роль в церкви в условиях распада руси
История. 6 класс
Русь в середине XII–начале XIII в
Сегодня мы поговорим об удельной системе, или как её еще называют феодальной раздробленности, её причинах и особенностях. Для начала определим, что такое феодальная раздробленность. Это этап в развитии государства, когда оно разделяется (распадается) на самостоятельные административные единицы, например, королевства или княжества, которые в свою очередь тоже дробятся на множество более мелких частей. Заканчивается раздробленность с началом процесса объединения и образования централизованных государств, происходит это в разное время. В Европе – приблизительно в 13 веке, а на Руси – позже, примерно в XV в. Эту политическую раздробленность называют феодальной, потому что она приходится на период истории, когда земля была главной ценностью и господствовали феодальные отношения.
Цели и задачи
Цель: сформировать у учащихся понимание того, что период политической раздробленности – закономерный этап в развитии государства. Раскрыть причины и распада единого государства, обратить внимание на факторы, поддерживающие единство, выявить особенности этого периода для земель Руси.
— проанализировать причины ослабления Киева и усиления самостоятельности княжеств
— дать общее описание территорий, на которые разделилось государство в XII в.
Узнаем, научимся, сможем
— о различиях государственного управления земель в период раздробленности;
— о международных связях русских земель в этот период
— об исторических источниках, сохранившихся от того периода и о его оценке современниками;
— определять главные причинно-следственные связи событий и процессов, выявлять их положительные и отрицательные последствия;
— определять роль церкви в условиях распада Руси, определять, что поддерживало единство в период политической обособленности земель;
— сравнивать важнейшие черты раздробленности стран Европы и Руси;
— находить на карте границы и описывать крупнейшие земли и княжества Древнерусского государства;
— называть особенности развития русской культуры и перечислять главные памятники искусства и художественного творчества.
Презентация на тему Русская православная церковь в условиях политической раздробленности русских земель
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Русская православная церковь в условиях политической раздробленности русских земель
Выполнила:студентка 1 курса
Гр. ЮФ-1401
Арсланова Тамара
Описание слайда:
Описание слайда:
После смерти сына Владимира Мономаха Мстислава Владимировича (1132 г.) Киевская Русь разделилась на 15 княжеств и земель. Среди них крупными и влиятельными были Киевское, Черниговское, Владимиро-Суздальское, Новгородское, Смоленское, Полоцкое и Галицкое княжества. Столицей всех западнорусских земель был городВладимир (Волынский), где находился княжеский престол.
В 1199 году волынский князь Роман Мстиславич (сын Мстислава Изяславича) был приглашён на престол Галицкого княжества и объединил его со своим, в результате чего образовалось Галицко-Волынское княжество (1199 — 1392), которое стало непосредственным наследником Киевской Руси. Галицко-Волынское княжество было одним из самых больших княжеств периода политической раздробленности Руси.
Описание слайда:
Церковь и княжеская власть в период феодальной раздробленности.
В 30-е годы XIII века Российское государство распалось на 15 отдельных княжеств. В связи с этим формируются новые кафедры, новые епископства, которые подчинялись киевскому митрополиту. Главной проблемой этого периода стали междоусобицы княжеств. В это время можно выделить несколько направлений деятельности церкви и духовенства, которые были проведены в интересах государства.
Во-первых, это было миролюбивое посредничество между князьями.
Во-вторых, духовенство стало парламентёрами, то есть, духовенство играло роль посредников в отношениях между князьями и другими странами.
В-третьих, со временем духовные лица всё чаще становятся постоянными советниками при князе и входят в княжеский совет.
В-четвёртых, имела место миссионерская деятельность церковных лиц, которую можно рассматривать как политическую. Основные направления: северо-запад (Карелия, Прибалтика) и восток, юго-восток. Потом эти территории автоматически включались в состав России.
В-пятых, началась канонизация святых: первые князья Борис и Глеб стали первыми русскими святыми. Этим церковь осуждала братоубийственную войну и возвышала государственную власть.
Описание слайда:
Русская православная церковь в борьбе с ордынским игом.
Монголо-татарское нашествие было самым тяжким испытанием для Руси. В результате монгольского нашествия и установившегося ордынского ига обезлюдели русские города, утратились многие ремёсла, пришла в упадок культура, замедлилась централизация русских земель. Татары грабили, убивали, уводили в плен многих русских людей. Из-за постоянных междоусобиц князья не могли объединиться и отразить набеги татар.
Церковь не раз обращалось с призывом к единению, и хотя сами татары были веротерпимы и не представляли никакой угрозы Православной Церкви и вере и даже освободили от дани духовенство и церковные земли, церковь активно боролась против татар. Церковь не раз пыталась призвать к миру князей, отстоять и защитить великую Русь, принимала большое участие в борьбе с игом. Поскольку татары с уважением относились к церкви, то некоторые священнослужители часто ездили в Орду с просьбами. Яркий пример тому – святитель Алексий, который не раз заступался за Русь.
Описание слайда:
Таким образом, направление деятельности Русской Православной Церкви имело политический характер и работало на будущее единое государство. Значение и деятельность Русской Православной Церкви в период феодальной раздробленности было в целом положительным для государства. Параллельно дублируя княжескую власть, Русская Православная Церковь способствовала сохранению мира. Деятельность церкви была стабилизирующим фактором, но, те не менее, патриарх не вникал во внутренние политические распри.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удельный период. Роль Русской Церкви
После смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава начался второй этап борьбы за киевский стол, новый этап междукняжеских распрей. Произошел раскол между самими Мономаховичами. Киевским князем стал внук Мономаха Изяслав Мстиславович, а младший сын Мономаха Юрий Долгорукий, который получил в удел Ростово-Суздальскую Русь, не признал права своего младшего сородича, и между племянником и дядей началась острейшая борьба.
Как и на первом этапе, когда дрались между собой сыновья Ярослава Мудрого, Киев много раз переходил из рук в руки. Киевляне трижды изгоняли Долгорукого, дважды он возвращался. И каждый раз с князьями приходили и поляки, и половцы, грабили первопрестольный град. Поскольку они не щадили ни храмы, ни монастыри, Церковь поневоле оказалась втянута в эту борьбу. На этом нужно остановиться особо. Еще Карамзин при описании удельного периода подчеркивал трудности, с которыми он сталкивался. Не скрывая своего нравственного осуждения, он говорил: «иду как степями, подобно пустынями аравийскими». Такое у него было состояние нравственное: «И где-нигде только встретится оазис». Под оазисом он имел в виду события, где он как бы отдыхал от утомительных описаний княжеских усобиц. (Я, правда, считаю, что иногда здесь встречались не только оазисы, но и своего рода райские кущи). Такими оазисами являются свидетельства о роли, которую сыграла в усобицах Русская Православная Церковь.
Наверное, не случайно этот период острейшей политической борьбы был связан с попытками возродить практику Ярослава Мудрого и добиться независимости или, по крайней мере, автокефалии, автономии русской митрополии.
Через 100 лет, почти год в год, после знаменитого митрополита Илариона русские епископы и князь Киевский и всея Руси Изяслав Мстиславович сделали попытку избрать своего митрополита. Значимость этого события трудно переоценить. Митрополит – единственный деятель тогдашней Руси, власть которого (естественно, церковная) охватывала все русские земли. Поэтому он был авторитетнее любого из князей, власть которых не выходила за пределы княжества. Исключение составлял великий князь Киевский, но, хотя он и носил титул Государя всея Руси, его власть оспаривалась, не признавалась. За эту власть дрались, и авторитет Великого князя Киевского падал из года в год.
Кроме митрополита, активную роль в управлении делами русской епархии и русской митрополии играли собрания, съезды епископов. От святого князя Владимира до монгольского нашествия (чуть более чем за 200 лет) прошло примерно 15–17 таких собраний. Они избирали митрополита, а Патриарх утверждал, но еще до утверждения, сразу после избрания, митрополит мог действовать. Такие случаи были. Действовал принцип взаимозависимости Патриарха и епископов – по канонам епископ ничего не может сделать без разрешения митрополита, но и митрополит должен считаться с волей епископата. (В старину такой принцип действовал не только среди иерархов, но и на приходах – приходские священники избирались, епископ только утверждал волю мирян, прихожан). Опираясь на этот принцип, в 1147 году делается попытка избрать своего епископа независимо от Константинополя. Если при Ярославе Мудром все 8 епископов были едины, никто не возражал против предложения великого князя избрать митрополитом Илариона, его бывшего духовника и основателя Печерской лавры (слишком высок был авторитет Ярослава), то в данном случае единодушия не было. Князь Изяслав предложил избрать епископом Климента Смолятича, именитого иерарха из Смоленска, известного богослова, довольно авторитетного проповедника среди русского духовенства. 6 епископов поддержали князя, а трое – епископ Черниговский Никифор (тоже авторитетный богослов), епископы Полоцкий и Смоленский – не согласились с его предложением. Несмотря на их возражения, Климент Смолятич был избран.
Чтобы глубже осмыслить значение этого раскола в епископате, нужно вспомнить об умершем в 1147 году митрополите Михаиле. Грек по национальности, он долго жил в России, был связан с Русской Церковью, несколько раз сыграл выдающуюся роль в примирении враждующих князей. В 1136 году в Новгороде, где было резкое столкновение новгородцев с Юрием Долгоруким, и дважды в 30-е-40-е гг. (сначала в Новгороде, потом в Киеве) он выступал против княжеских столкновений – с крестом становился между ратями, готовыми к бою. Дважды ему удалось предотвратить столкновения между двумя Ярославовичами в Киеве, он примирил их. Затем он убедил отца Мономаха добровольно отказаться от прав на княжеский престол, чтобы не усугублять свару.
Без знания активной роли этого митрополита-миротворца нельзя понять политическую жизнь того времени. На мой взгляд, мы до сих пор недооцениваем его подвиг. Княжеские распри часто затмевают умственный взор историкам, которые ничего, кроме этих распрей, не видят. Благородные, плодотворные усилия предотвратить эти драчки выпадают из поля зрения. Когда историк – атеист, понятно. (Он стоит на позициях исторического материализма, экономического детерминизма, всю историю сводит к борьбе экономических сил). Но и в старину многие историки не уделяли этому внимания. Мол, это Церковь, а Церковь – вне политики. В данном случае Церковь сыграла яркую политическую роль. И, конечно, только мужественный человек мог встать с крестом между двумя готовыми к сражению ратями, двумя вражескими группировками. Это и подвиг пастыря, и гражданское мужество.
Митрополит Михаил имел авторитет, с ним считались, князья, в том числе и великие киевские. А вот после его смерти произошел раскол. Константинопольский Патриарх поставил грека Константина «Патриархом всея Руси», а Собор или Совет 6 епископов и князь, как в летописях пишут «князь особь со шестью епископами», избрали своего ставленника. Наглядный пример того, как светская власть пыталась использовать авторитет Церкви в своих чисто земных интересах. Князья в споре за княжеский стол пытались использовать в своих интересах Церковь и понятное стремление православного русского люда добиться если не независимости, то автокефалии, автономии своей Церкви, хоть как-то ограничить беспредельное вмешательство Византии в русские церковные дела.
В оценке этих событий по сей день нет должного единства. Справедливо обратил внимание на этот аспект событий в своей двухтомной «Истории Церкви» Антон Карташев. Он пишет, что когда избирали Климента Смолятича, то известный деятель Церкви епископ Черниговский Онуфрий (знаток священных книг и священных канонов, преданий) доказывал право шести епископов при поддержке князя избрать своего митрополита, независимо от того, утвердит ли их кандидатуру Патриарх. Но в данном случае, поскольку Патриарх уже назначил митрополитом Константина (вместо умершего Михаила), было двоевластие. Чем же русские иерархи устами Онуфрия Черниговского обосновывали свое право на этот раскольнический, в сущности, шаг? Карташев приводит интересные данные: епископ Онуфрий заявил, что в практике Византии становление нового Патриарха при избрании освящается ссылками на церковное предание, что были случаи, когда именем Патриарха Германа, его мощами, его рукой ставили на патриаршество нового человека. Святой Патриарх Герман был известен в истории Византийской Церкви как страстный борец против иконоборчества императора Льва. Эта борьба стоила многих сил, напряжений и вполне естественно, что имя Патриарха Германа стало высоко чтимым, и его именем (как бы его рукою) благословляли или ставили нового Патриарха. Но есть и другое прочтение этой традиции, которое и было использовано епископом Онуфрием Черниговским. В некоторых источниках, и византийских и русских летописях, говорится уже не о мощах святого Германа, а пророке Иоанне Предтечи. И его рукой ставится Патриарх. Это было в Киеве известно. Во всяком случае, в некоторых летописях мы находим прямые упоминания о руке Иоанна Предтечи. И епископ Онуфрий Черниговский заявил, что если в Византии с помощью этих святых ставят Патриарха, то и в Киеве можно поставить своего митрополита, потому что в Киеве находятся мощи также высоко почитаемого святого Климента.
Мощи святого Климента были найдены солунскими братьями и отосланы ими в Рим. А когда святой князь Владимир вел спор с константинопольским Патриархом о независимости киевской митрополии, то папа римский решил поддержать Владимира, чтобы в противоборстве с Константинополем привлечь его на свою сторону, и послал ему голову святого Климента. Но, как известно, Владимир не пошел на полный разрыв с Патриархом. Воистину «бойтесь данайцев дары приносящих». Святой Владимир раскусил смысл этого дара и не пристроился в кильватер Рима. Мощи хранились в Киеве, в Десятинном храме, и следы их теряются после разгрома Киева. Считается, что они погибли во время разгрома Киева татарами. Впрочем, может быть, и раньше, потому что Киев грабили неоднократно и свои, и чужие. Во всяком случае, эти мощи погибли. Но тогда, в 1147 году, они были. И на них ссылались 6 епископов, доказывая свое право избрать второго митрополита.
Наши иерархи раскололись. Обе борющиеся партии ссылались на традиции, на каноны. И я не буду сегодня выносить свой приговор, кто из них прав, кто виноват. Важно только, что князья дрались между собою, и каждая сторона имела своего митрополита. И когда Юрий Долгорукий захватывал Киев, он изгонял не только Изяслава, но и митрополита Климента Смолятича как ставленника врага. Возвращался Изяслав – Юрий уходил и увозил с собой своего митрополита грека Константина. Это повторялось несколько раз и кончилось только со смертью Константина. После него все примирились на новом митрополите, Иоанне IV, но это было уже после смерти Юрия Долгорукого.
Это очень интересный и важный аспект княжеских распрей. Если даже отвлечься от чисто церковных проблем, а брать только светскую сторону, то бросается в глаза попытка князей использовать Церковь в своих интересах, которые не всегда совпадали с интересами русской земли. И мы, историки, должны эту сторону отметить. С другой стороны, попытка как-то создать свою национальную Церковь, чтобы сами епископы русской земли могли избирать своего главу, тоже заслуживает если не признания, то хотя бы внимания. Византия и Константинопольская Патриархия не всегда с пониманием относились к интересам Русской Церкви, русской земли. Наверное, не случайно все-таки от Илариона и вплоть до реформ Патриарха Никона, вызвавших раскол, через всю нашу политическую историю проходит эта линия – борьба за национальную Церковь.
В нашей памяти 1147 год связан с основанием Москвы. Юрий Долгорукий в Москве, приграничном городе на краю его княжества и черниговского княжества, вместе с Олегом Святославовичем Черниговским обсуждают план похода на Киев. В летописях есть такая фраза: «обед был силен». Князья пировали и обдумывали, как им захватить Киев. (И захватили в следующем году). Это первое упоминание Москвы (как крупной вотчины или скорее приграничного укрепления) в летописи.
Второй этап борьбы князей за создание своей независимой автономной Церкви связан с сыном Юрия Долгорукого Андреем Боголюбским. Он продолжил дело своего отца, сплотил вокруг себя полдюжины князей, захватил Киев, ограбил его и многие киевские святыни перевез во Владимир, в свое Боголюбово.
Затем он пытался превратить Ростово-Суздальскую Русь, Владимирское княжество, в центр своей державы. Это связано с упадком Киева. Но важен другой момент. Для того чтобы укрепить свою власть и престиж Ростово-Суздальской земли, Андрей Боголюбский поставил своего архиерея – епископа Ростово-Суздальского Феодора. Феодор был женатым священником, в монахи не постригся. Тем не менее Андрей Боголюбский провозгласил его епископом. Оба (и князь Андрей, и Феодор), понимали, что «митрополитом всея Руси» ему не быть – во-первых, его избранию епископом воспротивились епископы других епархий, во-вторых, Патриарх уже назначил митрополитом Константина. Андрей схитрил – предложил образовать новую митрополию (Ростово-Суздальскую) и назначить там своего митрополита. В итоге Патриарх это не утвердил. Он заявил, что не в традициях Церкви резко менять границы епархий, чтобы создавать новую митрополию, что лучше не ломать эти границы, не нарушать традиции. Это отчасти правильно, поэтому и сегодня границы епархий носят отпечаток далекой старины, не совпадают с современными границами областей, краев, регионов – есть свои традиции, своя преемственность, своя иерархия церковных кафедр.
Главной целью Андрея Боголюбского было создание своей Церкви как инструмента для достижения политических целей – укрепления своего единодержавия, самодержавия. Современная историография считает, что именно с Андрея Боголюбского начинается борьба за становление единой русской государственности. Он был первым, кто пытался стать самодержцем всея Руси. Так это или не так, но его попытка создать особую митрополию не увенчалась успехом. Убедившись в бесплодности своих усилий, Андрей Боголюбский признал власть митрополита, поставленного Константинополем, то есть распространение его власти и на Ростово-Суздальское княжество.
Удельный период – период резких политических столкновений, и именно поэтому он наложил отпечаток на историю Церкви. Изучая этот период, мы видим роль Церкви как очень могучего инструмента в политической борьбе. И мы не имеем права предать это забвению.
Каждая сторона стремилась использовать Киев по-своему. Это привело к тому, что Киев разрушили, и он потерял свое значение еще до нашествия монголов, которое добило его окончательно. К концу удельного периода главными центрами политической борьбы стали Галицкая Русь (Галиция, Подолия, Волынь), Новгород и Ростово-Суздальская Русь.
История. 6 класс
Русь в середине XII–начале XIII в
Сегодня мы поговорим об удельной системе, или как её еще называют феодальной раздробленности, её причинах и особенностях. Для начала определим, что такое феодальная раздробленность. Это этап в развитии государства, когда оно разделяется (распадается) на самостоятельные административные единицы, например, королевства или княжества, которые в свою очередь тоже дробятся на множество более мелких частей. Заканчивается раздробленность с началом процесса объединения и образования централизованных государств, происходит это в разное время. В Европе – приблизительно в 13 веке, а на Руси – позже, примерно в XV в. Эту политическую раздробленность называют феодальной, потому что она приходится на период истории, когда земля была главной ценностью и господствовали феодальные отношения.
Цели и задачи
Цель: сформировать у учащихся понимание того, что период политической раздробленности – закономерный этап в развитии государства. Раскрыть причины и распада единого государства, обратить внимание на факторы, поддерживающие единство, выявить особенности этого периода для земель Руси.
— проанализировать причины ослабления Киева и усиления самостоятельности княжеств
— дать общее описание территорий, на которые разделилось государство в XII в.
Узнаем, научимся, сможем
— о различиях государственного управления земель в период раздробленности;
— о международных связях русских земель в этот период
— об исторических источниках, сохранившихся от того периода и о его оценке современниками;
— определять главные причинно-следственные связи событий и процессов, выявлять их положительные и отрицательные последствия;
— определять роль церкви в условиях распада Руси, определять, что поддерживало единство в период политической обособленности земель;
— сравнивать важнейшие черты раздробленности стран Европы и Руси;
— находить на карте границы и описывать крупнейшие земли и княжества Древнерусского государства;
— называть особенности развития русской культуры и перечислять главные памятники искусства и художественного творчества.
Конспект урока по Истории России на тему «Политическая раздробленность на Руси» (6 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок 18. Политическая раздробленность на Руси
Цели и задачи: познакомить с причинами и последствиями политической раздробленности в Европе и на Руси; определить особенности этого процесса на Руси
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Велика и могущественна была Русь во времена Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, но внутренний мир сохранялся, увы, недолго. С 1132 г. началось тяжелейшее время опустошительных княжеских усобиц.
Тема нашего урока «Политическая раздробленность на Руси».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
1. Время политической раздробленности в Европе.
2. Формирование системы земель — самостоятельных государств на Руси.
3. Роль Церкви в условиях распада Руси.
4. Идея единства Руси.
5. Отношения Руси с кочевниками.
6. Государственное управление в период раздробленности.
7. Международные связи русских земель.
8. Развитие русской культуры: формирование региональных центров.
9. Последствия раздробленности Руси.
— Как жилось русским людям в период феодальной раздробленности?
III . Введение в новый материал
Многие средневековые страны Европы и Азии прошли период политической раздробленности. В этих государствах вспыхивали междоусобные войны: правители вели между собой бесконечные споры за первенство. Державы дробились на все более мелкие самостоятельные государства.
Не миновала периода раздробленности и Русь. Почему это произошло? Какие тяготы пришлось переносить русским людям в это время? Каковы были последствия раздробленности Руси? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
IV. Работа по теме урока
1. Время политической раздробленности в Европе
— Привлекая знания по истории Средних веков, вспомните, какие важные события происходили в XI— ХІЇ вв. в Германии, Франции, Англии?
(По ходу выполнения задания составляется схема.)
Политическая раздробленность — неизбежный этап в развитии средневековых государств? Происходил ли этот процесс на Руси? Какие слои населения поддерживали распад государства, а какие — выступали против? Чтобы ответить на эти вопросы, проведем небольшое историческое исследование.
— Разделитесь на семь групп, выполните задания и ответьте на вопросы.
Первая группа работает с п. 2 § 12 учебника и характеризует систему земель как основную причину политической раздробленности.
Вторая группа работает с п. 3 § 12 учебника и характеризует роль Церкви в условиях распада Руси.
Третья группа работает с п. 4 § 12 учебника и анализирует идею единства Руси в условиях распада русских земель.
Четвертая группа работает с п. 5 § 12 учебника и исследует отношения Руси с кочевниками.
Пятая группа работает с п. 6 § 12 учебника и анализирует систему государственного управления в период раздробленности.
Шестая группа работает с п. 7 § 12 учебника и исследует характер международных связей русских земель в период раздробленности Руси.
Седьмая группа работает с п. 8 § 12 учебника и характеризует развитие русской культуры в период раздробленности Руси.
(Ученики могут пользоваться интернет-ресурсами, справочными пособиями, наглядными средствами.)
2. Формирование системы земель — самостоятельных государств на Руси
— Исследуем процесс формирования системы земель.
Вопросы для первой группы
— Когда наступила раздробленность на Руси?
— К чему привели усобицы между князьями?
— Каковы причины политической раздробленности Руси помимо княжеских усобиц?
— Как изменился порядок владения землей?
— Что стало основой богатства бояр?
— Почему князья и дружинники утратили возможность обогащаться за счет заморской торговли?
— Почему в условиях господства натурального хозяйства каждая крупная территория могла развивать свою экономику самостоятельно?
— Почему причины раздробленности крылись и в порядке управления Русским государством?
— Каким образом факт отсутствия твердого и определенного порядка наследования киевского престола сказался на процессе распада русских земель?
3. Роль Церкви в условиях распада Руси
— Определим роль Церкви в условиях распада Руси.
Вопросы для второй группы
— Какая сила в условиях раздробленности в какой-то мере объединяла страну?
— Какой властью обладал киевский митрополит? Приведите доказательства полноты его власти.
— Почему на Руси появились новые церковные округи во главе с епископами?
— Какие изменения происходили в тех городах, где создавались резиденции епископов?
— С какими призывами к русским людям обращалось духовенство в период политической раздробленности?
4. Идея единства Руси
— Исследуем идею единства Руси.
Вопросы для третьей группы
— Привел ли распад Древнерусского государства к исчезновению понятия Русской земли как целого?
— Когда у русских людей проявлялись чувства принадлежности к одной Русской земле?
— Что стало выражением народного стремления к единению?
— Какие события легли в основу «Слова о полку Игореве»?
— Какие важные вопросы ставит автор этого произведения?
— В чем он видит главную причину несчастий Руси?
— К кому он обращается?
— Кого приводит в качестве примера для подражания?
5. Отношения Руси с кочевниками
— Обсудим, как складывались отношения Руси с кочевниками.
Вопросы для четвертой группы
— Как отразились княжеские усобицы на обороноспособности Руси?
— Какие враги вновь стали нарушать границы Руси?
— На какое предательство шли некоторые русские князья в своей борьбе за власть?
— Какая земля особенно страдала от половцев?
— Каковы были последствия их набегов?
— Какова была судьба Киева — «матери городов русских»?
— Какова роль степняков в распаде Руси?
6. Государственное управление в период раздробленности
— Рассмотрим, как осуществлялось государственное управление в период раздробленности.
(Пятая группа представляет свою работу в схематичной форме.) Вопросы для пятой группы
— На сколько частей распалась Русь в середине XII в.? Назовите наиболее крупные из них и покажите их на карте.
— Как стали именовать себя наиболее могущественные князья?
— Каким образом регулировались отношения между князьями в период раздробленности?
— Как изменились цели участников княжеских усобиц?
— Как проходил процесс распада страны?
— Как отличались системы государственного управления на Руси и в Западной Европе?
7. Международные связи русских земель
— Проанализируем международные связи русских земель.
Вопросы для шестой группы
— Привел ли распад Руси к международной изоляции русских земель?
— Как шла торговля между соседними княжествами?
— Как шла торговля между русскими княжествами и соседними государствами?
— Какие связи сохраняла Русь со скандинавскими странами, Византией, Польшей, Чехией, Венгрией, германскими городами?
8. Развитие русской культуры: формирование региональных центров
— Обсудим, как развивалась русская культура в период раздробленности.
(Седьмая группа представляет свою работу в наглядной форме, используя иллюстративный материал.)
Вопросы для седьмой группы
— Какие изменения произошли в русских городах в период раздробленности? Дайте им характеристику. Докажите, что многие из них становились ремесленно-торговыми и политическими центрами русских земель.
— Почему авторы учебника называют столицы княжеств культурными центрами?
— Какие памятники культуры появились в этот период?
— Какую роль в истории Русской земли играли летописи?
9. Последствия раздробленности Руси
Раздробленность Руси — исторический период в истории страны, который характеризуется тем, что, формально находясь в составе государства, удельные княжества постепенно обособляются от Киева.
— Сопоставьте изученные факты и укажите причины распада Руси.
(Ответы учеников, составление перечня.)
Причины распада Руси:
• рост феодальной собственности на землю и развитие удельного, княжеско-боярского землевладения;
• натуральное хозяйство — способность мелких княжеств и боярских владений обеспечивать себя всем необходимым;
• способность укрепленных городов-крепостей — центров удельных земель — самостоятельно защищать себя от врагов;
• постоянные набеги кочевников, которые привели к упадку торговли, фактическому закрытию торговых путей и оттоку населения в северо-восточные земли Руси;
• получение половцами права на разграбление русских земель в качестве платы за помощь князьям в междоусобной борьбе.
— Представьте, что вы находитесь на заседании дискуссионного клуба, где обсуждается вопрос о последствиях политической раздробленности Руси. Одни участники дискуссии считают, что политическая раздробленность имела положительные последствия, а другие полагают, что отрицательные. Выскажите свое мнение.
(По ходу выполнения задания заполняется таблица.)
Последствия раздробленности Руси
1. Каждое княжество стремилось стать сильнее и богаче соседнего удела: осваивались новые земли, строились города, распахивались и засеивались новые угодья.
2. Расцвет художественной культуры — формирование региональных центров.
3. Новые способы управления. В одних уделах князья правили единолично, в других должны были считаться с мнением бояр.
В некоторых землях большую роль в управлении играло вече.
4. Формирование новых торговых путей.
5. Сохранение единого языка, общих законов
1. Разорение русских земель.
2. Ослабление некогда единой и сильной державы, ее политического единства.
3. Дробление княжеств между наследниками.
4. Международная изоляция русских земель.
5. Падение международного авторитета Руси
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
Мы выяснили, что раздробленность не означала конец существования Руси. Страна не утратила внутренней целостности, сохранилось государственное, религиозное и культурное единство (общими остались язык, вера, культура, законы).
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
— Ответьте на вопросы на с. 107 учебника.
(Проверка выполнения задания.)
Упражнение «Поезд». Каждый ученик получает два жетона-магнита: на одном изображен улыбающийся смайлик, на другом — грустный. На экране поезд, на вагонах которого обозначены этапы урока. Учащиеся размещают соответствующие жетоны на те вагоны, которые символизируют самый интересный и самый неинтересный этапы урока.
1. Прочитать § 12, с. 100—107 учебника (ч. 1).
2. Заполнить рабочую тетрадь, выучить новые слова