роща могилица в билимбае история
Билимбай и его достопримечательности
Чугуноплавильный завод на реке Билимбаевке – притоке Чусовой, – в отличие от соседних заводов, был основан не Демидовыми, а Строгановыми, став первым металлургическим предприятием в их хозяйстве. Причем завод был удален от основных строгановских земель.
Получил свое название по реке. Топоним связывают с башкирским именем Белембай («белем» – «знание», «бай» – «богатый», то есть «богатый знаниями»).
Первый чугун Билимбаевский завод выдал 17 июня 1734 года. Именно эта дата и считается основанием поселка.
В устье Билимбаевки была сооружена пристань, с которой каждую весну завод отправлял караваны с продукцией по Чусовой.
По количеству выплавляемого чугуна Билимбаевский завод занимал одно из первых мест в России, уступая на Урале только Нижнетагильскому, Верхне-Салдинскому, Сысертскому и Кушвинскому заводам.
Билимбай был связан дорогой со станцией Тарасково (ныне Таватуй) на первой на Урале железной дороге, когда она была открыта в 1878 году. А в 1910 году железная дорога прошла и через Билимбай.
Билимбаевский завод был одним из наиболее прогрессивных для своего времени. Здесь имелись школа, больница, театр. В Билимбае жили интеллигенты и ученые, вносившие вклад в изучение Урала, такие как Я.А. Рогов, П.В. Сюзев, А.Г. Замятин, А.А. Вологдин. В «Записках УОЛЕ» часто публиковались труды из Билимбая.
В Билимбае строго следили за лесом, который требовался для получения необходимого заводу угля. На вырубках велась посадка хвойных деревьев, что мало где еще практиковалось. Огромный вклад в лесоводство на Урале внес главный строгановский лесничий А.Е. Теплоухов.
Билимбаевский завод принадлежал Строгановым с момента основания и вплоть до революции 1917 года. Редчайший случай для Урала, где заводы часто меняли своих хозяев.
Выплавка чугуна продолжилась и после революции, производство было окончательно прекращено лишь в 1973 году.
В наши дни старинные сооружения завода постепенно разрушаются, несмотря на статус памятника архитектуры. Часть старых заводских построек (доменный цех с эстакадой) можно посмотреть со стороны плотины. Кроме того, хорошо видна возвышающаяся над территорией завода старая доменная труба квадратного сечения. Она присутствует на всех старых фотографиях завода.
Заводская плотина – самое старое сооружение завода (1733-34 гг.) – состоит из насыпи длиной 174 м, шириной 3 м и высотой до 15 м, шлюз плотины в ходе реконструкции облицован невзрачными железобетонными блоками. А прорез для подвода воды к доменному цеху в 1930-е годы и вовсе был засыпан.
В 1914 году произошло сильнейшее в современной истории Урала землетрясение силой 6 баллов. Эпицентр находился близ Билимбаевского завода, благодаря чему землетрясение назвали Билимбаевским.
В настоящее время население поселка – 6 тысяч человек.
Известные люди о Билимбае
Летом 1865 года, отправляясь из Екатеринбурга в Пермь, в Билимбае побывал писатель Ф.М. Решетников.
Летом 1899 года Билимбаевский завод посетил знакомый каждому со школы знаменитый ученый Д.И. Менделеев. На Урале он искал пути выхода из возникшего промышленного кризиса. Билимбай, в котором он провел двое суток, произвел на ученого самое благоприятное впечатление.
В 1905 году в ссылку из Кудымкара в Билимбай был отправлен автор подробной карты Пермской губернии И.Я. Кривощеков, причиной послужила изъятая у него запрещенная литература.
Первый реактивный самолет
Поселок Билимбай – родина первого реактивного самолета. В годы войны здесь разместилось секретное производство.
Как установила краевед Инна Гладкова, в проектировании самолета принимал участие теперь известный всему миру конструктор Михаил Миль (конструктор вертолетов марки «МИ», его именем назван вертолетный завод в Москве). В конструкторском бюро, разместившемся в церкви Билимбая, велись работы по разработке нового самолета. В Билимбае супруги Миль похоронили двоих своих детей. Сохранились и их могилы на местном кладбище, и дом, в котором жили Миль.
Для испытаний нового самолета на Урал был отправлен опытный военный летчик Григорий Бахчиванджи.
Первому в мире самолету с жидкостно-реактивным двигателем дали имя «БИ-1». Первое испытание реактивного самолета в обстановке секретности состоялось 15 мая 1942 года. Полет продолжался 3 минуты 9 секунд. Самописцы зафиксировали максимальную высоту полета 840 м, скорость 400 км/ч. Затем последовало еще несколько испытаний в небе. Но седьмой полет 27 марта 1943 года закончился несчастьем: самолет дал крен, ушел в отвесное пикирование и разбился около села Патруши. Бахчиванджи по-тихому похоронили на сельском кладбище Малого Истока. Одну из улиц Билимбая позже назвали его именем. Из-за трагедии самолет «БИ» не утвердили в серийное производство, а уже изготовленные самолеты (порядка трех десятков) были уничтожены. Секретный завод в Билимбае свернули, специалистов отозвали в Москву. Увидеть, как выглядел БИ-1, в наши дни можно на площади перед аэропортом Кольцово.
Сохранился цех, где собирались первые реактивные самолеты. А скорее лишь его стены.
Достопримечательности Билимбая
Билимбай начинает удивлять еще с вокзала. Живописное здание деревянного вокзала дошло до нас практически без изменений со времени пуска железной дороги Екатеринбург – Пермь.
Красиво смотрится и стоящая по соседству водонапорная башня.
Одна из главных достопримечательностей поселка Билимбай – Свято-Троицкая церковь. Была заложена в 1820 году. В 1823 году случилась неприятность – рухнул купол недостроенного здания. Окончательно церковь достроили лишь в 1879 году. Возводилась по проекту архитектора Ивана Свиязева. Церковь окружала ажурная ограда из чугунного художественного литья на каменном фундаменте.
Писательница Агния Кузнецова в повести «Под бурями судьбы жестокой» так описывала церковь:
«…Каменная церковь Билимбая была гордостью прихожан. Она украшала городок, придавала ему особое степенство. Внутри церкви изгибы купола, крашенные в голубой цвет, изображали небо, отороченное кое-где пушистыми белыми облаками. На одном из них был нарисован золочённый трон, а на троне восседал Бог — создатель мира. А вокруг как бы парили ангелы. Стены церкви были разрисованы библейскими сюжетами. Висели и иконы Строгановских умельцев — крепостных. На двери в алтарь — мудрёная резьба по дереву».
По легенде из храма шел подземный ход в дом управляющего заводом. А по другой легенде когда копали котлован под храм, то нашли гроб, в котором лежало нетленное тело юной девушки-башкирки. Но как только на нее брызнули святой водой, то от красавицы осталась лишь кучка праха.
В 1934 году церковь закрыли, сбросили колокола и кресты. 8 марта 1938 года взорвали колокольню. В основании одной из колонн сохранилась закладная чугунная плита колокольни.
Интересны и чугунные коринфские капители колонн, являющиеся уникальными даже для Урала.
Над входом в церковь и сейчас сохранилось «Всевидящее око».
В годы войны здесь разрабатывали первый реактивный самолет (сохранился и цех, в котором происходила сборка самолетов). А после войны церковь стала Дворцом культуры. Сейчас ее вернули РПЦ.
Около плотины можно посмотреть цеха старого завода. Сохранилось в поселке и немало старых, дореволюционных домов.
Еще одна интересная достопримечательность – роща Могилица. Она находится прямо в поселке, со всех сторон окружена домами.
Сосны здесь были посажены в 1843 году ученым-лесоводом Иваном Ивановичем Шульцем. Есть легенда (впрочем, вряд ли имеющая какое-то отношение к реальности), что в прошлом с высоты птичьего полета кроны сосен вычерчивали имя возлюбленной Строганова — Анна. Принимал участие в повторной посадке деревьев в роще Могилица и ученый Д.И. Менделеев во время визита на Билимбаевский завод.
Но откуда такое ужасающее название? Ведь поселковое кладбище находится не здесь.
Легенды связывают это место с предводителем башкир Билимбаем. Предание гласит, что на вершине холма произошло сожжение батыра, умершего от раны. Кроме того, местные жители находили в роще и близлежащих огородах человеческие останки и каменные надмогильные столбики. Здесь находилось древнее башкирское кладбище.
Ныне роща Могилица является памятником природы. Сейчас билимбаевцы задумали возродить постепенно редеющую рощу Могилица. В 2012 году здесь высадили 5 тысяч молодых сосен.
Близ поселка есть несколько памятников природы – культурных посадок сосны и ели XIX – начала XX веков. А чуть выше по течению Чусовой на левом берегу расположена скала Дюжонок. В 1905 году рабочие провели здесь маевку.
Также можно прогуляться до Сухореченского карьера к западу от поселка. В прошлом (с 1948 по начало 1990-х гг.) здесь добывался огнеупорный материал – доломит. В настоящее время карьер затоплен и представляет собой большое, довольно живописное озеро глубиной 110 метров. Исследовавшие затопленный карьер дайверы обнаружили в нем самосвал. Встречаются там и затопленные деревья (вплоть до глубины 30 метров).
По другую сторону от поселка (чуть восточнее) на вершине горы Теплой (446 м) есть пожарная вышка высотой 35 метров. С нее открывается потрясающий вид на все окрестности.
Как добраться до Билимбая?
Поселок Билимбай расположен в 57 км к западу от Екатеринбурга, недалеко от Первоуральска. На автомобиле нужно ехать по Московскому тракту, повернуть по указателю на Первоуральск. Проехав через город, миновав плотину пруда, продолжаете движение по дороге и вскоре окажетесь в Билимбае. Сориентироваться поможет расположенная ниже карта.
На общественном транспорте проще всего доехать до Билимбая на электричке на Шалю. Нужная станция так и называется – «Билимбай». Путь от Екатеринбурга на электричке занимает 1 час 10 минут.
© Павел Распопов
UraloVed.ru
Прогулка по Билимбаю (19.10.2014)
Воскресный зимний день (19 октября) посвятили прогулке по поселку Билимбай. Посмотрели многочисленные достопримечательности Билимбая (церковь, руины часовни, старый завод, старинные здания, цех, где собирали первый реактивный самолет, рощу Могилица и т.д.). Также побывали на Сухореченском и Галкинском карьерах. Спасибо Максиму Кузнецову 🙂
В поездке участвовало 18 человек из Екатеринбурга, Первоуральска, Ревды, Исети, в том числе было несколько детей. Километраж составил 18 км. До новых встреч!
А теперь фотоотчет из поездки.
Вокзал Билимбая. Сейчас на реконструкции.
Далее прошлись по роще Могилица
Свято-Троицкая церковь Билимбая
Закладная плита колокольни
На месте этого пустыря стоял дом управляющего Билимбаевского завода. По легендам он был связан подземными ходами с церковью и заводом. Здесь останавливался на три дня Д.И. Менделеев во время пребывания в Билимбае. Недавно дом снесли.
В бывшем господском саду, ныне заросшем травой, крапивой, репьями
Цех, в котором в годы войны собирали первые реактивные самолеты
Вид с плотины Билимбая. Справа старинный доменный цех завода
Часовня Александра Невского
Мост 1909 года через Билимбаевку
Участвовали в нашей прогулке и дети
Участники прогулки проекта «Ураловед» по Билимбаю. Галкинский карьер
Отзывы участников:
Принять участие в наших путешествиях по Уралу может любой желающий из Свердловской области или Пермского края (где есть свое отделение «Ураловеда»).
Билимбай и его достопримечательности
Чугуноплавильный завод на реке Билимбаевке – притоке Чусовой, – в отличие от соседних заводов, был основан не Демидовыми, а Строгановыми, став первым металлургическим предприятием в их хозяйстве. Причем завод был удален от основных строгановских земель.
Получил свое название по реке. Топоним связывают с башкирским именем Белембай («белем» – «знание», «бай» – «богатый», то есть «богатый знаниями»).
Первый чугун Билимбаевский завод выдал 17 июня 1734 года. Именно эта дата и считается основанием поселка.
В устье Билимбаевки была сооружена пристань, с которой каждую весну завод отправлял караваны с продукцией по Чусовой.
По количеству выплавляемого чугуна Билимбаевский завод занимал одно из первых мест в России, уступая на Урале только Нижнетагильскому, Верхне-Салдинскому, Сысертскому и Кушвинскому заводам.
Билимбай был связан дорогой со станцией Тарасково (ныне Таватуй) на первой на Урале железной дороге, когда она была открыта в 1878 году. А в 1910 году железная дорога прошла и через Билимбай.
Билимбаевский завод был одним из наиболее прогрессивных для своего времени. Здесь имелись школа, больница, театр. В Билимбае жили интеллигенты и ученые, вносившие вклад в изучение Урала, такие как Я.А. Рогов, П.В. Сюзев, А.Г. Замятин, А.А. Вологдин. В «Записках УОЛЕ» часто публиковались труды из Билимбая.
В Билимбае строго следили за лесом, который требовался для получения необходимого заводу угля. На вырубках велась посадка хвойных деревьев, что мало где еще практиковалось. Огромный вклад в лесоводство на Урале внес главный строгановский лесничий А.Е. Теплоухов.
Билимбаевский завод принадлежал Строгановым с момента основания и вплоть до революции 1917 года. Редчайший случай для Урала, где заводы часто меняли своих хозяев.
Выплавка чугуна продолжилась и после революции, производство было окончательно прекращено лишь в 1973 году.
В наши дни старинные сооружения завода постепенно разрушаются, несмотря на статус памятника архитектуры. Часть старых заводских построек (доменный цех с эстакадой) можно посмотреть со стороны плотины. Кроме того, хорошо видна возвышающаяся над территорией завода старая доменная труба квадратного сечения. Она присутствует на всех старых фотографиях завода.
Заводская плотина – самое старое сооружение завода (1733-34 гг.) – состоит из насыпи длиной 174 м, шириной 3 м и высотой до 15 м, шлюз плотины в ходе реконструкции облицован невзрачными железобетонными блоками. А прорез для подвода воды к доменному цеху в 1930-е годы и вовсе был засыпан.
В 1914 году произошло сильнейшее в современной истории Урала землетрясение силой 6 баллов. Эпицентр находился близ Билимбаевского завода, благодаря чему землетрясение назвали Билимбаевским.
В настоящее время население поселка – 6 тысяч человек.
Известные люди о Билимбае
Летом 1865 года, отправляясь из Екатеринбурга в Пермь, в Билимбае побывал писатель Ф.М. Решетников.
Летом 1899 года Билимбаевский завод посетил знакомый каждому со школы знаменитый ученый Д.И. Менделеев. На Урале он искал пути выхода из возникшего промышленного кризиса. Билимбай, в котором он провел двое суток, произвел на ученого самое благоприятное впечатление.
В 1905 году в ссылку из Кудымкара в Билимбай был отправлен автор подробной карты Пермской губернии И.Я. Кривощеков, причиной послужила изъятая у него запрещенная литература.
Первый реактивный самолет
Поселок Билимбай – родина первого реактивного самолета. В годы войны здесь разместилось секретное производство.
Как установила краевед Инна Гладкова, в проектировании самолета принимал участие теперь известный всему миру конструктор Михаил Миль (конструктор вертолетов марки «МИ», его именем назван вертолетный завод в Москве). В конструкторском бюро, разместившемся в церкви Билимбая, велись работы по разработке нового самолета. В Билимбае супруги Миль похоронили двоих своих детей. Сохранились и их могилы на местном кладбище, и дом, в котором жили Миль.
Для испытаний нового самолета на Урал был отправлен опытный военный летчик Григорий Бахчиванджи.
Первому в мире самолету с жидкостно-реактивным двигателем дали имя «БИ-1». Первое испытание реактивного самолета в обстановке секретности состоялось 15 мая 1942 года. Полет продолжался 3 минуты 9 секунд. Самописцы зафиксировали максимальную высоту полета 840 м, скорость 400 км/ч. Затем последовало еще несколько испытаний в небе. Но седьмой полет 27 марта 1943 года закончился несчастьем: самолет дал крен, ушел в отвесное пикирование и разбился около села Патруши. Бахчиванджи по-тихому похоронили на сельском кладбище Малого Истока. Одну из улиц Билимбая позже назвали его именем. Из-за трагедии самолет «БИ» не утвердили в серийное производство, а уже изготовленные самолеты (порядка трех десятков) были уничтожены. Секретный завод в Билимбае свернули, специалистов отозвали в Москву. Увидеть, как выглядел БИ-1, в наши дни можно на площади перед аэропортом Кольцово.
Сохранился цех, где собирались первые реактивные самолеты. А скорее лишь его стены.
Билимбай начинает удивлять еще с вокзала. Живописное здание деревянного вокзала дошло до нас практически без изменений со времени пуска железной дороги Екатеринбург – Пермь.
Красиво смотрится и стоящая по соседству водонапорная башня.
Одна из главных достопримечательностей поселка Билимбай – Свято-Троицкая церковь. Была заложена в 1820 году. В 1823 году случилась неприятность – рухнул купол недостроенного здания. Окончательно церковь достроили лишь в 1879 году. Возводилась по проекту архитектора Ивана Свиязева. Церковь окружала ажурная ограда из чугунного художественного литья на каменном фундаменте.
Церковь в Билимбае
Писательница Агния Кузнецова в повести «Под бурями судьбы жестокой» так описывала церковь:
«…Каменная церковь Билимбая была гордостью прихожан. Она украшала городок, придавала ему особое степенство. Внутри церкви изгибы купола, крашенные в голубой цвет, изображали небо, отороченное кое-где пушистыми белыми облаками. На одном из них был нарисован золочённый трон, а на троне восседал Бог — создатель мира. А вокруг как бы парили ангелы. Стены церкви были разрисованы библейскими сюжетами. Висели и иконы Строгановских умельцев — крепостных. На двери в алтарь — мудрёная резьба по дереву».
По легенде из храма шел подземный ход в дом управляющего заводом. А по другой легенде когда копали котлован под храм, то нашли гроб, в котором лежало нетленное тело юной девушки-башкирки. Но как только на нее брызнули святой водой, то от красавицы осталась лишь кучка праха.
В 1934 году церковь закрыли, сбросили колокола и кресты. 8 марта 1938 года взорвали колокольню. В основании одной из колонн сохранилась закладная чугунная плита колокольни.
Интересны и чугунные коринфские капители колонн, являющиеся уникальными даже для Урала.
Над входом в церковь и сейчас сохранилось «Всевидящее око».
В годы войны здесь разрабатывали первый реактивный самолет (сохранился и цех, в котором происходила сборка самолетов). А после войны церковь стала Дворцом культуры. Сейчас ее вернули РПЦ.
Около плотины можно посмотреть цеха старого завода. Сохранилось в поселке и немало старых, дореволюционных домов.
Еще одна интересная достопримечательность – роща Могилица. Она находится прямо в поселке, со всех сторон окружена домами.
Роща Могилица в Билимбае
Сосны здесь были посажены в 1843 году ученым-лесоводом Иваном Ивановичем Шульцем. Есть легенда (впрочем, вряд ли имеющая какое-то отношение к реальности), что в прошлом с высоты птичьего полета кроны сосен вычерчивали имя возлюбленной Строганова — Анна. Принимал участие в повторной посадке деревьев в роще Могилица и ученый Д.И. Менделеев во время визита на Билимбаевский завод.
Но откуда такое ужасающее название? Ведь поселковое кладбище находится не здесь.
Легенды связывают это место с предводителем башкир Билимбаем. Предание гласит, что на вершине холма произошло сожжение батыра, умершего от раны. Кроме того, местные жители находили в роще и близлежащих огородах человеческие останки и каменные надмогильные столбики. Здесь находилось древнее башкирское кладбище.
Ныне роща Могилица является памятником природы. Сейчас билимбаевцы задумали возродить постепенно редеющую рощу Могилица. В 2012 году здесь высадили 5 тысяч молодых сосен.
Близ поселка есть несколько памятников природы – культурных посадок сосны и ели XIX – начала XX веков. А чуть выше по течению Чусовой на левом берегу расположена скала Дюжонок. В 1905 году рабочие провели здесь маевку.
Также можно прогуляться до Сухореченского карьера к западу от поселка. В прошлом (с 1948 по начало 1990-х гг.) здесь добывался огнеупорный материал – доломит. В настоящее время карьер затоплен и представляет собой большое, довольно живописное озеро глубиной 110 метров. Исследовавшие затопленный карьер дайверы обнаружили в нем самосвал. Встречаются там и затопленные деревья (вплоть до глубины 30 метров).
По другую сторону от поселка (чуть восточнее) на вершине горы Теплой (446 м) есть пожарная вышка высотой 35 метров. С нее открывается потрясающий вид на все окрестности.
Как добраться до Билимбая?
Поселок Билимбай расположен в 57 км к западу от Екатеринбурга, недалеко от Первоуральска. На автомобиле нужно ехать по Московскому тракту, повернуть по указателю на Первоуральск. Проехав через город, миновав плотину пруда, продолжаете движение по дороге и вскоре окажетесь в Билимбае. Сориентироваться поможет расположенная ниже карта.
На общественном транспорте проще всего доехать до Билимбая на электричке на Шалю. Нужная станция так и называется – «Билимбай». Путь от Екатеринбурга на электричке занимает 1 час 10 минут.
Тайна билимбаевских подземелий
В своё время я активно интересовался подземельями поселка Билимбай (что близ города Первоуральска Свердловской области). Собирал сведения уральских краеведов, ездил на место, опрашивал билимбаевских стариков. Даже сам лазил по неосвещенному подвалу старинного Свято-Троицкого храма. Но кроме сведений, типа, «одна баба сказала» – ничего не нашёл.
А легенды о билимбаевских подземельях ходили интригующие. Дескать, из подвала Свято-Троицкого храма в дом священника вел довольно длинный подземный ход. И не абы какой, а в рост человека, стены выложены кирпичом и в них ввинчены чугунные подсвечники.
Это старинный центр Билимбая. Якобы под землёй ход раздваивался и ответвление шло в дом управляющего Строгановским заводом.
Сейчас на бывшем здании управляющего две таблички. Первая о том что там работал учёный Д.И. Менделеев, вторая – о том, что в этом здании была организована первая заводская ячейка ВКПб.
Сейчас это разваливающийся полубомжатник. Один из жителей дома, в состоянии сильного неопохмеления, уверял меня, что в погребе дома он видел чугунные перекрытия и лаз вниз. Сам он в него не спускался. Но пустить меня в погреб отказался, посему все его басни я взял под сомнение.
Один из местных милиционеров потом мне рассказывал, что подземный ход был не один. Другой уходил в противоположную сторону и заканчивался в колодце. Я сходил и туда. Колодца уже нет. Пожилые жительницы улицы, и по сей день живущие по соседству рассказали, что когда ещё колодец не был закопан, туда на верёвке спускались мужики. И, якобы, где-то на середине расстояния до дна видели горизонтальный ход. Но, как говорили бабули: «Свечка, которой мужик светил, догорела и больше он ничего не увидел».
Ещё одна легенда, которую мне рассказали краеведы, гласит, что с приходом советской власти в подземелье священники спрятали старинные иконы в золотых и серебряных окладах и другие ценности. Что потом стало с сокровищами краеведы не знают.
В годы войны в церкви размещались секретные предприятия. В частности КБ Болховитинова, разрабатывавшее первый советский истребитель с ракетным двигателем Би-1. Поэтому из соображений секретности, подземный ход засыпали.
Недоверие ко всем этим байкам у меня появилось сразу же.
Во-первых, место низкое и подземелье должно было стоять почти всегда полузатопленным.
Во-вторых, подвал у храма очень маленький. И просто сложно представить где могло бы быть ответвление.
Правда старожилы уверяют, что подвал был раньше больше, а ходы не затапливало потому что существовала специальная дренажная система…
Впрочем, всё это не важно.
Недавно мне в руки попал документ – схема Свято-Троицкого храма, сделанная в 1899 году. На схеме подземного хода нет. И мне кажется очень маловероятным, что ход всё же был, но его не отметили.