румлевский мост в гродно история
Исторические фотографии Гродно: как выглядел “Красный” мост в Румлево
Уникальные фотографии строительства “Красного” моста через Неман в районе Румлёво принесли в редакцию Hrodna.life читатели. До 1941 года сооружение прослужило около 10 лет. Сегодня о его существовании мало кто знает, вся память осталась только на старых фотокарточках.
Возможно, до строительства моста военные перебирались на другой берег Немана с помощью понтонного моста.
Румлевский мост хотели построить еще в начале XX века – как основной для города. В нем в первую очередь нуждались царские военные: чтобы связать казармы на Красноармейской и лагеря на другом берегу Немана. Но из-за возмущения общественности, мост построили на месте сегодняшнего Старого моста – в самом удобном для горожан месте.
К идее строительству моста в районе Румлево вернулись в 1920-е годы польские военные. Они использовали те же казармы и площадки для учений на двух берегах Немана. Мост построили в начале 1930-х гг.
«То что не получилось у царских солдат, сделали поляки, – рассказывает историк Андрей Вашкевич. – Неизвестно, был ли доступен этот мост обычным пешеходам. Вероятнее всего, нет. Я думаю, его построили в самом начале 1930-х гг. До этого там была паромная переправа».
Мост после строительства, нач. 1930-х гг.
Мост просуществовал до 1941 года. При каких обстоятельствах его взорвали – неизвестно. В Гродно он был известен как “Красный”. По воспоминаниям старожилов, именно в этот цвет он был выкрашен.
Новый мост через Неман в районе Румлево начали строить только спустя 40 лет. Его открыли в 1986 году и он стал третьим автодорожным мостом через Неман. Тогда у гродненцев он получил название «Румлевский», так его до сих пор и называют. От старого польского моста остались лишь деревянные столбики, которые видны при засушливой погоде, и развалины на дне Немана. Последние фрагменты еще несколько лет назад наблюдали поисковики в аквалангах.
Сколько автомобилей ездит по новому Восточному мосту Гродно? На Румлевском остались пробки? Изучаем
Напомним, новый четвертый мост официально открыли 6 августа. С этого момента гродненцы постепенно начали осваивать новое направление.
В июле, перед открытием нового моста, мы посмотрели, как рождаются пробки на Румлевском мосту в Гродно.
Какой результат получится в последние дни августа, до начала школьного сезона, но с уже открытым новым мостом? Ставим камеры у обоих мостов с 07:30 до 08:30.
Румлевский мост:
Июль 2021 (Восточный мост закрыт)
Август 2021 (Восточный мост открыт)
30 августа через Румлевский мост утром со стороны Клецкова в направлении Белуша проехало 2 198 единиц транспорта (почти на 15% меньше, чем месяц назад. И это при том, что к концу августа количество автомобилей на дорогах увеличивается). В обратном направлении за это время по мосту проехало 1 241 единиц.
Восточный мост:
За этот же час утром через Восточный мост проехало 733 автомобиля.
Любопытно, что кроме нашей камеры, за потоком наблюдали и другие видеокамеры. На Восточном мосту их 4.
Куда направлялись автомобили после Восточного моста?
Почти весь трафик выезжал через развязку на трассу и направлялся в сторону улицы Белуша.
Распределение потоков транспорта по утрам на Румлевском и Восточном мостах Гродно:
Румлевский мост | Восточный мост | |||||
в сторону Белуша | в сторону Клецкова | Всего | в сторону М6 | в сторону Погоран | Всего | |
Июль 2021 | 2 538 | 1 293 | 3831 | — | — | — |
Август 2021 | 2 198 | 1 241 | 3439 | 603 | 130 | 733 |
Смотрите также видео с квадрокоптера: Как рождаются пробки на Румлевском мосту в Гродно.
// Перепечатка материала и его фрагментов с разрешения редакции
«Строители ходят, вздыхают, думают». Что известно о новом мосте в Гродно, который уже размывало две недели назад
Грандиозный ливень испортил праздник целому городу. Без концерта, торжественных речей и веселых прогулок остались тысячи людей, которые планировали принять участие в праздновании Дня освобождения. Однако совсем без зрелищ стихия народ не бросила, впечатлив для начала стеной воды, не успевавшей уходить с гродненских улиц, а затем и ситуацией с Восточным мостом, который, собственно, и должны были торжественно открыть.
Мост через Неман, попавший во все новостные сводки, не совсем новый. Конструкцию, соединяющую два берега, помнят еще старожилы города. Когда-то по этому мосту от «Гродно Азота» до «Химволокна» по узкоколейке ездили железнодорожные составы. Но потом что-то пошло не так и движение остановилось, а мост на долгие годы превратился в заброс.
Менять ситуацию принялись осенью 2019-го, начав работы по реконструкции и превращению бывшего ж/д моста в автомобильный. Заодно осовременили прилегающую дорогу. На масштабах решили не экономить: четыре полосы, своя развязка, пешеходные и велосипедные дорожки. Хороший проект для славного города.
Справиться изначально хотели за год (вместо отведенных на это дело двух лет), обещая сдать объект до конца 2020-го. Но жизнь внесла свои коррективы, и опережающих темпов не случилось. Открытие должно было состояться на минувших выходных. И снова перенос.
ЧП выходного дня для жителей Гродно и, в частности микрорайона Вишневец, не новость. Несколько недель назад на том же самом месте состоялась «репетиция»: после обильного дождя на склонах бурлило и клокотало.
Но строители мужественно продолжали свое дело, чтобы успеть к праздничной дате. «Работы идут от заката до рассвета, — делилась впечатлениями одна из жительниц Гродно. — Та часть дороги, которую смыло ливнем, теперь образовала зону пляжа в Немане. Были построены новые более мощные ливневки, но вроде только с одной стороны дороги — той, что обвалилась».
Как мы все уже знаем, в день икс, когда на землю пролилось две декадные нормы осадков, ситуация повторилась: насыпи поплыли, настроение было испорчено. «Снова обвал. На том же месте, что и две недели назад. Пока уплыл только тротуар и часть высокого склона под ним. Остальные берега и укрепления на правом и левом берегах тоже обвалились», — продолжает делиться впечатлениями девушка.
Те, кто бывал на месте после ЧП, заметили, что вода в Немане стала желтая и мутная. «Из-за песка, который смыло», — предполагают гродненцы.
Вчера мост не был перекрыт (уточним, что сама бетонная конструкция не пострадала), люди могли гулять и лично оценивать масштаб произошедшего. Многие переживают из-за случившегося и боятся загадывать, как будет развиваться ситуация в будущем — явно, дожди еще будут, и сильные тоже.
О начальниках и чиновниках, приехавших на место после ливня, гродненцы говорят так: «Ходят, вздыхают, думают».
Горожане также вспомнили, что во время строительства объекта, в ноябре 2020-го, на мосту разбился 28-летний парень-экстремал.
Открытие моста в Гродно: как строили стратегический объект и почему Президент видит в нем особый символизм?
Под занавес недели в Гродно открыли долгожданный путепровод через Неман. Самый высокий в Беларуси – 32,5 м. Несмотря на тучи и дождь, открыли не буднично, а как положено – ярко и достойно. На церемонии нельзя было не заметить особый символизм. Во-первых, у нас уже генетически так: пока одни сжигают мосты, мы их строим. Во-вторых, вот этот дождь, вот этот перенос даты открытия из-за ненастья и его последствий, наконец, сам факт того, что в столь трудный год, под шум санкционных жерновов мы не останавливаем подобные проекты. Живем, строим, планируем будущее. Сначала подумалось, что все это делаем «вопреки», но после слов, прозвучавших на открытии, правильнее сказать «во имя». Объект стратегический не только для региона. Гродненская область – это западные ворота в Беларусь. Для друзей – они всегда открыты, и Президент в пятницу это еще раз напомнил соседям на Западе, простым людям, которые живут по ту сторону границы. О том, как важно наводить мосты.
Павел родом из Рогачева, но его конструкторы вы можете встретить в разных уголках Беларуси. Последний самый грандиозный – Восточный мост в Гродно. Продолжая аналогию с «Лего», уровень сложности здесь такой, что нужно было дорасти.
Павел Тарасов, мастер строительно-монтажных работ предприятия «Мостострой»: «У крупненная сборка на земле производилась, потом крупногабаритом уже подавалась на высоту, и там уже производился монтаж нашими бригадами. Это мировая практика, и мы, как мостовики, тоже развиваемся, мы идем к этому, мы готовы решать более серьезные задачи».
Проект и правда уникальный, причем в мировом масштабе. Ведь этот мост не новый – на его месте прежде был железнодорожный. И вот сделать из узкоколейки четырехполоску с велосипедными и пешеходными дорожками – вот это был вызов.
Илья Бейма, главный инженер предприятия «Мостострой»: « Сложность по сооружению моста – это монтаж центрального руслового пролета, замыкающего пролета, т.к. сборка велась полунавесным способом, с двух берегов, и замыкающий пролет был в центре. Поэтому монтаж велся двумя кранами, грузоподъемностью 100 тонн».
Только представьте – сомкнуть эти пролеты нужно было на высоте 11-этажного дома. Этот мост самый высокий в стране. Для устойчивости конструкции на такую же глубину (32 м) сваи уходят в землю. Каждая опора моста способна выдержать нагрузку в 20 тыс. тонн – это наследие еще советских проектировщиков позволило сэкономить да и управиться всего-то за полтора года. Правда, открытие в июле все же пришлось отложить. Но строители здесь не при чем.
Так выглядели окрестности Восточного моста 4 недели назад. Когда здесь уже все было готово к торжественной церемонии, за 20 мин. вылилась 20-дневная норма осадков. Дорожное полотно, как и конструкции моста, не пострадали. А вот откосы и обочины размыло ливнем, местами это напоминало оползни в горах. Проверка стихией обнажила слабые места: систему схода воды пришлось менять.
А ведь и в этот день, словно проверка на прочность, в Гродно – снова дождь. Он лил всю ночь, местами в городе случались перебои с электричеством. Вдобавок порывистый ветер. Поэтому, быть или не быть второй попытке успешной, решали до последнего.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: « Семь часов не было – позвонил мне губернатор. Ну, что будем делать? Он мне говорит: знаете, Александр Григорьевич, даже если ливень будет сегодня, надо приехать и открыть Президенту этот мост. Это будет уважение со стороны страны и Президента к нам, гродненцам. Мудро он поступил, что в очередной раз не отложил это событие. И я очень рад, что мне пришлось побывать на этом мосту».
Эти люди – представители одной из самых востребованных сегодня в Беларуси профессий. За ближайшие три года в стране необходимо построить или восстановить порядка двух десятков мостов. После аварийной ситуации в Житковичах к этой сфере внимание повышенное. Но с другой стороны, и поводов не нужно: ведь пока страна строит, она развивается.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Я очень благодарен за это действительно грандиозное сооружение. Всем нашим специалистам. Поздравляю их и ветеранов труда с наступающим профессиональным праздником – Днем строителя. Мы в канун этого праздника находимся. Говорят, каждый мост – это дорога в будущее. И пусть никто не сомневается, что сегодня мы, белорусы, свои мосты строим в мирное будущее».
Это уже мостик в политическую плоскость. Для понимания: в 60-е эти сваи так укрепляли с прицелом на военное применение, отсюда можно было дать ракетный залп. Все-таки рядом граница. Но сегодня Беларусь не видит надобности доказывать, что Гродно – территория неприкосновенная.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: « Эту землю, кто бы как ни хотел, мы никому не отдадим. Гродно волею судеб стал таким интернациональным городом, вы всегда проводите фестивали многонациональные. Вот в таком плане вы должны жить, и я вас всегда буду поддерживать, насколько это возможно. Невзирая ни на что, наша последовательная дипломатическая позиция не изменилась. Гродненщина – это западные ворота Беларуси. Они всегда открыты для тех, кто приходит к нам с миром».
Восточный колорит западных ворот – а ведь теперь это и про мост на окраине Гродно.
Восточный мост, безусловно, важный для Гродно объект. Но то, что его уже открыли, не значит, что работы у местной вертикали станет меньше. Ведь этот мост лишь часть масштабного республиканского проекта по строительству кольцевой вокруг Гродно. Полноценный транспортный коридор должен полностью решить проблему транзита. Реальность такова, что логистика – неотъемлемая часть экономики. А это сегодня вопрос номер один.
К тому же жители Гродно всегда выгодно отличались своим хозяйским подходом. И сегодня этот регион – рекордсмен по числу автомобилей (личный транспорт есть у каждого второго), лидер по урожайности в уборочной (хоть погода и не позволяет бить рекорды). Именно здесь реализуют самые масштабные республиканские проекты: атомная электростанция и новый азотный комплекс. И как раз сейчас умение добиваться результата – особенно ценно не только в олимпийских дисциплинах.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: « Вы прекрасно знаете, наслышаны в том числе от меня о том, что происходит вокруг Беларуси. Задачи поставлены, система выстроена в Беларуси. Единственное, о чем я всегда прошу наше руководство, вертикаль власти, правительство, экономические службы – займитесь экономикой, дайте результат в экономике. Со всеми остальными вопросами, а они не легче, мы справимся».
В этом заявлении важно услышать «мы», и оно касается не только сидящих за этим столом. Ведь добиваются успехов в экономике, да и мосты строят не в одиночку.
Уникальный проект: в начале июля в Гродно откроется после масштабной реконструкции новый мост
Соединяя берега
Посмотрели на трудности с высоты
Проект «Реконструкция железнодорожного моста под автомобильный с транспортными подходами», разработанный предприятием «Институт Гродногражданпроект», интересен тем, что на существующих опорах неиспользуемого с советских времен сооружения фактически построен новый мост. Генподрядчиком объекта выступает ОАО «Мостострой». Главный инженер предприятия Илья Бейма ежедневно контролирует ход работ.
— Можно сказать, вышли на финишную прямую, — констатирует специалист. — Без выходных вахтовым методом здесь трудится более 40 мостовиков и дорожников. Как видите, мост обрел весьма современный вид. Во время работ каких-либо изменений или дополнений в проект практически не вносилось. Сложности были связаны только с рельефом местности, а самым трудоемким делом оказался демонтаж 65-метровой конструкции старого железнодорожного моста.
На завершающем этапе специалисты обустраивают системы отвода воды, деформационных швов, устанавливают опоры освещения. На временных площадках под мостом продолжается демонтаж металлических шпунтов, после чего вода в Немане вернется в свое русло.
Главный инженер ОАО «Мостострой» Илья Бейма.
— Вплотную подошли к завершающему этапу по устройству мостового полотна, — детализирует инженер. — Полным ходом идет укладка тротуарной плитки. На проезжей части приступаем к подготовке основания для асфальтоукладки, освобождаем поверхность от строительных материалов в ожидании дорожников. На этой неделе асфальт начали укладывать на низовой стороне моста. Также наши работники возводят железобетонные дельтаблоки, разделяющие проезжую часть и пешеходную дорожку. Обратите внимание на ширину тротуара, которая составляет два метра. Еще два с половиной метра будет в распоряжении у велосипедистов. Велодорожка в конце моста уйдет в сторону АЗС по улице Южной. Автомобилисты, выезжающие из деревни Кошевники, могут повернуть направо на развязку и с нее ехать в любом направлении.
Кроме реконструкции моста, усилия гродненских строителей и дорожников сконцентрированы на сооружении кольцевой развязки и четырех путепроводов по проспекту Янки Купалы. С высоты птичьего полета хорошо просматривается панорама всей стройплощадки: асфальтируются выезды в сторону пересечения проспекта Янки Купалы и улицы Южной, пробиваются дороги и съезды в сторону Погоран-Кошевников и Гибуличей. На объекте трудятся дорожно-строительные управления Гродно, Слонима, Волковыска, Ошмян и Лиды. Перспективу развития транспортного сообщения решит руководство города, однако дорожники четырехполосную магистраль проспекта предусмотрели с десятиметровой разделительной полосой, что позволит в случае необходимости проложить еще две полосы.
— К 3 июля и мост, и развязка будут открыты для движения, — заверяет Илья Бейма. — Мы не только вкладываемся в график, но даже немного опережаем его. Параллельно со строительными работами идет озеленение, обустраиваются технологические проезды под мостом и многое другое.
Чудеса инженерной мысли
Инженер УП «Институт Гродногражданпроект» кандидат технических наук Сергей Лущ вспоминает, как начиналась реализация проекта и откуда возникла идея.
— Зачем разрушать то, что можно использовать? — задает риторический вопрос автор проекта. — Когда железнодорожный мост передали на баланс города, стали решать, что с ним делать. Вместе с зампредом Гродненского облисполкома Владимиром Дешко выехали на место, посмотрели, прикинули, что к чему. И началась проработка различных вариантов, в том числе с использованием железнодорожных балок, которые были там изначально. Однако выяснилось, что снять их невозможно из-за отсутствия соответствующей техники. Во-первых, высота моста — почти 35 метров, во-вторых, сами балки весят по 120 тонн. Кроме того, стояла задача сэкономить бюджетные деньги, а ведь стоимость опор на больших реках составляет 40—60 процентов от всей сметы строительства. Частично были использованы семь из девяти существующих опор, на которые надели металлические саркофаги.
Новый автомобильный мост стал четырехполосным, ширина каждой полосы — 4,5 метра. Его длина — 240 метров, а высота над уровнем воды — 32,5 метра.
— Похожую технологию уже опробовали при реконструкции моста в Могилеве, — продолжает рассказ Сергей Николаевич. — Не забили ни одной сваи для усиления конструкции, а убрали железобетонные балки, заменив их на металлические. В Гродно также использовали старые опоры, однако задача была несколько сложнее. Старый железнодорожный мост был очень узким, всего 4,5 метра. Сейчас его ширина — 32 метра. Масса средней опоры была примерно 10 тысяч тонн, поэтому основание не усиливали, только обрезали лишний вес и надстроили металлические конструкции. Для крайних опор пришлось сделать дополнительные стойки, так как их несущей способности для такой ширины было недостаточно.
Кроме того, на подпорных стенках опор моста применили технологию закладки габионов (камней) вместо железобетонного монолита. Это специальные дренируемые конструкции, которые, в отличие от железобетона, не боятся подмыва грунтовыми водами. Такая идея впервые была реализована в Могилеве. Там, помимо непосредственной реконструкции моста, необходимо было защитить фундаменты старинной церкви.
— И цена вопроса в разы дешевле, — подчеркивает собеседник. — Куб камня стоит от четырех до восьми рублей, а куб бетона — 150 рублей. На обоих берегах появились рабочие площадки, для которых обычно нужно сооружать металлические конструкции. Когда после окончания работ их разбирают, возникает вопрос укрепления берегов. А это сплошные поля бетона. Мы же убили сразу нескольких зайцев. Мост удобно обслуживать, так как без проблем можно подъехать к каждой из опор. Да и смотрится все очень красиво. Потом можно будет обустроить площадки для отдыха, обзорные островки, парки развлечений. Для безопасности жителей предусмотрены ограждения. Ну а применение нового решения позволило удешевить строительство на 30 процентов.
Кольца города
К слову, обновленный мост — это лишь часть грандиозного плана по избавлению Гродно от автомобильных пробок. В настоящее время Сергей Лущ и его команда работают над пятой очередью, которая станет частью 36-километрового кольца вокруг города. В него входят железнодорожный мост через Неман в районе деревни Кошевники и подходы к нему с обеих сторон реки, а также выход на улицу Карского, в микрорайон Грандичи, строительство еще одного моста в районе деревни Баля Сольная с выездом в микрорайон Лососно и на уже построенное малое кольцо.
Без нового объездного кольца городу сложно будет развиваться и расти, особенно если учесть темпы возведения многоэтажек в новых микрорайонах согласно генплану до 2030 года. На строительство будущего кольца понадобится не менее 400 миллионов рублей.
— Первая развязка на М-6 была открыта осенью прошлого года, — отмечает Сергей Николаевич. — По ней пока нет большого движения. В обозримом будущем появится еще один мост в районе комбината строительных материалов. Это даст возможность для ремонта двух других гродненских мостов. Всего в городе их три, причем два — Поповичский и Румлевский — работают с большой перегрузкой. Их реконструкция назрела давно, однако во избежание транспортного коллапса ремонт откладывается.