ростовские байки и легендарные истории

О том, как шиковали ростовские купцы, остались легенды (Любовь Волошинова)

Традиция купать девиц в шампанском родилась у Старого базара.

В издательстве «Донской издательский дом» вышла в свет книга известного ростовского краеведа, поэта, писателя и общественного деятеля Любови Феоктистовны Волошиновой «Ростовские байки и легендарные истории». С моей точки зрения, книга не только интересна и познавательна. Она – уникальна! Ведь под одной обложкой собраны все легенды и увлекательные исторические «байки» нашего города.

ростовские байки и легендарные истории. Смотреть фото ростовские байки и легендарные истории. Смотреть картинку ростовские байки и легендарные истории. Картинка про ростовские байки и легендарные истории. Фото ростовские байки и легендарные истории

Многое из описанного в книге я слышал еще в юности, от ростовских и нахичеванских старожилов. В том числе и городскую легенду, связанную с подземным ходом из Коммерческого клуба в театр-варьете «Марс».
Коммерческий клуб в Ростове располагался на территории нынешнего парка имени 1 Мая. По Ростову в начале ХХ века ходили упорные слухи, будто по подземному ходу добропорядочные купцы и состоятельные отцы приличных семейств ходили развлекаться по другую сторону Большой Садовой, в театр-варьете «Марс».
Как утверждала народная молва, солидные мужчины могли без ущерба для своей репутации, шагая по «коридору» под ротондой, попадать прямиком к прекрасным танцовщицам, «француженкам из Бордо» и «немкам из Риги». Конечно, на самом деле большинство тех милых и юных приветливых особ были родом из Малороссии (нынешней Украины).

Никого не хочу обидеть (тем более не хочу быть, как сейчас говорят, неполиткорректным), но и спустя сто лет мало что изменилось! Я год назад был со своими близкими и друзьями в Ереване. В доме, в котором мы жили, располагался стриптиз-клуб. Так вот, и там выступали девушки с Украины. Образно говоря, правнучки прекрасных «немок» и «француженок» зарабатывают себе на хлеб тем же способом, что и их прабабки сто лет назад!
Как пишет Любовь Феоктистовна Волошинова в книге «Ростовские байки и легендарные истории», легенду, связанную с подземным ходом из Коммерческого клуба в театр-варьете «Марс», так настойчиво повторяли ростовские старожилы, что невольно верится: бывшие галереи крепости Димитрия Ростовского использовались для любовных похождений ростовских купцов!

От многих ростовских краеведов можно услышать и такую историю. Как-то в ресторане гостиницы «Астория», которая располагалась рядом со Старым базаром, купцы обмывали выгодную сделку. «Астория» находилась в Доходном доме Хахладжева на Таганрогском проспекте (ныне Буденновском). Ресторан со стороны внутреннего дворика имел огромный витраж, рядом с ним – модный мраморный бассейн. Во дворик часто выходили посетители, желающие освежиться и отдохнуть от музыки и бурного застолья.
В тот вечер ростовские купцы, отмечавшие многомиллионную сделку, пригласили девушек из варьете: как тогда говорили, для пущего веселья. Одному купцу понравилась миловидная танцовщица. Она была разгорячена танцами. Купец угостил ее шампанским. Девица осушила бокал до дна и громко произнесла: «Душе жарко!»
Тогда купец закричал в ответ: «Еще шампанского! Утолить, умыть, искупать!»
На вопрос официанта «Куда наливать шампанское?» купец ответил: «В бассейн! За все плачу!»
Чаша была заполнена шампанским. И вскоре обнаженная прима варьете игриво там плескалась. После купания, чтобы девушка не замерзла, купец укутал танцовщицу в белоснежную скатерть, которую снял со стола.
Легенда гласит, что после того гулянья официанты долго черпали шампанское из бассейна и пили за здоровье купца…
Понятно, почему долгие годы у богатых ростовцев, а впоследствии и ростовчан, особым шиком считалось купать девушек в шампанском?!

В книги Любови Волошиновой собраны также интересные рассказы о старинных ростовских зданиях. Автор пишет: «Такова душа ростовчан, что любой красивый особняк, величественный храм, оригинальная архитектурная деталь рождали легендарные истории. Из поколения в поколение передается молва об изящном особняке, привезенном из Италии купцом для своей семьи; о конфигурации дома в виде буквы, увековечивающий имя возлюбленной создавшего его архитектора; о скульптурах львов у фонтана перед зданием Госбанка, приносящих удачу встречающимся перед ними влюбленным…».
С моей точки зрения, подобные истории придают нашему городу неповторимый колорит, делают его неподражаемым и привлекательным для туристов.

В книге «Ростовские байки и легендарные истории» есть и такие слова: «Рядом с официальной биографией города, включившей государевы и правительственные указы, распоряжения, дозволения, положения и постановления, всегда соседствовали частные инициативы, неординарные поступки, курьезы, легендарные истории, криминальные байки… В них не стоит искать точности фактов, имен, событий; в них отразилось большее – менталитет ростовцев…»

Мне думается, что книга Л.Ф. Волошиновой «Ростовские байки и легендарные истории» будет способствовать популяризации истории города и заставит многих заинтерисоваться своим прошлым. А это – самое главное!
Надеюсь, что у этой книги будет счастливая судьба, и она выдержит не одно переиздание. Ведь город наш живет и развивается. Соответственно, будут рождаться новые легенды и байки! Кто-то, несомненно, должен их записывать для будущих поколений…

Источник

Ростовские байки и легендарные истории

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

КАК ПОССОРИЛСЯ ГОГОЛЕВСКИЙ «РЕВИЗОР» С РОСТОВСКИМ ГОРОДНИЧИМ

От старых ростовских театралов дошёл до нас рассказ о забавной театральной истории.
В 1848 году в Ростове впервые представляли гоголевского «Ревизора» в деревянном театре купца Садомцева, устроенном «для приезда таганрогской труппы и других путешествующих артистов всякого рода». Наезжали также труппы из Ставрополя, Саратова, Новороссийска со своими декорациями и костюмами.
Всегда, когда играли таганрогские актёры, небольшой, плохо приспособленный зрительный зал театра был переполнен публикой. А в назначенный день среди зрителей оказался и ростовский городничий штабс-капитан Бобятинский. По ходу спектакля признал он в гоголевском персонаже, городничем Сквозник-Дмухановском, самого себя.
Едва кончился первый акт, как он вскочил со своего места, взбежал на сцену и начал кричать: «Как вы смели написать и публично представлять такую пасквиль на начальство. В тюрьму вас всех упрячу. »
Сколько ни убеждали взбесившегося чиновника артисты, что пьеса «Ревизор» разрешена к постановке, показывали книгу Н.В. Гоголя, вышедшую в Санкт-Петербурге, да ещё с пометкой «Дозволено цензурой», — он слушать ничего не хотел.
Недоразумение прекратил директор театра, отставной полковник Цельнер. Он был человек горячий. Кинулся на городничего с палкой, выгнал его вон со сцены, крикнув вслед: «Бурбон. Безграмотная скотина. Видно, знает кошка, чьё мясо съела. »
Что было после этого с актёрами и публикой, сказать невозможно. Смех такой поднялся — насилу уняли. Вся полиция со своим начальником исчезла моментально. По окончании спектакля артистам от публики была прислана великая благодарность; при этом просили давать прекрасную пьесу почаще.
На следующий день труппа повторила представление, которое прошло с ещё большим успехом.
А вот через пятнадцать лет, когда в Ростове снова играли «Ревизора», такого энтузиазма публики не случилось, несмотря на то, что исполнял роль городничего знаменитый М.С. Щепкин.
(Цитируется по книге: Лавров, И.И. Сцена и жизнь в провинции и столице. М., 1889.)

ПЕРВАЯ ИТАЛЬЯНСКАЯ ОПЕРА В РОСТОВЕ

ОТКУДА У РОСТОВСКОЙ ПУБЛИКИ ВКУС К ДРАМЕ ПОЯВИЛСЯ

Об этом в книге воспоминаний уже в советское время писал известный на юге России режиссёр и антрепренёр Николай Николаевич Синельников.
В 1883 году на Таганрогском проспекте выстроил Владимир Асмолов новый театр с залом на 1100 мест.
«. Тогда ростовские антрепренёры, увлёкшись сборами, которые делала опера и оперетта, держали драму в загоне. Драматические спектакли были из рук вон плохи, и публика, понятно, их не посещала. Составилось мнение, что драма — это скучно и плохо».
Владимир Асмолов в свой новый театр пригласил из соседнего Новочеркасска молодого антрепренёра Николая Николаевича Синельникова, который потом вспоминал: «Мне досталось наследие, с которым надо было упорно бороться, победить буквально враждебное отношение к драме, заставить ростовское общество признать её. Несмотря на демонстративную непосещаемость моего театра, я окружил себя хорошей труппой, ставил хорошо разыгранные, хорошие пьесы. Не скупился на жалованье актёрам, за что постоянно получал нарекания от других антрепренёров».
Н.Н. Синельников впоследствии признавался читателям: «Начиная с 1894 по 1900 год на моих глазах театр в Ростове рос и постепенно делался потребностью в полном смысле этого слова.
После шести лет большой работы пришлось подводить итоги. Я оказался должен 19 тыс. руб.»
(Цитируется по книге: Синельников, Н.И. Шестьдесят лет на сцене: Записки. Харьков, 1935)

ДЕНЕЖНЫЕ ЗНАКИ ДОНСКОГО ОБРАЗЦА

КАК УЦЕЛЕЛ «АМЕРИКАНСКИЙ» МОСТ

КОШКА ПО ИМЕНИ СИЛЬВА

Кошка с таким именем могла появиться только в Ростовском театре музыкальной комедии и только в послевоенное время.
Её сородичи и раньше забредали во двор здания былого Клуба приказчиков. Но они не позволяли себе здесь никаких вольностей. Эта же появилась не во дворе, не в вестибюле, не в подвальной декорационной мастерской, а на парадной лестнице, у знаменитого зеркала в полтора человеческих роста. Она медленно подошла к изящно изогнутому контуру рамы, грациозно села перед ним, устремила в бездонную зеркальную гладь свои большие внимательные глаза и задумалась, как будто разглядывала в ней минувшие отражения: пленительной Анастасии Вяльцевой, главаря поэтической братии Владимира Маяковского, королевы романса Изабеллы Юрьевой, мужественные лица лётчиков эскадрильи «Нормандия-Неман», незабвенного Аркадия Райкина. Так бы и сидела ещё неизвестно сколько, но уборщица перед спектаклем подметала парадную лестницу, и её присутствие мешало кошачьим воспоминаниям. И усатая гостья удалилась искать более подходящее место для размышлений.
Прижилась она потом в гримёрной. Понравились ей шелест нарядных платьев и парадные костюмы героев-любовников. Возможно, это и призвало её на свой бенефис.
Во время очередного показа спектакля «Сильва» она вдруг явилась на святая святых — театральную сцену! В самый разгар действия, когда примадонна исполняла свою звёздную арию, она медленно вышла на край авансцены, уселась перед дирижёром и стала пытливо разглядывать публику. По залу прокатилось лёгкое волнение. От него кошачьи глаза заблестели, поза обрела ещё большую грациозность.
Как только закончилась ария, дирижёр, оторвав глаза от партитуры, устремил на нежданную гостью негодующий взгляд и палочкой, которой не мог дотянуться до неё, указал самозванке путь за кулисы.
Она же, ничуть не смутившись, сделала несколько шагов в сторону, вновь села и начала вылизывать свои передние лапы. И делала это так грациозно, пластично и царственно, что публика с большим вниманием следила за ней, чем за танцем кордебалета. Закончив обряд умывания, кошка ещё раз одарила зал своим незабываемым взглядом, потом медленно удалилась, к сожалению публики и облегчению актёров. После этого эпизода она и получила имя Сильва.
А на следующий день в театре собрался худсовет. На нём коллектив единодушно осудил самовольное поведение усатой гастролёрши. Решено было дружно изгонять её из всех помещений театра. Но она словно чувствовала это и какое-то время не показывалась никому на глаза, хотя все ощущали её присутствие в театральных стенах.
Но Сильва не просто затаилась, она решила произвести потомство. Как раз шёл весенний месяц март. Она отправилась на ритуальные гуляния на соседние крыши, откуда доносились звонкие кошачьи концерты. А когда вернулась через пару недель, выглядела очень усталой и похудевшей. Её тогда пригрели билетёрши на первом этаже. Волна общественного осуждения к тому времени улеглась, и опальная дебютантка вновь обрела милость служителей Талии, при грозном указании худрука: «Чтобы на втором этаже духу её не было!»
Но прошли положенные сроки, и Сильва радостным мяуканьем возвестила о появлении своих котят именно на втором этаже, на только что написанных театральных декорациях. Но и тут человеческое сострадание победило грозный запрет. Новоявленную родительницу отправили в гримёрную выкармливать новорожденных, а перепачканный фрагмент театрального задника срочно заменяли и переписывали. Поднять руку на рождённых под театральной сенью котят никто не решился. Через месяц их разобрали сердобольные примадонны, герои-любовники, билетёрши, награждая звонкими театральными именами.
А Сильва, вновь осознав своё гордое одиночество, явилась у незабвенного зерцала и долго сидела перед ним, словно прощалась с чужими воспоминаниями.
На следующий день в театре её уже не увидели.
(Из рассказов актёров, постановщиков и зрителей Ростовского театра музкомедии)

ШОЛОХОВСКИЕ ПЕРСОНАЖИ НА РОСТОВСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ

Шолоховские персонажи начали обживать Ростовскую набережную ещё в «доперестроечные» времена. В 1976 году были установлены две работы скульптора Н. Можаева — «Дед Щукарь» и «Нахалёнок».
Спустя шесть лет на левом берегу Дона появилась его же скульптура «Григорий и Аксинья» в традиционной реалистической манере: Григорий — лихой казак на коне, Аксинья — с вёдрами на коромысле. Правда, место это редко посещаемое. Охраны никакой. И стали замечать гуляющие по набережной, что исчезло сначала одно, потом другое ведро с коромысла. Горожане шутили, что труженики соседних огородов позаимствовали вёдра для полива или рыбаки заняли для ухи.
А через десяток лет, во время очередного празднования дня рождения Шолохова в Вёшенской, его вдова пожелала, чтобы памятник литературным героям перенесли на вёшенский берег. В этом областное начальство увидело рациональное зерно, и «бесхозную» ростовскую скульптуру передали Шолоховскому музею-заповеднику.
А когда грузили бронзовых персонажей на баржу, чтобы отправить в Вёшенскую, отыскались потерянные вёдра Аксиньи на ближайшем огороде. Их тогда благополучно вернули на родное бронзовое коромысло.
Красуется сегодня этот памятник литературным героям на их «родине» — в станице Вёшенской, на благоустроенной набережной. А чтобы не было скучно оставшимся бронзовым персонажам на Ростовской набережной, установили тут и памятник самому М.А. Шолохову. Произошло это в 2000 году.
Но и на этом всё не закончилось. В июне 2013 года на набережной появились новые произведения ростовских скульпторов. Среди них снова «Григорий и Аксинья». На этот раз бронзовые скульптуры сидят в лодке, расположенной на газоне возле аллеи бульвара. Центральная скамья лодки свободна для прохожих, желающих сфотографироваться с литературными героями.
(Информация в книге: Редьков, Н.Н., Беленький, Г.Л. Культура южной столицы. История и современность. Ростов н/Д., 2008)

СТРАНСТВУЮЩИЙ НАХАЛЁНОК

ТАМАРЫШНА

Так друзья и коллеги называли театрального педагога – Тамару Ильиничну Ильинскую, сорок лет возглавлявшую в Ростове театральную студию. Вначале она существовала в Доме пионеров, затем рядом, в Доме работников просвещения в Газетном переулке.
После кончины Тамары Ильиничны в 1991 году проводить своего наставника в последний путь собрались сотни ее учеников из разных концов страны и зарубежья. Во время многолюдной похоронной процессии, следовавшей по улицам города, один из прохожих удивлённо спросил:
— Что это за крутую старуху хоронят?
— Это самая крутая старуха, которая жила когда-нибудь в нашем городе! — ответил кто-то из её учеников.
Т.И. Ильинская создавала студийный театр, будучи молодой актрисой. И сразу приняла его неутомимым горячим сердцем, став бессменным режиссёром, организатором, чутким воспитателем юных студийцев.
Родилась Ильинская далеко от города на берегу Дона, в Брянске. Школу-студию окончила в Сталинграде, затем работала в театральных труппах Куйбышева, Нижнего Новгорода, Ташкента. В Ростов попала только в 1950 году, через четыре года уже руководила детской театральной студией. С тех пор она жила в своём театре. Дети не просто её любили, они обожали её и боготворили. Они вместе с ней делали многое своими руками: декорации, реквизит, костюмы, сами гримировались. Атмосфера в театре была удивительная — здесь не было разграничения по возрасту и социальному статусу, только талант и любовь к театральному искусству объединяли студийцев.
Репертуар самодеятельного театра был характерен для тех лет. Шли пьесы «Там, в садах лицея», «Эшелон», «Ревизор», «Аристократы», «Колонисты», «Обыкновенное чудо» и др. Работа над ними благодаря энтузиазму Тамарышны сдружила их, открыла им счастье творчества.
За несколько лет самодеятельная студия превратилась в Народный театр ростовского Дома работников просвещения.
На каждой премьере в театре был аншлаг. Не всякий профессиональный театр мог похвастаться такой народной любовью.
Ильинская находила, раскрывала, воспитывала талантливых детей. А потом, когда город «не справлялся» с её талантливыми воспитанниками, дарила их другим краям и городам. Режиссёров Анатолия Васильева и Геннадия Тростянецкого вскоре узнали Москва, Петербург и города Европы; Александра Кайдановского, Кирилла Серебренникова и Юрия Фейтинга — Москва, драматурга и писателя Василия Пучеглазова — Петербург. Более пятидесяти студийцев Тамарышны избрали актёрское и режиссёрское поприще, работали в городах нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья, многие из них получили звания народных и заслуженных артистов России.
А лицедействовать студийцам посчастливилось в здании старого купеческого дома, которым с середины с 1870-х годов владел известный ростовский зернопромышленник Фёдор Николаевич Солодов.
В 1880-е годы по соседству он возводит здание мельницы, впоследствии реконструирует жилой дом, пристроив к нему двухэтажный корпус. Тогда дом обрёл тот нарядный фасад, который во многом уцелел и сегодня; тогда же интерьеры и его парадный зал были украшен богатым лепным декором, который сохранялся здесь во времена работы театральной студии Тамары Ильиничны.
Владелец дома в конце XIX века был гласным городской думы, председателем Ростовского-на-Дону биржевого комитета, председателем Комитета Донских гирл, а также членом многих попечительских комитетов и советов города. Но он не мог и предполагать, что через полвека после его кончины дом примет под свою сень театральную студию, самую многочисленную в Ростове, с завидным творческим долголетием.
В память о театральном педагоге студийцы издали книгу воспоминаний, установили мемориальную доску.
Осенью 2001 года на ростовской Аллее звёзд на Ворошиловском проспекте среди иных увековеченных имён (академиков, героев, деятелей искусств) появилась именная звезда Тамары Ильинской.
(По материалам книги: Макушина,В. Тамарышна. Мои воспоминания жизни мамы и воспоминания учеников-студийцев её театра. Ростов н/Д., 2007)

МУЗЫ ДОНСКОЙ БИБЛИОТЕКИ

Долго и трудно возводилось здание Донской государственной публичной библиотеки. С полным правом его называют памятником российского долгостроя. Ибо заложили здание и строили ещё в советское время, продолжали возведение в годы перестройки, достраивали в девяностые…
После освящения здания в мае 1994 года сразу стало ясно, что суждена ему не просто судьба 5-миллионного собрания книг, не просто долгожданного хранилища и читальных залов, а также и дома муз. Предполагалось, что будет здесь работать выставочный зал, в актовом зале будут проходить кинофестивали, творческие встречи с писателями, музыкантами, актёрами.
Были, конечно, и скептики, вопрошавшие: «Откуда взяться энтузиастам в трудное постперестроечное время, когда сотрудники самой библиотеки с трудом избавляются от многочисленных недоделок строителей, а новые читатели удручены проблемами выживания?» Но ростовчане — народ талантливый, оптимистичный, неутомимый. И музы появились в стенах Донской библиотеки.
Первой из них в год открытия, в июне, стала муза авторской песни в лице поэта и барда Любови Захарченко. К этому времени она уже была обладателем «Гран-при» 1-го Всесоюзного фестиваля авторской песни, жюри которого возглавлял Булат Окуджава. Люба была хорошо известна в Ростове по университетской сцене, выступлениям на Пушкинских праздниках в Танаисе, двум первым фестивалям «Ростовское метро». Она со студенческих лет была неразлучна с гитарой и пела везде, потому что не могла не петь. Об этом строки одной из её первых песен: «Блаженно сердце на краю, / Примёрзли пальцы к грифу. / В раю пою, в аду пою, / И другу и врагу пою, / Во сне и наяву пою. / Охрипну — станет тихо».
Фестиваль «Ростовское метро» Люба создала по велению души, она же его привела в зал библиотеки, здесь звучали её голос и струны гитары. Как жаль, что так мало! Благодаря ей гостями фестиваля, проходившем в библиотеке в 1994 году, стали Е. Рейн, Е. Камбурова, 3. Гердт, В. Берестов, Б. Чичибабин, А. Городницкий, Ю. Ким, Ю. Кукин, В. Берковский, Г. Васильев и А. Иващенко («Иваси»), и др. А вослед Любови Захарченко через несколько лет библиотека обрела другую музу в лице Сусанны Борисовны Арабкерцевой. Её музыкальный салон появился в библиотеке после одного примечательного случая в Доме кино. Вот как пересказывали его очевидцы. Перед презентацией фильма о Чайковском Сусанна играла «Осеннюю песнь» композитора, и вдруг в зале погас свет. Это смутило всех, кроме пианистки. Она продолжала играть с ещё большим вдохновением. Зал слушал затаив дыхание. Когда пьеса закончилась, публика наградила Арабкерцеву восторженными аплодисментами. Вскоре Сусанну пригласили в библиотеку, здесь появился «Музыкальный салон Сусанны Арабкерцевой», который сразу обрёл свою публику и своих почитателей. Ей суждено было более десяти лет оставаться его ведущей. Для своих слушателей она была не просто заслуженной артисткой России и лауреатом международных конкурсов, а врачевателем душ, источником просветления и оптимизма. Она увлекала классической музыкой и молодых, и пожилых. После ухода Сусанны из жизни о ней писали: «Она объединяла всех нас, таких разных, спасая от равнодушия, жестокости и пошлости жизни, увлекая своей волшебной игрой, своей любовью и добротой в иные миры, где мы любимы, необходимы, счастливы, чисты как дети и светлы как ангелы».
И ещё замечательную музу подарило наше время Донской библиотеке. Ею по праву можно назвать Светлану Михайловну Новикову. О ней трудно говорить в прошедшем времени. Больше семнадцати лет своей жизни она посвятила культурно-просветительной деятельности в библиотечных стенах, куда пришла после работы в Доме кино.
Светлана возглавила работу Центра, культурных программ — стала организатором всех просветительских инициатив. И при этом она была их душой, вдохновителем, ангелом-хранителем.
Светлана создала и вела киноклуб «Арс», с года его появления прошло более 55 кинофестивалей. Событиями в жизни города и области были более 80 художественных выставок; около десяти лет продолжался проект «Новые имена в искусстве», который Светлана вела совместно с искусствоведом Ростовского областного музея изобразительных искусств В.В. Рязановым.
Благодаря ей состоялись многочисленные встречи с выдающимися деятелями литературы и искусства, среди которых писатели А.И. Солженицын. Л.Е. Улицкая, Д.О. Быков, Д.А. Корецкий, поэт Е. Евтушенко, путешественник и исследователь древних цивилизаций Тур Хейердал; кинорежиссёры С.С. Говорухин, А.А. Прошкин, Р.А. Розенблит; актёры Г. Тараторкин, О. Остроумова, Г. Жжёнов и др.
Такая напряжённая просветительская деятельность не исчерпывала её творческой натуры. Она одновременно была и журналистом, и киноведом, и автором поэтических книг.
А в 1997 году Светлана создала в библиотеке театральную студию «Все свои»; первым режиссёром которой стал Владислав Ветров — ныне актёр московского театра «Современник».
Вот такие музы хранили и согревали стены библиотеки на рубеже XX и XXI веков. Пройдёт время, и мы по-настоящему сможем оценить их добрый след.
Думается, что под сень библиотеки жизнь призовёт новых энтузиастов и талантливых организаторов, но таких, какими были Люба, Сусанна и Светлана, уже не будет.
(По воспоминаниям сотрудников и читателей ДГПБ)

Источник

Как Ростов стал «папой», а сторож едва пережил «исчезновение» Сталина: любопытные страницы истории

В преддверии Дня города « Городской репортер » подготовил подборку малоизвестных фактов из жизни Ростова. Прочитайте и вы узнаете, от чего пошло народное название « Чемордачка », какие случались архитектурные казусы и сколько стоила водка во время войны.

1 Почему « Ростов-папа »?

ростовские байки и легендарные истории. Смотреть фото ростовские байки и легендарные истории. Смотреть картинку ростовские байки и легендарные истории. Картинка про ростовские байки и легендарные истории. Фото ростовские байки и легендарные истории

Задрав головы, ошарашенные обыватели увидели накренившуюся колокольню, медленно падающую на площадь. Оптический обман сыграл свою роль. Массовый психоз охватил народ. Давка, крики — сотни торговцев спешили унести ноги, бросив товар на весах и прилавках.

2 Зачем купцу Парамонову была психиатрическая больница?

ростовские байки и легендарные истории. Смотреть фото ростовские байки и легендарные истории. Смотреть картинку ростовские байки и легендарные истории. Картинка про ростовские байки и легендарные истории. Фото ростовские байки и легендарные истории

По преданию, у замужней сестры Елпидифора Парамонова похитили маленького ребенка. Матери прислали записку, в которой сообщалось, что малыша закопали в землю по подбородок и если в назначенный час не принесут миллион рублей, его закопают с головой.

Молодую женщину охватил ужас. С плачем она бросилась к мужу и брату, умоляя заплатить деньги и спасти сына. Они тоже были потрясены случившемся, но быстро сориентировались: нашли деньги, выкупили ребенка и заявили в полицию. Вскоре похитителей посадили за решетку.

Мальчик быстро оправился от испуга, а вот его мать не смогла перенести потрясение, у нее пошатнулось психическое здоровье. К женщине приглашали лучших докторов, лечение вроде бы проходило успешно, но осенью и весной случались обострения.
В начале 1900-х Парамонов предложил своими силами выстроить в Нахичеванском переулке лечебницу для душевнобольных, но с единственным условием: одна палата будет пожизненно закреплена за его сестрой.

В 1904 году больницу построили, она работала до 1915 года. Затем, в связи с событиями Первой мировой войны, в Ростов был эвакуирован Императорский Варшавский университет. В здании лечебницы разместились отделения для душевнобольных и для нервных болезней, входившие в клинику профессора Агаджанянца.

Здание сохранилось до сих пор в Нахичеванском переулке. Сейчас это корпус медицинского университета.

3 Тургенев и дома терпимости

ростовские байки и легендарные истории. Смотреть фото ростовские байки и легендарные истории. Смотреть картинку ростовские байки и легендарные истории. Картинка про ростовские байки и легендарные истории. Фото ростовские байки и легендарные истории

Одну из городских улиц, первоначально называвшуюся Сенной (ныне Горького), в 1885 году переименовали в Тургеневскую, в честь великого писателя. Очевидно, что городские власти упустили из вида то обстоятельство, что с давних времен здесь ютились дома терпимости.

Ростовская дума долго не реагировала на всеобщий протест, но после череды ходатайств в 1896 году власти вернули улице название Сенной. А Тургеневской стала бывшая Полицейская, к ее репутации, как уже следует из названия, вопросов не было.

4 Ростовский вкус, или «Ренессанс тебе не заплатит»

ростовские байки и легендарные истории. Смотреть фото ростовские байки и легендарные истории. Смотреть картинку ростовские байки и легендарные истории. Картинка про ростовские байки и легендарные истории. Фото ростовские байки и легендарные истории

Во время строительного бума на Таганрогском проспекте (сейчас Буденновский) поднялось одно из самых красивых и монументальных зданий города — доходный дом купца Владимира Чирикова.

Составил проект и вел строительство известный в то время ростовский архитектор Леонид Эберг. Будущий владелец — купец прижимистый, расчетливый — спешил скорее завершить работы, чтобы начать получать прибыль. Уже в конце строительства появился он на стройке, осмотрелся и потребовал установить на фасаде колонны.

Напрасно архитектор его убеждал, что это не вяжется с проектом, который подчинен принципам ренессанса. Чириков отмел все возражения одним вопросом: « А деньги кто тебе платит — я или ренессанс? »

Так в центре фасада появились две колонны на массивных декоративных кронштейнах. Архитектору удалось вписать их в структуру и пластику фасада, включающую гигантские эркеры, карнизы, балконы, ниши и дополняющие их орнаменты.

Это здание с колоннами и сегодня можно увидеть на Буденновском проспекте.

5 Причем здесь львы: еще одно спорное архитектурное решение

ростовские байки и легендарные истории. Смотреть фото ростовские байки и легендарные истории. Смотреть картинку ростовские байки и легендарные истории. Картинка про ростовские байки и легендарные истории. Фото ростовские байки и легендарные истории

В юбилейный для Ростова 1999 год один народный умелец подарил городу четырех медных львов — грозных, величественных. Решили их поставить на Пушкинской, у переулка Семашко. А там в это время уже и памятник поэту стоял, парадный вход с Театрального проспекта решетки с пушкинскими сюжетами украшали, фонтан с золотыми рыбками был, сферы-светильники с пушкинскими рельефами. Ставить здесь что-то вразрез общему сюжету было неуместно. И мастер, которому поручили найти применение подаренным львам, придумал такие детали.

Он изготовил героев пушкинских сказок: золотого петушка, царевну Лебедь, золотую рыбку и белочку с орешками. Выполнил их в миниатюре и поместил на постаментах между передних львиных лап — так, чтобы горожанам казалось, что хищники охраняют добрых персонажей.

Удивительно, но обычные ростовчане в большинстве своем оценили находку мастера, хотя местные архитекторы считают ее венцом безвкусия. У студентов появилась примета: если погладить золотую рыбку, то сдашь зачет или экзамен непременно. Дети гладят фигурки, а взрослые то и дело пытаются оседлать львов.

6 Как сторож лишился чувств из-за внезапного исчезновения памятника вождю народов

ростовские байки и легендарные истории. Смотреть фото ростовские байки и легендарные истории. Смотреть картинку ростовские байки и легендарные истории. Картинка про ростовские байки и легендарные истории. Фото ростовские байки и легендарные истории

С появлением на набережной памятника М. Горькому связана курьезная история. После благоустройства бульвара в 1949 году в его центре установили бетонный памятник И. Сталину, который вскоре заменили на бронзовую фигуру.

После известных событий ХХ съезда КПСС памятники вождю народов принялись по всей стране демонтировать. В Ростове решили снимать скульптуру ночью, чтобы избежать возможных стычек с почитателями Сталина. И сразу же на тот пьедестал установили скульптуру Горького. Надо сказать, что замена вполне была оправданной. В 1891 году писатель работал в ростовском порту, а после не раз бывал в городе.

7 Странные ростовские названия

ростовские байки и легендарные истории. Смотреть фото ростовские байки и легендарные истории. Смотреть картинку ростовские байки и легендарные истории. Картинка про ростовские байки и легендарные истории. Фото ростовские байки и легендарные истории

8 Сколько в войну стоили водка и хлеб

ростовские байки и легендарные истории. Смотреть фото ростовские байки и легендарные истории. Смотреть картинку ростовские байки и легендарные истории. Картинка про ростовские байки и легендарные истории. Фото ростовские байки и легендарные истории

Так, в конце 1942 года на « обжорке » хлеб стоил 250 рублей за булку, пачка папирос или стакан махорки — 60 рублей. Столько же — стакан соли. Литр водки продавали по тысяче рублей. Для сравнения: зарплата на табачной фабрике до войны была 280 – 310 рублей. Хлеб стоил 90 копеек за килограмм — черный, а белый — полтора рубля.

Подготовлено по материалам книг Л.Ф. Волошиновой «Ростовские байки и легендарные истории» и В.В. Смирнова «Летопись Ростова-на-Дону».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *