ромена августова биография теодоровна
игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, арт-терапия ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ: (099) 488-39-44, (096) 713-84-40
С этим гениальным педагогом и замечательным человеком меня свела судьба, когда я была на 7-м месяце беременности своим сыном Женей. Это было не очное знакомство, а только информация о ней в книге Владимира Леви. Прочитав интересные сведения о методике обучения детей с синдромом Дауна, я отложила книгу до тех времён, когда эта отрасль педагогики, изучающая принципы, методы, приемы и средства учебно-воспитательной работы с учащимися
‘, CAPTION, ‘методика’,BELOW,RIGHT, WIDTH, 300, FGCOLOR, ‘#fbe895’, BGCOLOR, ‘#206856’, TEXTCOLOR, ‘#206856’, CAPCOLOR, ‘#FFFFFF’, OFFSETX, 10, OFFSETY, 10);» onmouseout=»return nd();» > методика мне смогла бы пригодиться в работе. До этого, казалось, ещё так много времени впереди. Нужно выносить и родить своего мальчика, а также дать ему всё необходимое в первые три года жизни. И только потом я планировала выйти на работу.
‘, CAPTION, ‘ДЦП’,BELOW,RIGHT, WIDTH, 300, FGCOLOR, ‘#fbe895’, BGCOLOR, ‘#206856’, TEXTCOLOR, ‘#206856’, CAPCOLOR, ‘#FFFFFF’, OFFSETX, 10, OFFSETY, 10);» onmouseout=»return nd();» > ДЦП. Детей с синдромом Дауна в моей практике не было, но, безусловно, как педагога меня заинтересовала методика Ромены Августовой. Я решила, что обязательно изучу её, но потом. А сейчас…столько радости, красоты и позитива было вокруг меня. Я отдыхала со своим пузиком в Ялте, куда и прихватила с собой книгу Владимира Леви, подаренную подругой. Но отложить её в ящик пришлось не на три года, как я полагала, а на пару месяцев. Бесценное пузико, которое я выгуливала в Крыму, прятало в себе именно такого ребёночка, с которыми занимается Ромена Теодоровна Августова, ребёнка с синдромом Дауна.
Как только мы с сыном оказались дома после неонатального стационара, я бросилась искать ту самую книгу в голубой обложке, которая содержала информацию о Ромене Теодоровне, надеясь найти её координаты. Тогда казалось, что хватит сил даже уехать с ребёнком в Москву, к Ромене, только бы дать ему всё возможное для развития. Но не всегда желания совпадают с возможностями, уехать не получилось. Тем не менее, приблизиться к мечте, то есть к Ромене Теодоровне, вскоре получилось. Моему малышу было 7 месяцев, когда по просьбе харьковских родителей она приехала в наш город. Взглянув на фото моего малыша, она произнесла: «Вырастет из него человек». Конечно, а как же иначе? Ромена Теодоровна Августова своей педагогической деятельностью доказала, что в каждом ребёнке с синдромом Дауна живёт такой же человек, как и мы все, со своими достоинствами и недостатками, со своими индивидуальными способностями и потребностями, со своими мечтами и переживаниями, с возможностью и желанием обучаться. На встрече в Харькове я запечатлела Ромену Теодоровну на фото.
Прошло ещё несколько месяцев, моему сыну был уже годик и три месяца, когда я поехала в Москву, к Ромене. Я ехала одна, без ребёнка. Целью моей поездки было увидеть уроки этого талантливого учителя, а также задать Ромене Августовой вопросы методического характера. К этому времени её книга «Говори, ты это можешь!» была не только прочитана, но и, наверное, вызубрена наизусть. Тем не менее, прочесть—это одно, а увидеть собственными глазами—совсем другое. Я, естественно, запаслась тетрадкой и ручкой для конспектирования уроков, но, к своему удивлению, мне это не пригодилось. Каждый учитель знает, что любой урок начинается с организационного момента. В занятиях Ромены Августовой этого момента я не увидела и, таким образом, конспектировать было изначально нечего. Ученики Ромены в каких-либо организационных трюках просто не нуждались. Они входили в её дом уже настроенными на занятия, на учёбу. Усевшись на диван и взяв в руки книгу, они немедленно требовали её читать. Одна книга сменялась другой, менялись виды деятельности, но эта смена проходила гармонично, практически незаметно. С одной стороны, час работы проходил довольно насыщенно, в изучении новых слов, художественной литературы, самостоятельном чтении слогов. С другой стороны, эту увлекательную деятельность трудно было назвать уроком в обычном понимании этого слова. За час занятия дети даже не уставали. Об учителе этого же сказать нельзя, т.к. Ромена Теодоровна «выкладывалась» по полной. Труд педагога очень нелёгок, да ещё и с такими детишками, которых нужно не просто научить, а, прежде всего, заинтересовать учёбой. Сидя на уроках в Москве, я могла только мечтать, когда же мой малыш будет требовать читать ему книгу и тянуть меня за руку заниматься. К моей великой радости, не прошло и двух недель после моего возвращения из Москвы, когда этот момент наступил. Значит, в Москву я съездила не зря. Итак, мы ступили на новый и трудный, а также безумно интересный путь, путь обучения по методике Ромены Теодоровны Августовой. В процессе работы со своим сыном я что-то добавляла, что-то не брала совсем, но за основу взяла именно методику Августовой. В этом году мой сын идёт в школу, но мы, конечно же, продолжаем заниматься. О наших успехах можно почитать в блоге http://golubaja-piramidka.blogspot.com
В следующих публикациях я хочу поделиться с читателями своими наработками в адаптировании художественной литературы для детей с СД. И хочу обратить произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности
‘, CAPTION, ‘внимание’,BELOW,RIGHT, WIDTH, 300, FGCOLOR, ‘#fbe895’, BGCOLOR, ‘#206856’, TEXTCOLOR, ‘#206856’, CAPCOLOR, ‘#FFFFFF’, OFFSETX, 10, OFFSETY, 10);» onmouseout=»return nd();» > внимание, что этот метод работы я позаимствовала у Ромены Теодоровны. Даже не представляю, как бы мы обучались без этих адаптированных сказок, да и вообще без Ромены Августовой. Огромное ей спасибо! И спасибо судьбе, что свела меня с этим удивительным человеком.
Ромена августова биография теодоровна
Новая книга Ромены Августовой появилась на складе в Лабиринте. В начале было слово. Авторский метод по обучению речи детей с трудностями развития
Журнал «Детский дом», №1, октябрь-декабрь 2001
Статья о Ромене Теодоровне Августовой
«Мой сын до двух с половиной лет не говорил, не издавал даже звуков. С диагнозом гипертеизионно-гидроцефальный синдром и задержка психомоторного развития нас направили в детскую консультативную неврологическую поликлинику. Там мы узнали, что наш ребенок бесперспективный. И тогда на наше счастье мы попали к Ромене Теодоровне Августовой. Через несколько месяцев Иван говорил. А когда ему исполнилось три с половиной года, то логопед в районной поликлинике дал заключение, что речевое развитие ребенка соответствует возрасту. Занимаясь по методу Ромены Теодоровны мой «бесперспективный» сын уже в четыре года мог читать по слогам»,— пишет мать Вани Сиденко.
Таких отзывов десятки. Мальчик-гидроцефал, девочка-олигофрен, заикающиеся дети, ребенок с церебральным параличом. Роменой Теодоровной Августовой разработана специальная методика развития и обучения таких детей, с ее помощью дети, которых принято считать «необучаемыми», обретают возможность говорить. Кроме того, эти дети легко осваивают чтение. Обучаться, в соответствии с методикой, они начинают в три года и иной раз обгоняют нормальных сверстников. Метод этот известен пока единицам, как и его автор, но в августе нынешнего года издательство «Олимп» выпустило книгу Р.Т. Августовой «Говори! Ты это можешь» с подробным описанием методики занятий с детьми-инвалидами. Она даст возможность «творить чудеса» самим родителям, воспитателям и педагогам.
Много, очень много хорошего добрый человек может открыть для себя в этих детях.
Ко мне приходят дети, которым иной раз нет еще и трех лет. Ребенок бегает по комнате, хватает то одно, то другое, ни на чем не в состоянии не только сосредоточиться, но даже просто задержать взгляд. Это «Шустрики».
Это письма, продиктованные ребенком с синдромом Дауна.
Он начал заниматься в 3,5 года, знал три слова «мама», «дай», «папа». Гриша переписывается с мальчиком Васей, страдающим детским церебральным параличом.
`Здравствуй, Вася! Обычно пишем про погоду. Погода у нас сегодня не очень хорошая. Солнышко не видно, не блестит на небе. Надо одеваться тепло. Сегодня шел снег и еще будет. Весны нам никак не дождаться. На небе серые тучки. Папа наш выходной сегодня. Мы завтракали, нам папа читал, мы слушали кассету «веселая компания». Дальше я занимался, потом стал
собираться к Ромене Теодоровне. Я выпил живую воду, которую мама нам всегда дает. На урок папа Саша поехал со мной. Маша не хочет, чтобы мама уезжала. В детский сад мы не ходим, потому что Никита заболел, чихает. Он вместе с Машей сидит за столом. Он лежал в кровати, потому что у него температура, нельзя вставать. Вася, ты выздоровел или нет? Не болей, Вася, мой дружок. Не болей, пожалуйста, я тебя очень прошу. Но когда ты приедешь, должен прийти сию минуту. Я хочу познакомиться, пообщаться. Я не буду тебя обижать, Васька. До свидания, Вася. Желаю тебе, чтобы ты не болел, чтобы ты выздоровел, ходил в школу. Привет твоей маме и бабушке».
Письмо оканчивается так: «Писала Ромена Теодоровна, а диктовал я, Гриша»`.
На мальчике по имени Саркис жирный крест был поставлен всеми теми, кто пытался с ним заниматься. В шесть лет он не только не говорил, но и не понимал ни единого слова. Не в состоянии был выполнить ни одной, самой простой просьбы, не знал, ни где мама, ни где папа, ни где он сам. Посмотрели бы вы на него сейчас! Это живой, смышленый, общительный, темпераментный мальчик, слова сыплются из его рта, как горох из порванного мешка. А как он рисует! Вот вам и необучаемый.
Августова Р.Т.. Книги онлайн
Ромена Теодоровна Августова — педагог, автор оригинальной методики обучения речи и чтению детей с синдромом Дауна в дошкольном возрасте.
Автор книги «Говори! Ты это можешь».
Из предисловия к книге, написанного доктором медицины и психологии, президентом Фонда психологической помощи Владимиром Леви:
«На уровне чувств существа гениальные, даунята неполноценны по части интеллекта (. ) Но вот нашелся, наконец, человек доказавший, что и это не так или, скажем точнее, вовсе не так».
«Открытие Ромены Августовой: доказательство и методическое обоснование того факта, что дети с синдромом Дауна педагогически не безнадежны, а только особо зависимы, сверхзависимы от того, как с ними занимаются, как их учат. ».
«. Ромена Августова — не просто педагог от Бога, умеющий то, что не умеют другие. Она учитель родителей, учитель учителей — и, не побоюсь пафосности, именно учитель любви, настоящей любви к ребенку — зрячей и трезвой, без иллюзий и сантиментов. На каждой странице ее книги — россыпи опыта, жемчужины мудрости. Написано ясно и ярко, захватывающе легко — так, как она ведет и свои занятия».
Книги (2)
В книге обобщен многолетний опыт автора по обучению речи детей с различными неврологическими заболеваниями, такими, как синдром Дауна, церебральный паралич, олигофрения, заикание и т. п. Первая ее книга «Говори! Ты это можешь» вышла более десяти лет назад и давно стала библиографической редкостью.
Ромена Теодоровна Августова — педагог от Бога. Любовь к ребенку и искреннее желание раскрыть его таланты — вот основа ее метода. У нее непростые ученики, но это не значит, что родителям так называемых «обычных» детей не стоит заглядывать в эту книгу. Еще как стоит! Главное в авторском методе — творческий подход к каждому маленькому человеку, уважение его личности, индивидуальных особенностей.
Известный врач и психолог Владимир Леви написал о первом издании автора: «Книгу стоит прочесть всем, у кого есть дети, и каждому, кто только еще собирается стать родителем, каждой матери и отцу. Каждому педагогу. Каждому человеку!» Лучше не скажешь!
Как научить ребенка говорить? Как помочь ему раскрыть свои способности и творческие задатки? Как правильно общаться с «трудными» детьми? На эти и многие другие «родительские» вопросы отвечает эта книга.
Ее автор — человек поистине уникальный. Ромена Августова — создатель единственной в своем роде методики обучения детей с синдромом Дауна. Благодаря этому педагогическому открытию безгласные существа становятся личностями — думающими и способными к творчеству.
Эта книга, безусловно, заинтересует всех, чья жизнь связана с детьми — родителей, воспитателей и педагогов.
Алалия.ру
«Говори! Ты это можешь» Ромена Августова
Хочу в первом пробном 🙂 посте все-таки написать о книге, которая перевернула мое сознание во второй раз (первая была — «Запрещенное горе») До этого времени мне казалось, что нужно найти все-таки какое-то приложение сил извне, и мой ребенок заговорит. Книга поменяла мое собственное поведение и отношение к моему ребенку, к моторной алалии, занятиям и так далее.
Немножко об авторе. Ромена Августова — дефектолог, логопед, не знаю как еще можно назвать, она создала методику для развития речи у детей с синдромом Дауна. (После первого прочтения книжки мне показалось — методики нет. Я стала читать второй раз, вчитываться, искать зерно, и кажется — может быть мало — но нашла. Сложность в том, что в такой литературе хочется инструкции, а ее все-таки приходится вычленять из текста… но об этом ниже).
Сначала она пишет о своих учениках, дает им характеристики, там есть как детки с СД, попавшие к ней на занятия довольно в раннем возрасте (3-4 года), и показавшие быструю динамику, так и абсолютные молчуны, которым было уже по 7-8 лет, «безнадежные». Динамика в речи есть у всех.
Что особо волшебного я выделила и приняла на вооружение. Об этом уже писала Оля Просветова.
1. Убрать лишние слова. (Мне это было трудно принять. бессознательно мамы деток с МА видимо доказывает себе объемом речи, что ребенок такой как все — и говорят, говорят, говорят. Тем более и специалисты советуют. Тем более, ребенок понимает эту сложную речь, и участвует в диалоге как может. Но чтобы пошел обратный процесс, чтобы появилось слово, надо все-таки ограничить себя, хотя бы в каких-то определенных режимных моментах) Пример: начать с имени. Я своего как только не зову и не звала: Мишенька, Мишутка, Медведь, Медвежонок, Куся, Солнышко и т.д. Убрать. Оставить самое простое: Ми-ша. (У нас имя — было первым двусложным из разных слогов: сначала он называл себя Ми, а потом однажды смотрел в окно и через паузу абсолютно без побуждений «Ми… са») И так далее. Говорить с нажимом. Энергетически вкладываясь в слово. По слогам. Можно тянуть. КИИИИИ-САААА (я добавляла в это игру в машинки: грузовик везет один слог к другому). Можно ввести героя — а пусть автобус скажет… но это уже не из Августовой, а отовсюду…
2. Начинать с открытого слога, который получается у ребенка. Что-то же получается, забыть пока о том, о том что не получается. Выписать слоги, которые так или иначе в речи проскальзывают. Попробовать из них составить какие-то простейшие слова. И их употреблять. (Судя по тому, как одновременно у моего Мишки и у еще одного мальчика из группы начали появляться «нету», «вот так», туда, вот там, вот тут — это популярная методика вообще). То есть чтобы вот этот простейший лексикон повторялся постоянно, преобладая над сложным.
Единственное, для нас правило, надо добиться, чтобы Миша все-таки — пусть неохотно, пусть через громадную паузу, но сказал сам, без подсказок это слово. Тогда механизм, пусть и замедленно, через какое-то время сработает. Если повтора не было, скорее всего, не сработает.
Ромена августова биография теодоровна
© Р. Т. Августова, 2015
© ООО «Издательство „Этерна“», оформление, 2015
«Этому знанию никто их не обучал, оно в их природе… Зрение особого рода, глаза души, которыми эти дети видят невидимое другим…»
О ком это? О каких детях?… О каких-то сверходаренных, о гениальных?…
Многие годы Ромена Теодоровна Августова занимается педагогикой речи. Она учит говорить детей, которые совсем говорить не умеют и которым говорить трудно из-за поражений мозга (при ДЦП, например) или тяжелых форм заикания.
Отдельную группу среди ее учеников составляют дети с синдромом Дауна, или, как их зовем меж собой мы, врачи, даунята.
Слово «даун» уже стало почти нарицательным для обозначения умственной отсталости. В каждой семье есть некая вероятность рождения такого ребенка, отмеченного перстом судьбы, так отмеченного, что это всем сразу видно: малый рост, нескладное, рыхлое тело, уплощенное монголоидное личико с маленькими узкими глазками. Ежегодно в стране их рождается более двух тысяч. Мутация, генетическое отклонение: одна лишняя хромосома в клетках как бы отдельная, особая порода внутри человечества. Раньше таких детей, валя в одну кучу с другими олигофренами, называли попросту идиотами. («Идиот» – буквально «иной», «чужой».)
Самое же характерное практически для всех – и очень отсталых, и относительно «продвинутых» – какая-то удивительная душевная аура. Даунята, как правило, совершенно неагрессивны и, хотя могут иногда быть беспокойными и суетливыми, всегда добры, благостны и потрясающе сопереживательны, резонансны. Помню, жил у нас в кафедральной психиатрической клинике Первого Московского мединститута «педагогический» дауненок Кеша, его держали главным образом для того, чтобы демонстрировать студентам. Милое создание, веселое, доверчивое и послушное. Очень любил помогать при раздаче пищи и уборке посуды. За фантастическую эмоциональную отзывчивость его называли «наш барометр» или «счетчик Гейгера». Много раз я видел, как Кеша, словно магнитом притянутый, оказывался около какого-нибудь больного, страдающего в данный момент особенно тяжело, и начинал страдать вместе с ним: плакал, стонал, терзался, метался… Уже за два-три часа до того, как у одного тяжелого эпилептика должен был начаться припадок, Кеша не отходил от него и проявлял признаки напряженности и беспокойства, тер себе левый висок. Как потом выяснилось при электроэнцефалограмме, эпилептический очаг у этого пациента находился именно в левой височной доле.
На уровне чувств существа гениальные, даунята неполноценны по части интеллекта, это очевидно. Но вот нашелся наконец человек, доказавший, что и это не так или, скажем точнее, вовсе не так.
Открытие Ромены Августовой: доказательство и методическое обоснование того факта, что дети с синдромом Дауна педагогически не безнадежны, а только особо зависимы, сверхзависимы от того, как с ними занимаются, как их учат. Они обучаемы до уровня по крайней мере среднего образования. Их можно научить не только нормальной членораздельной речи, но и чтению, и письму, и арифметике, и многому другому. А главное – привить желание учиться и стремление к самосовершенствованию, как раз то самое человеческое из человеческого, что так часто, увы, убивает в зародыше наше так называемое воспитание и так называемая педагогика, превращающая в идиотов нормальных детей.
«На моих глазах происходило превращение безгласного существа в личность, в ребенка, которому все интересно, который думает, рассуждает, читает, проявляя при этом удивительные настойчивость и терпение».
Это о них, о даунятах. Какой родитель не пожелал бы этого для своего ребенка, самого что ни на есть полноценного?…
Жан Ванье, великий подвижник нашего времени, создавший уникальное сообщество для жизни психически неполноценных и умственно отсталых детей и взрослых, сказал, что такие люди нужны человечеству, чтобы оно училось открывать в себе Бога, училось любви. Вернее не скажешь. И в этом же главный смысл того труда, который у вас в руках, дорогой читатель.
Ромена Августова не просто педагог от бога, умеющий то, что не умеют другие. Она учитель родителей, учитель учителей и, не побоюсь пафосности, именно учитель любви, настоящей любви к ребенку – зрячей и трезвой, без иллюзий и сантиментов. На каждой странице ее книги россыпи опыта, жемчужины мудрости. Написано ясно и ярко, захватывающе легко, так, как она ведет и свои занятия.
Это книга, которую стоит прочесть всем, у кого есть дети, и каждому, кто только еще собирается стать родителем, каждой матери и отцу. Каждому педагогу.
доктор медицины и психологии, президент Фонда психологической помощи
Памяти моей матери
Ярославы Георгиевны Августовой,
большого друга маленьких детей
В нашей стране в течение долгих лет дети с синдромом Дауна признавались необучаемыми. Это мнение было общепринятым, повсеместным и не подлежащим оспариванию, в том числе и в профессиональной среде. И если необходимость создания разнообразных методик по обучению детей-инвалидов всех прочих категорий ни у кого не вызывала сомнений, то для детей с синдромом Дауна это считалось бесполезным. Теперь, когда отношение к этим детям стало меняться, мы сталкиваемся с тем печальным обстоятельством, что в работе с ними как специалисты, так и родители вынуждены опираться только на зарубежный опыт. Но одна из самых тяжелых проблем детей с синдромом Дауна – задержка речевого развития. И совершенно очевидно, что ни одно практическое руководство зарубежных специалистов помочь в данном случае не может, ибо обучение языку невозможно без учета его конкретной специфики. Рекомендации в данном случае могут носить только общий характер. Оставляя в стороне орфоэпические особенности, назовем хотя бы немного из того, что делает русский язык одним из самых трудных языков мира: сюда входит многообразие лексики, сложность словообразования, особенности предложно-падежной системы, огромное количество производных слов, подвижные ударения, богатство синтаксических моделей. Как правило, овладение даже элементарными навыками разговорной речи у детей с синдромом Дауна надолго запаздывает. Довольно часто люди с синдромом Дауна не говорят вовсе.
Если в Москве и Санкт-Петербурге специалисты начинают поворачиваться лицом к проблеме инвалидов, которые в течение долгого времени были лишены их внимания, то на огромных просторах России, вдали от центра, родители таких детей не получают никакой помощи и самостоятельно не только не в состоянии справиться с трудной задачей обучения детей родному языку, они не знают, с какой стороны к этому вообще подобраться.
На протяжении нескольких лет я занимаюсь с группой детей Московской ассоциации «Даун-синдром». Мною разработана методика развития речи, а также методика обучения чтению детей с синдромом Дауна, первую из которых я подробно излагаю в этой, адресованной родителям книге. По такой же методике занимались дети с диагнозами «гидроцефалия», «олигофрения» и «детский церебральный паралич»: все трое попали ко мне случайно, и у всех троих был один и тот же результат – они научились говорить и читать.