рузиля сафина биография семья фото
Рузиля Сафина: «В КПСС я вступила в 22 года!»
«Шәһри Болгар» стал настоящей серьезной работой», — рассказывает директор издательского дома «Акчарлак» Рузиля Сафина, снявшая клип, где она читает поэму Таслимы Низами. Еще две работы супруги Габдельфата Сафина — это «Ак кәгазь» Резеды Ахияровой и Рената Хариса, а также «Миләушә көндәлегеннән» на стихи Ангама Атнабаева. В интервью «БИЗНЕС Online» она рассказала о том, что объединяет данные работы, о несостоявшейся идее собственного театра и ближайших планах.
Рузиля Сафина: «Некоторые тексты я, заходя в студию, тут же декламирую без предварительной подготовки — настолько они западают в душу»
«В МОЕМ СЕРДЦЕ ЕСТЬ ТАКОЕ ЧУВСТВО, КАК ПАТРИОТИЗМ»
— Рузиля, почему вы решили посвятить свои новые клипы со стихами и песнями 100-летию ТАССР? Чем вам так близка эта юбилейная дата?
— Конечно, она мне близка. В школе я была секретарем комсомольской организации, комсомольским секретарем в деревне. Когда училась заочно в вузе, работала директором дома культуры и уже тогда проводила мероприятия районного масштаба. В КПСС вступила в 22 года! В моем сердце есть такое чувство, как патриотизм… А клипы снимаю на стихи, наверное, лет пять. До того в основном о любви, но в этом году захотелось прочесть более значимое произведение
— Хотелось бы поподробнее о ваших новых творческих работах…
— Первый клип, посвященный 100-летию ТАССР, — «Шәһри Болгар». Поэт-композитор Таслима Низами рассказывала, что у нее есть поэма про Болгар, и предлагала прочесть эти стихи. Но у нас была гастрольная пора, я ответила, что пока не получится. Чуть позже сама позвонила Низами, она обрадовалась, отправила мне поэму. У меня первое образование режиссерское, потому всегда это делаю по-своему. Некоторые тексты я, заходя в студию, тут же декламирую без предварительной подготовки — настолько они западают в душу.
Когда я записала аудиовариант «Шахри Болгар», послушала его, и вот тут перед глазами встала наша история, история древних булгар. Я сама два года подряд была в Болгаре на «Изге Болгар Җыены» — ездила с продукцией нашего издательства «Акчарлак». Мы ночевали там, утром приходилось вставать перед рассветом, в общем, видела закат и рассвет. Вот эти впечатление не могу забыть до сих пор. И на следующий день я, возвращаясь домой, ощутила такой подъем. Под этими впечатлениями и родился клип.
— Получилось красиво, вы несколько раз меняете костюмы…
— Можно было, конечно, выйти в традиционной татарской, мусульманской одежде, но я хотела, чтобы клип оказался европейского уровня. Сын Таслимы Низами Ильшат Шарафутдинов перевел поэму на английский язык. В итоге клип к «Шәһри Болгар» получился в трех вариантах: на татарском, с субтитрами на английском, а в третьем варианте на английском читает Ильшат. «Шәһри Болгар» стал такой настоящей серьезной работой, ведь другие клипы все же в основном посвящены любви, матери, родному краю.
«ДО ТОГО СОВЕРШЕННА, ЧТО У НЕЕ СЛОВА И МЕЛОДИЯ ПЕРЕПЛЕТЕНЫ ДРУГ С ДРУГОМ»
— Расскажите о клипе «Ак кәгазь» на песню, которую написали создатели опер «Любовь поэта» и «Сююмбике» — композитор Резеда Ахиярова и поэт Ренат Харис. Почему решили исполнить песню, созданную многолетним творческим тандемом?
— Это моя первая работа с замечательными авторами, но композицию «Ак кәгазь» я знала с юных лет, она очень мне нравилась, исполняла ее на различных вечерах. Своим желанием спеть «Ак кәгазь» поделилась с супругом Габдельфатом, и он, не рассказывая об этом, отправил ее аранжировщикам. Сделал сюрприз, а сам уехал отдыхать. Услышав мелодию, я была просто поражена, перед глазами прошла юность, разные события 32-летней супружеской жизни, периоды влюбленности. В детстве мы привыкли слушать песни по радио и первым делом обращали внимание на музыку, в подростковом возрасте, когда наступает период влюбленности, начинаешь и к словам прислушиваться. А песня «Ак кәгазь» до того совершенна, что у нее слова и мелодия переплетены друг с другом, точно не скажешь, что больше нравится.
— Но вы общались с авторами песни?
— Когда мы уже сняли клип, я отправила видео Ренату Харису и Резеде Ахияровой, попросила у них разрешения на исполнение. Ахиярова тут же написала и сказала, что ей понравилось, подобное меня еще больше вдохновило. Тема любви главная в клипе. Это была идея продюсеров Юлии Марино и актера иммерсионного спектакля «Анна Каренина» Тимура Акулова, который играет там главную роль. Они предложили посвятить клип 100-летию ТАССР, мы все обсудили, родился сценарий. Любовь ведь вечна, меняются лишь эпохи, формы. В клипе показаны 1920-е годы, а потом война, девушка ждет парня. Старинный деревенский дом с печкой, где пекут пироги, женщина в мусульманской одежде. По сценарию любимый не вернулся с войны, они так и не встретились.
— Снимали в Старо-Татарской слободе?
— Да, это дом купца Муллина, нам не пришлось даже искать реквизит, все там имелось, единственное, что кухонной доски для раскатывания теста не было, ее моя родственница принесла. Она живет рядом. Все шло как положено… А кухонную доску мы потом оставили в музее. Виды природы же снимали близ озера Лебяжье, в тот день было так холодно даже в верхней одежде, удивляюсь, как не простудилась. Видимо, прекрасная песня, мое сильное желание помогло.
— Еще одна ваша поэтическая работа — «Миләушә көндәлегеннән». Вы читаете стихи популярого поэта Ангама Атнабаева. Почему именно этот автор?
— Мы в издательстве выпускаем книги, в том числе стихи, часто так и знакомишься с ними. В соцсетях мне часто писали, чтобы я обратила внимание на произведения Ангама Атнабаева, дескать, они мне очень подойдут. И, как-то читая его стихотворение «Миләушә көндәлегеннән», я просто была потрясена тем, как мужчина тонко чувствует женскую душу. Историю этого произведения я изучила: Атнабаев учился в Казани, окончил татфак и был влюблен в девушку по имени Гульчачак, но они не смогли быть вместе. И это всю жизнь держало Ангама-абыя, он выразил свои чувства в своем произведении в форме писем. Я взяла три-четыре письма, прочла их, и это так легло на душу. Атнабаев — татаро-башкирский поэт и драматург, но всегда свои выступления начинал здороваясь по-татарски, значит, ему Татарстан был близок.
«Иногда говорят: «Ну зачем тебе это все надо, дел и без того хватает». Но, если душа поет, если появилась такая возможность, почему бы не воспользоваться?»
«СЧИТАЮ, НАДО ИДТИ СВОЕЙ ДОРОГОЙ»
— Мы знаем вас как супругу популярного певца Габдельфата Сафина, а сейчас, возможно, на сцене появится и супружеский дуэт Сафиных?
— Я у мужа в этом году выступала на концертах. Пела одну песню, читала стихотворение. Дуэтом не приходилось выступать: Габдельфат категорически против, да и у меня нет такого желания. Это все равно что примазаться к успешному исполнителю. Считаю, надо идти своей дорогой.
— Ждать ли нам новых песен от Рузили Сафиной?
— Уже готовы две, собираюсь сделать клип. Иногда говорят: «Ну зачем тебе это все надо, дел и без того хватает». Но, если душа поет, если появилась такая возможность, почему бы не воспользоваться? Я не певица, а автор-исполнитель, единственное исключение — песня «Ак кәгазь», а так музыку и тексты пишу сама. У меня много песен, три из них спел Габдельфат, причем когда я ему показала их, то первое время не говорила, что они мои.
— Есть ли творческая мечта, которую хотелось бы воплотить?
— Я хотела создать театр «Акчарлак», об этом мы говорили с актером, драматургом Амануллой (Амиром Камалиевым), он начал писать сценарии, а потом его не стало… Думаю о моноспектакле, недавно подсчитала: у меня есть материал на 40–50 минут — стихи, песни. Сейчас размышляю, как все это подать…
Рузиля Сафина
Рузиля Сафина запись закреплена
✿ Продвинутая мама Подпишись
Всем хороших выходных. Просто бомбический стих
Малика Валентина запись закреплена
Рузиля Сафина запись закреплена
Михаил Лабковский Психолог
Почему сложно достигнуть своей цели?
— Мастер, — однажды спросил ученик, — почему существуют трудности, которые мешают нам достигнуть цели, отклоняют нас в сторону от выбранного пути, пытаются заставить признать свою слабость?
Показать полностью.
— То, что ты называешь трудностями, — ответил Учитель, — на самом деле является частью твоей цели. Перестань с этим бороться. Всего лишь подумай об этом, и прими в расчет, когда выбираешь путь. Представь, что ты стреляешь из лука. Мишень далеко, и ты не видишь ее, поскольку на землю опустился густой утренний туман. Разве ты борешься с туманом?
Нет, ты ждешь, когда подует ветер и туман развеется. Теперь мишень видна, но ветер отклоняет полет твоей стрелы. Разве ты борешься с ветром? Нет, ты просто определяешь его направление и делаешь поправку, стреляя немного под другим углом. Твой лук тяжел и жёсток, у тебя не хватает сил натянуть тетиву. Разве ты борешься с луком? Нет, ты тренируешь свои мышцы, с каждым разом все сильнее натягивая тетиву.
— Но ведь существуют люди, которые стреляют из легкого и гибкого лука в ясную, безветренную погоду, — сказал ученик обиженно. — Почему же лишь мой выстрел встречает столько препятствий на своем пути? Неужели Мир сопротивляется моему движению вперед?
Рузиля Сафина
Зульфия Яруллина запись закреплена
Раис Шайхетдинов запись закреплена
Рузиля Сафина запись закреплена
«ЧУДО-ОКЕАН» Фантастический шоу-спектакль
Друзья! У нас для Вас отличные новости!
ВПЕРВЫЕ В КАЗАНИ
ФАНТАСТИЧЕСКИЙ СОВРЕМЕННЫЙ шоу-спектакль для всей семьи «ЧУДО-ОКЕАН» (г.Санкт-Петербург)
Хотите стать настоящими исследователями и покорителями глубин?
Показать полностью. Отправьтесь с командой веселых океанологов в удивительный Чудо-Океан! Разгадайте тайны загадочных островов, познакомьтесь с необычными обитателями океана, подружитесь с настоящими роботами, добудьте жемчуг для восхитительных куколок L.O.L, сразитесь с кибер-пиратами, выполните подводные миссии и спасите океан от экологической катастрофы!
Информация о сеансах:
Когда: 7 марта (воскресенье)
Где: Концерт-Холл «ЭРМИТАЖ», РК «Ривьера»
Во сколько: 11-00, 13-00, 15-00 и 17-00
Примите участие в розыгрыше
ТРЕХ БИЛЕТОВ
на спектакль!
У Вас есть уникальная возможность выиграть бесплатные билеты!
Для ЭТОГО нужно:
1) Вступить в нашу группу https://vk.com/chudo_okean
2) Сделать репост этой записи себе на страницу
Победители будут выбраны 6 марта при помощи приложения Random.app / Розыгрыши призов
Всем удачи!
Цена билетов от 400 р. (зависит от расположения мест в зале).
Дети до 5-ти лет БЕСПЛАТНО в сопровождении взрослого. Взрослому билет обязателен.
Продолжительность спектакля – 1 час 10 минут, без антракта.
Билеты можно приобрести:
На сайте KASSIR.RU
https://kzn.kassir.ru/detyam/chudo-okean-1#786286 и во всех пунктах продаж, адреса касс на сайте https://kzn.kassir.ru/biletnye-kassy
Продажа билетов в Концерт-Холле «Эрмитаж» в день мероприятия, 7 марта с 9-00 утра.
Мероприятие проходит с соблюдением всех мер безопасности и санитарно-эпидемиологических требований и рекомендаций. Вход на мероприятие в масках, соблюдается социальная дистанция.
Рузиля Сафина запись закреплена
Типичный учитель
Рузиля Сафина запись закреплена
Типичный учитель
Рузиля Сафина запись закреплена
Типичный учитель
Рузиля Сафина запись закреплена
Типичный учитель
Рузиля Сафина запись закреплена
Типичный учитель
Рузиля Сафина запись закреплена
Искусство слова
15 вещей, о которых вы не обязаны отчитываться и оправдываться. Никогда.
1. Вы не обязаны никому объяснять вашу жизненную ситуацию.
Если вы живете в гражданском браке, или мотаетесь с одной съемной квартиры на другую, или живете с родителями, хотя вам уже давно не двадцать — вы не обязаны никому отчитываться, почему вы поступаете так, а не иначе.
Показать полностью. Если вы полностью в курсе своей жизненной ситуации, то это означает, что у вас есть собственные причины сохранять ее такой, и они никого не касаются.
3. Вы не обязаны извиняться, если вам не жаль.
Если вы не сожалеете о своих действиях, по-прежнему считаете, что кто-то был не прав, или не особо нуждаетесь в прощении, вы не должны извиняться. Многие люди стараются слишком быстро принести извинения, чтобы поскорее залечить раны, которые еще не готовы к такому «лечению». Это может только ухудшить положение. Вам действительно не нужно просить прощения, если вы не чувствуете себя виноватым.
4. Вы не обязаны ни перед кем оправдываться за время, проведенное в одиночестве.
Многие боятся прослыть «грубыми», «антисоциальными», «заносчивыми», если отменяют планы или отказываются от приглашений потому, что им нужно какое-то время побыть наедине с собой, чтобы расслабиться, «перезагрузиться» или просто почитать хорошую книгу. На самом деле подобные одинокие тайм-ауты — совершенно нормальная практика, необходимая большинству из нас. Берите их уверенно и не заморачивайтесь по поводу объяснений.
5. Вы не обязаны соглашаться ни с чьими личными убеждениями.
Просто потому, что кто-то страстно рассказывает о своих убеждениях, не нужно сидеть и кивать в знак одобрения всему. Если вы не разделяете их идей, несправедливо по отношению к себе и другим делать вид, что вы с ними согласны. Лучше спокойно возразить им, чем накапливать неодобрение и разочарование.
6. Вы не обязаны говорить «Да».
Вы имеете полное право сказать «Нет», если для согласия нет веских причин. Наибольшего успеха во всех сферах добиваются люди, овладевшие искусством отказа от всего, что не является их приоритетом. Признавайте доброту других людей и будьте благодарными, но смело говорите «Нет» всему, что отвлекает ваше внимание от основных целей.
7. Вы не обязаны оправдываться за свою внешность.
Вы можете быть стройным или полным, высоким или не очень, симпатичным или самым обычным, но вы не должны никому объяснять, почему вы выглядите именно так. Ваша внешность — исключительно ваше дело, здесь вы обязаны только себе. Не позволяйте внешнему виду определять вашу самооценку.
8. Вы не обязаны никому объяснять ваши предпочтения в еде.
Есть определенные продукты, которые просто не нравятся вам по разным причинам — от вкусовых качеств до их влияния на ваше здоровье. Если кто-то пристает к вам с вопросом, почему вы едите (или не едите) те или иные продукты, не обращайте на это внимания и ответьте, что вы чувствуете себя хорошо, питаясь именно таким образом.
10. Вы не обязаны никому объяснять ваш карьерный или личный выбор.
Иногда обстоятельства заставляют нас выбирать между работой и личной жизнью. Это решение не всегда дается легко, и вы можете в итоге выбрать работу — не потому, что не заботитесь о своей семье, а потому, что этот выбор даст вам безопасность в будущем. В любом случае, вы не обязаны объяснять окружающим, почему вы предпочли профессию (или наоборот), если вы уверены, что делаете все так, как надо.
11. Вы не обязаны объяснять ваши политические или религиозные взгляды.
Если вы демократ, республиканец, католик, протестант или мусульманин — это ваш личный выбор. Вы не должны объяснять свою веру. Когда кто-то не может вас принять таким, какой вы есть — это его проблема, а не ваша.
12. Вы не обязаны объяснять, почему одиноки.
Женаты вы или нет, замужем или нет, не должно касаться никого, кроме вас. Одиночество — не расстройство личности. Вы свободны в выборе того, вступать в отношения или нет. Просто помните: вы — это не ваше семейное положение. Не нужно клеить на себя и других бесполезные социальные этикетки.
13. Вы не обязаны ни с кем встречаться только потому, что вас попросили.
Кто-то может быть милым и симпатичным, но вы не обязаны идти на свидание с ним. Если вы чувствуете в глубине души, что вам не нужна эта встреча, то не ходите на нее. Найдите причину для отказа и не меняйте своего решения.
14. Вы не обязаны никому объяснять свое решение о браке.
Независимо от того, захотите ли вы жениться и завести детей или остаться свободным и бездетным, это останется личным решением. Даже если ваша мама просто бредит внуками, ей придется смириться с вашим жизненным выбором, как бы трудно это ни было.
15. Вы не обязаны объяснять ваш выбор в отношениях.
Иногда люди делают неуместные замечания о ваших романтических отношениях. Наверняка кто-то говорил, что вы «не идеальная пара» или что вам нужно поискать себе кого-то другого. Тем не менее, в этом вопросе вы не подотчетны никому, кроме себя. Живите собственной жизнью и никогда не прерывайте или не сохраняйте отношения только потому, что кто-то велит вам так поступить. Совершайте ошибки и учитесь на них — это и есть жизнь.
Габдельфат Сафин: «Когда Дина Гарипова выступала в моей группе, мы называли ее Зыкина»
Почему звезда татарской эстрады с дипломом КИСИ Габдельфат Сафин советует всем жить в одноэтажных домах и какова рекомендуемая им площадь? Для чего 15 лет назад народный артист Татарстана решил издавать свою газету и какую роль в его жизни играет жена? Об этом и не только Сафин рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».
Габдельфат Сафин: «У каждого человека свой голос, свой стиль. Это дано от Бога. Я нигде не учился. Может, было бы и хорошо, если учился бы» Фото: Сергей Елагин
«ВСЕ 7 МИЛЛИОНОВ ТАТАР — ПЕВЦЫ»
— Габдельфат, в следующем году вы будете отмечать четверть века творческой деятельности. Поэтому хочется спросить: согласны ли вы с тем, что нынешнее состояние татарской эстрады плачевно? Поют все кому не лень, говорят, число артистов уже дошло до 700.
— Я думаю, что не 700, а все 7 миллионов татар — певцы. Любой из них может записать песню и выпустить ее в эфир. Наш народ очень музыкальный. Вот я смотрю канал «Майдан», каждый человек может петь. Приодень его, выпусти на сцену — он споет! Например, в нашей деревне на 40 дворов половина населения достойна выступать на телевидении. Главное — это не голос, а душа. Придет время — все 7 миллионов обязательно запоют.
— Если родного языка не забудут.
— Песня в этом и помогает. Творчество способствует развитию человека. Вот мой отец (ему 94 года) такие стихи пишет, занимается творчеством. И так во всех аулах можно встретить пишущих стихи дяденек и тетенек.
— А вы песни на стихи отца исполняете?
— Нет, песни на его стихи я не исполнял, но читал их на сцене.
— Говорят, что сейчас среди зрителей на ваших концертах в основном люди пожилого возраста. Молодежь не приходит, это правда?
— Молодежи все меньше и меньше. Гастрольная деятельность, я так думаю, вскоре также уменьшится. Смотрят теперь по интернету, слушают по интернету, телефон в руках. Можно на концерт и не ходить. Вот когда приезжаешь в Сибирь, там в зале люди нашего поколения, молодые просто языка не понимают, а раз не понимают, то и не ходят. Им российская эстрада ближе.
— Но залы пока заполняются?
— Да ходят, наше поколение смотрит. 30-летние и 40-летние еще приходят, но думаю, что гастрольная деятельность со временем будет убывать. Даже то, что количество исполнителей увеличивается, этому способствует. Это так, но все же у каждого времени есть свои певцы, хорошие певцы, но их не так много. На российской эстраде сейчас все еще лидеры Григорий Лепс, Стас Михайлов, Филипп Киркоров.
— В то же время этих исполнителей ругают, считают попсой.
— Ну каждый певец занимает свою нишу.
«ИНОГДА МНЕ ХОЧЕТСЯ ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО В СОЦИАЛИЗМ»
— Расскажите, а петь вы начали с детства? Говорят, что все, кто родился в Арском районе, очень музыкальны.
— О том, что я родился в Арском районе, наверное, многие хорошо знают. Появился я на свет в октябре 1962 года. Окончил Кырлаевскую школу. Это в пяти верстах от моей родной деревни. С четвертого класса на прицепе трактора ДТ нас возили на учебу. Зимой на сани стелили солому, но из-за того, что холодно, мы бежали все пять верст за повозкой. Это было хорошей школой, закалило нас. Сейчас же детей из дома забирают и на автобусе везут. Какая большая разница.
— Это хорошо или плохо?
— Ваш путь на сцену был тернист, сначала вы поступили в Казанский инженерно-строительный институт. Какая связь между стройкой и песней?
— Я горжусь тем, что закончил КИСИ. Строительство — совершенно другая отрасль. Оно дало мне для развития многое. Там была военная кафедра, я получил звание старшего лейтенанта, принял присягу. Учиться было тяжело, конечно, один сопромат чего стоит, научный коммунизм, философия. Хотя я учился не очень хорошо: двойки, тройки, четверки. А вот по высшей математике и научному коммунизму одни пятерки были. Сейчас я знаю, что такое строительство. У меня есть бригада по возведению одноэтажных домов.
— А как пришли к эстраде?
— Я окончил вуз. Когда учился, тяга к строительству была, а как начал работать, уже стало не так интересно. Меня поставили мастером, потом я перешел в обувное объединение «Спартак». Там назначили старшим мастером строительного цеха. Оттуда я, говоря по правде, сбежал на гастроли с фольклорным ансамблем «Сорнай». Это был очень популярный в селах коллектив. На работе я сперва пробовал отпроситься, но мне категорически отказали. Я начальник — взял и уехал. Хотя тогда существовала 33-я статья Трудового кодекса («Расторжение трудового договора по инициативе администрации» — прим. ред.). Это меня не испугало. Летом уехал, народ валом валил на наши концерты. Это было время художественной самодеятельности. К моему приезду оказалось, что меня уволили с работы. Спасибо, что не по статье.
— А ноты вы знаете?
— Нет, нотной грамоте не обучен. Мне напевают мелодию, по ней определяю, нравится или нет. Потому что тот, кто напевает, и сам не знает нот (смеется). От неожиданных людей получаешь неожиданные песни.
— На музыкальных инструментах играете?
— Да, на гармони и баяне.
— А мелодии не пишете?
«Несколько раз Дину на «Созвездие-Йолдызлык» номинировали, но Гран-при давали другим. Я пригласил ее к себе в группу, она два года выступала» Фото из личного архива Дины Гариповой
«ЧЕЛОВЕКА НЕЛЬЗЯ ЧЕМУ-ЛИБО НАУЧИТЬ, ЕСЛИ У НЕГО НЕТ ТАЛАНТА»
— Ваш голос узнаваем. А на заре выступлений не пытались петь как любимый артист?
— Нет. У каждого человека свой голос, свой стиль. Это дано от Бога. Я нигде не учился. Может, было бы и хорошо, если учился бы. Но у меня есть убеждение, что человека нельзя чему-либо научить, если у него нет таланта. Например, где есть факультеты поэтов? Их нет, а сколько песен исполняется. Кто учил, например, Роберта Миннуллина? Или Тукая? Он ведь нигде не учился, никакого звания нет. И певцы так же — только природный дар. Если голос не природный, то он искусственный. Вот Дина Гарипова — какой у нее голос! Когда она выступала в моей группе, мы называли ее Зыкина. Не по имени, а именно Зыкина. За чудесный голос.
— Это помогло ей выигрывать конкурсы?
— Несколько раз Дину на «Созвездие-Йолдызлык» номинировали, но Гран-при давали другим. Я пригласил ее к себе в группу, она два года выступала. Смотрю, через год она появилась на Первом канале — поет.
— А почему ее здесь не замечали?
— Она ведь скромница по своему характеру. Чтобы пробиться, нужно с людьми разговаривать на их языке.
— Получается, что первые шаги в профессии она сделала именно у вас?
— Да, начала петь в моей группе. Я ее впервые увидел на «Созвездии». Тогда ей 16 лет, наверное, было. Хоть она и не выиграла, я именно ее выбрал. Голос у нее отличался от остальных. Потом Дина ушла от меня, в Зеленодольске занималась с детьми, продолжала брать уроки вокала у педагога. У нее Богом данный голос, поэтому не пришлось пять лет учиться в консерватории. Доказательство этому — победа в шоу «Голос».
«Смотрят теперь по интернету, слушают по интернету, телефон в руках. Можно на концерт и не ходить. Вот когда приезжаешь в Сибирь, там в зале люди нашего поколения, молодые просто языка не понимают» Фото: Сергей Елагин
«УДАРЯЯ ПО СТОЛУ, НЕ ПОДНИМЕШЬ ТИРАЖИ, ВРЕМЯ ДИКТУЕТ СВОИ ЗАКОНЫ»
— С песнями все ясно, это ваше, а вот зачем газету начали издавать? Как известно, в настоящее время «Акчарлак» является самым многотиражным татарским изданием. В чем секрет успеха?
— Когда даешь интервью, не все туда умещается, остаются невысказанными мысли. Я потом журналистам начал говорить, чтобы вопросы написали, и стал досконально готовить ответ, хорошо подумав. Это показалось мне интересным. Потом Рузиля Мухаметова, работавшая в газете «Сабантуй», как-то сказала, что мои ответы до такой степени совершенны, что даже орфографических ошибок нет. Как написал, так и вышло. Она меня подтолкнула заниматься журналистикой, значит, есть талант. Татарский язык и литературу я на пятерки сдавал, сочинения очень хорошо писал. Газета появилась для того, чтобы свои мысли мог выразить.
Я интуитивно чувствую, когда журналисты работают, понимая того, что хочет народ. Не только я, но и Рузиля Сафина — моя супруга, без нее никак. Главным редактором надо было ставить того человека, который тебя понимает, а кто тебя понимает? Тот, кто живет с тобой. Но если бы у нее не было дара журналиста, то ее бы нельзя было поставить в газету. В молодости она писала, причем неплохо. Мы вдвоем стали выпускать газету. Один раз в месяц, тогда журналистов еще не было.
Помню, в Сорочьих Горах, когда еще моста не было, ходили паромы, автобус утонул. Одна женщина выжила, остальные погибли. И мы с Рузилей на пароме переправились на другой берег, нашли ее, взяли интервью. До сих пор помню. Потом через год с Алмазом Гимадиевым стали работать, сперва он был ответственным секретарем, сейчас главный редактор. Он о нас все знает, как родственник стал, ну и Рузиля Мухаметова к нам перешла, вот так стали выпускать раз газету в неделю. Удивительно, но мы сразу тираж набрали. Это только божья помощь. Хотя и изданий много. Вот, например, «Ирек мәйданы», Раиф Усманов — очень хороший издатель. В татарском медиапространстве равных ему нет.
— А у вас тираж какой?
— Летом тираж составляет 35 тысяч. К лету уменьшается, зимой опять возрастает до 40 тысяч.
— Газета прибыль приносит?
— Если человек чем-то занимается искренне, что называется, от души, все это будет приносить прибыль. Любое деяние. У нас в том числе. В газете работают отборные люди, мы их любим, журналисты же, в свою очередь, любят народ.
— На встрече Фарида Мухаметшина с представителями СМИ ваша супруга Рузиля Сафина рассказала, что вы выпускаете одну из успешных татарских газет, а премии вроде «Золотого пера» и гранты достаются лишь государственным изданиям, которые бы давно исчезли без помощи извне.
— Она правду сказала, это так. К нам отношение другое, но все же мы не ропщем, не хотим побираться. Чем больше даешь человеку денег, тем он меньше трудится. Система неправильно работает. Нужно ведь старательному фермеру помогать прежде всего. В медиа то же самое должно быть. Если издание успешное, значит, оно людям пользы приносит больше. Кого много читают, тем тоже надо помогать.
— Но государственным изданиям нелегко, почта, например, цены загибает.
— Эти же факторы и к нашим изданиям относятся. Это нам трудно, государственные СМИ неплохо живут. Говорят ведь, что если ребенок живет безмятежно, то перестает работать. А те дети, которые преодолевали трудности, ставили цели перед собой, добились в жизни чего-то.
— Вы сказали, что на концерты мало ходит молодежи, потому что языка она не знает. Не будет ли такого с читателями газет?
— Я это говорил про гастроли за пределами Татарстана, в республике же положение нормальное. У газеты одна особенность: ее начинают читать в основном с возрастом. Но будет ли современная молодежь, старея, приобщаться к газете — этого я не знаю. Они уже сейчас привыкли всю информацию искать в телефоне. Факт, но через какое-то время и для телевидения, и для газет, и для издательств наступят трудные времена. От этого никуда не деться.
— Вы имеете в виду национальные медиаресурсы?
— Не только национальные, в общем. Сейчас интернет все окутал. Это очевидно. Ударяя по столу, не поднимешь тиражи, время диктует свои законы.
«Если певец хочет быть певцом, то он не должен быть сосредоточен только на этом. И устаешь, и надоедает, в результате песня выходит не от души. Все превращается в автомат. По песне нужно соскучиться» Фото из личного архива Габдельфата Сафина
«СУДЬБА ТАТАР ТРАГИЧНА, ПОЭТОМУ У НАС В ПЕСНЯХ И ЕСТЬ МОҢ»
— Народ вас знает еще и как автора телевизионной передачи. На ТНВ вы рассказывали о забытых артистах, их трагической судьбе. Это тоже была попытка поменять вид деятельности?
— Я эту программу делал на свои деньги и приносил на ТНВ уже готовую передачу. Она была мне нужна, так как хотел показать любимых героев, близких мне по духу людей. Кое-кого не смог осветить, но в то же время не хотелось распыляться.
— Да, там была, например, интересная передача про Тахира Якупова, известного певца, умершего в нищете, продававшего семечки в конце жизни.
— Про этого человека можно фильм снимать. Тогда были живы его друзья, учителя, я собрал воспоминания, аналогично с другими героями по той же самой схеме действовал. Сценарист Искандар Сираджи — очень талантливый человек, мы вместе работали.
— Не хотели в интернете свой канал открыть? Ведь сейчас такая возможность есть.
— Нет, все объять невозможно.
— Этот проект коммерческую прибыль не принес, наверное?
— Ведь я за счет собственных средств делал. Но остался очень довольным тем, что показал народу любимцев. Цикл состоял из порядка десятка программ. Кое-что не успел сделать, например, про Хайдара Бигичева, мецената Асхата Галимзянова — про этого человека фильм можно снимать, он свою жизнь посвятил помощи сиротам. Думаю, его место в раю. Не зря Минтимер Шарипович ему при жизни памятник поставил.
— Ну так попросите денег, сделайте фильм!
— Это не мой стиль, ходить, что-то просить, побираться. Годами можно так ходить. Я лучше сам сделаю и получу от этого удовлетворение. Мне все равно не дадут.
— Сейчас таких героев уже и нет. Вот раньше были люди с трагической судьбой, жизненным опытом: воевали, сидели в тюрьме, были в плену и так далее.
— Согласен, судьба татар была трагична, поэтому у нас в песнях и есть моң (непереводимое дословно татарское слово, означающее одновременно грусть, тоску, печаль, кручину, мелодию, напев, гармонию, задушевность, лиризм — прим. ред.). Трудности и порождают моң, а если человек будет беззаботно жить, то его нет. Сейчас нет таких ярких личностей. Он умирает — и о нем сразу же забывают. А вот раньше были личности, вот это личности. Сююмбике, Тукай не рождаются, к сожалению. Старшее поколение, жившее при Брежневе, ничего, кроме дом — работа — дом, и не знали, не видели. Чтобы стимулировать творчество, нужен какой-то перелом в жизни, стресс. А сейчас же наша нация живет при другом виде стресса — страхе. Все живут сегодняшним днем, все боятся, что будет завтра, а раньше люди были уверены в будущем. Помню, моя мама говорила, что войны точно не будет, потому что Брежнев ее не допустит, мол, он ездит по разным странам, договаривается. Для них лишь бы не было войны, а остальное само собой получится.
«НАМ ПЕСНЯ СТРОИТЬ. ПОМОГАЕТ»
— Вы упомянули о своей строительной компании, расскажите об этом.
— Если певец хочет быть певцом, то он не должен быть сосредоточен только на этом. И устаешь, и надоедает, в результате песня выходит не от души. Все превращается в автомат. По песне нужно соскучиться. Газета — тоже. Пока она устраивает, но приходит время, надо там менять что-то. Если все идет по накатанной, это не есть хорошо. Я и сам такой человек, не живу по привычке. Меняюсь, туда-сюда пытаюсь приткнуться, но только туда, где я что-то умею, не буду же я создавать медицинский центр. Строительство мне знакомо, но это не компания, а, скажем так, бригада. Для меня это как хобби.
«Все живут сегодняшним днем, все боятся, что будет завтра, а раньше люди были уверены в будущем» Фото: Сергей Елагин
— Небоскребы не строите?
— Нет, только одноэтажные дома. Я знаю, что нужно человеку, людям не хочется по лестницам подниматься, да и лишняя площадь зачем? Народу нужно 100 квадратных метров. Это самое нормальное и семейной паре, и даже если двое детей есть. Я рассчитал, что такая площадь вполне достаточна. Мы ведь там не живем, а приезжаем лишь переночевать. Проснулся, дела сделал, вернулся домой.
— Бригаду контролируете сами? Составляете ли сметы, проверяете ли выполнение работ или кому-то перепоручили это дело?
— Проект мой, а остальное прораб выполняет.
— А свой дом сами построили?
— Нет, строительная фирма строила. Это были те времена, когда шабашников найти было трудно. Узбеков не было, таджиков не было, татар не было — все татары в колхозах работали. Долго строили, это сейчас дом можно за два месяца возвести. Но проект мой.
«СЕМЬЯ — ЭТО МИНИ-ГОСУДАРСТВО»
— Что думаете о татарских традициях, сохраняются ли они?
— Недавно в одну казанскую мечеть зашел, смотрю, там вовсю свадьба идет, музыка, кричат в микрофон, поют. Это мне не совсем понравилось. Я никах своей дочери Адили провел дома. Ты ее отдаешь замуж, поэтому она должна из отчего дома уходить. А как еще по-другому?
— Внуки есть уже? Вообще, сколько у вас детей, удалось ли их в татарском духе вырастить?
— Внуков нет, дочь недавно замуж вышла, сын Зульфат еще учится в вузе. Что касается национального образования, то они выросли в таком духе, дома мы на татарском языке разговариваем, даже русские слова не добавляем в свою речь. Как-то все само собой получилось. Видимо, это идет по наследству. Они оба окончили русскую школу, хорошо учились. Кто-то мучается, заставляет своих детей разговаривать на родном языке, бьет по столу, а у нас все естественно было.
«В дальних регионах страны, думаю, язык исчезнет со временем, сейчас самое важное — сохранить его в нашей республике» Фото: Сергей Елагин
— А у нашей нации будущее есть?
— В дальних регионах страны, думаю, язык исчезнет со временем, сейчас самое важное — сохранить его в нашей республике, на других ведь мы не можем повлиять. Хотя многое делается и для других регионов.
— Не только за пределами Татарстана, но и в республике приходилось наблюдать такую картину, когда подростки между собой общаются по-русски, хоть и знают родную речь, а что будет с их потомками?
Габдельфат Габдурахманович Сафин родился 11 октября 1962 года в селе Симетбаш Арского района ТАССР.
1980 — окончил Кырлайскую среднюю школу им. Тукая.
1987 — окончил КИСИ.
1992 — начал работать в Татгосфилармонии им. Тукая.
1993 — дипломант конкурса «Татар җыры-93».
1994 — создал студию «Моң» и собственный творческий коллектив.
2000 — лауреат премии «Алтын барс» на фестивале «Татар җыры-2000» за исполнение песни «Хыянәт».
2001 — лауреат премии «Алтын барс» на фестивале «Татар җыры-2001» за исполнение песни «Соңгы кыңгырау», начал издавать газету «Акчарлак», получил звание заслуженного артиста Татарстана.
2001 — начал издавать газету «Акчарлак».
2003 — начал издавать газеты «Уртак түшәк» и «Акчарлак сканворды».
2003 — лауреат премии «Алтын барс» на фестивале «Татар җыры-2003» за исполнение песни «Азалия».
2007 — выпускает журналы «Акчарлак-Гармония» и «Созвездие-Йолдызлык».
2009 — удостоин звания народного артиста Татарстана.