русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс

СВ110 ОУД.01.01 Родной язык Тема: Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа.

№ Группа

Ионова Анна Григорьевна

Дата выдачи задания

№ Группа

Ф.И.О студента

Дата выдачи задания

Дата выполнения задания

Просмотр содержимого документа
«СВ110 ОУД.01.01 Родной язык Тема: Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа.»

Ионова Анна Григорьевна

Дата выдачи задания

Тема: Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа.

Развитие навыка самостоятельной работы с текстом путем его анализа;

Обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения родным (русским) языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков,

Усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;

Овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.

Вступительное слово (Лекция)

Язык служит нам не только инструментом коммуникации, передачи информации, но и является хранителем национальных культурных ценностей, которые заключены в лексическом, грамматическом строе и передаются в письменной, устной форме, в пословицах, поговорках, фольклоре.

Русским языком владеет около 250 миллионов людей. Русский язык имеет две разновидности: литературный и диалектный.

Литературный язык имеет две формы: устную и письменную. Диалектная речь имеет только устную форму общения. Большое значение для развития русского литературного языка имеет взаимовлияние литературного языка и диалектов. Многие диалектные слова перешли в литературный язык: самодур, неудачник, батрак и др. Общеупотребительные слова могут перейти в разряд диалектных: зобать – «есть».

В литературном языке слова подчиняются общепринятому образцу – языковой норме. Норма – это правило, которому следуют говорящие на том или ином языке.

По своему строю русский язык родственен некоторым другим я

Ближе всего к нему украинский и белорусский. Русский язык входит в большую семью, так называемых индоевропейских языков, наряду с английским, немецким, французским и некоторыми другими современными языками. Родственные языки объединяются в языковые семьи, которые делятся на группы и подгруппы. Русский язык относится к индоевропейской семье, славянской группе, восточнославянской подгруппе.

Язык – развивающаяся система. Изменяются все языки, кроме так называемых «мертвых» (на них уже не говорят, а сохранились они лишь в литературных памятниках): древнегреческий, латинский, старославянский.

Русский язык – зеркало национальной культуры и истории народа.

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и накопленных человеком, это совокупность производительных, общественных и духовных достижений людей.

Ценности разделяются на общечеловеческие (присущие всем людям) и уникальные (присущие одному народу или группе народов).

Рассмотрим вопрос соотношения культуры и языка. Мы можем заметить, что они пересекаются и взаимодействуют друг с другом, но не растворяются друг в друге.

Согласно теории Э. Сепира культура не оказывает вовсе воздействия на фонетический строй языка (закономерности не наблюдаются), но сильно влияет на лексический (появление просторечий).

Практическая самостоятельная работа

Прочитайте высказывания о родном языке известного русского языковеда Л. В. Щербы и замечательного русского писателя 20 века К. Г. Паустовского.

Что может быть ближе и дороже, чем родной язык? И, верно, слово родной – волшебное слово, оно затрагивает сокровеннейшие стороны нашего существования, оно согревает своим теплом всё то, к чему прикладывается в качестве эпитета: родная страна, родной дом, родная мать, родной язык. Только любящим его, то есть в совершенстве владеющим им, открывает он свои возможности, открывает пути. Его надо любить и неустанно изучать в его совершенных образцах, но вместе с тем и бороться с ним, стремясь найти способы выражения новых мыслей. Л. В. Щерба

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. К. Г. Паустовский

Как вы понимаете выражение знать до косточки?

Сформулируйте и запишите основную мысль этих высказываний. Что их объединяет?

фразеологизмы и крылатые слова, пословицы и поговорки, метафоры и сравнения;

Прочитайте высказывания о родном языке русских поэтов и писателей, оставивших заметный след в истории российской культуры. Оформите эти высказывания как цитату, прямую речь, косвенную речь.

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.

Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.

Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм

Источник

Русский язык как зеркало русской культуры и истории русского народа (10 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Смотреть фото русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Смотреть картинку русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Картинка про русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Фото русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Классная работа Русский язык как зеркало русской культуры и истории русского народа Преподаватели: Овечкина О.Н. и Акшенцева Л.М.

Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. А. Куприн

Беседа Когда впервые упоминается слово «Русь»? Кто является создателем славянского алфавита? Кто создал три «штиля» русского языка? Для чего предназначен каждый? Кто является создателем современного русского языка? Какие изменения произошли в русском языке после Октябрьской революции? Как меняется русский язык сегодня? Сколько лет русскому языку?

Язык – это: сокровищница, кладовая, копилка культуры; передатчик, носитель культуры; орудие, инструмент культуры.

Интересные факты о русском языке Русский язык один из рабочих языков ООН. Всего в ООН 6 рабочих языков.

Интересные факты о русском языке Всего русским языком владеет более 300 млн человек в мире. Из них носителями русского языка является более 200 млн человек во всем мире. Это примерно 3% населения земли.

Интересные факты о русском языке Среди языков, на которые чаще всего переводятся книги, русский язык занимает 7-е место в мире, а с которых чаще всего переводятся книги, русский язык занимает 4-е место в мире.

Русский язык сегодня… 1. Русский язык – государственный язык РФ.

Русский язык сегодня… 2. Русский язык имеет две разновидности – литературный язык и диалектный. Литературный язык имеет устную и письменную форму.

Русский язык сегодня… 3. Функции русского языка : коммуникативная, номинативная, эстетическая.

Стихотворение А.А. Ахматовой «Мужество» Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, — И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!

Беседа Какой призыв слышится в данном стихотворении? Что значит для людей сохранить русскую речь, великое русское слово? Как вы считаете, актуально ли стихотворение «Мужество» в наши дни? С какой проблемой мы сталкиваемся сегодня, изучая русский язык?

Домашнее задание Составить свою подборку высказываний знаменитых людей о русском языке (минимум 15 высказываний).

русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Смотреть фото русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Смотреть картинку русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Картинка про русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Фото русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Смотреть фото русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Смотреть картинку русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Картинка про русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Фото русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Смотреть фото русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Смотреть картинку русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Картинка про русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Фото русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Смотреть фото русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Смотреть картинку русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Картинка про русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Фото русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс

Номер материала: ДБ-1230411

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Смотреть фото русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Смотреть картинку русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Картинка про русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Фото русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс

русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Смотреть фото русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Смотреть картинку русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Картинка про русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Фото русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Смотреть фото русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Смотреть картинку русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Картинка про русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Фото русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс

Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей

Время чтения: 1 минута

русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Смотреть фото русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Смотреть картинку русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Картинка про русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Фото русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс

В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 2 минуты

русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Смотреть фото русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Смотреть картинку русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Картинка про русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Фото русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс

В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов

Время чтения: 1 минута

русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Смотреть фото русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Смотреть картинку русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Картинка про русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Фото русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс

Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября

Время чтения: 1 минута

русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Смотреть фото русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Смотреть картинку русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Картинка про русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс. Фото русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа 10 класс

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок родного языка «Язык как зеркало национальной культуры»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урока родного русского языка в 9 классе

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).

Урок № 1. Тема 1. Язык и культура (5 ч)

Тема: Язык и культура. Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа.

1. Воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку как хранителю культуры, приобщение к языковому наследию своего народа;

2. Развитие навыка самостоятельной работы с текстом путем его анализа;

3. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным (русским) языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи.

1.Учебник Русский родной язык. 9 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М.: Просвещение, 2018.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать роль языка в жизни человека, общества, в отражении культуры и истории русского народа, функции русского языка; уметь видеть связь языка и культуры в лексических единицах.

Метапредметные : способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

Личностные: осознание культурной и исторической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

1. Этап актуализации знаний

(задача – подвести ребят к размышлению о роли и значении родного языка в жизни человека).

— Здравствуйте, ребята! Приведите пожалуйста примеры однокоренных слов с корнем род-…Скажите, что их объединяет. Выскажите свое отношение к данным словам.

Родной язык, как Родину и родителей, не выбирают. Это то, что даётся нам свыше, то, что связывает нас опытом прошлых поколений и то, что объединяет нас в один народ и помогает общаться, развиваться, дружно сосуществовать. Родной язык НЕЛЬЗЯ НЕ ЛЮБИТЬ. Как нельзя не любить своих родителей, бабушек и дедушек, сестёр и братьев и нашу общую родину, одну на всех – Россию

— Ребята, попробуйте сформулировать тему урока.

— А какие задачи мы должны решить для достижения цели?

1. Прочитать высказывания известных представителей русской культуры.

2.Ознакомиться с теоретическим материалом учебника и других источников, обогащать свой лексический запас.

3.Закрепить полученные знания на практике.

4.Повторение: слова-историзмы (можно воспользоваться интернетом)

5.Повторить орфографию и пунктуацию.

Эти задачи и будут являться критериями оценивания работы на уроке. Подпишите оценочный лист

2.Этап добывания новых знаний:

Задача 1.Упражнение 1

1) Прочитайте высказывания известных представителей русской культуры.

Какая тема объединяет эти высказывания? Назовите эту тему и устно обоснуйте свой ответ.

3) Как вы понимаете смысл высказывания В. О. Ключевского о слове?

Размышляя над ответом на этот вопрос, подумайте, какие наблюдения над окружающим миром и какие образы использовались русским народом при создании, например, слов подснежник или ущелье. Какие образы и признаки были положены в основу создания абстрактных существительных родина и отечество? При ответе используйте материалы рубрик «Из истории языка» и «Диалог культур». Оцените свое речевое высказывание.

4) Сформулируйте основные мысли, содержащиеся в приведённых высказываниях, и запишите их в виде утверждений (тезисов). Взаимопроверка в группах. Оцените себя.

Задача 2. Знакомство с новыми терминами «Лингвистические заметки»

Задача 3. Потренируемся. Закрепляем полученные знания на практике. Работа в группах: Проанализируйте схему и расскажите соседу (справа) о кумулятивной (накопительной) функции русского языка и её месте в ря ду других функций. Выслушайте собеседника. Оцените себя.

2) Приведите свои примеры, подтверждающие справедливость мысли о том, что в словаре Даля содержатся самые разнообразные сведения о жизни русского народа (можно использовать материалы портала http://www.slovari.ru/). Оцените себя.

Задача 4. Повторение Упражнение 4

1) Прочитайте фрагменты текстов, найдите в них слова-историзмы и определите их значения. При затруднениях обращайтесь к толковым и этимологическим словарям.

Задача 5. Повторить орфографию и пунктуацию. Упражнение 7. Орфографический и пунктуационный практикум. Проверьте себя по образцу. Оцените свое выполнение данного упражнения.

3.Рефлексия учебной деятельности . Подведение итогов. Достигнута ли цель урока?

Самоанализ. Самооценка. Взаимооценка. Подсчитайте баллы и оцените свою работу на уроке. Сдайте тетради и оценочные листы.

4.Домашнее задание . 1.Прочитайте высказывания о родном языке русских поэтов и писателей, оставивших заметный след в истории российской культуры. Оформите эти высказывания как прямую речь, косвенную речь.

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.

Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

Источник

Конспект урока по родному русскому языку на тему: «Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры

Цели: 1) познавательные: формирование у школьников лингвистического

2) практические: вооружение учащихся нормами литературного языка; развитие связной речи учащихся;

3) общепредметные: воспитание учащихся.

На доске записано: тема, эпиграф.

Оборудование: доска, отпечатанные задания, персональный компьютер, проектор, экран.

2. Коллективное повторение изученного материала (8 мин).

3. Закрепление знаний, умений и навыков (20 мин).

4. Подведение итогов урока (8 мин).

5. Задание на дом (2 мин).

Язык каждого народа создан самим народом.

1. Организационный момент(2мин)

-Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим о культуре вообще и о русском языке как о явлении русской национальной культуры в частности.

— Данный урок мы построим в форме диалога.

— Давайте вспомним, что такое диалог?

(Это разговор между двумя лицами, обмен репликами.)

— Сегодня мы услышим диалоги учителя с учеником, диалоги учеников.

2. Коллективное повторение изученного материала (8 мин)

Язык возник и развился с данным человеческим коллективом, поэтому представляет собой явление социальное: нет народа без языка, нет языка без народа. Проблема национального языка и национальной культуры является не только научной или стихийно народной, но и политической. Всякая отдельная цивилизация, всякая культура имеет свою историю и рост, свои неповторимые особенности, свои формы контактов с другими цивилизациями и культурами как в пространстве, так и во времени.

— Итак, ребята, давайте разберёмся с темой урока.

— Язык. Что это такое?

(Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических

средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.)

(Язык русского народа.)

— Как вы понимаете слово культура?

(Это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.)

— Словосочетание «русская национальная культура». Объясните его значение.

(Это совокупность духовных достижений русского народа.)

— Какие достижения мы относим к духовным?

(Нравственные, т.е. правила поведения и интеллектуальные, т.е. умственные.)

— Как вы думаете, русский язык имеет отношение к русской национальной культуре?

3. Закрепление знаний, умений и навыков (20 мин).

— Сейчас мы с вами попробуем разобраться, какое именно отношение язык имеет к русской национальной культуре.

— Как вы думаете, где ребёнок знакомится с языком?

(В семье, усваивая язык своих родителей.)

Послушайте, что говорил по этому поводу русский педагог и психолог

(Согласны. Если с детства ребёнок слышит родную речь, то он начинает её

изучать, любить и беречь).

— В высказывании говорится о том, что «ребёнок спаивается с историей родной культуры». Как вы понимаете эти слова?

(Мамы и папы, бабушки и дедушки ребёнку читают книги, рассказывают об

истории, о том, что такое хорошо и что такое плохо и так далее. Таким образом ребёнок знакомится с культурой своего народа).

Потом ребёнок подрастает, идёт в детский сад, потом в школу, продолжая

знакомиться с национальной культурой своего народа через язык. Приведите примеры.

(Уроки истории, географии, изо, музыки, литературы, русского языка, то есть через научные и художественные книги).

— А много ли слов в русском языке?

— Как называется раздел языкознания, изучающий словарный запас языка?

— А что вы помните из этого раздела о словах? Подтвердите свои ответы примерами,желательно со словом ЯЗЫК.

(Слова однозначные и многозначные: снег — язык.

Синонимы: язык, речь.

грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

Неологизмы: компьютер, принтер, сканер.)

— Итак, чтобы разобраться в истории слова, куда иногда приходится отправляться?

(В исторический или географический экскурс).

(В словах русского языка живёт прошлое и настоящее русского народа, его быт, традиции, обычаи, нравы, особенности трудовой деятельности, природной среды и т.д.).

Перед вами фрагменты «Календаря Российского земледельца». Объясните,

почему именно так назывались дни года.

лет) определяли в учение. В дом приходил дьякон приносил с собой букварь и плётку. Сначала отрок получал три удара плёткой, затем начиналось учение, разучивалась по букварю первая буква.

произведение написано в XIX веке. Какое слово в этом отрывке оказалось для вас новым? По каким элементам этого слова можно догадаться о его

. Железо на крышу, скобки да гвозди были припасены ещё

заранее, когда Родион Антонович был ещё только магазинером…

Приведите примеры употребительных слов, образованных по той же

словообразовательной модели, что и существительное магазинер. Что

объединяет все эти слова? Сделайте вывод.

Следующие ниже примеры взяты из справочника «Новое в русской лексике», в котором помещены слова, вошедшие в язык в начале 80-х гг. 20-го века.

Учитывая значения этих слов, объясните, как они образованы. Приведите

примеры известных слов.

Расслабушка (пребывание в расслабленном состоянии), симпатюшка (о ком-то приятном, симпатичном), сластёнство (склонность к сладкому),

смехотворчество (создание юмористических произведений), окоротеть (стать

коротким), отзеленеть (перестать зеленеть), пихтоварка (приспособление для

получения пихтового масла).

— А нужны ли нам заимствованные слова? Зачем?

(Со временем они закрепляются на русской почве и становятся неотъемлемой частью нашей культуры).

(Из художественных произведений в лексикон человека входят очень многие

красивые слова: алая заря, красна девица, добрый молодец, шёлковая травушка-муравушка. Это тоже черта нашего народа, а значит, и русской культуры).

— Посмотрите на доску и прочитайте текст вслух.

(текст выводится на экран с помощью ПК).

фразеологизмы и крылатые слова, пословицы и поговорки, метафоры и сравнения;

— Давайте сформулируем выводы из текста и запишем их.

(текст выводится на экран с помощью ПК).

А можно ли отнести пословицы и поговорки к русской национальной культуре?

Подтвердите это примерами.

(Ехать в Тулу со своим самоваром).

(Язык хорошо подвешен. Язык до Киева доведёт).

3. Подведение итогов урока (8 мин).

— Итак, какой теме мы посвятили сегодняшний урок?

— Обратимся к эпиграфу. Прочитайте и запишите его в тетрадь. Согласны ли вы с К.Д.Ушинским?

— Перед вами высказывания о русском языке. Прочитайте их.

(текст выводится на экран с помощью ПК)

Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое.

Каждое слово есть представитель понятия, бывшего в народе. Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа.

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове.

Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может.

Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразились в слове природа страны и история народа.

— Выберите одно из высказываний и обоснуйте свой выбор. Запишите это

— Итак, чем вы можете подтвердить тему сегодняшнего урока: «Русский язык как явление русской национальной культуры»?

(1. В словах русского языка живёт прошлое и настоящее русского народа, его быт, традиции, обычаи, нравы, особенности трудовой деятельности, природной среды и т.д.

2. Со временем заимствованные слова закрепляются на русской почве и становятся неотъемлемой частью нашей культуры).

3. Из художественных произведений в лексикон человека входят очень многие красивые слова: алая заря, красна девица, добрый молодец, шёлковая травушка-муравушка. Это тоже черта нашего народа, а значит, и русской культуры).

4. Носителем национальной культурной информации может быть отдельное слово (исконное, заимствованное), фразеологизм, пословицы, поговорки, афоризмы, литературные цитаты и так далее.

5. По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *