В 1094 году Сид захватил Валенсию и стал её правителем. Все попытки Альморравидов отвоевать Валенсию кончились их поражениями в битвах при Куарте (в 1094) и Байрене (в 1097). После своей смерти в 1099 году Сид превратился в народного героя, воспетого в поэмах и песнях.
В 1919 году останки Сида и его жены доньи Химены были захоронены в Бургосском соборе. Здесь же с 2007 года находится Тисона — меч, предположительно принадлежавший Сиду.
Уильям Уоллес (ок. 1272-1305)
Уильям Уоллес — национальный герой Шотландии, одна из самых важных фигур в её войнах за независимость в 1296-1328 годах. Его образ воплотил Мэл Гибсон в фильме «Храброе сердце».
Через год английский король Эдуард I вновь вторгся в Шотландию. 22 июля 1298 года состоялась Фолкеркская битва. Силы Уоллеса были разбиты, и он был вынужден уйти в подполье. Тем не менее, сохранилось письмо французского короля его послам в Риме от 7 ноября 1300 года, в котором он требует, чтобы те оказали поддержку Уоллесу.
В Шотландии в это время продолжалась партизанская война, и Уоллес в 1304 году возвратился на родину и принял участие в нескольких столкновениях. Однако 5 августа 1305 года он был схвачен в окрестностях Глазго английскими солдатами.
Обвинения в измене на суде Уоллес отверг, сказав: «Я не могу быть предателем Эдуарда, потому что я никогда не был его подданным».
23 августа 1305 года в Лондоне Уильям Уоллес был казнен. Его тело было обезглавлено и разрублено на части, голова вывешена на Большом Лондонском мосту, а части тела выставлены в крупнейших городах Шотландии — Ньюкасле, Бервике, Стерлинге и Перте.
Генри Перси (1364-1403)
За свой характер Генри Перси получил прозвище «хотспур» (горячая шпора). Перси – один из героев исторических хроник Шекспира. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он под командованием отца участвовал в осаде и захвате Берика, через десять лет уже сам командовал двумя рейдами на Булонь. В том же 1388 году он был посвящен в рыцари подвязки королем Англии Эдуардом III, принимал активное участие в войне с Францией.
За поддержку будущего короля Генриха IV Перси стал констеблем замков Флинт, Конви, Честер, Карнарвон и Денби, а также был назначен юстициарием Северного Уэльса. В битве при Хомилдон-Хилле Хотспур захватил в плен графа Арчибальда Дугласа, который командовал шотландцами.
Конфликт Генри Перси с Генрихом IV из-за отказа последнего оплачивать издержки армии, привел к тому, что Хотспур отпустил Дугласа без выкупа.
Английский король объявил Перси предателем. В итоге Генри Перси вместе с отцом и дядей в июле 1403 года присоединились к восстанию Оуайна Глиндура. 21 июля в битве при Шрусбери против королевской армии Генри был убит.
Его тело похоронили в Уинчестере, однако через 2 дня его выкопали и выставили в Шрусбери на всеобщее обозрение, а отрубленную голову Генри вывесили на воротах Йорка.
Интересный факт: лондонский футбольный клуб «Тоттенхэм» в честь Генри Перси называют также «горячей шпорой».
Бертран Дюгеклен (1320-1380)
Выдающийся военачальник Столетней войны Бертран Дегюклен в детстве был мало похож на будущего прославленного рыцаря.
По словам трубадура Кувелье из Турне, составившего жизнеописание Дюгеклена, Бертран был «самым уродливым ребенком в Ренне и Динане» – с короткими ногами, слишком широкими плечами и длинными руками, некрасивой круглой головой и смуглой «кабаньей» кожей.
На первый турнир Дегюклен попал в 1337 году, в возрасте 17 лет, а позже избрал военную карьеру – как пишет исследователь Жан Фавье, он сделал войну своим ремеслом «столь же по необходимости, сколь и по душевной склонности».
Больше всего Бертран Дюгеклен прославился своим умением брать штурмом хорошо укреплённые замки. Его небольшой отряд, поддерживаемый стрельбой лучников и арбалетчиков, штурмовал стены с помощью лестниц. Большинство замков, имевших незначительные гарнизоны, не могло противостоять подобной тактике.
После гибели Дюгеклена при осаде города Шатонеф-де-Рандон ему была оказана высшая посмертная почесть: он похоронен в усыпальнице французских королей в церкви Сен-Дени в ногах Карла V.
Английский кондотьер Джон Хоквуд был самым известным предводителем «белой роты» — отряда итальянских наемников XIV века, послужившим прототипом для героев романа Конана Дойля «Белая рота».
Вместе с Хоквудом в Италии появились английские лучники и пешие латники. Хоквуд за свои боевые заслуги получил прозвище l’acuto, «крутой», которое впоследствии стало его именем — Giovanni Acuto.
Слава Хоквуда была так велика, что английский король Ричард II попросил разрешения флорентийцев похоронить его на родине в Хедингаме. Флорентийцы вернули прах великого кондотьера на родину, но заказали для его опустевшей могилы во флорентийском соборе Санта-Мариа-дель-Фиоре надгробие и фреску.