русская культура история и современная социокультурная ситуация

7.4. Советский период развития культуры России. Современная социокультурная ситуация в России

7.4. Советский период развития культуры России. Современная социокультурная ситуация в России

Ситуация осмысления самобытности отечественной культуры, ее несводимости ни к западной, ни к восточной моделям развития усугубилась после Октябрьской революции 1917 года – произошедшие колоссальные изменения требовали анализа и оценки. Вместе с тем жесткая идеологическая монополия, сложившаяся в стране, обусловила достаточно односторонний подход к событиям, буквально переломившим ход развития русской культуры. В результате в стране сложились, с одной стороны, условия развития новых направлений культуры, а с другой – все они были сконцентрированы вокруг коммунистической идеологии. Иные же направления русской культуры на несколько десятилетий переместились в эмиграцию.

Исход из России огромного числа людей (по некоторым данным от 2 до 3-х миллионов) после Октябрьской революции 1917 года стал уникальным явлением в европейской истории; русская диаспора не только смогла на долгие годы избежать культурной ассимиляции, но и внесла свой вклад в отечественную и западную культуры. Философия эмиграции сохранила духовное единство с «материнской» культурой: недаром эмиграция видела свою особую миссию в сохранении и развитии русской культуры, в продолжении ее традиций. С другой стороны, культура зарубежья эволюционировала в результате неизбежного взаимодействия с культурой стран расселения. Обе эти черты – сознательно культивировавшееся сохранение традиций и модернизация не противоречили друг другу прежде всего потому, что основная линия зарубежной русской культуры продолжала тенденции Серебряного века. Культура же Серебряного века имела ярко выраженный синтетический характер – это была восточно-западная или же русско-европейская культура, которая смогла осуществить подлинное единство европейских художественных форм и самобытных творческих заданий.

Представители эмиграции осуществили вхождение русской культуры в культурную жизнь Западной Европы и Америки. Более того, можно говорить и о воздействии культуры эмиграции на современные ей зарубежные культуры. Например, несомненно влияние Н. Бердяева на формирование французского экзистенциализма и персонализма, воздействие Л. Шестова на А. Камю, использование идей Н. Трубецкого в теории К. Леви-Стросса, огромна и значимость П. Сорокина в истории западной общественной мысли.

Культура послеоктябрьского зарубежья оказала большое воздействие и на современную российскую культуру – продолжение некоторыми исследователями линии евразийства, обращение к модели христианского социализма, возрождение идеи о «подлинном национализме» как средстве консолидации нации в поисках своего, самобытного пути и т. д.

Среди тех событий, которые произошли непосредственно в культурной жизни России после 1917 года, выделяется проведение культурной революции. С одной стороны, культурная революция привела к созданию социалистической системы народного образования и просвещения, способствовавших ликвидации неграмотности, общему подъему культурного уровня населения, открывших доступ народным массам к овладению ценностями культурного наследия, к созданию широкой прослойки интеллигенции, творящей буквально во всех областях науки, искусства, образования.

Культура социалистического реализма породила многие шедевры живописи, скульптуры, литературы и т. д.

Но, с другой стороны, развитие культуры находилось под неусыпным оком идеологии. Тот же метод социалистического реализма предполагал изображение жизни в свете идеалов социализма. Соответственно, те формы или проявления культуры, которые не укладывались в социалистическую модель, игнорировались или уничтожались. Гонениям подвергались, например, религиозная культура, светская культура инакомыслящих, культура, ставившая под сомнение некоторые моменты социалистической идеологии. Так, в начале XX столетия русское искусство приняло на себя ведущую и влиятельную роль в европейском искусстве авангарда. Однако в результате неодобрения этого направления официальными властями страны Советов эта традиция была пресечена.

Бескомпромиссная борьба с пережитками прошлого приводила порой к тому, что нарушались традиции русской культуры, терялась связь времен.

Последовавшие в конце 80-х – начале 90-х годов в ходе перестройки преобразования привели к появлению новых процессов в культурной жизни России. Россияне получили возможность широкого ознакомления с культурным наследием, созданным мировой цивилизацией. Тем самым была ликвидирована культурная изоляция России. Изменилось и представление россиян о стандартах материальной культуры. Культурная жизнь обрела свою многоцветность, избавившись от диктата идеологии. Но резкое ухудшение экономической ситуации, реальное падение уровня жизни большей части населения привели и к ряду негативных тенденций, так или иначе отразившихся на развитии культуры. Недофинансирование институтов культуры, вовлечение культурных ценностей в сферу коммерческих отношений, отток части интеллигенции за границу, культурная дифференциация социальных групп, социальная незащищенность культурного наследия негативно сказались на культурной жизни страны. Вновь возникла ситуация неопределенности, поиска новых культурных идеалов. Встал вопрос: на какие идеи опираться при построении культуры постсоветского периода (монархические, православные, националистические, преобразованного марксизма и пр.).

Расколотость общества в социальном плане не могла не отразиться и в распаде единства (пусть даже иллюзорного, как это было в советском периоде) культуры.

Еще сильны традиции культуры коммунистического идеала и многие люди являются их носителями. Часть населения ориентирована на идеалы западной культуры и стремятся перестроить российскую культуру по западному образцу. Особую группу составляют те, кто придерживается позиции восстановления аутентичной русской традиции и ратуют за возрождение православия, монархии, в известной степени культуры допетровской Руси. Многих прельщает мысль о возрождении «русской идеи», вера в особую миссию России.

Мировоззренческая неопределенность, эклектизм, шараханье от ярой критики марксизма к массовой религиозности с одновременной верой в оккультные науки, социальную мифологию, магию, затем вновь к повторному ренессансу коммунистической идеологии уже с примесью западничества – таковы вехи современной культурной жизни российского общества. На самом деле иллюзия решающего выбора вряд ли отражает реальные культурные процессы. В действительности, и человек, и страна имеют дело с цепочкой последовательных выборов, которые и определяют последствия, в том числе и в культуре.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Новая теория общественного развития России

Новая теория общественного развития России О книге А. С. Ахиезера «Россия: критика исторического опыта» специалисты говорят как о важном прорыве в знании о России. И еще — как об осуществленном ответе на вызов времени. На безнадежно–гордое «мы непредсказуемы» и

Современная ситуация в городах России

Современная ситуация в городах России В дискуссиях о транспортных проблемах Москвы и других городов России, которые ведутся сегодня (в 2011 г.), гражданские лидеры, представители средств массовой информации и общественности задаются следующими основными вопросами.•

Современная ситуация: обострение проблем городского транспорта

Современная ситуация: обострение проблем городского транспорта В конце 1990-х гг. на ситуацию в городском транспорте, как и в целом на условия жизни в агломерациях, повлияли многие события. Тренды, наблюдаемые в США, не обнадеживают.Нет веских оснований сомневаться в том,

4.2. Современная цивилизация как социокультурная общность

4.2. Современная цивилизация как социокультурная общность И все же, как ни многообразны представления о цивилизации, для характеристики современных цивилизационных процессов, для определения современной цивилизации их оказывается недостаточно. Это объясняется тем, что

10.3. Наука как интегрирующий элемент культуры. Особенности науки в России

10.3. Наука как интегрирующий элемент культуры. Особенности науки в России Многие элементы культуры: язык, традиции, обычаи, обряды – служат факторами, различающими, разобщающими людей, тогда как знание по своей природе – объективно, вненационально и, следовательно,

29. Общая характеристика культуры России в XVI в. Быт и общественная мысль

29. Общая характеристика культуры России в XVI в. Быт и общественная мысль Процесс складывания единого централизованного государства отразился и на развитии русской культуры. Были утрачены многие особенности развития местных культурных традиций. Исчезли целые

30. Наука и грамотность в России в XVI в. Появление в России книгопечатания

30. Наука и грамотность в России в XVI в. Появление в России книгопечатания В этот период на Руси развивается грамотность. Знание письма и счета требовалось во многих отраслях деятельности. Берестяные грамоты Новгорода и других центров, различные памятники письменности

С. С. Левошко Эмигрантские профессиональные издания о путях развития архитектуры в России и за рубежом (по материалам журнала «Архитектура и жизнь» за 1921 год)

С. С. Левошко Эмигрантские профессиональные издания о путях развития архитектуры в России и за рубежом (по материалам журнала «Архитектура и жизнь» за 1921 год) Общий высокий уровень профессионализма российских зодчих конца XIX – начала XX века, активная жизненная позиция

Ю. А. Красин.[2] Инновационный тип развития: возможности и перспективы для России

Ю. А. Красин.[2] Инновационный тип развития: возможности и перспективы для России За последние 30–40 лет в наиболее развитых странах мира произошли глубокие качественные сдвиги в технологическом фундаменте общественной жизнедеятельности. Эти сдвиги преобразили

Источник

Современная социокультурная ситуация в России

Определяющее влияние на современное состояние отечественной культуры оказали изменения, происходившие как в годы «перестройки», так и в последующий период. С возникновением политики «гласности» начинают преобладать тенденции возвращения к «подлинному социализму» («с человеческим лицом»). Появились произведения драматурга М. Шатрова (пьеса «Диктатура совести»), публициста Е. Яковлева, возглавлявшего газету «Московские новости», писателя Р. Медведева и др. В рамках отказа от жесткой цензуры на V съезде кинематографистов в мае 1986 г. было принято решение о показе ранее запрещенных фильмов. Вскоре процесс «гласности» вышел далеко за рамки определенного руководством КПСС курса «демократического социализма».

Во второй половине 80-х гг. увеличиваются тиражи газет и журналов. Журнал «Новый мир» начал публикацию романов А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «В круге первом» и др. Читатели получили возможность познакомиться с ранее запрещенными в СССР произведениями: А. Платонова «Котлован», М. Булгакова «Собачье сердце», Б. Пастернака «Доктор Живаго», В. Гросмана «Все течет» и др. Наибольшую известность приобрели произведения, посвященные критике сталинизма, — повести В. Распутина, В. Астафьева, романы Ч. Айтматова, Ю. Дудинцева, А. Рыбакова и др.

Академик Д.С. Лихачев сравнил нашу современную культуру с ручной птицей, выпускаемой из «клетки», не знающей, как ей «тратить» свободу: «…и когда птицу выпускают из клетки, она сталкивается с двумя трудностями. Прежде всего у нее слабые крылышки… И второе — у нее нет корма, хотя она привыкла в клетке его иметь». Где взять крепкие крылья? Как найти смелость отлететь от разрушенной клетки? Как привыкнуть жить без команды?

В этих условиях постепенно на смену идеологическому диктату КПСС в науке, литературе, искусстве приходит диктат рынка, где платежеспособный спрос является основным критерием оценки научного или художественного творчества.

Внедрение рыночных отношений в сферу культуры получило официальное оформление с момента принятия в 1988 г. Министерством культуры СССР постановления «О переводе учреждений культуры на условия самофинансирования и хозрасчета».

Важнейшей предпосылкой современной социокультурной ситуации является «остаточный принцип» финансирования. В СССР «остаточный принцип» финансирования стал применяться в конце 20 — начале 30-х гг., когда был взят курс на ускоренную централизацию, и ему в жертву принесен культурный уровень населения.

Культура России в первой половине 90-х гг. развивалась в условиях резкого сокращения государственных ассигнований на ее нужды. Законодательство Российской Федерации закрепило за культурой 2% средств федерального и около 6 % местного бюджета. В этих условиях начала действовать программа «Сохранения и развития культуры и искусства». Главное внимание в ней уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соответствии с программой проводились реставрационные работы — по сохранению и восстановлению памятников прошлого в Москве, Новгороде, Великом Устюге. Реставрировались музеи С.А. Есенина в Константинове и декабристов в Ялотуровске, усадьба А. К. Толстого в Брянской области.

Десятилетия действия «остаточного принципа» привели к глубокому кризису культуры, осложненному стремительным развитием рыночных отношений в 90-е гг. Дома культуры, библиотеки, театры, кинотеатры стали вынуждены искать небюджетные источники финансирования, заниматься поиском спонсоров, сдавать свои помещения в аренду коммерческим организациям. Тем самым были созданы экономические предпосылки для разрушения инфраструктуры сферы культуры и постепенного превращения традиционных учреждений в особый вид коммерческих предприятий, ориентированных не на решение собственно культурных задач, а на получение прибыли. Начала сворачиваться деятельность кружков и коллективов художественной самодеятельности, одновременно увеличивалось количество «доходных» организаций: видеосалонов, пунктов проката аудио- и видеокассет. В настоящее время продолжается тенденция закрытия либо перепрофилирования учреждений культуры.

Особенно неблагоприятная ситуация с социально-культурными учреждениями складывается на селе. В сложившихся экономических условиях акционерные общества на селе (в прошлом колхозы и совхозы) оказались неспособными содержать на своем балансе построенные ими Дома и Дворцы культуры, кинотеатры, творческие самодеятельные коллективы, финансировать демонстрацию кинофильмов, выездных спектаклей городских театров и т.д.

Внедрение рыночных основ в сферу культуры ухудшило положение творческой интеллигенции. Перед проблемой выживания были поставлены библиотекари, сотрудники музеев, парков, артисты театров — все, кто с повышением стоимости жизни оказался за чертой бедности. Низкая зарплата, неустойчивая ситуация, понижение социального статуса стимулировали массовый отток высококвалифицированных кадров из учреждений культуры. Значительное число представителей творческой интеллигенции, особенно тех, кто уже обладал сценическим именем и известностью, ушли из творческих коллективов в коммерческие структуры, связанные с шоу-бизнесом или действующие на коммерческих началах. Часть из них эмигрировала за рубеж.

Внедрение рыночных отношений сказалось на репертуаре. Появились произведения, заранее «обреченные» на успех благодаря конъюнктурной тематике и учету потребностей новой «элиты», предпринимателей, коммерсантов, новой номенклатуры и т.д. Возросли цены на билеты, что сделало просмотр спектаклей в престижных театрах практически недоступным.

В то же время мы являемся свидетелями рождения новых театров, новых театральных трупп. Многие из них имеют небольшие залы, но, как правило, у них всегда аншлаги. Например, спектакли Марка Розовского полностью отвечают его замыслу: «Я хочу, чтобы в свободном обществе торжествовал высокий художественный вкус, а не подделка». Высокий художественный вкус не изменяет и таким талантливым режиссерам (в чьих театрах всегда аншлаги), как Марк Захаров, Галина Волчек, Олег Ефремов, Юрий Любимов и т.д. Интересны и драматургические поиски многих других деятелей театра, в первую очередь Романа Виктюка, Петра Фоменко, Сергея Арцибашева. Велика роль в развитии художественной культуры Большого театра в Москве, с его деятельностью связан расцвет балетного и оперного искусства. Русский балет (и это не преувеличение!) получил всемирное признание и является гордостью отечественной культуры.

В условиях духовного кризиса общества были сняты запреты на отправление религиозных культов и обрядов, на распространение религиозной литературы и религиозного обучения. Получили возможность проповедовать представители восточных и западных религий и церквей (в том числе представляющие серьезную опасность для общества, такие как секта «Аум Синрике»).

Коренным образом изменилось отношение к Русской православной церкви, ей были возвращены древние храмы и монастыри. В 1988 г. Русская православная церковь гласно и на официальном уровне отмечала тысячелетие принятия христианства на Руси. О добром влиянии церкви на нравственную жизнь людей стали говорить в газетах, журналах, по телевидению. При этом не обошлось без перегибов, без попыток реанимировать то, что уже нельзя вернуть к жизни.

Вплоть до XIX в. религия служила фундаментом формирования мировоззрения, лежащего в основе той или иной культуры в целом. Но язык религии, ее понятия все больше отдаляются от повседневного опыта, реальной жизни, становятся все более чужеродными по отношению к ней. Все меньше становится точек соприкосновения между жизнью современного мира и церковной проповедью. Современному обществу необходимо другое мировоззрение, независимое от религиозных символов и мифов, опирающееся на науку. В сентябре 1997 г. был принят новый Закон о свободе совести и религиозных объединений. Религия превратилась в одну из сфер жизни общества, тогда как прежде она выступала в качестве объединяющей его силы. Теперь она существует в одном ряду с искусством, наукой, философией и т.п.

Важным фактором процесса формирования и самореализации личности является система образования, которая переживает глубокий внутренний кризис. Результатом школьной реформы 1984 г. было введение 11-летнего срока обучения, частичное повышение зарплаты учителям и постепенное уменьшение опеки над образованием. Российская школа накопила определенный интеллектуальный потенциал — резерв обновления образования, который реализовывали учителя-реформаторы В. Ф. Шаталов, Е.И. Ильин, М.И. Щетинин и др.

Однако в целом не были преодолены консервативные и бюрократические тенденции, система обучения безнадежно отставала от требований времени. Несмотря на повышение зарплаты учителям школ и преподавателям вузов (в конце 80-х гг.), усилился дефицит преподавателей, так как они начали уходить в различные коммерческие предприятия, где получали значительно больше. Кроме того, резко снизился интерес молодежи к получению образования, у большей ее части была потеряна уверенность в необходимости образования в ближайшем будущем. Большой проблемой стал и отток из СССР наиболее квалифицированных специалистов, которые получали за рубежом лучшие условия для жизни и работы.

Попытки смягчить проблему были предприняты за счет создания альтернативной системы образования. Стали появляться гимназии, колледжи, лицеи и даже университеты. В них, как правило, вводились новые предметы (либо открывались новые специальности); учащимся предоставлялась относительная свобода выбора изучаемых дисциплин. Однако учебные заведения создавались, как правило, на основе школ, техникумов и вузов и часто, кроме смены названия, не привносили ничего нового. Студенты и аспиранты получили возможность обучаться за рубежом, однако их было незначительное количество.

Главным направлением реформы высшей школы, начавшейся в 1987 г., стала интеграция образования, производства и науки. Вводился принцип договорных отношений между вузом и предприятием: предприятие заказывало подготовку специалиста определенного профиля и оплачивало его обучение. Устанавливались гибкие учебные планы, упор делался на самостоятельную работу студента; отменялись различные льготы и привилегии при поступлении в вузы (рабфаки, квоты на подготовку национальных кадров и др.). В современных условиях необходимо обратить внимание на изменения следующих компонентов системы образования в России: инфраструктуры, кадрового состава, программно-методических средств, финансового, материально-технического, информационного, научно-консультационного, нормативно-правового обеспечения.

Большой протест со стороны научных кадров вызвало негласное решение властей выплачивать с 1 мая 1998 года работникам высшей школы 56%, а работникам Академии наук 50% их официальной зарплаты. По стране состоялись забастовки и митинги с требованием привести уровень заработной платы в соответствие с прожиточным уровнем и уровнем квалификации работников.

Значительные изменения произошли в системе общественных наук. Идеологизация сменилась оживлением в обществоведении, научным поиском, частичным открытием архивов, переосмыслением многих проблем как современности, так и прошлого развития. В этих условиях определяющее значение имеет историческое образование. Ведь история — это огромный массив духовного, социального и культурного опыта, накопленного многими поколениями людей. Историческое образование, по мнению исследователей, помогает выйти за рамки узкого профессионализма, противостоит технократизму и односторонности. Оно позволяет сформировать мировоззренческие ориентиры, готовит условия для самоопределения личности, раскрытия ее потенциала, способствует становлению гуманитарной культуры специалистов, преодолению духовного кризиса в обществе.

Вызывает озабоченность возникшая в последнее время негативная тенденция сокращения времени, отводимого на преподавание истории. В некоторых вузах преподаватели, в том числе и историки, вынуждены постоянно доказывать руководству важность и значимость гуманитарных дисциплин, убеждать своих коллег в том, что технократический подход в образовании без глубокого гуманитарного направления ведет в тупик и общество в итоге получит ограниченных технократов с определенным менталитетом.

В современных условиях важным фактором общественной жизни стал интерес к «белым пятнам» отечественной истории. Значительными тиражами стали переиздаваться труды корифеев исторической науки — Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова. Повествование о настоящем веке и русской культуре было бы неполным, если бы ученые не обращались к трудам нашего современника, замечательного русского ученого-энциклопедиста Алексея Федоровича Лосева.

Исследователи имеют возможность познакомиться с многочисленными статьями и монографиями, многотомной «Историей России», которая явилась воплощением исторической концепции евразийства, выдающегося русского историка (с 1920 г.- эмигранта) Георгия Владимировича Вернадского.

В 1989-1997 гг. были опубликованы труды последователя Г.В. Вернадского, историка, гуманиста и мыслителя Льва Николаевича Гумилева: «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и великая Степь», «От Руси к России» и др. Обосновывая свою теорию (влияние этногенетического фактора), он, подобно Н.К. Рериху, подтверждает единство Человека и Природы, призывая к национальной и духовной терпимости.

Сегодня как никогда необходимо изучение отечественной истории. Знание прошлого помогает нам понять настоящее и приоткрывает завесу будущего. Основным условием преодоления глубочайшего духовного кризиса может стать определение общенациональной идеи нашего народа и его будущего. Вся история России приводит к убеждению, что она создана силою русского духовного характера. Как верно заметил выдающийся мыслитель XX века Иван Александрович Ильин: «…От Феодосия Печерского до Сергия, Гермогена и Серафима Саровского; от Мономаха до Петра Великого, и до Суворова, Столыпина и Врангеля; от Ломоносова до Менделеева — вся история России есть победа русского духовного характера над трудностями, соблазнами, опасностями и врагами».

Нет необходимости доказывать, что любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только тогда, когда они сохраняют свою национально-культурную идентичность, когда, находясь в постоянном взаимодействии с другими народами и нациями, обмениваясь с ними культурными ценностями, не теряют своеобразия своей культуры. В истории можно найти многочисленные примеры того, как исчезали государства, когда народ забывал свои язык и культуру. Если же культура сохранялась, то, несмотря на все трудности и поражения, народ поднимался с колен, обретая себя в новом качестве и занимая достойное место среди других народов.

Источник

Современная социокультурная ситуация в России

Сущность социокультурной ситуации в российском обществе. Социокультурное содержание евразийской концепции. Современное российское телевидение (культурный и этический аспекты). Влияние времени на социокультурный процесс. Информационный кризис цивилизации.

Современную социокультурную ситуацию в российском обществе можно охарактеризовать как переходную. В условиях радикальных социальных изменений, происходящих в России, в обществе существует потребность в осмыслении современной ситуации и определении стратегического курса развития российского социума.

Среди теоретических подходов к пониманию специфики социокультурных процессов в России особую роль играет концепция евразийства. Будучи разработанной в начале 20-го века в среде русской эмиграции, эта концепция оказалась актуальной и востребованной в современной общественной и научной жизни.

Сущность социокультурной ситуации в России

Итак, что же такое Россия-Евразия? Исторический анализ этого концепта можно найти в работе «Взгляд на русскую историю не с Востока, а с Запада» Н.С. Трубецкого. Характеристикой евразийского мира является, во-первых, его цельность в географическом, антропологическом и культурном смыслах, что вызывало возможность и необходимость государственного объединения.

Во-вторых, характеристикой евразийского мира является его отличие, как от Запада, так и от Востока. Однако в ходе истории произошел поворот в сторону Запада, усилилось тяготение к западной европейской цивилизации. Усиление завоевательских настроений и стремления к экспансии в соседней Европе повлекло необходимость защиты культурной, политической и экономической независимости России- Евразии. Однако задача перенять технические достижения европейской цивилизации в целях защиты России-Евразии постепенно переросла в стремление сделать Россию ведущей европейской державой. Это стремление привело, в конце концов, к превращению России, по словам Н.С. Трубецкого, в «провинцию европейской цивилизации».

Одной из своих задач евразийцы считали отказ от широко распространенной идеи об исключительности западного Просвещения, и, если рассматривать более широко, поворот к Востоку. Они поставили под сомнение господствующее представление о европейской культуре как о вершине культурной эволюции, а также саму идею о существовании линии универсального исторического прогресса.

Представляется интересным проанализировать социокультурное содержание евразийской концепции.

Итак, вернемся к анализу евразийской концепции. Как пишет Н.С. Трубецкой в работе «Мы и другие»: «для евразийства самым важным является именно изменение культуры, изменение же политического строя или политических идей без изменения культуры евразийством отметается как несущественное и нецелесообразное». В той же работе он говорит о задаче евразийства по отношению к культуре: «Евразийство подходит к национальной русской культуре без желания заменить ее какими-либо романо-германскими формами жизни (уже осуществленными в Европе или только представляющимися воображению европейских публицистов), а наоборот, с желанием освободить ее от романо-германского влияния и вывести ее на путь подлинно самостоятельного национального развития. Разумеется, и евразийство не принимает без разбору всего, что есть или было в русском народе самобытного, и тоже производит выбор между ценным и вредным или безразличным. Но при этом выборе евразийство руководствуется не тем, пригодно ли данное явление русской культуры или народного быта к осуществлению того или иного заимствованного у европейцев идеала (социализма, демократической республики и т.п.), а исключительно внутренней ценностью данного явления в общей связи русской национальной культуры».

Таким образом, основной идеей евразийства является сохранение и развитие самобытности русской культуры, ценностный отбор наиболее важных ее элементов. То есть, по сути, речь идет о формировании парадигматических культурных констант, на основе которых и происходит отбор элементов культуры.

Как уже упоминалось ранее, евразийские идеи оказались популярными и востребованными в современной социокультурной ситуации, поскольку предлагают вариант особого пути развития России. Однако в рамках евразийской концепции имеется немало противоречий и неясностей, что приводит к различному толкованию ключевых идей. В связи с этим можно сделать вывод о том, что в рамках евразийства не было выработано единой непротиворечивой концепции, которая давала бы ответы на актуальные вопросы. Однако представляется несомненным, что такой потенциал заложен в саму евразийскую идею.

Современное российское телевидение (культурный и этический аспекты)

Современное телевидение становится бизнесом, который зарабатывает миллиардные состояния, нанося при этом обществу ущерб, который не может оцениваться никакими суммами. Оно разрушает национальные устои и традиционные для национальной культуры ценности.

Влияние времени на социокультурный процесс

— прошлое не хранится в нас мертвым грузом, это доказывает и психоанализ;

— настоящий момент воспринимается с субъективными вариантностями, и различные временные индивидуальные ритмы нужно приводить в соответствие;

— устремления в будущее тоже влияют на бытие в настоящем, нетерпение подгоняет нас.

Современный французский писатель Пьер Сансо призывает творчески относиться к каждому мгновению, к другому человеку и миру в целом.

Дополнительные трудности во владении временем дает теория относительности. Зависимость времени от скорости движения удваивает индивидуальные проблемы со временем. В современном информационном обществе информация становится индикатором времени. С точки зрения времени информационный кризис- это невмещение информационного потока во временные рамки.

Проанализируем восприятие человеком времени через использование устной и письменной речи. Устная речь более ограничена временем, письменная- пространством. Информационный кризис современной цивилизации имеет место из-за пренебрежительного отношения к этим двум ограничителям.

Важно обратить внимание на роль цензуры, которую она сыграла в отношении современного информационного общества. Цензура всегда обусловлена одним или группой субъективных авторитетов. Для того, чтобы устранить запрещенные идеи и увеличить возможность реализации желаемых идей, требуется насильственное развитие и ориентация лингвистической коммуникации. Существует прямо пропорциональная зависимость: чем ачеловечнее идеи, допускаемые цензурой, тем жестче меры по пресечению нежелаемого смысла в коммуникации. Притеснение нежелательного осуществляется не только за счет запрещения определенной информации, но и искусственного увеличения объема информации, которая содержит допускаемый цензурой смысл. Искусственное расширение пространства коммуникации, не затрагивающей социально-конструктивные задачи, рождает информационный балласт, в котором человеческий язык отрешается от текущей жизни. Такая ситуация сложилась в марксистско-ленинской философии, поэтому с началом перестройки эта концепция видения мира одновременно отошла в архив человеческой мысли.

-цензурные ограничения идут первым фактором,

-вторым фактором является развитие социальной инициативы масс, как следствие возникает резкое увеличение информационного пространства, отражающего демократические перемены в постперестроечной России; для современной России более характерно прощупывание демократии через лингвистическую коммуникацию, чем социальные действия; это можно объяснить как социальную закомплексованность после жесткой идеологии советского периода, так и большим желанием активных социальных действий, которые не вмещаются в обычный временной масштаб, и тогда из реального плана осуществления они переходят в идеальный;

-третьим фактором, вызывающим лингвистическое переполнение коммуникации, может быть сложный процесс познания какого-либо научного факта, где поиск истины идет не только на научном, научно-популярном, но и паранаучном, эзотерическом уровнях;

-четвертым фактором является несбалансированность информации, представленной различными языками; вследствие неразвитости переводческой деятельности одна и та же информация может существовать в лингвистическом облике разных языков;

-существенным фактором переполнения лингвистической информацией является состояние дипломированности в современной российской науке, как отмечается в прессе за последнее десятилетие Россию захлестнула волна диссертаций низкого качества.

Социальный идеал- своевременность социальных действий и социального времени. Это главное условие благополучности демократии в России. Однако в настоящее время сфера социального обеспечения значительно тормозит во времени по отношению к социальному времени.

В связи с этим представляется целесообразным дальнейшее изучение социокультурного содержания концепции евразийства в рамках современной социокультурной ситуации в России.

3. С. Жижек. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал, 2008.

5. Жилкин В.В. Инфосоциализация в образовании. СПб.: Наука, 2007.

Подобные документы

Социокультурная ситуация в России: смена приоритетов и ценностей в сфере морали, факторы влияния культурной политики на социальную трансформацию общества. Направления, обеспечивающие преобразования общества: планирование, проектирование, моделирование.

реферат [30,1 K], добавлен 19.12.2010

Социологические аспекты изучения демографической ситуации. Современная демографическая ситуация в России: состояние и проблемы, пути выхода из кризиса. Ситуация с рождаемостью и брачностью. Заболеваемость, причины депопуляции в Российской Федерации.

дипломная работа [158,4 K], добавлен 28.05.2009

Трансформация семьи как социокультурной ценности в современной России. Политика государства по укреплению ценности семьи. Семья и брак в калмыцких традициях. Изменение ценностного отношения к семье при сохранении устойчивости ее социальной значимости.

дипломная работа [60,7 K], добавлен 25.10.2014

Социокультурная ситуация развития молодежи в условиях современного общества. Социальные риски в жизни современных молодых людей: социетальная трансформация, профессиональное самоопределение, влияние групп сверстников, ограничение вертикальной мобильности.

реферат [20,0 K], добавлен 27.07.2015

Реабилитация людей с ограниченными возможностями. Социокультурная деятельность инвалидов, которая помогает им установить социальные связи, развивать творческие способности, самоутвердиться и самореализоваться в сложной жизненной ситуации с помощью игры.

реферат [19,8 K], добавлен 21.08.2012

Рождаемость и смертность в современной России, демографический кризис. Негативные последствия сокращения численности населения для экономической, политической, социальной сфер жизни общества. Демографическая политика в современном российском обществе.

контрольная работа [26,6 K], добавлен 24.01.2011

Наука в культуре техногенной цивилизации. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Традиционные и техногенные цивилизации. Специфика научного познания. Главные отличительные признаки науки.

курсовая работа [123,6 K], добавлен 24.11.2008

Преемственность поколений как процесс культурной трансмиссии. Традиции изучения социокультурной динамики. Дифференциация и консолидация поколений в условиях трансформирующегося общества. Социокультурный раскол в РФ – антитеза преемственности поколений.

дипломная работа [80,6 K], добавлен 17.10.2011

Понятие массовой культуры, ее сущность и особенности, ценностно-смысловая специфика. Кризис современной культуры как разрушение ее ценностного ядра. Сущность и экономические предпосылки десемантизации в обществе массового потребления, характерные черты.

дипломная работа [82,9 K], добавлен 21.02.2009

курсовая работа [286,4 K], добавлен 09.11.2008

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *