розанова история русской музыки чайковский

Розанова история русской музыки чайковский

розанова история русской музыки чайковский. Смотреть фото розанова история русской музыки чайковский. Смотреть картинку розанова история русской музыки чайковский. Картинка про розанова история русской музыки чайковский. Фото розанова история русской музыки чайковский

розанова история русской музыки чайковский. Смотреть фото розанова история русской музыки чайковский. Смотреть картинку розанова история русской музыки чайковский. Картинка про розанова история русской музыки чайковский. Фото розанова история русской музыки чайковский

ТЕОРИЯ МУЗЫКИ • ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ запись закреплена

• ИСТОРИЯ РУССКОЙ МУЗЫКИ В 10 ТОМАХ •

Том 2.
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА (Ю. В. Келдыш)
ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ МУЗЫКИ В ПОСЛЕПЕТРОВСКУЮ ПОРУ (30—60-е годы) (Ю. В. Келдыш)
ИНОСТРАННЫЕ ОПЕРНЫЕ ТРУППЫ В РОССИИ.
Итальянская опера (Ю. В. Келдыш)
Французская комическая опера (О. Е. Левашева)
ПЕСНЯ В РУКОПИСНЫХ СБОРНИКАХ (Ю. В. Келдыш).
РАЗВИТИЕ ЖАНРА «РОССИЙСКОЙ ПЕСНИ» (О. Е. Левашева)
ЗАПИСИ И ИЗУЧЕНИЕ НАРОДНОЙ ПЕСНИ (Ю. В. Келдыш).
РУССКАЯ КОМПОЗИТОРСКАЯ ШКОЛА И ЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (О. Е. Левашева)

Том 3.
НАЧАЛО РУССКОЙ ОПЕРЫ (О. Е. Левашева).
В. А. ПАШКЕВИЧ (Е. М. Левашев)
Е. И. ФОМИН (Ю. В. Келдыш)
ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА (А. В. Лебедева)
М. С. БЕРЕЗОВСКИЙ (Е. М. Левашев, А. В. Полехин)
Д. С. БОРТНЯНСКИЙ (Ю. В. Келдыш)
КАМЕРНАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА (О. Е. Левашева)
И. Е. ХАНДОШКИН (Б. В. Доброхотов)
КОНЦЕРТНАЯ ЖИЗНЬ (А. М. Соколова)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР (Е. М. Левашев).

Том 4.
ОПЕРНЫЙ ТЕАТР (Ю. В. Келдыш)
БАЛЕТНЫЙ ТЕАТР (А. М. Соколова)
О. А. КОЗЛОВСКИЙ (А. М. Соколова)
К. А. КАВОС И РУССКАЯ ОПЕРА (Ю, В. Келдыш).
С. И. ДАВЫДОВ (ТО. В. Келдыш)
А. Н. ТИТОВ (Л. А. Орлова)
С. А. ДЕГТЯРЕВ (Е. М. Левашев)
ВОКАЛЬНАЯ КАМЕРНАЯ МУЗЫКА (О. Е, Левашева)
КАМЕРНАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА (Л. М. Бутир)
КОНЦЕРТНАЯ ЖИЗНЬ (А. М. Соколова).
МЫСЛЬ О МУЗЫКЕ (Т. В. Корженьяц).

Том 5.
А. А. АЛЯБЬЕВ
А. Н. ВЕРСТОВСКИЙ (Ю. В. Келдыш)
НАРОДНЫЕ ИСТОКИ БЫТОВОГО РОМАНСА.
ПЕСЕННЫЕ СБОРНИКИ Д. Н. КАШИНА, И. А. РУПИНА, А, Л. ГУРИЛЕВА (О. Е. Левашева)
А. Е. ВАРЛАМОВ (Я. А. Листова)
А. Л. ГУРИЛЕВ (О. Е. Левашева)
М. И. ГЛИНКА (О. Е. Левашева)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР (Ю. В, Келдыш).
КОНЦЕРТНАЯ ЖИЗНЬ (А. М. Соколова).
МУЗЫКАЛЬНО-КРИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ (Ю. В. Келдыш).

Том 7.
МУЗЫКАЛЬНАЯ КРИТИКА И НАУКА (Ю. В. Келдыш)
А. Г. РУБИНШТЕЙН (Л. 3. Корабельникова)
М. А. БАЛАКИРЕВ (Ю. В. Келдыш)
Ц. А. КЮИ (Т. В. Корженьянц)
М. П. МУСОРГСКИЙ (М. Л. Сабинина)
А. П. БОРОДИН (Е. М. Левашев)

Том 8.
Н. А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (М. П. Рахманова)
Творческий путь (1844-1894)
Оперное творчество
Симфоническое творчество
Другие жанры
П. И. ЧАЙКОВСКИЙ (Ю. Я. Келдыш)
Музыкальная позиция. Мировоззрение. Вехи творческого пути
Симфоническое творчество
Музыкально-театральные жанры
Концертные и камерные инструментальные сочинения
Камерная вокальная лирика
Кантаты и хоровая музыка
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР (1870-1890) (О. Е. Левашева)
КОНЦЕРТНАЯ ЖИЗНЬ. (А. М. Соколова)
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (Л. 3. Корабельникова)

Том 9.
РУССКАЯ МУЗЫКА НА РУБЕЖЕ XIX и XX веков (Ю. В. Келдыш)
Н. А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1890-е и 1900-е годы) (М. П. Рахманова)
С. И. ТАНЕЕВ (Л.З. Корабельникова)
А. К. ГЛАЗУНОВ (Ю.В. Келдыш)
А. К. ЛЯДОВ (А. М. Соколова)
КОМПОЗИТОРЫ ПЕТЕРБУРГСКОЙ И МОСКОВСКОЙ ШКОЛ (Ю. В. Келдыш)

Источник

Розанова история русской музыки чайковский

Первая часть второго выпуска учебника является продолжением первого, положившего начало новой серии учебников по истории русской музыки для музыкальных вузов.
Очередной выпуск посвящен музыкальной культуре второй половины XIX века. В нем рассматривается творчество А. Рубинштейна, А. Серова, Ц. Кюи, М. Балакирева и А. Бородина.
Предназначается для студентов музыкальных вузов.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава I. РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА 60-70-х ГОДОВ XIX ВЕКА

Общественная жизнь
Развитие художественной культуры
Русское музыкальное общество и первые консерватории
Концертная жизнь
Оперный театр
Музыкальная критика
Фольклор и древняя церковная музыка
Композиторское творчество
Рекомендуемая литература

Глава II. А. Г. РУБИНШТЕЙН (1829-1894)
Творческий путь
(Детство и юность. 1848—1854. Россия. 1854—1858. 1858—1867. Рубинштейн — организатор музыкальной жизни в России. Жизнь и композиторское творчество конца 1860-х — начала 1890-х годов. Исполнительская деятельность конца 1860-х — 1880-х годов. Рубинштейн-пианист. Последние годы. Литературные сочинения)
Инструментальная музыка
(Симфонии. Программные произведения. Инструментальные концерты. Камерные ансамбли. Произведения для фортепиано)
Оперное творчество
(«Демон»)
Краткая хронология жизни и творчества
Основные произведения
Рекомендуемая литература

Глава III. А. Н. СЕРОВ (1820-1871)
Творческий путь
(Музыкальный критик, исследователь и просветитель.)
Оперное творчество
(Оперные планы 40—50-х годов. Оперная эстетика Серова. «Юдифь». «Рогнеда». «Вражья сила»)
Краткая хронология жизни и творчества
Основные произведения
Рекомендуемая литература

Глава IV. Ц. А. КЮИ (1835-1918)
Творческий путь
(Кюи — музыкальный критик. Жизнь и творчество второй половины 1870-х — 1910-х годов. Оперы)
Оперное творчество
(«Вильям Ратклиф». «Анджело»)
Камерно-вокальные сочинения
Инструментальная музыка
Краткая хронология жизни и творчества
Основные произведения
Рекомендуемая литература

Глава V. М. А. БАЛАКИРЕВ (1836-1910)
Творческий путь
Симфоническое творчество
— Увертюры и поэмы на народные темы (Увертюра на тему испанского марша. «Увертюра на темы трех русских песен». Симфоническая поэма «Русь». Симфоническая поэма «В Чехии»)
— Произведения крупной формы 1880-1900-х гг. (Симфоническая поэма «Тамара». Первая симфония C-dur. Вторая симфония d-moll. Фортепианный концерт Es-dur. Музыка к трагедии «Король Лир»)
Камерная музыка
— Фортепианные произведения (Allegro de Concert. «Воспоминания об опере «Жизнь за царя» Глинки. Фантазия «Исламей»)
— Обработки русских народных песен
— Вокальное творчество («Приди ко мне», «Исступление», «Оседлаю коня», «Сон», «Песня золотой рыбки», «Песня Селима», «Грузинская песня», «Запевка», «Среди цветов», «Догорает румяный закат», «Не пенится море», «Шепот, робкое дыханье», «Пустыня», «Когда волнуется желтеющая нива», «Вчерашняя ночь»)
Краткая хронология жизни и творчества
Основные произведения
Рекомендуемая литература

Глава VI. А. П. БОРОДИН (1833-1887)
Личность
Творчество
Оперный эпос («Князь Игорь»)
Симфонический эпос (Вторая симфония)
-Эволюция симфонического творчества (Первая симфония. Третья симфония)
Камерная музыка
(Инструментальная музыка. Камерно-вокальная музыка)
Краткая хронология жизни и творчества
Основные произведения
Рекомендуемая литература

Источник

Книги, литература, биография композитора, ноты к произведениям

СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЧАЙКОВСКОГО

ОПЕРЫ
«Воевода» (1868) «Ундина» (1869) «Опричник» (1872)
«Кузнец Вакула» (1874), 2-я ред. — «Черевички» (1885)
«Евгений Онегин» (1878)
«Орлеанская дева» (1879)
«Мазепа» (1883)
«Чародейка» (1887)
«Пиковая дама» (1890)
«Иоланта» (1891)

БАЛЕТЫ
«Лебединое озеро» (1876)
«Спящая красавица» (1889)
«Щелкунчик» (1892)

МУЗЫКА К ТЕАТРАЛЬНЫМ СПЕКТАКЛЯМ
«Снегурочка» (1873)

СИМФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Первая симфония «Зимние грезы» (1866)
Вторая симфония (1872, ок. ред. — 1879)
Третья симфония (1875)
Четвертая симфония (1877)
«Манфред» (1885)
Пятая симфония (1888)
Шестая симфония — «Патетическая» (1893)

УВЕРТЮРЫ-ФАНТАЗИИ
«Ромео и Джульетта» (1869, 2-я ред. — 1870, 3-я ред. — 1880) «Гамлет» (1888)

ФАНТАЗИИ
«Фатум» (1868) «Буря» (1873)
«Франческа да Римини» (1876)

УВЕРТЮРЫ (ВСЕГО 5)
«Гроза» (1864) «1812 год» (1880)

ДРУГИЕ СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ ОРКЕСТРА
«Итальянское каприччио» (1880)
«Серенада для струнного оркестра» (1880)
«Воевода» — баллада (1891)
4 оркестровые сюиты (1879, 1883, 1884, 1887)

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КОНЦЕРТЫ И КОНЦЕРТНЫЕ ПЬЕСЫ
3 концерта для фортепиано с оркестром (1875, 1880—1893, 1893)
Концерт для скрипки с оркестром (1878)
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (1876)
«Меланхолическая серенада» (1875)
«Вальс-скерцо» (1877)

ХОРОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
4 кантаты, в том числе «Москва» (1883)
«Литургия Иоанна Златоуста» (1878)
«Всенощное бдение» (1881)
Хоры a cappella: «Соловушко», «Ночевала тучка золотая», «Вечер» и др,

КАМЕРНЫЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ
3 струнных квартета (1871, 1874, 1876)
Фортепианное трио «Памяти великого художника» (1882)
«Воспоминание о Флоренции», струнный секстет (1892)

ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Свыше 100, в том числе: Романс фа минор ор. 5,
Вальс фа-диез минор ор 40, «Ната-вальс», «Думка», «Детский альбом» (24 легкие пьесы, 1878),
«Времена года» (1876), Соната до-диез минор,
Большая соната соль мажор, Шесть пьес ор. 19, Шесть пьес ор. 51, 18 пьес ор. 72.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СКРИПКИ С ФОРТЕПИАНО
«Размышление», «Вальс-скерцо», «Мелодия» ор. 42

КАМЕРНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Свыше 100 романсов (ор. 6, 25, 27, 28, 38, 47, 54, 57, 60, 63, 65, 73)
Шесть дуэтов ор. 46

Источник

Книги, литература, биография композитора, ноты к произведениям

КРАТКАЯ ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

1840 Рождение П. И. Чайковского в городе Воткинске. 25 апреля

Ок. 1845 Начало занятий музыкой с М. М. Пальчиковой.

1848 Переезд семьи Чайковских в Петербург, поступление в пансион, продолжение занятий на фортепиано.

1849 Возвращение семьи на Урал, жизнь в городе Алапаевске.

1850 Поступление в Училище правоведения в Петербурге.

1855 Начало занятий музыкой с Р. В. Кюндиигером.

1859, май Окончание Училища правоведения. Начало службы в департаменте Министерства юстиции.

1861, осень Поступление в Музыкальные классы при Русском музыкальном обществе (отделение теории композиции Н. И. Зарембы).

1862, сентябрь Поступление во вновь открывшуюся Петербургскую консерваторию.

1862—1865 Занятия в классах Н. И. Зарембы (теория музыки, муз. форма), А. Г. Рубинштейна (инструментовка и свободное сочинение). Ученические работы: увертюра к драме А. Н. Островского «Гроза», «Характерные танцы» для оркестра и др.; выпускная экзаменационная работа — кантата «К радости» (на текст оды Ф. Шиллера).

1866, январь Переезд в Москву по приглашению Н. Г. Рубинштейна. Начало педагогической работы в Московской консерватории (общие курсы теории, гармонии, в дальнейшем — специальные курсы инструментовки, свободного сочинения). Первая симфония (ок. ред. 1874).

1867 Знакомство с В. В. Стасовым. Фортепианные пьесы ор. 1 и 2. Начало работы над оперой «Воевода» (премьера 1809).

1868 Знакомство и начало дружественных отношений с М. А. Балакиревым и другими членами «Могучей кучки».
март Первое выступление в качестве музыкального критика (статья «По поводу „Сербской фантазии» г. Римского-Корсакова» в «Современной летописи»), фортепианные пьесы ор. 4, 5, симфоническая фантазия «Фатум».

1869 Переложение для фортепиано в 4 руки «50 русских народных песен». Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (ок. ред. 1880), романсы ор. 6 и др.

1870 Начало работы над оперой «Опричник» (завершена в 1972). Фортепианные пьесы ор. 7, 8, 9 и др.

1871 Начало систематической музыкально-критической работы.
Подготовка «Руководства к практическому изучению гармонии» (изд. в 1872). Первый струнный квартет.

1872 Вторая симфония (1-я ред. 1873; ок, ред. 1879), кантата на открытие Политехнической выставки, фортепианные пьесы ор. 10, романсы ор. 16.

1873 Музыка к «Снегурочке» А. Н. Островского, симфоническая фантазия «Буря», фортепианные пьесы ор. 19, 21.

1874 Второй струнный квартет. Опера «Кузнец Вакула».

1875 По классу Чайковского окончил Московскую консерваторию С. И. Танеев. Начало работы над «Лебединым озером» (завершена в 1876). Третья симфония, Первый концерт для фортепиано с оркестром, циклы романсов ор. 25, 27, 28, «Меланхолическая серенада» для скрипки с оркестром.

1876 Поездка в Байрейт на Вагнеровские торжества. Встреча с Вагнером и Листом.
декабрь Начало переписки с Н. Ф. фон Мекк. Знакомство сЛ. Н. Толстым. Третий квартет, фантазия «Франческа да Римини», цикл «Времена года», «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром.

1877 Женитьба на А. И. Милюковой.
октябрь Отъезд за границу в связи с острым нервным расстройством.

1877 Четвертая симфония. Начало работы над «Евгением Онегиным» (завершена в январе 1878).

1878 Пребывание за границей. Возвращение в Москву.
октябрь Уход из Московской консерватории. Концерт для скрипки с оркестром. Большая соната для фортепиано, «Детский альбом», Шесть романсов ор. 38, «Литургия Иоанна Златоуста».
декабрь Начало работы над «Орлеанской девой» (завершена в августе 1879).

1879 Пребывание за границей и возвращение на родину,
апрель Первая сюита для оркестра.
ноябрь Начало работы над Вторым концертом для фортепиано с оркестром (завершен в апреле 1880).

1880 Семь романсов ор. 47.
октябрь Серенада для струнного оркестра,
ноябрь Торжественная увертюра «1812 год».

1881 Пребывание за границей и на родине. «Всенощное бдение».
Начало работы над оперой «Мазепа» (завершена в апреле 1883).

1882 Пребывание за границей и на родине.
июль Постановка «Орлеанской девы» в Праге. Трио «Памяти великого художника», шесть пьес для фортепиано ор. 51.

1883 Пребывание за границей, возвращение в Москву, Петербург,
май Исполнение кантаты «Москва» в Грановитой палате Московского кремля.
октябрь Вторая сюита для оркестра, 16 песен для детей.

1884 Третья сюита для оркестра, Шесть романсов ор. 57.

1885 февраль Переезд на жительство в Майданово.
Избрание директором Московского отделения РМО. март «Черевички» (в 1-й ред. — «Кузнец Вакула»).
сентябрь «Манфред», симфония-поэма по Байрону.

1886 март Поездка в Тифлис (встречи с М. Ипполитовым-Ивановым).
Поездка во Францию. Встречи в Париже с П. Виардо, Делибом, Л ало, Форе.
декабрь Репетиции «Черевичек» в Большом театре, п/у Чайковского,
12 романсов ор. 60.

1887 декабрь Концертная поездка по городам Европы. Знакомство в Лейпциге с Брамсом, Григом Начало дирижерской деятельности (концерт в зале Гевандхауза). «Чародейка», «Моцартиана», шесть романсов ор. 63.

1888 Концертная поездка по Европе. Знакомство с Риманом, Малером, Дворжаком.
Пятая симфония, Увертюра фантазия «Гамлет», шесть романсов ор. 65.

1889 Концертная поездка за границу. Успех и признание Чайковского — композитора и исполнителя.
октябрь Знакомство с А. П. Чеховым. «Спящая красавица».

1890 Поездка за границу. Поездка на юг России.
декабрь Чествование Чайковского в Петербурге по случаю 25-летия музыкальной деятельности.
«Пиковая дама», Секстет «Воспоминание о Флоренции».

1891 Пребывание за границей. Концерты в Америке. Музыка к трагедии «Гамлет», три хора (без ор.), симфоническая баллада «Воевода», «Иоланта».

1892 Концертные поездки за границу. Присутствует на представлении «Евгения Онегина» в Гамбурге о/у Малера. Присутствие на премьере «Пиковой дамы» в Праге.
ноябрь Избрание членом-корреспондентом Парижской академии изящных искусств.
«Щелкунчик», симфония ми-бемоль мажор (не закончена).

Источник

Российский институт искусствознания министерства культуры и туризма Российской федерации

История русской музыки в 10-ти (десяти) томах
для музыкантов, специалистов смежных видов искусств, эстетиков, культурологов
Работа написана с новых позиций исторической науки о музыке

для информации
только описание

розанова история русской музыки чайковский. Смотреть фото розанова история русской музыки чайковский. Смотреть картинку розанова история русской музыки чайковский. Картинка про розанова история русской музыки чайковский. Фото розанова история русской музыки чайковский
История русской музыки
Том первый
Древняя Русь XI-XVII века
Автор тома Ю.В. Келдыш
“Музыка”, 1983г.

розанова история русской музыки чайковский. Смотреть фото розанова история русской музыки чайковский. Смотреть картинку розанова история русской музыки чайковский. Картинка про розанова история русской музыки чайковский. Фото розанова история русской музыки чайковский
История русской музыки
Том второй
XVIII век
Часть первая
Авторы тома: Ю.В. Келдыш и О.В. Левашева
“Музыка”, 1984г.

ВВЕДЕНИЕ (О. Е. Левашева)
В развитии современной искусствоведческой науки исследование русского художественного наследия XVIII века составляет одну из самых важных и неотложных задач.
Это был век активной перестройки общественного сознания, формирования национальных школ в русском искусстве. Огромные сдвиги в области идеологии и культуры, утрата политического господства церкви и укрепление нового светского мировоззрения, рост русского государства и его прочное утверждение в европейской международной системе вызвали к жизни мощный приток творческих сил. Освобожденное от суровых норм средневекового религиозного аскетизма, русское искусство смело вошло в строй общеевропейской культуры и сразу же заявило о себе как о своеобразном и самобытном явлении, берущем свои истоки и жизни народа. Формируется русская литература нового времени, закладываются основы нового литературного языка. Образный строй русской действительности, психологический склад русского человека впервые получают глубокое воплощение в живописи, в творениях русских художников. На протяжении всего века активно развивается богатейшее искусство русских зодчих, достигшее вершин в период архитектурного классицизма; «из тьмы лесов, из топи блат» рождается молодая столица государства Российского — град Петра. И наконец, в последней трети века впервые проявляет себя национальная композиторская школа — В опере, в монументальной хоровой музыке и в камерных жанрах. далее читайте в книге.

розанова история русской музыки чайковский. Смотреть фото розанова история русской музыки чайковский. Смотреть картинку розанова история русской музыки чайковский. Картинка про розанова история русской музыки чайковский. Фото розанова история русской музыки чайковский
История русской музыки
Том третий

XVIII век
Часть вторая
Авторы тома: Б.В. Доброхотов, Ю.В. Келдыш, А.В. Лебедева, Е.М. Левашев, О.В. Левашева, А.В. Полехин, А.М. Соколова
“Музыка”, 1985г.

История русской музыки
Том четвертый

1800-1825
Авторы тома: Л.М. Бутир, Ю.В. Келдыш, Т.В. Корженьянц, Е.М. Левашев, О.В. Левашева, Л.А. Орлова, А.М. Соколова
“Музыка”, 1986г.

ВВЕДЕНИЕ (Ю. В. Келдыш)
Первая четверть XIX века была для России порой глубоких перемен и потрясений, затронувших все стороны ее общественной жизни и культуры. После мрачных годов царствования Павла I вступление на престол его наследника Александра I, казалось, сулило светлые перспективы. Новый император, говоривший о себе, что он «родился и умрет республиканцем», не скупился на обещания реформ. И на самом деле, первые годы его царствования характеризовались известной либерализацией. Но осуществленные в этот период или только намеченные реформы не затрагивали коренных вопросов российской действительности. Поэтому надежды на смягчение самодержавно-крепостнического гнета очень скоро сменились разочарованием и недовольством.

История русской музыки
Том пятый

1826-1850
Авторы тома: Ю.В. Келдыш, Т.В. Корженьянц, Е.М. Левашев, О.В. Левашева, Н.А. Листова, А.М. Соколова
“Музыка”, 1988г.

ВВЕДЕНИЕ (Ю. В. Келдыш)
Великие завоевания русской художественной культуры в после-декабристскую эпоху, отмеченную именами зрелого Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Глинки и Даргомыжского, Брюллова и Александра Иванова, Щепкина и Мочалова, были достигнуты в борьбе с жесточайшим политическим и духовным гнетом, тяготевшим над страной на протяжении трех мрачных десятилетий царствования Николая I. Учинив беспощадную расправу над участниками восстания 24 декабря 1825 года, царь торжественно изрек: «Революция на пороге России. Но, клянусь, она не проникнет в Россию, пока во мне сохранится дыхание жизни». И если не в его силах было повернуть закономерный ход исторического развития, то он сделал все от него зависящее, чтобы задержать прогрессивные процессы, происходившие в социально-экономической и идеологической сфере. Малейшие проблески самостоятельной, независимой мысли сурово преследовались и подавлялись. Новый цензурный устав 1826 года, прозванный «чугунным», учреждал строжайший контроль над печатным словом. За исключением нескольких газет и журналов, издававшихся самим правительством или служивших верным рупором его мнений, на страницах печати было запрещено касаться вопросов общественно-политической жизни. Созданное тогда же III отделение «собственной его императорского величества канцелярии» во главе с ярым реакционером и ненавистником передовой русской культуры Бенкендорфом бдительно наблюдало за всем, что происходило только в общественных местах, но и за стенами частных жилищ. В учебных заведениях был установлен казарменный режим, основанный на принципе «не рассуждай, а подчиняйся», многие прогрессивно мыслящие профессора и преподаватели отстранялись от работы и заменялись преданными самодержавию чиновниками от науки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *