русская семья на руси
Семейный быт Древней Руси
Сегодня решила напечатать этот материал, не зря же хранился у
меня 28 лет, тем более, что автор писала его и для «завтра», коим является
нынешнее время. Итак, начинаю печатать.
СЕМЕЙНЫЙ БЫТ ДРЕВНЕЙ РУСИ
«КАКОВЫ ЧЕСТИ ПРИНЕСЁШЬ. РОДИТЕЛЯМ. «
Отношения между родителями и детьми в древнерусских семьях регулировались
как нормами христианской морали, так и народными традициями.
Воспитание «чад» традиционно было сферой деятельности преимущественно
женщин. Именно им подобало «нрав детинный исправливати», «блюсти чад своих».
Церковь требовала от женщин воспитания в детях послушания,терпения,уважения
к старшим: «младу отрочати пред старым молчати».
Церковные поучения требовали у детей и уважения к матери: «Вечно матери
своея не забудь, вспомяни, яко тою родил еси, «не забывай матерня труда»,
еже о чадах печаль и болезнь.
Можеши о ней поболети, яко же она о тебе.
Тем же страхом раболепном послужи еи». (Из текстов Прологов Х1У-ХУ веков).
«Смехом, срамом и безчестием роду» называли наши предки тех, кто не уважал
своих родителей, пренебрегал заботой о них. Итогом поучений неизменно
являлись слова: «родителя присно (вместе.- Н.П.) с богом чти равно».
Но от самих воспитателей, матери и отца, так же требовалась разумная
строгость в отношении к детям: «не озлобляй, наказуя, дети», ласка и
доброта.
С поучениями, которые мы встречаем в текстах церковных сборников,
перекликаются свидетельства некоторых гражданских актов и летописей,
которые также характеризуют отношения родителей и детей в древнерусских
семьях.
Князь Константин Всеволодович (начало ХШ века), чьё «наставление о детях»
дошло до нас в изложении известного историка ХУШ века В.Н.Татищева, так
обращается к своим чадам:
«Почитайте мать Вашу, сохраните поведения еи и довольство, чтоб не терпела
недостатка. «
Конечно, этот пример отнюдь не исключает возможности конфликтных ситуаций
между матерью и детьми в древнерусских семьях. Летописные известия,
демонстрируют подобные случаи.
Обратим внимание в связи с этим на «Послание митрополита Ионы, детям
не повинующимся матери» (то есть великой княгине Софье Витовтовне):
«Била мне челом, сынове, мати ваша.- Нечто по грехом,оплошением ли вы
своим или дьяволивым наваждением, или молодостию живёте, с ней не
дружите, да ещё деи и обидете её во всём. » (1455 год). В случае
неповиновения митрополит Иона Пригрозил:
«Возложити мне тогда на вас духовная тягость церковная и своё
неблагословение и прочих священников и в си век, и в будущий, докеле
же в чувство приидёте.
Ещё Русская Правда (ХП век) рекомендовала матери в случае вдовства «детям
воли не давати».
А вот как советует «укреплять чада» в своём завещании жене Евдокии
знаменитый победитель Мамая великий князь Дмитрий Донской:
«А приказал есмь детей своих княгине. А вы, дети мои, слушайте своее
матери во всём, из её воли не выступайтеся ни в чём.А который сын мой не
имет слушати матери, а не будет в её воли, на том не будет моего благословения.
Другие составители духовных, приказывая своим детям держать «матерь во чти и матерстве, прямо указывали на то, что слушаться её они должны «в моё, своего
отца место. «
Говоря о воспитании детей в древнерусской семье, необходимо обратить
внимание на то, что в то время обучение азам наук, а тем более самой
грамоте, находилось в рамках домашней педагогики. Древнерусские женщины,
особенно из среды господствующего класса нередко сами были высокоразвитыми
личностями, знавшими «инемние» (иностранные) языки, азы геометрии,
арифметики, астрономии, медицины.
Воспитывая детей, они передавали им свои знания.
.
На супругов в древнерусских семьях возлагались не только родительские
обязанности, но и обязанности по взаимному уходу и содержанию друг друга.
«Лихий недуг, слепота ли долгая болезнь» ни при каких условиях не давали
права бросить спутника жизни, развестись с ним. Между тем тогда в Руси существовало немало поводов к разводу между супругами.
Жена же считалась прелюбодеицей, если только вступала в связь с
посторонним мужчиной.
С другой стороны, факт измены при разводе нужно ещё доказать, для чего
требовался свидетель преступления, который бы вместе с мужем-рогоносцем»
видел ю с чюждим мужа на ложа»
Если муж обнаружит жену, беседующую с посторонним мужчиной, он может
указать на это священнику или по желанию судиться с ним по закону.
(Х1У век).
Влияние народных обычаев, традиций было весьма сильным и действовало
на равных с церковной концепцией.
Это касается и положения в древнерусской семье женщины, которая предстаёт
не бесправной рабыней мужа, а дееспособным, полновластным, активным членом
не только семьи, но и общества.
.
Что грозило любовнице мужа, почему матери душили детей и другие семейные традиции на Руси
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Магические ритуалы отвадят любовницу
В Древней Руси женщины с особой скрупулезностью относились к личным вещам. Они старались не оставлять без присмотра свои косынки и платки, передники, заколки и прочие небольшие аксессуары. При расчесывании тщательно собирали все оставшиеся на гребне волоски, которые вместе со срезанными ногтями сжигали в печи. Ревностная охрана своей одежды имела простое для тех времен объяснение. Любая оставленная без присмотра вещь могла послужить для совершения черного ритуала.
Заподозрив в другой женщине соперницу, жены особо не церемонились и тут же обращались к деревенским колдуньям за помощью. Те предлагали поквитаться с любовницей самым действенным способом, — а именно навести порчу. Она могла быть разной степени тяжести: от болезни до смерти соперницы. Но чтобы ритуал возымел свое действие, необходимо было принести колдунье любую вещь разлучницы, пусть даже обычную ленту, которую раньше вплетали в косу.
Чтобы быть счастливым — лучше походить на отца
Во времена, когда о генетической экспертизе еще не было и речи, самым веским доводом в пользу кровного родства выступало внешнее сходство. С первых дней жизни в ребенке пытались разглядеть отцовские черты лица — например, заостренный нос, голубые глаза или пухлые губы. Если же он имел другой цвет волос или был совсем не похож на родителей, мать могли обвинить в прелюбодеянии и жестоко наказать.
Сейчас, когда появились знания о рецессивном гене и доступна процедура генетического установления отцовства, подобные способы определения родства выглядят недостаточными. Однако в былые времена к таким детям относились с явным неодобрением и не упускали случая напомнить о проступке матери. А иногда даже отдавали их в сиротские дома или попросту выгоняли из дома.
Нередко отцы, не обнаружив в младенческих лицах свои черты, отказывались от родного ребенка, а также незаслуженно подвергали жен страшному физическому наказанию и позору. И наряду с этим искренне любили детей, у которых были такие же зеленые глаза, русые или кудрявые волосы. Хотя последнее не гарантировало полного генетического родства. Процветающее в те времена «снохачество» иногда оканчивалась беременностью женщины от свекра. В результате недозволенной связи рождался похожий на официального мужа ребенок, который фактически являлся ему не родным.
Больные дети — это небесная кара или происки нечистой силы
В Древней Руси к рождению ребенка относились обыденно. В семьях обычно было около десяти детей, иногда больше. Они с малых лет учились сами себя обходить и помогать родителям в быту. Забота о младших сестрах и братьях в большинстве случаев перекладывалась на старших детей. При этом родители предпочитали, чтобы у них рождалось больше сыновей. В будущем они становились помощниками и всегда оставались в семье, в отличие от девочек.
Рождение больного ребенка воспринималось как небесная кара или происки нечистой силы. Если повитуха замечала у новорожденного какие-либо физические отклонения, он был обречен. Они могли быть какими угодно: неполноценное развитие пальцев на руках или на ногах, альбинизм, прочие недостатки. Тяжелое материальное положение и боязнь стать предметом для нападок вынуждали родителей идти на крайние методы. Таких младенцев могли оставить в лесу или незаметно подбросить в «скудельницу». На Руси так называли общие могилы, где по обыкновению захоранивались утопленники или замерзшие люди, личность которых не была установлена.
В порыве отчаяния матери прибегали к крайней мере. Ночью, по обыкновению уложив младенца спать рядом с собой, они якобы случайно наваливались на него, что приводило к удушению. Доказать вину в таком случае было невозможно, поэтому юридически подобные ситуации никак не регламентировались.
Мужеложство наказывалось лишением всего имущества и ссылкой
Противоестественные сексуальные отношения между мужчинами хотя и случались на Руси, но никогда не были распространены. Впрочем, это не помешало Петру I учредить «Артикул воинский», согласно которому все ненатуральные прелюбодеяния мужчин с мужчинами, мальчиками и скотиной должны были караться сожжением на костре. Положение касалось только военных, гражданское же население по-прежнему наказывалось за подобные прегрешения церковью.
В качестве покаяния последним назначалось долговременное отлучение от причастия, необходимость выполнить большое количество земных поклонов или придерживаться строгого поста на определенный батюшкой срок. Простые люди не наказывались финансово, как и не ограничивалась их свобода.
Со временем государь пересмотрел воинский устав и заменил смертную казнь телесным наказанием, которое выражалось в прилюдной порке кнутом. В случаях, когда мужеложство осуществлялось не по доброй воле и отягощалось применением насилия, к физическому наказанию добавлялась вечная ссылка.
Юридическое разрешение на порку за однополые контакты просуществовало вплоть до царствования Екатерины II. Позже императрица отменила его, полагая, что виновным в содомии достаточно того стыда и бесславия, которое они испытали при аресте. После этого физическая расправа за гомосексуальные отношения больше не применялась. В качестве меры наказания оставили пожизненную ссылку в Сибирь и полное лишение всех прав на имущество.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
От язычников до большевиков: Как создавали семьи на Руси, кому отказывали в браке и когда разрешали развод
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как заключались браки в языческой Руси и после принятия христианства
В языческой Руси обычаи играли огромную роль, ими регулировались и семейные отношения. Для того чтобы брак считался заключенным, невесту похищали («умыкали»), получали за нее откупные, что основывалось на устных соглашениях между сторонами – об этом договаривались родители молодой с женихом или его родственниками. Существовали как моногамные, так и полигамные семьи.
После того как на Руси было принято христианство, брачными отношениями стала заведовать церковь, используя модель византийского брачно-семейного законодательства. Брак рассматривался как религиозное таинство, и церковь требовала соблюдения ряда условий для его заключения. Согласно Кормчей книге допускался один брак в жизни, перед венчанием обязательно проводился обряд обручения, что подтверждалось так называемой сговорной записью. Если какая-то из сторон не выполняла свое обещание, то она обязана была заплатить неустойку.
Не все правила строго исполнялись. Очень часто родители не спрашивали согласия молодых, поскольку по пришедшему из языческих времен обычаю брак рассматривался исключительно как имущественная сделка. Однако мнение родителей имело свой вес в знатных кругах. Простолюдины чаще заключали брак, основываясь на взаимном расположении друг к другу.
В средневековой Руси основой для регулирования семейных отношений использовался Домострой, его правила были обязательны. Идеальной моделью считалась моногамная патриархальная семья. Домострой объявлял семью высшей ценностью, которую следует беречь и не допускать ее распада.
Нововведения Петра I
После прихода к власти Петра I семейное право стало развиваться в качества важного элемента правовой структуры. Первый указ, который был выпущен царем, обрадовал многих, поскольку согласно ему ближайшие родственники молодых обязаны были присягнуть, что брак является добровольным и совершается по полному согласию сторон. Стало возможным расторгать обручение, неустойку за отказ вступать в брак перестали взимать. Родительская власть была уменьшена, а роль женщины в семье укреплена.
С 1722 года на приходских священников возлагается обязанность по регистрации браков. А в 1775 году заключить брак можно было только в церкви, к которой относился по проживанию один из брачующихся. Минимальный возраст для официального вступления в брак был повышен и стал составлять 16 лет для невесты и 18 лет для жениха. Но и повзрослевшие молодые должны были обязательно получить согласие родителей.
В сороковых годах XVIII века Cинод, заботясь о рождаемости, выпускает указ о запрете лицам, которым исполнилось 80 лет, вступать в брак. Документы, имеющие отношение к браку, стали вноситься в свод гражданских законов. Большое место уделяется регулировке семейных отношений, например, говорится, что муж обязан защищать и любить свою жену, помогать ей, прощать недостатки, а жена должна быть хозяйкой дома, беспрекословно слушаться мужа своего и любить его. Жить супруги должны в доме мужа.
Заключение браков в дореволюционной России
В XIX и начале XX века особых изменений в правила заключения брака внесено не было. Молодые, стремящаяся соединить своей судьбы, должны были испросить благословения у священника своего прихода. Если им хотелось обвенчаться в другом приходе, этого нельзя было сделать без разрешения священника той церкви, к которой они были приписаны. Чиновники и военные для того, чтобы женится, должны были иметь письменное согласие начальника. Жених и невеста получали так называемые предбрачное свидетельство, которое потом предъявлялось в храме для того, чтобы венчание было совершено.
Особые правила существовали для военных, поскольку они не относились к какому-то определенному приходу, их венчали там, где они жили. Разрешение начальства всё равно требовалось, но это не означало, что без него венчание не было бы совершенно. Но в этом случае военный получал строгий выговор.
Брак не заключался, если прежний не прекратился. Термин «прекращение» означал, что один из супругов скончался, либо брак был расторгнут. Отдельно стоит сказать про разводы. Оформить их официально было достаточно сложно, и процент разводов был ничтожен. Есть мнение историков, что большое количество незаконнорожденных детей появлялось в России именно из-за сложности процедуры развода.
Таким образом, вступить в брак можно было лишь получив разрешение от церкви и светской власти. Церковный допуск давала Духовная консистория, основываясь на показаниях священника того храма, к которому относились желающих вступить в брак. Светской властью уточнялись моменты, относящиеся к государственной юрисдикции, например, предстоит ли жениху в ближайшем времени военная служба.
Свадьбы на Руси всегда были связана с интересными обрядами. Запытывание невесты, согревание брачного ложа и другие традиции русской свадьбы вызывают и сегодня большой интерес.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |