русская семиструнная гитара история
Русская семиструнная гитара
Семиструнная гитара – щипковый струнный инструмент, отличающийся по строю от классической разновидности с 6-ю струнами. Русская семиструнка – лучшее музыкальное сопровождение домашних праздников и дружеских посиделок, на ней принято исполнять романсы, народные мелодии.
Конструктивные особенности
Семиструнная гитара условно делится на классическую тонкострунную и цыганскую со стальными струнами. Длина рабочей струны – 55-65 см.
По толщине гитарные струны делятся на:
Каждая следующая ниже предыдущей по тону.
Гитарный полый барабан (основа) состоит из двух дек, скрепленных обечайками (боковинами). Для его изготовления используют древесину – липу, ель, кедр – создающую густой, насыщенный звук. Внутри корпуса установлены по схеме Шерцера (параллельно относительно друг друга, поперечно относительно верхней деки) пружины – планки, защищающие деревянную конструкцию от деформации. Лицевая поверхность барабана ровная, нижняя незначительно выпуклая.
Центральная круглая дыра называется розеткой. Бридж делают из плотной древесины, его седло костяное (преимущественно на старых инструментах) либо пластмассовое. Пластиковой накладкой часто украшают цыганскую разновидность музыкального инструмента, на классической элемент отсутствует.
Гриф тонкий: 4,6-5 см в верхнем порожке, 5,4-6 см в нижнем. Его накладку делают из эбенового или иного твердого дерева. Лады стальные либо латунные.
Характерная особенность русской гитары – соединение грифа с барабаном винтами. Подкручивая винтовые детали, музыкант ставит натягивающий струны порожек на определенную высоту, тем самым создает желаемый звуковой спектр. С повышением порожка приходится прилагать больше сил, чтобы перебирать струны.
Чем отличается семиструнная гитара от шестиструнной
Разница между семиструнной и шестиструнной гитарами минимальная, заключается в строе и количестве струн. Главное конструкционное отличие – добавление баса нижнего ряда, настраиваемого в контроктаве «си».
Один инструмент отличается от другого по строю следующим образом:
Дополнительный нижний бас особенно любят рокеры, исполняющие тяжелую музыку на электрогитаре. При подключении комбоусилителя аккорды семиструнного электроинструмента обретают насыщенность, глубину.
История семиструнной гитары
Русская семиструнная гитара – результат экспериментов французского мастера Рене Леконта, хотя считается, что создателем был русский композитор чешского происхождения Андрей Осипович Сихра. Француз первым сконструировал семиструнную модель, но она не прижилась в Западной Европе, а Сихра лишь популяризировал 7-струнную гитару, которая появилась в России в конце 18 века. Всю творческую жизнь композитор посвятил инструменту, создал и исполнял более тысячи музыкальных композиций. Возможно даже, сформировал ныне применяемый строй инструмента. Первый скромный концерт организовал в 1793 году в Вильно.
Есть другая версия возникновения семиструнной гитары. Изобретателем может быть чешский композитор Игнатий Гельд, живший и работавший в то же время, что Сихра. Его перу принадлежит учебник игры на семиструнной гитаре, подаренный в 1798-ом супруге Александра I.
Наибольшую популярность семиструнная модель обрела в России. На ней легко играл и опытный гитарист, и новичок, дворяне исполняли романсы, а цыгане – свои трогательные песни.
Сегодня семиструнный инструмент не концертный, даже не эстрадный. Его ценят и выбирают преимущественно барды. Стоит вспомнить романтичные, мелодичные выступления Окуджавы, Высоцкого. Хотя несколько концертных произведений все же создано. Так, в 1988-ом композитор Игорь Владимирович Рехин написал «Русский концерт», а в 2007-ом гитарист Алексей Александрович Агибалов представил программу «Для гитары с оркестром».
Фабрика Луначарского производила 7-струнные гитары с 1947 года. Помимо классических, сегодня выпускаются электрогитары, применяемые в стилях джент, рок-металл.
Строй семиструнной гитары
Седьмая струна формирует строй октавой ниже классического 6-струнного диапазона. Принятый за стандарт строй таков:
Чтобы настроить семиструнку, применяют принцип сравнивания высоты звука соседних струн. Одну прижимают на конкретном ладу, вторую оставляют свободной, их звучание должно быть унисонным.
Начинают настройку на слух с первой струны по камертону «ля», прижимают на 7-ом ладу (либо свободную настраивают по фортепианному «ре» 1-ой отавы). Далее настраивают с учетом повторяющихся интервалов. У малой терции определено 3 полутона, у большой – 4, у чистой кварты – 5. На грифе последующий лад по сравнению с предыдущим меняет высоту звука на полутон. То есть лад с прижатой струной указывает на число полутонов, изменяющих звучание свободной струны.
Тональность, оптимальная для игры на русской гитаре:
Более сложные и менее комфортные по реализации тональности:
Прочие варианты применить сложно.
Разновидности
Производят 3 размерных варианта семиструнной русской гитары. Причем размер может влиять на выбор инструмента, ведь он определяет музыкальные свойства:
Как играть на семиструнной гитаре
Начинающему гитаристу удобнее играть в сидячем положении. Положив инструмент на ногу, его верхнюю часть слегка уприте в грудь. Рабочую руку прижмите к передней расширенной поверхности барабана. Для устойчивости ногу, на которой лежит гитара, поставьте на низкий стульчик. Вторую ногу не поджимайте. Большой палец кладите на бас-струны. Три средних (мизинец не участвует) передвигайте к ладони. Большой сдвигайте навстречу им, не совмещая.
На первом этапе обучения технике игры на семиструнной гитаре работайте с открытыми струнами, это поможет научиться извлечению мелодии прохождением большого пальца по струнному ряду. Нерабочую руку на этом этапе не задействуйте.
Положите большой палец рабочей руки на 7-ю струну, чуть надавите на нее. Указательный – на 3-ю, средний – на 2-ю, безымянный – на 1-ю. Продвиньте большой палец вниз, на нижнюю струну, в то же время извлеките звуки остальными пальцами из соответствующих струн. Повторяйте действие, продвигая большой палец до 4-ой струны. Выполняйте упражнение до автоматизации навыка.
Русская семиструнная гитара история
Тихонравова А.В., Тихонравов С.Н.
ТРИ ВЕРСИИ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ РУССКОЙ СЕМИСТРУННОЙ ГИТАРЫ
СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Семиструнная гитара, закрепившись в истории музыки под именем «русская», оставила значительный след в культуре восточнославянских народов, но не вышла в ареале распространения за пределы России и зарубежных эмигрантских общин. Академик М. И. Имханицкий (род. 1946 г.), описывая историю семиструнной гитары в работе 2008 года «Становление струнно-щипковых народных инструментов в России», отметил факт нераспространения этого инструмента на территории других стран и безоговорочно причислил его к русским народным инструментам [6].
Актуальность настоящей работы обусловлена открытостью вопроса изобретения русской семиструнной гитары и многочисленным тиражированием (в том числе в научных исследованиях диссертационного уровня) бездоказательных предположений столетней давности.
В конце второй статьи на эту тему «Продолжение истории семиструнной гитары (письмо к А. А. Григорьеву ). Современные гитаристы», опубликованной в журнале «Москвитянинъ» в 1855 году, М. А. Стахович уточняет: «Въ заключеніе приведу здесь несколько сведеній о семиструнной гитаре изъ прежняго времени, сведеній, которыя не вошли въ мою первую статью, и которыя я нашелъ после, разбирая свои старыя записки о гитаре еще 1840 года: Сихра въ первый разъ сделалъ опытъ устройства семиструнной гитары въ Вильне въ конце 1790 годовъ, а усовершенствовалъ ее в Москве. Строй его гитары назывался тогда польскимъ, а разладные строи: 1-й бас С или Е (въ е moll) испанскимъ строемъ. Теперь стало быть семиструнная гитара существует летъ около 60-ти» [13, с. 237].
Итак, согласно исторически первой версии М. А. Стаховича, человеком, который в конце XVIII века изобрел русскую семиструнную гитару, является родоначальник российской гитарной школы А. О. Сихра, сочинивший для своего инструмента более 1000 произведений и воспитавший несколько поколений исполнителей. Главные аргументы М. А. Стаховича: А. О. Сихра был «одарен сильным музыкальным талантом», достиг «степени виртуоза на арфе» и «играл также и на шестиструнной гитаре». Никаких других документальных подтверждений или свидетельств М. А. Стахович не приводит.
М. А. Стахович – литератор, собиратель русских народных песен, предводитель дворянства Елецкого уезда, знаток семиструнной гитары. Наиболее важным в данном случае является то, что в зрелом возрасте М. А. Стахович сам брал уроки у А. О. Сихры, а в детстве учился у гениального импровизатора М. Т. Высотского (1791-1837 гг.), в свое время получившего начальные сведения о семиструнной гитаре от С. Н. Аксенова (1784–1853 гг.) – одного из лучших учеников А. О. Сихры. В круг знакомых М. А. Стаховича входили известные ценители семиструнной гитары: А. А. Григорьев (1822–1864 гг.), В. И. Морков (1801–1864 гг.), Ф. М. Циммерман (1813–1882 гг.) и другие ученики А. О. Сихры.
2. Утверждение В. А. Русанова (1866–1918 гг.) в очерке «Гитара в России», изданном в 1901 году.
Отметив очевидные неточности, существующие в публикации М. А. Стаховича, например, его высказывание о том, что А. О. Сихра умер «въ глубокой, почти столетней старости» [12, с. 1], В. А. Русанов пишет: «Такимъ образомъ приписываемое А. О. Сихре изобретеніе русской семиструнной гитары основано исключительно на заявленіи объ этомъ М. А. Стаховича. Последній ничемъ исторически не подтверждаетъ своего заявленія, не делаетъ даже простой ссылки на то, что все это ему лично известно отъ самого А. О. Сихры» [11, с. 21]. И далее: «Обращаясь къ сочиненіямъ гитаристовъ, современниковъ А. О. Сихры, мы ни у кого и нигде изъ нихъ не встречаемъ никакихъ данныхъ, подтверждающихъ такое заявленіе. Даже ближайшіе его ученики и сотрудники ничего не упоминаютъ объ этомъ въ своихъ школахъ и сочиненіяхъ. Нетъ также никакихъ указаній и даже намека на это и въ сочиненіяхъ самого А. О. Сихры» [Там же, с. 22].
Вывод В. А. Русанова: «Въ виду этого нельзя не признать такого заявленія со стороны М. А. Стаховича голословнымъ, и является необходимость подвергнуть его критическому анализу» [Там же].
Затем идет ссылка на М. А. Стаховича и словарь В. И. Даля (1801–1872 гг.) о том, что «…въ “Толковомъ словаре живого великорусскаго языка” В. И. Даля гитара о семи струнахъ называлась польскою» [Там же, с. 23], и следует предположение: «Это даетъ основаніе думать также, что семиструнная гитара могла ранее возникнуть въ Польше и оттуда уже проникнуть въ Россію. Если вспомнить разсказъ М. А. Стаховича о томъ, что первый опытъ устройства семиструнной гитары произведенъ былъ А. О. Сихрою въ Вильне, то возможно и то предположеніе, что самъ А. О. Сихра ознакомился съ семиструнною гитарою въ Польше» [Там же].
Семиструнная гитара в России
Семиструнная гитара с классическим корпусом, выполненная по образцу конца XIX века из красного дерева, клёна, венге и ели
Своеобразны и самобытны пути развития гитарного искусства в России. Будучи пятиструнной, гитара была завезена в Россию итальянскими музыкантами в XVIII веке, однако распространения не получила, оставаясь экзотическим украшением. Позднее, в начале XIX века, русская публика знакомится с «испанской» шестиструнной гитарой, к тому времени ставшей достаточно популярной в Европе. Представлена она была в России известными зарубежными музыкантами-гитаристами М. Джулиани, Ф. Сором и другими.
Победа в Отечественной войне 1812 года чрезвычайно ускорила рост национального самосознания, вызвала подъем патриотических чувств и настроений во всех слоях общества. Стремительно растет интерес к историческому прошлому Родины, к народному творчеству, в частности к народной песне. Широчайшую популярность приобретает городской романс. Основываясь на бытовом фольклоре, он представляет своеобразный пласт русской музыкальной культуры с характерным строем и мелосом, с присущими только ему выразительными средствами.
Появившаяся в последнее десятилетие XVIII века семиструнная гитара своим гармоническим строем и тембровым колоритом оказалась очень близкой природе русской народной песни и возникшему на ее основе жанру городского романса. Ее использование для сопровождения голоса давало возможность наиболее тонко выявить лиризм интимных переживаний, составляющих основную тематику городского романса. Лучшие произведения этого жанра, созданные А. Алябьевым, А. Варламовым, Титовыми и другими талантливыми композиторами, вошли в золотой фонд русской музыки.
Русские музыканты, понимая, какие большие возможности заложены в семиструнной гитаре, начинают создавать для нее и сольный репертуар. Вначале они перекладывают для нее отрывки из популярных опер и других произведений русских и зарубежных композиторов. Затем создают вариационные циклы, достаточно сложные по фактуре и концертные по характеру, в основу которых кладут народные мелодии. (В качестве яркого примера назовем вариационный цикл А. Сихры на тему русской песни «Среди долины ровныя».) Помимо вариаций создаются миниатюры, изящные и мелодичные, трогающие душу простого русского человека. Делаются также попытки создания крупной формы, в частности сонаты, концерта для гитары с оркестром.
Андрей Осипович Сихра
Русский гитарист-виртуоз и композитор Андрей Осипович Сихра (1773—1850)
Необычайная популярность семиструнной гитары привлекла к ней талантливых музыкантов. Выдающаяся роль в создании отечественной гитарной школы принадлежит Андрею Осиповичу Сихре. Замечательный гитарист-виртуоз, талантливый композитор, он бесспорно является основоположником русской школы игры на семиструнной гитаре.
А. Сихра родился в 1773 году в г. Вильно (теперешнем Вильнюсе) в семье учителя музыки. В молодости выступал с концертами как арфист, играл на шестиструнной гитаре. Затем увлекся семиструнной гитарой, которой посвятил всю свою жизнь. В 1801 году музыкант переселился в Москву, где начал создавать репертуар для семиструнной гитары и заниматься со своими первыми учениками.
Сихра, талантливый музыкант, доброжелательный и обаятельный человек, вскоре стал кумиром многочисленных учеников и поклонников.
После изгнания Наполеона из России Сихра переезжает в Петербург, который не покидает уже до конца своей жизни (умер в 1850 году). Здесь он, уже зрелый музыкант и педагог, создает свою школу игры на семиструнной гитаре…
А. Сихра был не только талантливым, но и высокообразованным музыкантом. Его высоко ценили М. Глинка, А. Даргомыжский, А. Варламов, А. Дюбюк, Д. Фильд и многие другие деятели отечественной культуры. Знаменитый певец О. Петров учился у Сихры игре на гитаре. Биографический словарь Русского исторического общества назвал Сихру «патриархом русских гитаристов». Из его учеников наиболее известны С. Аксенов, Н. Александров, В. Морков, В. Саренко, В. Свинцов.
Если Сихра был признан главой петербургской школы семиструнной гитары с характерным для нее строгим «академическим» стилем, то основоположником московской школы по праву считается Михаил Тимофеевич Высотский, жизнь и деятельность которого — еще одна страница в истории русского гитарного искусства.
Из учеников Высотского наибольшую известность получили П. Белошеин, А. Ветров, И. Ляхов, М. Стахович и другие.
Эпоха Сихры и Высотского — «золотой век» русской семиструнной гитары. Ее широкое распространение способствовало демократизации музыкального искусства.
Вариационные циклы русских гитаристов-композиторов созданы на основе русской народной песенности. Этот уникальный пласт русской музыкальной культуры является важным источником изучения фольклора.
Русская семиструнная гитара, звучавшая в руках талантливых музыкантов, вдохновляла поэтов и писателей на создание прекрасных стихотворных строк.
А. Пушкин назвал гитару «сладкогласной». Слова, полные лиризма, посвященные этому инструменту, можно найти и у М. Лермонтова, А. Фета, И. Бунина, А. Григорьева, Л. Толстого, А. Островского, М. Горького.
Гитара изображена на многих картинах русских и западноевропейских художников: В. Тропинина, В. Перова, И. Репина, Ан. Ватто, Б. Мурильо, Фр. Хальса, П. Пикассо и др.
В середине XIX века интерес к гитаре падает не только в России, но и в Европе. Однако в конце XIX — начале XX веков семиструнная гитара начинает вновь заявлять о себе. Этому во многом способствовала деятельность музыкантов-энтузиастов, пытавшихся восстановить традиции Сихры и Высотского. Наиболее известными из них были А. Соловьев и В. Русанов.
Выдающийся русский гитарист и педагог Александр Петрович Соловьев (1856—1911)
Александр Петрович Соловьев (1856—1911) — видный исполнитель и педагог. Воспитал многих одаренных учеников, таких, как В. Русанов, В. Успенский, В. Юрьев, В. Березкин и других; создал Школу (издана в 1896 году), которая была лучшей в то время.
Валериан Алексеевич Русанов (1866—1918) — известный историограф и пропагандист русской семиструнной гитары. Им было организовано издание всероссийского журнала «Гитарист» (1904—1906).
В период после Великой Октябрьской социалистической революции многое сделали для популяризации семиструнной гитары М. Иванов, В. Юрьев, В. Сазонов, Р. Мелешко. Ими были созданы школы и самоучители для этого инструмента, оригинальные сочинения, обработки и переложения, составлены многочисленные сборники. М, Ивановым написана книга «Русская семиструнная гитара». Эти музыканты постоянно выступали как солисты и аккомпаниаторы в концертах, записывались на грампластинки.
В послевоенные годы выросло новое поколение исполнителей на семиструнной гитаре, которое достойно продолжает богатые традиции национальной исполнительской школы. Среди них: В. Вавилов, Б. Окунев, Б. Ким, С. Орехов, А. Агибалов. Репертуар семиструнной гитары пополнился за это время сочинениями композиторов Н. Чайкина, Б. Страннолюбского, Н. Нариманидзе, Н. Речменского, Г. Камалдинова, Л. Бирнова и других.
В наши дни наблюдается растущий в мире интерес к русской семиструнной гитаре. Выразим надежду, что в дальнейшую историю этого прекрасного самобытного музыкального инструмента будут вписаны новые славные страницы.
Примечания
1 Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. Л., 1971, с. 257.
Источник: Л. Менро, А. Ширялин. Семиструнная гитара. // Музыкальный альманах. Выпуск 1. Гитара. М., 1989
История семиструнной гитары
Семиструнная гитара – инструмент, пришедший в Россию из Европы в конце XVIII века. Изначально назывался «польским». Особенностью и основным отличием от шестиструнной гитары является её соль-мажорный строй. В Европе ещё в XVI веке был известен строй по мажорному трезвучию и использовался на английской гитаре, на которой играл Игнац фон Гельд — автор первой в истории школы игры на русской семиструнной гитаре, изданной в 1789 году.
В первой половине XIX века семиструнная гитара получила распространение по всей России – на нем играли фантазии, вариации на русские песни и романсы, аккомпанировали пению, цыгане ввели его в состав хора. Постепенно семиструнная гитара «обрусела» и «оцыганилась». Именно поэтому, в наше время, семиструнную гитару называют «русской» и «цыганской», и она является неотъемлемой частью русской культуры. Но по разным причинам на смену ее расцвета в XIX веке, пришел упадок в XX веке. Ее богатый репертуар был незаслуженно забыт и в наше время исполнителей, которые могут достойно представить ее репертуар — считанные единицы. Впору заносить ее в Красную Книгу. Семиструнная гитара переживает сейчас постепенное возрождение не только на своей родине, но и в нескольких странах мира: Олег Тимофеев и МатанияОфи (США), Мартин Фальк и Стефан Вестерн (Швеция), Игорь Голгер (Япония), Максим Лысов (Германия), Алексей Агибалов (Киргизия). Этому долгожданному явлению есть много причин, главная из которых — переосмысление музыкального наследия XIX и XX-го веков, связанного с Русской гитарой. В архивах и библиотеках России, от «Публички» в Санкт-Петербурге до Библиотеки им. Карамзина в Ульяновске, обнаруживаются запылившиеся партитуры, печатные и рукописные, свидетельствующие о былой роскоши семиструнной гитары.
Строй
Начиная с первой струны, самой высокой по тону: Ре (первой октавы); Си, Соль, Ре (малой октавы); Си, Соль, Ре (большой октавы). Этот строй является для русской гитары стандартным, академическим.
Разновидности
Существует 3 основных вида русской гитары различных размеров
Большая гитара — стандартная полноразмерная гитара. Её мензура (длина рабочей, звучащей части струны на музыкальных инструментах) составляет 650 мм.
История
Игнац фон Гельд (Игнатий ФранцовичГельд, 1766, Тржебеховиц, Чехия – 1816, Брест-Литовск), – российский гитарист, композитор и педагог. По происхождению чех. Владел как шести-, так и семиструнной гитарой. Творческая деятельность проходила в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Автор одного из самых первых учебных пособий, изданных в России в конце XVIII или в начале XIX века: «Школа для семиструнной гитары, сочиненная с подробным истолкованием музыки вообще, поднесенная ея Императорскому Величеству Государыне Императрице Елизавете Алексеевне Игнацием фон Гельдом» (1797).
Несмотря на то, что педагогический труд Игнаца фон Гельда стал первым в истории, основоположником гитарного искусства, «патриархом русских гитаристов» стал Андрей Осипович Сихра, который также создал методику игры на этом инструменте.
Андрей Осипович Сихра (1773 г. Вильно — 1850 г. Санкт-Петербург). По национальности чех. Родился в семье учителя музыки. В молодости выступал с концертами как арфист, играл на шестиструнной гитаре. Затем увлекся семиструнной гитарой, которой посвятил всю свою жизнь. В 1801 году музыкант переселился в Москву, где начал создавать репертуар для семиструнной гитары и заниматься со своими первыми учениками.
Сихра, талантливый музыкант, доброжелательный и обаятельный человек, вскоре стал кумиром многочисленных учеников и поклонников.
После изгнания Наполеона из России Сихра переезжает в Петербург, который не покидает уже до конца своей жизни. Здесь он, уже зрелый музыкант и педагог, создает свою школу игры на семиструнной гитаре. АндрейСихра был не только талантливым, но и высокообразованным музыкантом. Его высоко ценили М. Глинка, А. Даргомыжский, А. Варламов, А. Дюбюк, Д. Фильд и многие другие деятели российской культуры. Знаменитый певец А. Петров учился у Сихры игре на гитаре. Биографический словарь Русского исторического общества назвал Сихру «патриархом русских гитаристов». Из его учеников наиболее известны С. Аксенов, Н. Александров, В. Морков, В. Саренко, В. Свинцов.
Сихра писал для гитары пьесы и экзерсиции; в 1802 году начал выпускать в Москве «Journalpourlaquitare a septcordes» («Журнал для семиструнной гитары»). Издал также «Теоретическую и практическую школу для семиструнной гитары», посвященную его ученику Владимиру Ивановичу Моркову (1801-1864).
Будучи виртуозным арфистом, Сихра переносил некоторые принципы игры на арфе на семиструнную гитару. Одним из таких принципов была игра на разных струнах – как при игре арпеджио, так и при исполнении гаммаобразных пассажей. В его «Теоретической и практической школе…» есть раздел «Гаммы без легато наподобие арфы на разных струнах». Всё это давало неповторимое обертональное звучание, которое невозможно сохранить при переложении пьес с семи- на шестиструнную гитару.
В 1817 году Сихра издаёт знаменитые «Практические правила игры на семиструнной гитаре, состоящие в четырёх больших экзерцициях», — выдающееся музыкальное произведение, которое содержит в себе все аппликатуры и пассажи, одновременно являясь и отличным упражнением для усовершенствования игры на этом инструменте. Андрей Осипович посвящает эти экзерциции своему ученику Семёну Николаевичу Аксёнову. «Любезный друг, — пишет он ему в этом посвящении, — я имел удовольствие быть твоим руководителем в музыке. Дарования твои увенчались лучшим успехом, и в возмездие за труды мои ты полюбил меня. Посвящение экзерциции моих да послужит доказательством, что Сихра находит славу свою в таланте Аксёнова, а честь — в дружбе его». Аксёнов был очень музыкально одарён и вместе со своим учителем начал совершенствовать новоизобретённый инструмент.
Первым гитаристом после Сихры становится Семён Николаевич Аксёнов(1784 или 1790 – 1853) — он также имел учеников, образовал свою особую школу, из которой в последствии вышел Михаил Тимофеевич Высотский. Занимаясь гитарой как дилетант (совмещая её с военной и административной деятельностью), он, тем не менее, оказал большие успехи и первый начал делать переложения русских песен, вариации и фантазии на русские темы. Колоссальная его заслуга в изобретении искусственных флажолетов, которые по сей день используются во всём мире в любом музыкальном жанре.
Флажолет (старофр. flageolet — маленькая флейта) — приём игры на струнных смычковых и щипковых инструментах, заключающийся в извлечении звука-обертона. На струнных инструментах исполняется путём частичного прижатия струны в точке деления её длины на две равные части. Название приёма связано с тем, что извлекаемый с его помощью чуть глуховатый звук напоминает тембр флейты.
Также он перевёл с французского то самое первое руководство игры на семиструнной гитаре Игнаца фон Гельда, исправил и дополнил его, присоединив «Изъяснение способа играть во всех тонах октавнымифлажиолетами».
Семён Николаевич часто гостил у поэта и драматурга Михаила Матвеевича Хераскова (автор «Россиады»), где и познакомился со своим учеником Михаилом Тимофеевичем Высотским – сыном крепостного приказчика. Мальчик считался любимцем Хераскова, был его крестником и назван в его честь Михаилом. Первые профессиональные уроки начал брать у Аксёнова, сам он вспоминал: «Уж и помучил меня батенька Семён Николаевич! Бывало, уйдешь от него в лес, уж и не рад, бывало, что напросился учиться. Нет, батенька, пойдет, сыщет, за ухо приведет и засадит за гитару». В дальнейшем продолжил освоение гитары самостоятельно. В 1807 получил вольную, а в 1813 переселился в Москву, приписался к мещанскому сословию и все остальные годы своей жизни почти безвыездно прожил в Москве. С публичными концертами выступал сравнительно редко, но всегда с огромным успехом. Поражал слушателей не только необыкновенной техникой игры, а и вдохновением, импровизационным даром, богатством музыкальной фантазии. Равно славился и как гитарист-исполнитель, и как композитор. Сочинял вальсы, полонезы, мазурки; переложил для гитары пьесы И.С. Бах, В.А. Моцарта, Людвигаван Бетховена, И.Н. Гуммеля, Дж. Фильда (с которым был близок). Автор большого числа фантазий и вариаций на русские народные темы (циклы из 4-5 вариаций, обрамлённые «заставками» и «концовками»): «Ах, ты, матушка, голова болит…», «Пряди, моя пряха…», «Во саду ли, в огороде…», «Уж как пал туман…», «Люблю грушу садовую…», «Соловушка», «Вот мчится тройка удалая…» и около сотни других. Был прекрасным педагогом, уроки которого очень ценились и в Москве, и в провинции; в числе учеников Высотского – представители самых разных сословий и профессий: князья, графы, дворяне, купцы, писатели, доктора, чиновники, лавочники.Большинство наиболее заметных московских гитаристов второй половины XIX века также учились у него (А.А.Ветров, И.Е.Ляхов, Н.Е.Липкин, Фалеев, Цезырев, Кладовщиков), включая руководителей цыганских хоров И. О. Соколова и Ф. И. Губкина. В круг друзей и почитателей таланта Высотского входили многие известные деятели в области музыки и литературы, в том числе М.А. Стахович, А.И.Полежаев, А.И.Дюбюк и др.
Михаил Тимофеевич был дружен с Лермонтовым, который брал у него уроки игры на гитаре и посвятил ему стихотворение «Звуки» (1830-31).
Что за звуки! неподвижен внемлю
Забываю вечность, небо, землю,
Всемогущий! что за звуки! жадно
Как в пустыне путник безотрадной
И в душе опять они рождают
И в одежду жизни одевают
Принимают образ эти звуки,
Мнится, слышу тихий плач разлуки,
И опять безумно упиваюсь
И опять я в мыслях полагаюсь
С уважением и восторгом отзывался об исполнительском мастерстве ВысотскогоФ. Сор, с которым они познакомились в 1823 году. Большую популярность получила «Практическая школа семиструнной гитары, сочиненная Михаилом Высотским: Ч. 1-2» (М., К. Алексеев, 1836, переиздана с дополнениями: М., Гос. изд-во. Муз.сектор, 1927).Высотский умер в бедности в 1836 году. До последних минут жизни он играл и сочинял. Накануне его смерти его навестили цыгане Илья Соколов и Иван Васильев, им он играл свои последние сочинения и аккомпанировал их пению.
Одним из наиболее интересных учеников Михаила Тимофеевича был Александр Алексеевич Ветров (1812-04.12.1877). Врач по профессии, он обладал незаурядным талантом и тонким вкусом. Ещё до начала занятий с Высотским изучал теорию музыки параллельно с обучением игре на скрипке, учился пению и был близок с А. Е. Варламовым, ряд романсов которого он переложил для семиструнной гитары. Имел высокий авторитет как гитарист, его игра отличалась певучестью и смелыми модуляциями. Автор сборника «100 русских народных песен» и нескольких гитарных вариаций на русские песни. В «Очерке истории семиструнной гитары» М. А. Стахович говорит о Ветрове как о человеке «одаренном замечательнейшим музыкальным талантом», в прелюдиях которого «совершенно отражается смысл и метода Высотского, и также они нескончаемы, новы, певучи и разнообразны, как у его учителя», «энергическая игра, певучесть и плавность легатов, смелая модуляция и ходы в аккордах – все это перешло к нему по прямой линии отВысотского, только у него еще более мягкости в пении. Его фантазии и певучие темы имеют что-то обаятельное для слушателя, и этим качеством он убьет всякого соперника… Его не наслушаешься, а это важное качество в артисте».
Во второй половине XIX века несомненное первенство принадлежало Фёдору Михайловичу Циммерману (1808-1882), как сказано в вышеупомянутом очерке Стаховича «Паганини семиструнной гитары и по игре, и по сочинению».Прославленный русский гитарист-семиструнник и композитор Циммерманпринадлежал к дворянскому сословию, по происхождению немец (семья Циммерман получила русское дворянство в 1773 году). Один из наиболее видных учеников А.О. Сихры. Прекрасно импровизировал на гитаре. Обладал неповторимой исполнительской манерой; предпочитал исполнять главным образом собственные произведения. Сам Ф. М. Циммерман не записывал и не публиковал свои сочинения, поэтому дошедшие до нас его импровизации, вальсы, мазурки и этюды сохранились только благодаря стараниям его друзей (в частности, композитора В. С. Саренко, записавшего некоторые из импровизаций).
В середине XIXвека постепенно сходит на нет «золотой век» семиструнной гитары, наступает затишье. Крошечные тенденции к восстановлению популярности окончательно рушатся, когда после революции 1917 года гитара – инструмент привилегированной части общества, — признаётся антиреволюционным и находится практически под запретом.
Один из ярчайших семиструнников этого периода – это Матвей Степанович Павлов-Азанчеев (1888, Рождественская волость Курского уезда – 1963, Армавир).Жизнь его, как и многих других гитаристов этого времени, была сложной и трагичной. На гитаре Матвей Степанович начал играть с самого детства. В 1907 г. родители переехали в Батуми, где их сын окончил гимназию, а затем поступил в Московскую консерваторию, где учился с 1904 по 1907 гг. игре на виолончели, дирижированию и композиции. Брал уроки у директора консерватории М.Ипполитова-Иванова. В это же время, в Москве начал регулярно выходить журнал В.Русанова «Гитарист», в котором подробно освещалась история русской гитары, а в приложениях к журналу, печатались пьесы гитаристов XIX века. Можно предположить, что именно в это время, понимая необходимость создания нового репертуара, М.Павлов-Азанчеев задумывает сочинять пьесы для гитары. Спустя некоторое время, возратившись из Москвы на юг России, М.Павлов-Азанчеев начинает выступать в концертах, читает лекции по истории гитары, преподаёт. Как профессионально образованный музыкант-композитор, М.Павлов-Азанчеев все свои сочинения датировал. И первые его сохранившиеся сочинения для гитары относятся к середине 20-х г. Иногда, это были не просто «голые ноты», а письма-сочинения, в которых он давал указания, как надо играть то или иное место, шутил, жаловался на свою судьбу и т.д. Сохранилась копия письма, которое было написано М.Павловым во Владикавказе 19 января 1930 года, московскому гитаристу М.Иванову. В этом письме раскрывается личность М.Павлова как умного, не лишённого юмора собеседника, тонкого психолога, человека энергичного, с большой силой воли. С 1924 по 1933 гг. Павлов-Азанчеев работает дирижёром симфонического оркестра в Орджоникидзе, получает должность заведующего отделом радиовещания в Сочи. Однако увлечение гитарой уводит его от карьеры дирижёра и спокойной престижной работы, жизнь его становится кочевой и неустроенной. Мало того, с 1945 по 1955 гг. вместе со своей женой, Любовью Петровной Павловой, «за старческую болтовню», получает десять лет лагерной жизни.Чтобы ему разрешили выступать перед «закрытой» аудиторией, он наклеил на нижнюю деку портрет Иосифа Виссарионовича, а на верхнюю — фото Ленина. Друзья помогали ему продуктами, нотной бумагой. Он в благодарность за это посылал им сочиненные произведения. Таким образом, сохранились его пьесы. После 30-летнего забвения Анастасия Бардина первой стала исполнять его пьесы.
Сейчас, в полном собрании сочинений М.Павлова-Азанчеева, значится 97 его оригинальных гитарных пьес и около 600 аранжировок. Собирал этот архив, с 1968 по 1976 г., Владислав Михайлович Мусатов, гитарист из Орджоникидзе, лично знавший М.Павлова-Азанчеева и его друзей. Он разослал этот архив в нескольких экземплярах разным лицам по стране, в том числе в Смоленск Ю.Ленивцеву, а затем подарил подлинники Музею музыкальной культуры им. М.Глинки в Москве 9 декабря 1986 г. (фонд 359/2321).
Вавилов Владимир Федорович (1925-1973) – русский советский гитарист-семиструнники композитор, лютнист, ученик Петра Ивановича Исакова (1886-1958, самостоятельно изучил игру на семиструнной гитаре, В 1913 году был приглашен в Зимний дворец – обучать игре на гитаре детей императора Николая II. Часто играл на благотворительных концертах. В течение многих лет работал в Мариинском теат
ре, исполняя партии гитары в оперных постановках. Выступал совместно с Ф.И. Шаляпиным и Л.В. Собиновым. Среди поклонников его игры были И.Е. Репин, А.А. Блок, А.С. Куприн, С.А. Есенин.) являлся солистом Ленконцерта. Родился 5 мая 1925 года в рабочей семье. Гитарой начал заниматься в раннем возрасте в Ленинградском Дворце пионеров у П.И. Исакова и у него же, поступив в Музыкальную школу им. Н.А. Римского-Корсакова, продолжил свое музыкальное образование. С 1952 г. изучал теорию музыки и композицию у известного композитора И. Г. Адмони (1906-1979). В 1949 году образовал с Львом Андроновым гитарный дуэт семи- и шестиструнной гитар, который в 1957 году был удостоен серебряной медали на международном конкурсе, организованном в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. В 1962 году занялся самостоятельной концертной деятельностью. Выступал с сольными концертами в Ленинграде, Москве и других городах Советского Союза. Выступал в концертах вместе с известным гитаристом, заслуженным артистом РСФСР С. А. Сорокиным, много работал с выдающимися певцами К. И. Шульженко и Б. Т. Штоколовым.
Фирмой “Мелодия” были выпущеныдва музыкальных альбома. В 1970 — «Лютневая музыка XVI—XVII вв.» с записями произведений для лютни. Альбом пользовался успехом, и тираж альбома несколько раз допечатывали.
Мистификация На пластинке было указано, что большинство композиций — музыкальные произведения XVI—XVII веков. Но исследователи обнаружили, что настоящим композитором почти всех произведений, за исключением «Зелёных рукавов» и «Спандольетты», был Владимир Вавилов. Причиной для такой мистификации были опасения Вавилова, что в то время государственная фирма грампластинок не выпустила бы диск с сочинениями малоизвестного лютниста. Поэтому Вавилов, который очень хотел, чтобы музыку услышали слушатели, пошёл на хитрость и приписал авторство своих произведений композиторам эпохи ренессанса и «неизвестным авторам».
Впоследствии его дочь, Тамара Владимировна, вспоминала: «Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией «Вавилов» никогда не издадут. Но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии». Также высказывалось предположение, что пластинку с таким сочинением как AveMaria просто не пропустила бы цензура, если бы её написал советский композитор.
В 1985 выпущена «Русская музыка для гитары» с записью русской музыки в исполнении Вавилова, включая одно из его собственных сочинений, которая впоследствии неоднократно переиздавалась (А. Сихра, М. Высотский, В. Морков, И. Ляхов, Д. Кашин, П. Исаков, В. Вавилов).
В шестидесятых широкое распространение со скоростью звука приобретала шестиструнная гитара, в то время как семистрункапостепенно приближалась к уровню андеграунда. Однако, нисколько не утратив былого очарования, она раскрывалась всё больше и вызывала восторг и восхищение у своих почитателей. Усилиями нескольких выдающихся гитаристов – С. Орехова, В. Юрьева, В. Сазонова началось постепенное возрождение старых традиций и дополнение их новыми изобретениями. В этот же период семиструнная гитара активно используется в качестве аккомпанирующего к пению инструмента (часто в другом строе) среди бардов – Высоцкого, Никитина, Окуджавы. Несмотря на то, что их репертуар не имел ничего общего с классическим и на то, что никто из вышеупомянутых в техническом плане не ушёл за пределы простого бардовского щипка, можно предположить, что именно благодаря этим людям семиструнке удалось снискать популярность среди широкой аудитории.
Сазонов Владимир Станиславович (1912-1969) — российский гитарист и композитор.До 11 лет стремления к музыке не чувствовал, лишь в 1923 году стал играть на балалайке, а в 1926 году перешел на мандолину и поступил в детский домровый оркестр. В 1928 году, будучи в Москве, впервые услышал игру гитариста В. Бегунова, который мастерски владел своим инструментом, и, под влиянием этой встречи, стал увлеченно заниматься гитарой. В 1929 году поступил в коллектив неаполитанского состава, которым управлял виртуоз-мандолинист Н. Д. Розов. В этом оркестре Сазонов познакомился с нотами и стал усиленно заниматься гитарой, интересуясь гитарной музыкой в сочинениях Сихры, Высотского, Соловьёва и др. В 1932 г. столкнулся с цыганским хором под управлением Солдатенкова и очень заинтересовался применением гитары как аккомпанирующего инструмента хоровому пению. Работал в разных цыганских ансамблях. В 1937 году его пригласила в качестве аккомпаниатора эстрадная певица В.М. Орлова с условием, что кроме аккомпанемента он смог бы играть и соло на гитаре. В. Сазонов дал согласие, пригласив, в свою очередь, вторым гитаристом К.В. Дубова, с которым он и работал в течение года, аккомпанируя певице и в то же время, выступая в дуэтной игре. Это очень помогло ему восстановить «заброшенный» репертуар и снова взяться с еще большим рвением за ноты, самостоятельно изучать теорию и гармонию музыки, переводя все нотные примеры на гитару, обращаясь за разрешением трудных вопросов к грамотным гитаристам. Все это помогло в дальнейшем при аранжировках и обработках пьес для гитары. К этому времени относятся его выступления и грамзаписи с известными вокалистами Т.С. Церетели, Вадимом Козиным, Макаровой-Шевченко, Лялей Чёрной (Хмелёвой).В 1939 году Всесоюзное гастрольно-концертное объединение (ВГКО) организует большой ансамбль цыганской пески и пляски, куда и приглашают Владимира Сазонова в качестве концертмейстера.В конце 1940 года В. Сазонов оставил работу в ансамбле и переключился на гастрольные поездки по городам Советского Союза с певицей В. Орловой и гитаристом М.К. Кручининым. Так продолжалось до начала Великой Отечественной войны, на которую Сазонов был призван в качестве солдата. В течение всей войны Сазонов как профессионал на гитаре не играл и лишь после демобилизации в январе 1946 года вновь приступил к своей основной профессии в качестве солиста-гитариста ВГКО. В 1953 году он поступил гитаристом-концертмейстером в Государственный академический Малый театр, где проработал до конца своей жизни.Гастрольные поездки по городам Советского Союза и за рубеж сделали его имя весьма популярным в артистической среде. Он неоднократно выступал с артистами В. Трошиным, Б. Покровским, В. Донской, народной артисткой СССР В.Н. Левко, заслуженной артисткой РСФСР Г. Каревой и др. Очень много и часто записывался в кинофильмах таких, как «Ночной патруль», «Цель его жизни», «Девушка без адреса», «Добровольцы», «Княжна Мери», «Они были первыми», «Анна на шее», «Варвары», «Васса Железнова», «Екатерина Воронина», «Этого забывать нельзя», «Дом, вкотором я живу», «В добрый час», «Бесприданница».Фирмой «Мелодия» выпущены две его пластинки с записью русской гитарной музыки. Сазонов очень много печатался.Основными его трудами следует считать «школы-самоучители» для семиструнной гитары, которые он выпускал ежегодно, начиная с 1953 года, всякий раз пересматривая и переделывая их.В издательстве «Советский композитор» и издательстве «Музыка» вышло множество сборников с участием Сазонова с разнообразным репертуаром. Среди них следует отметить сборник старинных романсов, расписанных для семиструнной гитары, а также большое количество вариаций на темы русских народных песен. Играл В.С. Сазонов на больших гитарах с добавочными струнами венских мастеров Шерцера, а затем – Битнера. Струны были металлические, т.к. музыкант считал, что звучат они ярче и громче, а поэтому незаменимы для концертной эстрады. Применение добавочных струн считал вполне оправданным и пользовался ими весьма деликатно, вовремя приглушая их, но зато их применение позволяло ему брать такие аккорды, которые на семиструнной гитаре брать было невозможно.
Скончался 30 апреля 1969 года в Москве.
Орехов Сергей Дмитриевич (1935-1998) – выдающийся русский гитарист-семиструнник, гений русской гитары ((свободно владел также шестиструнной гитарой, но публично не выступал).
Совмещал в себе гениальный дар импровизатора, исполнителя и композитора. Много сделал для создания русского национального гитарного репертуара. Автор многочисленных обработок для гитары русских народных песен и романсов. Родился в Москве в 1935 году. Гитарой стал заниматься довольно поздно – в начале 50-х гг. Сначала самостоятельно, а затем брал частные уроки у гитариста Владимира Митрофановича Кузнецова (1887-1953), написавшего в свое время книгу «Анализ строя шести- и семиструнной гитары» (М., 1935), и у которого учились очень многие московские гитаристы. Посещал кружок у гитарного энтузиаста В.М. Ковальского.
Музыкальной карьере Сергея Орехова не помешала даже болезнь рук – результат рано развившегося полиартрита (в армии он сильно простудился, и с диагнозом «полиартрит» попал в военный госпиталь, где долго лечился, а затем был комиссован). После службы в армии (где он уже прекрасно играл на шестиструнной гитаре и даже занял в те годы в Ленинграде первое место на конкурсе) С. Орехов поступил в 1956 году в Москонцерт к исполнительнице цыганских романсов и песен Раисе Жемчужной, с которой проработал около 7 лет, вплоть до ее ухода на пенсию. После чего выступал вместе со своей женой, исполнительницей старинных романсов, цыганских песен и романсов Надеждой Андреевной Тишининовой. Аккомпанировал также Александру Вертинскому, Вадиму Козину, Галине Каревой, исполнителям цыганских романсов – Соне Тимофеевой и Татьяне Филимоновой. Очень интересным был творческий дуэт Сергея Орехова и известного композитора и певца Анатолия Шамардина. Некоторое время С.Д. Орехов работал вместе с Алексеем Перфильевым в цыганском джаз-ансамбле «Джанг» у скрипача и певца Николая Эрденко, а затем организовал с А. Перфильевым (шестиструнная гитара) собственный гитарный дуэт. Написал также множество замечательных обработок для шестиструнной гитары (в частности, романсы и песни «Не пробуждай воспоминаний», «Дремлют плакучие ивы», «Хризантемы», «Я встретил Вас», «Ямщик», «Только раз бывают в жизни встречи», «Синий платочек», «Подмосковные вечера» и др.). Учитывая рост популярности шестиструнной гитары, Сергей Орехов планировал переложить на нее весь основной русский репертуар семиструнный гитары.
С.Д. Орехов побывал с сольными гитарными концертами в ряде зарубежных стран: в Германии, Польше, Югославии, Франции. После блестящего выступления на фестивале гитаристов в Польше получал приглашения в Грецию и США. Ноты романса «Ямщик» в обработке Орехова были изданы в США американцем русского происхождения МатаниейОфи, с которым они познакомились на польском фестивале. Несколько музыкальных записей было сделано в Париже. Сергей Орехов, имевший весьма ограниченный, по свидетельству Н. Тишининовой, доступ на телевидение, тем не менее несколько раз выступал в различных телевизионных программах.
Всю свою жизнь Сергей Орехов оставался верен русской гитаре и тяжело переживал, что она стала терять в России свои позиции: «Я никогда не думал, – говорил он, – что шестиструнная гитара завоюет Россию. Семиструнная гитара – настолько народная; это гитара военная, литературная… Какие угодно возьмите слои общества: семиструнная гитара – это родной инструмент, с которым русский человек связан».
Семиструнная гитара в наши дни
«О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная!», «Беспечная и юная, как трели соловья, подруга семиструнная, гитара ты моя!», «Все, как прежде, все та же гитара», «Ты звени, звени, как прежде, семиструнная!». Все эти строки самых разных поэтов, писателей, музыкантов вдохновлены чудесным, поэтическим, истинно русским инструментом – семиструнной гитарой. В XIX веке не было инструмента популярнее, недаром в художественных, документальных фильмах, рассказывающих о старинном житье-бытье, в кадре – только семиструнка! И обязательно «в такт мелодии старой чуть колышется бант голубой»! Что же сегодня? Настоящих концертирующих исполнителей, владеющих мастерством игры на семиструнной гитаре, сегодня можно пересчитать по пальцам одной руки: в России – Владимир Маркушевич и Анастасия Бардина, а также цыганский гитарист, Заслуженный артист России — Александр Колпаков, в Киргизии — Алексей Агибалов, в Америке — Олег Тимофеев и Вадим Колпаков. В Америке второй год подряд проходит фестиваль русской семиструнной гитары.
Президент Ассоциации русского романса Надир Ширинский
28 – 29 марта 2008 года в подмосковном городе Жуковском состоялся Первый Международный конкурс исполнителей на русской семиструнной гитаре «Да с той старинною, да с семиструнною» имени выдающегося русского гитаристаСергея Орехова.Первый не только в истории, но и в мире Международный конкурс исполнителей на семиструнной гитаре, первый – за всю историю существования инструмента. И все атрибуты «международности» были в наличии — почетные и зарубежные (из Кыргызстана, США, Швеции) гости, компетентное жюри, спонсоры, слушатели, приехавшие из Магнитогорска, Самары, Казани, Москвы. Самая важная задача была – обратить внимание любителей музыки на незаслуженно забытый инструмент, увидеть нынешний уровень исполнителей. Организаторы этого исторического события, два единомышленника — исследователь и исполнитель на русской семиструнной гитаре Владимир Маркушевич (директор конкурса) и академический вокалист Андрей Пичугин. С 1989 года «за океаном» живет Олег Тимофеев (Айова-сити), защитивший в Америке диссертацию и записавший несколько компакт-дисков с репертуаром семиструнной гитары. С 2006 года он проводит в США фестиваль исполнителей на семиструнной гитаре. Красавец-гитарист был почетным гостем и членом жюри Жуковского конкурса.Условием конкурса было исполнение русской гитарной классики XIX века, обработок Сергея Орехова, опусов Матвея Павлова-Азанчеева и произведений Алексея Агибалова (Киргизия, Бишкек).Алексеем Агибаловым написано около 50 сочинений для семиструнной гитары (в том числе для семиструнной гитары и симфонического оркестра), несколько произведений были изданы в советское время. К конкурсу издал сборник его произведений МатанияОфи. До этого он выпустил в США семь нотных сборников «Русской коллекции», куда вошли произведения классиков семиструнной гитары XIX века: Сихры, Высотского, Саренко, Александрова и др. Открывал пресс-конференцию Председатель жюри Сергей Руднев (Тула) — самобытный виртуоз и композитор, пропагандирующий семиструнную гитару и переложивший для классической шестиструнной гитары множество пьес из репертуара семиструнной.
Через авторскую песню пришел к семиструнной гитаре российский татарский композитор и педагог Виталий Харисов. Четыре года он ведет обязательный ознакомительный курс игры на семиструнной гитаре, сочиняет для нее, так что Казань можно отметить «флажком» на карте возрождения этого инструмента.
Санкт-Петербургское направление представил молодой и перспективный композитор Александр Вулла, ученик кингисеппского педагога Владимира Богдановича.
Нужно указать и московский исток возрождения семиструнной гитары: Алексей Агибалов, Леонид Кривоносов, Анастасия Бардина и Владимир Маркушевич окончили Музыкальное училище имени Гнесиных в разное время у одного и того же педагога – Льва Александровича Менро.
Леонид Максимович Кривоносов после окончания Гнесинского училища вернулся в Ростов-на-Дону и основал школу гитарного мастерства. Выдающийся педагог привез на конкурс вЖуковский 7 своих учеников.
Члены жюри и почетные гости — 20 музыкантов — участвовали в гала-концерте. Талисманом встречи был назван детский гитарный дуэт братьев Синицыных — Артема и Арсения. В программе — ансамбли и сольные номера, романсы в исполнении певцов Елены Головкиной и Андрея Пичугина. Слушатели любовались инкрустированной цыганской гитарой заслуженного артиста России Федора Конденко. Необычна и гитара шведского виртуоза Мартена Фалька, у нее восемь струн. В 2005 году Фальк заказал ее итальянскому мастеру, семь струн Мартен отстраивает в русский соль мажорный строй, а восьмую струну в бас си. С этим восьмиструнным инструментом он побывал на фестивале Олега Тимофеева IARGUS-2006 в Америке. Красиво и ярко звучала гитара самой юной участницы конкурса Ирины Александровой (Астрахань).
Владимир Маркушевич несколько лет вел поиск гитаристов-семиструнников, и вот 12 участников конкурса достойно представили современное состояние инструмента.
Жюри учредило три первых, три — вторых и три — третьих премии, а также дипломы. Абсолютным победителем, за которого многие в зале болели с первой ноты, оказался Ярослав Смирнов (Ростов-на-Дону). В молодежной группе выделялась Ирина Александрова, в свои 15 лет она — сложившийся артистка, слушать ее одно удовольствие, а результат — I премия. Первая премия досталась и 20-летнему Юрию Каманину, студенту музыкального колледжа им. Гнесиных. Его преподаватель — блестящая семиструнница Анастасия Бардина.
Серьезной заявкой на артистическую зрелость можно считать игру Романа Хайнецкого — прекрасный звук, Владимира Сумина — убедительность, Сергея Бабарыкина — лирическое дарование, Ильи Александрова — прекрасная манера, великолепное исполнение «Весенней баркароллы» Виталия Харисова.
Особый случай — 17-летняя Алина Спиридонова, показавшая изящную, ажурную, девичью технику, но лишившая свою гитару звучной кантилены.
Когда вышел на сцену последний участник конкурса — 30-летний Алексей Степанов — слушателям показалось, что он отыграет все баллы у лидера Ярослава Смирнова. Но Степанову, представителю школы Иванова-Крамского, досталась III премия. В тот же день он взял реванш выступлением в отеле «Европа» в дуэте с темпераментным балалаечником Юрием Ступаком. Их дуэт «Вертоградъ» широко известен в России и за рубежом.
Из статьи Ирины Масловой, опубликованной в газете «Жуковские вести»
В 2009 году состоялся Первый Международный фестиваль исполнителей на русской семиструнной гитаре имени Сергея Орехова.
Статья Ирины Рубашкиной, опубликованная в газете «Жуковские вести».
Гитара «смотрит» в будущее, второй год подряд в Жуковском — «Русская гитара в XXI веке»
15 марта 2009 года во Дворце культуры прошел Первый Международный фестиваль исполнителей на русской семиструнной гитаре имени Сергея Орехова.Вам когда-нибудь приходилось осознавать, что совершающееся сейчас и при вас событие войдет в историю? Запишется золотыми буквами… Начнется с него новый отсчет событий и дел — новая эпоха… Такое волнующее ощущение было у всех участников и слушателей фестиваля русской гитары.
В ХIХ веке слово «фестиваль» не знали, но именно тогда польская семиструнная гитара с соль-мажорным строем «обрусела» и «оцыганилась». Ее «изюминка» — красивый певучий звук с эффектом «педали» и особое обертональное звучание. Цыгане ввели ее в состав хора. Солисты играли на ней фантазии и вариации на русские темы, под ее аккомпанемент пелись романсы и песни.
В ХХ веке в России на смену широко распространенной семиструнной гитаре пришла шестиструнная, которую называют классической. Во всех филармониях мира классическая гитара имеет место наравне с другими инструментами, входящими в состав симфонического оркестра (это первое мерило академизма). Это не значит, что русская гитара «хуже» классической, наоборот, и она не утратила своих «академических» свойств! Просто в эпоху «Beatls» ее незаслуженно забыли, мало кто обращается к созданному в ХIХ и XX веках репертуару, в котором есть подлинные шедевры.
Все впервые
Два слова — «семиструнная» и «впервые» — то и дело звучали 15 марта со сцены Дворца культуры.
Международный фестиваль — первый за 250 лет существования семиструнной гитары — стал важным, знаковым событием в музыкальном мире. Его участникам из разным городов России и американских штатов — Айовы и Калифорнии удалось показать возможности русской гитары и пока нетрадиционное ее сочетание с симфоническим оркестром. А главное — на фестивале господствовала особенная «эстетика звука». Ведущий пятичасовой программы Петр Татарицкий, лауреат премии «Персона России», открыл фестиваль показом уникального видеоролика — фрагмента телевизионной передачи с пятиминутным выступлением выдающегося гитариста Сергея Орехова, именем которого назван фестиваль.
Судьба инструмента в России сейчас находится в руках всего лишь нескольких человек, которые им занимаются. В исчезающей популяции «семиструнников», которую доброжелатели уже занести в Красную книгу, есть один редкий по своим талантам человек — Владимир Маркушевич. Год назад он избрал наш город местом, где, как феникс из пепла, должна возродиться русская гитара! Колыбелью ее нового появления на свет стал сначала Дом ученых ЦАГИ, где в марте 2008 г. был проведен международный конкурс исполнителей на русской гитаре, а теперь — Дворец культуры с прославленным коллективом Жуковского симфонического оркестра. Это их вклад
в возрождение русской гитары! Маэстро Сергей Скрипка и дирижер Константин Науменко взяли в свои руки подготовку двух российских премьер — «Русского концерта» Игоря Рехина (Россия) и «Новгородского концерта» АнжелоДжиллярдино (Италия). Оба сочинения написаны для 7-струнной гитары и симфонического оркестра. Впервые, с полным пониманием исторической новизны этого события, концерты исполнили солисты АйнурБегутов («Русский концерт») и Дмитрий Илларионов («Новгородский концерт»).
В репертуаре семиструнной гитары произведений в форме концерта вообще только два — больше нет. Если к жемчужинам репертуара ХIХ века в будущем прибавятся новые сочинения, то мы еще увидим, точнее, услышим, Ренессанс русской гитары.
Мир «семиструнной»
В начале второго отделения (если в первом отделении звучала современная академическая музыка для гитары и оркестра, то во втором отделении, уже без оркестра, – традиционный репертуар) была представлена русская цыганская гитара. Огромной удачей стало прибытие вЖуковский легендарного певца и гитариста Александра Колпакова, который много лет был ведущим музыкантом цыганского театра «Ромэн», а весь прошлый год участвовал в мировом турне в составе труппы американской поп-дивы Мадонны. Александру Колпакову известны секреты не только основного соль-мажорного строя, но и цыганского «таборного» минорного строя, когда иначе настраиваются 2 и 5 струны. Высокий рост, прекрасные руки с длинными пальцами… шарм цыганской речи — только отдельные слова в романсах звучали по-русски, например, «не судите, не браните»… импозантность, особый магнетизм — не передать словами! Артиста еще больше полюбили, узнав, что он приехал на выступление из больницы. Кто бы об этом догадался! Столько в нем энергии и обаяния!
С «концертом в концерте» выступила Галина Улетова. Много неожиданного таит в себе эта певица, нисколько не цыганка. Здесь в романсах только светлая мистика. Успех — огромный! Аккомпанировал певице директор фестиваля Владимир Маркушевич.
В ходе выступлений появилась возможность представить города, где занимаются русской гитарой, — Москва, Ростов-на-Дону, Казань, Астрахань… и Айова-Сити в Америке!
В 90-е годы Олег Тимофеев в США начинал возрождать интерес к семиструнной гитаре – защитил диссертацию, которая сейчас хранится в библиотеке конгресса США и организовал несколько фестивалей семиструнной гитары. «Скажу по секрету, — сказал во вступительном слове Владимир Маркушевич, — мне стало обидно за державу, когда я побывал у Олега Тимофеева на фестивале семиструнной гитары. Я понял, что нужно делать в России фестивали и конкурсы для того, чтобы изменилась в лучшую сторону ситуация с 7-струнной гитарой в мире».
И вот… «Температура» аплодисментов полного зала дошла до точки кипения, когда на сцену вышли Олег Тимофеев и Джон Шнейдерман — американский гитарный дуэт » TheCharsGuiutars». В исполнении роскошных «Царских гитар» прозвучали молитва «Боже, Царя храни!» и ряд фантазий на темы из опер Михаила Глинки.
Московский исток возрождения русской гитары представил студент Гнесинкой Академии Юрий Каманин, лауреат конкурса исполнителей на семиструнной гитаре «Жуковский-2008». Он исполнил обработки русских песен Андрея Сихры, Михаила Высотского, Сергея Орехова.
В РАМ им. Гнесиных преподает классическую гитару всемирно известный гитарист Дмитрий Илларионов:
— Один раз я давал мастер-класс по русской гитаре за границей, но класса семиструнной гитары в Гнесинке нет. А можно было бы сделать хотя бы для ознакомления… Из Ростова-на-Дону приехал Владимир Сумин — ученик Леонида Кривоносова, единственного в стране педагога по русской гитаре (не один десяток лет существует его класс в училище искусств в Ростове). Дуэт Владимира Сумина с Владимиром Маркушевичем (музыканты сыграли несколько гениальных обработок русских и цыганских песен Сергея Орехова) произвел наилучшее впечатление и был встречен бурными аплодисментами, музыкантов долго не отпускали со сцены. А ведь они первый раз играли вместе в дуэте!
Гость фестиваля из Тулы — композитор Сергей Руднев — сочиняет только для классической гитары, но от него ждут обращения к русскому строю. Руднев написал «Школу русского стиля», где пытается передать «классическим» гитаристам ощущение семиструнника! Он еще напишет музыку для русской гитары — все об этом мечтают.
На фестивале побывали «цыганский барон» Иван Бариев (в его коллекции 100 гитар) и редактор журнала «Гитарист» Валерий Волков, который брал интервью у самого Сергея Орехова в 1998 г., незадолго до смерти выдающегося русского гитариста.
Два концерта
После исполнения «Русского концерта» на сцену вышел сопровождаемый овациями Игорь Рехин. Композитор благодарил солиста АйнураБегутова, оркестр и дирижера Константина Науменко, которые с большой любовью отнеслись к новой для них и в то же время классически совершенной, яркой, свежей музыке.
— Впечатление от оркестра просто классное, хорошо выстроены струнная группа и духовая — последнее бывает крайне редко, — сказал АйнурБегутов.
Первым педагогом Айнура в Махачкалинском музыкальном училище (Дагестан) был Вячеслав Федорович Богачков, он привил ему любовь к русской гитаре, к произведениям Сихры, Высотского, Павлова-Азанчеева… Потом — Казанская консерватория, у профессора Виталия Харисова, который тоже любит русскую гитару и сочиняет для нее. Далее Айнур прошел стажировку в Академии Гнесиных, а теперь продолжает обучение в Бельгии — в Королевской Акдемии музыки. Две недели назад показал 7-струнную гитару студентам Брюссельской консерватории — провел концерт-лекцию! Счастье, что он вернулся к русской гитаре на новом этапе своей зрелости. Айнур дает новое прочтение «Русского концерта». Об этом сказал Дмитрий Илларионов, хорошо знающий эту музыку, так как тоже играл этот концерт в 2003 году, только на 6-ти струнной гитаре, в Польше. — Неожиданную подпитку русская гитара получила в Италии, — рассказывает Дмитрий Илларионов. — Семиструнная и шестиструнная гитары — это все-таки два разных инструмента. Сегодня я первый раз в России играл на семиструнной гитаре. Я, классический гитарист, обратился к ней благодаря автору «Новгородского концерта» — итальянцу. Побывав в России, Джилярдино увлекся 7-струнной гитарой и русской культурой. У него появилась мысль написать несколько произведений для русской гитары. Сначала под влиянием философских трудов священника Павла Флоренского была написана пьеса «Иконостас», которую можно играть и на 6-струнной гитаре, перестраивая несколько струн и оказываясь примерно в 7-струнном строе, но без одной струны. Потом он написал очень интересное сочинение, посвященное Новгороду. На него повлияла древнерусская архитектура и фильм «Александр Невский». Современная атональная музыка хорошо узнаваема, у Джилярдино яркий композиторский стиль. Очень хорошо слышны «колокола». У Анжело «кампаны» звучат немножко по-своему, немножко по гитарному. Конечно, все это связано с Россией. Среди частей «Новгородского концерта» есть «Колыбельная» и «Карачун» — что-то вроде американского праздника хеллоуина.
Оркестр и дирижер Сергей Скрипка много сделали, чтобы донести до слушателей психологически напряженную музыку, в основе которой колокольный «лад». Помог видеоряд — на стене демонстрировались кадры из кинофильма Эйзенштейна «Алекандр Невский». Деятельность народного артиста России, почетного гражданина города Жуковского, профессора РАМ им. Гнесиных Сергея Ивановича Скрипки все больше сливается с судьбой нашего города, а русская гитара полюбила наш город.
Уровень учредителей — Фонд «Венец» мира» – президент фонда Ирина Яременко, город Жуковский, Московская областная общественная организация «Культура Подмосковья» — и участие гостей из США и ряда городов России придали фестивалю статус большого культурного события в российском масштабе.
Семь струн – семь жизней
В 2014 году в Россию приехал Яманду Коста — бразильский гитарист-семиструнник, задавшийся целью исследовать историю этого инструмента и разобраться в том, как он сумел преодолеть столь огромное расстояние и попасть из России в Бразилию. В поисках ответа на этот вопрос был снят документальный фильм «Семь струн — семь жизней» (режиссёр – Пабло Франсискелли), в котором показаны две совершенно разные культуры, удивительным образом оказавшиеся связанными одним инструментом — семиструнной гитарой. Появившись в Бразилии, гитара претерпела ряд изменений — «подстроилась» под культуру и темперамент тех, в чьих руках она оказалась. Изменился строй — теперь он был такой же, как на шестиструнной гитаре с дополнительным басом ре. В фильме снялись Владимир Сумин, Владимир Маркушевич, Анастасия Бардина, Алексей Степанов, Кирилл Морозов и московский гитарный мастер Владимир Ажикулов. Премьера фильма состоялась 17 марта 2016 года в бразильском посольстве. Также фильм был показан 27 мая того же года на XIX фестивале «Мир Гитары» в Калуге и 8 октября на IX фестивале бразильского кино в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь».
Премьера фильма «Семь струн – семь жизней в Бразильском посольстве 17 марта 2016