рождение искусства колокольного звона на руси

История возникновения колоколов на Руси

РубрикаКультура и искусство
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления20.04.2016
Размер файла23,9 K

рождение искусства колокольного звона на руси. Смотреть фото рождение искусства колокольного звона на руси. Смотреть картинку рождение искусства колокольного звона на руси. Картинка про рождение искусства колокольного звона на руси. Фото рождение искусства колокольного звона на руси

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

1. Легенда об изобретении колокола

В первые годы и даже века христианства колокол не использовался славянами, хотя изобретен он был, согласно легенде, еще в IV веке Павлином Милостивым, епископом из итальянского города Нола. Будто бы возвращаясь после службы домой, прилег отдохнуть в поле и во сне увидел ангелов, которые держали в руках полевые цветы колокольчики, трепетавшие на ветру, услышал благостные звуки. Проснувшись под впечатлением чудного видения, епископ позвал мастера и приказал ему изготовить небольшие медные колокола наподобие полевых колокольчиков и научить их петь…

2. Появление колоколов на Руси

Колокола на Руси появились в 10 веке с принятием христианства, но широко распространились с конца XVI в. А в XVII-XX вв. они так широко и прочно вошли в церковный обиход, так слились с богослужением Русской Православной Церкви и с представлением о русском народном благочестии, что вопрос об их духовно-символическом значении заслуживает особого внимания.

3. О русских мастерах колокольного звона

Вплоть до XIX века создание колоколов на Руси было заслугой иностранных мастеров. Либо мастера для отливки приезжали к нам сами, либо колокола покупались в готовом виде. Судя по всему, многие из колоколов, звучавших на Руси в то время, были привозными. Сходство же всех дошедших до нас русских колоколов между собой и с западными аналогами позволяет утверждать, что в ту пору во всех христианских странах колокола изготовлялись по единому стандарту. Ранняя история колоколов на Руси прошла через те же этапы, что на Западе. Поначалу их отливали монахи, но довольно скоро дело перешло к ремесленникам. Готовые колокола обязательно освящались.

4. Русский способ звона

С открытием удобного язычного способа звона интерес к колоколам усиливается, и оживляется литье собственных отечественных колоколов. В летописи XIV века появляется первое дошедшее до нас имя русского литейщика. Невелики сведения о нем. Известно, что он жил в Москве, тогда еще деревянной, уступавшей внешним величием и числом жителей Ярославлю, Твери, Владимиру. Мастер московский был знаменит, и новгородский архиепископ приглашал его слить великий колокол для Софийского собора. На колоколах он оставил свое имя: «А лил мастер Бориско».

Согласитесь, что традиция «надписывать» колокола замечательна. Со временем она разовьется. И если первые русские колокола имели гладкую поверхность, то теперь начнут появляться орнаменты, письмена, подчас даже очень пространные. Надписи будто летопись, которая сообщает нам о возрасте, весе колокола, о событии, в честь которого он отлит, о заказчике и самих мастерах. На отдельных колоколах будут изображаться святые угодники, патриархи, цари и царицы. Иногда целые пейзажи и даже батальные сцены

А надпись мастера Бориски. Пусть она небольшая, но это первая радостная весточка из глубины веков о начавшемся русском колокололитейном деле.

5. Расцвет колокольного искусства на Руси

К колоколам поначалу относились с осторожностью, и они были только в великокняжеских и митрополичьих храмах. Однако XVI—ХVII века стали периодом расцвета колокольного искусства на Руси. Появляются такие замечательные мастера, как Александр Григорьев, братья Иван и Михаил Моторины и другие, которые разработали «русский профиль» колоколов. Мастера стремились к тому, чтобы у каждого колокола была мелодичная персональная звуковая окраска. В Россия появляются собственные колокололитейные заводы. Звучат на русских просторах в полный голос колокола, радуя своим голосом и простой люд, и царей, любивших и бывать на колокольне, и звонить собственноручно, и колокол отлить побольше в ознаменование своего царствования.

6. Знаменитые русские колокола. Царь-колокол

колокольный церковный звон

Общее число колоколов на Руси быстро росло. Петр Петрей, шведский подданный, побывавший в Москве в самом начале XVII в., пишет: «Церквей, монастырей и часовен в городе и за городом будто бы 4500. Не найдешь ни одной, где бы не висело по меньшей мере четырех или пяти, а в некоторых даже девяти или двенадцати колоколов, так что, когда они зазвонят все разом, то поднимается такой гул и сотрясение, что друг друга нельзя расслышать».

Путешественников, приезжавших в те годы в Россию, поражало не только обилие колоколов, но и их вес. Уже к середине XVI столетия русские колокола в этом отношении превзошли западные. Если на Западе колокола весом 100-150 пудов считались редкими, то в России они были довольно распространены.

Среди литейщиков, работавших в России, поначалу было немало мастеров, прибывших с Запада, что отмечается их прозвищами: Борис Римлянин, Николай Немчин, Петр Фрязин. Но в то же самое время выдвигались талантливые русские литейщики.

Харитон Попов, отливший Большой колокол Симонова монастыря в Москве, один из интереснейших по звучанию русских колоколов (1677 г., 1000 пудов).

В 1701 году колокол-великан стал жертвой большого московского пожара. Его осколки долго лежали посреди Кремля. В 1730 году вскоре после своего воцарения Анна Иоанновна повелела «тот колокол перелить вновь с пополнением, чтобы в нем в отделке было десять тысяч пудов».

Предполагалось поручить отливку иноземному мастеру, члену Парижской академии наук Жерменю, но тот, услыхав о весе будущего колокола, счел, что его разыгрывают. Тогда за дело взялись Иван Моторин с сыном Михаилом. Вес нового Царь-колокола по их проекту должен был составить 12 тысяч пудов.

В 1735 году исполинский колокол отлил его сын Михаил. Стали сооружать леса для подъема бронзового гиганта, но в 1737 году в Москве случился новый страшный пожар. Боясь, что колокол расплавится, сбежавшийся народ стал заливать его водой, раскаленный металл треснул, и от колокола отвалился кусок. В 1836 году Царь-колокол был поднят и установлен на гранитном пьедестале. На все века остался он самым тяжелым (более 200 тонн!) из всех колоколов, отливавшихся когда-либо в мире.

7. Истории и легенды о колоколах

Мастера хранили секреты колокольного производства, знали, что надо добавить в сплав, чтобы колокол звонил нежнее или звонче, поэтому у каждого мастера колокола по-своему пели, так, будто в колокол переходила часть его души. Возможно, поэтому колоколам, как людям, давали имена, во время военных действий их брали в плен, наказывали кнутами, ссылали, отрубали уши или язык…

В 1681 г. набатный колокол Московского Кремля был заключен в Никольско-Карельский монастырь за то, что своим звоном нарушил сон царя Федора Алексеевича. Столетие спустя, в 1771 г., занявший его место колокол по указу Екатерины II был снят с занимаемого места и лишен языка за то, что призвал народ к бунту.

Колокол был окружен на Руси чудесными легендами и назидательными поверьями. Испокон веку люди испытывают особые чувства к звону колоколов, верят в их необычайную, чудесную силу. Известно, что звонари не болеют простудными заболеваниями. Считается, что под колоколами проходит любая головная боль. В ночь перед Рождеством и на Пасху женщинам разрешалось потрогать язык большого колокола или веревку. Верили, что после этого будет легче забеременеть и родить ребенка…

Через колокол укрепляли русские люди связь с Творцом. Наполняли храмы удивительным изобилием колоколов, от небольших до поражавших мир громадных великанов. Колокола плакали, стонали, молились о русской земле в годы лихолетий. Когда же приходил конец страшной войне, ничто не могло сказать сильнее о народной радости, чем мощные ликующие звоны. Сразу после революции началась активная борьба с религией. Закрывались и разрушались храмы, а в еще действовавших запрещался колокольный звон. Специальных законодательных или правительственных актов по этому поводу не издавалось; в каждом городе, районе, селе разыгрывался типовой сценарий, согласно которому группа лиц обращалась к властям с просьбой избавить их от колокольного звона, который мешает работе, отдыху и т. п. Эта кампания приобрела особенно широкий и яростный размах на рубеже 20-30-х годов. Богоборцы отняли у Руси колокола; пустые глазницы колоколен и разрушенных храмов взирали на целое поколение людей, не знавших храма, Бога и поднебесного певца-колокола.

Колокола сбрасывались с колоколен, шли на переплавку. Так погибли многие подлинные шедевры колокололитейного искусства: Царь-колокол Троице-Сергиевой лавры, Большой колокол Симонова монастыря. Не продолжая этого списка, достаточно сказать, что в начале века в России было 39 колоколов весом 1000 пудов и более (что составляло три четверти от общего числа столь больших колоколов во всем мире). Из них до наших дней дошло всего лишь пять: Царь-колокол, Большой Успенский,»Реут» (Москва, Кремль), «Сысой»,»Полиелей» (Ростов Великий, Соборная звонница).

Издревле повелось, что самым горьким наказанием для побежденного города и народа, означавшим потерю волю, было лишение колоколов. В междоусобных войнах князья забирали друг у друга вечевые колокола. Государи, воюя, как важный военный трофей привозили иноземные «пленные» колокола. В двадцатые годы минувшего века это страшное лишение постигло всю русскую землю. Сегодня возрождаются монастыри и церковные приходы, а при них появляются звонницы с колоколами, вновь поющими песнь Богу.

9. Колокольный звон и его значение

Искусство русского церковного колокольного звона уникально и представляет собой не только великое духовное явление, но и подлинный шедевр мировой культуры.

Для традиционного канонического звона в принципе достаточно трех колоколов. Для насыщенности, красоты и индивидуальности звучания колоколов может быть значительно больше, но обычно они делятся на три группы.

Отсутствие мелодии в русском звоне не ограничивает его выразительности и богатства, не делает его монотонным и скучным. Один и тот же звон искусный звонарь нередко исполняет по-разному от случая к случаю, а на протяжении звона меняет его структуру, заставляя слушателей воспринимать его с неослабевающим вниманием. Недаром русский колокольный звон неоднократно сравнивали с симфонией.

10. Возрождение колокольного искусства

Последняя четверть XX в. отмечена небывалым всплеском интереса русских ученых к вопросам, связанным с колоколами и колокольным звоном в России. Возникли новые научные направления, стали проводиться научные конференции, фестивали колокольного искусства.

В 1989 г. создана Ассоциация колокольного искусства, целью которой стало возрождение и развитие традиций русского колокольного звона. В Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, в Воронеже, на Урале отливаются прекрасные колокола. С опустевших в советское время колоколен вновь звучит колокольный звон.

В чем же загадка колокола? Откуда в нем столько притягательных свойств, столько чудесных сил, обращенных к одушевленной и неодушевленной природе?

На Руси колокола размеряли поступь времени, били тревогу, когда случался пожар или иное бедствие, когда вспыхивал мятеж или приближался неприятель, собирали воинов и напутствовали их на битву, ликовали, встречая победителей, приветствовали знатных гостей. Они придавали жизни каждого города и села четкий, звучный ритм, возвещая время бодрствовать и время спать, время молитвам и время житейской суете, время трудиться и время отдыхать, время веселью и время скорби.

С развитием колокольного литья и повсеместным распространением церковных колоколов колокольный звон стал одним из характерных элементов русского православного богослужения. Со времен княжеских, от Древней Руси, самые судьбоносные события в истории нашего Отечества, нашей Церкви отмечены именно колокольным звоном. Звон колоколов сопровождал каждого человека всю жизнь, этот мир колокольных звуков был столь же естественным для каждого, как, например, солнечный свет или дуновение ветра. Церковные колокола и церковный звон являются великой духовной святыней, колокольные традиции должны бережно сохраняться и впредь для потомков.

Список использованной литературы

1. Кавельмахер В.В. Способы колокольного звона и древнерусские колокольни // Колокола. История и современность. М., 1985 г.

2. Шашкина Т.Б. Колокольная бронза // Колокола: История и современность. М., 1985 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Духовная музыка как неотъемлемая часть культурного наследия, сокровищница общенародных духовных ценностей. История колокольного звона и его основные виды (благовест и собственно звон). Технология изготовления колоколов. Целительная сила церковного звона.

реферат [181,4 K], добавлен 16.02.2012

История создания Богородице-Рождественского Саввино-Сторожевского монастыря, его развитие и преображение под покровительством императора Иоанна Грозного и Алексея Михайловича. Внутренняя отделка монастыря и его историческое значение для всей России.

реферат [31,7 K], добавлен 10.07.2009

История художественной культуры в начале ХХ века. Основные течения, художественные концепции и представители русского авангарда. Формирование культуры советской эпохи. Достижения и трудности развития искусства в тоталитарных условиях; явление андеграунда.

презентация [801,2 K], добавлен 24.02.2014

реферат [164,1 K], добавлен 27.06.2010

Кино как одно из самых молодых, самых массовых искусств. История его возникновения, развитие жанров и видов кинематографа. Технические тонкости восприятия кино человеческим глазом. Кино как явление технократической культуры, предтеча телевидения.

контрольная работа [29,6 K], добавлен 04.04.2010

Источник

Колокольный звон на Руси

В то же время церковный колокол воспринимался как священный предмет, к которому относились с почтительным благоговением. Колоколу приписывалась чудотворная сила, считалось, что он способен своим звоном предотвращать стихийные бедствия и отгонять от людей вражью силу. «Чин благословления кампана, сиесть колокола или звона», содержащийся в Большом Требнике, включает диаконские прошения «о еже подати ему благодать, яко да вси слышащие звенение его, или во дни, или во нощи, возбудятся ко славословию святаго имени Божия»; «о еже гласом звенения его утолится и утишится и престати всем ветром зельным, бурям же, громом и молниям, и всем вредным безведриям, и злотворенным воздухом», «о еже отгнати всю силу, коварства же и наветы невидимых врагов, от всех верных своих глас звука его слышащих, и к деланию заповедей своих возбудити я». А в молитвах, следующих за ектенией, священник произносит:

И ныне, Владыко Пресвятый. и кампан сей. благодатию всеосвящающаго Твоего Духа благослови и освяти, и влей в онь силу благодати Твоея, да услышавши вернии раби Твои глас звука его, в благочестии и вере укрепятся, и мужественно всем диавольским наветом сопротивостанут. Да утолятся же и утишатся и престанут нападающие бури ветренныя, грады же и вихри, и громы страшнии, и молния, и злорастворенныя и вредныя воздухи гласом его.

И ныне, Пресвятой Владыка. колокол сей. благодатью всеосвящающего Духа Твоего благослови и освяти и влей в него силу благодати Твоей, чтобы верные рабы Твои, услышав звук голоса его, укреплялись в благочестии и вере и мужественно противостояли всем дьявольским наветам. Пусть же от голоса его успокоятся и прекратятся все бури ветров, грады и вихри, страшные громы и молнии, ненастная и вредная погода…

Владыко Боже Отче Вседержителю, Иже трубным гласом седмию жрец идущих пред кивотом свидения, Иерихонским твердым стенам пасти и разрушится сотворил еси. Ты и ныне кампан сей небесным Твоим благословением исполни, яко да глас звенения его услышавше противныя воздушныя силы далече от град верных Твоих отступят. трескания же молний, нападение града и вся вредная воздухов злорастворения. да утолятся, утихнут и отступят. 300

Владыко Боже, Отец Вседержитель, Который сделал так, что благодаря звуку труб семи жрецов, идущих перед ковчегом завета, пали и разрушились твердые стены Иерихона. Ты и теперь наполни этот колокол Твоим небесным благословением, чтобы, услышав голос звона его, сопротивные воздушные силы далеко отступили от городов верных Твоих. громыхания же молний, выпадение града и все стихийные бедствия. да прекратятся, утихнут и отступят.

Помимо упоминания об Иерихонских трубах (см.: Нав. 6:1–19 ), «Чин благословения кампана» включает также чтение из книги Чисел, где содержится следующее повеление Божие: Сыны Аароновы, священники, должны трубить трубами: это будет вам постановлением вечным в роды ваши. И в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами при всесожжениях ваших, и при мирных жертвах ваших; и это будет напоминанием о вас перед Богом вашим ( Чис. 10:8, 10 ). Таким образом, колокол воспринимается как преемник ветхозаветных труб, выполнявших сигнальные и иные функции, связанные как с военными действиями, так и с богослужебным культом.

Своего наивысшего расцвета искусство колокольного звона на Руси достигло в XVI-XIX веках. К этому времени наиболее употребительными стали языковые колокола, издававшие звон благодаря удару языка по корпусу колокола, остававшемуся неподвижным (или почти неподвижным) во время звона. Языковые колокола постепенно вытеснили более древние, заимствованные с Запада «очепные» колокола, из которых звук извлекался посредством раскачивания самого колокола, ударявшегося о неподвижно висевший язык. Наборы языковых колоколов разной величины составляли непременную принадлежность звонниц и колоколен, пристраивавшихся к крупным храмам и соборам. Колоколами управляли либо непосредственно с колокольни (звонницы), либо с земли, для чего к языкам колоколов прикрепляли канаты. Для извлечения звука из большого количества колоколов звонарь пользовался пальцами обеих рук, а также правой ногой (как правило, ногой приводился в движение язык наиболее мощного и тяжелого колокола). Нередко для управления большим количеством колоколов привлекалось несколько звонарей.

Приезжавшие в Россию в XVI-XVII столетиях иностранцы восхищались мощью и размерами русских колоколов. Польский военачальник Самуил Маскевич, воевавший на стороне Лжедимитрия, в своих мемуарах описывает колокольню Ивана Великого:

Производство колоколов в России достигло огромных размеров в XVIII-XIX веках. На рубеже XIX и XX веков в России действовало около двадцати колокололитейных заводов, а общее количество колоколов русских храмов и монастырей исчислялось, по-видимому, сотнями тысяч:

рождение искусства колокольного звона на руси. Смотреть фото рождение искусства колокольного звона на руси. Смотреть картинку рождение искусства колокольного звона на руси. Картинка про рождение искусства колокольного звона на руси. Фото рождение искусства колокольного звона на руси

Приведенная запись весьма условна, поскольку каждый колокол, помимо основного тона, включает в себя многочисленные обертоны, не укладывающиеся в обычную шкалу темперированного звукоряда. Именно в этом – секрет того особого воздействия, которое звук колокола оказывает на слух человека:

Можно говорить о некотором основном тоне колокола, по которому оценивается высота его звучания: к нему всегда приложен богатый и характерный набор добавочных чистых тонов, более низких и более высоких. Отсюда – богатство оттенков, разнообразие тембров, которые позволяют различать голоса колоколов, даже совпадающих по высоте основного тона, богатство эпитетов, которыми мы характеризуем их звучание: звонкое, глухое, резкое, мягкое. 304

рождение искусства колокольного звона на руси. Смотреть фото рождение искусства колокольного звона на руси. Смотреть картинку рождение искусства колокольного звона на руси. Картинка про рождение искусства колокольного звона на руси. Фото рождение искусства колокольного звона на руси

Данные выводы основаны на изысканиях выдающегося знатока колокольного дела К.К. Сараджева (1900–1942), чья деятельность приходится на 1920—1930—е годы, когда по всей России взрывались храмы, а колокола сбрасывались с колоколен и варварски уничтожались. Пытаясь сохранить московские колокола от гибели, Сараджев предпринял героический труд по их каталогизации. Кроме того, он устроил показательную звонницу, при помощи которой давал «колокольные концерты», ходатайствовал в Наркомпросе о разрешении на открытие звонницы в Парке культуры и отдыха. Искусство Сараджева красочно описала Анастасия Цветаева, сестра великой поэтессы, в повести «Сказ о звонаре К.К. Сараджев московском»:

Сараджеву принадлежит уникальный труд – «Список индивидуальностей больших колоколов всех колоколен г. Москвы». Этот труд не был опубликован при жизни автора: он сохранился в виде рукописи в архиве Института русской литературы (Пушкинского дома) и увидел свет лишь в 1977 году. Обладавший сверхтонким слухом, Сараджев различал в московских колоколах от шести до двадцати шести обертонов (как правило, чем больше колокол, тем большее количество обертонов он содержит). В общей сложности Сараджев обследовал 295 колоколен и записал звукоряды 317 колоколов. Многие из этих колоколов были уничтожены еще при жизни Сараджева, другие после его смерти. Таким образом, записи Сараджева, подобно надписям на надгробных плитах, остались единственной памятью о существовании этих колоколов-мучеников, разделивших судьбу всей Церкви и сотен тысяч ее членов в эпоху жесточайших гонений на веру.

Рукопись Сараджева позволяет составить некоторое представление не только о звуковом спектре колоколов, но и о подборе колоколов для одной звонницы (в нескольких случаях Сараджев дает более чем по одному колоколу из подбора). Наиболее интересен подбор колоколов на Колокольне Ивана Великого в Московском Кремле, где самый большой колокол включает, помимо основного тона, 26 обертонов:

рождение искусства колокольного звона на руси. Смотреть фото рождение искусства колокольного звона на руси. Смотреть картинку рождение искусства колокольного звона на руси. Картинка про рождение искусства колокольного звона на руси. Фото рождение искусства колокольного звона на руси

Колокольный звон разделяется на несколько видов или жанров. Благовестом называются равномерные удары в один и тот же колокол (благовест совершается перед началом всякого богослужения, но в праздники благовест переходит в звон, а в будни не переходит). Перезвон – это поочередные удары в разные колокола: от самого низкого до самого высокого. Перебор – поочередный звон во все колокола в нисходящем порядке, после чего ударяют во все колокола вместе. Трезвоном называют наиболее торжественный, праздничный звон в несколько (5, 10, 12 и более) колоколов. Что же касается термина «звон», то он применяется ко многим видам разноритмичных ударов в несколько колоколов. В соответствии со своим назначением звоны могут иметь собственные наименования: красный (пасхальный, торжественный, особенно красивый), встречный (бывающий на встречу архиерея), водосвятный (к водосвятному молебну), погребальный, молебный и др. Некоторые ростовские звоны связаны с именами митрополитов или известных звонарей: Ионафановский, Акимовский, Егорьевский, Ионинский.

Характер звона в значительной степени определяется высотой и мощью используемых колоколов. Но не менее важными являются другие составляющие звона – его ритм и темп. Пасхальный звон, например, характеризуется подвижным темпом, использованием высоких колоколов и мелких долей. Для погребального звона, напротив, характерно использование медленного темпа, крупных долей и низких тембров. Благодаря богатству и разнообразию тембров, ритмов и темпов мастерам колокольного звона удавалось передавать самые разные состояния – от тревоги (удары в набат) и скорби (погребальный звон) до торжественной радости и ликования (праздничный или пасхальный трезвон).

рождение искусства колокольного звона на руси. Смотреть фото рождение искусства колокольного звона на руси. Смотреть картинку рождение искусства колокольного звона на руси. Картинка про рождение искусства колокольного звона на руси. Фото рождение искусства колокольного звона на руси

Колокольный звон употребляется не только перед богослужением, но и во время богослужения, возвещая о наиболее важных его моментах. В частности, во время литургии в колокола звонят на евхаристическом каноне. На всенощном бдении звон полагается в начале утрени, а во время пения полиелея положен праздничный трезвон. Сочетание трезвона, совершаемого вне храма, с пением внутри него создает неповторимый акустический эффект, придавая соответствующим моментам богослужения праздничный и торжественно-ликующий характер.

Владышевская . Музыкальная культура Древней Руси. С. 208. Косвенным (и достаточно поздним) подтверждением западного происхождения колокольных звонов на Руси является выражение «малиновый звон», указывающее на бельгийский город Малин (Мехеден), крупнейший средневековый центр колокольного литья.

История колокольного дела в России. С. 2.

Владышевская . Музыкальная культура Древней Руси. С. 209.

Требник (изд. 1944). С. 207 об.–208 об.

Устрялов. Сказание современников о Димитрии Самозванце. Ч. 2. С. 125.

История колокольного дела в России. С. 4.

Владышевская. Музыкальная культура Древней Руси. С. 231–232.

Пухначев. Загадки звучащего металла. С.22.

Благовещенская. Звуковые спктры. С. 35.

Цветаева, Сараджев. Мастер волшебного звона. С. 13–14. В 1975 году, готовая свою повесть к публикации, Анастасия Цветаева послала один ее экземпляр Д.Д. Шостаковичу. Великий композитор ответил со свойственной ему сдержанностью: «Вашу повесть я прочитал с большим интересом. Все, что касается музыки, написано вполне убедительно и не вызвало у меня никаких возражений» (цит. по: Цветаева, Сарджев. Мастер волшебного звона. С. 8).

Благовещенская. Звуковые спектры. С. 35.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *