русь тройка мертвые души отрывок
Глава одиннадцатая (окончание)
И в самом деле, Селифан давно уже ехал зажмуря глаза, изредка только потряхивая впросонках вожжами по бокам дремавших тоже лошадей; а с Петрушки уже давно невесть в каком месте слетел картуз, и он сам, опрокинувшись назад, уткнул свою голову в колено Чичикову, так что тот должен был дать ей щелчка. Селифан приободрился и, отшлепавши несколько раз по спине чубарого; после чего тот пустился рысцой, да помахнувши сверху кнутом на всех, примолвил тонким певучим голоском: «Не бойся!» Лошадки расшевелились и понесли, как пух, легонькую бричку. Селифан только помахивал да покрикивал: «Эх! эх! эх!» — плавно подскакивая на козлах, по мере того как тройка то взлетала на пригорок, то неслась духом с пригорка, которыми была усеяна вся столбовая дорога, стремившаяся чуть заметным накатом вниз. Чичиков только улыбался, слегка подлетывая на своей кожаной подушке, ибо любил быструю езду.
И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» — его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то востороженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, — только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны.
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.
Русь, куда ж несешься ты? дай ответ? Гоголь
«Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Что для России? Остановлюсь пока. Вопрос, поднятый писателем Гоголем, гораздо более емко сформулирован, чем мог бы сказать по этому поводу я.
Подумаю.
А вот помню я, как мы все в советской школе учили строки Гоголя «о редкой птице», которая едва ли перелетит через Днепр. И все мы любили нашу родную славянскую реку, берущую начало в России, и протекающую по трем славянским государствам. А теперь что? Это как? В ШКОЛЕ НАИЗУСТЬ УЧИЛИ МЫ ГОГОЛЯ. Просто Гений Гоголя выше чем «временщики»-Романовы, либо «временщики-Ленинцы», как показала практика исторического развития.
Н.В.Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки. Часть вторая. Страшная месть
X
«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибережным лесам ярко отсветиться в водах.
Зеленокудрые! они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра! Пышный! ему нет равной реки в мире.
Чуден Днепр и при теплой летней ночи, когда все засыпает — и человек, и зверь, и птица; а Бог один величаво озирает небо и землю и величаво сотрясает ризу. От ризы сыплются звезды. Звезды горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре. Всех их держит Днепр в темном лоне своем. Ни одна не убежит от него; разве погаснет на небе. Черный лес, унизанный спящими воронами, и древле разломанные горы, свесясь, силятся закрыть его хотя длинною тенью своею, — напрасно! Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр. Синий, синий, ходит он плавным разливом и середь ночи, как середь дня; виден за столько вдаль, за сколько видеть может человечье око. Нежась и прижимаясь ближе к берегам от ночного холода, дает он по себе серебряную струю; и она вспыхивает, будто полоса дамасской сабли; а он, синий, снова заснул. Чуден и тогда Днепр, и нет реки, равной ему в мире!
Когда же пойдут горами по небу синие тучи, черный лес шатается до корня, дубы трещат и молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир — страшен тогда Днепр! Водяные холмы гремят, ударяясь о горы, и с блеском и стоном отбегают назад, и плачут, и заливаются вдали. Так убивается старая мать козака, выпровожая своего сына в войско. Разгульный и бодрый, едет он на вороном коне, подбоченившись и молодецки заломив шапку; а она, рыдая, бежит за ним, хватает его за стремя, ловит удила, и ломает над ним руки, и заливается горючими слезами.
Дико чернеют промеж ратующими волнами обгорелые пни и камни на выдавшемся берегу. И бьется об берег, подымаясь вверх и опускаясь вниз, пристающая лодка. Кто из козаков осмелился гулять в челне в то время, когда рассердился старый Днепр? Видно, ему не ведомо, что он глотает, как мух, людей.
Лодка причалила, и вышел из нее колдун. Невесел он; ему горька тризна, которую свершили козаки над убитым своим паном. Не мало поплатились ляхи: сорок четыре пана со всею сбруею и жупанами да тридцать три холопа изрублены в куски; а остальных вместе с конями угнали в плен продать татарам.
По каменным ступеням спустился он, между обгорелыми пнями, вниз, где, глубоко в земле, вырыта была у него землянка. Тихо вошел он, не скрыпнувши дверью, поставил на стол, закрытый скатертью, горшок и стал бросать длинными руками своими какие-то неведомые травы; взял кухоль, выделанный из какого-то чудного дерева, почерпнул им воды и стал лить, шевеля губами и творя какие-то заклинания. Показался розовый свет в светлице; и страшно было глянуть тогда ему в лицо: оно казалось кровавым, глубокие морщины только чернели на нем, а глаза были как в огне. Нечестивый грешник! уже и борода давно поседела, и лицо изрыто морщинами, и высох весь, а все еще творит богопротивный умысел. Посреди хаты стало веять белое облако, и что-то похожее на радость сверкнуло в лицо его. Но отчего же вдруг стал он недвижим, с разинутым ртом, не смея пошевелиться, и отчего волосы щетиною поднялись на его голове? В облаке перед ним светилось чье-то чудное лицо.
Непрошеное, незваное, явилось оно к нему в гости; чем далее, выяснивалось больше и вперило неподвижные очи. Черты его, брови, глаза, губы — все незнакомое ему. Никогда во всю жизнь свою он его не видывал. И страшного, кажется, в нем мало, а непреодолимый ужас напал на него. А незнакомая дивная голова сквозь облако так же неподвижно глядела на него. Облако уже и пропало; а неведомые черты еще резче выказывались, и острые очи не отрывались от него. Колдун весь побелел как полотно. Диким, не своим голосом вскрикнул, опрокинул горшок. Все пропало».
А почему ныне «забыли писателя»? Хотел я еще из повести «Вий» привести мощнейший отрывок. Но боюсь, что «религиозную тему» трогать не стоит. А ведь в этом отрывке из «Вия» и есть ответ на вопрос Гоголя «Русь, куда ж несешься ты?». Вернее осторожный вариант ответа на этот вопрос. В наше время это очень бы пригодилось, на мой взгляд, конечно.
А где мужик «не на стороже»? Ясное дело, в церкви. Уж там-то уж никакие вурдалаки никак не пролезут. А кто ж их пустит под золотые купола? А за иконы прятаться?
Но Гоголь сказал, что вурдалаки прячутся за иконами церкви, где панночку отпевали. И парень, Хома, погиб прямо в церкви, крестясь обеими руками. За вековой грязью и паутиной, так сказать. Может в церкви не убирались и не мыли? Да мыли, конечно! Это просто аллегория Гоголя.
Но церковь та (одна конкретная) «заросла кустами и деревьями» и пропала навсегда в лесу, согласно Гоголю. Что бы это значило? Такая мистика. Обобщение Гоголя напрашивается, относительно религиозного тоталитаризма Романовых (не христианства, а «под шкурой якобы» Романовых).
Ну, я думаю, что ныне нам надо что-то «научно обоснованное». А там и социальная справедливость, и вера в Бога (разных конфессий), и «экономика без дури» все образуется.
ИМЕННО ПРОТИВ ЗАПРЕТА НА РОДНОЙ ЯЗЫК И ВЫСТУПАЛ ГОГОЛЬ! Запрет в молитве на русском языке (либо на украинском), вместо греческого диалекта, для православных не снят до сих пор!
А католики, мусульмане, иудеи, протестанты и т.д. имеют право молиться по-русски, согласно постановлениям глав этих конфессий.
И после этого, у нас «национальная идея» звучит как?
sasha_bogdanov Александр Богданов Саша Богданов
Россия Русь Птица тройка Русь, куда несёшься ты? Гоголь Мертвые души Gogol Miortvye Dushi Russia Rus
Россия Русь птица тройка Гоголь Russia Rus Ptitsa Troika Gogol
Россия Русь Птица Тройка. Русь, куда несёшься ты? Николай Васильевич Гоголь Мертвые души поэма редкое видео rare video video HD Играет замечательный актёр русского театра и кино Леонид Дьячков Leonid Diachkov
Rus Russia PtitsaTroika. Rus’ Kuda Nesioshsia Ty?! Russian writer Nickolai Gogol «Miortvye Dushi» the end of the 11-th Chapter. rare video редкое видео video HD
Высокое культурное наследие Русского народа.
Прекрасный методический материал для занятия в школе, лицее или университете по теме
Россия Русь Птица тройка Гоголь Мёртвые души Рахманинов 3-й концерт
Россия Русь Птица тройка Гоголь Мёртвые души Рахманинов 3 концерт аудио audio mp 3 Отрывок из замечательной аудио-книги по поэме в прозе Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души».
К сожалению, в анотации ошибочно указано имя чтеца (якобы Михаил Ульянов, но это не Ульянов). Если кто-то узнает имя чтеца, а также музыкальное произведение и его исполнителя, которое идёт в конце аудиоспектакля, пожалуйста, напишите, кто это. Пусть будут известны имена этих прекрасных исполнителей.
Перед началом чтения и как музыкальный парафраз между частями звучит мелодия, отрывок из Третьего концерта для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова. Партия фортепиано гениальный пианист Владимир Горвиц. Это было одно из лучших исполнений 3 концерта Сергея Рахманинова за всю историю.
«Русь! Русь. Какая же непостижимая тайная сила влечёт к тебе?! Почему слышится и раздаётся немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся пог всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовёт, и рыдает, и хватает за сердце. Русь. Какая непостижимая связь таится между нами. «
«…Чичиков только улыбался, слегка подлетывая на своей кожаной подушке, ибо любил быструю езду.
И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» — его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то востороженно-чудное?
Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, — только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны.
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?
Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом.
Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
отрывок птица тройка.?
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстаёт и остаётся позади. Остановился поражённый Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом. Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстаёт и остаётся позади. Остановился поражённый Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом. Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.
Гоголь: Птица-тройка
Глава одиннадцатая (окончание)
Отрывки: И какой же русский не любит быстрой езды… | Эх, тройка! Птица тройка… | Не так ли и ты, Русь…
И в самом деле, Селифан давно уже ехал зажмуря глаза, изредка только потряхивая впросонках вожжами по бокам дремавших тоже лошадей; а с Петрушки уже давно невесть в каком месте слетел картуз, и он сам, опрокинувшись назад, уткнул свою голову в колено Чичикову, так что тот должен был дать ей щелчка. Селифан приободрился и, отшлепавши несколько раз по спине чубарого; после чего тот пустился рысцой, да помахнувши сверху кнутом на всех, примолвил тонким певучим голоском: «Не бойся!» Лошадки расшевелились и понесли, как пух, легонькую бричку. Селифан только помахивал да покрикивал: «Эх! эх! эх!» — плавно подскакивая на козлах, по мере того как тройка то взлетала на пригорок, то неслась духом с пригорка, которыми была усеяна вся столбовая дорога, стремившаяся чуть заметным накатом вниз. Чичиков только улыбался, слегка подлетывая на своей кожаной подушке, ибо любил быструю езду.
И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» — его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то востороженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, — только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны.
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.
Кто несётся в русской птице тройке?
17:37 / 24 Апреля 2020 Общество
Протоиерей Андрей Ткачёв
Священник, публицист, проповедник
О том, как герои Гоголя оживают в современной российской действительности
У Василия Шукшина есть рассказ «Забуксовал». Его главный герой – совхозный механик по имени Роман Звягин – после работы лежит на диване и слушает, как его сын Валерка учит уроки. А учил на тот момент сынишка известный многим по школе заключительный отрывок из «Мёртвых душ» про «птицу тройку». Учил на память.
«Заслышали с вышины знакомую песню – дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху. И мчится вся, вдохновенная Богом! Русь, куда же несешься ты? Дай ответ! Не даёт ответа…»
Вдруг, посреди гоголевских слов, произносимых детским голосом, механика осенило: «А кого везут-то? Кони-то? Этого… Чичикова? Этого хмыря везут, который мёртвые души скупал, ездил по краю. Ёлкина мать! Вот так троечка!»
Неожиданно ворвавшаяся в сознание мысль, как правило, не даёт человеку усидеть на месте. Роман Звягин помчался по селу в поисках смышлёного собеседника. Нашёл школьного учителя и осадил его вопросами.
Как же так? Тройке все дорогу дают, народы расступаются, а в тройке – шулер!
Учитель попытался объяснить, что Гоголь был заворожен магией быстрой езды и связал эту быстроту с судьбой России; и что Чичиков тут ни при чём. Его Гоголь оставил до второго тома, который собирался писать. Но Романа Звягина это не успокоило. Он вспомнил, что тридцать лет назад тоже зубрил этот текст, но тогда не подумал: а кто в тройке? И вот теперь вдруг дошло. «Шулер в бричке, а перед ним шапку ломают!»
И он пойдёт домой с этим странным вопросом, на который никто не даст ему внятного ответа. А его сын, наверное, выучит гоголевские слова на зубок и получит за них пятёрку. Но вот ведь как может настигнуть внезапное прозрение самого что ни на есть некнижного человека! И действительно, кого там разудалые кони несут, разрывая воздух звоном колокольчика? Неужели этого жулика Чичикова?
Чичиков делал деньги из воздуха. Как любой гениальный жулик, он из-под ног поднимал то, что никто до него не замечал, и уже в скорости клал в карман твёрдую валюту. Он был способен делать деньги на водопроводной воде и на чистых снах младенца. На всём то есть. Пророческим чутьём Гоголь угадал, что будущее принадлежит вот этому типу. При крепостном праве ему трудно развернуться. Нужно именно что-то «химичить», чтобы войти в число крепких помещиков. Зато в иные времена он покажет себя.
Представьте себе, что в 1990-е годы влетает та самая птица тройка в самую гущу российской действительности. Тот же Селифан на козлах. Тот же Петрушка в лакеях. А у барина, того, что внутри кибитки, черты лица, положим, Егора Гайдара. Или Анатолия Чубайса. Слабо разве представить Чичикова в этих обличьях? Ничуть. Перечитайте ради интереса словесный портрет Павла Ивановича в первой части «Мёртвых душ». Любопытные родятся ассоциации.
Ворвавшись в наши 1990-е, Павел Иванович Чичиков уже не будет разоряться на покупку души покойного плотника Парамона или кузнеца Семёна. Он устроит ваучерную приватизацию и приберёт в свои пухлые ручки ведущие предприятия страны! То есть при помощи хитрости и наглости совершит молниеносный скачок с нижних ступенек социальной лестницы на самый верх, где один росчерк пера может стоить жизни целому поколению.
Да, русская птица тройка кого только внутри не везла! В Гражданскую с неё снимали верх, ставили сзади «Максим», и она превращалась в тачанку. И комиссары на ней скакали, и батька Махно по Гуляйполю носился.
Было время, круглое лицо Никиты Сергеевича высовывалось из её окошка. Он кричал Селифану: «Быстрей давай! Перегоняй Америку!» – и добавлял что-нибудь про «кузькину мать» или чего покрепче.
И господа либералы, верящие в мудрость «всемогущего рынка», совсем недавно облетели в птице тройке всю необъятную Родину, мигом превращая в частную собственность то, что народ строил десятилетиями.
Так что хорошим вопросом озаботился совхозный механик из рассказа Василия Шукшина. Нет слов, несётся Русь быстро. И на вопрос «Куда несёшься?» чаще всего не даёт ответа.
И самая главная, видимо, историческая задача России – это чтоб пока «косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства», внутри, скрывая пухлые щёчки за дорожными занавесками, не сидел, ухмыляясь довольно, жулик Чичиков.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Подписывайтесь на канал Царьград в Яндекс Дзен, чтобы не пропускать интересные новости и статьи
Смотреть запрещенный Канал Царьграда можно тут: На сайте, Яндекс.Эфир, ВКонтакте
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER
Теги: Василий Шукшин, Гоголь, Чичиков, Мертвые души, шулер, Литература
Другие мнения автора:
Михаил Тильман
Директор Центра Богословско-политических исследований (США)
Месье Зеленский — триумфатор. Почти как дюк де Ришельё. И, как и ко всякому приличному триумфатору, к нему тяготеют способные и талантливые люди. И собралась «хевра» на славу.
Егор Холмогоров
Обозреватель «Царьграда», писатель. Автор термина «Русская Весна».
Беда же и вина Быкова в том, что он не хочет быть русским ни с ними, ни против них, ни вместо них. Он просто не хочет быть русским, хотя охотно питается русской литературой, как плодожорка – белым наливом.
Птица-тройка. Часть 1
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади.
Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.
В преддверии очередной порции антироссийских санкций, введение которых анонсируется 29-го января, и очередной пролонгации полномочий действующего президента хотелось бы если не долететь, то хотя бы доползти до ответа: что же будет с родиной и с нами?
Чтобы получить даже приблизительное представление, куда же мы летим или ползём, нужно понять, а откуда мы, собственно, вылетели или выползли? Этот небольшой экскурс в новейшую историю является размышлением о том, куда же летит-ползёт наша птица-тройка…
Борьба за трезвость.
После прошедших гонок на лафетах весенним солнечным днем к штурвалу нашего корабля встал молодой капитан. Сейчас согражданам внушается мысль, что советская экономика в середине восьмидесятых трещала по швам и была обречена. Это ложь: если что и трещало, так это по утрам голова с похмелья у одного из тогдашних членов Политбюро, ставшего потом одним из гробовщиков СССР. Утверждается, что выбора у шестого лесничего не было, и он просто-таки был вынужден проводить реформы. Эта сентенция является мифом. К пропасти советскую экономику подтолкнула политика, проводимая первым и последним президентом нерушимого Союза. Автор изучал марксизм-ленинизм и помнит, что политика – это не более, чем надстройка над базисом экономики: именно экономический курс Горбачева разрушил наше государство.
Впрочем, обо всем порядку. Первым ножом новоиспеченного генерального секретаря в спину советской экономики стали постановления ЦК КПСС и Совмина о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма. Мотвировалось они заботой о населении: дескать, от повального пьянства существенно растет количество сердечно-сосудистых заболеваний, ведущих в итоге к летальным исходам, к которым плюсуется немалое количество криминальных смертей, вызванных неумеренным потреблением горячительного. Здесь уместно вспомнить бородатый анекдот.
– Папа, на водку цену подняли, ты теперь будешь меньше пить!
– Hет, сынок, это ты будешь меньше есть!
И, в самом деле, народ пить меньше не стал. Несмотря на юность, я прекрасно знал, что у нас в Мурманске бутылку водки можно было приобрести в любое время дня и ночи у любого таксиста за двадцать пять рублей при официальной цене девять рублей десять копеек. В нашем доме жила пенсионерка Матвеевна, занимавшаяся тем, что каждым вечером ровно в девять шла к ближайшему вино-водочному магазину и по таксе таксистов продавала одному из страждущих бутылку зелья. В регионах южнее потребление водки заместилось потреблением самогона и прочих спиртосодержаших жидкостей разной природы происхождения. Указанное нашло отражение в народном творчестве. Популярность получила частушка: «Спасибо партии родной, что нету водки в выходной! Но ты не плачь, моя Маруся, одеколона я напьюся! «
Надо сказать, что разного рода отчисления от продажи вино-водочной продукции играли важную роль в формировании доходной части советского бюджета. По разным оценкам, доля “пьяных» денег составляла от четверти до трети обшей суммы бюджетных поступлений. В результате борьбы за трезвость казна недосчиталась огромных сумм, возместить которые оказалось нечем.
Антиалкогольная компания имела неблагоприятые последствия и во внешней политике. После того, как СССР отказался закупать вино в Венгрии, Румынии и Болгарии, серьезно осложнились отношения с этими странами СЭВ.
Отдельно стоит сказать о криминальной стороне антиалкогольной монеты, выразившейся в астрономическом росте теневых доходов, накоплении первоначального частного капитала (который спустя пять-семь приберет к рукам государственную собственность) и бурном росте коррупции. Впрочем, к теме криминализации общества, начавшейся при Горбачеве, мы еще вернемся.
Не искоренив пьянство как явление, антиалкогольная политика Горбачева привела к сушественной разбалансированости доходов и расходов государства.
К экономическим потерям добавились и имиджевые. Имевшая целью прежде всего «моральное оздоровление» советского общества, антиалкогольная кампания в реальности достигла совершенно противоположных результатов. В народном сознании она стала восприниматься как абсурдная инициатива власти, направленная против простых людей. Для воротил теневой экономики и номенклатуры алкоголь по-прежнему был доступен, а «доставать» его были вынуждены обычные потребители.
Вторым ножом в спину советской экономики, и, откровенно говоря, гвоздем в крышку ее гроба, стали постановления Совмина о создании кооперативов: общественного питания; по бытовому обслуживанию населения и по производству товаров народного потребления. Не будь их, не случилось бы через десять лет дачного кооператива «Озеро», так же оказавшего немалое влияние на развитие нашей страны.
Прикрываясь популистскими тезисами о том, что дескать, ничего страшного в том, что кафе, парикмахерские и ателье станут семейным бизнесом, государство легализовало частную инициативу. Но заверения в том, что кооперативы ликвидируют дефицит товаров народного потребления и приведут к улучшению качества обслуживания, оказались пустыми словами. Главной задачей кооперативов стали не пошив шапочек-петушков или вареных джинс, не выпечка чебуреков и даже не демонстрация разных серий Эммануэли в видеосалонах: подавляющее их большинство занялись откровенной спекуляцией и финансовыми операциями по обналичиванию денег.
Надо сказать, что в советской экономике наличные денежные знаки и безналичные средства жили в параллельных вселенных. Кооперативное движение стало Антихароном, перевезшим через реку банковских проводок бездыханный безнал и обратив его в жовиальный кэш, имеющий лики покойника, который, однако, живее всех живых….
В результате появления на рынке обналиченных рублей резко нарушился баланс спроса и предложения. В соответствии с экономической теорией последствием такого дисбаланса является рост инфляции. Именно он и случился, только приобрел форму тотального дефицита, поскольку цены в СССР были фиксированными. Пожалуй, именно с той поры рубль стал по-настоящему деревянным, то есть не обеспеченным производимыми в СССР товарами. А разрешение создавать кооперативы на предприятиях подкосило экономику окончательно: вся продукция стала реализовываться через подконтрольные руководству заводов и фабрик кооперативы по рыночным ценам, при этом кооператив получал прибыль, а предприятие с государством оставались без оборотных средств и налогов.
Мои впечатления о тех годах можно сформулировать словами Цоя «Я не люблю когда мне врут, но от правды я тоже устал… » Кстати, о Цое: звучащая тогда изо всех щелей песня «Мы ждем перемен» не случайно запрещена в Белоруссии в наше время…
Ситуацию отлично иллюстрирует такой анекдот. В ходе антиалкогольной кампании Горбачев получает телеграмму: Пишут товарищи из Сибири:
— Срочно пришлите двадцать эшелонов водки а то народ протрезвел и спрашивает, куда подевали царя-батюшку?
Увы, водки не нашлось, власти же за трезвость боролись…
Может, Задорнов был и прав, называя американцев тупыми. Однако, несмотря на свою тупость, они ни капельки не комплексуют по поводу того, что, по сути, являются нацией, основанной каторжниками и авантюристами всех мастей. Они не устанавливают покаянных памятников вырезанным индейцам и не стыдятся того, что оставшихся коренных обитателей Америки споили, поселив тех в зоопарках, то есть резервациях, и не посыпают голову пеплом, узнав об отжатых у Испании и России Флориде и Аляске…