русь м ракета носитель
Русь-М (ракета-носитель)
Русь-М (ракета-носитель)
«Русь-М» — семейство разрабатываемых двухступенчатых ракет-носителей тандемной схемы, включает в себя носители трёх классов — от лёгкого до тяжёлого — в диапазоне грузоподъемностей от 23.8 («Русь-М») до 100 («Русь-МСТ») тонн на низкой околоземной орбите (при старте с космодрома «Восточный»).
Головным разработчиком и производителем РН семейства «Русь-М» является ЦСКБ-Прогресс.
Содержание
Назначение
РН «Русь-М» является частью Перспективной пилотируемой транспортной системы (ППТС) (головной — РКК «Энергия») и предназначена в первую очередь для выведения перспективных пилотируемых и грузовых космических кораблей.
Особенности конструкции
Вследствие основного назначения РН для пилотируемых полетов к ней предъявлены крайне жесткие требования по безопасности, в частности одним из требований является способность РН уйти со старта даже при отказе одного из двигателей. Исходя из данных требований, а также ограничений по габаритам доставляемых по железной дороге грузов (что не позволяет перевозить ступени большого диаметра) применяется блочная структура первой ступени: она состоит из нескольких (от 3 и больше) блоков диаметром 3,8 м, каждый из которых содержит баки с компонентами и один двигатель. Тем не менее, несмотря на блочную конструкцию (как у ракеты пакетной схемы) первая ступень является единой, неразделяемой в полете конструкцией, что соответствует схеме «тандем».
Ещё одним требованием к данной РН исходя из её целевого назначения является обеспечение продолжения полёта в случае отказа одного из двигателей. При этом в случае достаточных запасов энергетики (топлива в баках) РН продолжает выведение КК на пониженную орбиту, а при недостатке энергетики — приведение КК в условия, обеспечивающие спасение и безопасную посадку (например, достижение одного из районов аварийной посадки).
Данные требования, включая «хитрую» траекторию выведения (которая должна обеспечить перегрузку на экипаж не более 12 g для любого момента аварийного прекращения полета) и наличие системы аварийного спасения (САС), приводят к существенному снижению грузоподъемности РН в пилотируемом варианте.
История создания
РН разрабатывается по заказу Роскомоса. В настоящее время находится в стадии эскизного проекта, разработка которого должна быть завершена к сентябрю 2010 года.
Основные разработчики РН:
Испытания
Первый непилотируемый запуск РН «Русь-М» ожидается в 2015 году, пилотируемый — в 2018 году.
Эксплуатация
Модификации
В настоящий момент предполагается разработка трех модификаций РН:
Примечание. Полезная нагрузка приведена ориентировочно и относится к непилотируемым вариантам РН.
Сравнительная оценка
Аналогом «Русь-М» по стартовой массе и полезной нагрузке являются Протон, Ангара-5, и Ариан-5.
Аналогами «Русь-МТ» и «Русь-МСТ» является семейство РН Энергия (от 40 до 100 т).
Ракета-носитель «Русь-М»: назначение и особенности
Эскизное проектирование новой российской ракеты-носителя «Русь-М», предназначенной для вывода на орбиту нового пилотируемого космического корабля, создаваемого РКК «Энергия», планируется завершить в августе 2010 года, сообщил на академических чтениях по космонавтике, посвященных памяти Сергея Королева, представитель самарского ЦСКБ «Прогресс» Сергей Ткаченко.
Головным разработчиком носителя является Государственный научно-производственный ракетно космический центр «ЦСКБ–Прогресс» (Самара) – производитель ракет носителей семейства «Союз». Предприятие работает в кооперации с Государственным ракетным центром им. академика В.П.Макеева и Ракетно космической корпорацией «Энергия».
По словам заместителя главы Федерального космического агентства Виктора Ремишевского, ракета-носитель перспективной пилотируемой транспортной системы была названа «Русь-М», потому что предыдущий проект ракеты назывался «Русь». Она должна была стать модернизированной версией ракеты «Союз», разработанной самарским космическим центром. Предполагалось, что она сможет доставлять на низкую околоземную орбиту груз в 18 т. Решение повысить полезную нагрузку до 23 т привело к созданию новой версии, названной «Русь-М».
По заданию Роскосмоса ракетно космический центр «ЦСКБ–Прогресс» должен представить к сентябрю 2010 года эскизный проект двухступенчатой ракеты среднего класса грузоподъемностью 20−23 т.
«ЦСКБ–Прогресс» отвечает также за создание второй ступени; первой ступенью занимается ГРЦ «КБ имени В.П.Макеева».
В основу разработки положен модульный принцип построения носителя. Первые ступени носителей строятся на базе универсального ракетного блока (УРБ) с кислородно керосиновым двигателем РД 180 разработки НПО «Энергомаш». Предприятие уже приступило к созданию специальной модификации этого двухкамерного ЖРД; готовность же к полету ожидается к 2014 году.
В ходе международного авиасалона МАКС 2009 в ряде зарубежных СМИ появилась информация (со ссылкой на источники в «ЦСКБ–Прогресс») о нескольких модификациях семейства «Русь М» – ракете среднего класса «Русь МС» и двух тяжелых носителях «Русь МТ».
«Русь МС» (средний класс), которую можно считать «дублером» ракеты «Союз У» при запусках с космодрома Восточный автоматических космических аппаратов, состоит из одного УРБ (первая ступень) и блока «И» от носителя «Союз 2.1Б» (вторая ступень).
При стартовой массе 233 235 т ракета носитель способна вывести на низкую околоземную орбиту полезный груз массой до 6,5 т. Диаметр ракеты 3,8 м.
«Русь-МП» (средний класс повышенной грузоподъемности) имеет на первой ступени «жесткую» связку из трех не разделяющихся в полете УРБ; на второй ступени установлены четыре кислородно водородных двигателя РД 0146 разработки КБ химической автоматики.
При стартовой массе 673 т ракета носитель способна вывести на низкую околоземную орбиту полезный груз массой до 23,8 т; с использованием разгонных блоков на геостационарную орбиту может быть доставлен спутник массой 4,0 т. Диаметр ракеты 11,6 м.
«Русь-МТ» грузоподъемностью 35 т (условное наименование «Русь МТ 35», тяжелый класс) на первой ступени использует связку из пяти УРБ, а в качестве второй – кислородно водородную ступень с четырьмя двигателями РД 0146. Предположительно ракета предназначена для запуска тяжелых автоматических космических аппаратов, прежде всего на геопереходную (ГПО) и геостационарную (ГСО) орбиты. Масса выводимого полезного груза существенно зависит от уровня стартовой тяги двигателей первой ступени.
Стартовая масса ракета носителя примерно 1100 т, выводимый на низкую околоземную орбиту полезный груз массой 33 36 т, на геостационарную орбиту массой 7 7,5 т. Диаметр ракеты 11,6 м.
«Русь-МТ-50» грузоподъемностью 50 т (класс тяжелый), планируется трехступенчатый вариант. На первой ступени планируется использовать связку из четырех УРБ с РД 180, на второй ступени один УРБ (центральный) с дросселированым РД 180, а в качестве третьей – кислородно водородную ступень с четырьмя двигателями РД 0146.
В ракете «Русь-МТ-50», предназначенной для использования в пилотируемых полетах к Луне и Марсу, применены УРБ и криогенная верхняя ступень с увеличенной заправкой.
Стартовая масса ракеты носителя примерно 1433 т, выводимый на низкую околоземную орбиту полезный груз массой 53 54 т, на геостационарную орбиту массой 11,5 т. Диаметр ракеты 11,6 м.
Стартовые и технические комплексы – универсальные для всего семейства ракет носителей; они являются составными частями космического ракетного комплекса и создаются как объекты нового строительства на космодроме «Восточный».
Непилотируемые запуски с космодрома «Восточный» планируется начать в 2015 году. Первый пилотируемый старт, по заявлениям главы Роскосмоса Анатолия Перминова, должен быть произведен в 2018 году с космодрома «Восточный».
Схему и технические характеристики ракет носителей семейства «Русь-М» можно посмотреть здесь >>
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Роскосмос похоронил «Русь-М»
7 октября в рамках специально организованного фракцией КПРФ в Госдуме правительственного часа перед депутатами выступал нынешний глава Роскосмоса господин Поповкин. Парламентарии организовали такую встречу с целью выяснить у Владимира Поповкина причины последних провалов космического агентства России. Справедливости ради, стоит сказать, что некоторые недавние фиаско Роскосмоса произошли еще при бывшем руководителе господине Перминове, но огонь брать на себя пришлось именно Поповкину.
Все ждали, что Глава Роскосмоса поведает депутатам только о том, почему были допущены просчеты в подготовке нескольких космических аппаратов и разгонного модуля, и как эти проблемы будут решаться в дальнейшем, а Поповкин взял, да и, прямо сказать, огорошил парламентариев сенсационной информацией другого толка. И эта информация касается планов отказаться от разработки ракеты нового поколения «Русь-М».
Однако обо всем по порядку. Владимир начал свое выступление именно с неудач Роскосмоса. С трибуны он поведал несколько занятных историй о том, что большая часть вины за неудавшиеся пуски с потерями сотен миллионов рублей лежит на нестабильных девяностых. Мол, денег на космос выделялось мало, из отрасли вынуждены были уйти квалифицированные кадры, разработки сворачивались, компании разваливались – в общем, беда-беда. Дальше, по словам бывшего замминистра обороны, тоже было не все гладко: компании хотя и получали средства на разработку космических аппаратов, но этих средств было явно недостаточно. И, в конце концов, ошибки разработчиков, программистов, сварщиков, проверяющих – в общем, если следовать логике господина Поповкина, то прямо-таки натуральное вредительство получается. Но Поповкину нужно отдать должное – он заверил депутатов, что отныне все те аппараты, которым суждено подняться в космос будут проходить тотальную проверку не только в заводских цехах, но и на космодроме. Решение, конечно, запоздалое, но лучше, как известно, поздно, чем никогда. Поговорив еще о работе центра имени Хруничева, НПО «Энергия» и ЦСКБ «Прогресс», единственных оставшихся на плаву производителям космической техники, Владимир Поповкин переключился на новые задачи Роскосмоса. И вот тут-то и появилась на свет настоящая сенсация от Поповкина.
Он заявил, что Роскосмос приостанавливает разработку ракеты нового поколения «Русь-М». Для многих присутствовавших в зале эти слова стали настоящей «бомбой». Реакция была, мягко говоря, не совсем положительная. Все дело в том, что «Русь-М» это проект, который позволял бы России уже через несколько лет выводить в космическое пространство как пилотируемые, так и непилотируемые корабли. «Русь-М» должна была заменить морально устаревающие «Союзы». Мало того, ракета была уже полностью «вычерчена», что называется, на бумаге, и ее оставалось лишь запустить в производство. Причем на разработку ракеты уже успели потратить изрядную сумму (общая стоимость проекта оценивалась в рамках 202 миллиардов рублей). И вот – проект вдруг решили застопорить…
Владимир Поповкин пояснил собравшимся, почему Роскосмос принял решение о том, чтобы отказаться от дальнейшей разработки «Русь-М». Он заявил, что, оказывается, ракета «Русь-М» почти полностью копирует проект ракеты «Ангара». А значит, как сегодня модно говорить, зачем же платить дважды.
Но в этом случае нужно отметить, что «Русь-М» планировалась еще и как базовая ракета для реализации так называемой лунной программы. Получается, что Владимир Поповкин решил либо отказаться от реализации и этой программы, либо подумал, что пиковой грузоподъемности «Ангары» (24 тонны) будет достаточно для ее реализации. Кстати говоря, «Русь-М» рассчитывалась на грузоподъемность до 54 тонн. Совсем аналогичные разработки – нечего сказать…
Не будем забывать, что «Ангара» тоже еще далека от завершения. Ее первый запуск намечался еще на 2005-й год, затем пару раз переносился (один раз в 2010-м, когда сгорел ракетный двигатель РД-191). Теперь господин Поповкин заверяет, что «Ангара» полетит в 2013 году.
С отказом от дальнейших разработок «Руси-М» повисает в воздухе и необходимость в постройке нового космодрома в Дальневосточном регионе страны (космодром «Восточный» в Амурской области). Ведь он планировался как стартовая площадка именно для ракет «Русь-М». Но Владимир Поповкин сказал о том, что Роскосмос не намерен отказываться от постройки «Восточного» хотя бы потому, что годовая аренда Байконура обходится России в целых 115 миллионов долларов.
А если космодром у берегов Амура будут строить, то для каких же тогда целей? Глава Роскосмоса заявил, что с «Восточного» первоначально будут взлетать все те же, по его мнению, надежные «Союзы», а точнее «Союзы-2», которые, по сути, являются очередной модификацией «семерки», разработанной полвека назад.
При этом Поповкин добавляет, что Роскосмос планирует «посмотреть», как будут взлетать «Союзы-2». Если взлетать они будут плохо, то он не исключает возможности вернуться к разработке новой ракеты снова. Какая-то непоследовательная позиция. Если исходить из тех соображений, которые проповедует Владимир Поповкин, то можно не разрабатывать ничего нового, если работает старое: ни телевизоры, ни холодильники, ни автомобили. А разработку начинать только после того, когда старая техника начнет разваливаться по частям. Есть же ВАЗ-«пятерка», которых глохнет, греется, но едет, тогда зачем, по логике Поповкина, что-то менять… Логика, безусловно, стратегическая. С ней мы точно выйдем на лидирующие позиции в космической отрасли.
Однако Поповкин за финансовую прозрачность. Он заявляет, что теперь трату каждого рубля чуть ли не лично будет выкладывать в виде отчетной документации в Интернет, чтобы люди увидели, как расходуются Роскосмосом народные средства.
Общее впечатление от выступления господина Поповкина перед депутатами как от ретро-концерта. Вроде и основательно, местами даже весело, но без права на развитие.
Русь-М
разработка приостановлена [1]
«Русь-М» — семейство разрабатывавшихся ракет-носителей тандемной схемы, включавшее в себя носители трёх классов — от среднего до тяжёлого — в диапазоне грузоподъёмностей от 6,5 («Русь-МС») до 50 («Русь-МТ») тонн на низкую опорную орбиту при старте с космодрома «Восточный». Также в перспективе планировалось разработать ракету с грузоподъёмностью до 100 тонн. [2]
Название семейства было выбрано «Русь-М», потому что предыдущий проект имел название «Русь». Предполагалось, что «Русь» будет модернизированной версией «Союза» с возможностью доставки полезного груза на низкую опорную орбиту до 18 т, но потом было принято решение об увеличении полезного груза до 23,8 т, что и привело к разработке новой ракеты-носителя. [3]
Головным разработчиком и производителем РН семейства «Русь-М» являлось ЦСКБ-Прогресс.
Содержание
Назначение
Ракета-носитель «Русь-М» являлась частью Перспективной пилотируемой транспортной системы (ППТС) (головное предприятие — РКК «Энергия») и предназначалась в первую очередь для выведения перспективных пилотируемых и грузовых космических кораблей.
Особенности конструкции
Вследствие основного назначения ракеты-носителя для пилотируемых полётов к ней предъявлены крайне жесткие требования по безопасности, в частности одним из требований является способность ракеты-носителя уйти со старта даже при отказе одного из двигателей. Исходя из данных требований, а также ограничений по габаритам доставляемых по железной дороге грузов (что не позволяет перевозить ступени большого диаметра) применяется блочная структура первой ступени: она состоит из универсальных ракетных блоков (УРБ) диаметром 3,8 м, каждый из которых содержит баки с компонентами и один двигатель. Тем не менее, несмотря на блочную конструкцию, как у ракеты пакетной схемы, первая ступень является единой, неразделяемой в полёте конструкцией, что соответствует схеме «тандем».
Ещё одним требованием к данной ракете-носителю исходя из её целевого назначения является обеспечение продолжения полёта в случае отказа одного из двигателей. При этом в случае достаточных запасов энергии (топлива в баках) она продолжает выведение космического корабля на пониженную орбиту, а при недостатке энергии — приведение его в условия, обеспечивающие спасение и безопасную посадку (например, достижение одного из районов аварийной посадки).
Данные требования, включая особую траекторию выведения (которая должна обеспечить перегрузку на экипаж не более 12 g для любого момента аварийного прекращения полёта) и наличие системы аварийного спасения (САС), приводят к существенному снижению грузоподъемности ракеты-носителя в пилотируемом варианте.
История создания
Ракета-носитель разрабатывалась по заказу Роскомоса. К моменту прекращения разработки выполнялись на стадии рабочего проектирования по эскизному проекту, успешно защищённому в сентябре 2010 года.
Основные разработчики РН:
Прекращение проекта
7 октября 2011 года глава Роскосмоса Владимир Поповкин сообщил о принятии Правительством России и руководством ракетно-космической отрасли решения остановить находящуюся на стадии бумажного проектирования разработку новой ракеты-носителя для пилотируемых запусков «Русь-М». [6] [7] По словам главы Роскосмоса, «новая ракета нам не нужна, мы будем летать на тех, что есть». Поповкин пояснил, что на разработку нового носителя выделено более 37 % бюджета Роскосмоса до 2015 года, однако этих средств всё равно очень мало, добавив, что «о пуске в 2015 году речи быть не может». [8] [7] На разработку ракеты уже потрачено 1,63 млрд рублей.
Как сообщил в тот же день журналистам заместитель главы Роскосмоса Виталий Давыдов, свёртывание разработки новой ракеты-носителя «Русь-М» связано с недостатком выделенных на эти работы средств, а также с тем, что эта ракета по ряду характеристик повторяет разрабатываемую сейчас ракету «Ангара». По словам Давыдова, проведённый анализ показывает, что средств «не совсем достаточно» для того, чтобы реализовать эту задачу. Кроме того, по своим характеристикам и функциям ракета «Русь-М» «начала дублировать тот носитель, который мы сейчас завершаем разрабатывать». [9] [7]
Принято решение сосредоточиться на строительстве космодрома «Восточный», а также на запусках с него ракет Союз-2.1х. По результатам этих запусков будет принято решение о продолжении эксплуатации «Союзов» либо о возвращении к разработке новой ракеты-носителя. [1] [7]
Возобноление проекта
Работы по созданию перспективной ракеты-носителя «Русь-М» повышенной грузоподъемности возобновляются в Самаре, сообщил журналистам в среду (3 октября 2012 года) губернатор Самарской области Николай Меркушкин. «Сейчас работы по разработке ракеты-носителя „Русь-М“ возобновляются. Это очень большой плюс для Самары, для разработчиков, и не исключено, что этот проект будет реализован», — сказал глава региона. Проект «Русь-М», по его словам, оценивается примерно в 250 миллиардов рублей. Меркушкин отметил, что в последнее время необходимость возобновления данного проекта активно лоббируется в структурах федерального центра. Напомним, Роскосмос в 2011 году сообщил о решении отказаться от дальнейшей разработки ракеты-носителя «Русь-М», запуски которой планировались с космодрома Восточный. Разработчиком проекта являлся Самарский ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс».
Затраты
При подготовке проекта комплекса за 10 месяцев с декабря 2010 было израсходовано 1.63 млрд рублей согласно контракту Роскосмоса с ЦСКБ-Прогресс. Вероятно, к моменту принятия решения о прекращении финансирования контракт был близок к завершению. [10]
Испытания
Первый непилотируемый запуск «Русь-М» ожидался в 2015 году, пилотируемый — в 2018 году.
Модификации
Предполагалась разработка следующих модификаций РН «Русь-М»: [2]
Русь-МС
«Русь-МС» относится к среднему классу ракет. При запусках автоматических космических аппаратов ракету-носитель «Русь-МС» можно будет считать аналогом «Союз-У». Ракета состоит из одного универсального ракетного блока первой ступени и блока «И» от «Союза-2.1б» в качестве второй ступени.
Стартовая масса ракеты-носителя — 233—235 тонн. Масса полезного груза, которую может вывести «Русь-МС» на низкую опорную орбиту составляет 6,5 тонн. Диаметр ракеты — 3,8 м. [3]
Русь-МП
«Русь-МП» относится к ракетам среднего класса повышенной грузоподъёмности. В качестве первой ступени ракеты-носителя используется «жёсткая» связка из трёх универсальных ракетных блоков, которые не могут отделяться. На второй ступени установлены 4 двигателя РД-0146, разработанные КБ химической автоматики, которые работают на топливной паре кислород—водород.
Ракета-носитель может вывести до 23,8 т полезного груза на низкую опорную орбиту, с помощью разгонных блоков на геостационарную орбиту — до 4 т. Диаметр ракеты — 11,6; стартовая масса — 673 т. [3]
Русь-МТ-35
«Русь-МТ-35» принадлежит к тяжёлому классу ракет. Первая ступень состоит из связки пяти универсальных ракетных блоков, на второй установлены 4 двигателя РД-0146, работающие на жидком водороде и жидком кислороде. Главным назначением ракеты является вывод тяжёлых автоматических космических аппаратов на геопереходную и геостационарную орбиты. От величины стартовой тяги первой ступени сильно зависит масса полезного груза, которую способна вывести ракета.
Стартовая масса «Русь-МТ-35» приблизительно равна 1100 т. Ракета-носитель может выводить полезный груз 33—36 т на низкую опорную орбиту, 7—7,5 т на геостационарную. Диаметр ракеты — 11,6 м. [3]
Русь-МТ-50
«Русь-МТ-50» также относится к тяжёлому классу ракет, имея при этом грузоподъёмность в 1,43 раза большую, чем у «Русь-МТ-35». Предполагается, что ракета-носитель будет трёхступенчатой. В качестве первой ступени должны использоваться четыре универсальных ракетных блока с РД-180, второй — один центральный блок с дросселированым РД-180, на третьей же будет установлено 4 двигателя РД-0146 на кислородно-водородном топливе.
«Русь-МТ-50» предназначена для пилотируемых полётов на Луну и Марс, поэтому в ней планируется применить универсальный ракетный блок и криогенную верхнюю ступень с увеличенной заправкой.
Стартовая масса ракеты приблизительно равна 1433 тоннам. На низкую опорную орбиту ракета-носитель может выводить полезный груз от 53 до 54 тонн, на геостационарную — 11,5 тонн. Диаметр ракеты — 11,6 м. [3]
Ракета-носитель «Русь-М»
В период 2010-2011 гг. ГРЦ в кооперации с ведущими предприятиями ракетно-космической отрасли России принимал участие в создании ракетно-космического комплекса среднего класса повышенной грузоподъемности для нового российского космодрома «Восточный».
Комплекс предназначен для запуска пилотируемых и грузовых транспортных кораблей нового поколения, а также орбитальных модулей на низкие околоземные орбиты, автоматических космических аппаратов на низкие, средние и высокие (с разгонными блоками) круговые и эллиптические орбиты, в том числе на отлетные траектории к планетам Солнечной системы. В ракете-носителе «Русь-М» максимально использованы современные технологии и конструкции.
ГРЦ является головным разработчиком первой ступени ракеты-носителя. Первая ступень ракеты-носителя «Русь-М» представляет собой неразделяемую в полете «связку» из трех автономных блоков, максимально унифицированных между собой. На каждом блоке установлен двигатель РД180В, разработки НПО «Энергомаш». Создаваемые блоки первой ступени предполагается в дальнейшем использовать при создании ракет-носителей тяжелого (не менее 50 т полезной нагрузки при выведении на опорную орбиту) и сверхтяжелого (не менее 100 т при выведении на опорную орбиту) классов.
ГРЦ разработал и успешно защитил эскизный и технический проекты по первой ступени ракеты-носителя «Русь-М».