рязанский цирк история создания
Рязанский цирк
На берегах неспешной Оки раскинула свои жилые кварталы и промышленные предприятия древняя Рязань. На юру, над одним из затонов реки, стоит белокаменный Кремль — сокровищница русской средневековой архитектуры. Кремль с городом связывает несколько дорог.
Одна из них, извилистая, бегущая среди насыпных холмов древнего укрепления, выводит к стеклянному барабану с пологой крышей — Рязанскому цирку. Близость его к памятникам истории и культуры города (а отнюдь не к рынкам, как во многих местах) обусловливается многими факторами, среди которых главный — по крайней мере так хотелось бы думать — любовь рязанцев к истинно народному, искрометному искусству.
Сегодня мне хочется рассказать о Рязанском цирке как одном из зрелищных учреждений, проследить пути, которые привели этот цирк к успеху.
Творчество и план. Их взаимосвязь очевидна: при подборе классных исполнителей аншлаг обеспечен. Но как сделать, чтобы каждая программа цирка, состоящая из средних, а порой и просто слабых номеров (где набрать на все площадки суперномера?), давала полные сборы? Да еще когда рядом, в четырех часах езды, Москва с ее двумя стационарными, а летом — передвижными цирками. Здесь есть над чем поломать голову. И ломали. многие директора. До тех пор, пока в Рязанский цирк не пришел Михаил Михайлович Марусалов. За годы его руководства цирк вышел в передовые, что было отмечено на последнем совещании директоров цирков. План, до этого с треском проваливаемый под унылый звон соседней колокольни, стал выполняться и даже перевыполняться. Звон колоколов заглушали победные фанфары. Но им предшествовала кропотливая работа.
Рязань — город небольшой, да и жителей в нем, а следовательно и зрителей, немного. Старая администрация с этим мирилась, Марусалов не стал. Он сделал первый шаг — заключил договор с местным турбюро. Потянулись к цирку из областных сел автобусы с колхозниками, как говорят в отчетах, к взаимному удовлетворению обеих сторон.
Затем в городе на самых людных местах открылось несколько дополнительных касс (теперь их пять, одна — двухсменная). Для этих же целей приспособили цирковой автомобиль.
На всех крупных предприятиях появились общественные распространители, финансово заинтересованные в сбыте большего числа билетов. Рабочие покупали билеты в цирк не отходя, в буквальном смысле слова, от своих станков. Все три ручейка слились в мощный поток — зал цирка теперь редко пустовал. Однако достигнутое нужно было закрепить. На помощь привлекли средства массовой информации: радио и печать. Ежеутренне жители Рязани получали солидную «порцию» сведений о идущей в их цирке программе. В «Рязанской неделе» и областной «Приокской правде» появились аннотационные и критические статьи о предстоящих и текущих представлениях. Директор отыскал дорогу и в районные газеты, которые стали рассказывать местным читателям о культурной жизни областного центра.
Цирк теперь редко пустовал, и предубеждение артистов к этой площадке — мол, город «тяжелый» — стало исчезать. А тут еще дирекция путем немалых усилий выхлопотала под гостиницу ближайший многоквартирный дом со всеми удобствами. Известно, как артисты цирка, проводящие жизнь «на колесах», тянутся к домашнему, пусть даже временному уюту. Это также легло на чашу весов. Когда организационные и бытовые неурядицы сошли на нет, артисты уже не отбивались всеми правдами и неправдами от города на Оке.
Теперь рязанские зрители, привыкшие видеть лишь так называемые, средние номера, смогли познакомиться с творчеством таких известных мастеров манежа, как И. Кио и А. Корнилов, В. Тихонов, В. Запашный и многих других. Возросшее качество номеров увеличило в свою очередь поток зрителей. Плодотворная работа, проделанная за последние шесть лет, вернула Рязанскому цирку престиж, сделала его одним из самых посещаемых центров культуры города.
Возможно, кому-то пример рязанцев не покажется столь уж впечатляющим, но факт остается фактом — цирк из отстающих вышел в передовые и, будем надеяться, навсегда.
В прошлом году Михаила Михайловича Марусалова не стало. Ушел из жизни талантливый организатор, большой знаток дела, которому он служил, человек, давший Рязанскому цирку вторую жизнь.
. Недавно я побывал в Рязани и, конечно же, первым делом отправился в цирк. От оживленной городской магистрали к нему вела широкая аллея с фонтанами и обширными цветочными клумбами. Фасад здания украшала яркая реклама, рассказывающая об артистах программы.
Несмотря на будний день и неурочное время, у цирка было многолюдно. Оказалось, что сейчас должна состояться творческая встреча артистов разных жанров с учащимися школ города и викторина «Знаете ли вы цирк?». Мне запомнился один вопрос викторины: на манеж вывели оседланную лошадь и попросили назвать все детали ее сбруи. Лобастый мальчишка с неукротимым хохолком проявил свою эрудицию, за что получил красочный буклет и билет на вечернее представление. Популярность викторины в городе очень велика. Прибавьте сюда еще праздничные кавалькады, встречи на полевых станах с тружениками села, шефские концерты — и вы поймете, какое значение в Рязани уделяют наглядной пропаганде цирка.
В перерыве, перед вечерним представлением Виталий Десенович Цой, который руководит сейчас Рязанским цирком, знакомил меня со своим хозяйством. Мы бродили по цирку, уходя за кулисы и вновь возвращаясь в светлое, украшенное плакатами и цветами (подарком горожан) фойе. У афиши мы остановились, и разговор пошел о программе. Выявилось, что Цой неукоснительно следует правилу, заведенному еще Марусаловым: выяснять состав труппы за пятнадцать-двадцать дней до начала гастролей. За это время печатаются программки, проводится комплекс рекламных мероприятий, решаются организационные вопросы, связанные с размещением артистов, их животных, реквизита. Словом, цирк заблаговременно готов к встрече новой программы. Широко оповещены о ней и зрители.
Цой говорит, что у него в коллективе немало хороших помощников. Он называет секретаря партийной организации Юрия Григорьевича Жукова, балетмейстера-постановщика Лидию Яковлевну Марусалову. Они, как и многие другие, относятся к делу заинтересованно. Коллектив стационара направляет свои усилия на улучшение всей хозяйственной деятельности. Скажем, из сотрудников цирка созданы две бригады, которые ремонтируют помещение, оборудование, а значит не требуется привлекать специалистов со стороны, нести лишние расходы. Постоянно экономятся материалы, электричество. Установлены аппараты для рационального использования горячей воды в отопительной системе и т. п. Но главная забота, чтобы для каждого жителя Рязани или гостя города посещение цирка было праздником.
Зрителя в Рязанском цирке любят и уважают. Билетеры к нему внимательны. Всегда можно приобрести программку представления (так бы везде!), довольно часто — красочные буклеты о мастерах советского циркового искусства. В фойе открыта постоянно обновляющаяся фотовыставка — ретроспективный показ программ Рязанского цирка. На втором этаже фойе выставлены картины художников-любителей. Звучит приятная музыка. Все настраивает на встречу с прекрасным. От пронзительных, пугающих звонков цирк отказался. Теперь каждые тридцать, пятнадцать и пять минут до начала представления звучат позывные рязанского радио, и знакомый голос диктора сообщает, сколько времени осталось до начала. Суеты и суматохи после этого нововведения значительно поубавилось, да и хождение по залу во время парада-пролога прекратилось.
. А потом началось представление. На манеж вышли акробаты и дрессировщики, джигиты и жонглеры, гимнасты и клоуны. Все завершил большой иллюзионный аттракцион. Ровный состав, крепкие номера, прекрасное оформление — вот что можно вкратце сказать об этой программе.
После представления, дожидаясь артистов, я вышел подышать свежим воздухом. Надо мною сверкали и переливались огненные буквы световой рекламы, мигали разноцветные огоньки, опоясывающие купол. Из дверей выходили зрители — довольные, оживленные. И я подумал, что они еще не раз придут сюда, чтобы вновь стать свидетелями праздника, который им дарит светлое, яркое искусство!
Рязанский цирк
Рязанский государственный цирк располагается в центральном районе города на Лево-Лыбедской улице. Свое творчество местная труппа начала в начале XX века, однако здание цирк получил гораздо позднее, через десятки лет. В 2021 году цирк в Рязани остается актуальным. Его посещают туристы, местные жители, взрослые и дети. Здесь до сих пор демонстрируют яркие шоу и мастерство цирковых актеров. Кроме того, в данный момент Рязанский государственный цирк оснащен современным оборудованием, благодаря которому появилась возможность делать представления еще более яркими и интересными. Как и большинство региональных цирков, рязанский принадлежит учреждению Росгосцирк и входит в федеральную сеть.
В холле Рязанского государственного цирка есть гардероб, несколько зон отдыха, яркие фотозоны и сувенирные лавки, которые открываются непосредственно перед выступлениями. В них можно приобрести памятные сувениры и детские игрушки. Кроме того, в фойе цирка в Рязани можно найти буфет. Здесь можно перекусить в ожидании шоу-программы или после нее. В меню можно найти как легкие закуски и десерты, так и детские блюда. Также продаются напитки. Согласно информации на официальном сайте Рязанского государственного цирка, в кассах действуют многочисленные скидки и акции для разных категорий населения. Подробнее эту информацию можно уточнить в кассах цирка в Рязани.
Афиша Рязанского государственного цирка в 2021 году
Зрительный зал цирка в Рязани рассчитан на 1700 мест. Однако редко зал бывает заполнен максимально — пожалуй, только в дни премьеры. Именно поэтому у жителей города всегда есть возможность выбрать самые комфортные места на шоу-программу. Техническое оснащение цирка позволяет проводить в нем необыкновенные шоу и яркие выступления с участием профессиональных акробатов, смешных клоунов и обученных трюкам цирковых животных. Кроме того, в зале Рязанского государственного цирка иногда проходят концерты. Поскольку здесь достаточно зрительских мест и техника позволяет, цирк все же используется в качестве площадки для выступлений артистов.
Программа Рязанского государственного цирка постоянно обновляется. На его арене выступают часто известные коллективы. Как правило, одна и та же программа в цирке в Рязани транслируется несколько недель подряд, а после ее сменяет другая. С актуальным расписанием можно ознакомиться на официальном сайте цирка в Рязани. Там же можно выбрать наиболее комфортные для просмотра места.
Узнай Рязань. «Тихий центр», первый автомобиль и цирк
Мэрия продолжает рассказывать историю о города в рамках проекта «Узнай Рязань».
Улица в «тихом центре»
Одна из самых уютных улиц Рязани, в так называемом «тихом центре», носит имя Максима Горького. Они соединяет площадь Ленина и Шлаковый посёлок и является дублёром улицы Циолковского. Прохожие, прогуливаясь, могут полюбоваться архитектурой как старых, так и новых домов.
Первый автомобиль
В 1908 купец Фёдоров стал обладателем старенького подержанного «Форда». Это первая машина, проявившаяся в Рязани. Автомобиль стал достаточно достопримечательностью, и каждый его выезд сопровождала толпа мальчишек. Город не был приспособлен для него: улицы были вымощены брусчаткой, в грязи он не мог проехать, на подъёмах глох, лошади пугались. Но в 1910 году появился ещё одна машина в городе. Это был французский «Рено».
Машин прибавилось и в 1913 году зарегистрировали первое ДТП.
В Троицкой слободе автомобиль директора Живаго-банка Мыльникова свалился в канаву, объезжая напуганных лошадей военного обоза. В том же году Московское автомобильное Общество выпустило первые карты шоссейных дорог Москва-Рязань.
Стали появляться и грузовые машины. В 1924 году было уже 10 грузовиков. В конце 1925 года появились первые пассажирские автобусы, а еще через 10 лет начались первые автобусные пассажирские перевозки.
История Рязанского цирка началась в 1910 году, когда братья Никитины начали устанавливать в городе на лето лёгкое шапито. До этого были лишь представления заезжих артистов. А в 1927 году в Рязани появился дощатый летний цирк, который в 1929-1931 годах арендовали различные цирковые коллективы.
Разговоры о строительстве в городе капитального здания цирка велись несколько десятков лет, но возможности для реализации не было. В конце 50-х – начале 60-х годов при поддержке Госплана СССР и Союзгосцирка было выбрано место на Лыбедском бульваре. Изначально была идея строить цирк на месте нынешнего Главпочтамта, но от неё отказались.
Практически параллельно со стройкой спрямили русло Лыбеди, а саму реку спрятали в трубу. Рязанский цирк построили по типовому проекту, по которому в те годы строились здания цирков по всей стране. Но при это внесли ряд изменений. Впервые применили бесчердачное покрытие. Покрытие основного манежа изготовили из каучука. В дополнение к основному был сделан и дополнительный, репетиционный манеж. Помещение было рассчитано на 1700 мест.
Строительство началось в 1970 году, а 17 декабря 1971 уже состоялось первое представление. Причем, на тот момент цирк еще не был официально введен в эксплуатацию. Соответствующее решение приняли 30 декабря.
На арене Рязанского цирка выступали знаменитые цирковые артисты, такие как: Юрий Никулин, Маргарита Назарова, братья Запашные, Карандаш, Юрий Куклачёв, Ирина Бугримова и другие. Своей труппы в Рязани нет.
Рязанский государственный цирк
Программа
С программой вы можете ознакомиться на официальном сайте цирка: https://www.circus-ryazan.ru
История
Долгие годы жители Рязани довольствовались дававшимися заезжими артистами цирковыми представлениями в сооружениях временного типа. В 1910-е годы в Рязани в теплое время года братья Никитины устанавливали временную конструкцию – шапито. В 1914 году в цирке Никитиных состоялось первое цирковое выступление А. Дурова. Он развлекал рязанцев скромным номером, в котором были задействованы пять собак. В 1927 году в Рязани усилиями атлета, содержателя чемпионатов французской борьбы, Г. Яковлева, появился дощатый летний цирк. Различные коллективы арендовали цирк в 1929-1931 годах.
Открывшийся в 1971 году в самом центре Рязани новый стационарный цирк, рассчитанный на 1700 зрительных мест, стал достопримечательностью города. На его арене выступали знаменитые цирковые артисты – Юрий Никулин, Маргарита Назарова, братья Запашные, Михаил Румянцев (Карандаш), Юрий Куклачев, Ирина Бугримова и другие.
За период эксплуатации (44 года) капитальный ремонт здания цирка не проводился. Работы по ремонту цирка начаты в январе 2015 года. Источник финансирования – федеральные субсидии.
25 ноября 2015 года в ремонтируемом цирке загорелась кровля, произошел пожар на площади свыше 100 квадратных метров. Возгорание было ликвидировано в тот же день.
Продолжительность проводимых работ связана с возникшей необходимостью существенной доработки проектной документации. В результате корректировки здание цирка получило современное инженерно-технологическое оснащение, отвечающее требованиям проведения цирковых программ, противопожарной безопасности, антитеррористической защищенности, энергетической безопасности.
В здании цирка созданы комфортные условия для пребывания зрителей как в зале, так и фойе. Обновлен фасад здания с применением современных отделочных материалов и устройством его архитектурной подсветки.
Пропускная способность на входе увеличилась: сейчас в цирк смогут заходить одновременно по три человека. Фойе помещения отделали керамогранитом, появились 48 зеркал и пуфики, обновили буфетную мебель. Арену цирка полностью реконструировали. Сектора в зале и раздевалки разделили по цветам: зеленый, синий, красный и желтый.
Цирк располагает двумя манежами – основным и репетиционным, которые сделаны из каучука. Для артистов отремонтированы гримерки, гимнастический зал. Обновлены помещения и кухня для животных.
Число мест для зрителей сократилось на 50, теперь их 1700. Это сделано для того, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья смогли посмотреть представление с первых рядов. Для них также оборудовали места в туалетах и пандусы на входах и выходах из здания.
Рязань (часть 3)
Современная дата основания города — 1095 год, была предложена в середине XIX века, когда рязанские краеведы-исследователи обнаружили на обороте листа Следованой псалтыри XVI века запись:
« В лето 6603 заложен был град Переяславль-Рязанский около церкви Николы Старого на озере Быстрь. »
Лыбедский бульвар Расположен по руслу реки Лыбедь (на территории бульвара река протекает по подземному коллектору) от стадиона «Спартак» до Рязанского цирка. Имеет протяжённость около 1 км, пересечением улиц Горького и Ленина разделён на три части (нижний, центральный и верхний бульвар). Место отдыха, досуга и культурно-массовых мероприятий.
Обустройство поймы реки Лыбедь в место прогулок горожан началось в 1951 году. К середине 50-х появились: знаменитый фонтан с лосями, аллеи, газоны, цветники. Река была выпрямлена, через неё перекинули пешеходные мостики с ажурными перилами. В конце 1960-х годов Лыбедь на участке современного бульвара спрятали под землю, а новый этап его благоустройства начался в 1971 году в связи со строительством Рязанского цирка. До конца 80-х центральная часть Лыбедского бульвара (в районе почтамта и кафе «Снежинка») была окультурена лишь частично, а территория вниз к Рюминскому пруду представляла собой заброшенную и заросшую местность. В 1991 и 1993 годах в Рязани состоялись симпозиумы «Скульптура в камне». Известные мастера из разных регионов России работали под открытым небом и преподнесли свои творения в подарок городу, часть из которых установили на Лыбедском бульваре. Одновременно с этим приводилась в порядок территория бульвара. В 2018 году реконструкция бульвара была завершена.
Рязанский цирк находится в самом центре города на Лыбедском бульваре, рядом с площадью Ленина. В цирк приезжали многие известные артисты, такие как: Юрий Никулин, Юрий Куклачёв, Карандаш, братья Запашные, Маргарита Назарова, Ирина Бугримова и др.
Здание Государственного банка. Бывшее отделение Государственного банка в Рязани раньше находилось на пересечении улиц Почтовой и Ленина. Оно располагалось в здание купца Н.Н. Игнатьева. Дом для него был выстроен в 1867 году по проекту известного рязанского архитектора С.А. Щеткина. Купец прожил в нем недолго. Здание продали в результате карточных долгов. Его выкупили для государственных нужд и разместили там отделение банка.
Гостиница Штрейертов. Здание построено в 90-х годах XIX века. Принадлежала семье Штейертов, обрусевших немцев. В 1917 году здесь расположился губисполком, затем органы ВЧК. В настоящее время здание принадлежит Федеральной службе охраны.
Памятник Евпатию Коловрату открыли в октябре 2007 года. Монумент работы скульптора О. Седова расположился на Почтовой площади, недалеко от Кремля. Статуя представляет собой народного героя на лошади, стоящей на гранитном пьедестале красного цвета. Колер постамента символизирует родную землю, орошенную кровью, за которую и сложил свою голову Евпатий. Муниципалитет города планирует доработать архитектурную часть памятника, добавив в его оформление каскадный фонтан, топиарные цветники, декоративные камни с высеченными цитатами из «Повести временных лет».
Гостинично-ресторанный комплекс «Старый город»
Всего в 15 минутах пешей прогулки от Рязанского кремля, между Лыбедским бульваром и улицей Мюнстерской, находится уникальный отельный комплекс, который привлекает внимание неординарным внешним видом.
Помимо самого комплекса ярких зданий, интересна и территория вокруг него, наполненная множеством скульптур и арт-объектов и просто привлекательных достопримечательностей.
Гигантский термометр в виде классического градусника установлен у гостиницы «Старый город». Арт-объект функционален: он круглосуточно показывает температуру и светится.
Double decker (дословно «двухъярусный») автобус марки Leyland выпуска конца 60-х годов.
Мост через пойму бывшей реки Лыбедь.Мост назван в честь дружбы-городов побратимов – Рязани и Брессюира (Франция).
Дом №28 на нынешней улице Право-Лыбедская был построен в конце XIX столетия. Сейчас объект культурного наследия регионального значения занимает МБУДО ЦДТ Феникс.
Музей истории молодежного движения. Здание было возведено в 1876 году как резиденция рязанских губернаторов.
Деревянный дом конца XIX в. представляет собой скромный образец архитектуры модерна с включением псевдорусских элементов.
В настоящее время здание занимает Ресурсный центр дополнительного образования.
Арт-объект «Воздушный шар» посвящён легенде о первом полёте на воздушном шаре подъячего Крякутного в Рязани.
Аллея путешественников. К созданию Аллеи путешественников в Рязани приступили в 2013 году. За это время на ней появились бюсты легендарных земляков – исследователей, мореплавателей, ученых, географов – Василия Головина, Александра Авинова, Петра Семенова-Тян-Шанского, Лаврентия Загоскина. Планируется, что каждый год аллея будет пополняться как минимум на один памятник.
Памятник М.А. Ульяновой и Володе Ульянову находится в Верхнем городском саду.Единственный памятник маленькому Ульянову(Ленину) расположенный вне Ульяновской области.
Бюст С.А. Есенина расположен в Верхнем городском парке. Торжественное открытие памятника великому поэту состоялось 1 октября 1995 года – в честь 100-летия со дня рождения Сергея Есенина. Бюст был перенесен сюда из села Константиново – родины поэта.
Бывший Дворянский земельный банк и Крестьянский поземельный банк. Построен в первой половине XIX века, капитально перестроен в конце XIX века. В 1910—1916 годах здание было реконструировано по проекту архитектора М. А. Бергера. В настоящее время один из корпусов Рязанского медицинского университета.
Летний клуб дворянского собрания находится в Городском парке Рязани.
Летний клуб дворянского собрания был построен в 1905 году и представляет собой деревянный дом, украшенный затейливой резьбой и искусно выполненными оконными наличниками. В 1925 году разместили дом пионеров.
Здание Клуба дворянского собрания в так называемом «курортном стиле» отлично сохранилось до наших дней, а недавно было отреставрировано. Клуб до сих пор, как и 100 лет назад, является украшением Городского парка.
Сейчас в бывшем клубе Дворянского собрания и доме пионеров располагается дворец народного творчества.
Усадьба Г. В. Рюмина. Рязанский художественный музей.
Гаврила Рюмин начинал свою карьеру мальчиком на побегушках, но судьба ему явно благоволила. Сколотив состояние на питейных откупах и казённых подрядах, он дослужился до статского советника и получил потомственное дворянство в награду за богатую меценатскую деятельность (пожертвовал в государственную казну не один миллион рублей). В его имении отдыхали все заезжавшие в Рязань государи: Александр I, Николай I, а также будущий император Александр II. После смерти Гаврила Васильевич оставил в наследство 12 тысяч крепостных и 15 миллионов рублей — неслыханное состояние по меркам XIX века для жителя провинциального города.
Строительство дома-дворца началось в конце 80-х годов XVIII века, видимо, под руководством одного из учеников Матвея Казакова. Наиболее ранняя часть постройки — центральный объём с роскошным коринфским портиком на шесть колонн. Позже были возведены два отдельно стоящих корпуса: один на углу с улицей Гостиной (ныне улица Свободы) и другой, неправильной формы, поставленный по кромке оврага. К 1816 году все корпуса были объединены в единое здание, каким оно сохранилось по сей день.
Весной 1980 года особняк было решено отдать под Рязанский художественный музей, размещавшийся до этого в одном из зданий Рязанского кремля. Сегодня художественный музей имени Ивана Пожалостина считается одним из лучших провинциальных музеев России.
Скульптуру выполнили Василий и Полина Горбуновы и архитектор Максим Журавлев. Экспозиция выглядит следующим образом: семейство грибов (бородатый гриб-отец и два его сынишки) в окружении прочей лесной живности, (ящерицы, божьей коровки, улитки и лягушки) возвышается на сфере, видимо, символизирующей земной шар. Окружает памятник скромная деревянная скамеечка: хочешь — фотографируйся, хочешь — отдыхай.
Бывший дом политического просвещения построен в 60-е годы XX века. В настоящее время филологический институт Рязанского государственного университета. До этого на этом месте находились два одноэтажных деревянных дома, принадлежавших депутату Государственной Думы Николаю Игнатьевичу Родзевичу.
Бывший общественный банк Сергея Афанасьевича Живаго (надпись об этом до сих пор сохраняется на фронтоне здания) построено в 1914—1917 гг. После революции здесь находился Рязанский облисполком. Сейчас здание, как и весь квартал за ним принадлежит Правительству Рязанской области.
Здание губернского суда построено в 1900—1909 гг. Изначально здание имело сухие подвалы для хранения архивных дел. С 50-х годов XX в. в этом здесь размещался сельскохозяйственный институт, в настоящее время — Рязанский областной суд.
Кинотеатр «Родина», построенный после Великой Отечественной войны пленными солдатами вермахта.
Рязанский политехнический институт, филиал Московского политехнического университета.
Бывшая вторая мужская гимназия. В данный момент школа № 7.