роль православной церкви в истории и культуре россии

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

роль православной церкви в истории и культуре россии. Смотреть фото роль православной церкви в истории и культуре россии. Смотреть картинку роль православной церкви в истории и культуре россии. Картинка про роль православной церкви в истории и культуре россии. Фото роль православной церкви в истории и культуре россиироль православной церкви в истории и культуре россии. Смотреть фото роль православной церкви в истории и культуре россии. Смотреть картинку роль православной церкви в истории и культуре россии. Картинка про роль православной церкви в истории и культуре россии. Фото роль православной церкви в истории и культуре россиироль православной церкви в истории и культуре россии. Смотреть фото роль православной церкви в истории и культуре россии. Смотреть картинку роль православной церкви в истории и культуре россии. Картинка про роль православной церкви в истории и культуре россии. Фото роль православной церкви в истории и культуре россиироль православной церкви в истории и культуре россии. Смотреть фото роль православной церкви в истории и культуре россии. Смотреть картинку роль православной церкви в истории и культуре россии. Картинка про роль православной церкви в истории и культуре россии. Фото роль православной церкви в истории и культуре россиироль православной церкви в истории и культуре россии. Смотреть фото роль православной церкви в истории и культуре россии. Смотреть картинку роль православной церкви в истории и культуре россии. Картинка про роль православной церкви в истории и культуре россии. Фото роль православной церкви в истории и культуре россии

роль православной церкви в истории и культуре россии. Смотреть фото роль православной церкви в истории и культуре россии. Смотреть картинку роль православной церкви в истории и культуре россии. Картинка про роль православной церкви в истории и культуре россии. Фото роль православной церкви в истории и культуре россии

Главные новости

В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Преставился ко Господу архиепископ Краснолиманский Алипий

Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц

В день памяти апостола Луки Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл вручил Н.С. Михалкову орден преподобного Серафима Саровского

Архив

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на VI Международной теологической конференции «Роль Русской Православной Церкви в истории и культуре России: традиции и современность»

роль православной церкви в истории и культуре россии. Смотреть фото роль православной церкви в истории и культуре россии. Смотреть картинку роль православной церкви в истории и культуре россии. Картинка про роль православной церкви в истории и культуре россии. Фото роль православной церкви в истории и культуре россии

Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на VI Международной теологической конференции «Роль Русской Православной Церкви в истории и культуре России: традиции и современность», которая открылась 22 мая 2014 года в конференц-зале Тульского государственного университета. Текст выступления приводится ниже.

Дорогие участники конференции, дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня, открывая этот научный форум, мне хотелось бы обозначить основные контуры той роли, какую играла и продолжает играть Русская Православная Церковь в жизни нашего Отечества. Рассмотрение данной темы видится особенно актуальным ввиду значительного количества вызовов христианским устоям, которые мы наблюдаем в современном мире. Нам следует хорошо знать свои традиционные ценности и уметь противостоять тем силам, которые оправдывают грех и губят души людей.

Православие пришло на земли Святой Руси из Византии — весьма развитого в культурном и экономическом отношениях государства. Именно оттуда была заимствована модель государственного устройства, благодаря которой Православная Церковь оказывала непосредственное влияние на развитие самых различных сторон жизни общества. Таким образом, русская государственность с самого своего основания строилась на фундаменте, освященном православной верой. Церковь как институт стала неотъемлемой частью России.

Когда мы говорим, что Церковь неразрывно связана с историей России, это не просто штамп. Церковь настолько сроднилась с нашей страной и народом, что в начале XX веке именно у нас явственно сбылись слова Спасителя о том, что «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Мф. 13:57). Хранительницу истины — Церковь Христову — стали гнать, причем часто те же люди, чьи отцы или даже сами они, строили и благоукрашали храмы. Почему это произошло?

Крещение Руси, 1025-летие которого торжественно отмечалось в прошлом году, стало началом образования новой цивилизации на обширных просторах, заселенных славянскими племенами. Объединение русских княжеств стало возможным лишь с благословения и при непосредственном участии церковного священноначалия. В тяжкую годину монгольского ига именно православная вера помогала народу пережить все выпавшие на его долю страдания и испытания, а также уверенно противостоять экспансии западного христианства. Подвиг святого благоверного князя Александра Невского, который сумел умерить желание ханов разграбить русские города и села и в то же время поднял русское воинство на борьбу со шведами и тевтонцами, является примером самоотверженного христианского служения своему Отечеству, своим ближним. Именно объединение русских княжеств позволило Руси скинуть с себя ненавистное иго, а образовавшееся Московское царство стало непобедимой силой и центром притяжения здоровых духовных сил.

Однако, идя рука об руку с государством, Церковь никогда не должна сливаться с ним. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что перед Церковью и государством стоят разные задачи. Для Церкви ключевая цель — спасение душ ее членов, для государства — их материальное развитие и благосостояние. И вот здесь важно сказать, что культура — это именно то, что является связующим звеном между этими двумя задачами. Именно в сфере культуры стоит искать ответ на заданный мною выше вопрос. Когда народ отходит от этого мостика между духовным и материальным и начинает заботиться только о материальном, возникают катастрофы, подобные произошедшей в России в 1917 году. Люди вдруг вообразили, что можно построить новый мир, разрушив старый, разорвав с прошлым, отказавшись от веры и Церкви. История показала, что это невозможно. Невозможно двигаться вперед без истинной веры и без связующего звена между верой и экономической повседневностью — без культуры.

Русская Церковь дает нам образцы настоящего культурного развития, но самая важная ее миссия в том, что она дает нам образцы необычайного духовного подъема. В этом году во всей полноте Русской Православной Церкви проходят торжества по случаю 700-летия со дня рождения Игумена земли Русской — преподобного Сергия Радонежского. Этот подвижник не только явил в своей жизни истинный образ монашеского делания, но и выступил за объединение всех русских людей, благословил святого благоверного князя Димитрия Донского на борьбу с врагом. Ученики преподобного Сергия основывали монашеские обители на обширных территориях и привили любовь к монастырям и монашеству русским людям. Единство Святой Троицы для преподобного Сергия Радонежского и его учеников стало вдохновением и образцом для единства Святой Руси.

Идея единства, православной идентичности смогла сохранить русскую государственность и в непростое Смутное время. Святитель Гермоген, защитники Свято-Троицкой обители и, наконец, участники народного ополчения ставили в основание возрождаемого государства именно православную веру. Роль Русской Православной Церкви в это непростое для Отечества время переоценить нельзя. И даже в эпоху секуляризации, когда Россия решила использовать ресурсы Церкви на строительство флота, ведение войн и общее экономическое развитие страны, такие святители как Митрофан Воронежский и Питирим Тамбовский не только не противостояли царю, но, наоборот, жертвовали церковные суммы на строительство российского флота, укрепляя величие и мощь нового Российского государства.

Сила русского духа, воспитанного в Православии, много раз проявляла себя в тяжелые дни борьбы со врагом Русского Отечества. Полководец Александр Васильевич Суворов, признанный великим стратегом и создателем русской военной школы, был глубоко религиозным человеком. Флотоводец Федор Федорович Ушаков, не потерпевший ни одного военного поражения за свою карьеру, последние годы своей жизни посвятил молитве и широкой благотворительной деятельности. Русской Православной Церковью он причислен к лику святых как праведный воин. Защищая Отечество, сохраняя государственность и культурную идентичность, наши соотечественники во все века опирались на православную веру.

Русская Православная Церковь оказала решающее влияние не только на формирование национальной государственности, но и на формирование русской культуры, которая, как и Церковь, стала неотъемлемым государствообразующим фактором, достоянием нации и внесла в копилку мировой культуры немало значимых имен.

Православие стало частью русской культуры. А русская культура, благодаря Православию, стала обладать той уникальностью, благодаря которой ее нельзя спутать ни с одной другой. Русские писатели, деятели культуры и искусства признаны во всем мире. Они сумели через свое творчество выразить чувства и стремления русского православного человека. Их произведения каждого соприкасающегося с ними знакомят с глубиной и богатством русского мира, основание которого прочно лежит в евангельских истинах и личности Христа.

В наш век связь религиозного основания и культуры размывается, что ведет к ее разрушению. Вслед за разрушением культуры следует утрата общечеловеческих ценностей, потеря традиционных устоев жизни и, как следствие и итог: разрушение, распад человеческой личности. Это явление, иногда называемое прогрессом, на самом деле таковым не является. Напротив, явление это по своей сути глубоко регрессивно, деструктивно, разрушительно. Подменяя культуру современными эрзацами, на первое место все чаще выходит не несущий в себе глубокого смысла эпатаж, перекрашивание белого в черное, а черного в белое. Прикрываясь связями с подлинной русской культурой, современная так называемая «популярная культура» дезориентирует целые поколения и пропагандирует пошлость, вседозволенность, потакание грубым инстинктам. Вместо того, чтобы помогать человеку подниматься и расти, она устанавливает для него границы доброго и прекрасного на самом низком из возможных уровне.

Русская Православная Церковь выступает сегодня за сохранение культурной традиции как связующего звена между современным человеком и славной историей нашего Отечества. Сохранение культурной традиции является основой и для возвращения христианских устоев в жизнь современного института семьи, сталкивающегося с самыми серьезными вызовами «постхристианского» мира, и для осознания и бережного отношения к собственной государственной и национальной идентичности. Совместными усилиями возможно помочь современному миру, помочь подрастающему поколению сохранить духовную целостность и защититься от дегуманизации общества.

Направление трудов на достижение этих целей, служение России и народу ее должно стать основой деятельности Церкви и общества в сфере сохранения и укрепления культурных традиций нашего Отечества. К этому я призываю всех тружеников на ниве науки и образования, собравшихся сегодня здесь.

Помогай вам всем Господь! Желаю успехов в ваших трудах и дискуссиях.

Источник

Роль православия в развитии культуры России

ТЕМА: «Роль православия в развитии культуры России».

1. Введение.
2. Культура Древней Руси и периода феодальной раздробленности.
3. Русская культура и православие в период возрождения и образования Московского централизованного государства.
4. Культура России XVII века – переходного периода к новой эпохе.
5. Заключение.

2. Культура Древней Руси и периода феодальной раздробленности.

3. Русская культура и православие в период возрождения и образования Московского централизованного государства.

4. Культура России XVII века – переходного периода к новой эпохе.

Культура России складывалась и развивалась под влиянием православия. Благодаря православию складывались благоприятные условия для развития русской культуры. Взаимопроникновение православия и культуры, их синтез дали возможность развиваться русской культуре по самобытному пути.
Художники, зодчие, иконописцы создавали свои произведения на века. Это значит, что творцы, благодаря свом шедеврам, могли вступить в связь с новыми поколениями на века, завещая будущему свои самые затаенные думы.
Сами художники полагали в своем сознании, что творят они по велению бога и ради прославления его, но созданная ими культура служила и собственным земным человеческим целям. Ведь выдавая за божественное свое человеческое творение, художник утверждал его в качестве бессмертной и величайшей ценности.
Русская культура отличается от других культур, благодаря взаимопроникновению и взаимовлиянию не только других культур, в частности византийской, но и языческого верования древних русичей, проявившегося в обычаях русского народа и влияния православия.
Русь не просто заимствовала высокоразвитое искусство Византии, но подхватила его, качественно обновила, обогатив собственной традицией.
В результате на Руси сложилась в высшей степени оригинальная культурная система с неповторимыми комплексами мирового значения, такими как Москва, Новгород, Суздаль, Владимир, Ростов Великий. Русское искусство – великое творение времени. Оно неповторимо и входит в духовную культуру русского человека в неразрывной связи с современной культурой.

Источник

Роль Православной Церкви

роль православной церкви в истории и культуре россии. Смотреть фото роль православной церкви в истории и культуре россии. Смотреть картинку роль православной церкви в истории и культуре россии. Картинка про роль православной церкви в истории и культуре россии. Фото роль православной церкви в истории и культуре россии

Роль Православной Церкви в России Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, святой апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил будущий град Киев. Распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой – Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, апостолов и просветителей славян.

роль православной церкви в истории и культуре россии. Смотреть фото роль православной церкви в истории и культуре россии. Смотреть картинку роль православной церкви в истории и культуре россии. Картинка про роль православной церкви в истории и культуре россии. Фото роль православной церкви в истории и культуре россии

Содержимое разработки

Роль православной церкви в становлении и развитие Российской государственности.

Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, святой апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил будущий град Киев. Распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой – Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, апостолов и просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшее события в истории русского народа – крещение князя Владимира в 988 году и Крещение Руси. Православие стало официально государственной религией на Руси. Во главе государства мог стоять только православный монарх венчаный на княжение или царствование по православной традиции.

Официальные акты государства (рождение, брак, венчание на царство, смерть) регистрировались только церковью, в связи с чем совершались соответствующие таинства и богослужение. Все государственные праздники сопровождались молебнами (специальными богослужениями). Православная церковь играла важнейшую роль в государственных делах и в жизни народа.

В 1051 году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени. Великий князь Ярослав очень любил Илариона, часто советовался с ним, прислушивался к его мнению. В самом факте избрания собором епископов Илариона в Митрополиты Киевские усматривается два важных момента. С одной стороны это попытка возродить традиции ранней русской церкви, глава которой избирался всеми епископами. С другой стороны, здесь заметно желание подчеркнуть независимость Киевского государства от Византии, как в церковном так и в политическом смыслах.

С X века строятся величественные храмы. С XI века на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево – Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом – не говоря об их чисто духовной роли – в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись, искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Широкая благотворительная деятельность монашеских обителей способствовала воспитанию в народе духа милосердия и сострадательности.

Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в XIV веке. И русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского. Он, как позднее и святитель Митрополит Иона (1448-1471), силою своего авторитета помог московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранение государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергей Радонежский благословил Дмитрия Донского на величайший ратный подвиг-Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.

Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига православные монастыри. В XIII веке было положено начало Почаевской Лавре. Эта обитель и ее игумен преподобный Иов многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Всего с XIV до половины XV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь в этой прославленной впоследствии обитатели, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.

Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирала силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата Иона, поставленный Собором русских епископов в 1448 году получил титул Митрополита Московского и всея Руси.

В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году Московский Митрополит Иов стал первым русским Патриархом.

XVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Гермоген (1606-1612), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице- Сергиевой Лавры от шведов и поляков в 1608-1610 годах.

В период последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем-исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону.

Начало XVIII века ознаменовалась для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течении почти двухсот лет.

В синодальный период своей истории (1721-1917 годы) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны. Велось восстановление старых и строительство новых храмов. Начало XIX века ознаменовалось деятельностью замечательных богословов. Немало сделали русские церковные ученые и для развития таких наук, как история, языкознание, востоковедение.

XIX век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского.

В начале XX века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции – в 1917 году. Крупнейший его событием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси(1917-1925).

Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жесткостью убийств.

Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества – она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.

Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в «патриотической единении», был прием Сталиным 4 сентября 1943 года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Старгородского) и митрополитов Алексия (Симантского) и Николая (Ярушевича).

С этого исторического момента началось «потепление» в отношениях Церкви с государством.

Празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году ознаменовало закат государственно-атеистической системы, придало новый импульс церковно-государственным отношениям, заставило власть начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на принципах признания её огромной исторической роли в судьбе Отечества и её вклада в формирование нравственных устоев нации. Началось подлинное возвращение народа в Отчий дом-люди потянулись к Христу и Его Святой Церкви.

Православная Церковь крепла, становясь опорой духовности и нравственности для большого числа людей. Наряду с передачей старых храмов строились новые, множились приходы и церкви становились многолюдными, причем и за счет молодежи, возвращались культовые ценности, изъятые богоборческим большевистским государством. Правда, для некоторой части общества посещение храмов было и пока остается не столько потребностью, сколько модой. Но шаг за шагом, к началу 2000-х годов, Православие обрело исконно русское значение духовной сердцевины общества, хранители вечных добродетелей.

Отсюда заметно возросшее общественное и политическое влияние Русской Церкви, следствие чего является начавшееся ещё при Патриархе Алексии II сближение Церкви и государства. В этом есть объективная потребность жизни нашей страны в современных исторических условиях. И надо сказать, нынешнее руководство Церкви и государства в лице Патриарха Кирилла и Президента В. В. Путина ясно это осознают. Они, как явствует из предпринимаемых ими действий, понимают, что Россия сильна единством Церкви и государства и прилагают немало усилий для укрепления этого союза.

Очень важно в современном мире проявлять благодарство, гостеприимство, доброту и умение осмысливать и подчинять высочайшим духовным идеалам даже повседневные и личные проблемы.

Русская культура формировались веками на православных идеалах любви, добра и смирения. Православный русский народ не закрывает себя от общения с другими народами и национальностями, а гостеприимно принимает их в свою церковную, государственную и гражданскую общность. Православная церковь несет в себе идеалы, несравнимо более высокие и значимые, нежели сиюминутная выгода, материальные ценности и земное бытие. Понять это можно, лишь в достаточной мере, изучив историю христианства и основы Православия.

В заключении, с полной уверенностью, можно сказать одно: роль православной церкви в становлении и развитии Российской государственности огромно. Православие воспитывало в России чувство ответственности гражданина, чиновника и царя перед Богом, и прежде всего упорядочило идею призванного, помазанного и богу служащего монаха. Благодаря этому тиранские государи в истории России были сущим исключением. Все гуманные реформы в русской истории были навеяна и подсказаны Православием. Становление и развитие Российской государственности невозможно без идеи патриотического долга, идеи святости семьи, сострадания и милосердия.

Сегодня церковь-это не только хранительница традиционных духовных ценностей, оказывающая значительное влияние на формирования культуры, но и активный участник общественно-политической жизни страны, самостоятельный субъект, наделенный определенными полномочиями и имеющий определенный авторитет.

Источник

Православная церковь и ее роль в русской истории

Крещение Руси и принятие христианства. Церковь и государство в XI-XVI вв. Значение монастырей и храмов. Православная церковь от начала XX ст. до наших дней, ее роль в формировании мировоззрения, культурных традиций и образа жизни русского народа.

РубрикаРелигия и мифология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления04.11.2009
Размер файла63,1 K

роль православной церкви в истории и культуре россии. Смотреть фото роль православной церкви в истории и культуре россии. Смотреть картинку роль православной церкви в истории и культуре россии. Картинка про роль православной церкви в истории и культуре россии. Фото роль православной церкви в истории и культуре россии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

С углубленным изучением иностранных языков

Северо-Западного учебного округа

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕЕ РОЛЬ В РУССКОЙ ИСТОРИИ»

Учитель: Волынкина Наталия Станиславовна

Учащаяся 9 класса «А»

Михайлова Ксения Владимировна

Обоснование выбора темы

I. Христианство на Руси

1.1. Значение принятия христианства на Руси

1.3. Организация церкви на Руси после крещения

II. Периоды становления христианства на Руси

2.1 Церковь и государство в XI-XVI веках

2.2 Церковь в период смутного времени

2.3.Реформы патриарха Никона и начало раскола

2.4. Старообрядчество на Руси

2.5. Церковные реформы Петра I и Екатерины II

III. Русские монастыри и храмы

IV.Русская Православная церковь от начала XX столетия до наших дней

4.1 Декрет о свободе совести

4.2 В годы гражданской войны

4.3 Изъятие церковных ценностей

4.4 “Живая церковь” (обновленцы)

4.5 Декларация Сергия 1927 года

4.6 Русская зарубежная церковь

4.7 Истинно православная церковь

4.8 Церковь в годы войны

4.9 Встреча Сталина с духовенством

4.10 Православная церковь после Сергия

4.11 Во время “оттепели”

4.12 Во время “перестройки

Список использованных источников литературы

История русской православной церкви насчитывает уже более тысячи лет. Земля Русская переживала тяжелые годины, но духовные пастыри поддерживали народ русский, словом и делом. Знала Россия и татар, и шведов, и немцев. Да кого только она не знала. Но всегда рядом с крестьянином, боярином, князем или императором был духовный наставник, который направлял его на путь истинный, освещал мятущийся ум Словом Божьим, недаром на притяжении многих веков слова « русский» и «православный» были синонимами.

Понятно, что ислам, буддизм, иудаизм, индуизм и даже русское язычество никогда не претендовали на роль государственной религии России. Единственным кандидатом на это место всегда была православная вера. Следовательно, под формулировкой « никакая религия» понимается православная вера. Говоря языком без политеса (вежливость), выражение « никакая религия» в переводе на русский язык означает, что православная вера не может быть государственной религией, а атеистическая вера может. Почему атеизм может быть государственной религией, а православие не может? Потому что из нас сделали Иванов, не помнящих родства.

Обоснование выборы темы.

«Православная церковь и ее роль в русской истории» одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день, на мой взгляд. Актуальность исследования заключается в том, что тема взаимоотношений Русской Православной Церкви и общества, во все времена представляло неугасающий интерес. Прослеживая историю нашей страны, мы видим, что Православная Церковь всегда стояла на позиции духовного формирования и кормилице людей. Менялось общество, политика государства, но общие духовные ценности, исходящие от Русской Православной Церкви, оставались неизменными. Люди всегда пробуждались ото сна с молитвой, садились за стол и даже умирали с именем Бога на устах. Нет и не может быть истории России без истории Русской Православной церкви.

I. Христианство на Руси

1.1 Значение принятия христианства на Руси

Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества.

Да и в целом, христианство, резко противопоставляя идеальное материальному, способствовало духовному развитию человека.

Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы, такие как софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.

Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и против рабства.

Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира.

Крещение Руси при князе Владимире Святославиче восходят истоки создания Русской Православной церкви-организации, влиятельной не только духовном, но и в политическом отношении, судьба которой исполнена высокой славы и трагического драматизма. Русская Православная церковь сыграла поистине огромную роль в российской истории.

В 988 году Киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование Императоров Василия II и Константина VIII Порфирородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны. Согласно русской летописи Повесть временных лет, князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву: «Боже великий, сотворивый небо и землю! Примзри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!»

1.3 Организация церкви на Руси после крещения

Признав христианство государственной религией Руси, светская власть позаботилась о материальном обеспечении церковной организации. Помимо платы верующих за совершение священнослужителями тех или иных таинств и обрядов по распоряжению князя Владимира в церковную казну стала ежегодно передаваться десятая часть всех княжеских доходов (десятина). Со временем взамен десятины, исчисление которой было достаточно сложным делом, государство предоставило церкви ряд постоянных источников доходов. Среди них важнейшим было право собственности на обширные территории («вотчины»), которое позволяло получать подати и налагать определенные повинности на крестьян, живших на этих землях. В конце Х века церкви было пожаловано право суда и сборы судебных пошлин по целому ряду дел, в основном семейно-бытового характера. Для укреплении материального положения церкви государство освободило священнослужителей и их имущество от налогов и повинностей

Вывод: Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества.

II. Периоды становления христианства на Руси

2.1 Церковь и государство в XI-XVI веках

Структура Русской Православной церкви с течением времени неоднократно и сильно изменялось. По мере утверждения христианства, его проникновения в сельскую местность и окраинные районы Руси увеличивалось число епархий, (в Русской православной церкви церковно-административная территориальная единица.)

В 1437 году в Москву прибыл присланным патриархом Константинопольским новый митрополит Исидор(1437-1441 гг.). Вместе с другими византийскими иерархами, он в 1439 году подписал акт Флорентийской унии (объединение)с папским престолом. Однако в Москве не признали унию, усмотрев в ней измену православию. По приказу великого князя московского Василия II митрополит Исидор был арестован и брошен в темницу. Несколько лет спустя, в 1448 году в собор русских епископов избрал первого автокефального (самостоятельного) митрополита- Иона, эпископа Рязанского. После захвата Константинополя турками в 1453 году связи русской церкви с патриархией почти полностью прекратились.

Следуя примеру своих отца и деда, Василий III (1505-1533гг.) и Иван IV (1547-1584гг.) жестко контролировали лояльность церкви по отношению к крепнувшему российскому самодержавию. Однако они хорошо понимали роль церкви как одного из устоев социальной стабильности и законопослушания. Сурово карая строптивых иерархов, не желавших примириться с проявлениями жестокости российских государей, они тем не менее сохраняли за церковью монополию в вопросах вероисповедания и всячески демонстрировали свое личное благочестие.

2.2 Церковь в период смутного времени

Но доблестной защитой монастырской крепости не была исчерпана служба Троицкой обители русской земле в тяжелую годину смутного времени. Обитель оказывала огромную хозяйственную и благотворительную помощь пострадавшему от смуты и разоренному населению, а вскоре снова выступила на поприще национально-патриотической борьбы. В тяжелый 1611 год, когда захватившие Москву поляки и их русские приспешники (правившие государством от имени польского королевича Владислава) стали угрожать национальному и церковному бытию Руси, Троицкий архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын начали рассылать из монастыря по всем городам пламенные грамоты с призывами к русским православным людям подняться на защиту веры и отечества и освободить от врагов Московское государство (такие же грамоты рассылал и славный Кириллов-Белозерский монастырь). Однако собравшееся в 1611 году так называемое первое земское ополчение, как известно, распалось вследствие несогласия дворянского и казачьего войска, после убийства казаками воеводы Прокопия Ляпунова. Тогда из обители св. Сергия снова зазвучал призывный голос, снова пошли во все города Троицкие грамоты с призывом к русским людям постоять за благочестие и за отечество. Когда составилось так называемое второе земское ополчение (во главе с кн. Д.М.Пожарским и Кузьмою Мининым), тогда Троицкая обитель снова всеми своими силами, материальными и духовными, пришла на помощь русскому христолюбивому воинству.

2.3 Реформы патриарха Никона и начало раскола

Патриарх Никон стал вводить в русскую церковь новые обряды, новые богослужебные книги и другие новшества без одобрения собора, самовольно. Это и послужило причиной церковного раскола. Кто последовал за Никоном, тех народ стал называть «никонианами», или новообрядцами. Сами же последователи Никона, пользуясь государственной властью и силой, провозгласили свою церковь православной, или господствующей, а своих противников стали звать оскорбительной и принципиально неверной кличкой «раскольники». На них они свалили и всю вину церковного раскола. На самом же деле противники никоновских нововведений не совершали никакого раскола: они остались верны древним церковным преданиям и обрядам, ни в чем не изменив своей родной православной церкви. Поэтому они справедливо называют себя православными старообрядцами, староверами или древлеправославными христианами. Кто же явился подлинным инициатором и вождем раскола?

Патриарх Никон вступил на московский патриарший престол в 1652 году. Еще до возведения в патриархи он сблизился с царем Алексеем Михайловичем. Вместе они и задумали переделать русскую церковь на новый лад: ввести в ней новые чины, обряды, книги, чтобы она во всем походила на греческую церковь, которая давно уже перестала быть вполне благочестивой.

Гордый и самолюбивый, патриарх Никон не имел большого образования. Зато он окружил себя учеными украинцами и греками, из которых наибольшую роль стал играть Арсений Грек, человек весьма сомнительной веры. Воспитание и образование он получил у иезуитов[7.]; по прибытии на Восток он принял магометанство, затем снова примкнул к православию, а потом уклонился в католичество. Когда он появился в Москве, его отправили в Соловецкий монастырь как опасного еретика. Отсюда и взял его Никон к себе и сразу сделал главным помощником в церковных делах. Это вызвало большой соблазн и ропот в среде верующего русского народа. Но возражать Никону было нельзя. Царь предоставил ему неограниченные права в делах церкви. Никон, ободренный царем, делал что хотел, ни с кем не советуясь. Опираясь на дружбу и власть царскую, он приступил к церковной реформе решительно и смело.

Никон имел характер жестокий и упрямый, держал себя гордо и недоступно, называя себя, по примеру римского папы, «крайним святителем», титуловался «великим государем» и был одним из самых богатых людей России. К архиереям он относился надменно, не хотел их называть своими братьями, страшно унижал и преследовал остальное духовенство. Все страшились и трепетали перед Никоном. Историк Ключевский называет Никона церковным диктатором.

В старину не было типографий, книги переписывались. В России богослужебные книги писались в монастырях и при епископах особыми мастерами. Это мастерство, как и иконописание, почиталось священным и выполнялось старательно и с благоговением. Русский народ любил книгу и умел ее беречь, как святыню. Малейшая опись в книге, недосмотр, ошибка считались большой погрешностью. Вот почему сохранившиеся до нас многочисленные рукописи старого времени отличаются чистотою и красотою письма, правильностью и точностью текста. В древних рукописях трудно встретить помарки и зачеркивания. В них было меньше описок, чем в современных книгах опечаток. Замеченные в прежних книгах существенные погрешности были устранены еще до Никона, когда в Москве начала действовать типография. Исправление книг велось с большой осторожностью и осмотрительностью.

Совсем иначе повелось исправление при патриархе Никоне. На соборе в 1654 г. было решено исправлять богослужебные книги по древним греческим и древним славянским, на самом же деле исправление производилось по новым греческим книгам, напечатанным в иезуитских типографиях Венеции и Парижа. Об этих книгах даже сами греки отзывались как об искаженных и погрешительных.

Наиболее важными изменениями и нововведениями были следующие:

1. Вместо двоеперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от греческой православной церкви вместе с христианством и которое является частью святоапостольского предания, было введено троеперстие.

2. В старых книгах, в согласии с духом славянского языка, всегда писалось и выговаривалось имя Спасителя «Исус», в новых книгах это имя было переделано на грецизированное «Иисус».

3. В старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идем за Солнцем-Христом. В новых книгах введено обхождение против солнца.

4. В старых книгах, в Символе Веры (VIII член), читается: «И в Духа Святаго Господа истиннаго и животворящаго», после же исправлений слово «истиннаго» было исключено.

5. Вместо «сугубой», т. е. двойной аллилуйи, которую творила русская церковь с древних времен, была введена «трегубая» (тройная) аллилуйя.

6. Божественную литургию в Древней Руси совершали на семи просфорах[4.], новые «справщики» ввели пятипросфорие, т. е. две просфоры исключили.

Приведенные примеры показывают, что Никон и его помощники дерзко посягнули на изменение церковных установлений, обычаев и даже апостольских преданий русской православной церкви, принятых от греческой церкви при крещении Руси.

Эти изменения церковных узаконений, преданий и обрядов не могли не вызвать резкий отпор со стороны русских людей, свято хранивших древние святые книги и предания.

Кроме самого факта изменения древних книг и обычаев церковных, резкое сопротивление в народе вызвали те меры, с помощью которых патриарх Никон и поддерживающий его царь насаждали эти нововведения. Жестоким гонениям и казням подвергались русские люди, совесть которых не могла согласиться с церковными нововведениями и искажениями. Многие предпочитали умереть, чем предать веру своих отцов и дедов.

Троеперстие было явным новшеством. Оно незадолго до Никона появилось у греков, они же привезли его и в Россию. Ни один святой отец и ни один древний собор не свидетельствуют о троеперстии. Поэтому русские люди не хотели его принимать. Кроме того, что в нем не изображаются два Христова естества, еще и неправильно изображать на себе крест тремя перстами во имя св. Троицы, не исповедуя в них человеческого естества Христа.

В «Скрижали» преданы проклятию и анафеме православные христиане и за то, что исповедуют в символе веры Духа Святого истинным. В сущности, Никон и его помощники проклинали русскую церковь не за ереси и погрешности, а за совершенно православное исповедание веры и за древние церковные предания. Эти действия Никона и его единомышленников сделали их в глазах русского благочестивого народа еретиками и отступниками от святой церкви.

2.4 Старообрядчество на Руси

Старообрядчество стало крупнейшим в истории России религиозно-общественным движением. В нем отразился стихийный, неосознанный, обличенный в религиозную оболочку протест, порожденный социальными противоречиями самодержавно-крепостнического строя и идеологическим засильем господствующей православной церкви. В течение трехсотлетней эволюции общественно-политическое содержание этого протеста менялось в зависимости от изменения социального состава движения, конкретной исторической ситуации и расстановки классовых сил.

2.5 Церковные реформы Петра I и Екатерины II

Запрещая начатую еще Иваном III борьбу за возвращение государству монастырских земельных владений, правительство Екатерины II в 1764г. провело секуляризацию церковных земель, в результате которой около 2 млн. крестьянских душ, прежде принадлежавших церкви, перешли в ведение особого государственного учреждения- Коллегии экономии. Кроме того, в ходе этой реформы были упразднены сотни мелких монастырей, а более крупные разделены на 3 класса. Содержание монахов, а также епископских кафедр отныне осуществлялось за счет казны. Приходские священники по-прежнему жили за счет своих прихожан, а также обработкой небольшого клочка земли, принадлежавшего данной церкви.

Но крестьянство оставалось глубоко религиозным.

Приняв христианство, Русь перешла в новую стадию своего развития, став цивилизованным государством. Но, изучив тему христианизации Руси, мы сталкиваемся с проблемой: чем больше узнаём, тем больше загадок. Кроме того, изучая литературу, мы видим совершенно противоположные точки зрения, существуют расхождения и в датах. Справедливости ради необходимо учитывать как точку зрения научных исследователей, так и служителей церкви.

III. Русские монастыри и храмы

Уже в ХI веке неотъемлемой частью структуры Русской Православной церкви стали монастыри. Они имелись во всех крупных городах. По мнению некоторых исследователей, общее количество, существовавших на Руси в ХI-ХШ вв., достигало трехсот. К началу ХХ века их число уже приближалось к тысяче, а количество монахов и монахинь в 1913г. составляло около 92 тыс. человек при общей численности населения Российской империи 170 млн. человек.

Важным источником доходов монастыря были добровольные пожертвования (имущество, деньги, земельные владения, предметы церковного обихода) состоятельных светских лиц. Приняв дар («вклад»), монахи обязаны были молиться «за здравие» или «за упокой души» своего благодетеля и членов его семьи, предоставлять им место для захоронения на особо почитаемом среди православных верующих монастырском кладбище. Богатство и экономическое могущество некоторых монастырей со временем приобрели колоссальные размеры.

Храм является средоточием церковной жизни и православной культуры. Именно в храме послы великого князя Владимира убедились в красоте православия. Церковная служба стала для них верным свидетельством истинности православной веры.

Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, «красном» месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Если жителям какого-нибудь города или селения приходилось менять место своего жительства, то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства.

Храмы на Руси посвящались Живоначальной Троице, Христу Спасителю, Богородице или святым. По именованию храма часто получали названия русские города, селения, улицы, дороги. Фамилии многих людей также происходили от наименований храмов, особенно это касалось фамилий выходцев из духовного сословия: Вознесенский, Покровский, Успенский…

Во все христианские времена на Руси воздвигались храмы-памятники. Строили их на месте великих битв и ратных побед ради непрестанного церковного поминовения тех, кто положил свою жизнь на поле брани за родной город, народ и свое Отечество.

Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры. Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры.

Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.

Вывод: Человеку в храме легко почувствовать, как веровали в Бога его предки, и соединить их молитву со своей. Но чувство это будет куда сильнее, если человек знает историю храма и его святынь, жития его подвижников и благотворителей, местные предания об иконах, колоколах, о настоятелях и прихожанах, передающиеся из уст в уста.

IV. Русская православная церковь от начала XX столетия и до наших дней

Февраль 1917г. поставил Русскую Православную церковь в совершенно новое и необычное для нее положение. Впервые со времен Петра 1 церковь освобождалась от подчинения государству.

Руководство православной церкви признало Февральскую революцию. 9 марта 1917 г. Святейший синод призвал верующих…“довериться Временному правительству, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни” [8.].

Самой церкви теперь коренным образом предстояло изменить свою жизнь, руководить церковью в новую эпоху её деятельности впервые за сотни лет стали избираться самими верующими на епархиальных съездах.

Идеи созыва соборов и восстановления патриаршества высказывались в среде духовенства и общественности еще в Х1Х в. В 1905 г. члены Святейшего синода даже предложили царю созвать собор и избрать патриарха. Николай ІІ отвечал, что столь великие дела не должны совершаться в такое тревожное время. По иронии судьбы время, в которое их пришлось осуществлять, оказалось еще более тревожным.

15 августа 1917 г. в Успенском соборе Московского Кремля открылся Поместный собор Русской Православной церкви. На открытии собора присутствовал глава Временного правительства Александр Керенский.

Московский митрополит Тихон говорил, что собор… “воплотил мечты и чаяния лучших сынов Русской Церкви, которые жили мыслью о возобновлении соборной жизни церкви, но не дожили до этого счастливого дня”. Через три дня после Октябрьского переворота, 28 октября, Собор принял решение о восстановлении в Русской Православной церкви патриаршества, упраздненного в 1703 г.

5 ноября на патриарший престол был избран митрополит Тихон. Работа Поместного собора продолжалась более года. Он закончил ее 1 сентября 1918 года, став свидетелем величайших потрясений и перемен в жизни страны.

4.1 Декрет о свободе совести

20 января 1918 г. Совнарком принял Декрет о свободе совести, который “ отделял церковь от государства” Каждый человек получал право “исповедовать любую религию или не исповедовать никакой “. Запрещалось любое ущемление прав по признаку веры.

Декрет также “отделял школу от церкви”. В школах запрещалось преподавание Закона Божьего.

Кроме того, декрет лишал церковь и различные религиозные общества права иметь собственность. Все их имущество должно было перейти в распоряжение государства. Декрет, особенно последнюю его часть, духовенство восприняло как гонение на церковь. Поместный собор Русской Православной церкви заметил об этом: “Доселе Русь была святой, а теперь хотят сделать ее поганой”.

4.2 В годы гражданской войны

После Октября патриарх Тихон сначала выступал с резкими обличениямиСоветской власти, но в 1919 г. занял более сдержанную позицию, призвав духовенство не участвовать в политической борьбе.

Тем не менее около 10 тысяч представителей православного духовенства оказались в числе жертв гражданской войны.

Большевики расстреливали священников, служивших благодарственные молебны после падения местной Советской власти. В городе Петропавловске местного епископа и священников казнили за то, что они “встречали колокольным звоном вошедших в город белогвардейцев”. На самом деле взятие города просто совпало с началом вечерней службы.

В 1918 г. без суда был расстрелян митрополит Киевский Владимир, вручивший Тихону при избрании патриарший посох.

За попытку помочь арестованной царской семье красноармейцы утопили в реке Туре епископа Тобольского Гермогена. Его живым привязали к пароходному колесу.

Власти поддерживали антицерковные настроения в обществе.

В дни православных праздников устраивались карнавалы безбожников, высмеивающие Бога, святых и церковные обряды.

В Тамбове в насмешку над верующими был даже установлен памятник Иуде Искариоту, предавшему, согласно Евангелию, Христа.

В 1919-1920 гг. Власти провели кампанию “вскрытия мощей святых угодников”, которая вызывала возмущение у верующих и духовенства. Были вскрыты мощи Александра Невского, Тихона Задонского, Сергея Радонежского, десятков других православных святых. В некоторых местах протесты верующих пришлось усмирять даже с помощью войск.

4.3 Изъятие церковных ценностей

В 1921 г. Поволжье охватил очень сильный голод. Патриарх Тихон призвал оказать голодающим международную помощь и создал Всероссийский церковный комитет помощи голодающим. Он выразил готовность пожертвовать голодающим часть храмовых ценностей. Однако государство отказалось принять помощь церковников. Созданный церковный комитет был запрещен.

19 февраля 1922 г. патриарх Тихон разрешил жертвовать в пользу голодающих церковные ценности. Но уже 23 февраля власти \ВЦИК\ приняли решение изъять из храмов все ценности на нужды голодающих. Изъятия церковных ценностей начались по всей стране. Патриарх Тихон в послании 28 февраля резко осудил изъятия церковных ценностей и назвал их святотатством.

В ряде мест вспыхнули протесты верующих против изъятий.15 марта такие волнения произошли в Шуе. На городской Соборной площади собралась толпа верующих, с колокольни стали бить в набат. По официальному сообщению, толпа встретила подъехавшую конную милицию угрозами и кидала в нее поленья.

Прибыли два автомобиля с пулеметами и армейские части, которые выстрелами разогнали толпу. Газеты сообщили о четырёх убитых и тринадцати раненых. В тот же день начались аресты горожан, замеченных на площади.

Вскоре после событий в Шуе, 19 марта, В. Ленин направил членам

Политбюро секретное письмо, в котором писал: ” Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Именно теперь и только теперь большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо не в состоянии поддержать горстку черносотенного духовенства”[9.]

И подводил итог: ”Чем большее число представителей реакционного духовенства удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет не о каком сопротивление они не смели думать”.[ 10.]

По всей стране в 1922-1923 гг. прокатилась волна арестов и судов над духовенством и верующими. Арестовывали за утаивание ценностей или за протесты против изъятий.

26 апреля 1922г в Москве открылся “процесс 54-x” священников и мирян, обвиняемых в сопротивление изъятию ценностей. В качестве главного свидетеля суд несколько раз вызывал патриарха Тихона. 8 мая революционный трибунал вынес 12 смертных приговоров подсудимым (расстреляли пять человек).

На следующий день, 9 мая, был взят под домашний арест и сам патриарх Тихон. 9 июня начался суд над священниками и верующими в Петрограде (всего судили 86 человек ). 5 июля десять обвиняемых, в том числе митрополит Петроградский Вениамин, были приговорены к расстрелу (шестеро позднее помилованы).

Почти каждый день газеты сообщали о новых арестах священников судах над ними. Показательные процессы шли более чем в 20 городах. Аресты и расстрелы коснулись не только православного духовенства. Так, в марте 1923 г. приговорили к расстрелу главу католической церкви в России кардинала Яна Цепляка (позднее он был помилован и выслан за границу).

4.4 “Живая церковь” (обновленцы)

Весной 1922 г. в православной церкви стали возникать группы, получившие общее название “обновленцы”. Всех их роднило то, что они выступали за тесное сотрудничество с Советским государством. В остальном их программы были очень различны. Самые крайние обновленцы призывали к слиянию всех религий, например, “Свободная трудовая церковь”. А умеренный “Союз церковного возрождения” во главе с архиепископом Антонином (Грановским) требовал только небольшого изменения обрядов (проведения богослужения на русском языке и т. п.).

Все обновленцы боролись против патриарха Тихона и его сторонников и потому пользовались широкой поддержкой властей. Философ Николай Бердяев, вызванный в 1922 г. на Лубянку, вспоминал, как “ был поражён, что коридор и приёмная ГПУ были полны духовенством. Это всё были живоцерковники. На меня всё это произвело тяжёлое впечатление. К “живой церкви” я относился отрицательно, так как представители её начали своё дело с доносов на Патриарха и патриаршью церковь. Так не делается реформация. ”.[11.]

После ареста патриарха Тихона обновленцам при поддержке властей в течение года удалось подчинить себе большую часть приходов страны. Правда, обновленческие храмы пока пустовали: большинство верующих не желали в них идти.

29 апреля 1923 г. обновленцы открыли в Москве “Второй Поместный собор Русской Православной церкви”. Они лишили Тихона сана патриарха и упразднили патриаршество как “монархический и контрреволюционный способ руководства Церковью”.

Десятки и сотни священников, перешедших к обновленцам, приносили теперь покаяние Тихону. Ряды приверженцев “живой церкви” таяли на глазах.

В 1925 г. на своём соборе обновленцы отказались от всех нововведений: женатого епископата, второбрачия священников и т.п. Это означало по существу конец обновленчества, хотя формально “Обновленческая церковь” во главе с А. Введенским существовала вплоть до послевоенных лет.

4.5 Декларация Сергия 1927 года

После смерти патриарха Тихона в 1925 г. власти не позволили провести собор для избрания нового патриарха. Во главе церкви встал патриарший местоблюститель митрополит Пётр (Полянский). Но через семь месяцев он был арестован и, так никогда и не выйдя на свободу, погиб в 1936 г. В управление церковью вступил его заместитель митрополит Сергий (Иван

Страгородский). Видный церковный деятель, епископ с 1901 г., Сергий ещё от царского правительства получил орден Святого Александра Невского. В декабре 1926 г. власти арестовали и Сергия. Однако через несколько месяцев он был освобождён. 29 июля 1927 г. он подписал “Декларацию митрополита Сергия”. В ней говорилось: “Мы хотим быть православными и в то же время сознавать

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *